Пиши .про для писателей

Куликовская битва

Автор: Писатель и историк Е.Ю.Морозов

Куликовская битва стала переломным моментом в истории, после которого начинается отсчет времени, когда раздробленная Русь начала превращаться в единое Российское государство. О том, что происходило на поле Куликовом, Царьграду рассказал известный историк, академик РАН Владимир Лавров

Предтеча Куликовской битвы

11 августа 1378 года русским войском во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем была одержана первая крупная побед над ордынцами в сражении на реке Воже.
Битва на реке Воже, произошедшая 11 августа 1378 года на территории Рязанского княжества, стала первой крупной победой русского воинства над Золотой Ордой. Воодушевлённые этой победой русские полки, спустя два года вновь вышли на бой с татарами на Куликово поле, стяжав бессмертную славу и положив начало концу ордынского ига.

В 1359 году в Золотой Орде вспыхнула «великая замятня», сопровождавшаяся ожесточенной борьбой за власть в Сарае. Объективно ослабление Орды было на руку зависимым от нее русским княжествам, среди которых постепенно набирала свое влияние Москва. На рубеже 1360-1370-х годов татарские набеги на русские земли вновь переживают тенденцию к усилению. Наиболее сильно страдали юго-восточные и восточные окраины Руси, входившие в состав Нижегородского и Рязанского княжеств. В 1374 году, по летописным сведениям, в Нижнем Новгороде произошло серьёзное восстание против татар, когда горожане убили посланника ордынского правителя Мамая Сарайку и истребили всех пришедших с ним татар. Мамай ответил на это восстание опустошительным набегом. «Того же лета Мамаевы Татарове взяша Кишь и Запьянье всё повоеваша и пожьгоша, и люди изсекоша, а иныхъ плениша», — сообщает Ермолинская летопись.

После этих событий московскому князю Дмитрию Ивановичу, ставшему после Куликовской битвы Дмитрием Донским, стало очевидно, что войны с Мамаем не избежать.

В 1376 году русская рать во главе с Дмитрием Боброк-Волынским и сыновьями нижегородского князя Дмитрия Константиновича Василием Кирдяпой и Иваном совершила поход в союзную Мамаю Волжскую Булгарию. Овладев Булгаром, русские посадили там своего наместника и таможенника.
Таким образом, на некоторое время Волжский торговый путь оказался под контролем Московского княжества.

Однако уже летом 1377 года на Русь обрушилось новое нашествие.
Татарский царевич Арапша (Араб-шах) вторгся в пределы Нижегородского княжества. На реке Пьяне ему удалось застать врасплох русское войско, возглавляемое нижегородским княжичем Иваном Дмитриевичем, и наголову разгромить его. После этого татары разорили и сожгли Нижний Новгород.

В 1378 году 50-тысячное ордынское войско во главе со сподвижником Мамая мурзой Бегичем двинулось на Русь. Захватчиков встретила русская рать, которую возглавил лично московский князь Дмитрий Иванович. На флангах русскими полками командовали князь Даниил Пронский и московский окольничий Тимофей Вельяминов. Сражение произошло 11 августа на реке Воже, недалеко от Переяславля-Рязанского (современная Рязань).
По летописным данным, после многих дней стояния на Воже татары переправились через реку и пошли в атаку, но были встречены русскими войсками.


«И ударил на них с одной стороны Тимофей окольничий, а с другой стороны князь Даниил Пронский, а князь великий ударил в лице. Татары же в том часе повергли копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши после за ними, били их, секли и кололи, и убили их множество, а иных в реке утопили», — свидетельствует Симеоновская летопись. Там же приводятся имена погибших татарских князей – Хазибей, Коверга, Карабулук, Костров, Бегичка.

По мнению отечественного историка Вадима Каргалова, русское войско могло совершить преднамеренное отступление от реки Вожи, вынуждая ордынского полководца начать переправу и вступить в бой. Татарский предводитель Бегич же, одержимый недавней славой Арапши, вообразил себя новым Александром Македонским, который когда-то с ходу форсировал реку Граник и разгромил персов, отдал приказ своим татар перейти Вожу. Во время переправы ордынцев рать Дмитрия Ивановича нанесла по ним сокрушительный удар, решивший исход сражения.

