«Аль-капотня - русская саморефлекстия через сериалы про «ментов»
Возрастные ограничения 16+
Прискорбно, что о таком сериале так мало написано в сети. «Аль-капотня», сериал 2021 года, который демонстрирует российские будни, как они есть. Правда в сериале присутствует некая нарочитость в плане социального пессимизма, но кто был в Подмосковье или в таких вот районах Москвы поймет о чем идет речь.
Почему Подмосковье, почему неблагополучный район Москвы? Есть на нашей Хтонической Руси города и похуже, но там серость и уныние как бы идет ровным путем от одной русской безграничности к другой. А вот Подмосковье на фоне гламурной столицы выглядит особенно контрастно, так же смотрится и окраина Москвы, словно нет в ней центра с шикарными небоскребами и гламурными улицами.
«Аль-капотня» — сериал об одном из самых неблагополучных регионов Москвы. Кусочек 90-х, неблагополучный мир, мир постапокалипсиса сегодня.
В этом мире как-то нужно жить или выживать. Вот об этом повествует сериал. Неблагополучные семьи, их дети, которым не светит «светлое будущее». А еще там есть полиция, которая существует в этом же пространстве, на этой же Хтонической Руси. Это типичный русский мир, Россия в миниатюре, где всем на все плевать. Но, как бы пафосно не звучало, в этом сером и равнодушном пространстве находятся те, кто еще что-то пытается исправить.
Одним из таких является полицейский Паша — руководитель отдела по делам несовершеннолетних местного отдела. В прошлом он и сам был в пяти минутах от тюрьмы, но кто-то подсказал ему как не свернуть в тупик.
Можно ли верить в такой образ полицейского?
В эпоху, когда полицию бояться, любое сопротивление ей на митингах светит проблемами, а громкие дела с «подбрасываниями» будоражат умы, говорить хорошо о полиции как-то не принято.
Но на это у меня вопрос?
А когда о ней говорили хорошо? О полиции, о милиции, без разницы.
Да, в разных странах, уровень доверия к полиции различный. В Штатах он выше, высокий он и в странах Скандинавского полуострова. А вот в России или во Франции он низкий, так повелось с давних времен. Те, кто считает, что было иначе при милиции тот ошибается, даже если речь идет о советской милиции. Достаточно вспомнить громкое дело, когда милиционеры убили сотрудника КГБ, зная кем тот является. Что для таких какие-то обычные граждане.
Коррупционные схемы, скандалы, не только связаны с отечественными силовиками, они есть везде, просто в разной степени по-разному, вспомните хотя бы «Тренировочный день», «Серпико», «Продажные против продажных» и пр.
Разница только в том, что сейчас и в советском прошлом об этом не было принято говорить, чего не скажешь об обществе западном, в котором подобные громкие скандалы демонстрировались и в кино, и в литературе.
Но не все так однозначно. Как бы пафосно не звучало, но и в полиции, и в ФСБ есть люди, которые, хотя бы, пытаются честно работать. Другое дело, как им живется в этой системе, насколько она лояльна к ним, а лучше зададимся вопросом, как быстро эта система их съест.
Паша — яркий пример сотрудника, который работает не по законам системы. Ему проще это делать, так как у него нет семьи, нет слабых мест, в этом плане, ему нечем жертвовать. Как когда-то нашелся тот, кто подсказал ему по жизни, так и он хочет стать такой вот «находкой» для всех этих беспризорников.
Неблагодарное дело.
Я знаю это, так как сам работаю с несовершеннолетними. К сожалению, вся эта профилактика, нагромождение комиссий по делам несовершеннолетних, отделы опеки, уполномоченные по правам ребенка — балласт. Они никакой пользы не несут, а только мешают реальной работе.
Любые попытки, действительно, помочь несовершеннолетним разбиваются от непроходимую стену бюрократизма. Ты сталкиваешься с ней. Ее невозможно преодолеть, а те кто ее выстраивают еще и высказывают тебе за то, что работа не сделана.
Главный герой еще терпит все это. У него есть какая-то надежда.
Можно ли верить в существование такого полицейского? Да, можно.
Тот, кто думает как преступник
У детективов и у оперуполномоченных есть такая профессиональная шутка — «опер, этот тот же преступник, только на стороне закона». Это так, а если нет, то свою работу ты сделать не сможешь. В этом плане показателен образ Жеглова и Шарапова. Последний — профессионал своего дела, но он не опер, он не может жить «по-волчьим законам», он, скорее, следователь, аналитик, который работает мозгами. Жеглов, какой бы он не был, но это настоящий опер. К сожалению, с жестокими задатками, к сожалению, преступающий закон, но опер. Почему он хороший профессионал? Потому что сам вырос в такой же среде. И для него «священная война» с преступностью, это война со своей «темной» составляющей, со своей преступной сущностью.
