Размышления о вере в Бога, религии и церкви


  Эссе
143
121 минута на чтение
0

Возрастные ограничения 18+



"…Вселенная без края в пространстве, без начала и конца
во времени, без каких либо дел для Создателя"
Стивен Хокинг, физик

Вопрос о вере в бога включает три аспекта:
— о Боге, как об Абсолютном Разуме, создавшем по некоторому плану нашу Вселенную;
— о религии, как о системе взаимоотношений людей и Бога и законах, данных Богом людям;
— о церкви, как об иерархической структуре, организующей выполнение законов и обрядов религий.

1. Вопросы, связанные с верой не подлежат доказательству. Можно верить,
что Бог есть, можно верить, что Бога нет, можно верить в коммунизм и т.д. Вера во что-либо не предполагает объяснений и доказательств. Вера основана на уверенности в истинности того или иного представления о мире, не подкрепленного ни логическими умозаключениями, ни опытными данными. Крах веры приводит отдельного человека к своего рода «ломке», «революции» сознания.

На протяжении своей истории человечество в лице своих наиболее умных и
знающих представителей всегда действовало по одному и тому же алгоритму: когда что-то было непонятно, то это непонятное обожествлялось.

Религии зародились в глубокой древности, несколько тысяч лет назад. Уже на заре цивилизации людям не нравились необъяснимые и не связанные между собой события, и они страстно желали понять тот порядок, который лежит в основе нашего мира. По сей день мы мечтаем узнать, почему мы здесь оказались и откуда взялись. Среди людей всегда были пытливые мудрецы, которым было недостаточно пить, есть, добывать пищу, строить жилище. Им хотелось понять и объяснить окружающий их мир: как он возник, как появились люди, каковы причины различных явлений природы. Почему идет дождь; почему день сменяется ночью; в чем причина наводнений, землетрясений, болезней, смертей… Особый страх вызывало отсутствие солнечного света, порождающее холод, голод, например, при сильных извержениях вулканов. Понимание, что жизнь напрямую зависит от Солнца, привело к поклонению ему. Так и появились Боги!

Природа постоянно и активно являла людям свои мощные и грозные силы (падения и взрывы метеоритов, землетрясения и извержения вулканов, дожди и наводнения, громы, молнии и пожары, пыльные бури и засухи, нападения хищных зверей и враждебных племен, болезни, травмы и смерть), причины которых были скрыты, неизвестны и непонятны. Человек мог понять окружающий мир только исходя из уже известных и доступных ему чувств и знаний. Именно эти начальные знания о жизни своего рода-племени человек перенес на всю природу, наделив ее образами и качествами, подобными человеческим. Человек “дал”силам природы человекоподобное лицо и душу.

Все силы природы превратились в человеческом сознании в человекоподобные существа (духов, демонов, богов и т.п.), которые, в отличие от самого человека, были им же наделены нечеловеческими, чудесными качествами — сверхъестественной разрушительной и созидательной силой, т.е. всесилием, всезнанием, всесущностью и бессмертием. В этих качествах человек отразил свою мечту о тех идеальных свойствах, которыми желал бы обладать сам. Подобно тому, как внутри рода-племени любому сородичу требовалось расположенность к нему старших, вождей, и это расположение добивалось за счет покорности, почитания, поклонения и принесения даров старшим, точно так же человек стал добиваться расположения у одушевленной им же природы — поклоняться и приносить ее богам различные жертвы. Исполняя магические ритуалы и принося жертвы богам (духам), человек наивно полагал, что таким путем может воздействовать на грозные природные стихии.

Каждый этнос создавал свою мифологию: древние греки мифы о Зевсе, Афине, Гере и других Богах-Олимпийцах; древние индийцы о Браме, Вишну и Шиве; древние славяне о Велесе, Свароге, Перуне; древние египтяне об Озирисе, Ра, Изиде, Атоне; древние евреи о Яхве и Эллохиме и т.д. Процесс превращения мифа в религию долог и зависит от множества исторических обстоятельств. На самом раннем этапе развития человечества для каждого явления природы существовал свой бог. Позднее произошел переход к более общим понятиям, и богами представлялись Солнце, Луна, Земля, планеты. В Древних Греции и Риме обожествляются определенные промыслы и свойства человека: богиня мудрости, богиня любви, бог ремесел, бог торговли и т.д. Наконец, человечество выработало монотеистическую систему взглядов: Бог – един. Он — вечен, неизменен, не от чего не зависит, вездесущ, невидим, всемогущ, проникает во всякую суть вещей и явлений. Он все создал, включая самого человека. Христианская религия основывается на идеях творения: Бог сотворил мир из ничего (мир сотворен и может быть уничтожен) и откровения: знание о божественном несотворенном бытии можно получить только с помощью веры. Поскольку Бог ненаблюдаем, то доказать его несуществование невозможно.

Известно три вида веры в Бога:
— теизм, полагающий наличие сверхъестественного разума, который сотворил Вселенную и продолжает в ней находиться, чтобы наблюдать за дальнейшей судьбой своего творения и оказывать на нее воздействие (вмешиваться в ход событий, отвечать на молитвы, прощать грехи, совершать чудеса, …);
— деизм, который полагает, что сверхъестественный разум создал законы, определяющие развитие и работу Вселенной и в дальнейшем в ход мироздания не вмешивается;
— пантеизм – использует термин «бог» в качестве синонима природы, или Вселенной, или ее гармонии.

Во всех религиях бог (Зевс, Осирис, Брама, Яхве, Перун и т.д.) похож на человека. Это и естественно, так как именно человек во все времена представлялся высшим существом на Земле, а понятие бога в различных религиях создавалось самими людьми. Как сформулировал Фейербах: «… не бог создал человека, а человек создал бога по своему образу и подобию». Авторы Библии прямо начинают свое повествование следующим образом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог …». Греческое понятие «логос», переведенное как Слово, на самом деле имеет более широкий смысл. Это – и слово, и идея, и замысел, и сила. То есть авторы Библии прямо говорят, что в начале был замысел – идея Бога, и на этой идее построена вся система мироздания и история человечества.

По мере проникновения науки во все более глубокие основы мироздания выявляются все новые и новые явления и сущности. При этом некоторые ученые, проникшие в эти глубины, на каком-то этапе не могут осмыслить то, с чем они столкнулись, а ведь эти люди наиболее сведущие и способные в данной области. Полагая, что если уж они не понимают того, на что они натолкнулись, то другим и подавно этого не понять, кое-кто приходят к заключению, что это непознаваемо и создано Богом. Однако затем ученые следующего поколения, усвоив созданное раньше, оказываются способными идти дальше – Бог исчезает, но затем появляется вновь, когда наука достигает следующей глубины. Этот процесс бесконечен. Так было в начале ХХ-го века, когда казалось, что материя исчезает. Так происходит и теперь в начале века ХХI-го. Собственно об этом и написана работа В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Я в Бога не верю. «Кто научился размышлять, тому трудно веровать» Л.Н. Толстой. Трудно представить, что Некто, образу которого мы подобны, однажды вдруг решил создать Вселенную, наполненную электронами, фотонами, кварками, мезонами, гиперонами, флюонами, нуклонами, атомами, молекулами, живыми организмами, звездами, планетами, галактиками, связал эти элементы между собой сложными связями и взаимодействиями, придал им различные функции. А чем Он занимался раньше?

