В зазеркалье Петербурга
Возрастные ограничения 0+
«Опять в Питер», — с тоской подумал Сашка и открыв браузер, начал выбирать билеты.
Питер он недолюбливал, несмотря на очень тесную связь с городом веками, а особенно – современностью. Несмотря на то, что в этом городе случился один из самых лучших дней в жизни. Недолюбливал, потому что ему, банально там было холодно. Из десятков поездок в Петербург, Сашка помнил только один день, когда он не замерз.
Четыре часа на «Сапсане», час по питерским пробкам и Сашка уже селился в давно облюбованной маленькой гостинчике, неподалеку от Исаакиевского собора. Умыться, погладиться, переодеться было делом десяти минут и, готовый к питерским приключениям, Сашка вышел на улицу и направился к Исаакиевской площади.
Пройдя по Большой морской, он подошел к гостинице «Астория». Подняв голову, внезапно представил себе висящего на паласе Андрея Миронова из «Невероятных приключений итальянцев в России» и засмеялся. Залитый солнцем сквер, красные навесы на гранитном фасаде, толпы туристов: престарелые и солидные немцы, крикливые итальянцы, китайцы, передвигающиеся исключительно строем и, над этим всем, спускающийся Миронов.
Завернув за угол, замечтавшийся Сашка решил дойти сотню метров до «Англетера». Длинное, четырехэтажное, мрачное здание смотрело пустынными окнами на Исаакий.
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же — в петлю слазил в «Англетере»
(В. Высоцкий)
Сашка поежился. Летнее тепло никак не вязалось с воспоминаниями, которых у Сашки и быть не могло … морозная ночь 1925 года и в одном из номеров гостиницы самый романтический поэт двадцатого века мучается гамлетовским вопросом.
… Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Никто не слышал последних слов Есенина. Да и вряд ли в унылом номере «Англетера» в последнюю минуту он разговаривал с собой. Этой дурной театральной привычки современники никогда не замечали за ним. «В последние месяцы своего трагического существования,- вспоминает друг Есенина Анатолий Мариенгоф, — Есенин бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание. А за первой, как железное правило, шли — вторая, третья, четвертая, пятая...».
Утром 28 декабря 1925 года Есенина нашли повесившимся в номере гостиницы.
А днем накануне смерти Есенин написал прощальное стихотворение:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Есенин передал это стихотворение своему ленинградскому другу, поэту Вольфу Эрлиху, который вспоминал: «Есенин нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Говорит, складывая листок вчетверо и кладя его в карман моего пиджака: «Тебе». Устинова (приятельница Эрлиха) хочет прочесть. «Нет, ты подожди, останется один — прочитает...». Простились. С Невского я вернулся вторично: забыл портфель. Есенин сидел у стола спокойный, без пиджака, накинув шубу, и просматривал старые стихи. На столе была развернута папка. Простились вторично». Стихотворение осталось в кармане у Эрлиха, но прочитал он его только на следующий день, когда Есенина уже не было в живых.
Вздохнув, Сашка перешел дорогу и углубился в сквер. Над его головой, на высоком постаменте, вздыбился конь под императором Николаем I в парадной форме кавалергардского полка. Несмотря ни что, Сашка всегда любовался этим памятником, украшенным четырьмя потрясающими аллегорическими скульптурами: Мудростью, Силой, Верой и Правосудием. Согласно легенде, для этих скульптур позировала жена императора и три его дочери.
«Интересно, а кто бы в середине девятнадцатого века, была достойна позировать еще для одной — Красоты», — внезапно пришла в голову Сашке мысль, пока он разглядывал горельефы, иллюстрирующие события царствования императора — подавление восстания декабристов, усмирение Николаем I холерного бунта на Сенной площади, награждение Сперанского по случаю составления первого Свода законов и открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург-Москва.
Постамент был облицован несколькими видами мрамора, красным и темно-серым гранитом — конь буквально рвался с него куда-то вдаль, к Мариинскому дворцу.
«Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!», — вспомнилась Сашке питерская поговорка. Под «дураком» подразумевался сам Николай, а вот под «умным» — его предшественник Петр I, памятник которому — Медный всадник стоит на одной оси, но по другую сторону от Исаакиевского собора, причём Петр обращён к Николаю спиной.
Петр Великий был кумиром Николая I, который во всем пытался подражать своему прославленному предку. Желавшие польстить императору поданные частенько сравнивали его с Петром. Тем не менее ничего общего между «жандармом Европы» и государем-преобразователем не было. Пушкин написал в своем дневнике фразу, ставшую крылатой: «В нем (Николае I) много от прапорщика и мало от Петра Великого».
Согласно городской легенде, на следующий день после открытия монумента на ноге коня появилась деревянная табличка, на которой было написано: «Не догонишь!». Эта легенда и стала основой для поговорки, гулявшей по Петербургу в девятнадцатом веке и дожившей до наших дней.
Ладно, некогда мечтать, всего на один день приехал и, помимо само собой разумеющихся вечерних посиделок с друзьями, у Сашки была одна важная миссия – мистический центр Питера, поэтому, пройдя немного обратно по Морской, он свернул на Гороховую и пошел по направлению к Фонтанке.
