«Пересказки, часть 57-яя, точнее… осторожно отобранное..."
Возрастные ограничения 18+
«Пересказки, часть 57-яя, точнее… осторожно отобранное
из сборника: «Записная книжка»
Часть №57:
«Маме
…Мы, как и ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца,
Всё, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца…
1908г.»
– …Пересказки?
– Историю невозможно пересказать, она говорит сама… и порой так неожиданно…
«В зале
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идёт из угла.
…
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни…
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!»
– …Да неужели Остобранник?
– Думаю, да: просто Остобранник (осторожно отобранное) из школьной хрестоматии 2003 года «Марина Цветаева – Избранное» под редакцией ООО» Издательство АСТ»…
«Мирок
…Дети – это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки
И в самих загадках кроется ответ!»
«Даме с Камелиями
Все твой путь блестящей залой зла,
Маргарита, осуждают смело.
В чем вина твоя? Грешило тело!
Душу ты – невинной сберегла.
…
О любовь! Спасает мир – она!
В ней одной спасенье и защита.
Все в любви. Спи с миром, Маргарита…
Все в любви… Любила – спасена!»
«Наши царства
…Но день прошёл, и снова феи – дети,
которых ждут и шаг которых тих….
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещё невзрослой передаст ли стих?»
«Ошибка
…Оставь полёт снежинок с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!»
– …А зачем?.. Зачем, Остобранник, ведь Избранное – оно и так уже избранно? Зачем ещё что-то избирать… отбирать?
– Здесь лучше спросить не зачем, а для кого?..
«…Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Май 1913»
«…Я знаю: в этой битве пасть
Не мне, прелестный трус!
Но, милый юноша, за власть
Я в мире не борюсь…
11 июля 1913»
«Генералам двенадцатого года
…Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, – вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!
….
Три сотни побеждало – трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли!
…
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
26.12.1913г.
– …Ну, хорошо, – для кого Остобранник?
– Для себя, прежде всего, потому, как, пройти мимо, прочтя когда-то давно полное издание и теперь это Избранное, в котором кто-то словно специально выбрал именно то, скрытое прежде непосвящённому глазу, сокровенное, просто невозможно…
«…Забвенье милое искусство
душой усвоено уже.
– Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе.
24.10.2014г.»
«…В утренний сонный час,
– Кажется, четверть пятого, –
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
11.02.1915г.»
«Москва! Какой огромный
Староприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный,
Мы все к тебе придём.
…
И льётся аллилуйя
На смуглые поля.
– Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
08.07.1916г.»
«…– Нет, умереть. Никогда не родиться бы лучше,
Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой
О чернобровых красавицах. – Ох, и поют же
Нынче солдаты! О Господи Боже ты мой!
03.07.1916г.»
– …Получается, пусть не Пересказка, но всё-таки этот Остобранник из Избранного – это тоже удивление.
– И ещё какое!
– Сомненье, поиск и мечта?..
– Видишь ли, такую глубоко продуманную цельную и, в тоже время, очень сжатую по объемам подборку совершеннейших, но при этом очень сложных и необычных рифм и ритмов, да к тому же такого неординарного и, похоже, очень чуткого и… ранимого (на мой взгляд) автора-гения…
«…Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице –
Тонкий звон
Старинных часов – как капельки времени,
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды –
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня не любили…
10.12.1916г.»
– … встречаешь нечасто! Если не сказать точнее – вообще не встречаешь.
– А «Вы» в последней строчке было действительно с большой буквы?
– Заметил? – радуюсь. – Вот именно, с большой.
– Интересно, – с сомнением удивляется.
– Согласен, – уверенно киваю. – Вот так и начинаешь ценить работу творческого коллектива, казалось бы, над, вполне себе, обычной несложной задачей – школьная хрестоматия…
«Бессонница
…Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи….
Нет и нет уму
Моему – покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнём!
23.12.1916г.»
«Из стихов к Блоку
…И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.
…
Но моя река – да с твоей рекой,
Но моя рука – да с твоей рукой,
Не сойдутся, Радость моя, доколь
Не догонит заря – зари.
07.05.1916г.»
– …А причём тут редакция?
– Как причём?.. Если ты, не специалист, не лингвист – мы все в большинстве своём таковы! – и даже небольшой почитатель и знаток рифмы, начнёшь читать у гения всё подряд, то просто-напросто даже не заметить ни этих строк, ни этого обращения к себе… с большой буквы…
«К тебе, имеющему быть рождённым
Столетие спустя, как отдышу, –
Из самых недр, – как на смерть осужденный,
Своей рукой –пишу:
…
Август 1919г.»
