Где Диана?
Возрастные ограничения 18+
Гай толкнул дверь и оказался в длинном коридоре, с пола до потолка обитом металлическими листами с большими заклёпками. Кое-где из-под заклёпок капало черное масло, вдоль швов расползалась ржавчина. Коридор в обе стороны уходил в бесконечность, вдоль стен тянулся ряд одинаковых дверей с одинаковыми ручками и лампочками вместо зрачков.
«Устал», – подумал Гай. Он осмотрелся, один конец коридора был совсем темным, с другой стороны ярко горел свет. Гай пошёл к свету, замечая детали, запоминая особенности: ржавая ручка, трещина на стене, разбитая лампочка, пятна на полу. Часто это помогает в работе, даже когда кажется, что вокруг лишь однообразие, находиться очень важная деталь. Такие мелочи о многом говорят, но здесь была вовсе не мелочь. Гай остановился у неуклюжего стола с ячейками для карточек. Такой стол был в клинике, но вот что странно – Лидо привезли без сознания, да и в другое крыло здания. Он не мог видеть ни стола, ни чисел на ячейках, которые сейчас так ярко выделялись. Если только Лидо не был в клинике раньше. Но зачем? И как бы он туда попал? Ведь система безопасности сбоев не даёт.
Гай пошел дальше. Одна из дверей выделялась на общем фоне – она была деревянной с потертой бронзовой ручкой и большим стеклянным глазком.
«Взгляд из прошлого», – произнёс в сознании Гая голос. Он ведь видел эту дверь, когда-то очень давно, на старом складе среди другого ненужного хлама. Вместе с соседскими детьми Гай играл в прятки, мальчишки лазили на верхние этажи по металлическим лестницам, чтобы похвастаться своей ловкостью и смелостью, а девочки дарили им брелоки из старых проводов, собранных здесь же. Она плела самые красивые, причудливые, напоминавшие фантастических животных и дарила Гаю.
Гай немного напрягся, происходило нечто странное. Ещё на прошлом сценарии, он заметил вещи, о которых не мог знать Лидо, а здесь они прямо бросаются в глаза.
«Видимо, Олаф что-то от меня скрыл», – сделал мысленную заметку Гай и открыл дверь.
В комнате из металла у панели управления стоял Лидо, перед ним чернели огромные экраны. И совсем не к месту здесь был одинокий стол, будто из кабинета большого начальника. Где-то Гай видел его, но сейчас не мог вспомнить где, и лица людей в форме расплывались в его памяти. А ещё он вспомнил звонкий стук её каблуков по паркету и звук тяжёлых шагов отца девушки в жёлтом платье.
– Система требует ввести пароль, – громко сказал Лидо, и легким махом руки пригласил Гая подойти.
За семь пройдённых сценариев Гай ровно семь раз записывал цифры, вбивал их в компьютер, один раз даже делал вычисления, не очень точные, но всё обошлось. И теперь Гай подошел к панели и набрал первые пришедшие в голову цифры: 1705. Система ответила положительно. Так всегда бывает в сценариях, программа подыгрывает.
– Нужны координаты, – сказал Лидо.
– Так введи, – предложил Гай.
– Не могу, я даже не знаю где мы. Звезды-то погасли.
Только теперь Гай понял, перед ним не экраны, а иллюминаторы. Но за толстым стеклом не было ничего кроме плотной тьмы космоса.
Холодок пробежал вдоль спины Гая. Такого не могло быть.
«Зачем ты погасил звёзды?!» – спросил голос в сознании Гая.
Нет, это не реально, это всего лишь сценарий. Нечего боятся. Но Гай испугался. Среди иллюзии, придуманной им же, доктором Гаем, вдруг возникло что-то вполне реальное, но такое неправдоподобное, странное, что выбивалось даже и мира фантазии.
– Звезды не могли погаснуть, – сказал Гай.
– Но они погасли, – почему-то Лидо был спокоен, даже равнодушен, будто он знал, нет, он помнил, то, что позабыл Гай.
– А где Диана?! – вдруг выпалил Гай.
– Здесь, – ответил Лидо на вопрос, который отставлял без внимания семь предыдущих сценариев. – Она в пустоте, как и мы.
Лидо повернулся к Гаю, из его левого глаза лилась алая кровь.
– Диана здесь, – повторил Лидо, и протянул к Гаю окровавленные руки. – Ты же знаешь. Она застряла в пустоте и мы вместе с ней.
Гая охватила паника. Это уже было, он это уже видел. Где? Когда?
«В день, когда погасли звёзды», – произнёс далёкий голос.
Звезды не могут погаснуть! Звезд много! Мы не могли застрять в пустоте? Где-то должен быть выход.
И тут над дверью загорелась табличка с надписью: «Выход». И Гай вспомнил, что он не в космосе, что он в сценарии. Он – доктор Бек Гай, психопрограммист, а перед ним стоит пациент, которому нужна помощь, а ещё нужно найти Диану. Лидо похитил девушку и спрятал, теперь Гай должен найти её, сначала в сознании Лидо, а потом в реальности. Как же он мог забыть?
Гай побежал к двери, а Лидо стоял и продолжал говорить:
– Диана здесь. Она застряла в пустоте, и мы вместе с ней.
Гай открыл глаза. Белые стены, лампы на потолке и приветливое лицо Линды – он вернулся в настоящий мир.
– Тяжёлый клиент, – сочувственно кивнула девушка.
– Не то слово, – Гай потер глаза ладонями. И тут Линда наклонилась над доктором, чтобы снять с головы обруч с датчиками. Запах её духов ворвался волной воспоминаний в усталое сознание Гая. Она танцевала под старую мелодию, кружилась по комнате и смеялась, а потом подошла так близко, что он почувствовал аромат её духов, аромат, который уже в следующее мгновение стал запахом его собственной души.
– Позвони инспектору, мне надо с ним встретиться, – опомнился Гай. Это было так давно, что казалось, и не было вовсе или было, но не с ним.
– Так он здесь, ждёт в вашем кабинете, – сказала Линда.
Гай переоделся, снял лёгкую униформу психопутешественника и облачился в свой любимый костюм с галстуком и запонками. Стало легче, свободней дышать, проще двигаться, всё-таки реальность приятная штука.
Доктор шёл по коридору, размышляя о последнем сценарии: что имел в виду Лидо? Какая-то важная деталь пряталась за спиной Гая и никак не попадалась на глаза, он чувствовал, что не видит… или не помнит.
Гай остановился и оглядел коридор – не было стола, и шкафчика для карточек тоже не было. Гай был уверен, что этот стол, шкаф с номерками стоял на третьем этаже. Его снова охватило чувство страха, будто рвалась какая-то ниточка, что соединяет сценарий и реальный мир. Если она порвётся, Гай потеряется где-то между чужих снов. Где же этот стол?
В клинике. На третьем этаже. Только не в этой клинике, ни на этом этаже, возле другого кабинета. Там его ждет доктор, потирая чёрную бороду. Он кидает свежую газету на журнальный столик… Зачем?
– Здравствуйте, доктор, – произнёс Олаф, он шёл от автомата с кружкой кофе в руках. – Извините, что без звонка…
– Ничего, я рад, что вы здесь, – рассеянно произнёс Гай. – Пройдёмте в кабинет.
