Кесарево кесарю (Глава 4)
Возрастные ограничения 18+
Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Каждый не раз слышал это выражение, а кто-то и сам его применял в разговорах с ближними. На первый взгляд, это всем знакомое выражение носит увещевательный, поучительный характер; именно в таком контексте мы его и применяем сегодня, наставляя друг друга. Порой, взамен этого мы используем аналогичное на сегодняшний день по смыслу, крылатое выражение из советского времени, произнесенное героем известной комедии Л.Гайдая – «…не путай свою личную шерсть с государственной».
Так откуда пришло в современный русский язык это выражение – «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» и о чем говорится в первоисточнике?
Эту фразу мы встречаем в Новом Завете – в Евангелии от Матфея, вот в такой интерпретации: (Мф.22:21) Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Также, оно встречается в параллельных стихах у Евангелистов Марка и Луки:
(Мк. 12:17) Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
(Лк.20:25) Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Такую же мысль, но другими словами высказывает Апостол Павел в послании к Римлянам:
(Рим.13:7) Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Глобально рассуждая, находим, что, произнося эти слова Спаситель, а за Ним и Апостол, подразумевали следующее – «служение кесарю (начальнику, царю) не препятствует истинному служению Господу Богу» (Толкова Библия Лопухина).
Господь этой фразой дал ответ фарисеям, желавшим обвинить его в неподчинении власти (кесарю), спрашивая Его (Мф.22:17) итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Далее между ними происходит диалог (Мф.22:18-21):
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Со слов Иоанна Златоуста «Он спрашивает их не потому, чтобы не знал, какой должно дать ответ, но потому, что желает их же собственными словами обличить их. Когда они на вопрос Его: «чье это изображение»? отвечали: «кесарево», то Он сказал им: «отдавайте кесарево кесарю». Платить дань не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись. А чтобы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям? прибавляет: а «Божие Богу». И людям надобно воздавать должное, и Богу – то, чем мы в отношении к Нему обязаны».
Из истории мы знаем, что иудеи вынуждены были платить подати римлянам, поэтому ответ Спасителя обличил фарисеев, но это обличение касалось не первой части слов Христа, а второй, когда права Бога на свои жизни они оставили без внимания. На монете было изображение кесаря, следовательно, она принадлежала кесарю. Человек носит образ Божий, Бог создал его по Своему образу и подобию (Быт. 1,26-27), следовательно, человек принадлежит Богу (из коммент. МакДональда на Мк.12:17).
Из этого следует, что долг верующих христиан повиноваться тому правительству, в чьем государстве они живут. Христианам невозможно ругать существующую власть и участвовать в свержении руководства страны. Они обязаны исправно платить все налоги и упоминать действующую власть в своих молитвах к Богу. То же касается и в отношении к начальствующим. Таким образом, Божьи требования должны быть для христианина на первом месте. В случае, если кто-то будет требовать от него нечто такое, что нарушило бы его верность Христу, он должен отказаться и понести наказание. Придерживаясь этих требований, христиане должны быть всегда добрым свидетельством для мира.
Здесь как нельзя более уместны слова Апостола: (Рим. 13:7) Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Впрочем, когда ты слышишь: «отдавайте кесарево кесарю», разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу, – говорит свт.Иоанн Златоуст.
Апостол в Рим. 13:7 просит приносить начальникам не только деньги, но и честь и страх. Под страхом он разумеет высшую степень почтения, а не страх, происходящий от худой совести. И не сказал: дайте, но: «отдавайте», притом присовокупил: «должное», так как исполнение этого не есть дар, но долг, и если не исполнишь, то будешь наказан, как неблагодарный. Итак, не ищи себе воздаяния во временной жизни, но если бы и со страхом надлежало тебе предстать пред начальником, не думай, что это недостойно твоего благородства. Так угодно Богу, чтобы начальник, принявший от Него власть, имел свою силу. Если и не сознающий за собою ничего худого предстает пред судьей со страхом, то тем более должен страшиться делающий дурное. А ты от этого будешь еще в большей чести, потому что унижение создается не тем, что ты оказываешь другому почтение, а тем, что не оказываешь его. И начальник тебе же больше станет удивляться, и хотя бы был даже неверный, прославит твоего Господа (из бесед свт. Иоанна Златоуста на Св.Писание).
В заключении стоит привести слова Апостола – Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви (Рим.13:8), какими он (Апостол) обращается к матери всех благ, к наставнице, к создательнице всякой добродетели, и говорит, что и любовь есть долг наш, но не такой, как подать или оброк, но постоянный. Он желает, чтобы долг этот никогда не был уплачен, точнее, чтобы он всегда уплачивался, но не вполне, а так, чтобы нам постоянно оставаться в долгу. Ведь это и есть такого рода долг, чтобы всегда его уплачивать и всегда быть должным.