Является ли таким Паша?
И да, и нет. Определенно, он не Жеглов, он не такой жестокий, но в нем есть та самая «темная сторона», с которой он не то, чтобы борется, скорее она ему помогает. Он знает как разговаривать на языке «улиц».
В какой-то момент, каждый сотрудник начинает понимать, что грань между его личностью и личностью преступника стирается. К сожалению, надзиратель сам становится немного заключенным, детектив — преступником.
Погружение в атмосферу безысходности?
Съемки проекта начались еще в 19-м году в том самом районе Москвы, о котором идет речь. Илья Куликов — сценарист сериала известен, в большей степени, по комедийным проектам. Они все несут остросоциальную подоплеку — «Полицейский с Рублевки», «Мылодрама», «Учителя», но тот же сериал «Полицейский с Рублевки» демонстрирует нам несуществующую полицию, смешную, грустную, жестокую, справедливую, но не из этой реальности. Хуже только «Девушки с Макаровым» или «Проект Анна Павловна», в которых полиция словно взята из плохих американских сериалов.
Сам Илья так отзывается о своем проекте:
«Мы хотели, чтобы это получилась отчасти детективная история, но при этом простая и понятная всем — в ней должно быть больше жизни, чем детектива, со знакомым всем бэкграундом. И мы вспоминали свои подростковые годы, сошлись на том, что в жизни любого подростка всегда есть какой-то человек, который олицетворяет собой справедливость. Как правило это не самый приятный человек: например, полицейский в детской комнате милиции, который пытается тебя чему-то научить. Он кажется неприятным, злым типом, но потом ты понимаешь, что он действительно старался тебе помочь».
История о взрослении
Вокруг главного героя разные люди, вт ом числе разными являются и его коллеги. Полина — инспектор ПДН (аббревиатура от «по делам несовершеннолетних»), не плохой сотрудник, но свою работу она воспринимает как нечто временное, попытку справится с финансовыми трудностями. Она не верит в то дело, которое делает. Другой инспектор ПДН — Галя, яркий пример сотрудника, которому просто некуда идти, он ничего не знает и не умеет, а работает по указке.
А еще эта история взросления. И не только в отношении подростков, а в отношении и взрослых. Как ни странно, не смотря на брутальность службы, как бы дисциплину, опасность для жизни, в той же армии, в той же полиции, в той же службе безопасности — царствует инфантилизм. Начальство не воспринимает всерьез подчиненных, считает их «детьми», за которыми нужно проверять уроки. Постепенно и сотрудник начинает верить в эту роль «шалопая», которому ему отводят.
А как такой вот «шалопай» может воспитать других? Как помочь другим повзрослеть, если вся его система делает из него инфантила?
Немного о самой полиции
Мы сейчас много говорили о полиции, в ее абстрактном понимании. Для большинства граждан, это действительно что-то абстрактное. Разобраться в ее структуре, действительно, нелегко, учитывая то, что как любая силовая структура, она переполнена нагромождением ненужных подразделений и должностей.
Но что нужно знать, чтобы понимать сериал.
Во-первых, что такое ПДН? Какова ее роль в полицейском мире?
Не высока. ПДН — сборище женщин, мужчина в них редкость, а если мужчины там и бывают, то они задерживаются недолго. Отсюда и многие проблемы. Как бы образ женщины не ассоциировался с материнским началом, ничего хорошего для подростков и для сотрудников в этом нет. Работа требует от инспекторов жесткости. Девушки и женщины, потихоньку, к ней привыкают, девушки либо apriori приходят с соответствующим характером, либо его «закаляют» в процессе работы. Если не получается — уходят. На подобных работать держаться те, кто только начал работать, кто ждет более хорошую должность, либо кому до пенсии хоть как-то доработать.
Отделы ПДН находятся в подчинении у отделом участковых. Раньше они были самостоятельными, но потом кто-то решил, что им место среди участковых.
Почему так важен мужчина в ПДН?
На самом деле, речь идет не о профессионализме, просто чаще среди беспризорников парни, а женщины не могут понять комплексы молодого парня.
Из женщин получаются хорошие работники, но сама система выматывает их, выхолащивает женское, заставляя грезит декретом, а может и не одним, чтобы и от работы отдохнуть и стаж не потерять.
Во-вторых, что такое работа в полиции? Как уже и говорилось, это превращение в инфантила, которому не доверяет собственное начальство, а вы скрываете от него свои недочеты. Все превращается в игру, как обмануть строгого родителя. Между сотрудников и его руководителем идет маленькая война, вместо сотрудничества, вместо борьбы с преступностью. Единственным, с кем борется начальство в любых госорганах, это со своими сотрудниками. В силовых структурах, эта ситуация проявляется вдвойне.
Получается, что главный герой сериала не просто борется с преступностью, он борется со всем окружающим его миром. С российской действительностью, со своим начальством, с непониманием коллег, с этой всепроникающей палочной системой.
