«Удивления Сочи-август 2018, третье, экскурсионное

…Лето.
Август.
Отпуск.
Наша устойчивая туристическая группа (мы с женой и наша младшенькая) в полном составе в Сочи. Всё вокруг нашей старинной гостиницы и туда, куда на августовском пекле способна дойти наша северная нога, осмотрено, опробовано, испытано. Пора расширять свой пытливый кругозор, двигаться дальше, что мы и делаем с приходом нового замечательного дня, который, несет новые приключения и удивления:
Рассвет на юг приходит рано,
лишь свет туристы на ногах:
бегут купаться, – браво, право! –
с улыбкой счастья на устах…
Мы ж не торопимся, устали
вчера гулять, купаться, есть,
сегодня спим, на вечер взяли
билеты в горы… Страшно? «Жесть»!..
Впрочем, нет, пока ещё, хотя подъем на высоту, как нам рассказывали, происходит кое-где и в открытых люльках, не страшно – поездка на Роза Хутор, точнее в «Горки-город», случится лишь вечером, а пока все спят…
…читаю Гранина у моря, –
в который раз, в который раз! –
так много боли, горя, воли
и силы, чести… без прикрас.
Отпуск – это, безусловно, и время для чтения, столько всего хочется успеть прочитать, столько запланировано, но на всё времени не хватит, вот и приходится следовать советам Дмитрия Сергеевича Лихачева – быть избирательным в выборе произведений, нельзя забивать голову пустой литературой. Это никому не помешает, кстати.
В этом отпуске наконец-то добрался до «Блокадной книги» Даниила Александровича, написанной совместно с Алесем Михайловичем Адамовичем, давно собирался это сделать, но лишь теперь после полного осознания его романа «Мой лейтенант» стало очевидным – дальше оттягивать нельзя! Первое впечатление об этой грандиозной Книги само вырвалось здесь четверостишьем, но оно, видимо, единственным произнесенным вслух откликом. Эта живая Книга захватывает целиком, поглощая, опрокидывая, к ней ничего невозможно добавить, убавить, её невозможно пересказать, выразить свою эмоцию, – все они, кажутся, ничтожными в потоке слов, мыслей, памяти и эмоций звучащих там. Их просто должно услышать, принять каждому и, прежде всего, петербуржцам, и, пожалуй, москвичам, коренным, думающим – мы одноментальны с ними, хотя в это и не верится…
Время бежит, бежим вместе с ним и мы:
Ну, всё, семья, – подъем скорей! –
пора вставать, пора гулять,
на море дружно веселей,
бегом купаться и нырять…
Вода сегодня просто чудо:
чиста, прозрачна, двадцать семь!
О?! – катер мчит из неоткуда,
волной обдал, обрызгал всех,
а на молу, ушедшем в море,
косяк рыбешек разогнал,
пустил волну, как ветер в поле
вдруг сник и встал, и замолчал…
Теперь нам всем пора покушать,
совсем немного, по чуть-чуть:
творог, сметанку, блинчик, сушу,
пюре, омлет и… тортик – жуть!
Жара накроет скоро, в полдень,
мы убежим опять домой,
пусть всё парит, плывёт, уводит
от мыслей сущих на покой…
Ай, молодцы испанцы всё же,
не зря придумали «Фиесту»:
до четырех мы в Сочи тоже,
не мчим гулять в сады Мацесты
на Роза Хутор в город Горки,
где совершим крутой подъем,
– билет в кармане, бросьте споры! –
в открытой люльке вверх, втроем…
В общем, не успели мы оглянуться, как ровно в 16-00, когда солнце покидает свой тропический Олимп, долгожданный экскурсионный автобус подкатил прямо к центральному входу нашей гостиницы. К удивлению мы первые садимся в него под хорошо нагнетающий прохладу кондиционер и, выбрав лучшие места, наслаждаемся дорогой.
А виды из окна, надо сказать, потрясающие!
Гид много говорит про историю образования города, времена присоединения Александром вторым этих мест к России, рассказывает о гарнизоне Александрийской крепости, некогда находившейся на месте нашей гостиницы, про освоение Красной Поляны, обо всех четырех (Лазаревский, Центральный, Хостинский, Адлеровский) районах Сочи. С удивлением узнаем, что площадь нашей южной столицы, большая часть которой занимают заповедники, едва ли меньше площади Москвы, общая длина только береговой полосы составляет почти двести километров, а население летом вместе с гостями вполне себе сопоставимо с население моего Питера.
Едем быстро, весело с ветерком, если б никогда не пропадающая, несмотря на чудесные дороги, пробка на развязке у Адлера, да долгий сбор экскурсантов из почти двадцати гостиниц, добрались бы до места быстро, минут за сорок-пятьдесят с центра города. А так – лишь за два с половиной часа. Но зато прослушали долгий познавательный рассказ.