Олаф уселся на низкий диванчик и поставил кружку на стеклянный столик с короткими ножами. Гай осмотрел свои владения: стол, компьютер, окно. За окном жизнь: девушка в жёлтом платье идёт через парк, гудят машины на перекрёстке, по небу, оставляя жирный след, летит самолёт. Всё правильно, мир в порядке.
– Скажите, Олаф, вы всё мне рассказали? – даже чуть жёстче, чем планировал, спросил Гай и сел за свой стол.
– Вы думаете, что полиция вам врёт? – Олаф странно улыбнулся. Гаю показалось, что инспектор рад такому вопросу, хотя и постарался скрыть это за напускной серьезностью. – Мы пришли к вам за помощью, а вы обвиняете…
– Я не хочу вас обидеть, но восемь сценариев прошли впустую. Я так и не добился от него, где Диана. И я думаю, что мне чего-то не рассказали или вы и сами не знаете важной подробности.
– Хорошо, давайте повторим, – Олаф сел удобнее, опершись рукой о подлокотник дивана. – Лидо похитил девушку по имени Диана. Мы чудом нашли его следы не без помощи друга Дианы.
– Кем работает этот друг?
– Программистом, и Диана так же работала в его фирме – дизайнером.
– А Лидо? – спросил Гай.
– Насколько мне известно – нет.
– А вам всё известно?
– Вы издеваетесь доктор? Всемирная система безопасности – самая надёжная штука в мире, мимо неё не пойдет ни один человек. Да, Лидо – программист, но он не работал в фирме Дианы, жил он на другом конце города, даже фильмы смотрел другие.
– Система безопасности, – Гай в задумчивости потряс указательным пальцем, а потом включил компьютер и ввёл пароль: 1705. На экране появился его рабочий стол с папками, программами и файлами.
– Вот, – Гай упёр палец в экран. Олаф подошёл. В нижнем углу был логотип Всемирной системы безопасности: оранжевый прямоугольник с чёрными буквами: «Dia N. A».
– Диана, – прочитал Олаф.
– Лидо не программист, он такой же психопрограмист, как и я. И никакой Дианы нет, – сказал Гай.
– Вы хотите сказать, они намерены войти внутрь системы? – и опять эмоции Олафа показались Гаю искусственными, слишком уж яркое удивление для инспектора, и какое-то ненатуральное. Может Олаф догадывался, а может и знает больше, чем говорит.
– Нет, они уже вошли в систему. Мы в сценарии. Посмотрите, – Гай указал на окно. По небу всё так же плыл самолет, девушка в жёлтом платье никак не могла перейти парк, а на перекрёстке стояли те же машины.
– Он гений, – восхитился Гай. – Он заставил меня поверить в реальность нереального и ввести пароль, когда я уже осознавал ситуацию.
– А как же я? – спросил Олаф. – Я ведь не был подключён к системе.
– Увы, вы лишь плод моего воображения. Я выйду в реальность и обязательно вам позвоню.
– Гай, а где реальность?
– За дверью, – ответил Гай и снова посмотрел на девушку в жёлтом платье. По спине пробежал холодок.
«Почему же она не обернулась?» – с горечью подумал Гай, и судорожно начал вспоминать, а почему она должна была обернуться.
– А что за дверью? – Олаф внимательно смотрел на Гая, ожидая не ответа, а реакции на свой вопрос.
– Моя… клиника, – голос Гая дрогнул.
– Вы уверены?
– Нет, – вдруг ответил доктор психопрограммирования.
– Так что за дверью? – повторил свой вопрос Олаф. Гай знал правильный ответ, но до дрожи боялся его произнести.
– Отдохните, доктор Гай. Сегодня вы очень устали, – сказал Олаф и открыл дверь с надписью: «Выход».
Олаф открыл глаза, над ним навис Тик.
– Зря остановился.
– Ничего не зря, – подхватила Мили, девушка сидела за столом перед монитором, а за ней стоял шкафчик с пронумерованными ячейками. Принтер выдавал бумажку, Мили внимательно её изучала, что-то дописывала и опускала в нужную ячейку. Архив собирался быстро и четко.
– Нам же не нужен нервный срыв. Гай и так много понял за сегодняшний день, – продолжила она.
– И что же он понял? – прозвучал грозный голос Дота. Крупный мужчина стоял в дверях, сложив руки на груди.
– Скандалу быть, – выдохнул Тик, отошёл от Олафа, и как нашкодивший щенок, спрятался за спину Мили.
– Вы хоть понимаете, какому риску вы подвергли психику человека?! – голос Дота с каждым словом становился всё громче и сильнее.
– Да, – честно признался Олаф. Он встал и покорно склонил голову. В памяти всплыло воспоминание. Ещё мальчишкой он стоит перед мужчиной, так же склонив голову, оправдываясь, а рядом она, теребит его за край рубахи и тихонько всхлипывает. Ведь не случилось ничего особенного, они просто загулялись, засмотрелись на звёзды, а её отец ругался так, будто они сбежали в соседний город и не появлялись целый год. Её отец кричал так громко, что и правда хотелось сбежать и её забрать с собой, в этом самом пыльном жёлтом платье.
– Но ведь получилось. Гай вспомнил, – произнёс Олаф и поднял глаза.
– А Лидо? – уже спокойнее спросил Дот. – Зачем его вытащили?
– Не вытаскивали, – вмешалась Мили, – Мы сгенерировали его сон. Сейчас все его показатели в норме.
– С двумя бы мы не стали работать, – продолжил Олаф.
– Вспомнил, говоришь, – кивнул Дот. – Ну, показывай.
Мили включила запись сценария. Дот долго и внимательно изучал материалы, а потом встал. Он долго молчал, отчего-то ему было не по себе. Нет, это чужие воспоминания. Так почему Дот помнит яркий календарь на стене и дату: семнадцатое мая. Что случилось в тот день?
«Звёзды погасли», – произнёс голос в его голове.
– Молодцы, – наконец сказал Дот, невероятным усилием вырвавшись из оцепенения. – Продолжаем работу.
Все трое кивнули, уже через секунду их громкие голоса заполнили комнату. Дот вышел в коридор, закрыл за собой дверь и оказался в полной тишине. Как и в тот день. Страх зашевелился в груди Дота, колючие воспоминание жуткой картинкой всплыло в голове. Пятна крови на полу.
В глаза стукнул свет, Дот поднял голову. Над дверью загорелась лампа с надписью: «Выход».
– Это что ещё за новости? – возмутился Дот, и толкнул дверь.
Дот открыл глаза.
– Как дела? – спросила Эл.
– Неплохо, зачем меня вдернула?
Эл еле заметно пожала плечами. Она стояла словно провинившийся ребёнок, опустив голову, и крутила длинные волосы в руках. Эл была такой красивой, что Дот подумал, что стены вокруг Эл нарисованы. Странно, девушка в жёлтом платье на одном из плакатов, казалась Доту лишней в серости корабельных отсеков, а когда он видел Эл – корабль становился ненужным, мир будто закручивался вокруг неё.
– Рассказывай, – попросил Дот.
– Мне просто натерпелось узнать, как у тебя дела. Как отработала новая команда?
– Неожиданно, но хорошо.