Переходя через Садовую и глядя на светофор, Сашка слегка обалдел … рядом со светофором притулились два дорожных знака: «остановка запрещена» и «пешеходный переход». Они смотрели прямо на него, а у него кипели мозги, потому что улица была с односторонним движением, против которого он и шел.
«Это же Питер. Не ищи логику там, где ее нет!», — он тут же одернул себя и вспомнил указатель квартир у подъезда в Женькином дворе: первый этаж — 35,59,6; второй — 25,61,62; третий – 63,64,28 и четвертый – 31,65,34. Он пытался вспомнить подобные московские городские изюминки, но не мог. Да уж, в Москве такого не увидишь.
Размышляя о разительном отличии столиц, он наконец дошел до цели прогулки — старинного особняка екатерининских времен на углу Гороховой улицы и набережной Фонтанки. На первый взгляд, дом являлся зеркальным отражением дома напротив, но это было не так.
Это не дома близнецы, они — разные, просто похожи, но одинаковая этажность, схожая отделка портиков, одинаковая окраска и хорошо продуманная композиционная компоновка предмостной площади создают прекрасную иллюзию зеркального отражения.
Сашка свернул в арку под балконом и вот она … там, за обычной железной дверью. Случайный прохожий никогда не догадается, что в ничем не примечательном доме на набережной находится такая красота. Единственное окно Ротонды выходит во двор, а купол спрятан под аномально высоким чердаком.
На двери висело многократно надорванное и клееное-переклеенное объявление, вещавшее о том, что вход в Ротонду добровольно-принудительно платный и предложение жаждущим расстаться с семьюдесятью рублями позвонить «хранителю Ротонды» Мише. Сотовый номер был накарябан тут же, около имени. Что ж, раз уж Ротонде выделили цельного хранителя, не жалко и Сашка полез в сумку за телефоном.
— Алло! Слушаю Вас! – в трубке раздался неожиданно молодой голос.
— Здравствуйте! Я хотел бы посетить Ротонду. Это возможно?
— Вы у дверей? Вас не затруднит подождать минут пять, я закончу экскурсию и спущусь к Вам.
— Хорошо. Я тут покурю пока.
Сашка отошел на небольшой освещенный пятачок внутри двора и довольно щурясь на солнце, закурил. Пять минут пролетело быстро. Скрипнула дверь, выпуская предыдущих посетителей и Сашка шагнул в темноту подъезда.
— Здравствуйте! Я – Михаил. Вы хотите осмотреть Ротонду?
Приятный, вежливый голос парня никак не вязался с его внешним видом. Рваные, замусоленные джинсы, давно не чищенные берцы, футболка с изображением какой-то металлической команды, бандана с черепом и поверх всего этого старая солдатская шинель. Шинель парню была явно великовата и он полами подметал землю. Довершали этот облик обильно украшенное пирсингом молодое лицо с несусветно огромным, выкрашенным во все цвета радуги ирокезом.
— Да, хочется увидеть сие легендарное место.
— Прошу Вас, пойдемте со мной. Парень прошел вперед по подъезду, и завернул налево. Сашка шел за ним. Вот она – Ротонда. Легендарное и, по мнению некоторых, самое мистическое место Петербурга. За обычной дверью, в обычном доме пряталась красивейшая галерея из шести колонн, круглым сводом и изящными чугунными лестницами, которые закручивались и уходили к куполу.
— Звание культового места Ротонда получила в 70–80-е годы прошлого века — время появления неформальных движений среди советской молодёжи. Здесь собирались представители разных субкультур — рокеры, хиппи, панки. Ротонду неоднократно посещали Кинчев и Цой, и для многих именно поэтому она стала знаковым местом, — довольно равнодушным голосом начал экскурсию парень, но Сашка его перебил с улыбкой, — Извините, но мне интересны более древние предания.
Парень недоуменно, но с видимым интересом, взглянул на Сашку, внешний вид которого не особо вязался с образом профессора-историка. Не настолько конечно, как у «хранителя», но все же.
— Извольте, — старомодно отозвался парень и, уже другим, увлеченным голосом начал рассказ, — немного истории. Сам дом был построен по заказу Саввы Яковлева, семейство которого владело им до 1863 года. Происхождение Ротонды не известно. Дом построили в 18 веке и много раз перестраивали. Существует версия, что колонны остались от предыдущего здания и служили оформлением парадного входа. Но, когда ты рассматриваешь дом и саму Ротонду изнутри, кажется, что дом построили вокруг нее. Кстати, название этого места — Ротонда, принято всегда писать с большой буквы.
— Что ж, такое легендарное место не грех и уважить, — улыбнулся Сашка.
— Фасад дома, выходящий на реку Фонтанка не подвергался изменениям до 1856 года, а в 1856 году, когда владельцем дома становится Александр Евметьев (в то время он так и назывался — Дом Евметьева) была переделана центральная часть здания с Ротондой на Гороховой. В 1870 году были изменены размеры окон первого этажа. Поэтому особняк известен как «Дом Яковлева-Евментьева». Но есть версия, что здание в конце XVIII — начале XIX вв. принадлежало известному петербургскому масону графу Андрею Зубову, и Ротонда первоначально предназначалась для масонской ложи …, — тут парень сделал артистическую паузу, а Сашка, подыграв ему, выпучил глаза и отрыл рот.