Масштаб горного курорта под общим названием «Красная Поляна», вдруг появившийся за окном нашего «Интуриста» сразу после прохода последнего тоннеля, поражает… и радует. Кругом отели, магазины, пешеходные улицы… и тут затем обрывы, реки, магистрали, столбы. Где тут Роза Хутор, где Красная поляна, какой такой комплекс Газпром? – непонятно, но мы оказались у грандиозного подъемника с вывеской соответствующей заявленной нам экскурсии
: Да, «Горки-город» просто чудо:
размах, подъем и высота,
и ветер, небо, солнце, – круто! –
и красота, и красота…
Кабинки подвесной дороги оказываются полностью закрытыми и вовсе даже нестрашными, удобными, – зря волновались! – с высоты пятьсот метров в три этапа минут за пятнадцать-двадцать мы, прослушав интересный аудио-рассказ о природе этих мест, поднимаемся на высоту две тысячи двести метров.
Сверху вид на мир совершенно иной!
Мы не увлекаемся альпинизмом, но, находясь здесь, в горах внутри бескрайнего, кажется, простора неба и ветра, волей-неволей начинаем понимать эту их страсть, начинаем завидовать им. Непередаваемое зрелище открывается вдруг: несколько десятков пиков один другого выше подступают к нам со всех сторон, каждый из них смотрит на нас, в нас, изучает, улыбается, переливаясь нас солнце каждый своим неповторимым цветом и формой. Некоторые из них покрыты дикими непроходимыми, по-видимому, хвойными лесами, другие напротив обустроены современными линиями электропередач, каким-то причудливыми строениями. В самом низу уже загораются первые разноцветные огни цивилизации, люди там маленькие-маленькие, как муравьи, а небо над нами огромное-огромное, и везде-везде: под нами, над нами, в нас медленно наплывают волшебные разноцветные облака. Где-то они белые-белые, где-то розовые, а где-то совершенно серые и даже черные. Солнце, уходя, хаотично бросает на них свои космические лучи, играя в них всеми цветами радуги в зависимости от угла падения.
«Свой прощальный привет, уходящему дню,
солнце тучам бросало, –
я люблю, вас люблю, –
уходя во вчера, им на ушко шептало…» –
невольно цитирую им вслух написанную когда-то очень давно свою метафору виду из нашего окна в Питере во время заката в Белую ночь. Там у нас на какое-то время в конце летнего дня при заходе солнца в Лахтинский разлив тоже открывается бесконечное небо…
Температура воздуха на высоте снижается с плюс тридцати двух до весьма комфортных двадцать четыре. Легкий летний дождик из наплывшей на нас тучки, неожиданно лишает нас бесконечности пространства, загнав под крышу в местную кафешку над внушительным обрывом. Но мы не в обиде, в принципе-то давно пора и поужинать, к тому ж в нём вполне себе человеческие цены, много дешевле, чем на набережной, есть отличное заводское Кубанское вино мало раскрученных заводов Темрюка почти по розничной цене. Торопиться нам некуда, в запасе целый час, вот только жаль, неописуемая красота, вынырнув из нашего облака, теперь уже быстро таят в быстро опускающихся южных сумерках.
А путь с горы быстрей, чем в гору,
туда по пробкам – два часа,
обратно едем шибче, скоро,
жаль, – оставляем небеса!..
Прав, безусловно, прав Владимир Семенович, говоря, что «…лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…», от себя лишь добавлю, что и те, на которых бывал, манят к себе не меньше. При каждом новом их посещении они радуют, как новые, и даже больше, потому как встреча со старым добрым другом вдвойне приятней, интересней, да и не предсказуемей.
В общем, экскурсия удалась, сделан успешный почин в посещении достопримечательностей здесь в Сочи-2018. Нам практически всё понравилось, кроме долгого и мучительного сбора нашей группы по уж очень многочисленным отелям и гостиницам центра города, Мацесты, Адлера, правильней было б всем прибыть в назначенную точку, ну, или три точки, в назначенный час.
Что дальше?