– Мне кажется, они торопятся, – сказала Эл. – Времени-то у нас много.
– Кто знает, сколько у нас времени, – задумчиво произнёс Дот. – А Гай нам нужен, как никто другой, если он вспомнит…
– А может он и не хочет вспоминать, – перебила его Эл. – Ты не думал о том, как страшно им было? Эти воспоминания их погубят.
– Может быть, но нам-то что делать? Нам нужно выбраться из пустоты.
– Нужно, – Эл сказала это как-то неуверенно, будто и не хотела выбираться из пустоты.
«Ты должен вспомнить правду», – произнёс голос в голове Дота. Но какую правду, Дот не знал. Или не помнил.
– Ладно, – он стукнул руками по коленям и встал. – Когда я уходил, тут говорили, что Фима нашёл нечто.
– Не знаю, – Эл почти убедительно соврала. – Пойдём, спросим у него.
Девушка взяла Дота за руку и повела за собой. Мимо плыли стены, мелькали лампочки, и бесконечная вереница дверей, словно караул, охранявший святыню, замерший по стойке смирно. Когда-то давно, Дот так же бежал по коридору за девушкой. От быстрой ходьбы её жёлтое платье развивалось, словно на ветру, а косы скакали на плечах. Дот в мельчайших деталях помнил её лицо. Она обернулась, губы в красной помаде растянулись в улыбке, в глазах сверкнул хитрый огонёк. А потом опять случился скандал, как и всегда. Как и в тот день.
Промелькнул свет. Опять коридор, лестница. Дот идёт за Эл, как послушный ребёнок, а вокруг только закрытые двери. Куда она ведёт его? Да это и не важно, главное не стоять на месте, иначе опять нахлынут воспоминания.
– Дот, – из-за угла появился черноволосый Фима.
«Ему только бороды не хватает», – подумал Дот.
– Идём за мной, – сказал Фима и потащил Дота в другую сторону. Эл побежала за ними.
Все трое подошли к дверям с надписью «Ди Ана», чуть ниже значилось: «Обсерватория». Фима влетел первым и настроил телескоп:
– Смотри, – позвал он Дота.
Дот очень долго, сосредоточенно всматривался в темноту беззвёздного космоса, а после выпрямился. Фима закивал головой, подтверждая, что Дот это на самом деле видел.
– Быть такого не может, – прошептал Дот.
– Может, – улыбнулся Фима. – Там горит звезда. Кажется, пустота кончается.
– А разве она может кончиться? – спросила Эл.
– Видимо да, – кивнул Фима. – Может быть, Гай нам и не нужен? Да, они первое поколение корабля, он помнят, как мы попали в пустоту, но теперь мы можем хотя бы попробовать выбраться без них.
– Нет, – резко ответила Эл. – Они нам нужны, нужно продолжать работу, но не ториться. Кто знает, что это за свет.
– Почему мне иногда кажется, что вы не отсюда? – спросил Дот, рассматривая молодых людей, они выделялись на фоне серости корабля. Но и Фима так же отличался и от Эл, они были противоположностями. Как же он раньше этого не замечал?
– Может быть, мы все не отсюда, а может и не здесь. Ведь никто не знает где «Ди Ана», – усмехнулась Эл.
«Но ты-то знаешь. Вспомни», – произнес голос в сознании Дота.
– Мы обязательно найдём ответы на все вопросы, – Фима задорно подмигнул Доту. – Ты устал.
– Тебе лучше отдохнуть, – подхватила Эл.
Дот кивнул и ушел в свою каюту. Дверь за ним медленно закрывалась, шаги становились всё тише.
– Что делается за этой дверью? – спросил Фима, указывая на дверь с надписью «Выход».
– То же самое, что и здесь, – ответила Эл. – Только в другом времени.
Она немного помолчала, а потом добавила:
– Мы начали вспоминать.
– Пока только мелкие обрывки, их ещё нужно собрать в целую картину.
– А ведь она может не понравиться. Эта картина.
– Правда никому не нравиться, но она нужна, иначе эта пустота никогда не закончится.
– Пустота не так уж и плоха, – Эл толкнула дверь.
Эл открыла глаза. Сегодня она вернулась первой, группа ещё работала, смена Мили закончится только через два часа, Олаф привык работать до изнеможения.
– С возвращением, – улыбнулся техник Лук. – Знакомься, это Джи, корреспондент из Центрального Научного Журнала планеты Борок.
– Здравствуйте, – Джи вскочил с места, подошёл к девушке и протянул руку.
«Что ж сама виновата, нечего было просыпаться», – подумала про себя Эл. То был далеко не первый журналист, и не последний. Интервью давали свободные специалисты, сегодня это Эл. Но говорили чаще об одном и том же.
– Добрый день, – протянула она руку Джи. – Что ж задавайте вопросы.
– Итак, – парень волновался, теребил ручку, бегал глазами по комнате. – Вы обнаружили древний корабль с людьми, с чего началась работа?
– Нашли корабль не мы, а спасатели. Они поймали сигнал бедствия. Корабль оказался живым, если так можно сказать, весь экипаж спал в крио-камерах. Началось расследование, тут-то и обнаружили, что «Ди Ана» тот самый научно-исследовательский борт, который улетел с Земли больше тысячи лет назад. Поскольку люди были живы, правительство решило собрать команду для расследования столь странного дела. Мы разработали программу и приступили.
Пока Эл рассказывала, они вышли из технического отсека, и пошли по длинному коридору к дверям, за которыми пряталась «Ди Анна». Джи решил проявить вежливость и потянулся к ручке. За дверью раздался звон бьющегося стекла. Она разбила вазу, дорогую и красивую. Джи хорошо помнил, как голубые осколки разлетелись по полу, сверкая в лучах алого солнца. Джи отступил, кажется, вся кровь в его теле стекла к ногам.
– Это не та дверь, – сказала Эл. – Нужно идти к другой.
– Но она ведь там, – неуверенно произнес Джи. И его охватило желание открыть дверь, ещё раз увидеть её лицо, прикоснуться к руке, услышать голос, прежде чем…
За дверью погас свет. Эл схватила Джи за руку и потащила прочь. Они долго ходили по коридорам, поднимались, а потом снова спускались, несколько раз проехали на лифте. Всё это было странно, но это было нужно. Нельзя было открывать ту дверь, никак нельзя. Джи и сам это понимал, но как же хотелось изменить тот день, тот вечер, когда погасли звёзды, и Диана навсегда исчезла…
Наконец-то они подошли к нужному входу. Эл толкнула дверь и прошла внутрь. За тысячелетнее скитание, корабль изрядно потрепался, стены сильно проржавели, ремонтники даже заделывали пару маленьких сквозных отверстий, ковралин на полу буквально таял под ногами. Все узлы электро-, водо- и воздухоснабжения были открыты, чтобы можно было быстро исправить неполадку, которые случались часто.
– Но психосценарии не новый метод, – удивился Джи, взгляд его зацепился за массивный стол в кабинете капитана корабля. В этой комнате всё было большим и солидным, мебель кричала о статусе её владельца, и даже золотые перья на столе до сих пор гордо сверкали под лампами искусственного солнца, которые установили взамен перегоревшим древним лампочкам. Перед глазами Джи сразу же возникла картина, как мужчины и женщины прошлого тысячелетия, облачённые в темную форму, собирались в этом кабинете для обсуждения важных вопросов, как они сидели на этих мягких стульях, как пили чай из стеклянных чашек.