— Масоны … ух ты! – максимально ошеломленно протянул Сашка, но тут оба не выдержали и рассмеялись.
— Да. По преданиям, именно в подвалах этого дома проходил обряд посвящения в масоны. Как я уже сказал, в начале девятнадцатого века этот дом переходит во владение графа Андрея Зубова (по другим данным он не был владельцем, а просто снимал то ли комнаты, то ли весь дом), который был известным масоном. Согласно преданию именно тут, в Ротонде, в подвальном помещении, принимали посвящённых в масоны.
— Очень интересно!
— Но дело в том, что Ротонда была построена до него, и если Зубов действительно использовал её для мистических обрядов то он или стал продолжателем дела прежних владельцев, или использовал ее инновационно. Было так или не было, но говорят …
— Да уж, — протянул Сашка, — признаться, пока у меня возник единственный и, наверное, главный вопрос — с какой целью сделана Ротонда? Ведь это всего лишь подъезд жилого дома?
— Сейчас – да, но раньше, кто знает …
Сашка огляделся. На первом этаже квартир не было, лестница наверх начиналась из середины правильного круга, образованного колоннами и возвышающегося тремя ступенями над уровнем земли. Круг загибался за лестницу в сырую и затхлую темноту. Ротонда оставляла совершенно потрясающие ощущения. Тишина, необычное эхо, какая-то вязкая темнота внизу и яркий свет наверху. Она была идеально симметрична и, когда Сашка встал по центру и посмотрел вертикально вверх, ему на мгновение показалось, что мир вокруг начал вращаться, как колесо.
Парень заметил Сашкино состояние и, улыбнувшись, сказал, — Говорят, что из Ротонды можно уйти в четвертое измерение, перейти в другой мир, который находится за гранью человеческого понимания. Считается, что если завязать глаза и подниматься по лестнице, то ты будешь подниматься бесконечно.
— А Вы сами пробовали так, — спросил Сашка.
— Что Вы! Боже упаси! – отшатнулся экскурсовод, — есть другая легенда о том, что сам дьявол спускается в Петербург как раз по лестнице Ротонды и если прийти сюда с какой-нибудь просьбой к нему в полночь, то сатана обязательно откликнется на неё. А я, признаться, не горю желанием встречаться с сатаной.
— Да, эту легенду я знаю. Кстати, впервые эта легенда была письменно зафиксирована Пушкиным, который бывал частым гостем в Ротонде.
— Вот как, не знал, — заинтересовался парень, — а легенда об обращении к сатане с просьбами в Ротонде имеет и реальные подтверждения.
— Реальные? – недоверчиво спросил Сашка.
— Да. Сейчас, минуточку, — парень копался в смартфоне, видимо ища документальное подтверждение, — Вот! Один из петербургских краеведов девятнадцатого века описал такой случай, — и парень процитировал: «некая молодая девица, в конце 40-х годов 19 века обратилась в Ротонде к Антихристу с просьбой наказать мужчину которого она любила, но который не отвечал ей взаимностью. И Сатана ответил жертве несчастной любви, — на следующее утро после разговора с Лукавым её возлюбленный мужчина, отвергнувший её любовь, был найден в постели мёртвым без каких-либо признаков насильственной смерти». С несчастной любовью, связана одна интересная примета — если вы несчастны в любви, то придите в Ротонду и оставьте любую надпись стене и тогда, личная жизнь, обязательно наладится.
— Благодарю за предложение, но на сей раз, — Сашка кивнул на исписанные вдоль и поперек самыми разнообразными желаниями стены, — не стану тревожить ни князя тьмы, ни жильцов.
— Спасибо! – искренне ответил парень, — Помимо Ротонды-лестницы, в Санкт-Петербурге есть ещё пять зданий-ротонд. Так вот, если на карте соединить все ротонды Петербурга прямыми линиями, мы получим пентаграмму, в центре которой будет находится Ротонда, в которой мы сейчас находимся. Возможно поэтому, Ротонду гордо величают не иначе как «Центром мироздания», — и жестом пригласил, — давайте поднимемся? Здесь лестницы расположены зеркально.
Действительно, лестница, от прямого марша первого этажа, раздваивалась направо и налево. Парень, хитро улыбаясь, повел налево, но дойдя до уровня второго этажа они уперлись в стену. Второго этажа просто не существовало и лестница никуда не вела. Для чего это сделано? Вот еще загадка.
— Говорят, отсюда можно увидеть тень от седьмой невидимой колонны.
— Не вижу, — признался Сашка и обратил внимание на лист ватмана, закрепленный скотчем на стене. Лист весь был исписан сокровенными и не очень желаниями, поэтическими и лаконичными признаниями в любви, утверждениями, типа «Цой жив» и «Вася — козел». Рассматривая лист, Сашка непроизвольно вздрогнул, но в следующий момент рассмеялся. Слева, в верхнем углу, между «Хочу стать счастливым» и «Хочу похудеть», красовалась жирная надпись: «Общество массонов Пензы были здесь».
