Качели. Художник Оноре Фрагонар.


  Эссе
122
7 минут на чтение
0

Возрастные ограничения 18+



Даже мельком взглянув на эту картину: «Качели» художника Оноре Фрагонара, невольно вспоминаешь популярные строчки стихотворения Федора Сологуба:

Качает черт качели
Косматою рукой

Качели! Ну вот – качели, накачанные черт ли знает чем!
Чокнутые качели, сколько же в них движения, стремительности, полета, невероятного авантюризма!
До головокружения, до упаду!
Блестящей каплей перламутра вспыхнул легкомысленный сюжет этой картины.
Канва галантной тематики, такой любимой французами, вовсю поддерживается Оноре Фрагонаром, великолепным «Фраго», последним могиканином живописи эпохи рококо.
Упомянутое пятно перламутра – это расфуфыренное платье молодой красавицы, эффектной дамы, стремительно летящей на качелях. Оно словно эффектное розовое облако богини.
А может, что – то от чайной розы, ее манящий, эфемерный, скользящий лепесток?
В пике своего полета эта симпатюля совершает грациозный жест собственной ножкой, движение, при котором ее легкая туфелька, аксессуар интимный, декларирует головоломный кульбит. Он глубоко симптоматичен, и даже – символичен.
Качели раскачивает престарелый супруг молоденькой прелестницы.
Это добряк, во всем потакающий своей экспансивной супруге.
Невзрачная, невыразительная внешность, его замшелый кафтан выказывают нам всю его заурядность, всю занудность его натуры.
Поэтому неудивительно – молодая особа, словно легкокрылая бабочка, летит от него прочь.
В этом полете, в этом картинном мгновении – она существует на своей вершине. После нее, после этой пресловутой вершины – скорее всего: непринужденно – непоправимое. Все такое!
Да, да, все может случиться.
Итак, все это издержки буржуазного брака.

Вот так, шаг за шагом, взгляд за взглядом, миг за мигом раскрывается драматичнейшее содержание этой картины.
Которая высветила нам всю неуместность неравного брака: когда пожилые женятся на юных проказницах, а тусклые и никакие покупают для себя ярких да броских.
И тут, так к месту приходит на ум перифраза в строчках российского поэта:

Качает черт качели
Невидимой рукой …

Качели в этом сюжете – только стимул.
Шикарная мадам проносится над молодым человеком, который устроил на нее засаду. Устроившись в самом низу картины, не то чтобы в непринужденной, нет, прямо – таки в непристойной позе – он нисколько не скрывает ни своих побуждений, ни алчных своих желаний. Мы видим, в какой сладострастной гримасе застыло, запечатлелось его лицо, схваченное зигзагом вожделения, мы замечаем: раскоряченные руки с крючьями – пальцами так и готовы вцепиться в намеченную им жертву.
Молодой бесстыдник буквально исходит судорогами болезненной, низменной страсти к собственной мачехе. Внизу картины он изголяется, словно коварный, предприимчивый змей – искуситель.
Будто зловредный червячок в розариуме, этот молодой человек устроил свою засаду
в безмятежном цветнике. Который теперь оказывается отравленным его присутствием.
В этом лежбище молодой распутник залег ради того, чтобы подглядеть тайну развевающихся юбок элегантной красавицы. Ему так хочется проникнуть взглядом под шикарные юбки женщины, заценить ее интимные тайны. Наша героиня несется навстречу такому желанию. Повинуясь своему влечению, она совершает этот азартный взмах собственной ножкой. Женские юбки взлетают в красноречивом жесте, подтверждающем, что недалеко то время,
когда легкомысленная красавица упадет в объятия бесстыдника,
низринется в цветник преступной страсти. А ведь такие вещи случаются иногда между мачехами и пасынками. На ум приходит история из жизни графини Потоцкой – ее любовная связь с сыном своего супруга …
Символ тайной любви – каменный Амур, приложивший пальчик к собственнным устам и призывающий к молчанию, целиком на стороне наших безобразников. У них ведь много – много преимуществ.
Мы подмечаем, что легкомысленная авантюристка засветилась под сумрачными, тенистыми кронами старинного парка. Мы постигаем: уж они – то покроют ее невольный грех …
Ее забавное заблуждение и ее проступок …
Вот так – в этом игривом, фривольно – легкомысленном сюжете, раскрываются все
психологические тонкости и моменты этой поистине детективной истории. Да, наша героиня – исполнена живости и обаяния, влечения и пыла, и поэтому мы так охотно прощаем ей
все ее заблуждения.
Итак, глядя на эти бедовые качели, каждый русский человек качнет головой и сокрушенно вздохнет, вспомнив популярные строчки, ставшие почти что пословицей:

Попала на качели –
Качайся, черт с тобой!

Свидетельство о публикации (PSBN) 35227

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 04 Июля 2020 года
Балерина
Автор
От добра добра не ищут.
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    О творчестве популярной российской поэтессы. 8 +2
    Искусство рифмовки 2 +2
    Рассуждения о природе поэзии. 2 +1
    Компромат на Бориса Рыжего. 4 +1
    Технично слабенькое технично улучшаем. 2 +1