Подобного рода обман противника был в значительной степени свойственен народам Востока, в том числе и монголо-татарам. Достаточно вспомнить 1223 год, когда в битве на реке Калке монголы при помощи притворного отступления заманили русско-половецкие войска в ловушку и разгромили их. Теперь же татары сами стали жертвой похожего тактического приёма, применённого московскими войсками князя Дмитрия Ивановича.
«Русское военное искусство многим обязано татарам», — писал известный российский и советский военный теоретик А.А. Свечин. Победа на Воже наглядно это продемонстрировала.

Сражение на Воже воодушевило русские войска и озлобило ордынского темника Мамая, который вслед затем обрушился на Рязанское княжество, вынудив князя Олега Ивановича искать пути спасения своих владений от дальнейшего разорения в двурушничестве и сотрудничестве с татарами в преддверии Куликовской битвы — сражения, ставшего ключевым в русской истории. Сражения, на котором, по выражению Л.Н.Гумилёва, родилась новая Россия.

Царьград: Что предшествовало сражению на Куликовом поле, почему именно в это время?

Владимир Лавров: Да потому что Мамай подошел. Еще раньше Дмитрий, которому еще предстояло стать Донским, перестал платить дань, а раз перестал платить дань, жди татаро-монгол. И так сошлось. А то, что это выпало на наш праздник — Рождество Пресвятой Богородицы, это же хороший признак. Здесь я отметил бы большую роль Сергия Радонежского.

Ц.: Известно, что перед битвой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, и многие связывают победу русского оружия именно с этим.

В.Л.: Их встреча имела огромное значение, потому что молодой великий князь Дмитрий рвался спасти Русь от татарского ига. Но иго уже было давно. Выросло несколько поколений людей, которые привыкли проигрывать. И идти с таким настроем на проигрыш означало неудачу еще до самой битвы.
Перед великим князем стоял вопрос, как его изменить. Здесь мог помочь только Сергий Радонежский. Причем великий князь мог вызвать Сергия из монастыря в Кремль, но просителем-то тут был кто? Сам глава государства. И поэтому великий князь сам поехал к Сергию, рассказал, что идет войско Мамая, попросил дать благословение.

А Сергий Радонежский не спешил, он предложил великому князю заночевать в монастыре, и тому пришлось это сделать. Утром служба очень длинная, монастырская, опять же Сергий Радонежский ничего не говорит, не благословляет. Потом Сергий пригласил великого князя на трапезу. И вот во время трапезы Сергий встал, подошел и говорит: «Ты победишь».
И благословил.

Но что еще удивительно, за спиной Сергия Радонежского стояли два монаха — богатыря в великой схиме. И Сергий дал этих монахов в войско Дмитрию Донскому. Это Пересвет и Ослябя. О них все знают еще со школьных учебников, даже в советское время об этом писали в положительном смысле. Но о чем не писали в советское время?

Не писали о том, что монах не имел права взять в руки оружие.
Это отлучение от Церкви, и Сергий не мог на это благословить.
Но сложилась уникальная ситуация, потому что это благословение во время трапезы могло услышать, предположим, двадцать человек, не больше.
А когда воины увидели, что на конях монахи с оружием, они поняли, что это святая битва, что это благословение Сергия Радонежского, потому что на такое мог решиться только он.
А Сергий решился, конечно, вспоминая Библию. Помните, к Христу подходили фарисеи и книжники, спрашивая: «Как ты можешь в субботу исцелять?
В субботу ведь ничего нельзя делать». А Христос им отвечал: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Он не спорил: да, в субботу нельзя. Но сделать благое дело можно и в субботу, есть такая высшая правда.

