Пересказки, часть 68-яя, о… Душе России»



Возрастные ограничения 18+



из сборника: «Записная книжка»
Часть №68

— О чём, о чём?..
Ну, во всяком случае, так по первому очерку-статье бесспорно великого философа прошлого века Николая Бердяева (1874-1948гг) названа книга 2016 года – относительно новый сборник его статей – что держу сейчас в своих руках. Впрочем, это правда, пожалуй, вряд ли что-то сегодня получиться пересказать непосредственно от себя сквозь привычную призму собственных сомнений, поиска и мечтания в мыслях интереснейшего автора в плане сложения ответа на свой вопрос: зовёт ли эта книга вперёд… к новым свершениям и Свету?
— Почему это?
Тут, как раз всё просто: при соприкосновении с единомышленниками, идущими на расстоянии целого века впереди нас, но по одному и тому же маршруту исканий, что и мы теперь, они априори становятся наставниками.
— И что?
Как что?
Какие собственные сомнения или, пусть даже, мечтания отличные от авторских могут возникнуть у нас при прочтении их мыслей, говорящих с нами через толщу векового свершения? Да к тому и ответ на поставленный вопрос – зовут они или нет? – тут, кажется, уже абсолютно очевиден, раз их столетние мысли уже подтверждены практикой и они избраны нами в наставники.
Впрочем, кое-что нам всё-таки, остаётся в нашей извечной троице вопросов – сомнение, поиск и мечта! – к себе в Пересказке мыслей автора.
— Правда?
Вот именно, правда, суть в рассматриваемой им мысли, так сказать, Истина…
— Истинная «Душа России».
А хоть бы и так, ведь, повторюсь, у нас есть целый век свершившихся событий, после сказанного автором для собственного осмысления в призме нашей троицы. И теперь ничто не может помешать нам в мыслях гения-наставника попытаться самим отыскать суть до конца так и неразгаданной никем и ускользающей в бесконечности загадочной Души нашей любимой России. Потому как, если вдуматься, не так много-то мы и знаем о ней – чуть больше тысячелетия! – что делает её, поистине, ещё более недоступной и необозримой (как в пространственном, так и во временном измерении) ни одному рассудку в Мире.
Итак, попробуем выбрать из книги то, что стало очевидно Николаю Александровичу сто лет назад и, кажется, особо ценным теперь нам… мне:

«Сегодня можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по своему, и каждый находит в полном противоречий бытии России факты для подтверждения своей веры. Подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно сразу же признав антиномичность России, жуткую её противоречивость».

Поясню: в философии понятие «антиномии», введенное Иммануилом Кантом, означает неустранимое противоречие равно доказуемых положений, к которым приходит разум в попытке постигнуть мир как единое целое. Получается, что он, Мир, далеко не един, как грезится всем нам, или, возможно, взаимоисключающие противоречия человеческого разума в Нём – это и есть его единство, что и делает Душу нашей замечательной Родины, как самую антиномичную в Мире, основой Его, Мира, как такового.