— Видать, доходят адепты все-таки, — кивнул на надпись Сашка, — чтобы не сомневались, даже с двумя «с» написали.
— Хотите, тоже напишите что-нибудь, — гид притянул Сашке фломастер.
Сашка задумался, а потом рассмеялся и под «обществом» доцарапал «3х3».
— А что это означает? – заинтересовался парень.
— Да так … типа пожелания удачного пути. Ведь издалека приехали братья, дорога нелегкая.
— Хмм …, — пожал плечами парень, — пойдемте дальше.
Спустившись на полпролета, туда, где лестница расходилась по сторонам, парень повел Сашку на этот раз направо. Фактически обогнув, по окружности Ротонду они оказались на площадке третьего этажа. Здесь имелось несколько квартир. Площадка представляла собой, по сути, балкон. Пропасть вниз отгораживала некогда изящная балюстрада, к сожалению выкрашенная десятки раз поверх старого слоя краски и от этого изрядно потерявшая в своей изящности. Сашка перегнулся через перила и посмотрел наверх. Потолок-купол здания был украшен надписью «Оставь надежду всяк сюда входящий ...».
— Да уж, оптимистично …, — недовольно буркнул Сашка.
— Знаменито это помещение и своей необычной акустикой, — продолжил экскурсию парень, — Если шепнуть что-нибудь, стоя лицом к той стене, то фраза не только будет слышна Вам здесь, но и, облетев всю Ротонду, вернется к своему хозяину: покажется, что кто-то шепчет на ухо твои же собственные слова. Стойте тут.
Парень отошел к стене напротив, сложил руки рупором и, отвернувшись с стене что-то зашептал.
«Мишка, Мишка, где твоя сберкнижка, полная червонцев и рублей …», — отчетливо услышал Сашка, как будто парень стоял у него за спиной.
— Здорово!
— Да, вот такая архитектура, что звук отражается зеркально.
«Опять зеркально. Любите вы это, поклонники симметрии. Все у вас тут зеркально: дома, лестницы, звуки», — подумал Сашка и снова перегнулся через перила, на этот раз глянуть вниз. Колодец, ведущий на первый этаж, заканчивался на дне огромным железным люком на первом этаже, располагавшимся как раз посередине лестницы.
— А что там, под ним? – Сашка кивнул вниз.
— По одним легендам он ведет в подвал, где масоны совершали свои ритуалы, — ответил гид, — именно там, в подвальном помещении Ротонды, когда-то проходили испытания адепты масонской ложи …по другим — это был тайный ход к реке Фонтанке. На эту загадку я не отвечу, сейчас штольня под люком залита бетоном.
— Как жаль! Явно неспроста он.
Из кармана шинели экскурсовода неожиданно Игги Поп запел «China girl». Гид достал смартфон:
— Алло! Слушаю Вас! Вы у дверей? Вас не затруднит подождать минут пять, я закончу экскурсию и спущусь к Вам, — парень повесил трубку и, пряча мобильник в карман шинели и закончил, — Неспроста. Есть реальный факт — уже в наше время в одну из ночей он сам по себе раскололся пентаграммой. Раскололся он, конечно, от коррозии вызванной временем, но вот, что интересно, когда расколовшийся люк обследовали, то в нём обнаружили искусственные каверны расположенные в виде пентаграммы по которым и произошёл раскол.
— Мистика, — подытожил Сашка и сказал, — Спасибо Вам за интереснейшую экскурсию, мне уже пора, да и новые страждущие мистики ждут у подъезда.
— Вам спасибо! Пойдемте, я Вас провожу.
Они начали спускаться, но парню так понравился посетитель, что он пытался поведать ему, как можно больше, прежде чем они расстанутся.
— Возвращаясь к мистике, у Ротонды есть ещё одно неофициальное название — Лестница дьявола или Лестница сатаны. В этой легенде очень интересна питерская интерпретация явления сатаны в мир. Здесь срабатывает принцип зеркальных отражений которым буквально пропитана весь Питер, — по логике сатана должен выходить из преисподней, то есть подниматься по лестнице, а здесь он спускается, то есть князь приходит к нам с неба, — возникает зеркальное отражение событий описанных в канонической христианской литературе. Питер это зеркало и наиболее хорошо это видно на основе легенды о зеркальных двойниках Невского проспекта — если на одной стороне Невского Проспекта рождается человек, то на другой стороне в этот момент обязательно умирает другой человек, есть такое у него свойство, но это тема для отдельного рассказа. Или в зеркальном отражении улицы Зодчего Росси.
— Все у вас в Питере зеркально, — рассмеялся у выхода Сашка.
— Да, вот такая она, Северная Пальмира.
— Северная Пальмира? Зеркально? Теперь мне все понятно! – догадка озарила Сашкино лицо, — Спасибо Вам огромное, Михаил! До свидания!