Вообще говоря, правомерен вопрос: что есть бог? (Именно что такое, а не кто такой). Религии считают, что Бог это некая сущность, образом и подобием напоминающая человека (Бог ведь создал людей по своему образу и подобию), которая создала весь мир по некоему задуманному плану. Подобное представление отражает тот уровень знаний и культуры, который имело человечество во время возникновения религий. Но под термином бог можно понимать и некую полевую структуру, которая содержит информацию о дальнейшем развитии материи, в частном случае, Вселенной.

Для живых организмов такой исходной информацией является двойная спиральная структура ДНК, образованная из материнской и отцовской «нитей». (В настоящее время полагается, что ДНК может рассматриваться и как материя, и как волна). Информация, содержащаяся в ДНК, определяет все дальнейшее развитие организма: рост, строение мозга, печени, легких и всех других органов, тип нервной и психической деятельности. Для живых организмов ДНК – бог. Однако ДНК не возникает сама по себе – это результат определенного акта, продукт материи. Не исключено, что именно суперпозиция всех (или части) полей ДНК клеток, сориентированная в определенном направлении в результате некоего волевого акта – медитации и является тем биополем, которое лежит в основе всех паранормальных явлений.
Основной вопрос состоит не в том: есть или нет бог-информация, а в том, что первично материя или информация. Мне представляется, что первична материя (хотя этот вопрос напоминает загадку, что первично: яйцо или курица). Наш мир сложен, но все-таки не нуждается в привлечении «сверхсущностей» для объяснения. Вселенная подчиняется сложнейшим и далеко не до конца понятным нам законам, однако эти законы объективны, постижимы и действуют вне зависимости от наблюдателя.

Мне ближе представление о пульсирующей саморазвивающейся Вселенной, которая сейчас расширяется, но достигнув некоторого предела, когда силы притяжения превысят силы отталкивания, начнет сжиматься, пока потенциальная энергия сжавшейся материи не вызовет очередной взрыв. Недавно В.Гурзадяном и Р.Пенроузом в реликтовом излучении обнаружены концентрические круги, каждый из которых состоит из пяти колец интенсивного излучения вокруг групп галактик, что указывает на процессы чередования сжатия и расширения Вселенной. Сжатие и поглощение Вселенной происходит в результате гравитации супермассивных «черных дыр», накапливающих огромную энергию, после чего следует новый Большой взрыв и расширение.

Первоначальным результатом Большого взрыва является возникновение пространства, геометрия которого и определяет все дальнейшее развитие Вселенной. Это пространство создает энергоинформационное поле, которое в дальнейшем воздействует на все процессы, протекающие во Вселенной.

Что представляет собой эта потенциальная энергия? При заводе часов потенциальная энергия заключена в сжатой пружине, при заряде аккумулятора это энергия химического процесса, в атомной электростанции – энергия распада ядер урана. В сжавшейся до точки Вселенной ее потенциальная энергия может быть только энергией пространства-времени, в котором время равно нулю, а пространство замкнулось в точку. Это пространство-время и есть информационный бог, в котором содержится весь дальнейший план развития Вселенной.
Основополагающими, образующими категориями Вселенной являются три взаимосвязанные сущности: энергия, материя и информация. По аналогии со Священным Писанием это триединство соответствует Троице: энергия – Бог-отец, материя – Бог-сын, информация – Бог-Святой Дух. Эти три сущности способны переходить друг в друга в соответствии с формулами Эйнштейна, Планка и Шеннона.

Взрыв вызывает мгновенное расширение пространства и рост времени. Как говорил один политический деятель: «Процесс пошел!» Энергия изменяющегося пространство-время создает в возникшем физическом вакууме поля, микрочастицы и все дальнейшее образование материи с возникновением звезд, планет, галактик… В свою очередь, материя создает вокруг себя энергоинформационные поля, а при определенных обстоятельствах преобразуется в мощный выброс энергии – атомный взрыв.

Мы не наблюдаем каких-либо явлений, которые не имели бы начала и конца, рождения и смерти. Это относится и к живым организмам, и к цивилизациям, и к космическим объектам, и, по-видимому, к галактикам и к микрочастицам. Такова и вся Вселенная: у нее есть начало – Большой Взрыв, и конец – сжимание, стягивание ее пространства-времени в точку с колоссальным увеличением потенциальной энергии. Очередной «большой взрыв» приводит к превращению потенциальной энергии в энергию движения с образованием (по Эйнштейну) движущихся масс (материи). Забавно было бы, если бы оказалось, что в процессе сжимании Вселенной все происходившие в ней процессы пойдут вспять, а начало и конец, рождение и смерть поменяются местами. (Может быть и живые организмы, в том числе и люди, будут воскресать и жить в обратном порядке – от старости к молодости).

Развитие человеческого общества происходит в соответствии с объективными законами, которые человечеству неизвестны. Судя по истории человечества, развитие человеческой цивилизации связано с развитием производительных сил. Именно развитие производительных сил позволило человечеству эволюционировать от стаи и первобытной общины к современному индустриальному обществу, проходя этапы рабовладельчества, феодализма, капитализма. Нынешний этап капитализма приобретает все более развитые социальные черты, и эта тенденция будет, видимо, продолжаться до тех пор, пока не начнут иссякать природные ресурсы Земли. Связанное с этим падение производительных сил приведет к постепенной деградации нынешней цивилизации.

Есть основания полагать, что земная человеческая цивилизация уже почти достигла критического уровня. Это – результат быстрого роста населения Земли и энерговыделения, дальнейший рост которого может нарушить сложившийся баланс между поглощаемым и отражаемым солнечным и тепловым излучением планеты. (За последние 150 лет население Земли выросло в 4 раза, а энергетический потенциал – в 1000 раз). Главный экологический итог хозяйственной деятельности – разрушение природных экосистем на огромных пространствах Земли, что чревато катастрофическими последствиями. (Генофонд человечества с каждым годом отягощается отрицательными мутациями. Как показали исследования ученых Англии, за последние 50 лет количество сперматозоидов у мужчин уменьшилось в 2,5 раза и это – прямой результат загрязнения окружающей среды. К застою и деградации сложных живых систем ведет и исключение из эволюции человека естественного отбора). Между тем, как сказал Махатма Ганди: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

Очень может быть, что время существования цивилизаций в любой точке Вселенной значительно меньше времени, которое необходимого для поиска других цивилизаций. Таким образом, цивилизация по тем или иным причинам погибает раньше, чем она сможет войти в контакт с другими разумными существами. Исследования Солнца, которое является одной из множества звезд, показывают, что примерно через 5 млрд. лет весь водород, составляющий основу теплового излучения, «выгорит», в результате чего произойдет сжатие ядра Солнца. При этом внешние оболочки Солнца начнут расширяться и поглотят ближайшие планеты, что приведет к полному уничтожению любого вида жизни. Так, что наша земная цивилизация – только мелкий этап в эволюции Вселенной.

Человек и его мысль не могут выйти за пределы Вселенной. Поэтому все, что находится вне ее пределов, для человечества всегда будет неведомым, непознаваемым или, если это больше нравится — Богом.

Как показывает ряд исследований Бог находится не где-то вне Вселенной а внутри каждого человека и у каждого он свой непохожий на бога других людей.

Американские профессора из Принстона Ньюберг и д’Акили попытались найти Бога внутри мозга. Головной мозг человека представляет для ученых большую загадку. Мы вроде бы знаем, как работают отдельные его составляющие, но ответов на общие вопросы (что такое память, как на химическом уровне думает человек, где рождается мысль) пока нет. Используя компьютерную томографию, они анализировали активность разных частей головного мозга при медитации в лабораторных условиях францисканских монахинь и буддийских монахов, регистрируя активность мозговой деятельности.

