Икона
Возрастные ограничения 12+
Это было в 90 – е годы прошлого столетия. Сейчас это трудно объяснить молодому поколению, но тогда мы действительно выживали как могли. Со стройки, где платили сущие копейки, пришлось уйти без капли сожаления. Во первых это был труд не из лёгких, во вторых работа занимала практически всё время, не оставляя шанса для коммерческой деятельности. А коммерцией тогда занимались все и повсюду. Рухнувшее и канувшее в лету наказуемое понятие спекуляция, развязало людям руки. С этим же понятием ушло и многое другое, что олицетворяло облик советского человека. Напрочь не стало совести, чести, достоинства и честности. Всё стало измеряться в у.е. – в условных единицах, кои в свою очередь приравнивались к доллару, а доллар по сути практически и никто не видел… Цены росли с космической, нет, даже с галактической скоростью. Что вчера стоило десять рублей, сегодня не хотели продавать и за тридцать. Продукты стали реальным дефицитом, появилось новое незнакомое слово «бартер». В основном менялось то, что в большом количестве уже долго лежало на складах разных предприятий, это и мыло и посуда и одеяла и откуда то взявшиеся монгольские шубы, но самое ужасное было в том, что предприятия этим товаром платило своим работникам зарплату… А что же бедным работягам делать, надо брать, хоть две коробки мыла, чем вообще ничего… И так по этапу, по инстанциям, начинал набирать обороты новый могущественный иностранный гигант с зычным названием «бартер». Люди меняли свои порошки, колготки на чай и водку, сдавали в комиссионку, стояли на барахолке, продавали на стихийных рынках, на трамвайных остановках, по объявлениям, везли в деревню, соседний город, короче крутились и выживали как могли.
Мне, в некотором роде, было легче. Во первых я ещё тогда был не обременён семьёй, а во вторых у меня был не совсем старенький автомобиль «Москвич 412», на котором я с попеременным успехом и таксовал, и осваивал новую сферу деятельности, под названием «коммерция». Покупалось и перепродавалось всё – водка, сигареты, пиво, шоколадки, кофе, талоны на водку и сигареты, буквально всё, надо было только знать спрос и цену, ну а поскольку эти два понятия росли как тесто на дрожжах, выигрывал тот, кто больше и дешевле купит. Но самым надёжным и прибыльным товаром была конечно водка. Этот товар имел необыкновенный спрос во все времена и будет его иметь при малейшем дефиците, потому как это Великая Россия! Водка никогда и нигде не залёживалась и имела 100% выгоду. К примеру стоимость пол-литровой в магазине была 12руб.50коп., а в вечернее время уже 25 рублей, в ресторане примерно также. Затем появились талоны на водку, но уровень дефицита пресловутые талоны ничуть не уменьшили. Тут же нашлись такие же пресловутые продавцы талонов за 3 руб. штука из той же типографии…
Но да ладно, хватит истории. Вот в то время мой близкий родственник находился в заключении, а тюрьма была практически в черте города. Я всячески старался ему помогать чем мог. Пересылал чай, сигареты, деньги, в общем то, что за забором пользовалось хоть каким-то спросом, потому как там жизнь была ещё хуже… Ну а он мне пересылал.., кстати каналами доставки в то время можно было не просто гордиться, этим можно было заработать немалый авторитет. Но меня это как то мало волновало, вся эта круть-муть мне была не к чему, надо было просто, по человечески помогать. Так вот, из-за забора мне присылали удивительные вещи исключительно ручной работы. Это были резные мундштуки отполированные до зеркального блеска, с какими то витиеватыми вставками, всевозможной расцветки и небывалой формы. Это были причудливые трубки для табака с резными головами чертей и всяких животных, сделанные из биллиардных шаров и другого подручного костного материала. Некоторые шедевры действительно были бесценными в плане их изящного и неповторимого вида, они вызывали больше чем восхищение. Искусная работа высочайшего мастера была видна с первого взгляда, а при детальном осмотре, просто поражала точность мелких деталей. Это были резные шкатулки необыкновенно красивой и разнообразной резки из кедра и осины. Они были обшиты внутри красным или синим бархатом и даже цепочка ограничивающая открывание крышки была сделана с какими то витиевато замысловатыми формами. Все вещи были исключительно индивидуальны и не повторялись никогда. Это были картины под полиэфиром (проще выразится – покрытые лаком ) из натурального шпона. Постараюсь объяснить как эти картины создавались, ведь довелось мне и побывать в той тюрьме на экскурсии…
В то время в тюрьмах ввели неслыханное послабление в виде дня открытых дверей и отпусков для осужденных. Вот в один из таких дней я и побывал в колонии строго режима. Удивить мне вас особо нечем, так как все более менее знают про жизнь за колючкой, но вот картины из шпона… Это несомненно искусство! Шпон это один слой тонкой фанеры, который вымачивается в морилке в разные цвета, во многие цвета. Затем на какое то прочное основание кусочками клеится сообразно рисунку и линиям сюжета. Т.е. вам необходимо не просто подбирать цвета, но и тонким ножом, а в тюрьме только бритвочкой, ( лезвие для опасной бритвы ) вырезать и склеивать так, чтобы у вас получилась правдоподобная и красивая картина. Не знаю для кого как, но я посчитал это творчество невообразимо трудным и очень профессиональным. Забегая вперёд скажу, что такие картины продавались очень сложно и по моей оценке очень дёшево, потому как большинство людей не понимали как они сделаны, ну и главное тогда было не до искусства… Но всё таки две картины уехали куда-то очень далеко за границу и очень жаль, что мастера никогда не ставили на своих изделиях личного клейма, так как сами понимаете – тюрьма и соответственно полагающаяся ответственность за всё.
