Книга «Что не так с Крымом?»

Глава 9 - Судак (Глава 10)

Возрастные ограничения 18+

Из Алушты выехали примерно в 12, чтобы точно до темноты добраться в Судак.
У меня как водителя нет-нет да проскакивала скупая мужская слеза от невозможности как Аня восторгаться видами этой фантастического зрелища — она снимала, фотографировала практически бесконечно и приговаривала: «Это шикарно! Это потрясающе! Посмотри на эту гору, посмотри на море до горизонта, из ущелья!» Мой ответ: «Как начну смотреть – и это будет последнее, что мы с тобой увидим в этом волшебном пространстве!»
В одном месте остановился на обочине и вскарабкался на гору, примерно метров 30, над дорогой и хотел поглотить в себя, вдохнуть красоту семи рядов гор, уходящих за горизонт — они словно в сказочном пейзаже нарисованы художником разными цветами; самые близкие ярко жёлто-зелены, подальше уже намного зеленее, а следующие окрашены в синий-голубой с каждой грядой сочнее, словно художник очень хотел слить в единое целое последний ряд гор с небом!
Пишу эти строки, а сам удерживаю себя, чтобы не включить слайд шоу или видео, снятые с той поездки!
Однозначно вернёмся туда еще не раз, даже по тем моментам, что успел увидеть, отрываясь от дороги — это самые лучшие виды, за мою жизнь!

Вот с таким настроением, обмениваясь эмоциями приехали в Судак и пошли выбирать место для ночлега, недалеко от крепости. В наших планах было погулять следующий день, возможно остаться ещё на один, а мы прожили 19!

По отработанной технологии, идём по улице и заходим везде, где были таблички «номера», «комнаты», «гостевой дом», «сдаётся посуточно». Прошли примерно 20 гостевых домов и выбрали оптимальный номер, по нашим критериям (новый ремонт, идеальный матрас на огромной постели, хороший кондиционер, большой телевизор с андроид, душевая с отличной сантехникой, сенсорные датчики на зеркалах, парковка на территории и пр.) за 2 тыс. рублей в сутки, до моря примерно метров 200, через неделю хозяйка снизила цену до 1800 рублей в сутки.

Как только разместились, пошли знакомиться с набережной и практически сразу ощутили Алуштинскую пустоту и скуку в глазах сотен гуляющих людей. Затем каждый день мы наблюдали закрывающееся торговые точки, сокращение предложений шашлыков и продавцов фруктов. Первые дни нашего пребывания в Судаке ещё делали массажи на пляже, затем и они прекратили… Ежедневно аналогичное происходило и на кипарисовой торговой аллее — главного променада Судака.

Из всех посещаемых нами городков Крыма, набережная Судака вызвала самое грустное зрелище — вспомнил звонок питерского бизнесмена по телефону, он тоже никогда ещё не посещал полуостров: «Говорят там разруха с советских времён и денег нет даже ремонты набережных, фасадов центральных зданий?» Именно такое описание подходит в некоторых местах, к сожалению… За не крашенными металлическими прутьями заборов стоят корпуса зданий 40-50 летней постройки с разбитыми окнами, разваленными ржавыми балконами. Может быть, конечно в самый сезон их загораживали какие-нибудь палатки и торговцы, а нам «повезло», мы приехали когда «прекрасный» обзор случайно обнажился.

Ещё один контраст набережной Судака — это торговцы с Кавказа, с разными характерными акцентами и у многих отсутствовала так радовавшая нас доброжелательность продавцов Алушты, Гурзуфа, Балаклавы; здесь мы снова вспомнили, что можем быть «должны» за сам факт вопроса о стоимости, как это обычно и бывает на всех краснодарских курортах, т.е. вернулись на грешную землю «стандартного сервиса». Цены в кафе и магазинах набережной, кипарисовой аллеи — аналогичны Алуште.

Впечатления от общения коррелируют с внешними признаками — продавцы, официанты, предприниматели, таксисты, лодочники более закрыты, напряжены, на откровенный, живой диалог идут с трудом.
На этом фоне особенным контрастом стал таксист из Севастополя — с ним разговорились, он много лет работал оператором на телевидении, когда сказали, что занимаемся сбором контента, добровольно отвёз нас в супер шикарные локации для съемок и предложил своё участие в качестве фотографа!

На следующий день после приезда в Судак вызвали такси и поехали в Новый свет, чтобы пройти по Трапе Голицына, про неё слышали уже наверное раз 50 и естественно запланировали посещение!

Нас за 20 минут и 300 рублей доставили, машины в Судаке днём приезжали в течении 5-7 минут всегда — по этому показателю сервис Maxim работает превосходно! Когда я случайно в одной из поездок забыл телефон, водитель приехал и привёз его в течении 15 минут — только сделал звонок оператору.