– Мой ответ – нет, – прозвучал строгий голос её отца, выплывший из глубин памяти Джи. Мужчина в военной форме сидел за столом со стеклянной кружкой в руках, наполненной чаем.
– Значит, я больше не играю в твои игры, и дом твой – больше не мой, – ответила она и взяла Джи за руку.
Они ушли из золотого рая на съёмную квартирку на окраине города. Джи боялся того, что не сможет дать ей комфорта и уюта, а оказалось, ей они не были нужны, ей даже сам Джи не был нужен. Она хотела свободы, она хотела сбежать из-под огромного крыла отца и лететь куда угодно, лишь бы в небе, лишь бы самой.
А Эл тем временем продолжала свой рассказ:
– Это верно, и криминалисты, и историки, и культурологи, и конечно психиатры часто прибегают к этому методу. В каждой отросли свои нюансы и особенности, которые нам пришлось соединять. Если психиатрия использует метод напрямую, то историки, например, выводят с помощью него личности.
– Как же?
– Моделируют ситуацию, устанавливают культурные ограничения, задают параметры действий и прокручивают сценарий, раз за разом отсекая ненужные качества и добавляя нужные. Таким образом, получают картину мыслей человека определённой эпохи, карту его личности. Мы, в общем, тоже начали с моделирования ситуаций. Первым этапом было настройка контакта с людьми, мы должны были стать своими в их… это уже нельзя сказать жизни, даже не в мыслях… – Эл замолчала, перед ними открылся вид на камеры долгого сна. Мужчина и женщина времени настоящего, стоя на старом балконе, смотрели, как мирно спят люди прошлого. Но что-то было не так. Будто и нет этого времени, этих людей, этого места. По щелчку пальцев всё это просто рассыплется. И Джи почувствовал себя здесь лишним. Он хотел бы вернуться к той двери, которую нельзя открывать. Он хотел бы вспомнить.
" Так иди к ней, – сказал голос в голове Джи. – Только там твои скитания закончатся".
– А мы когда-нибудь сможем поговорить с ними? – спросил Джи, взяв себя в руки.
– Боюсь, что нет. Сон их длился слишком долго, пробудить их не выйдет, тела не выдержат. Сейчас наша главная цель выяснить все детали их жизни до сна, пока психика не отключилась. Мы даже не можем посадить «Ди Анну» на планету, от перегрузки они могут умереть.
– Психика этих людей в конце концов отключится? Значит, смерть для них всё же наступит?
– Да. Увы, – развела руками Эл.
– Что же вам удалось выяснить? – спросил Джи и сам тут же перебил новым вопросом. – Я имею в виду про пустоту. Это ведь всех интересует. Вы знаете о теории чёрной дыры?
– Конечно, – усмехнулась Эл. – И она не подтвердилась.
– Как? – удивился Джи. – Ведь столько говорили, что это единственное логичное объяснение столь продолжительной жизни корабля. Точнее…
– Да, некоторые считали, что «Ди Ана» попала в дыру, где время остановилось, а вернулись они через тысячу лет, для нас. Но первое, что сделали техники – это проверили аппаратуру, бортовой компьютер продолжал работать и регистрировать события. Историки космоплавания проверили записи за тысячу лет. К тому же крио-камеры тоже отсчитывают время сна. Та же тысяча лет, ну, чуть меньше, люди не сразу легли спать.
– Но где же они были?
– Мы это пытаемся выяснить. Сначала думали, что пустота была галлюцинацией, поскольку основным источником энергии для корабля являются солнечные батареи. Но нет, её наблюдали почти все члены экипажа.
– Почти?
– Мы не говорим обо всех, потому что не все пробудились, не все вошли в контакт. Тот же Лидо пока в стадии естественных снов, мы лишь иногда программируем для него сценарии.
– И последний вопрос: вы создали столько уровней, но зачем?
– Что бы поэтапно выводить людей из состояния комы.
– А вы не боитесь застрять? – спросил Джи.
«Как я», – подумал он.
– Застрять? – переспросила Эл. – Нет, да и как можно?
– Ну, через тысячу лет вас тоже буду изучать. Люди захотят понять принципы вашей работы, ход ваших мыслей. Вы же слышали о заморозке умов?
– Да, с этого года начали не кремировать, а вводить в криосон учёных. Ну, я думаю, что смогу отличить реальность от сценария. Есть много способов, как это можно сделать. А сейчас мне пора, – на руке Эл запищали часы.
– Разумеется, – Джи поклонился. – Спасибо за разговор.
Эл отправилась в свою квартиру отдыхать. За режимом специалистов следят пристально, если люди в реальности не отдохнут – в сценарии натворят бед.
Джи дождался, пока Эл не скрылась за поворотом, достал толстый маркер из кармана и на ближайшей двери написал «Выход».
Пит уже ждал его со свежим номером утреней газеты в руках. Джи вошёл в кабинет, здесь был всё тот же покой. Пит почесывал чёрную бороду, пряча в ней ухмылку, тихо шумел компьютер, лампы горели ровным светом. А за окном люди бежали по парку, спасаясь от дождя, гудели машины, и, наверное, где-то над облаками летел самолёт с мирно спящими пассажирами.
Джи опустился в кресло, странное ощущение тяжести завладело им. Тело казалось неподъёмным, а в голове стоял плотный туман. Но Питу удалось его развеять. Он бросил газету на стол перед Джи. На первой полосе жирным шрифтом отпечатались чёрные буквы: «Первая космическая экспедиция покинула Землю». По спине Джи пробежали мурашки. Он посмотрел на дату: семнадцатое мая. Неужели это сегодня?
– Газета свежая, – сказал Пит, уставив на Джи выжидающий острый взгляд.
– Это не реальность, – вскочил на ноги Джи.
– Реальность, – кивнул Пит. – Мы очень долго работали, что бы ты понял эту реальность.
– Что это значит? – у Джи затряслись руки.
– С тобой было непросто, да и работа ещё не закончена. Два с половиной года прошло, прежде чем твои сценарии пришли к единому знаменателю. Космос – это интересно. Надо признаться, я всегда любил научную фантастику. Да и с творческими людьми работать интересно, особенно если это преступники, – Пит немного помолчал, раскрыл большую тетрадь, нажал на кнопку автоматической ручки и продолжил:
– Но нам с тобой нужно двигаться дальше. Начнём, как всегда, с твоих вопросов. Задавай.
– Почему семнадцатое мая? – спросил Джи.
– В этот день погасли звёзды, – ответил Пит.
– Звёзды не могут погаснуть, – Пит посмотрел на небесную пелену, в поисках подтверждения своих страхов.
– Эти нет, а вот звёзды в душе отдельного человека могут. Более того, человек сам может их погасить. Ты ведь помнишь, что ты сделал в этот день три года назад?
– Да, – вдруг сказал Джи. Осколки воспоминаний сложились в жуткую картину. Он вспомнил её слова, брошенные в порыве злости, она собиралась уйти. Потом пощечина, толчок, удар об угол столика, капли крови на жёлтом платье. По щекам Джи потекли слёзы.