Выяснилось, что во время молитвы у них с одной стороны резко повысилась электрическая активность в тех частях мозга, которые регулируют внимание, а с другой, уменьшилась в тех, которые ответственны за ориентацию в пространстве. Уменьшение активности этих отделов мозга объясняется, тем, что человек во время молитвы или медитации отрешается от окружающего мира, погружается в себя.

Американские ученые считают, что им удалось обнаружить, если не присутствие Бога в мозгу человека, то биологические зачатки религиозных чувств. Впечатление, возникающее в мозгу, далеко не означает реальности этого впечатления. Мозг естественным путем создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт.

Для того чтобы проверить связь между эпилептическими припадками и религиозными чувствами английский ученый Майкл Персингер с помощью специального шлема вызывал электрическую активность в лобных долях мозга и добровольцы испытали чувства, которые они описывали как сверхъестественные, божественные и даже ощущали себя пророками, которым приходят разные идеи «свыше».

Идея Бога, как сверхсущности, сотворившей и контролирующей весь мир, была продуктивна на определенном этапе человеческой цивилизации, так как позволяла объяснить мир и объединить народы на единой основе, создав целостную концепцию возникновения и существования мира и установив единые нравственно-этические нормы поведения людей. Рано или поздно эта идея будет исчерпана, ибо объективно все описания бога или богов, созданные людьми 3-4 тысячелетия назад, — мифология.

2. На определенных этапах истории человечества возникли религии: раз есть
Бог, то между ним и людьми должны быть определенные взаимоотношения. Он (Они — боги) непонятен и опасен, поэтому его надо бояться, его надо ублажать, чтобы был милостив.

Религия — это мировоззрение, мироощущение и способ жизни, основанные на вере человека в реальное существование сверхъестественных сил и в их непосредственное влияние на жизнь и судьбы людей. В основе любой религии лежит надежда жить после смерти, страх небытия. Вольтер шутливо заметил: «Религия родилась, когда первый на Земле шарлатан встретил первого на Земле глупца». Почти тоже самое написал выдающийся арабский поэт и мыслитель Абу-ль-Аля аль-Маарри (973 – 1057 гг): «Религия хитрым сплетением слов силки для людей расставляет. Различны силки – неизменен улов: глупец в них всегда попадает». Эти слова он отнес к трем религиям: христианству, исламу и персидским обрядам.

По мере развития человечества религии стали регулировать не только отношения людей с Богом, но и между людьми, впитывая в себя в виде заветов Бога определенные правила поведения: не убивай себе подобных, не воруй, не лги и т.д.
Возникновение новых религий происходило, как правило, в сложные для народа времена, или как протест угнетенных, беднейших слоев народа против притеснений правящей касты. Так, иудейская религия возникла, по-видимому, в период, когда евреи были порабощены Египтом, буддизм как альтернатива индуизму, христианство – как протест против правящих в Иудеи партий саддукеев и фарисеев. Католичество и православие выделились из христианства в связи с разделением Римской империи на Восточную и Западную и борьбой между ними за главенство. Протестантизм возник и укрепился в период, когда бюргерство начало борьбу за свои права с феодалами (в частности, при борьбе Нидерландов за освобождение от испанского господства). Православие было необходимо Руси для ее сплочения против внешних врагов и объединения разрозненных восточнославянских племен.

Вероятно, возникали различные учения, но находили последователей и становились массовыми только те, которые объединяли определенные слои общества, выражая их насущные задачи. В те времена новое учение не могло принимать какую-либо иную форму, кроме формы религии. Только, ссылаясь на Бога, можно было внедрить учение в умы людей – иная форма не могла быть воспринята на том этапе истории.

Социально востребованными оказывались только те религиозные учения, которые призыву к сплочению единомышленников предпосылали требование отсечения инакомыслящих. Иисус говорил: «Кто не со Мной, тот против Меня», «Не мир пришел Я принести, но меч». Тоже и в Коране: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы».

Христианская церковь неоднократно объявляла пацифистскую идею заблуждением и сурово осуждала за нее. Между тем, сам Иисусу Христос говорил: «Вы слышали, что сказано: „люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего“. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…». И «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…». Слова Христа о том, что Он принес не мир, а меч, следует понимать не как призыв к войне с инакомыслящими, а как пророчество того, что произойдет. Это позднее христианские пастыри требовали борьбы и уничтожения своих религиозных противников, что вылилось в крестовые походы, Варфоломеевскую ночь, инквизицию и т.д.

Религиозные учения, в том числе ныне существующие (индуизм, иудаизм, зороастризм, буддизм, конфуцианство, даосизм, христианство, ислам), создавались и развивались многими людьми. Во все времена были пассионарии, убежденные в том, что им открылась истина. Ради этой истины они не жалели ни своей, ни чужой жизни. Основы учений всегда закладывали выдающиеся личности – Учителя-пророки: Моисей (ХVI –XV в до н.э.), Заратуштра (VIII в до н.э.), Махавира (599 – 527 гг до н.э.), Гаутама – Будда (563 – 483 гг до н.э.), Конфуций (479 – 451 г до н.э.), Лао Цзы (IV – III в до н.э.), Христос, Мани (216 – 276 гг), Мухаммед (570-632 г), Лютер (1483-1546 г), Кальвин (1509-1564 г), а также те очень древние и неизвестные нам мыслители, которые создали учения брахманизма, индуизма, древнегреческую мифологию богов-олимпийцев, религию Древнего Египта, культ Митры и т.д.

Религиозные учения создавались и в более поздние времена (мормоны, иеговисты, адвентисты, квакеры, молокане, бахаисты, хлысты, скопцы, теософическое общество Елены Блаватской). Они создаются и ныне (например, секты «Белые одежды», Грабового, Аум Синрике, «Народный храм» Джима Джонса, «Храм Солнца», «Небесные врата», «Церковь объединения» Муна, «Детка» Порфирия Иванова или созданная в 1972 г. раввином Бергом секта каббалистов). Модными становятся:
— сайентология Рона Хаббарда – духовная практика улучшения человеческих способностей;
— фэн-шуй – тайное учение, с помощью которого можно заставить работать на свое благо энергию «ци»;
— каббала – ветвь иудаизма, основанная на мистических интерпретациях якобы зашифрованного текста Торы;
— садхана (создана Саи Бабой) – смесь христианских и индуистских догматов;
— випассана – направление буддистских медитативных практик, оттеснившее хатха-йогу и дзен-буддизм.

Эти учения всегда провозглашались как результат общения создателя учения с Богом. Создатели религиозных учений – это либо мудрецы, понимающие, что их учение может стать массовым только как исходящее от Бога; либо люди, склонные к мистике, которые приводят себя в состояние транса и истинно верят в свои видения; либо просто жулики, ищущие власти, почитания и денег.

Каждое религиозное учение создает свод правил, а также историй и притч, подтверждающих эти правила и божественную природу их происхождения. Такими книгами, содержащими эти правила, являются Веды, Зенд-Авеста, Талмуд, Библия, Коран, мифы Древней Греции и т.д. Как правило, эти книги создавались на протяжении длительного времени людьми различных поколений, пока их текст не становился каноническим, не допускающим последующего изменения. В этих книгах много несообразностей, сказочности. Например, в Священном писании столько невероятного, что отцы католической церкви для защиты приведенных в нем свидетельств придумали формулу: «Это достоверно, потому что невозможно; я верю, потому что это бессмысленно». Вобрав в себя всю мудрость своей эпохи, представленной как божественное откровение, эти книги являются действительно великими книгами, несущими опыт и мысли своего времени. Но человеческая цивилизация развивается, объем знаний непрерывно растет, новые достижения науки опровергают прежние представления. Любое достижение человеческой мысли не носит вневременной характер. Диалектика развития мысли предполагает отрицание предыдущих откровений.

