"Харьковские типажи. Балагула."
Возрастные ограничения 0+
«Балагула.»
.
Балагула. Странная такая фамилия. Почемуто запомнил. Точно- Балагула. Имени не помню. Прошло тридцать лет. И ателье этого нет. Ателье располагалось в центре города, между Кооперативной и Гамарника. Рядом с магазином " Мелодия".
Этот мужчина, Балагула, был заведующим ателье по пошиву одежды. Лет пятидесяти на вид, слегка полноват в животе. Роста он был не большого. Волосы зачёсаны назад, в стиле Брежнева. С сединой. Он был профессиональный закройщик. Удачливый заведующий. Коньком, т.е. вершиной его мастерства, считалось шитьё мужских костюмов.
Это сейчас костюмы все под копирку. Потому и торчат к низу(если есть живот) или длина до колен, если человек коротышка с пузом. Или рукава «подстреленные». А тогда были другие формулы.
У каждого закройщика есть «свои» формулы". Их штук 100. Но не меньше семидесяти. Объём, длина и.т.д. Точки промера.
Балагула был отличный мастер. Мастер индивидуалного пошива. Людей к нему шло много. Он дослужился до заведующего. Знал где и что. Брал заказы, массовку. И как все догадывались, жил не на одну зарплату.
Это были времена «перестройки » Михаила Горбачёва.
Кто -то сказал мне, восемнадцатилетнему парню, что портные зарабатывают хорошо.Я и пошёл.
Жил я с бабушкой. Деньги нужны. А портные зарабатывали по 10 рублей за пошив одной пары брюк. Специалисты шили до десяти пар за смену. Это целых 100 рэ.
Для примера, крутой поход с девушкой в ресторан, где-то рублей 25( с чаевыми и 1 рубль за вход швейцару), а тут- 10 за штуку брюк.
Брюки мне конечно шить не дали. Назвали учеником. С зарплатой 40 рублей в месяц и дали… внимание-встёгивать лацканы!!(Боковые прилегания воротника пиджака)
Чтоб каждый лацкан загибался в свою сторону, ты колешь через ткань себя в палец, загибаешь по-этапно стежок. Сажем так, ешё надо уметь.
Потом дали пуговицы пришивать. Это целая наука. А с виду так легко.
Ещё мы шили фуфайки(ватники) для зон( исправительных лагерей) Штук по 200-300. Это был «левак».
Что до брюк, дали мне их месяца через два, когда я овладел исскуством укрощать мотор швейной машинки 22-го класса.
На таком мотроре можно было смело пилять дрова. Этот мотор служил приводом для всего механизма. Операция, которую я делал, называлась «боковой шов». Мне давали выкройку и я её сшивал. Изнутри. За день выходило штуки две пары брюк. Мечты о десятках штанов в день почему- то не клеялись. Однажды моё корпение увидел Балагула. Точнее не так.
Это было время первых кооперативов.
Кооператив. Он вроде как бы числился Гос учредением, но делал, кто во что гаразд. То есть не то что выпускало государство-никому не нужный ширпотреб, а товары народного потребления повышенного спроса-«дефицит». Или оказывл услуги населению.Это были всякие полутеневые схемы. Наша контора тоже не отставала.
На площади Розы Люксембург, возле ЦУМа, где Ленин(прости Господи) выложен из цветов, от нашего ателье стоял ларёк. Металлический киоск с электричеством, решётками, железными дверями и с витриной. Внутри на тремпелях(плечиках), кстати тремпель-харьковское слово, так вот, на тремпелях располагались товары поповышенного спроса.Эти товары отшивало наше ателье из дефицитных тканей неизвестного происхождения.
Что интересно, ученику никто не собирался платить 20 рэ за сделанные две пары брюк. Только зарплату 40 в месяц. И так три месяца. И даже пол года. Пока не станешь мастером.
Это не радовало.