– Тогда ответь мне на один вопрос, – Пит встал напротив Джи.
– Какой?
– Где Диана?
«Устал», – подумал Гай. Он осмотрелся, один конец коридора был совсем темным, с другой стороны ярко горел свет. Гай пошёл к свету, замечая детали, запоминая особенности: ржавая ручка, трещина на стене, разбитая лампочка, пятна на полу. Часто это помогает в работе, даже когда кажется, что вокруг лишь однообразие, находиться очень важная деталь. Такие мелочи о многом говорят, но здесь была вовсе не мелочь. Гай остановился у неуклюжего стола с ячейками для карточек. Такой стол был в клинике, но вот что странно – Лидо привезли без сознания, да и в другое крыло здания. Он не мог видеть ни стола, ни чисел на ячейках, которые сейчас так ярко выделялись. Если только Лидо не был в клинике раньше. Но зачем? И как бы он туда попал? Ведь система безопасности сбоев не даёт.
Гай пошел дальше. Одна из дверей выделялась на общем фоне – она была деревянной с потертой бронзовой ручкой и большим стеклянным глазком.
«Взгляд из прошлого», – произнёс в сознании Гая голос. Он ведь видел эту дверь, когда-то очень давно, на старом складе среди другого ненужного хлама. Вместе с соседскими детьми Гай играл в прятки, мальчишки лазили на верхние этажи по металлическим лестницам, чтобы похвастаться своей ловкостью и смелостью, а девочки дарили им брелоки из старых проводов, собранных здесь же. Она плела самые красивые, причудливые, напоминавшие фантастических животных и дарила Гаю.
Гай немного напрягся, происходило нечто странное. Ещё на прошлом сценарии, он заметил вещи, о которых не мог знать Лидо, а здесь они прямо бросаются в глаза.
«Видимо, Олаф что-то от меня скрыл», – сделал мысленную заметку Гай и открыл дверь.
В комнате из металла у панели управления стоял Лидо, перед ним чернели огромные экраны. И совсем не к месту здесь был одинокий стол, будто из кабинета большого начальника. Где-то Гай видел его, но сейчас не мог вспомнить где, и лица людей в форме расплывались в его памяти. А ещё он вспомнил звонкий стук её каблуков по паркету и звук тяжёлых шагов отца девушки в жёлтом платье.
– Система требует ввести пароль, – громко сказал Лидо, и легким махом руки пригласил Гая подойти.
За семь пройдённых сценариев Гай ровно семь раз записывал цифры, вбивал их в компьютер, один раз даже делал вычисления, не очень точные, но всё обошлось. И теперь Гай подошел к панели и набрал первые пришедшие в голову цифры: 1705. Система ответила положительно. Так всегда бывает в сценариях, программа подыгрывает.
– Нужны координаты, – сказал Лидо.
– Так введи, – предложил Гай.
– Не могу, я даже не знаю где мы. Звезды-то погасли.
Только теперь Гай понял, перед ним не экраны, а иллюминаторы. Но за толстым стеклом не было ничего кроме плотной тьмы космоса.
Холодок пробежал вдоль спины Гая. Такого не могло быть.
«Зачем ты погасил звёзды?!» – спросил голос в сознании Гая.
Нет, это не реально, это всего лишь сценарий. Нечего боятся. Но Гай испугался. Среди иллюзии, придуманной им же, доктором Гаем, вдруг возникло что-то вполне реальное, но такое неправдоподобное, странное, что выбивалось даже и мира фантазии.
– Звезды не могли погаснуть, – сказал Гай.
– Но они погасли, – почему-то Лидо был спокоен, даже равнодушен, будто он знал, нет, он помнил, то, что позабыл Гай.
– А где Диана?! – вдруг выпалил Гай.
– Здесь, – ответил Лидо на вопрос, который отставлял без внимания семь предыдущих сценариев. – Она в пустоте, как и мы.
Лидо повернулся к Гаю, из его левого глаза лилась алая кровь.
– Диана здесь, – повторил Лидо, и протянул к Гаю окровавленные руки. – Ты же знаешь. Она застряла в пустоте и мы вместе с ней.
Гая охватила паника. Это уже было, он это уже видел. Где? Когда?
«В день, когда погасли звёзды», – произнёс далёкий голос.
Звезды не могут погаснуть! Звезд много! Мы не могли застрять в пустоте? Где-то должен быть выход.
И тут над дверью загорелась табличка с надписью: «Выход». И Гай вспомнил, что он не в космосе, что он в сценарии. Он – доктор Бек Гай, психопрограммист, а перед ним стоит пациент, которому нужна помощь, а ещё нужно найти Диану. Лидо похитил девушку и спрятал, теперь Гай должен найти её, сначала в сознании Лидо, а потом в реальности. Как же он мог забыть?
Гай побежал к двери, а Лидо стоял и продолжал говорить:
– Диана здесь. Она застряла в пустоте, и мы вместе с ней.
Гай открыл глаза. Белые стены, лампы на потолке и приветливое лицо Линды – он вернулся в настоящий мир.
– Тяжёлый клиент, – сочувственно кивнула девушка.
– Не то слово, – Гай потер глаза ладонями. И тут Линда наклонилась над доктором, чтобы снять с головы обруч с датчиками. Запах её духов ворвался волной воспоминаний в усталое сознание Гая. Она танцевала под старую мелодию, кружилась по комнате и смеялась, а потом подошла так близко, что он почувствовал аромат её духов, аромат, который уже в следующее мгновение стал запахом его собственной души.
– Позвони инспектору, мне надо с ним встретиться, – опомнился Гай. Это было так давно, что казалось, и не было вовсе или было, но не с ним.
– Так он здесь, ждёт в вашем кабинете, – сказала Линда.
Гай переоделся, снял лёгкую униформу психопутешественника и облачился в свой любимый костюм с галстуком и запонками. Стало легче, свободней дышать, проще двигаться, всё-таки реальность приятная штука.
Доктор шёл по коридору, размышляя о последнем сценарии: что имел в виду Лидо? Какая-то важная деталь пряталась за спиной Гая и никак не попадалась на глаза, он чувствовал, что не видит… или не помнит.
Гай остановился и оглядел коридор – не было стола, и шкафчика для карточек тоже не было. Гай был уверен, что этот стол, шкаф с номерками стоял на третьем этаже. Его снова охватило чувство страха, будто рвалась какая-то ниточка, что соединяет сценарий и реальный мир. Если она порвётся, Гай потеряется где-то между чужих снов. Где же этот стол?
В клинике. На третьем этаже. Только не в этой клинике, ни на этом этаже, возле другого кабинета. Там его ждет доктор, потирая чёрную бороду. Он кидает свежую газету на журнальный столик… Зачем?
– Здравствуйте, доктор, – произнёс Олаф, он шёл от автомата с кружкой кофе в руках. – Извините, что без звонка…
– Ничего, я рад, что вы здесь, – рассеянно произнёс Гай. – Пройдёмте в кабинет.
Олаф уселся на низкий диванчик и поставил кружку на стеклянный столик с короткими ножами. Гай осмотрел свои владения: стол, компьютер, окно. За окном жизнь: девушка в жёлтом платье идёт через парк, гудят машины на перекрёстке, по небу, оставляя жирный след, летит самолёт. Всё правильно, мир в порядке.