Вопрос в том, не сможет ли он победить, ведь понятно, что нет, а в том, насколько его хватит…
Почему Подмосковье, почему неблагополучный район Москвы? Есть на нашей Хтонической Руси города и похуже, но там серость и уныние как бы идет ровным путем от одной русской безграничности к другой. А вот Подмосковье на фоне гламурной столицы выглядит особенно контрастно, так же смотрится и окраина Москвы, словно нет в ней центра с шикарными небоскребами и гламурными улицами.
«Аль-капотня» — сериал об одном из самых неблагополучных регионов Москвы. Кусочек 90-х, неблагополучный мир, мир постапокалипсиса сегодня.
В этом мире как-то нужно жить или выживать. Вот об этом повествует сериал. Неблагополучные семьи, их дети, которым не светит «светлое будущее». А еще там есть полиция, которая существует в этом же пространстве, на этой же Хтонической Руси. Это типичный русский мир, Россия в миниатюре, где всем на все плевать. Но, как бы пафосно не звучало, в этом сером и равнодушном пространстве находятся те, кто еще что-то пытается исправить.
Одним из таких является полицейский Паша — руководитель отдела по делам несовершеннолетних местного отдела. В прошлом он и сам был в пяти минутах от тюрьмы, но кто-то подсказал ему как не свернуть в тупик.
Можно ли верить в такой образ полицейского?
В эпоху, когда полицию бояться, любое сопротивление ей на митингах светит проблемами, а громкие дела с «подбрасываниями» будоражат умы, говорить хорошо о полиции как-то не принято.
Но на это у меня вопрос?
А когда о ней говорили хорошо? О полиции, о милиции, без разницы.
Да, в разных странах, уровень доверия к полиции различный. В Штатах он выше, высокий он и в странах Скандинавского полуострова. А вот в России или во Франции он низкий, так повелось с давних времен. Те, кто считает, что было иначе при милиции тот ошибается, даже если речь идет о советской милиции. Достаточно вспомнить громкое дело, когда милиционеры убили сотрудника КГБ, зная кем тот является. Что для таких какие-то обычные граждане.
Коррупционные схемы, скандалы, не только связаны с отечественными силовиками, они есть везде, просто в разной степени по-разному, вспомните хотя бы «Тренировочный день», «Серпико», «Продажные против продажных» и пр.
Разница только в том, что сейчас и в советском прошлом об этом не было принято говорить, чего не скажешь об обществе западном, в котором подобные громкие скандалы демонстрировались и в кино, и в литературе.
Но не все так однозначно. Как бы пафосно не звучало, но и в полиции, и в ФСБ есть люди, которые, хотя бы, пытаются честно работать. Другое дело, как им живется в этой системе, насколько она лояльна к ним, а лучше зададимся вопросом, как быстро эта система их съест.
Паша — яркий пример сотрудника, который работает не по законам системы. Ему проще это делать, так как у него нет семьи, нет слабых мест, в этом плане, ему нечем жертвовать. Как когда-то нашелся тот, кто подсказал ему по жизни, так и он хочет стать такой вот «находкой» для всех этих беспризорников.
Неблагодарное дело.
Я знаю это, так как сам работаю с несовершеннолетними. К сожалению, вся эта профилактика, нагромождение комиссий по делам несовершеннолетних, отделы опеки, уполномоченные по правам ребенка — балласт. Они никакой пользы не несут, а только мешают реальной работе.
Любые попытки, действительно, помочь несовершеннолетним разбиваются от непроходимую стену бюрократизма. Ты сталкиваешься с ней. Ее невозможно преодолеть, а те кто ее выстраивают еще и высказывают тебе за то, что работа не сделана.
Главный герой еще терпит все это. У него есть какая-то надежда.
Можно ли верить в существование такого полицейского? Да, можно.
Тот, кто думает как преступник
У детективов и у оперуполномоченных есть такая профессиональная шутка — «опер, этот тот же преступник, только на стороне закона». Это так, а если нет, то свою работу ты сделать не сможешь. В этом плане показателен образ Жеглова и Шарапова. Последний — профессионал своего дела, но он не опер, он не может жить «по-волчьим законам», он, скорее, следователь, аналитик, который работает мозгами. Жеглов, какой бы он не был, но это настоящий опер. К сожалению, с жестокими задатками, к сожалению, преступающий закон, но опер. Почему он хороший профессионал? Потому что сам вырос в такой же среде. И для него «священная война» с преступностью, это война со своей «темной» составляющей, со своей преступной сущностью.
Является ли таким Паша?
И да, и нет. Определенно, он не Жеглов, он не такой жестокий, но в нем есть та самая «темная сторона», с которой он не то, чтобы борется, скорее она ему помогает. Он знает как разговаривать на языке «улиц».
