Благодатный Огонь
Возрастные ограничения 18+
Многие из нас не один десяток раз наблюдали за трансляцией схождения Благодатного огня в храме Гробе Господня в Иерусалиме. Сердце замирало при виде этого чуда, этого знака, говорящего нам о воскресении из мертвых Господа и Бога нашего Иисуса Христа!
Господь наш Иисус Христос умер на Кресте, был с него снят и погребен во Гробе, высеченном в скале, в том Гробе, который предоставил для Его погребения Иосиф Аримафейский. Скала эта была частью горы Голгофа, на которой происходили распятия грешников, и находилась она сразу за стенами тогдашнего Иерусалима.
Место погребения Иисуса Христа именуется Святой Гробницей.
Гробница – это высеченная в скале пещера, которая чисто визуально разделена на два помещения. В дальнем, в котором непосредственно был погребен Иисус, находится так называемое ложе, которое именуется аркосалием. А первая часть – это как бы притвор, или небольшой коридор перед аркосалием.
По приказу святой равноапостольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы была воздигнута великолепнейшая базилика.
На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие в земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял Крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом. По преданию, под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.
Прямо над погребальной пещерой Спасителя нашего – находится Кувуклия.
В переводе это означает «царская опочивальня». И это единственное место на земле, где применяется этот термин. Никто здесь не говорит о смерти. Она побеждена Христом. А говорят так: «Царь царствующих и Господь господствующих был положен здесь для трехдневного сна».
Кувуклия невелика. Ее размеры примерно 8х6 метров. Так же, как и прежде, она разделена на два помещения: придел и ароксалий. Но теперь придел получил название и называется Приделом Ангела.Именно там сидел Ангел Господень, который пришедшим для помазания Тела Господнего женщинам возвестил о том, что Христос воскрес и ожидает всех в Галилее.
Что касается современного Храма Гроба Господня, то это не просто храм, как мы бы могли себе его представить. Это, если можно так выразиться, огромный архитектурный комплекс. В ее составе Голгофа и место Распятия, Ротонда (архитектурное сооружение с огромнейшим куполом, под которым и находится Кувуклия), Кафоликон (соборный храм, который является кафедральным для Патриархов Иерусалимских), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены, а также несколько небольших приделов, то есть храмов со своими собственными престолами.
Кроме того, на территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.Трёхэтажное здание монастыря Авраама расположено с правой стороны двора Храма Гроба Господня и является главным представительством Иерусалимской Православной Церкви в храме. Место, где располагается монастырь Авраама, ассоциируется с горой Мориа, на которой Авраам должен был принести в качестве жертвоприношения своего сына Исаака. Монастырский храм очень интересен и необычен. В нем три престола. Первый из них находится на том самом месте, где во время распятия Спасителя стоял апостол Иоанн Богослов. Второй престол посвящен Страстям Господним, и здесь хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы. А третий престол, как уже было сказано, посвящен жертвоприношению Авраама.
Прямо напротив входа в Кувуклию стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли». Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.
«Все конфессии сосуществуют здесь в благожелательстве и уважении друг к другу»
Храм поделен на определенные части, которые принадлежат разным конфессиям, разным христианским вероисповеданиям. Его разделили между собой армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви.
Чудо схождения Благодатного огня.
Огонь этот волшебен.
Прибежав ко Гробу после известия о том, что Господь Иисус Христос воскрес, апостол Петр, кроме погребальных пелен, которые лежали на скамье (которую, как мы теперь знаем, именуют аркосалий), увидел волшебный свет. Святитель Григорий Нисский писал в своих трудах:
«Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света».
Благодатный Огонь сходит в непосредственном присутствии трех групп участников-свидетелей этого чуда.
Первая группа – немногочисленна. А точнее, это всего два человека. Первый из них – Патриарх Иерусалимской Православной Церкви. А второй – один из архиереев Иерусалимского Патриархата. Только по молитвам Патриарха Иерусалимского совершается чудо схождения Благодатного огня. Это, кстати, проверено многовековой практикой.
Вторая группа – это игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного. Эта лавра находится примерно в 15-17 километрах от Иерусалима. И из всех лавр, созданных когда-то подвижниками, лишь она сохранилась в первозданном виде. В современном монастыре пребывают в посте и молитве 14 иноков, среди которых есть и русскоязычные. Цифра 14 неслучайна. В 614 году, во время нашествия хана Хасроя, персы перебили на территории лавры и к ней прилегающих 14 тысяч иноков, подвизавшихся в разных монастырях и кельях. С тех пор число 14 здесь свято и неизменно в веках.
И наконец, третья группа. Она огромная, очень шумная, колоритная и разномастная. Это – местные арабы-христиане.Эта группа людей с криками, топаньем, гоготом, с барабанами и свистульками, взобравшись друг другу на плечи, устраивает пляски и гуляния на пороге Храма Гроба Господня! Причем всё это происходит под распевы древних молитв, которые обращены ко Христу и Богородице. В основном так ведет себя молодежь, хотя, воодушевленные ожиданием чуда, и люди среднего возраста нередко примыкают к этому гомону.