– …Ты так думаешь?
– Я это просто знаю!
– Откуда?
– Пробовал читать полное собрание.
– И что?
– Многое не видел, не понял, не ощутил.
– Ну, что не видел, например?
– Многое, хотя бы вот это:
«…Две руки – ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
Апрель 1920г.»
…
– А ещё это:
«…Суда поспешно не чини:
непрочен суд земной!
И голубиной – не черни
Галчонка – белизной.
А впрочем – что ж, коли не лень!
Но, всех перелюбя,
Быть может, я в тот чёрный день
Очнусь – белей тебя!
17.05.1920г.
…
– И это:
«Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
…
08.04.1923г.»
…
– И даже это:
«О дева всех румянее
Среди зелёных гор –
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!
Апрель1939г.»
…
– А ещё проза.
– Проза? – снова сомневается.
– Ах, Боже Мой, какая проза, – выдыхаю тревожно, пытаясь, что-то выхватить с ходу из мелкого в разнобой составленного текста…
«Мать – самая лирическая стихия. Я у своей матери старшая дочь, но любимая – не я. Мною она гордится, вторую – любит.
…глупо смеяться, когда другой падает: ведь Наполеон – тоже упал!
Есть силы, которых не может даже в таком ребёнке осилить даже такая мать.
Грех не в темноте, а в нежелании света, не в непонимании, а в сопротивлении пониманию, в намеренной слепости и злостной предвзятости.
Главное в жизни писателей (во второй половине её) – писать. Не: успех, а: успеть …ибо мешает не только травля, но и слава …на том свете меня ещё лучше поймут, чем в России. «Есть такая страна – Бог, Россия граничит с ней», так сказал Рильке… С этой страной Бог – Россия по сей день граничит. … Россия для всего, что не Россия, всегда было … некой угрозой спасения – душ – через гибель тел … Россия никогда не была страной земной карты. На эту Россию ставка поэтов. На Россию – всю, на Россию – всегда.
У подвала длинный черёд. Обмороженные ступени лестницы. Холод в спине: как втащить? Свои руки, – в эти чудеса я верю, но… три пуда вверх!
Удивительно не то, что он (Блок) умер, а то, что он жил … Весь он – такое явное торжество духа, такой – воочию – дух, что удивительно, как жизнь вообще – допустила … Не хочу его в гробу, хочу его в зорях.
Не надо работать над стихами, надо, чтобы стих над тобой (в тебе) работал.
Владимир Маяковский, двенадцать лет подряд верой и правдой, душой и телом служивший … кончил сильнее, чем лирическим стихотворением – лирическим выстрелом.
Я отродясь – как вся наша семья – была избавлена от этих двух «понятий»: слава и деньги.
Причины моего возвращения на родину – страстное устремление туда всей моей семьи: мужа – Сергея Эфрона, дочери – Арианды Эфрон и моего сына Георгия… Желание дать ему родину и будущность.
Нынче 27-ое августа, а 1-го мы с сыном, со всеми нашими вещами и целой библиотекой – на улице, потому что в комнату, которую нам сдали временно, въезжают обратно её владельцы (1940).
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающую столовую Литфонда (26.08.1941)
Не оставьте Мура. … А меня простите – не вынесла. (31.08.1941г.)
…
– Одним словом – не знаю, как так вышло? – но этот удивительный сборник «Школьная хрестоматия. Избранное» про крайне неординарного человека и… время – впрочем, оно всегда неординарно! – буквально в двухстах пятидесяти страницах непредвзято от первого лица рассказал куда как больше, чем…
– Постой, – перебивает, – давай не станем сравнивать, а просто помолчим, попытаемся осознать, впитать, ведь…
– Давай, – соглашаюсь…
«…(Добрая слава, с просто – славой –незнакома.) Слава: чтобы обо мне говорили. Добрая слава: чтобы обо мне не говорили – плохого. Добрая слава: один из видов нашей скромности – вся наша честность».
– Вечная память Вам, Марина Ивановна, и… добрая слава – недосягаемый гений-лингвист.
25.03.2021г.
Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения скрупулезными лингвистами за возможные стилистические и орфографические ошибки, допущенные в черновике-рукописи, написанной на ходу по горячим следам прочтения замечательной книги, при нахождении которых предлагает просто направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля» на любой удобной платформе (ВК, ОК, ФБ), либо оставить их прямо под текстом.