В какой-то момент, каждый сотрудник начинает понимать, что грань между его личностью и личностью преступника стирается. К сожалению, надзиратель сам становится немного заключенным, детектив — преступником.
Погружение в атмосферу безысходности?
Съемки проекта начались еще в 19-м году в том самом районе Москвы, о котором идет речь. Илья Куликов — сценарист сериала известен, в большей степени, по комедийным проектам. Они все несут остросоциальную подоплеку — «Полицейский с Рублевки», «Мылодрама», «Учителя», но тот же сериал «Полицейский с Рублевки» демонстрирует нам несуществующую полицию, смешную, грустную, жестокую, справедливую, но не из этой реальности. Хуже только «Девушки с Макаровым» или «Проект Анна Павловна», в которых полиция словно взята из плохих американских сериалов.
Сам Илья так отзывается о своем проекте:
«Мы хотели, чтобы это получилась отчасти детективная история, но при этом простая и понятная всем — в ней должно быть больше жизни, чем детектива, со знакомым всем бэкграундом. И мы вспоминали свои подростковые годы, сошлись на том, что в жизни любого подростка всегда есть какой-то человек, который олицетворяет собой справедливость. Как правило это не самый приятный человек: например, полицейский в детской комнате милиции, который пытается тебя чему-то научить. Он кажется неприятным, злым типом, но потом ты понимаешь, что он действительно старался тебе помочь».
История о взрослении
Вокруг главного героя разные люди, вт ом числе разными являются и его коллеги. Полина — инспектор ПДН (аббревиатура от «по делам несовершеннолетних»), не плохой сотрудник, но свою работу она воспринимает как нечто временное, попытку справится с финансовыми трудностями. Она не верит в то дело, которое делает. Другой инспектор ПДН — Галя, яркий пример сотрудника, которому просто некуда идти, он ничего не знает и не умеет, а работает по указке.
А еще эта история взросления. И не только в отношении подростков, а в отношении и взрослых. Как ни странно, не смотря на брутальность службы, как бы дисциплину, опасность для жизни, в той же армии, в той же полиции, в той же службе безопасности — царствует инфантилизм. Начальство не воспринимает всерьез подчиненных, считает их «детьми», за которыми нужно проверять уроки. Постепенно и сотрудник начинает верить в эту роль «шалопая», которому ему отводят.
А как такой вот «шалопай» может воспитать других? Как помочь другим повзрослеть, если вся его система делает из него инфантила?
Немного о самой полиции
Мы сейчас много говорили о полиции, в ее абстрактном понимании. Для большинства граждан, это действительно что-то абстрактное. Разобраться в ее структуре, действительно, нелегко, учитывая то, что как любая силовая структура, она переполнена нагромождением ненужных подразделений и должностей.
Но что нужно знать, чтобы понимать сериал.
Во-первых, что такое ПДН? Какова ее роль в полицейском мире?
Не высока. ПДН — сборище женщин, мужчина в них редкость, а если мужчины там и бывают, то они задерживаются недолго. Отсюда и многие проблемы. Как бы образ женщины не ассоциировался с материнским началом, ничего хорошего для подростков и для сотрудников в этом нет. Работа требует от инспекторов жесткости. Девушки и женщины, потихоньку, к ней привыкают, девушки либо apriori приходят с соответствующим характером, либо его «закаляют» в процессе работы. Если не получается — уходят. На подобных работать держаться те, кто только начал работать, кто ждет более хорошую должность, либо кому до пенсии хоть как-то доработать.
Отделы ПДН находятся в подчинении у отделом участковых. Раньше они были самостоятельными, но потом кто-то решил, что им место среди участковых.
Почему так важен мужчина в ПДН?
На самом деле, речь идет не о профессионализме, просто чаще среди беспризорников парни, а женщины не могут понять комплексы молодого парня.
Из женщин получаются хорошие работники, но сама система выматывает их, выхолащивает женское, заставляя грезит декретом, а может и не одним, чтобы и от работы отдохнуть и стаж не потерять.
Во-вторых, что такое работа в полиции? Как уже и говорилось, это превращение в инфантила, которому не доверяет собственное начальство, а вы скрываете от него свои недочеты. Все превращается в игру, как обмануть строгого родителя. Между сотрудников и его руководителем идет маленькая война, вместо сотрудничества, вместо борьбы с преступностью. Единственным, с кем борется начальство в любых госорганах, это со своими сотрудниками. В силовых структурах, эта ситуация проявляется вдвойне.
Получается, что главный герой сериала не просто борется с преступностью, он борется со всем окружающим его миром. С российской действительностью, со своим начальством, с непониманием коллег, с этой всепроникающей палочной системой.
Вопрос в том, не сможет ли он победить, ведь понятно, что нет, а в том, насколько его хватит…
Рецензии и комментарии 0