– Скажите, Олаф, вы всё мне рассказали? – даже чуть жёстче, чем планировал, спросил Гай и сел за свой стол.
– Вы думаете, что полиция вам врёт? – Олаф странно улыбнулся. Гаю показалось, что инспектор рад такому вопросу, хотя и постарался скрыть это за напускной серьезностью. – Мы пришли к вам за помощью, а вы обвиняете…
– Я не хочу вас обидеть, но восемь сценариев прошли впустую. Я так и не добился от него, где Диана. И я думаю, что мне чего-то не рассказали или вы и сами не знаете важной подробности.
– Хорошо, давайте повторим, – Олаф сел удобнее, опершись рукой о подлокотник дивана. – Лидо похитил девушку по имени Диана. Мы чудом нашли его следы не без помощи друга Дианы.
– Кем работает этот друг?
– Программистом, и Диана так же работала в его фирме – дизайнером.
– А Лидо? – спросил Гай.
– Насколько мне известно – нет.
– А вам всё известно?
– Вы издеваетесь доктор? Всемирная система безопасности – самая надёжная штука в мире, мимо неё не пойдет ни один человек. Да, Лидо – программист, но он не работал в фирме Дианы, жил он на другом конце города, даже фильмы смотрел другие.
– Система безопасности, – Гай в задумчивости потряс указательным пальцем, а потом включил компьютер и ввёл пароль: 1705. На экране появился его рабочий стол с папками, программами и файлами.
– Вот, – Гай упёр палец в экран. Олаф подошёл. В нижнем углу был логотип Всемирной системы безопасности: оранжевый прямоугольник с чёрными буквами: «Dia N. A».
– Диана, – прочитал Олаф.
– Лидо не программист, он такой же психопрограмист, как и я. И никакой Дианы нет, – сказал Гай.
– Вы хотите сказать, они намерены войти внутрь системы? – и опять эмоции Олафа показались Гаю искусственными, слишком уж яркое удивление для инспектора, и какое-то ненатуральное. Может Олаф догадывался, а может и знает больше, чем говорит.
– Нет, они уже вошли в систему. Мы в сценарии. Посмотрите, – Гай указал на окно. По небу всё так же плыл самолет, девушка в жёлтом платье никак не могла перейти парк, а на перекрёстке стояли те же машины.
– Он гений, – восхитился Гай. – Он заставил меня поверить в реальность нереального и ввести пароль, когда я уже осознавал ситуацию.
– А как же я? – спросил Олаф. – Я ведь не был подключён к системе.
– Увы, вы лишь плод моего воображения. Я выйду в реальность и обязательно вам позвоню.
– Гай, а где реальность?
– За дверью, – ответил Гай и снова посмотрел на девушку в жёлтом платье. По спине пробежал холодок.
«Почему же она не обернулась?» – с горечью подумал Гай, и судорожно начал вспоминать, а почему она должна была обернуться.
– А что за дверью? – Олаф внимательно смотрел на Гая, ожидая не ответа, а реакции на свой вопрос.
– Моя… клиника, – голос Гая дрогнул.
– Вы уверены?
– Нет, – вдруг ответил доктор психопрограммирования.
– Так что за дверью? – повторил свой вопрос Олаф. Гай знал правильный ответ, но до дрожи боялся его произнести.
– Отдохните, доктор Гай. Сегодня вы очень устали, – сказал Олаф и открыл дверь с надписью: «Выход».
Олаф открыл глаза, над ним навис Тик.
– Зря остановился.
– Ничего не зря, – подхватила Мили, девушка сидела за столом перед монитором, а за ней стоял шкафчик с пронумерованными ячейками. Принтер выдавал бумажку, Мили внимательно её изучала, что-то дописывала и опускала в нужную ячейку. Архив собирался быстро и четко.
– Нам же не нужен нервный срыв. Гай и так много понял за сегодняшний день, – продолжила она.
– И что же он понял? – прозвучал грозный голос Дота. Крупный мужчина стоял в дверях, сложив руки на груди.
– Скандалу быть, – выдохнул Тик, отошёл от Олафа, и как нашкодивший щенок, спрятался за спину Мили.
– Вы хоть понимаете, какому риску вы подвергли психику человека?! – голос Дота с каждым словом становился всё громче и сильнее.
– Да, – честно признался Олаф. Он встал и покорно склонил голову. В памяти всплыло воспоминание. Ещё мальчишкой он стоит перед мужчиной, так же склонив голову, оправдываясь, а рядом она, теребит его за край рубахи и тихонько всхлипывает. Ведь не случилось ничего особенного, они просто загулялись, засмотрелись на звёзды, а её отец ругался так, будто они сбежали в соседний город и не появлялись целый год. Её отец кричал так громко, что и правда хотелось сбежать и её забрать с собой, в этом самом пыльном жёлтом платье.
– Но ведь получилось. Гай вспомнил, – произнёс Олаф и поднял глаза.
– А Лидо? – уже спокойнее спросил Дот. – Зачем его вытащили?
– Не вытаскивали, – вмешалась Мили, – Мы сгенерировали его сон. Сейчас все его показатели в норме.
– С двумя бы мы не стали работать, – продолжил Олаф.
– Вспомнил, говоришь, – кивнул Дот. – Ну, показывай.
Мили включила запись сценария. Дот долго и внимательно изучал материалы, а потом встал. Он долго молчал, отчего-то ему было не по себе. Нет, это чужие воспоминания. Так почему Дот помнит яркий календарь на стене и дату: семнадцатое мая. Что случилось в тот день?
«Звёзды погасли», – произнёс голос в его голове.
– Молодцы, – наконец сказал Дот, невероятным усилием вырвавшись из оцепенения. – Продолжаем работу.
Все трое кивнули, уже через секунду их громкие голоса заполнили комнату. Дот вышел в коридор, закрыл за собой дверь и оказался в полной тишине. Как и в тот день. Страх зашевелился в груди Дота, колючие воспоминание жуткой картинкой всплыло в голове. Пятна крови на полу.
В глаза стукнул свет, Дот поднял голову. Над дверью загорелась лампа с надписью: «Выход».
– Это что ещё за новости? – возмутился Дот, и толкнул дверь.
Дот открыл глаза.
– Как дела? – спросила Эл.
– Неплохо, зачем меня вдернула?
Эл еле заметно пожала плечами. Она стояла словно провинившийся ребёнок, опустив голову, и крутила длинные волосы в руках. Эл была такой красивой, что Дот подумал, что стены вокруг Эл нарисованы. Странно, девушка в жёлтом платье на одном из плакатов, казалась Доту лишней в серости корабельных отсеков, а когда он видел Эл – корабль становился ненужным, мир будто закручивался вокруг неё.
– Рассказывай, – попросил Дот.
– Мне просто натерпелось узнать, как у тебя дела. Как отработала новая команда?
– Неожиданно, но хорошо.
– Мне кажется, они торопятся, – сказала Эл. – Времени-то у нас много.