Любопытно, что недавно журналисты итальянской католической газеты Роберто Беретта и Элизабетта Броли опубликовали одобренную Церковью книгу «Одиннадцать заповедей», в которой собрали около 60 библейских ошибок, передаваемых из поколения в поколение. Вот примеры:
— фрукт, сорванный Евой, не яблоко, так как неправильно переведено слово malus-malum, означающее «зло» или «фрукт»;
— евреи не переходили Красное море, а переходили неглубокое Тростниковое море в момент отлива – здесь опять ошибка перевода;
— заповедей было не десять, а двенадцать, и они не были даны пророку Моисею на горе Синай, а рождались постепенно одна за другой гораздо позднее, чем об этом говорится в Библии;
— Давид не убивал Голиафа, не было Иерихонской трубы, ни кита, в чреве которого жил Иона;
— муж Марии Святой Иосиф не был плотником в летах, а был строителем и женился на Мари, когда ему было от 18 до 25 лет отроду.

Любой религии, секте необходимы средства: сначала для того, чтобы просто существовать, затем, чтобы процветать, иметь богатство, власть. Успешные секты превращаются в религии. Деньги поступают от прихожан, богатых спонсоров, государства. Чем успешнее секта, религия, тем больше вливается в нее людей, преследующих собственные корыстные цели: стремление к власти, к деньгам, к почитанию.

В новейшей истории, в обществе с развитым законодательством и устоявшимися религиями, гениальные люди создают не религиозные учения, а проявляют себя в области науки и искусства. У них другой склад мышление, другое приложение ума, но это не делает их (Леонардо да Винчи, Галилея, Ньютона, Эйнштейна, Гегеля, Маркса, Бетховена, Толстого, Фрейда и т.д.) менее великими. Деятельность того или иного исторического лица (Будды, Заратуштры, Христа, Магомета, Цезаря, Наполеона, Маркса, Бисмарка, Ленина, Сталина, Рузвельта, Гитлера и т.д.) либо ускоряет, либо замедляет развитие общества, но никак не изменяет общую тенденцию его развития, его эволюцию.

Кстати говоря, имеет место спекуляция по поводу некоторых ученых, которых считают верующими в бога. К ним, например, причисляют И. Павлова, А. Эйнштейна, Ч. Дарвина. Это – вздор. Вот высказывания самих этих ученых.

11 сентября 1880 г. И. Павлов написал своей невесте С.В.Карчевской: «… сам я в бога не верю, никогда не молюсь…», или «… души как таковой изолированно от человеческого мозга не существует». А вот как он относился к верующим: «На свете еще очень много темных, необразованных людей, которые весьма плохо разбираются в явлениях природы и общественной жизни и лишены такой мощной моральной опоры, как просвещение, образование. Моральной опорой для их жизни в известной мере является религия, вера в Бога».

А это слова Эйнштейна в письме от 24 марта 1954 г.: «Я не верю в Бога-личность и я никогда этого не отрицал, а напротив, ясно выражал. Если и есть что-то во мне, что может быть названо религиозностью, то это безмерное восхищение структурой мира, поскольку она постигается нашей наукой». Письмо философу Эриху Гуткинду (январь 1954 года) Библия – «собрание почтенных, но все равно примитивных легенд, которые, тем не менее, довольно детские». Далее, из автобиографии 1945 года: «Я не могу принять этого иллюзорного бога, награждающего и наказывающего свое создание… Я не хочу и не могу также представить себе человека, остающегося в живых после телесной смерти…».

Дарвин: «… постепенно пришел к сознанию того, что Ветхий завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и пр., и пр. и с его приписыванием богу чувств мстительного тирана заслуживает доверия не в большей степени, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря». «Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия…».

Все развитие науки – непрерывный отказ от веры в догмы: Коперник не поверил в то, что Солнце вращается вокруг Земли; Лобачевский – в пятый постулат Эвклида; Дарвин – в неизменность форм животных организмов; Эйнштейн – в постоянство массы и времени; современные хирурги – в невозможность пересадки органов. Этот перечень можно продолжать бесконечно. Однако, когда есть доказательства, то вера необходима для продвижения идей. Без собственной веры в правильность своих идей, без уверенности в них, вообще нельзя что-то создать.

Не все религиозные учения можно однозначно считать религиями, так как в ряде из них (буддизм, конфуцианство, даосизм) Бог отсутствует. Это скорее философии жизни, основанные на определенных постулатах (например, буддизм на учении о реинкарнации – переселении душ). Такой философией можно считать в какой-то степени и марксизм.
В любой религии значительное место занимают культы: религиозное почитание предметов (икон, креста, талисманов, мощей, религиозных книг и т.д.), ритуалы, молитвы, обряды, праздники, культовые танцы, жертвоприношения, сверхестественные существа. Суть культа – желание с его помощью вступить в контакт и заручиться поддержкой Бога, святых, сверхестественных сил.

Ритуалы, обряды, таинства преследуют цель эмоционального воздействия на человека и служат закреплению в сознании верующих религиозных представлений. Как писал А.М. Горький, «церковничество действует на людей подобно туману и угару», опьяняя разум. Большинство культов имеют свою основу в первобытном обществе, когда различные ритуалы и обряды отражали бессилие человека перед явлениями природы.

В ряде религий (особенно языческих) культы являются чрезвычайно важными элементами. Одним из культовых обрядов является медитация – действия направленные на приведение психики человека в трансцендентное состояние, характеризующееся отрешением от внешних объектов и углубленным сосредоточением внимания и мышления на одной мысли. Способы медитации могут быть различны: ритмическое дыхание и движения, внутренний настрой, йога, молитва, самогипноз. Совершая культовые обряды, человек отрешается от внешних предметов и воздействий, сосредотачивая всего себя на собственных ощущениях.

Систему культов используют не только религии. В фашистской Германии применялась целая система ритуалов для обработки народа. Культ как бы замещает способность к мышлению, к критическому восприятию окружающего мира. Мышление заменяется чувственным, эмоциональным воздействием.

Ряд религиозные учения имеют близкие друг к другу постулаты и описания событий. Это связано, с одной стороны, с тем, что создатели их имели в значительной степени одинаковые задачи – установить законы, определяющие взаимоотношения богов и людей. С другой стороны, в более поздних по времени создания религиях имели место прямые заимствования из более ранних.

В иудаизме многое взято из более древних вероучений Египта и Вавилона. Проведенные в последние годы исследования египетских текстов показали, что приведенное в евангелиях жизнеописание Христа практически полностью совпадает с жизнеописанием фараона Эхнатона, жившего за сотни лет до Христа. Там говорится о зачатии фараона Богом, о вести о его рождении, о загоревшейся на небе при его рождении звезде, о вознесении его на небо после смерти. Сочиненная Эхнатоном «Молитва слепого» почти точно совпадает с христианской молитвой «Отче наш».

Как показал анализ, проведенный Зигмундом Фрейдом, в основе иудаизма лежит введенный египетским фараоном Эхнатоном культ не имеющего внешнего образа бога Солнца – Атона, а сам Моисей был египтянином знатного рода, правителем пограничной провинции Гошем. По мнению Фрейда, левиты, занимавшие в Иудеи важные посты, — это египтяне, близкие к Моисею. В христианстве есть явные заимствования из иудаизма и, возможно, из зороастризма, в исламе – из христианства и иудаизма. Гораздо более интересно, что в религиях имеют место пророчества, которые сбываются в будущем (особенно, в части некоторых основополагающих явлений.