— До свидания, — удивленно ответил парень, но Сашка уже выскочил во двор.
Питер он недолюбливал, несмотря на очень тесную связь с городом веками, а особенно – современностью. Несмотря на то, что в этом городе случился один из самых лучших дней в жизни. Недолюбливал, потому что ему, банально там было холодно. Из десятков поездок в Петербург, Сашка помнил только один день, когда он не замерз.
Четыре часа на «Сапсане», час по питерским пробкам и Сашка уже селился в давно облюбованной маленькой гостинчике, неподалеку от Исаакиевского собора. Умыться, погладиться, переодеться было делом десяти минут и, готовый к питерским приключениям, Сашка вышел на улицу и направился к Исаакиевской площади.
Пройдя по Большой морской, он подошел к гостинице «Астория». Подняв голову, внезапно представил себе висящего на паласе Андрея Миронова из «Невероятных приключений итальянцев в России» и засмеялся. Залитый солнцем сквер, красные навесы на гранитном фасаде, толпы туристов: престарелые и солидные немцы, крикливые итальянцы, китайцы, передвигающиеся исключительно строем и, над этим всем, спускающийся Миронов.
Завернув за угол, замечтавшийся Сашка решил дойти сотню метров до «Англетера». Длинное, четырехэтажное, мрачное здание смотрело пустынными окнами на Исаакий.
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же — в петлю слазил в «Англетере»
(В. Высоцкий)
Сашка поежился. Летнее тепло никак не вязалось с воспоминаниями, которых у Сашки и быть не могло … морозная ночь 1925 года и в одном из номеров гостиницы самый романтический поэт двадцатого века мучается гамлетовским вопросом.
… Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Никто не слышал последних слов Есенина. Да и вряд ли в унылом номере «Англетера» в последнюю минуту он разговаривал с собой. Этой дурной театральной привычки современники никогда не замечали за ним. «В последние месяцы своего трагического существования,- вспоминает друг Есенина Анатолий Мариенгоф, — Есенин бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание. А за первой, как железное правило, шли — вторая, третья, четвертая, пятая...».
Утром 28 декабря 1925 года Есенина нашли повесившимся в номере гостиницы.
А днем накануне смерти Есенин написал прощальное стихотворение:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Есенин передал это стихотворение своему ленинградскому другу, поэту Вольфу Эрлиху, который вспоминал: «Есенин нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Говорит, складывая листок вчетверо и кладя его в карман моего пиджака: «Тебе». Устинова (приятельница Эрлиха) хочет прочесть. «Нет, ты подожди, останется один — прочитает...». Простились. С Невского я вернулся вторично: забыл портфель. Есенин сидел у стола спокойный, без пиджака, накинув шубу, и просматривал старые стихи. На столе была развернута папка. Простились вторично». Стихотворение осталось в кармане у Эрлиха, но прочитал он его только на следующий день, когда Есенина уже не было в живых.
Вздохнув, Сашка перешел дорогу и углубился в сквер. Над его головой, на высоком постаменте, вздыбился конь под императором Николаем I в парадной форме кавалергардского полка. Несмотря ни что, Сашка всегда любовался этим памятником, украшенным четырьмя потрясающими аллегорическими скульптурами: Мудростью, Силой, Верой и Правосудием. Согласно легенде, для этих скульптур позировала жена императора и три его дочери.
«Интересно, а кто бы в середине девятнадцатого века, была достойна позировать еще для одной — Красоты», — внезапно пришла в голову Сашке мысль, пока он разглядывал горельефы, иллюстрирующие события царствования императора — подавление восстания декабристов, усмирение Николаем I холерного бунта на Сенной площади, награждение Сперанского по случаю составления первого Свода законов и открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург-Москва.
Постамент был облицован несколькими видами мрамора, красным и темно-серым гранитом — конь буквально рвался с него куда-то вдаль, к Мариинскому дворцу.
«Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает!», — вспомнилась Сашке питерская поговорка. Под «дураком» подразумевался сам Николай, а вот под «умным» — его предшественник Петр I, памятник которому — Медный всадник стоит на одной оси, но по другую сторону от Исаакиевского собора, причём Петр обращён к Николаю спиной.
Петр Великий был кумиром Николая I, который во всем пытался подражать своему прославленному предку. Желавшие польстить императору поданные частенько сравнивали его с Петром. Тем не менее ничего общего между «жандармом Европы» и государем-преобразователем не было. Пушкин написал в своем дневнике фразу, ставшую крылатой: «В нем (Николае I) много от прапорщика и мало от Петра Великого».
Согласно городской легенде, на следующий день после открытия монумента на ноге коня появилась деревянная табличка, на которой было написано: «Не догонишь!». Эта легенда и стала основой для поговорки, гулявшей по Петербургу в девятнадцатом веке и дожившей до наших дней.
Ладно, некогда мечтать, всего на один день приехал и, помимо само собой разумеющихся вечерних посиделок с друзьями, у Сашки была одна важная миссия – мистический центр Питера, поэтому, пройдя немного обратно по Морской, он свернул на Гороховую и пошел по направлению к Фонтанке.