Спасибо за внимание и… сопереживание.
из сборника: «Записная книжка»
Часть №57:
«Маме
…Мы, как и ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца,
Всё, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца…
1908г.»
– …Пересказки?
– Историю невозможно пересказать, она говорит сама… и порой так неожиданно…
«В зале
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идёт из угла.
…
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни…
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!»
– …Да неужели Остобранник?
– Думаю, да: просто Остобранник (осторожно отобранное) из школьной хрестоматии 2003 года «Марина Цветаева – Избранное» под редакцией ООО» Издательство АСТ»…
«Мирок
…Дети – это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки
И в самих загадках кроется ответ!»
«Даме с Камелиями
Все твой путь блестящей залой зла,
Маргарита, осуждают смело.
В чем вина твоя? Грешило тело!
Душу ты – невинной сберегла.
…
О любовь! Спасает мир – она!
В ней одной спасенье и защита.
Все в любви. Спи с миром, Маргарита…
Все в любви… Любила – спасена!»
«Наши царства
…Но день прошёл, и снова феи – дети,
которых ждут и шаг которых тих….
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещё невзрослой передаст ли стих?»
«Ошибка
…Оставь полёт снежинок с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!»
– …А зачем?.. Зачем, Остобранник, ведь Избранное – оно и так уже избранно? Зачем ещё что-то избирать… отбирать?
– Здесь лучше спросить не зачем, а для кого?..
«…Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Май 1913»
«…Я знаю: в этой битве пасть
Не мне, прелестный трус!
Но, милый юноша, за власть
Я в мире не борюсь…
11 июля 1913»
«Генералам двенадцатого года
…Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, – вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!
….
Три сотни побеждало – трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли!
…
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
26.12.1913г.
– …Ну, хорошо, – для кого Остобранник?
– Для себя, прежде всего, потому, как, пройти мимо, прочтя когда-то давно полное издание и теперь это Избранное, в котором кто-то словно специально выбрал именно то, скрытое прежде непосвящённому глазу, сокровенное, просто невозможно…
«…Забвенье милое искусство
душой усвоено уже.
– Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе.
24.10.2014г.»
«…В утренний сонный час,
– Кажется, четверть пятого, –
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
11.02.1915г.»
«Москва! Какой огромный
Староприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный,
Мы все к тебе придём.
…
И льётся аллилуйя
На смуглые поля.
– Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
08.07.1916г.»
«…– Нет, умереть. Никогда не родиться бы лучше,
Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой
О чернобровых красавицах. – Ох, и поют же
Нынче солдаты! О Господи Боже ты мой!
03.07.1916г.»
– …Получается, пусть не Пересказка, но всё-таки этот Остобранник из Избранного – это тоже удивление.
– И ещё какое!
– Сомненье, поиск и мечта?..
– Видишь ли, такую глубоко продуманную цельную и, в тоже время, очень сжатую по объемам подборку совершеннейших, но при этом очень сложных и необычных рифм и ритмов, да к тому же такого неординарного и, похоже, очень чуткого и… ранимого (на мой взгляд) автора-гения…
«…Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице –
Тонкий звон
Старинных часов – как капельки времени,
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды –
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня не любили…
10.12.1916г.»
– … встречаешь нечасто! Если не сказать точнее – вообще не встречаешь.
– А «Вы» в последней строчке было действительно с большой буквы?
– Заметил? – радуюсь. – Вот именно, с большой.
– Интересно, – с сомнением удивляется.
– Согласен, – уверенно киваю. – Вот так и начинаешь ценить работу творческого коллектива, казалось бы, над, вполне себе, обычной несложной задачей – школьная хрестоматия…
«Бессонница
…Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи….
Нет и нет уму
Моему – покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнём!
23.12.1916г.»
«Из стихов к Блоку
…И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.
…
Но моя река – да с твоей рекой,
Но моя рука – да с твоей рукой,
Не сойдутся, Радость моя, доколь
Не догонит заря – зари.
07.05.1916г.»
– …А причём тут редакция?
– Как причём?.. Если ты, не специалист, не лингвист – мы все в большинстве своём таковы! – и даже небольшой почитатель и знаток рифмы, начнёшь читать у гения всё подряд, то просто-напросто даже не заметить ни этих строк, ни этого обращения к себе… с большой буквы…
«К тебе, имеющему быть рождённым
Столетие спустя, как отдышу, –
Из самых недр, – как на смерть осужденный,
Своей рукой –пишу:
…
Август 1919г.»