Есть предположение, что наша цивилизация не первая на планете и что предыдущие цивилизации достигали высокого уровня развития и после своей гибели оставили после себя кое-какую разрозненную информацию. (По мнению некоторых ученых период существования цивилизации составляет 12000 лет.)

Представим себе, что в ближайшее время на Земле произойдет глобальная катастрофа, после которой на отдельных территориях сохранятся небольшие (до нескольких десятков тысяч человек) разрозненные популяции людей. Такие группы не смогут сохранить всю совокупность накопленных на сегодня знаний. Более того, скорее всего эти группы начнут деградировать. Но какие-то события и обрывки знаний сохранятся в следующих поколениях и в последующем, по мере развития новой цивилизации, будут восприниматься как мифы или войдут в новые религии.

Первоисточником инстинктивной религиозности человека является смесь страха и любопытства. Чувствуя себя одиноким, слабым, незащищенным, беспомощным в необъятном, а порой и враждебном мире, первобытный человек был вынужден изобрести богов. При решении своих проблем человеку нужна опора, психологическая поддержка, которую он находит и у священнослужителей, и в массе одинаково с ним верующих людей. Сложность, а иногда и неразрешимость проблем вызывает желание уйти от них, отвлечься, забыться. Религиозная медитация позволяет достичь этого. «Тьмы горьких истин нам дороже нас возвышающий обман».

Человек легко запоминает и усваивает мифы и религиозные догмы, так как они примитивны, отражают не реальный сложный мир, а поверхностные ощущения, восприятия и представления, очень далекие от подлинной сущности бытия. Чем меньше знаний у человека, тем больше у него веры: она заполняет пробелы в знаниях и создает иллюзию понимания мира. Религиозному сознанию не требуется знание, не требуется истина (хотя оно пытается постоянно, безосновательно и лицемерно объявлять свою веру истиной), не требуется критическая работа мысли, а необходима лишь слепая и беспредельная вера в жрецов и в архаичные догмы религии. Лев Толстой часто повторял высказывание И. Киреевского о том, что вера есть не столько истина, сколько преданность ей. В этом кроется одна из причин общедоступности и привлекательности религии — не надо думать, в то время, как научное знание требует упорной работы разума.

Устойчивое сохранение религиозных верований на протяжении длительного времени можно объяснить следующими факторами:
— традицией в обществе и семье;
— внушаемостью большинства людей. Этим пользуются и религии, и различного рода маги, колдуны, шаманы, астрологи, хироманты, предсказатели. Этим широко пользуются и политические партии;
— непониманием некоторых явлений природы: с развитием науки область непознанного, с которой соприкасается область знаний, увеличивается. Это похоже на воздушный шар, поверхность которого, по мере его раздувания, увеличивается, а ведь эта поверхность и есть граница между знаемым и незнаемым. Как заметил Бернард Шоу, наука никогда не решает вопроса, не поставив десяток новых;
— инстинктом самосохранения, присущим всем видам животных, который неизбежно порождает страстное желание продолжать жить и после смерти. Поэтому в любой религии вопрос бессмертия является одним из кардинальных (без этого не привлечь паству). Религии обещают бессмертие в той или иной форме (жизнь в раю, воскресение, реинкарнацию, бессмертие души, воспарение Духа и т.д.);
— человека и сегодня, как и тысячи лет назад, слаб и ничтожен перед всесилием природы, создавшей саму жизнь. Человек и человечество в целом остаются беспомощными рабами катастрофических явлений и неумолимых, слепых законов природы. Перед всесилием природных и общественных сил у человека, живущего преимущественно чувствами, формируется панический ужас — страх смерти, болезней и несчастий;
— порой воображаемый бог действительно помогает человеку, что еще больше убеждает в его реальности и могуществе бога. Но дело в том, что сознание человека является по своей сути материальной силой, способной воздействовать как на самого человека (в том числе на его здоровье и благополучие), так и на внешний мир;
— как заметил лауреат Нобелевской премии, академик В. Гинзбург, большинство людей мало образованы. К мало образованным людям можно отнести и гуманитариев, которые не в состоянии освоить современное естествознание (физику, биологию, астрономию и т.д.). Гораздо проще, чем пытаться понять, как устроен мир, считать, что все сотворил Бог. Сказал: «Да будет свет!» и стало светло, слепил мужчину из земли, а женщину из ребра мужчины, и готово. Все так простенько – никакой тебе сложной эволюции, не надо задумываться о том, как устроена Вселенная, каково строение атомного ядра, как функционирует живой организм.

Есть и еще одна важная причина сохранения религиозности людей: есть некая предопределенность эволюции нашей Вселенной. Ее развитие последовательно проходит определенные этапы: возникновение и эволюцию звезд, планет, живых организмов, разумных существ, цивилизаций (от примитивных до достаточно развитых форм). Все это наводит на мысль, что при возникновении Вселенной в нее заложена некая информация, определяющая ее дальнейшую эволюцию. Возможно, что никакой информации и не заложено, а эволюция Вселенной – результат действующих в ней физических законов, которые начинают действовать тогда, когда достигается определенный этап.

Очень может быть, что появление веры в Бога – результат страшного катаклизма, произошедшего приблизительно 5000 лет назад, кардинально изменившего географию Земли и уничтожившего значительную часть человечества. Сведения о такой катастрофе имеются во многих древних источниках: священной книге индусов «Бхагавата Пурана», буддийской книге «Визуддхи Магга», «Авесте», «Эдде», Библии, а также в преданиях инков, ацтеков, майя, китайских хрониках и т. д. Как полагают некоторые ученые, катаклизм может быть результатом смещения ядра Земли, причиной которого является воздействие тяготения Луны и Солнца. (По этой теме академику Н.И. Коровякову в 1997 году выдан диплом №63).

Исследования американских ученых Э.Ньюберга и Ю. Д' Аквили показали, что религиозные и мистические переживания – это результат активности определенной группы нейронов головного мозга. Например, слабое магнитное поле, сложным образом вращающееся против часовой стрелки возле височной доли головного мозга, вызывает ощущение присутствия некого призрачного существа. Люди религиозного типа могут интерпретировать этот призрак как Бога или ангелов.

Английский биолог Ричард Докинз ввел понятие «мимов» — устойчивых элементов человеческой культуры, передающихся по каналу лингвистической информации. Представление человечества о Боге — очень старая идея, которая передается из поколения в поколение с помощью устного и письменного слова, подкрепляемого великой музыкой и изобразительным искусством. Как он полагает, выживаемость «мима», которым является вера в Бога, обуславливается его большой психологической привлекательностью. Идея Бога дает приемлемый ответ на глубокие и волнующие вопросы о смысле жизни.

Как считает академик А.С.Спирин (обладатель высшей российской научной награды), потребность человека в Боге, его инстинктивная религиозность, как и потребность в вожде, есть прямое выражение биологического инфантилизма, связанное с удлинением детской стадии по сравнению с другими млекопитающими. Верить проще, чем самостоятельно думать. Мышление – тяжелая работа. Поэтому множество людей охотно идут по линии наименьшего сопротивления, безоговорочно веря в Бога, в коммунизм, в Сталина, в Гитлера, в Грабового, в демократию и т.д.

На определенных этапах развития цивилизации религия необходима. В иной форме невозможно довести до подавляющей части населения Земли и внедрить в сознание духовные морально-этические ценности. Однако и религия далеко не всегда решает эту задачу.

4. Несообразности монотеистических религий.
Священные книги, якобы вдохновленные или прямо продиктованные божественной мудростью, вместо Абсолютного Знания содержат лишь набор невежественных предрассудков, типичных для людей того времени и того места, где соответствующая религия зародилась.