Переходя через Садовую и глядя на светофор, Сашка слегка обалдел … рядом со светофором притулились два дорожных знака: «остановка запрещена» и «пешеходный переход». Они смотрели прямо на него, а у него кипели мозги, потому что улица была с односторонним движением, против которого он и шел.
«Это же Питер. Не ищи логику там, где ее нет!», — он тут же одернул себя и вспомнил указатель квартир у подъезда в Женькином дворе: первый этаж — 35,59,6; второй — 25,61,62; третий – 63,64,28 и четвертый – 31,65,34. Он пытался вспомнить подобные московские городские изюминки, но не мог. Да уж, в Москве такого не увидишь.
Размышляя о разительном отличии столиц, он наконец дошел до цели прогулки — старинного особняка екатерининских времен на углу Гороховой улицы и набережной Фонтанки. На первый взгляд, дом являлся зеркальным отражением дома напротив, но это было не так.
Это не дома близнецы, они — разные, просто похожи, но одинаковая этажность, схожая отделка портиков, одинаковая окраска и хорошо продуманная композиционная компоновка предмостной площади создают прекрасную иллюзию зеркального отражения.
Сашка свернул в арку под балконом и вот она … там, за обычной железной дверью. Случайный прохожий никогда не догадается, что в ничем не примечательном доме на набережной находится такая красота. Единственное окно Ротонды выходит во двор, а купол спрятан под аномально высоким чердаком.
На двери висело многократно надорванное и клееное-переклеенное объявление, вещавшее о том, что вход в Ротонду добровольно-принудительно платный и предложение жаждущим расстаться с семьюдесятью рублями позвонить «хранителю Ротонды» Мише. Сотовый номер был накарябан тут же, около имени. Что ж, раз уж Ротонде выделили цельного хранителя, не жалко и Сашка полез в сумку за телефоном.
— Алло! Слушаю Вас! – в трубке раздался неожиданно молодой голос.
— Здравствуйте! Я хотел бы посетить Ротонду. Это возможно?
— Вы у дверей? Вас не затруднит подождать минут пять, я закончу экскурсию и спущусь к Вам.
— Хорошо. Я тут покурю пока.
Сашка отошел на небольшой освещенный пятачок внутри двора и довольно щурясь на солнце, закурил. Пять минут пролетело быстро. Скрипнула дверь, выпуская предыдущих посетителей и Сашка шагнул в темноту подъезда.
— Здравствуйте! Я – Михаил. Вы хотите осмотреть Ротонду?
Приятный, вежливый голос парня никак не вязался с его внешним видом. Рваные, замусоленные джинсы, давно не чищенные берцы, футболка с изображением какой-то металлической команды, бандана с черепом и поверх всего этого старая солдатская шинель. Шинель парню была явно великовата и он полами подметал землю. Довершали этот облик обильно украшенное пирсингом молодое лицо с несусветно огромным, выкрашенным во все цвета радуги ирокезом.
— Да, хочется увидеть сие легендарное место.
— Прошу Вас, пойдемте со мной. Парень прошел вперед по подъезду, и завернул налево. Сашка шел за ним. Вот она – Ротонда. Легендарное и, по мнению некоторых, самое мистическое место Петербурга. За обычной дверью, в обычном доме пряталась красивейшая галерея из шести колонн, круглым сводом и изящными чугунными лестницами, которые закручивались и уходили к куполу.
— Звание культового места Ротонда получила в 70–80-е годы прошлого века — время появления неформальных движений среди советской молодёжи. Здесь собирались представители разных субкультур — рокеры, хиппи, панки. Ротонду неоднократно посещали Кинчев и Цой, и для многих именно поэтому она стала знаковым местом, — довольно равнодушным голосом начал экскурсию парень, но Сашка его перебил с улыбкой, — Извините, но мне интересны более древние предания.
Парень недоуменно, но с видимым интересом, взглянул на Сашку, внешний вид которого не особо вязался с образом профессора-историка. Не настолько конечно, как у «хранителя», но все же.
— Извольте, — старомодно отозвался парень и, уже другим, увлеченным голосом начал рассказ, — немного истории. Сам дом был построен по заказу Саввы Яковлева, семейство которого владело им до 1863 года. Происхождение Ротонды не известно. Дом построили в 18 веке и много раз перестраивали. Существует версия, что колонны остались от предыдущего здания и служили оформлением парадного входа. Но, когда ты рассматриваешь дом и саму Ротонду изнутри, кажется, что дом построили вокруг нее. Кстати, название этого места — Ротонда, принято всегда писать с большой буквы.
— Что ж, такое легендарное место не грех и уважить, — улыбнулся Сашка.
— Фасад дома, выходящий на реку Фонтанка не подвергался изменениям до 1856 года, а в 1856 году, когда владельцем дома становится Александр Евметьев (в то время он так и назывался — Дом Евметьева) была переделана центральная часть здания с Ротондой на Гороховой. В 1870 году были изменены размеры окон первого этажа. Поэтому особняк известен как «Дом Яковлева-Евментьева». Но есть версия, что здание в конце XVIII — начале XIX вв. принадлежало известному петербургскому масону графу Андрею Зубову, и Ротонда первоначально предназначалась для масонской ложи …, — тут парень сделал артистическую паузу, а Сашка, подыграв ему, выпучил глаза и отрыл рот.