– …Ты так думаешь?
– Я это просто знаю!
– Откуда?
– Пробовал читать полное собрание.
– И что?
– Многое не видел, не понял, не ощутил.
– Ну, что не видел, например?
– Многое, хотя бы вот это:
«…Две руки – ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
Апрель 1920г.»
…
– А ещё это:
«…Суда поспешно не чини:
непрочен суд земной!
И голубиной – не черни
Галчонка – белизной.
А впрочем – что ж, коли не лень!
Но, всех перелюбя,
Быть может, я в тот чёрный день
Очнусь – белей тебя!
17.05.1920г.
…
– И это:
«Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
…
08.04.1923г.»
…
– И даже это:
«О дева всех румянее
Среди зелёных гор –
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!
Апрель1939г.»
…
– А ещё проза.
– Проза? – снова сомневается.
– Ах, Боже Мой, какая проза, – выдыхаю тревожно, пытаясь, что-то выхватить с ходу из мелкого в разнобой составленного текста…
«Мать – самая лирическая стихия. Я у своей матери старшая дочь, но любимая – не я. Мною она гордится, вторую – любит.
…глупо смеяться, когда другой падает: ведь Наполеон – тоже упал!
Есть силы, которых не может даже в таком ребёнке осилить даже такая мать.
Грех не в темноте, а в нежелании света, не в непонимании, а в сопротивлении пониманию, в намеренной слепости и злостной предвзятости.
Главное в жизни писателей (во второй половине её) – писать. Не: успех, а: успеть …ибо мешает не только травля, но и слава …на том свете меня ещё лучше поймут, чем в России. «Есть такая страна – Бог, Россия граничит с ней», так сказал Рильке… С этой страной Бог – Россия по сей день граничит. … Россия для всего, что не Россия, всегда было … некой угрозой спасения – душ – через гибель тел … Россия никогда не была страной земной карты. На эту Россию ставка поэтов. На Россию – всю, на Россию – всегда.
У подвала длинный черёд. Обмороженные ступени лестницы. Холод в спине: как втащить? Свои руки, – в эти чудеса я верю, но… три пуда вверх!
Удивительно не то, что он (Блок) умер, а то, что он жил … Весь он – такое явное торжество духа, такой – воочию – дух, что удивительно, как жизнь вообще – допустила … Не хочу его в гробу, хочу его в зорях.
Не надо работать над стихами, надо, чтобы стих над тобой (в тебе) работал.
Владимир Маяковский, двенадцать лет подряд верой и правдой, душой и телом служивший … кончил сильнее, чем лирическим стихотворением – лирическим выстрелом.
Я отродясь – как вся наша семья – была избавлена от этих двух «понятий»: слава и деньги.
Причины моего возвращения на родину – страстное устремление туда всей моей семьи: мужа – Сергея Эфрона, дочери – Арианды Эфрон и моего сына Георгия… Желание дать ему родину и будущность.
Нынче 27-ое августа, а 1-го мы с сыном, со всеми нашими вещами и целой библиотекой – на улице, потому что в комнату, которую нам сдали временно, въезжают обратно её владельцы (1940).
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающую столовую Литфонда (26.08.1941)
Не оставьте Мура. … А меня простите – не вынесла. (31.08.1941г.)
…
– Одним словом – не знаю, как так вышло? – но этот удивительный сборник «Школьная хрестоматия. Избранное» про крайне неординарного человека и… время – впрочем, оно всегда неординарно! – буквально в двухстах пятидесяти страницах непредвзято от первого лица рассказал куда как больше, чем…
– Постой, – перебивает, – давай не станем сравнивать, а просто помолчим, попытаемся осознать, впитать, ведь…
– Давай, – соглашаюсь…
«…(Добрая слава, с просто – славой –незнакома.) Слава: чтобы обо мне говорили. Добрая слава: чтобы обо мне не говорили – плохого. Добрая слава: один из видов нашей скромности – вся наша честность».
– Вечная память Вам, Марина Ивановна, и… добрая слава – недосягаемый гений-лингвист.
25.03.2021г.
Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения скрупулезными лингвистами за возможные стилистические и орфографические ошибки, допущенные в черновике-рукописи, написанной на ходу по горячим следам прочтения замечательной книги, при нахождении которых предлагает просто направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля» на любой удобной платформе (ВК, ОК, ФБ), либо оставить их прямо под текстом.
Спасибо за внимание и… сопереживание.
Рецензии и комментарии 0