Теперь на седьмой день нашего путешествия нас ждет концертный зал «Фестивальный» (о нем вспомнить в другом Удивлении, «концертном»), а на пятый день – Олимпийский парк с неподражаемым ледовым спектаклем Ильи Авербуха «Ромео и Джульета». Эта экскурсионная программа оказалась едва ли менее удивительней, чем поездка в Горки-город, что само по себе поражает, потому как на всевозможные театральные зрелища в Питере мы ходим регулярно (читай раздел «Пересказки»), а горы видим крайне редко. Впрочем, обо всём по порядку, итак…
…такси до Адлера? – удобно:
мы едем славно с ветерком,
совсем недорого, недолго,
до Олимпийского притом…
Как оказалось «Яндекс-такси» в Сочи работает точно также как и в Питере: вызывается через сайт, прибывают быстро, стоят значительно дешевле, чем взять машину на улице и оплата по безналичному расчету по мере движения в заданную точку, что тоже очень удобно. Вот мы и решили съездить на спектакль на такси, а не общим трансфертом от турфирмы долго и нудно собирающем всю группу по отелям и гостиницам. При движении в Адлер мы радуемся принятому решению: во-первых, в машине ехать и быстрей, и удобней, а во-вторых, получается на троих даже в полтора раза дешевле. Правда, на обратном пути наше мнение несколько поменяется на сей счет, но пока мы действительно с ветерком подлетаем к Олимпийскому парку, где нашему взору сразу предстает во всей своей красоте и неповторимости зеркальный красавец, дворец спорта фигурного катания «Айсберг».
Да, «Айсберг» – чудо!.. и чума:
такое шоу, музыка и действо,
но для удобства «ни шиша»
не сделано… Неправильно! Нечестно!!!
Всё верно! – дворец спорта поражает и своей красотой, и размерами, но не столько самого зрительного зала и ледовой площадки, – к примеру, зал в «Ледовом дворце» Питера много больше, вместительней и… красивей, хотя и построен лет на пятнадцать раньше, – сколько внешнего фасада и внутренней сервисной зоны. Они поистине слепят глаза чистотой стекла, зеркал, метала, мрамора и поглощают размерами внутренних лестниц, коридоров, холлов, туалетов, кафе, магазинчиков. Свободного места, как вокруг дворца, так и внутри его на входе в зал действа очень-очень много, но задействованного под предоставление услуг зрителям – очень мало: количество кафешек и сувенирных лавок, как впрочем, и предлагаемый в них товар, можно перечислить на пальцах одной руки. В результате это огромное пространство, почти незанятое ничем, не считая пару десятков фотографий, посвященных предстоящему шоу с улыбающимися узнаваемыми лицами его участников, в какой-то момент начинает давить на подсознание своей пустынностью, не востребованностью. Почему б не сделать здесь, в пустующих фае огромную, очень огромную выставку, посвященную прошедшей в «Айсберге» Олимпиаде? Это было б грандиозно, – всегда интересно походить в фае театра перед спектаклем, почитать его историю, посмотреть фотографии былых артистов, заглянуть в прошлое, – да и ненужная пустота дворца ушла б сразу, а уж про насыщенность товаром кафе и сувенирных лавок, и говорить не стоит. Нельзя забывать, что театральный зритель существенно отличается от спортивного, ему подавай удобства: уж если пить чай или кофе, не говоря о бокале шампанского, то обязательно сидя, не стоя у круглой подставки, как в захудалом вокзальном трактире пиво.
Впрочем, тут же скажу, что сам спектакль все эти мелкие неурядицы полностью закрыл, отодвинул на задний план, отбросил. Он – чудо! Не говоря даже о том, что в нём танцуют только звезды первой величины нашего фигурного катания, – более десятка олимпийских чемпионов! – о спектакле можно говорить вечность. Там всё: сценарий, постановка, музыка, стихи, оформление сцены и зала, световое и лазерное шоу – на высшем уровне. Видимо поэтому зрительный зал, несмотря на кажущую пустоту в фае, оказывается полностью заполненным. В зале аншлаг. Это зрелище захватывает сразу, уводит, уносит, проглатывает. В нём есть и сюжет, и мысль, и композиция, и живое инструментальное и голосовое сопровождение, реально великолепное катание фигуристов и, конечно же, зрелищность спецэффектов.
Не уходя в привычную форму Пересказок – всё-таки здесь повествование в стиле «Удивлений»!– не могу ни отметить три привычных для них критерия: в спектакле есть сомнение, есть поиск и, безусловно, есть мечта, а значит, он зовёт к Свету!
Ну, в общем, говоря по-простому, в итоге и само представление, и «Айсберг», и весь Олимпийский парк, по которому мы прогулялись перед представлением, нам очень понравились, что нельзя сказать про возращение из Адлера в центральный Сочи. Первое, что придет в голову на утро следующего дня окажется эта мысль:
Вчера, а впрочем, нет – сегодня,
мы возвращались три часа,
стоял у «Айсберга» негодный
таксист-торговец, как стена…
Почему сегодня?