Так откуда пришло в современный русский язык это выражение – «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» и о чем говорится в первоисточнике?
Эту фразу мы встречаем в Новом Завете – в Евангелии от Матфея, вот в такой интерпретации: (Мф.22:21) Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Также, оно встречается в параллельных стихах у Евангелистов Марка и Луки:
(Мк. 12:17) Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
(Лк.20:25) Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Такую же мысль, но другими словами высказывает Апостол Павел в послании к Римлянам:
(Рим.13:7) Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Глобально рассуждая, находим, что, произнося эти слова Спаситель, а за Ним и Апостол, подразумевали следующее – «служение кесарю (начальнику, царю) не препятствует истинному служению Господу Богу» (Толкова Библия Лопухина).
Господь этой фразой дал ответ фарисеям, желавшим обвинить его в неподчинении власти (кесарю), спрашивая Его (Мф.22:17) итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Далее между ними происходит диалог (Мф.22:18-21):
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Со слов Иоанна Златоуста «Он спрашивает их не потому, чтобы не знал, какой должно дать ответ, но потому, что желает их же собственными словами обличить их. Когда они на вопрос Его: «чье это изображение»? отвечали: «кесарево», то Он сказал им: «отдавайте кесарево кесарю». Платить дань не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись. А чтобы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям? прибавляет: а «Божие Богу». И людям надобно воздавать должное, и Богу – то, чем мы в отношении к Нему обязаны».
Из истории мы знаем, что иудеи вынуждены были платить подати римлянам, поэтому ответ Спасителя обличил фарисеев, но это обличение касалось не первой части слов Христа, а второй, когда права Бога на свои жизни они оставили без внимания. На монете было изображение кесаря, следовательно, она принадлежала кесарю. Человек носит образ Божий, Бог создал его по Своему образу и подобию (Быт. 1,26-27), следовательно, человек принадлежит Богу (из коммент. МакДональда на Мк.12:17).
Из этого следует, что долг верующих христиан повиноваться тому правительству, в чьем государстве они живут. Христианам невозможно ругать существующую власть и участвовать в свержении руководства страны. Они обязаны исправно платить все налоги и упоминать действующую власть в своих молитвах к Богу. То же касается и в отношении к начальствующим. Таким образом, Божьи требования должны быть для христианина на первом месте. В случае, если кто-то будет требовать от него нечто такое, что нарушило бы его верность Христу, он должен отказаться и понести наказание. Придерживаясь этих требований, христиане должны быть всегда добрым свидетельством для мира.
Здесь как нельзя более уместны слова Апостола: (Рим. 13:7) Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Впрочем, когда ты слышишь: «отдавайте кесарево кесарю», разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу, – говорит свт.Иоанн Златоуст.
Апостол в Рим. 13:7 просит приносить начальникам не только деньги, но и честь и страх. Под страхом он разумеет высшую степень почтения, а не страх, происходящий от худой совести. И не сказал: дайте, но: «отдавайте», притом присовокупил: «должное», так как исполнение этого не есть дар, но долг, и если не исполнишь, то будешь наказан, как неблагодарный. Итак, не ищи себе воздаяния во временной жизни, но если бы и со страхом надлежало тебе предстать пред начальником, не думай, что это недостойно твоего благородства. Так угодно Богу, чтобы начальник, принявший от Него власть, имел свою силу. Если и не сознающий за собою ничего худого предстает пред судьей со страхом, то тем более должен страшиться делающий дурное. А ты от этого будешь еще в большей чести, потому что унижение создается не тем, что ты оказываешь другому почтение, а тем, что не оказываешь его. И начальник тебе же больше станет удивляться, и хотя бы был даже неверный, прославит твоего Господа (из бесед свт. Иоанна Златоуста на Св.Писание).
В заключении стоит привести слова Апостола – Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви (Рим.13:8), какими он (Апостол) обращается к матери всех благ, к наставнице, к создательнице всякой добродетели, и говорит, что и любовь есть долг наш, но не такой, как подать или оброк, но постоянный. Он желает, чтобы долг этот никогда не был уплачен, точнее, чтобы он всегда уплачивался, но не вполне, а так, чтобы нам постоянно оставаться в долгу. Ведь это и есть такого рода долг, чтобы всегда его уплачивать и всегда быть должным.
Рецензии и комментарии 0