Один такой шедевр у меня хранился, вернее своим видом украшал одну из комнат много лет. Такую вещь продать просто не поднималась рука. Это был журнальный столик изумительной работы на изящно изогнутых ножках тёмного цвета. Восточная картина из сказок «Тысяча и одна ночь» не поддавалась никакому описанию. Многочисленные цвета шпона были так искусно и профессионально подобраны, что картина казалась просто нарисованной, а не склеенной. Линии склейки были не заметны из-за их точной подгонки и плавной смены цвета. Лица Шахиризады и принца были настолько красивые, что будь эта картина просто нарисована, она бы уже вызывала восторг, но это было склеено из кусочков фанеры! Как это вообще можно сделать у меня не укладывалось в голове, а столик был приличных размеров, примерно 60 на 90 см. И принцесса и принц были изображены в полный рост с великолепным сказочным фоном и двойной рамкой. Сколько было вложено труда в этот шедевр я не знаю и поныне, да и фамилию мастера к своему стыду тоже так и не узнал… Сколько всё таки удивительных мастеров и человеческих возможностей порождает простое ограничение жизнедеятельности…
Всякие воспоминания уносят от сути, а такие тем более… Так вот, в одну из таких передач, была приобретена, вернее обретена икона Божьей Матери Черниговская. Икона была написана на сосновой доске размером 25 на 50 см. Написана великолепно! Краски были свежие и яркие. Образ был не просто красивым, от него исходило тепло. Взгляд на икону не проходил бесследно, создавалось какое то покорство, умиротворение и уважение, причём не как к прекрасной работе, а как к чему-то покровительственному. О продаже не могло идти и речи. Я призадумался – может ли икона представлять святость, если её написал зэк, грешный человек уже по сути и можно ли такую икону поместить в своём доме на то место, где она должна быть, т.е в передний угол… На эти вопросы я не получил ответа даже от очень авторитетного лица в своём письме и икона была помещена на веранду в доме, где и стояла на полочке… Стыдно сказать, стыдно писать, стыдно покаяться… Святому образу не нашлось места в доме… Прости меня Матушка Богородица! Прости и помилуй!
Образ Пресвятой Богородицы Черниговская был освящён необычно. Когда была ещё жива моя матушка, они с подругой засобирались в небольшую паломническую поездку. Суть поездки заключалась в следующем. Недалеко от одного села в нашем краю на горе было решено возвести часовню в честь Иоана Крестителя. Место это не случайное, по легенде около двухсот лет назад, одной женщиной было замечено свечение на горе. Когда женщина поднялась на гору, то нашла там чудодейственный образ Иоана Предтече. Раньше в день Иоана на эту гору всегда совершались паломнические восхождения. После перестройки было решено возобновить эту традицию. Вот в эту поездку мы и подрядились с супругой, дабы довести матушку с подругой до места. Матушка взяла три иконы в том числе и Черниговскую. Перед горой лежали кирпичи полуторки, обязанность каждого паломника заключалась доставить один кирпич на гору для строительства часовни. Подъём был очень крутым и тяжёлым даже для нас молодых, как с кирпичами на гору поднимались старые люди, просто загадка. Никто не пожелал отдать свой кирпич, все несли сами. Путь на гору был заблаговременно облегчен сделанными ступенями и лавочками. На месте будущей часовни, матушка постелив материю положила три иконы. Священник внимательно осмотрел иконы и начал праздничную службу. Мы все молились, а после службы иконы были освящены.
С тех пор прошло несколько лет. Матушка уже давно ушла ко Господу, а у нас подрастали трое детей.