Так ведь добраться до номера нам удалось действительно через три часа и лишь после полуночи, то есть сегодня. Расстояние в сорок минут на такси мы преодолевали долго и мучительно в три этапа. Таксисты, плотно стоящие вокруг Олимпийского парка в ожидании заказа, почему-то все дружно отказывались везти нас с Адлера в центр, ссылаясь на жуткую пробку на трассе, заламывая неимоверную цену. Вызвать, как мы предполагали в этом случае «Яндекс-такси» не удалось: в «Айсберге» не оказалось местного подключения к сети, а мобильный выход в Интернет вообще почему-то не получался.
Что делать?
Не плохой, кстати, вопрос, – не правда ли? – а главное вечный, знакомый.
И кто виноват? – тоже!
Впрочем, на сей случай, обойдемся первым, – у нас в запасе припасен ещё один вариантик возвращения.
«Ласточка»?
Ну, конечно же «Ласточка», знаменитая скоростная электричка, к тому же железнодорожная остановка «Олимпийский парк» на карте расположена где-то здесь, рядом.
Вот только где рядом?
В темноте – спектакль шёл с шести до девяти, – ничего невидно: ориентиров нет, пешеходная дорожка на выход с парка с этой стороны к вокзалу не подсвечена, видно предполагается, что все зрители и туристы прибывают в Олимпийский парк и убывают отсюда на электрокарах или персональных такси прямо от дворца спорта.
Неожиданно в это время на центральной площади «взрывается» грандиозным музыкально-световым шоу центральный танцующий фонтан «Лебедь» (читай «Удивления-Сочи-2016») у стелы «Олимпийского огня». Весь зрительный бомонд из «Айсберга» заворожено ползет туда. Нам же нужно теперь спешить, – кто знает, во сколько пойдет последняя электричка? – но никак не удается понять, в какую сторону двигаться, далеко ли остановка?
Что же делать? – неумолимо возвращается вездесущий вопрос.
— Хотите экскурсию по Олимпийскому парку на электрокаре, – удивительно вовремя раздается вопрос из темноты со стороны проезжей дороги.
— А просто подвести к железнодорожной станции можете? – спрашиваю.
— Нет, что вы, – негодует женский голос, – у нас же маршрут.
— Ну, хорошо, хорошо, – соглашаюсь, – а ваш маршрут пройдет мимо железнодорожной станции?
— Конечно, пройдет, даже мимо двух!
— Ну, вот и отлично, – радуюсь, не вникая, о каких двух станций идёт речь, – поехали.
Дама тоже довольна, у неё, видимо последний рейс, уйти с которого порожняком ей совсем невыгодно, а тут такая удача, – берет, не стесняясь, с каждого полную цену, по пути подсаживая на тех же условиях ещё пору тройку человек. Едем быстро, невзирая на темень. Она бойко и с гордостью рассказывает про окружающие нас поистине грандиозные строения, вставить слово никак не удается, нить повествования в какой-то момент теряется, растворяется, уходит.
— Всё, приехали, – неожиданно звучит её голос над ухом.
— Как приехали? – оглядываемся, не находя нужной нам станции, в то время, как остальные пассажиры движутся к нужным им автобусам. – А где остановка электричек? – напоминаем.
— Ой, – виновато улыбается, – мы её давно проехали.
— Как же так? – дивлюсь.
— Ничего страшного, – машет рукой, – вон вокзал «Адлера», идите прямо туда, – и быстро стартует в темноту.
Вокзал действительно рядом, – слона-то мы и не приметили! – только подкатили к нему с тыла, вот и не поняли, что это он. В результате пришлось совершать немалое невеселое приключение по поиску входа, проходу через серьезные заградительные барьеры проверки, преодолению трудностей с висящей компьютерной сеткой в кассе вокзала при покупке билета и давно забытой толпы у турникетов на платформу с электричкой.
А «Ласточка» обратно – жесть! –
набита, словно кильки в банке,
и едет тридцать-сорок… несть
домой не хочет. «Глухо в танке»!
Проще говоря, скоростная электричка ползла хуже дрезины в стародавние времена. Народу в ней с каждой остановкой только прибывало. Кстати, на остановке «Олимпийский парк» она почему-то не остановилась. А в завершении путешествия на вокзале Сочи на моем билете почему-то завис турникет, пришлось четверть часа ожидать, когда он разблокируется и пропустит, в результате последние автобусы и маршрутки ушли без нас, идти пешком уже совершенно не хотелось, а таксист для полного счастья прибавил ночной коэффициент.
В общем, удивление удалось, и в целом, теперь, спустя месяц, можно точно сказать, что оно оказалось весьма познавательным – выяснилось, что трансфер турфирмы всё-таки и выгодней, и удобней! – и положительным, сам спектакль всё перевесил.
Вот так!

Автор выражает благодарность своей устойчивой туристической группе за оказанную помощь в рифмовании случайных удивлений и мыслей, вызванных этим чудесным девятидневным путешествием к морю.