От текстов, вдохновленных или, тем более, прямо продиктованных Творцом Вселенной, логично было бы ожидать абсолютного, немыслимого для человека совершенства и красоты. И по глубине мысли, и по своим литературным достоинствам они должны были бы намного превосходить лучшие творения человеческого ума. Ничего этого нет.

99% всех биовидов, известных науке — это вымершие виды. Такой процент брака для разумного создателя, и уж тем более — для абсолютно совершенного разумного создателя, выглядит несколько странно.

Не существует ни единого «божественного откровения», которое оказалось бы истиной, и к которому при этом человеческий ум не мог бы прийти естественным путем; нет, в частности, ни одного сбывшегося пророчества.
Религиозные мифы не только не подтверждены доказательствами, но и явно противоречат имеющимся знаниям об устройстве мироздания; они многократно противоречат даже и самому себе.

Вот некоторые догматы.
1. Бог всемогущ и всеблаг.
Если Бог всемогущ, то от него исходит все, в том числе и зло, но тогда Он не всеблаг. Если же Он всеблаг, то зло Ему не починяется, и Он не всемогущ.
2. Бог совершенно свободен.
Но если Он является только добрым, то это ограничивает Его свободу. Бог не может абсолютно всё, например, не существовать, самоуничтожаться, творить злые дела, создать существо более могущественное, чем Он сам.
3. Бог установил запрет на поедание плодов с древа познания.
Но Бог должен бы был знать, что случится после того, как Он создал двух разнополых людей. Почему же Он тогда прогневался на них, как будто совсем этого не ожидал, и изгнал их из рая.
4. Бог есть Всё. Как же можно ко Всему добавить еще что-то, то есть заниматься творением чего-то еще: вселенной, людей, физических законов природы, …
Таким образом, остается только беспрекословно верить в догматы, не пытаясь осмыслить и понять.

Всё повествование Библии – это мифологизированная история иудейского народа с включением рассказов о том, как Бог общался с людьми, как Он наказывал за непослушание, уничтожал города Садом и Гоморру и т.д. С тех пор, как написана Библия, ничего подобного уже несколько тысяч лет не случалось. Все эти библейские древнеиудейские небылицы не более достоверны, чем все другие мифы – древнегреческие, древнеегипетские, древнеиндийские, древнерусские и т.д.

Жития Святых тоже продукт, произведенный людьми, и доверие не вызывают. Все чудеса неоднократно разоблачались. Схождение огня в храме Гроба Господня могут продемонстрировать в любой мало-мальски оборудованной химической лаборатории.
Не более достоверны и Евангелия, которые написаны людьми, жившими много позже описываемых событий, получив сведения через третьи руки. В них тоже вся жизнь Иисуса мифологизирована. Иначе при создании религий и не бывает.

Самое главное в Библии и Евангелиях – десять заповедей Моисея, и Нагорная проповедь Иисуса. Эти заповеди определили состояние общества на долгий период. Остальное – сплошное мифотворчество.

Все научные исследования направлены на раскрытие тайн природы. И, чем больше этих тайн раскрывается, тем меньше места остается для религиозных представлений.

3. О духовности. Это понятие присвоено религиями, адепты которых полагают, что духовность означает признание высшего идеального начала – Бога и состоит в его культе, преклонении перед ним, уповании на его благость, в житье по-Божески.. Однако, если бы бог был источником морали, наблюдалась бы четкая положительная связь между религиозностью и моральностью, но на практике этого нет, более того, верующие нередко ведут себя намного хуже, чем неверующие. Многие миллионы неверующих не менее духовны, чем верующие, не говоря уж о том, что многие преступники считали и считают себя верующими в Бога. Да и церковь готова принять их в свое лоно, лишь бы покаялись. Духовный человек не идет на преступление не из-за любви к Богу и не из-за страха перед ним, а вследствие твердого личного убеждения, что людям поступать так нельзя, поскольку это антигуманно, бездушно, непорядочно и неразумно.

В самом общем понимании духовность это основополагающее свойство человека, как и разум, принципиально отличающее его от мира животных. В это понятие включается весь сложный комплекс психики, нравственно-эстетических помыслов и переживаний, включая науку и искусство. Это способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной и общественной жизни, стойкими моральными принципами, следование идеалам, соответствующим общечеловеческим и национальным ценностям, истины, добра и красоты. Духовность каждой личности, народа или народов познается, в конечном счете, по той высшей цели, которую они ставят перед собой в жизни. Эта цель может быть сосредоточена на поиске истины, правды. Целью жизни духовного человека не могут быть только телесные ощущения, а также искание власти, славы, богатства.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к человечеству. Она объединяющее начало общества, выраженное в виде моральных ценностей и традиций. Духовный человек действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого общества, прилагая личное усилие в своем саморазвитии и самосовершенствовании.

Духовность воспитывается в семье, впитывая традиции бережного отношения к себе, к окружающим людям, к окружающему миру и природе. Духовным людям свойственно самоограничение и бескорыстие. Для духовного человека внутренне неприемлемы такие действия, как воровство, преднамеренное убийство, истязание людей и животных, подлог, предательство, терроризм, рэкет, коррупция, расизм, национализм, обман, вандализм, вероломство, жадность, лицемерие, хамство, подкуп, хвастовство, чванливость, шовинизм, клевета, кощунство, разврат, подлость, садизм…

На каждом этапе развития общества духовные ценности были различны, и религии по мере своего становления впитывали в себя эти духовные ценности, сформированные человеческим обществом.

Некоторые авторы полагают, что духовное бессмертие, вера в жизнь вечную и в будущее наказание за грехи, которые обещают различные религии при выполнении или нарушении религиозных законов и правил, является основой для поддержание в человеке определенных нравственных норм при жизни. Сомнительно. Человек, соблюдая этические нормы, должен беспокоиться не о своей загробной жизни, а о жизни своих детей, внуков и правнуков, для которых надо сохранить будущее Земли и честное, незапятнанное имя.

4. Церковь представляет собой структуру, которая играет роль посредника
между верующими и Богом. Как говорится, если есть товар, то нужны и его продавцы, которые в разных религиях называются по-разному (жрецы, брамины, раввины, ламы, священники, муллы, аятоллы, пасторы и т.д.), что сути дела не меняет. Большинство церквей – иерархические структуры, которые развиваются по своим законам независимо от исповедуемой религии.

Каждая возникающая на основе какого-либо учения структура (церковь, партия и т.д.), действуя от имени этого учения, в конечном счете, заботится, прежде всего, о себе. Поэтому церкви исключают из основополагающего учения все, что считают невыгодным для своего существования. И это естественно, так как отсутствие, например, божественного происхождения пророка (или, по крайней мере, его божественного вдохновения, как в исламе или иудаизме) делает из религии просто учение.

Окончательный список новозаветных книг был утвержден на Карфагенском соборе в 419 году. До этого различные группы христиан признавали разные Евангелия. Вселенскими соборами христианской церкви принято ряд догматов – положений, объявленных непреложной и неизменной истиной, не подлежащей критике. Догматы принимались, начиная с 3-го века, например, догматы о Пресвятой Троице, об иконопочитании, о всеобщем воскресении людей в будущей жизни. В 19-м веке в католической церкви приняты догматы о непогрешимости папы, о непорочном зачатии Девы Марии. Эти догмы принимались с целью отсечь еретические учения, и они лишают учение возможности развития. В буддизме догматов нет, все положения Будды подлежат тщательной критической проверке на личном опыте.