— Масоны … ух ты! – максимально ошеломленно протянул Сашка, но тут оба не выдержали и рассмеялись.
— Да. По преданиям, именно в подвалах этого дома проходил обряд посвящения в масоны. Как я уже сказал, в начале девятнадцатого века этот дом переходит во владение графа Андрея Зубова (по другим данным он не был владельцем, а просто снимал то ли комнаты, то ли весь дом), который был известным масоном. Согласно преданию именно тут, в Ротонде, в подвальном помещении, принимали посвящённых в масоны.
— Очень интересно!
— Но дело в том, что Ротонда была построена до него, и если Зубов действительно использовал её для мистических обрядов то он или стал продолжателем дела прежних владельцев, или использовал ее инновационно. Было так или не было, но говорят …
— Да уж, — протянул Сашка, — признаться, пока у меня возник единственный и, наверное, главный вопрос — с какой целью сделана Ротонда? Ведь это всего лишь подъезд жилого дома?
— Сейчас – да, но раньше, кто знает …
Сашка огляделся. На первом этаже квартир не было, лестница наверх начиналась из середины правильного круга, образованного колоннами и возвышающегося тремя ступенями над уровнем земли. Круг загибался за лестницу в сырую и затхлую темноту. Ротонда оставляла совершенно потрясающие ощущения. Тишина, необычное эхо, какая-то вязкая темнота внизу и яркий свет наверху. Она была идеально симметрична и, когда Сашка встал по центру и посмотрел вертикально вверх, ему на мгновение показалось, что мир вокруг начал вращаться, как колесо.
Парень заметил Сашкино состояние и, улыбнувшись, сказал, — Говорят, что из Ротонды можно уйти в четвертое измерение, перейти в другой мир, который находится за гранью человеческого понимания. Считается, что если завязать глаза и подниматься по лестнице, то ты будешь подниматься бесконечно.
— А Вы сами пробовали так, — спросил Сашка.
— Что Вы! Боже упаси! – отшатнулся экскурсовод, — есть другая легенда о том, что сам дьявол спускается в Петербург как раз по лестнице Ротонды и если прийти сюда с какой-нибудь просьбой к нему в полночь, то сатана обязательно откликнется на неё. А я, признаться, не горю желанием встречаться с сатаной.
— Да, эту легенду я знаю. Кстати, впервые эта легенда была письменно зафиксирована Пушкиным, который бывал частым гостем в Ротонде.
— Вот как, не знал, — заинтересовался парень, — а легенда об обращении к сатане с просьбами в Ротонде имеет и реальные подтверждения.
— Реальные? – недоверчиво спросил Сашка.
— Да. Сейчас, минуточку, — парень копался в смартфоне, видимо ища документальное подтверждение, — Вот! Один из петербургских краеведов девятнадцатого века описал такой случай, — и парень процитировал: «некая молодая девица, в конце 40-х годов 19 века обратилась в Ротонде к Антихристу с просьбой наказать мужчину которого она любила, но который не отвечал ей взаимностью. И Сатана ответил жертве несчастной любви, — на следующее утро после разговора с Лукавым её возлюбленный мужчина, отвергнувший её любовь, был найден в постели мёртвым без каких-либо признаков насильственной смерти». С несчастной любовью, связана одна интересная примета — если вы несчастны в любви, то придите в Ротонду и оставьте любую надпись стене и тогда, личная жизнь, обязательно наладится.
— Благодарю за предложение, но на сей раз, — Сашка кивнул на исписанные вдоль и поперек самыми разнообразными желаниями стены, — не стану тревожить ни князя тьмы, ни жильцов.
— Спасибо! – искренне ответил парень, — Помимо Ротонды-лестницы, в Санкт-Петербурге есть ещё пять зданий-ротонд. Так вот, если на карте соединить все ротонды Петербурга прямыми линиями, мы получим пентаграмму, в центре которой будет находится Ротонда, в которой мы сейчас находимся. Возможно поэтому, Ротонду гордо величают не иначе как «Центром мироздания», — и жестом пригласил, — давайте поднимемся? Здесь лестницы расположены зеркально.
Действительно, лестница, от прямого марша первого этажа, раздваивалась направо и налево. Парень, хитро улыбаясь, повел налево, но дойдя до уровня второго этажа они уперлись в стену. Второго этажа просто не существовало и лестница никуда не вела. Для чего это сделано? Вот еще загадка.
— Говорят, отсюда можно увидеть тень от седьмой невидимой колонны.
— Не вижу, — признался Сашка и обратил внимание на лист ватмана, закрепленный скотчем на стене. Лист весь был исписан сокровенными и не очень желаниями, поэтическими и лаконичными признаниями в любви, утверждениями, типа «Цой жив» и «Вася — козел». Рассматривая лист, Сашка непроизвольно вздрогнул, но в следующий момент рассмеялся. Слева, в верхнем углу, между «Хочу стать счастливым» и «Хочу похудеть», красовалась жирная надпись: «Общество массонов Пензы были здесь».