– Кто знает, сколько у нас времени, – задумчиво произнёс Дот. – А Гай нам нужен, как никто другой, если он вспомнит…
– А может он и не хочет вспоминать, – перебила его Эл. – Ты не думал о том, как страшно им было? Эти воспоминания их погубят.
– Может быть, но нам-то что делать? Нам нужно выбраться из пустоты.
– Нужно, – Эл сказала это как-то неуверенно, будто и не хотела выбираться из пустоты.
«Ты должен вспомнить правду», – произнёс голос в голове Дота. Но какую правду, Дот не знал. Или не помнил.
– Ладно, – он стукнул руками по коленям и встал. – Когда я уходил, тут говорили, что Фима нашёл нечто.
– Не знаю, – Эл почти убедительно соврала. – Пойдём, спросим у него.
Девушка взяла Дота за руку и повела за собой. Мимо плыли стены, мелькали лампочки, и бесконечная вереница дверей, словно караул, охранявший святыню, замерший по стойке смирно. Когда-то давно, Дот так же бежал по коридору за девушкой. От быстрой ходьбы её жёлтое платье развивалось, словно на ветру, а косы скакали на плечах. Дот в мельчайших деталях помнил её лицо. Она обернулась, губы в красной помаде растянулись в улыбке, в глазах сверкнул хитрый огонёк. А потом опять случился скандал, как и всегда. Как и в тот день.
Промелькнул свет. Опять коридор, лестница. Дот идёт за Эл, как послушный ребёнок, а вокруг только закрытые двери. Куда она ведёт его? Да это и не важно, главное не стоять на месте, иначе опять нахлынут воспоминания.
– Дот, – из-за угла появился черноволосый Фима.
«Ему только бороды не хватает», – подумал Дот.
– Идём за мной, – сказал Фима и потащил Дота в другую сторону. Эл побежала за ними.
Все трое подошли к дверям с надписью «Ди Ана», чуть ниже значилось: «Обсерватория». Фима влетел первым и настроил телескоп:
– Смотри, – позвал он Дота.
Дот очень долго, сосредоточенно всматривался в темноту беззвёздного космоса, а после выпрямился. Фима закивал головой, подтверждая, что Дот это на самом деле видел.
– Быть такого не может, – прошептал Дот.
– Может, – улыбнулся Фима. – Там горит звезда. Кажется, пустота кончается.
– А разве она может кончиться? – спросила Эл.
– Видимо да, – кивнул Фима. – Может быть, Гай нам и не нужен? Да, они первое поколение корабля, он помнят, как мы попали в пустоту, но теперь мы можем хотя бы попробовать выбраться без них.
– Нет, – резко ответила Эл. – Они нам нужны, нужно продолжать работу, но не ториться. Кто знает, что это за свет.
– Почему мне иногда кажется, что вы не отсюда? – спросил Дот, рассматривая молодых людей, они выделялись на фоне серости корабля. Но и Фима так же отличался и от Эл, они были противоположностями. Как же он раньше этого не замечал?
– Может быть, мы все не отсюда, а может и не здесь. Ведь никто не знает где «Ди Ана», – усмехнулась Эл.
«Но ты-то знаешь. Вспомни», – произнес голос в сознании Дота.
– Мы обязательно найдём ответы на все вопросы, – Фима задорно подмигнул Доту. – Ты устал.
– Тебе лучше отдохнуть, – подхватила Эл.
Дот кивнул и ушел в свою каюту. Дверь за ним медленно закрывалась, шаги становились всё тише.
– Что делается за этой дверью? – спросил Фима, указывая на дверь с надписью «Выход».
– То же самое, что и здесь, – ответила Эл. – Только в другом времени.
Она немного помолчала, а потом добавила:
– Мы начали вспоминать.
– Пока только мелкие обрывки, их ещё нужно собрать в целую картину.
– А ведь она может не понравиться. Эта картина.
– Правда никому не нравиться, но она нужна, иначе эта пустота никогда не закончится.
– Пустота не так уж и плоха, – Эл толкнула дверь.
Эл открыла глаза. Сегодня она вернулась первой, группа ещё работала, смена Мили закончится только через два часа, Олаф привык работать до изнеможения.
– С возвращением, – улыбнулся техник Лук. – Знакомься, это Джи, корреспондент из Центрального Научного Журнала планеты Борок.
– Здравствуйте, – Джи вскочил с места, подошёл к девушке и протянул руку.
«Что ж сама виновата, нечего было просыпаться», – подумала про себя Эл. То был далеко не первый журналист, и не последний. Интервью давали свободные специалисты, сегодня это Эл. Но говорили чаще об одном и том же.
– Добрый день, – протянула она руку Джи. – Что ж задавайте вопросы.
– Итак, – парень волновался, теребил ручку, бегал глазами по комнате. – Вы обнаружили древний корабль с людьми, с чего началась работа?
– Нашли корабль не мы, а спасатели. Они поймали сигнал бедствия. Корабль оказался живым, если так можно сказать, весь экипаж спал в крио-камерах. Началось расследование, тут-то и обнаружили, что «Ди Ана» тот самый научно-исследовательский борт, который улетел с Земли больше тысячи лет назад. Поскольку люди были живы, правительство решило собрать команду для расследования столь странного дела. Мы разработали программу и приступили.
Пока Эл рассказывала, они вышли из технического отсека, и пошли по длинному коридору к дверям, за которыми пряталась «Ди Анна». Джи решил проявить вежливость и потянулся к ручке. За дверью раздался звон бьющегося стекла. Она разбила вазу, дорогую и красивую. Джи хорошо помнил, как голубые осколки разлетелись по полу, сверкая в лучах алого солнца. Джи отступил, кажется, вся кровь в его теле стекла к ногам.
– Это не та дверь, – сказала Эл. – Нужно идти к другой.
– Но она ведь там, – неуверенно произнес Джи. И его охватило желание открыть дверь, ещё раз увидеть её лицо, прикоснуться к руке, услышать голос, прежде чем…
За дверью погас свет. Эл схватила Джи за руку и потащила прочь. Они долго ходили по коридорам, поднимались, а потом снова спускались, несколько раз проехали на лифте. Всё это было странно, но это было нужно. Нельзя было открывать ту дверь, никак нельзя. Джи и сам это понимал, но как же хотелось изменить тот день, тот вечер, когда погасли звёзды, и Диана навсегда исчезла…
Наконец-то они подошли к нужному входу. Эл толкнула дверь и прошла внутрь. За тысячелетнее скитание, корабль изрядно потрепался, стены сильно проржавели, ремонтники даже заделывали пару маленьких сквозных отверстий, ковралин на полу буквально таял под ногами. Все узлы электро-, водо- и воздухоснабжения были открыты, чтобы можно было быстро исправить неполадку, которые случались часто.
– Но психосценарии не новый метод, – удивился Джи, взгляд его зацепился за массивный стол в кабинете капитана корабля. В этой комнате всё было большим и солидным, мебель кричала о статусе её владельца, и даже золотые перья на столе до сих пор гордо сверкали под лампами искусственного солнца, которые установили взамен перегоревшим древним лампочкам. Перед глазами Джи сразу же возникла картина, как мужчины и женщины прошлого тысячелетия, облачённые в темную форму, собирались в этом кабинете для обсуждения важных вопросов, как они сидели на этих мягких стульях, как пили чай из стеклянных чашек.