Это случилось осенью. Было уже достаточно холодно, потому как помнится мы сварили холодец и поставили его застывать на веранде, веранда была летней и не отапливалась, но там стоял и работал через трансформатор старый холодильник. Почему через трансформатор, потому как в то время не хватало напряжения, были старые сети и вдобавок многие подключались и обогревались нахаляву, помимо электросчётчика. Вот чтобы старый холодильник мог включиться и выключиться и был добавлен регулируемый трансформатор от старого телевизора. Напряжение периодически менялось и я постоянно добавлял или уменьшал крутя колёсик до отметки 220 вольт.
Ночью на дороге была авария, машина сбила столб уличного освещения. Точно сказать не могу, толи от короткого замыкания, толи от неправильного последующего подключения, но факт в том, что трансформатор ночью загорел…
Проснувшись как всегда утром я пошёл в туалет, уличный. Выйдя в «предбанник» меня сразу охватило непередаваемое чувство тихого ужаса и какого то страха, это было не от резкого запаха гари, а от чего то другого. Открыв дверь на веранду мои волосы зашевелились от увиденного. Озноб ужаса и сковывающего страха охватил всё тело… Холодный пот тоненькой струйкой потёк по спине… Ноги стали ватными… Когда то светлая, солнечная и чистая веранда превратилась в покрытый смрадом, копотью и сажей подвал. Всё, абсолютно всё, было чернО и покрыто толстым слоем сажи… Остатки трансформатора застыли грязными потоками на искорёженном холодильнике, расплавившаяся пластмасса выжгла пол и стенку, форма с холодцом стоявшая на холодильнике представляла собой какую то невообразимую агонию сгоревшего животного. Висевшее на верёвке бельё никак не могло назваться стиранным. Даже зеркало шкафа не отображало ничего – оно было одним цветом с этим чёрным миром. Мой открытый рот скривило от ужаса и осознания того, что мы были на грани своей смерти… И я и моя любимая супруга и трое детей, могли сгореть в одночасье в деревянном доме… Умереть страшной смертью. Как же всё потухло?.. И только теперь, когда шоковое состояние немножко притупилось, я увидел Икону. Она была чиста! На ней не было той копоти и сажи как везде! Ну может немножко какой то пыли. Всё вокруг было чернея чёрного, а икона светлая как прежде! Только Великая сила Богородицы могла затушить начавшийся пожар, ведь явно было видно, что пол не просто загорел, он выгорел пятном размером с суповую тарелку…
Сколько нам стоило сил всё заменить, очистить и покрасить – это отдельный разговор, но сам факт великого чуда остался во мне навсегда. С этой минуты моя Вера стала непоколебимой. Я думаю, что каждому человеку, по мере необходимости, Господь являет свои чудеса.
***
Совсем недавно в интернете прочитал рассказ одного известного русского актёра после его посещения знаменитого монастыря. Очень запомнился его вопрос к одному монаху – «наверное, в этом святом месте Господь часто являет вам свои чудеса?» На что монах ответил, что чудеса нужны таким как он (актёр), а для них (монахов), важна сама молитва, ведь Вера для них незыблема.
Мне, в некотором роде, было легче. Во первых я ещё тогда был не обременён семьёй, а во вторых у меня был не совсем старенький автомобиль «Москвич 412», на котором я с попеременным успехом и таксовал, и осваивал новую сферу деятельности, под названием «коммерция». Покупалось и перепродавалось всё – водка, сигареты, пиво, шоколадки, кофе, талоны на водку и сигареты, буквально всё, надо было только знать спрос и цену, ну а поскольку эти два понятия росли как тесто на дрожжах, выигрывал тот, кто больше и дешевле купит. Но самым надёжным и прибыльным товаром была конечно водка. Этот товар имел необыкновенный спрос во все времена и будет его иметь при малейшем дефиците, потому как это Великая Россия! Водка никогда и нигде не залёживалась и имела 100% выгоду. К примеру стоимость пол-литровой в магазине была 12руб.50коп., а в вечернее время уже 25 рублей, в ресторане примерно также. Затем появились талоны на водку, но уровень дефицита пресловутые талоны ничуть не уменьшили. Тут же нашлись такие же пресловутые продавцы талонов за 3 руб. штука из той же типографии…