— Видать, доходят адепты все-таки, — кивнул на надпись Сашка, — чтобы не сомневались, даже с двумя «с» написали.
— Хотите, тоже напишите что-нибудь, — гид притянул Сашке фломастер.
Сашка задумался, а потом рассмеялся и под «обществом» доцарапал «3х3».
— А что это означает? – заинтересовался парень.
— Да так … типа пожелания удачного пути. Ведь издалека приехали братья, дорога нелегкая.
— Хмм …, — пожал плечами парень, — пойдемте дальше.
Спустившись на полпролета, туда, где лестница расходилась по сторонам, парень повел Сашку на этот раз направо. Фактически обогнув, по окружности Ротонду они оказались на площадке третьего этажа. Здесь имелось несколько квартир. Площадка представляла собой, по сути, балкон. Пропасть вниз отгораживала некогда изящная балюстрада, к сожалению выкрашенная десятки раз поверх старого слоя краски и от этого изрядно потерявшая в своей изящности. Сашка перегнулся через перила и посмотрел наверх. Потолок-купол здания был украшен надписью «Оставь надежду всяк сюда входящий ...».
— Да уж, оптимистично …, — недовольно буркнул Сашка.
— Знаменито это помещение и своей необычной акустикой, — продолжил экскурсию парень, — Если шепнуть что-нибудь, стоя лицом к той стене, то фраза не только будет слышна Вам здесь, но и, облетев всю Ротонду, вернется к своему хозяину: покажется, что кто-то шепчет на ухо твои же собственные слова. Стойте тут.
Парень отошел к стене напротив, сложил руки рупором и, отвернувшись с стене что-то зашептал.
«Мишка, Мишка, где твоя сберкнижка, полная червонцев и рублей …», — отчетливо услышал Сашка, как будто парень стоял у него за спиной.
— Здорово!
— Да, вот такая архитектура, что звук отражается зеркально.
«Опять зеркально. Любите вы это, поклонники симметрии. Все у вас тут зеркально: дома, лестницы, звуки», — подумал Сашка и снова перегнулся через перила, на этот раз глянуть вниз. Колодец, ведущий на первый этаж, заканчивался на дне огромным железным люком на первом этаже, располагавшимся как раз посередине лестницы.
— А что там, под ним? – Сашка кивнул вниз.
— По одним легендам он ведет в подвал, где масоны совершали свои ритуалы, — ответил гид, — именно там, в подвальном помещении Ротонды, когда-то проходили испытания адепты масонской ложи …по другим — это был тайный ход к реке Фонтанке. На эту загадку я не отвечу, сейчас штольня под люком залита бетоном.
— Как жаль! Явно неспроста он.
Из кармана шинели экскурсовода неожиданно Игги Поп запел «China girl». Гид достал смартфон:
— Алло! Слушаю Вас! Вы у дверей? Вас не затруднит подождать минут пять, я закончу экскурсию и спущусь к Вам, — парень повесил трубку и, пряча мобильник в карман шинели и закончил, — Неспроста. Есть реальный факт — уже в наше время в одну из ночей он сам по себе раскололся пентаграммой. Раскололся он, конечно, от коррозии вызванной временем, но вот, что интересно, когда расколовшийся люк обследовали, то в нём обнаружили искусственные каверны расположенные в виде пентаграммы по которым и произошёл раскол.
— Мистика, — подытожил Сашка и сказал, — Спасибо Вам за интереснейшую экскурсию, мне уже пора, да и новые страждущие мистики ждут у подъезда.
— Вам спасибо! Пойдемте, я Вас провожу.
Они начали спускаться, но парню так понравился посетитель, что он пытался поведать ему, как можно больше, прежде чем они расстанутся.
— Возвращаясь к мистике, у Ротонды есть ещё одно неофициальное название — Лестница дьявола или Лестница сатаны. В этой легенде очень интересна питерская интерпретация явления сатаны в мир. Здесь срабатывает принцип зеркальных отражений которым буквально пропитана весь Питер, — по логике сатана должен выходить из преисподней, то есть подниматься по лестнице, а здесь он спускается, то есть князь приходит к нам с неба, — возникает зеркальное отражение событий описанных в канонической христианской литературе. Питер это зеркало и наиболее хорошо это видно на основе легенды о зеркальных двойниках Невского проспекта — если на одной стороне Невского Проспекта рождается человек, то на другой стороне в этот момент обязательно умирает другой человек, есть такое у него свойство, но это тема для отдельного рассказа. Или в зеркальном отражении улицы Зодчего Росси.
— Все у вас в Питере зеркально, — рассмеялся у выхода Сашка.
— Да, вот такая она, Северная Пальмира.
— Северная Пальмира? Зеркально? Теперь мне все понятно! – догадка озарила Сашкино лицо, — Спасибо Вам огромное, Михаил! До свидания!
— До свидания, — удивленно ответил парень, но Сашка уже выскочил во двор.
Рецензии и комментарии 0