Городок Новый Свет скорее разочаровал, чем хоть как-то порадовал: основные дома хрущёвки, в ресторане и столовой цены самые высокие из всех что мы видели — салат из свеклы 50 грамм за 220 рублей и маленькая порция куриного бульона 250 рублей в столовой особенно впечатлили. Я так удивился, что снял на эту тему видео с чеком за наш обед, Аня уговорила меня не выкладывать его, что мы мол «нищеброды» жаловаться на цены?

Зато Тропа Голицына полностью компенсировала, все недочеты населённого пункта!
Мой критический взгляд на организацию тропы для туристов «нервно курил молча в сторонке», радовался и повторял про себя: «Ну ведь могут, когда захотят!»

Многочисленные указатели, информационные плакаты, беседки с возможностью укрыться от солнца и скамейки с урнами, хорошие ограждения и 11 выделенных локаций/смотровых площадок для съёмок, из всех мест для туристов в Крыму, где мы были — это заслуживает лучшей оценки однозначно!

Несмотря на вторую половину сентября, туристов было много, нас постоянно кто-то обгонял, на встречу шли 5-9 человек каждую минуту, приходилось подолгу стоять пропуская на узких участках. Примерно на середине пути, решили искупаться — я обливался потом и дальше без холодной воды двигаться не мог! К нам подплыл большой катер, управлявший им предложил отвезти куда захотим в Новый Свет или Судак, мы отказались, при этом поговорил с ним, взял телефон и это оказалось весьма удачное знакомство — он возил нас почти каждый день за одну тысячу рублей на пляжи и вечером забирал обратно, в дни нашего пребывания в Судаке.

После купания продолжили прогулку, увидели Золотой пляж — манил нас своей бухтой, словно сошедший с самых крутых рекламных обложек журналов про шикарные места купания в море!
В этот день не решились к нему идти, только на спуск потребовалось бы больше часа, а солнце уже приближалось к горам. По тропе вернулись в Новый Свет и в центральном магазине от местной винодельни закупились разными образцами для друзей, родственников, затем вызвали такси и вернулись в гостевой дом.

Благодаря катеру возившему нас на разные пляжи, познакомились с уникальными местами для купания и загара — о таком разнообразии бухт здесь нам никто не говорил, даже местные. Пару раз целый день загорали только вдвоём на маленьких пляжах. Море все дни было очень тёплым и солнце грело замечательно — последний раз с удовольствием купался шестого октября.

У нас в семье появилась постоянная тема для обсуждения — где пляжи лучше?
Вокруг Севастополя с Балаклавой или около Судака с Новым Светом.
Самое ценное в них — это чистая вода и отсутствие зданий способных генерировать отходы в море! По этой причине только один день попробовали посетить центральный пляж Судака и желание тут же пропало навсегда.

В один из дней посетили пляж Ракета, хоть мы там и были практически одни — не понравился глиняное дно и огромное количество построек на берегу, а около парковок машин из люков канализации шёл такой запах, что Аня пыталась его хоть как-то перекрыть полотенцем у лица. Отдельно напишу про концертные площадки в этом месте, в рекомендациях.

Про недостатки гостевого дома в Судаке, будет в Глава 14 — Выводы для предпринимателей в подглаве Как улучшить сервис гостевым домам и отелям?, из всех, где мы пожили в Крыму, он занимает твёрдое второе место.

Последние три дня, до 8го октября, перед отъездом домой, гуляли по набережной и кипарисовой аллее практически, как по промзоне города в центральной России — из сотен ранее работавших кафе, ресторанов, магазинов функционировали единицы и обслуживающий персонал не стесняясь залипал в телефонах, реагируя только на громкий голос обращенный именно к ним. Снял сотни фото и часы видео, старался в ракурс всё время брать таких же как мы гуляющих туристов — один раз в минуту видео идущих на встречу по набережной зашло в кадр 22 человека, примерно в 21:30. Конечно, это «полное отсутствие» туристов и работать уже для них не нужно!

На этом описание наше отдыха завершено, а дальше несколько глав с выводами и рекомендациями, полезностями для туристов.

Чтобы мои читатели не восприняли мои впечатления сплошным потоком критики и пессимизма — я добавил Глава 12 — Наши посты с эмоциями с восторгами о Крыме.

После знакомства с ними нам позвонили больше 90 знакомых, много расспрашивали и благодаря нашей рекламе однозначно поедут знакомиться с Крымом.

Мне хочется, чтобы у них всех, и у нас, были только позитивные впечатления, поэтому дальше будут более сложные главы, где нужно будет подумать, повозмущаться, обсудить, а самое главное — взять за основу идеи и реализовать намного лучше!