Но да ладно, хватит истории. Вот в то время мой близкий родственник находился в заключении, а тюрьма была практически в черте города. Я всячески старался ему помогать чем мог. Пересылал чай, сигареты, деньги, в общем то, что за забором пользовалось хоть каким-то спросом, потому как там жизнь была ещё хуже… Ну а он мне пересылал.., кстати каналами доставки в то время можно было не просто гордиться, этим можно было заработать немалый авторитет. Но меня это как то мало волновало, вся эта круть-муть мне была не к чему, надо было просто, по человечески помогать. Так вот, из-за забора мне присылали удивительные вещи исключительно ручной работы. Это были резные мундштуки отполированные до зеркального блеска, с какими то витиеватыми вставками, всевозможной расцветки и небывалой формы. Это были причудливые трубки для табака с резными головами чертей и всяких животных, сделанные из биллиардных шаров и другого подручного костного материала. Некоторые шедевры действительно были бесценными в плане их изящного и неповторимого вида, они вызывали больше чем восхищение. Искусная работа высочайшего мастера была видна с первого взгляда, а при детальном осмотре, просто поражала точность мелких деталей. Это были резные шкатулки необыкновенно красивой и разнообразной резки из кедра и осины. Они были обшиты внутри красным или синим бархатом и даже цепочка ограничивающая открывание крышки была сделана с какими то витиевато замысловатыми формами. Все вещи были исключительно индивидуальны и не повторялись никогда. Это были картины под полиэфиром (проще выразится – покрытые лаком ) из натурального шпона. Постараюсь объяснить как эти картины создавались, ведь довелось мне и побывать в той тюрьме на экскурсии…
В то время в тюрьмах ввели неслыханное послабление в виде дня открытых дверей и отпусков для осужденных. Вот в один из таких дней я и побывал в колонии строго режима. Удивить мне вас особо нечем, так как все более менее знают про жизнь за колючкой, но вот картины из шпона… Это несомненно искусство! Шпон это один слой тонкой фанеры, который вымачивается в морилке в разные цвета, во многие цвета. Затем на какое то прочное основание кусочками клеится сообразно рисунку и линиям сюжета. Т.е. вам необходимо не просто подбирать цвета, но и тонким ножом, а в тюрьме только бритвочкой, ( лезвие для опасной бритвы ) вырезать и склеивать так, чтобы у вас получилась правдоподобная и красивая картина. Не знаю для кого как, но я посчитал это творчество невообразимо трудным и очень профессиональным. Забегая вперёд скажу, что такие картины продавались очень сложно и по моей оценке очень дёшево, потому как большинство людей не понимали как они сделаны, ну и главное тогда было не до искусства… Но всё таки две картины уехали куда-то очень далеко за границу и очень жаль, что мастера никогда не ставили на своих изделиях личного клейма, так как сами понимаете – тюрьма и соответственно полагающаяся ответственность за всё.
Один такой шедевр у меня хранился, вернее своим видом украшал одну из комнат много лет. Такую вещь продать просто не поднималась рука. Это был журнальный столик изумительной работы на изящно изогнутых ножках тёмного цвета. Восточная картина из сказок «Тысяча и одна ночь» не поддавалась никакому описанию. Многочисленные цвета шпона были так искусно и профессионально подобраны, что картина казалась просто нарисованной, а не склеенной. Линии склейки были не заметны из-за их точной подгонки и плавной смены цвета. Лица Шахиризады и принца были настолько красивые, что будь эта картина просто нарисована, она бы уже вызывала восторг, но это было склеено из кусочков фанеры! Как это вообще можно сделать у меня не укладывалось в голове, а столик был приличных размеров, примерно 60 на 90 см. И принцесса и принц были изображены в полный рост с великолепным сказочным фоном и двойной рамкой. Сколько было вложено труда в этот шедевр я не знаю и поныне, да и фамилию мастера к своему стыду тоже так и не узнал… Сколько всё таки удивительных мастеров и человеческих возможностей порождает простое ограничение жизнедеятельности…
Всякие воспоминания уносят от сути, а такие тем более… Так вот, в одну из таких передач, была приобретена, вернее обретена икона Божьей Матери Черниговская. Икона была написана на сосновой доске размером 25 на 50 см. Написана великолепно! Краски были свежие и яркие. Образ был не просто красивым, от него исходило тепло. Взгляд на икону не проходил бесследно, создавалось какое то покорство, умиротворение и уважение, причём не как к прекрасной работе, а как к чему-то покровительственному. О продаже не могло идти и речи. Я призадумался – может ли икона представлять святость, если её написал зэк, грешный человек уже по сути и можно ли такую икону поместить в своём доме на то место, где она должна быть, т.е в передний угол… На эти вопросы я не получил ответа даже от очень авторитетного лица в своём письме и икона была помещена на веранду в доме, где и стояла на полочке… Стыдно сказать, стыдно писать, стыдно покаяться… Святому образу не нашлось места в доме… Прости меня Матушка Богородица! Прости и помилуй!