К этому следует добавить, что празднуемое верующими Рождество Христово не имеет к рождению Спасителя прямого отношения, так как когда именно Иисус родился, достоверно неизвестно. В IV веке папа Юлий I решил заменить старое древнеримское торжество 25-го декабря (праздник сатурналий в честь бога Сатурна) более угодным церкви, с тем, чтобы противостоять культу Солнца. Впоследствии православные стали отмечать Рождество по григорианскому календарю – 7 января.

Христианство, по-видимому, исключило и уничтожило все документы (Евангелия), в которых Иисус мог бы рассматриваться как гениальный человек, а не сын божий. Таких апокрифов насчитывается более десяти: Евангелия от Никодима, Петра, Фомы, Иакова. Недавно швейцарскими учеными обнаружено «Евангелие от Иуды». Да и в канонических четырех Евангелиях, (которые в соответствии с политической обстановкой, по-видимому, переписывались много раз) есть много противоречий. Например, повествование о физической смерти и воскресении Иисуса неясно и противоречиво. Матфей и Лука дают совершенное различные версии последних слов Иисуса, и в то же время обе эти версии являются прямыми цитатами из Ветхого Завета.

Согласовать все детали и разночтения невозможно. Сам Христос называл себя «сыном человеческим» и говорил, что в нем «Дух Божий», как и в других людях. Христианская теология создана не Христом, а апостолом Павлом в процессе борьбы с иудаизмом и языческим прошлым. Это апостолу Павлу принадлежат следующие постулаты: Иисус был не только вдохновенным пророком, он был Сыном Божьим. Христос умер за наши грехи, и его страдания могут спасти нас. Павел также сформулировал концепцию первородного греха. Согласно учению Павла, человек может быть спасен актом крещения, став сыном Божьим. Его центральная идея о божественном начале Христа и о спасении посредством веры оставалась основой христианства во все последующие века. Павел сформулировал и отношение христианина к женщине «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева».

Всё это совершенно чуждо тому, что говорил Иисус, в том числе, в Нагорной Проповеди. Иисус провозглашал терпимость, заботу о благе и пользе других (людей и животных), щедрость и соучастие, самоотверженность в помощи другим, чтобы нести груз их страданий, всеобщую и безусловную любовь ко всем. Именно в этом Иисус видел путь к совершенству. Иисус сформулировал основные моральные и философские основы христианства, а также его духовное мировоззрение и главные принципы, касающиеся человеческого поведения. Одной из главных заповедей Иисуса, безусловно, было Золотое правило нравственности: «Делай другому то, что ты хотел бы, чтобы он делал тебе». Однако следует иметь в виду, что фактически философия, заложенная в Золотом правиле, принята почти всеми основными религиозными учениями задолго до Иисуса

Первые христиане воспринимались как иудейская секта. Они придерживались еврейских законов, хотя и верили, что Иешуа был мессией и ожидали его воскресения.

Непорочное зачатие – миф, основанный на намеренном неправильном переводе греческого слова «парфенос», которое имеет несколько значений – дева, девушка и молодая женщина. В этой связи следует заметить, что евангелисты Марк и Матфей говорят о наличии у Иисуса четырех братьев Иакова, Иосии, Иуды, Симона и двух сестер, а отец Иисуса Иосиф был вовсе не стариком, каким его обычно изображают, ему было меньше 40 лет.Кстати говоря, и день рождения Христа не 7 января или 25 декабря, а по данным Евангелия и астрономических исследований — 21 сентября 5-го года до новой эры, то есть на 5 лет раньше.

Христианская церковь в определенной степени вообще исказила учение Христа. Это учение возникло как религия бедных и для бедных. Однако, став в большинстве стран государственной религией, христианство (в том числе и православие) опиралось на властные структуры и богатых граждан. Сама церковь превратилась в богатейшую иерархическую структуру с главенством высших иерархов (пап, патриархов, кардиналов, митрополитов и т.д.), с пышным церемониалом, с назойливо лезущим в глаза сверканием золота и драгоценных камней. А Христос-то и его ученики ходили в простых одеждах, питаясь практически подаянием. Основа христианского учения – полюби ближнего, как самого себя, отдай все бедному, защити слабого и беззащитного. В «Учении двенадцати апостолов» говорится: «Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят как Господь. Пусть он не остается больше одного дня; а если будет надобность, то и другой (день); но если он пробудет три, то он лжепророк… Уходя, пусть апостол ничего не возьмет, кроме хлеба до места ночлега». Очень мало походит это на действия церковнослужителей.

Церковь не отвергла, как отвергал Христос, мирскую жажду земных благ, не сказала, как он: раздай имущество, не противься злу насилием, не суди, не казни … Церковь приняла и освятила все мирские учреждения со всеми их грехами и преступлениями, стала учить повиноваться этим учреждениям, показала, что и сама ценит мирские блага.

Как уже упоминалось, церковь создали апостолы Павел и Петр, которые и между собой имели расхождения. Во Втором послании апостола Петра о посланиях апостола Павла говорится, что в них есть «нечто неудобовразумительное», что «превращает», то есть искажает Писание. В не вошедших в сборник апокрифов «Деяниях Петра» приводятся слова Иисуса: «Те, кто со мной, не понимают меня».

В «Ответе Синоду» Лев Николаевич Толстой пишет: «… я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, совершенно скрывающие весь смысл христианского учения.
… Учение Христа переделано в грубое колдовство купания, мазания маслом, телодвижения, заклинания и проглатывания кусочка хлеба. И если какой-то человек попытается напомнить людям, что не в этом волховании, не в молебнах, обеднях, свечах и иконах – учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга, то поднимется стон негодования тех, которым обман выгоден.
… Ужасно то, что эти люди для своих маленьких выгод делают ужасное зло, скрывая истину, открытую Христом. … Если бы Христос пришел теперь и увидел то, что делается его именем в церкви, то с законным гневом повыкидал бы все эти ужасные кресты, чаши, свечи, иконы и все то, посредством чего церковники, колдуя, скрывают от людей бога и его учение».

Неприятие Толстым церкви связано также с тем, что церковь приняла и даже освятила все мирские учреждения со всеми их грехами и преступлениями, стала учить повиноваться этим учреждениям, мало того – показала в лице своих представителей, что и сама ценит все мирские блага.
По Толстому счастье личности может быть лишь одно: жить для других, что совпадает с заповедями Христа, который отвергал мирскую жажду мирских благ (раздай имущество, не противляйся злу насилием, не суди, не казни).

Русская православная церковь продолжает повторять множество устаревших и противоречащих научной картине мира обветшалых догм древности. Даже католицизм в середине 60-х годов прошлого века провозгласил курс на неоспоримость научного знания, что позволило наладить диалог между религией и наукой.

В беседе с корреспондентом газеты «Православный Санкт-Петербург» диакон Владимир Василик признал, что часть священства «пренебрегает людьми, унижает паству, набивает карманы деньгами, устраивает сладкую жизнь, занимается туризмом под видом паломничества, а под видом восстановления церквей занимается личным обогащением». Он далее говорит: «… отрицая империю, мы в то же время упиваемся имперскими атрибутами: золотыми иконостасами, золотыми куполами… Но хуже того мы приходим к тому, что послужило одной из причин Октябрьской революции: к чудовищному разрыву между богатыми и бедными, — разрыву имущественному и статусному; разрыву между высшим и нижним духовенством, между сверхобеспеченностью одних и необеспеченностью других…», «… человек потребляющий – мало совместим с Православием».