– Мой ответ – нет, – прозвучал строгий голос её отца, выплывший из глубин памяти Джи. Мужчина в военной форме сидел за столом со стеклянной кружкой в руках, наполненной чаем.
– Значит, я больше не играю в твои игры, и дом твой – больше не мой, – ответила она и взяла Джи за руку.
Они ушли из золотого рая на съёмную квартирку на окраине города. Джи боялся того, что не сможет дать ей комфорта и уюта, а оказалось, ей они не были нужны, ей даже сам Джи не был нужен. Она хотела свободы, она хотела сбежать из-под огромного крыла отца и лететь куда угодно, лишь бы в небе, лишь бы самой.
А Эл тем временем продолжала свой рассказ:
– Это верно, и криминалисты, и историки, и культурологи, и конечно психиатры часто прибегают к этому методу. В каждой отросли свои нюансы и особенности, которые нам пришлось соединять. Если психиатрия использует метод напрямую, то историки, например, выводят с помощью него личности.
– Как же?
– Моделируют ситуацию, устанавливают культурные ограничения, задают параметры действий и прокручивают сценарий, раз за разом отсекая ненужные качества и добавляя нужные. Таким образом, получают картину мыслей человека определённой эпохи, карту его личности. Мы, в общем, тоже начали с моделирования ситуаций. Первым этапом было настройка контакта с людьми, мы должны были стать своими в их… это уже нельзя сказать жизни, даже не в мыслях… – Эл замолчала, перед ними открылся вид на камеры долгого сна. Мужчина и женщина времени настоящего, стоя на старом балконе, смотрели, как мирно спят люди прошлого. Но что-то было не так. Будто и нет этого времени, этих людей, этого места. По щелчку пальцев всё это просто рассыплется. И Джи почувствовал себя здесь лишним. Он хотел бы вернуться к той двери, которую нельзя открывать. Он хотел бы вспомнить.
" Так иди к ней, – сказал голос в голове Джи. – Только там твои скитания закончатся".
– А мы когда-нибудь сможем поговорить с ними? – спросил Джи, взяв себя в руки.
– Боюсь, что нет. Сон их длился слишком долго, пробудить их не выйдет, тела не выдержат. Сейчас наша главная цель выяснить все детали их жизни до сна, пока психика не отключилась. Мы даже не можем посадить «Ди Анну» на планету, от перегрузки они могут умереть.
– Психика этих людей в конце концов отключится? Значит, смерть для них всё же наступит?
– Да. Увы, – развела руками Эл.
– Что же вам удалось выяснить? – спросил Джи и сам тут же перебил новым вопросом. – Я имею в виду про пустоту. Это ведь всех интересует. Вы знаете о теории чёрной дыры?
– Конечно, – усмехнулась Эл. – И она не подтвердилась.
– Как? – удивился Джи. – Ведь столько говорили, что это единственное логичное объяснение столь продолжительной жизни корабля. Точнее…
– Да, некоторые считали, что «Ди Ана» попала в дыру, где время остановилось, а вернулись они через тысячу лет, для нас. Но первое, что сделали техники – это проверили аппаратуру, бортовой компьютер продолжал работать и регистрировать события. Историки космоплавания проверили записи за тысячу лет. К тому же крио-камеры тоже отсчитывают время сна. Та же тысяча лет, ну, чуть меньше, люди не сразу легли спать.
– Но где же они были?
– Мы это пытаемся выяснить. Сначала думали, что пустота была галлюцинацией, поскольку основным источником энергии для корабля являются солнечные батареи. Но нет, её наблюдали почти все члены экипажа.
– Почти?
– Мы не говорим обо всех, потому что не все пробудились, не все вошли в контакт. Тот же Лидо пока в стадии естественных снов, мы лишь иногда программируем для него сценарии.
– И последний вопрос: вы создали столько уровней, но зачем?
– Что бы поэтапно выводить людей из состояния комы.
– А вы не боитесь застрять? – спросил Джи.
«Как я», – подумал он.
– Застрять? – переспросила Эл. – Нет, да и как можно?
– Ну, через тысячу лет вас тоже буду изучать. Люди захотят понять принципы вашей работы, ход ваших мыслей. Вы же слышали о заморозке умов?
– Да, с этого года начали не кремировать, а вводить в криосон учёных. Ну, я думаю, что смогу отличить реальность от сценария. Есть много способов, как это можно сделать. А сейчас мне пора, – на руке Эл запищали часы.
– Разумеется, – Джи поклонился. – Спасибо за разговор.
Эл отправилась в свою квартиру отдыхать. За режимом специалистов следят пристально, если люди в реальности не отдохнут – в сценарии натворят бед.
Джи дождался, пока Эл не скрылась за поворотом, достал толстый маркер из кармана и на ближайшей двери написал «Выход».
Пит уже ждал его со свежим номером утреней газеты в руках. Джи вошёл в кабинет, здесь был всё тот же покой. Пит почесывал чёрную бороду, пряча в ней ухмылку, тихо шумел компьютер, лампы горели ровным светом. А за окном люди бежали по парку, спасаясь от дождя, гудели машины, и, наверное, где-то над облаками летел самолёт с мирно спящими пассажирами.
Джи опустился в кресло, странное ощущение тяжести завладело им. Тело казалось неподъёмным, а в голове стоял плотный туман. Но Питу удалось его развеять. Он бросил газету на стол перед Джи. На первой полосе жирным шрифтом отпечатались чёрные буквы: «Первая космическая экспедиция покинула Землю». По спине Джи пробежали мурашки. Он посмотрел на дату: семнадцатое мая. Неужели это сегодня?
– Газета свежая, – сказал Пит, уставив на Джи выжидающий острый взгляд.
– Это не реальность, – вскочил на ноги Джи.
– Реальность, – кивнул Пит. – Мы очень долго работали, что бы ты понял эту реальность.
– Что это значит? – у Джи затряслись руки.
– С тобой было непросто, да и работа ещё не закончена. Два с половиной года прошло, прежде чем твои сценарии пришли к единому знаменателю. Космос – это интересно. Надо признаться, я всегда любил научную фантастику. Да и с творческими людьми работать интересно, особенно если это преступники, – Пит немного помолчал, раскрыл большую тетрадь, нажал на кнопку автоматической ручки и продолжил:
– Но нам с тобой нужно двигаться дальше. Начнём, как всегда, с твоих вопросов. Задавай.
– Почему семнадцатое мая? – спросил Джи.
– В этот день погасли звёзды, – ответил Пит.
– Звёзды не могут погаснуть, – Пит посмотрел на небесную пелену, в поисках подтверждения своих страхов.
– Эти нет, а вот звёзды в душе отдельного человека могут. Более того, человек сам может их погасить. Ты ведь помнишь, что ты сделал в этот день три года назад?
– Да, – вдруг сказал Джи. Осколки воспоминаний сложились в жуткую картину. Он вспомнил её слова, брошенные в порыве злости, она собиралась уйти. Потом пощечина, толчок, удар об угол столика, капли крови на жёлтом платье. По щекам Джи потекли слёзы.
– Тогда ответь мне на один вопрос, – Пит встал напротив Джи.
– Какой?
– Где Диана?
Рецензии и комментарии 0