В данном случае Сергий дал пример Христа, дал оружие. Очевидно, ночью был разговор, очевидно, он вызвал Пересвета и Ослябю и сказал, что он их хочет послать на битву. Вполне возможно, что они не вернутся, готовы ли они? И когда они дали согласие, он им дал великую схиму, этого тоже практически не бывает.

Великая схима уже у пожилых, очень духовно опытных, глубоких монахов, а тут молодые люди. Но, опять же, когда войско увидело молодых монахов с оружием, все поняли, что это благословение Сергия Радонежского, и настрой изменился. Колоссальнейшая роль Сергия Радонежского, он дал даже больше, чем хотел Дмитрий Донской.
А о Донском нужно добавить, что он надел обычные доспехи, сняв великокняжеские, позолоченные, и стал в передовой полк, как обычный воин. Часто глава государства идет в бой впереди всех, рискует жизнью?
И это тоже очень помогло, потому что был момент, когда московский полк побежал. Но увидели, что глава-то государства сражается, не бежит. Стыдно стало, вернулись. Взяли пример с главы государства. Вот так происходило.

Выдающиеся люди, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, в святой день Рождества Пресвятой Богородицы сокрушили несокрушимое войско.

Ц.: Чем грозило Москве поражение?

В.Л.: Разгромом, вырезанием населения, грабежом. Уже такое бывало.
Нужно было побеждать, раз перестали платить дань. Но должен сказать о том, что в учебниках предпочитали не говорить: через два года татары пришли еще раз и обманом захватили Москву. Был страшный погром, вырезание, грабеж, и те, кто победил на Куликовом поле, погибли в 1382 году.

И поначалу Донскому не удалось собрать войско, другие князья не спешили на помощь Москве, но когда удалось собрать, то татары ретировались без битвы. Если мы сейчас отмечаем победу в Куликовской битве, то надо добавить, что через два года Москва была захвачена и пролилась кровь.
И еще до 1480 года не удавалось покончить с этим страшным игом.

Ц.: Вернемся к Пересвету. Его поединок с Челубеем, пожалуй, самый известный в истории. Но оба погибли в нем…

В.Л.: По преданию, Челубей выиграл чуть ли не триста поединков, обладал даром наносить энергетические удары на расстоянии. Но это по преданию, проверить это невозможно. Но, конечно, татаро-монголы выдвинули самого мощного и сильного. По преданию, погибли оба. Но Пересвет дольше удержался на лошади, доехал до своих. То есть все-таки поединок закончился с преимуществом для русского православного воина.
Что касается Осляби, то он выжил, и есть документ, свидетельствующий о том, что он ездил за границу как дипломат.

Ц.: Как вы думаете, почему русские победили, несмотря на более ранние проигрыши?

В.Л.: Русские защищали свою землю, свою веру, свои семьи, своих жен, детей. А татаро-монголы шли грабить, убивать, насиловать. Кто тут должен победить? Конечно, должны были победить те, за кем правда, за кем достоинство. Так и произошло 21 сентября.

Ц.: Чем стала для русских битва на Куликовом поле?

В.Л.: Русские почувствовали, что они способны себя защитить. До этого в России практически не было каменного строительства. Зачем строить, ведь придут, подожгут. Построишь хороший дом, обратишь на себя внимание татаро-монгол — они тебя же первого ограбят и убьют. То есть прекратилось развитие ремесел, почти прекратилось, может, за исключением Москвы, каменное строительство. Развитие экономики тоже остановилось.

А после победы никаких реформ не было, просто люди поверили, что они могут себя защитить. Поэтому и возобновилось экономическое развитие, началось каменное строительство и развитие ремесел.

Произошел духовно-нравственный, моральный, психологический сдвиг.
Мы способны себя защитить. Хотя пришлось еще долго дань платить и ждать до 1480 года, когда Иван III окончательно уничтожил это иго.


Свидетельство о публикации №12992

Все права на произведение принадлежат автору. , ©






Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии и оценивать публикации:

Войти или зарегистрироваться


Чтобы общаться и делиться идеями, заходите в чат Telegram для писателей.

Рецензии и комментарии ()



    Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.