И ещё. Ученику не надо платить за любые поручения или там задания. Пойди например в ларёк и торгуй там. Забесплатно. Это же тётки- швеи, шьют по десяточке за брюки. Смысл им торговать? даром? Свои пять пар по-любому сделают. Или бабушке какой пальтишко подлатают, на казённой машинке, пока директора нет на работе.
В общем отправили меня, торговать. А я же не знал -как?
Ну приношу выручку: несколько курток мужских, плащей пару-тройку женских и ещё что то залежалое. В общем, рублей 500 выручки.
— А-ну ка зайди ко мне, сюда, -это Балагула.Захожу.-Так ты,-говорит,-Не портной.-Ты же торгаш… Пауза. Честно, я не понял.-У нас люди приносят по100 рублей кассы, ничего продать не могут. Может завтра ещё пойдёшь? Что тебе в ателье киснуть?
И даёт мне «десяточку»!!!
«Ага!!!»(это я в уме)
Шо сказать за этот гешефт?
Купил он меня своим текстом.
Да и десяточкой тоже.
На следующий день иду торговать. Уже в предвкушении. И с удовольствием.
Вечером сцена повторяется. Опять десяточка и дружеское похлопывание по плечу.
Что надо парню восемнадцати лет?
На заводе зарплата 150 или 180. А тут под 250 можно заработать. Ещё и у станка стоять не надо.
Я не знал тогда за этот«старт». Это потом я понял, когда проторговал двадцать один год на базарах и рынках моей необъятной Родины, исследуя географию вокзалов и гостиниц, кафешек и забегаловок, стран и городов. ЭТО ОН КРЕСТИЛ МЕНЯ. Этот человек. Заведующий не существующего ныне ателье. А тогда… Девочки заходили в киоск. Это было в людном месте. Мы курили там. Обнимались. И тогда я не знал, что когда-нибудь это закончится. Я стану взрослым.Жизнь пойдёт совершенно по другому сценарию. И я никогда так и не узнаю, как же его звали-Балагулу?
Вячеслав Жадан.
.
Балагула. Странная такая фамилия. Почемуто запомнил. Точно- Балагула. Имени не помню. Прошло тридцать лет. И ателье этого нет. Ателье располагалось в центре города, между Кооперативной и Гамарника. Рядом с магазином " Мелодия".
Этот мужчина, Балагула, был заведующим ателье по пошиву одежды. Лет пятидесяти на вид, слегка полноват в животе. Роста он был не большого. Волосы зачёсаны назад, в стиле Брежнева. С сединой. Он был профессиональный закройщик. Удачливый заведующий. Коньком, т.е. вершиной его мастерства, считалось шитьё мужских костюмов.
Это сейчас костюмы все под копирку. Потому и торчат к низу(если есть живот) или длина до колен, если человек коротышка с пузом. Или рукава «подстреленные». А тогда были другие формулы.
У каждого закройщика есть «свои» формулы". Их штук 100. Но не меньше семидесяти. Объём, длина и.т.д. Точки промера.
Балагула был отличный мастер. Мастер индивидуалного пошива. Людей к нему шло много. Он дослужился до заведующего. Знал где и что. Брал заказы, массовку. И как все догадывались, жил не на одну зарплату.
Это были времена «перестройки » Михаила Горбачёва.
Кто -то сказал мне, восемнадцатилетнему парню, что портные зарабатывают хорошо.Я и пошёл.
Жил я с бабушкой. Деньги нужны. А портные зарабатывали по 10 рублей за пошив одной пары брюк. Специалисты шили до десяти пар за смену. Это целых 100 рэ.
Для примера, крутой поход с девушкой в ресторан, где-то рублей 25( с чаевыми и 1 рубль за вход швейцару), а тут- 10 за штуку брюк.
Брюки мне конечно шить не дали. Назвали учеником. С зарплатой 40 рублей в месяц и дали… внимание-встёгивать лацканы!!(Боковые прилегания воротника пиджака)
Чтоб каждый лацкан загибался в свою сторону, ты колешь через ткань себя в палец, загибаешь по-этапно стежок. Сажем так, ешё надо уметь.