Образ Пресвятой Богородицы Черниговская был освящён необычно. Когда была ещё жива моя матушка, они с подругой засобирались в небольшую паломническую поездку. Суть поездки заключалась в следующем. Недалеко от одного села в нашем краю на горе было решено возвести часовню в честь Иоана Крестителя. Место это не случайное, по легенде около двухсот лет назад, одной женщиной было замечено свечение на горе. Когда женщина поднялась на гору, то нашла там чудодейственный образ Иоана Предтече. Раньше в день Иоана на эту гору всегда совершались паломнические восхождения. После перестройки было решено возобновить эту традицию. Вот в эту поездку мы и подрядились с супругой, дабы довести матушку с подругой до места. Матушка взяла три иконы в том числе и Черниговскую. Перед горой лежали кирпичи полуторки, обязанность каждого паломника заключалась доставить один кирпич на гору для строительства часовни. Подъём был очень крутым и тяжёлым даже для нас молодых, как с кирпичами на гору поднимались старые люди, просто загадка. Никто не пожелал отдать свой кирпич, все несли сами. Путь на гору был заблаговременно облегчен сделанными ступенями и лавочками. На месте будущей часовни, матушка постелив материю положила три иконы. Священник внимательно осмотрел иконы и начал праздничную службу. Мы все молились, а после службы иконы были освящены.
С тех пор прошло несколько лет. Матушка уже давно ушла ко Господу, а у нас подрастали трое детей.
Это случилось осенью. Было уже достаточно холодно, потому как помнится мы сварили холодец и поставили его застывать на веранде, веранда была летней и не отапливалась, но там стоял и работал через трансформатор старый холодильник. Почему через трансформатор, потому как в то время не хватало напряжения, были старые сети и вдобавок многие подключались и обогревались нахаляву, помимо электросчётчика. Вот чтобы старый холодильник мог включиться и выключиться и был добавлен регулируемый трансформатор от старого телевизора. Напряжение периодически менялось и я постоянно добавлял или уменьшал крутя колёсик до отметки 220 вольт.
Ночью на дороге была авария, машина сбила столб уличного освещения. Точно сказать не могу, толи от короткого замыкания, толи от неправильного последующего подключения, но факт в том, что трансформатор ночью загорел…
Проснувшись как всегда утром я пошёл в туалет, уличный. Выйдя в «предбанник» меня сразу охватило непередаваемое чувство тихого ужаса и какого то страха, это было не от резкого запаха гари, а от чего то другого. Открыв дверь на веранду мои волосы зашевелились от увиденного. Озноб ужаса и сковывающего страха охватил всё тело… Холодный пот тоненькой струйкой потёк по спине… Ноги стали ватными… Когда то светлая, солнечная и чистая веранда превратилась в покрытый смрадом, копотью и сажей подвал. Всё, абсолютно всё, было чернО и покрыто толстым слоем сажи… Остатки трансформатора застыли грязными потоками на искорёженном холодильнике, расплавившаяся пластмасса выжгла пол и стенку, форма с холодцом стоявшая на холодильнике представляла собой какую то невообразимую агонию сгоревшего животного. Висевшее на верёвке бельё никак не могло назваться стиранным. Даже зеркало шкафа не отображало ничего – оно было одним цветом с этим чёрным миром. Мой открытый рот скривило от ужаса и осознания того, что мы были на грани своей смерти… И я и моя любимая супруга и трое детей, могли сгореть в одночасье в деревянном доме… Умереть страшной смертью. Как же всё потухло?.. И только теперь, когда шоковое состояние немножко притупилось, я увидел Икону. Она была чиста! На ней не было той копоти и сажи как везде! Ну может немножко какой то пыли. Всё вокруг было чернея чёрного, а икона светлая как прежде! Только Великая сила Богородицы могла затушить начавшийся пожар, ведь явно было видно, что пол не просто загорел, он выгорел пятном размером с суповую тарелку…
Сколько нам стоило сил всё заменить, очистить и покрасить – это отдельный разговор, но сам факт великого чуда остался во мне навсегда. С этой минуты моя Вера стала непоколебимой. Я думаю, что каждому человеку, по мере необходимости, Господь являет свои чудеса.
***
Совсем недавно в интернете прочитал рассказ одного известного русского актёра после его посещения знаменитого монастыря. Очень запомнился его вопрос к одному монаху – «наверное, в этом святом месте Господь часто являет вам свои чудеса?» На что монах ответил, что чудеса нужны таким как он (актёр), а для них (монахов), важна сама молитва, ведь Вера для них незыблема.
Рецензии и комментарии 0