В сознание верующих усиленно внедряются, в том числе с помощью ряда каналов телевидения, представления о чудесах: благодатном огне, плачущих и мироточивых иконах, о чудесных исцелениях с помощью предметов культа, например, пояса богородицы. Это и есть то колдовство, о котором писал Толстой. Еще в 1949 году глубоко верующий в Бога профессор Ленинградской духовной академии, Н.Д Успенский сделал перед священнослужителями доклад, в котором скрупулезно доказал, что благодатный огонь – миф, обман. И этот доклад не вызвал возражений у слушателей и был позднее опубликован.

РПЦ опять сливается с государством, она превращает преданных себе людей в партию имени самой себя, оказавшись неспособной преобразовать людей внутренне. В значительной степени поэтому для российского человека сегодня православие не живая религия, не общение с Богом, а идеология, набор традиционных ценностей и ритуалов.Среди населения распространена архаичная вера в чудо, в магизм, то есть вера в то, что какие-то материальные предметы могут исцелять. Для этих людей религия неотличима от колдовства, а священнослужитель – маг-чудотворец. Увлечение магизмом идет от нежелания брать на себя ответственность, рассуждать. В основе желания чуда от Бога – эгоизм. Любопытны статистические данные о том, что регулярно на церковные службы ходит 3 – 4 % населения. При этом тех, кто называет себя православными больше, чем тех, кто говорят, что верит в Бога.

Церкви нужно было бы озаботиться тем, чего не хватает в нашей жизни – любовью и милосердием, вниманием к миллионной армии сирот, к наркомании. Только по-настоящему независимая Церковь может стать совестью нации.

О ненужности церковнослужителей поняли уже давно в Средние века, когда в различных религиях (католицизме, православии, буддизме, исламе) появился протестантизм, основанный на прямом общении человека с Богом без посредничества священнослужителей.

Естественно, что любое проявление протестантизма объявлялось ересью, сектантством и было гонимо официальной церковью и государством ее поддерживающим. Все мерзости преследования христиан в Иудее и Риме, инквизиции, Варфоломеевской ночи, преследования в России старообрядцев, молокан, духоборов и других сект организованы или спровоцированы официальной церковью. Вся история христианства – это история перманентной борьбы; сначала со старой религией, от которой отпочковалась, потом греческой мифологией. Затем борьба римской и византийской партий. Не было за всю историю христианства ни одного дня, когда не бушевали бы внутренние распри. Причина этого то, что каждая религиозная конфессия – это социальная группа, которая борется за свое место в социуме, за участие во властных структурах государства, за деньги.

Даже и в наши времена церкви ожесточенно борются за свое влияние в контролируемых ими регионах, а при возможности не упускают случая расширить свой ареал.

Говорят, что церковь и религия способствуют поддержанию в обществе высокой нравственности. Это положение весьма сомнительно. Сами по себе нравственные постулаты религий (например, Нагорной проповеди Христа) ничуть не лучше, чем, к примеру, положения «Морального кодекса коммунизма», который более понятен хотя бы потому, что имеет более позднее происхождение. (Кстати говоря, вся практика православной церкви достаточно далека от положений Нагорной проповеди: богатство церкви и ее пышные ритуалы очень далеки от проповеди Христа, религия которого была религией беднейших слоев населения).
До революции Россия была православной страной. И что же? Сколько там было всякой мерзости, достаточно почитать русскую литературу: «Воскресение» и «Власть тьмы» Льва Толстого, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, «Грозу» Островского, «Нравы Растеряевой улицы» Глеба Успенского, романы Ф.Достоевского и т.д. Вера в бога не мешала ни убийствам, ни воровству, ни издевательству над людьми – ни чему даже из того, что постулировалось религией как запретное.

Может быть, в католических и протестантских странах Европы, Северной и Южной Америки религия улучшает нравственные начала? Нет. То, что мы знаем из печати, литературы, кино это не подтверждают. В США по данным опросов более 80% населения верят в Бога и в то же время каждые 6 минут совершаются изнасилования женщин, в 70% случаев групповые. А если взять все виды преступлений? Верующие в бога руководители Соединенных Штатов каждое свое выступление и действие сопровождают словами: «С нами Бог!», что не мешало им осуществлять «ковровые» бомбардировки немецких городов, сбросить на мирных жителей Хиросимы и Нагасаки атомные бомбы, выжигать напалмом вьетнамские деревни, а в наше время бомбить города Сербии. (Уж и говорить не стоит о том, как верующие в Бога и Иисуса Христа католики истязали, жгли и убивали верующих в Бога и Иисуса Христа протестантов, которые, в свою очередь, проделывали тоже самое с католиками).

Мало того, стали известны ужасные преступления в отношении детей, на протяжении десятилетий совершавшиеся в католических заведениях Ирландии, США, Австралии и ряде европейских стран. После 2002 года стало известно о тысячах случаях педофилии в США. Сексуальные домогательства, жесточайшие избиения, психический террор творились в лоне католической церкви последние 60 лет. По свидетельству бывших воспитанников католических заведений Ирландии они подвергались публичной порке, изнасилованию и оскорблениям. И все это тщательно скрывалось церковью. Сексуальные извращения – непременный атрибут монастырей.

Если в человеке с младых ногтей не развиты духовные нравственные морально-этические начала, то никакая Церковь не поможет, и, наоборот, если изначально человек имеет высокую нравственность, религия ему не нужна. Человек – велик, он не вмещается в узкие рамки доктрин. В «Библии» бог только и занимается тем, что непрестанно наказывает людей за их грехи. И Адама с Евой выгнал из рая, и потоп наслал, и уничтожил Содом и Гоморру, и людей превращал в соляные столбы, да только люди продолжали сохранять свое человеческое несовершенство: и властолюбие, и корыстолюбие, и сластолюбие, и честолюбие, и чванливость, и жестокость, и зависть, и эгоизм и так далее. Так что ни религии, ни другие доктрины не изменят род людской.

По-настоящему демократическое государство должно было бы обеспечить и гарантировать полную свободу личности и не допускать введения в школах и других учебных заведениях пропаганды какой бы то ни было религии. Это – частное дело каждого гражданина. Тем более нельзя навязывать ребенку, который еще не способен воспротивиться чужому влиянию, какую-либо доктрину.

Но, что делать? Провозглашенная идея построения общества потребления на практике не оказалась самодостаточной и не стала двигателем развития. Власть понимает, что удержать Россию можно только погрузив народ в дремучее невежество. И они не нашли для этого иного способа, кроме религиозного закрепощения.

Между тем, надо иметь в виду, что все люди разные (даже родители и дети, братья, сестры) и что хорошо для одного, то для другого может быть совершенно неприемлемо. Поэтому, если вера в Бога делает жизнь данному индивидууму более сносной, не говоря уже о привлекательной, то Слава Богу!

Однако следует помнить, что нет ничего опаснее овладевших умами идей, способных погубить больше жизней, чем стихийные бедствия. Независимо оттого, что это за идея: религия, учение о диктатуре пролетариата, геополитическая доктрина или бредни некоего «гуру».

5. В заключение попробуем понять, как в отличие от религий представляют
Мироздание современные астрофизики (А.Д. Линде, И.Л. Розенталь, И.Д. Новиков, К. Торн, Н.С. Кардашев, Э. Фарх, А. Гус).

В соответствии с ...

(дальнейший текст произведения автоматически обрезан; попросите автора разбить длинный текст на несколько глав)

Свидетельство о публикации (PSBN) 22035

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 06 Октября 2019 года
З
Автор
Автор не рассказал о себе
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Что произошло в России в 90-е годы 0 +2
    Рождение мифов 2 +2
    Россия. Далекое и близкое 1 +1
    Перспективы развития науки 0 0
    О возникновении жизни и мироздании 0 0