Впрочем, это не наш рояль и играть на нём не нам, так и оставим же его в покое, вернувшись к Николаю Александровичу. Итак, продолжим:
«Противоречия русского бытия всегда находили отражение в русской литературе и русской философской мысли. Творчество русского духа так же двоится, как и русское историческое бытие… Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ – самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю… Анархизм – явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым…»;
«Русская душа хочет священной общественности, богоизбранной власти. Природа русского народа сознаётся как аскетическая, отрекающая от земных дел и земных благ. Наши левые… не так уже глубоко отличаются в своём отношении к государству от направлений правых и славянофильских, — в них есть значительная доза славянофильского и аскетического духа…»;
«Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства… сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве… Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных… Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери…»;
«Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, всё в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю… Никакая философия истории… не разгадала ещё, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии…»
«Обратной стороной русского смирения является необычное русское самомнение. Самый смиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный. Русское и есть праведное, доброе, истинное, божественное. Россия – святая Русь. Россия грешна, но и в грехе своём она является святой страной – страной святых, живущей идеалами святости…»;
«Россия почитает себя не только самой христианской, но и единственно христианской страной в мире… Русская религиозность – религиозность коллективной биологической теплоты, переживаемой как теплота мистическая… Такая религиозность отказывается от мужественного активного духовного пути. Это не столько религия Христа, сколько Богородицы, религия матери-земли…»;
«Россия не может определять себя как Восток и противополагать себя Западу. Россия должна сознавать себя и Западом, Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разделителем…»;
«…ясно, что Россия не призвана к благополучию, к телесному и духовному благоустройству… в ней нет дара создания средней культуры… Здесь тайна русского духа. Дух этот устремлён к последнему и окончательному, к абсолютному во всём: к абсолютной свободе и к абсолютной любви… русская жажда абсолютной свободы на практике слишком часто приводит к рабству в относительном и среднем… к вражде и ненависти… Для русских характерно какое-то бессилие, какая-то бездарность во всём относительном и среднем… Так как Царство Божье есть царство абсолютного и конечного, то русские легко отдают всё относительное и среднее во власть дьявола…»;
«…долгие десятилетия западничество было господствующим направлением русской мысли. Ни один народ не доходил до такого самоотрицания… Явление – совершенно невозможное на Западе, где пышно расцвёл национализм… Именно крайнее русское западничество и есть явление азиатской души… На Востоке – колыбель всех великих религий и культур… подлинно культурный европейский человек не может чувствовать презрения к своим древним истокам… только тёмная ещё азиатская душа, не ощущавшая в свей крови и своём духе прививок старой европейской культуры, может обоготворять дух европейской культуры, как совершенный, единый и единственный…»;
«Русский человек не очень ищет истины, он ищет правды, которую мыслит то религиозно, то социально, то морально, то социально…»
«…ожидание нового излияния Духа Святого в мире легче всего возникает на православной почве. Это замечательная особенность православия: …есть всегда великое ожидание религиозной новизны в мире, излияния Духа Святого, явления Нового Иерусалима. …Православие обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства. Поэтому центральным праздником в жизни Православной Церкви является праздник Пасхи, Светлое Христово Воскресенье. …В католичестве мы прежде всего встречаем Христа Распятого, в православии же – Христа Воскресшего. Крест есть путь человека, но идёт он, как и весь мир, к Воскресению. …Тайна же Воскресения не только человеческая, но и космическая…»;
«Бог не хочет насиловать, не хочет внешнего торжества правды, хочет свободы человека. Поэтому можно было бы сказать, что Бог терпит зло, не уничтожает его насильственно, а лишь пользуется злом для целей добра…»;
«Два великих испытания были посланы христианскому человеку в мире – испытание гонением и испытание торжеством… Но много трудней выдержать испытание торжеством… Христиане нередко сами превращались из гонимых в гонителей, соблазнялись царством мира сего, господством над миром… Ложь максимализма заключается в том, что вы ставите максимальные требования не себе, а другим людям… Истинный путь и есть усилие осуществить… искание Царства Божьего при неосуждении других людей…»;
«Огромная Русская земля, широкая и глубокая, всегда вывозит русского человека, спасает его. Всегда слишком возлагается он на Русскую землю, на матушку России…».

И последнее, чем хочется завершить знакомство с книгой очерков Николая Бердяева «Душа России» это её последнее предложение, звучащее, кажется, особо актуально и пророчески:

«Русский народ вступает в новый исторический период, когда он должен стать господином своих земель и творцом свой судьбы».

В общем, книга, несомненно, зовёт и непросто к Свету и Истине, но и поистине к великим абсолютным свершениям и делам!
Удачи в них Ей… нам!
02.08.2024г.

Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения скрупулезными лингвистами за возможные стилистические и орфографические ошибки, допущенные в черновике-рукописи, написанной на ходу по горячим следам прочтения замечательной книги, при нахождении которых предлагает просто направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля» на любой удобной платформе (ВК, ОК, ФБ), либо оставить их прямо под текстом.
Спасибо за внимание и… сопереживание.

Свидетельство о публикации (PSBN) 70480

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 14 Августа 2024 года
Еквалпе Тимов-Маринушкин
Автор
...все сказано в прозе, но больше в рифме - она не управляема...
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Родительское собрание 3 +3
    Потерянные 4 +2
    Сатисфакция 2 +2
    Солдафон 6 +2
    «Морские байки ложь, да в них намек, командирам всем урок» 8 +2