Потом дали пуговицы пришивать. Это целая наука. А с виду так легко.
Ещё мы шили фуфайки(ватники) для зон( исправительных лагерей) Штук по 200-300. Это был «левак».
Что до брюк, дали мне их месяца через два, когда я овладел исскуством укрощать мотор швейной машинки 22-го класса.
На таком мотроре можно было смело пилять дрова. Этот мотор служил приводом для всего механизма. Операция, которую я делал, называлась «боковой шов». Мне давали выкройку и я её сшивал. Изнутри. За день выходило штуки две пары брюк. Мечты о десятках штанов в день почему- то не клеялись. Однажды моё корпение увидел Балагула. Точнее не так.
Это было время первых кооперативов.
Кооператив. Он вроде как бы числился Гос учредением, но делал, кто во что гаразд. То есть не то что выпускало государство-никому не нужный ширпотреб, а товары народного потребления повышенного спроса-«дефицит». Или оказывл услуги населению.Это были всякие полутеневые схемы. Наша контора тоже не отставала.
На площади Розы Люксембург, возле ЦУМа, где Ленин(прости Господи) выложен из цветов, от нашего ателье стоял ларёк. Металлический киоск с электричеством, решётками, железными дверями и с витриной. Внутри на тремпелях(плечиках), кстати тремпель-харьковское слово, так вот, на тремпелях располагались товары поповышенного спроса.Эти товары отшивало наше ателье из дефицитных тканей неизвестного происхождения.
Что интересно, ученику никто не собирался платить 20 рэ за сделанные две пары брюк. Только зарплату 40 в месяц. И так три месяца. И даже пол года. Пока не станешь мастером.
Это не радовало.
И ещё. Ученику не надо платить за любые поручения или там задания. Пойди например в ларёк и торгуй там. Забесплатно. Это же тётки- швеи, шьют по десяточке за брюки. Смысл им торговать? даром? Свои пять пар по-любому сделают. Или бабушке какой пальтишко подлатают, на казённой машинке, пока директора нет на работе.
В общем отправили меня, торговать. А я же не знал -как?
Ну приношу выручку: несколько курток мужских, плащей пару-тройку женских и ещё что то залежалое. В общем, рублей 500 выручки.
— А-ну ка зайди ко мне, сюда, -это Балагула.Захожу.-Так ты,-говорит,-Не портной.-Ты же торгаш… Пауза. Честно, я не понял.-У нас люди приносят по100 рублей кассы, ничего продать не могут. Может завтра ещё пойдёшь? Что тебе в ателье киснуть?
И даёт мне «десяточку»!!!
«Ага!!!»(это я в уме)
Шо сказать за этот гешефт?
Купил он меня своим текстом.
Да и десяточкой тоже.
На следующий день иду торговать. Уже в предвкушении. И с удовольствием.
Вечером сцена повторяется. Опять десяточка и дружеское похлопывание по плечу.
Что надо парню восемнадцати лет?
На заводе зарплата 150 или 180. А тут под 250 можно заработать. Ещё и у станка стоять не надо.
Я не знал тогда за этот«старт». Это потом я понял, когда проторговал двадцать один год на базарах и рынках моей необъятной Родины, исследуя географию вокзалов и гостиниц, кафешек и забегаловок, стран и городов. ЭТО ОН КРЕСТИЛ МЕНЯ. Этот человек. Заведующий не существующего ныне ателье. А тогда… Девочки заходили в киоск. Это было в людном месте. Мы курили там. Обнимались. И тогда я не знал, что когда-нибудь это закончится. Я стану взрослым.Жизнь пойдёт совершенно по другому сценарию. И я никогда так и не узнаю, как же его звали-Балагулу?
Вячеслав Жадан.
Рецензии и комментарии 0