Подставь другую щеку… (Глава 2)


  Философская
99
6 минут на чтение
0

Возрастные ограничения 12+



Мф. 5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую
Мало вероятно, что кто-то не слышал этого выражения и большинство употребляющих его людей, как правило, знакомы с историей его происхождения. Зачастую, мы употребляем его, делая кому-то замечание или желая усовестить и вразумить оппонента. Но не все догадываются о всей глубине и смысле, заложенном в этот стих Господом. Да, именно Им, т.к. это Его слова, переданные нам евангелистом Апостолом Матфеем (Мф. 5:39).
Блж. Феофилакт Болгарский говорит, что «…злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом со своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде».
Давая эту заповедь, Спаситель имеет в виду пользу и наносящего удары, и терпящего их. В комментариях к этому стиху у свт.Иоанна Златоуста находим – «В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя скорее ратоборцем, чем человеком, которого бьют. А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесет второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя. Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых» и далее «Мщение производит совершенно противные следствия. Оно обоим причиняет стыд, ожесточает их и еще больше воспламеняет гнев, и зло, простираясь далее, доводит нередко до смерти. Вот почему Спаситель заушаемому не только запретил гневаться, но и повелел насытить желание ударяющего так, чтобы вовсе и неприметно было, что ты первый удар претерпел невольно. Действительно, таким образом ты поразишь бесстыдного гораздо чувствительнее, чем в том случае, если бы ты ударил его рукою, и из бесстыдного сделаешь его кротким.».
Как правило, у каждого стиха Священного Писания есть, так называемые параллельные стихи, т.е. те, в которых прямым или косвенным образом дублируется сказанное или есть прообразовательные упоминания темы исходного стиха. Сегодня это можно было бы назвать перекрестными ссылками. Зачастую прообразы или прямые упоминания событий или поучений Нового Завета можно найти в Ветхом Завете. Исследуемый стих Евангелия от Матфея – не стал исключением. Кроме как в Мф. 5:39, о смирении и кротости, невозможности воздаяния зла на зло, недопустимости мести и стремлении к добру, можно найти в следующих стихах Священного Писания:
Плач. 3:30. подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением,
Лк. 6:29. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
Иак. 3:13. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
1 Пет. 3:9. не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
Рим. 12:17. никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
Рим. 12:19. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
1 Кор. 6:7. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
1 Фес. 5:15. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
Перечисленные фрагменты говорят о взаимосвязи и дополнении разбираемого стиха, что, в свою очередь, доказывает неоспоримую истинность, актуальность и значимость этого, ставшего сегодня «крылатым» выражения.

Свидетельство о публикации (PSBN) 27205

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 25 Января 2020 года
В
Автор
Автор не рассказал о себе
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Тетенька, это ты детей в сыновья берёшь? 1 +1
    Возьмите веничек и подметите 0 0
    Кесарево кесарю 0 0
    Не судите, да не судимы будете 0 0
    Кто не работает, тот не ест» – советское наследие или…? 0 0