Почему, им это позволено?
Где-то в тридцатых годах прошлого века, в годы британского владычества над Иерусалимом, английский губернатор, очень спокойный и чопорный, как и все англичане, в очень строгой форме запретил эту вакханалию в канун схождения Благодатного огня. И что Вы думаете? Иерусалимский Патриарх молился до неистовства, устав, обессилев… Но Огонь не сходил.
Силы старца были на исходе, и он на свой страх и риск силой своего положения распорядился пустить «буянов» на территорию Кувуклии. Ворвалась молодежь, с криками, песнями, трубами и барабанами.
Патриарх вновь стал на молитву. Но не успев ее закончить, был остановлен голосом архиерея, который провозгласил, что Благодатный огонь сошел!
С тех пор присутствие такой колоритной и гомонящей группы населения стало ритуалом или традицией.
Благодатный огонь сходит в обеденное время Великой Субботы, ориентировочно между 13 и 15 часами по Иерусалимскому времени. Утром в Субботу тушатся все свечи и лампады во всем комплексе храма, во всех церквях, монастырях, приделах его. После этого опечатывается вход в Кувуклию. Именно опечатывается. На запертую дверь накладывается огромная восковая печать. А на этой восковой печати свои личные печати ставят представители иерусалимской мэрии, турецкой стражи и израильской полиции.И пустослов тот, кто говорит о том, что Благодатный огонь – это фикция, что его от спички зажигает входящий Патриарх. Всё здесь
по-настоящему!
Народ с нетерпением стоит у входа в Кувуклию. И несмотря на голосящую местную молодежь, всех нас, стоящих в ожидании чуда, охватывает волнение и трепет! Вот, совсем скоро чудо станет реальностью! Реальностью, которую каждый из нас будет держать в своих руках, трогать своими пальцами, созерцать!
Сначала изредка, а затем всё сильнее и сильнее воздух вокруг Кувуклии пронизывают вспышки света! Они небесно-голубого цвета! Постепенно они становятся ярче, сильнее, четче!
И в это время начинается Литания. Это крестный ход от алтаря Кафоликона, через весь Храм, с выходом к Ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Впереди несут 12 хоругвей, затем идут отроки с рипидами, за ними – клирик-крестоносец и, наконец, пред очами людей возникает сам Патриарх Иерусалимский. За ним следуют игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного.
Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в Храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа заушали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, и Камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению.
Перед самым входом в Кувуклию Патриарх останавливается. С него снимают праздничные ризы, и он заходит в Кувуклию только в белом подризнике. Рассказывают, что были случаи, когда представители полиции обыскивали Патриарха на предмет, зажигалок или прочих предметов, которыми можно разжечь огонь.
Через некоторое время в Кувуклии появляется свет, в Храме раздается колокольный звон! Всё! Чудо свершилось! Благодатный огонь сошел!
Из окошек Кувуклии появляются пучки горящих свечей, которые подает Патриарх. Эти свечи помощники, которые служат в эту ночь в Храме, разносят по всем его уголкам, разжигая лампады. Наконец сияет сама Кувуклия, и на Гроб Господень с неба опускается вертикальный широкий столб света!
Патриарх выходит к людям, неся в каждой руке по пучку свечей, светом которых благословляет всех собравшихся в Храме Гроба Господня людей. Потом от этих свечей возжигают свои свечи все священнослужители.
«Он теплый, приятный, люди им умываются, славя Господа и не стыдясь слез радости!»
После этого Патриарх обходит всех собравшихся, давая возможность каждому возжечь свою свечу от его пучков. Первые несколько минут Благодатный огонь горит синеватым пламенем. Он теплый, приятный, люди им умываются, славя Господа и не стыдясь слез радости!
Капельки воска, падающие от свечей, здесь именуют Благодатной росой.
И если они попали на одежду, то они не отстирываются, оставаясь на ней навсегда, как память о чуде Господнем.
Скоро, совсем скоро в Иерусалиме в очередной раз сойдет Благодатный огонь. Сойдет Святой Свет, возвещающий нам Пасху Господню!
Господь наш Иисус Христос умер на Кресте, был с него снят и погребен во Гробе, высеченном в скале, в том Гробе, который предоставил для Его погребения Иосиф Аримафейский. Скала эта была частью горы Голгофа, на которой происходили распятия грешников, и находилась она сразу за стенами тогдашнего Иерусалима.
Место погребения Иисуса Христа именуется Святой Гробницей.
Гробница – это высеченная в скале пещера, которая чисто визуально разделена на два помещения. В дальнем, в котором непосредственно был погребен Иисус, находится так называемое ложе, которое именуется аркосалием. А первая часть – это как бы притвор, или небольшой коридор перед аркосалием.
По приказу святой равноапостольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы была воздигнута великолепнейшая базилика.
На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие в земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял Крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом. По преданию, под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.
Прямо над погребальной пещерой Спасителя нашего – находится Кувуклия.
В переводе это означает «царская опочивальня». И это единственное место на земле, где применяется этот термин. Никто здесь не говорит о смерти. Она побеждена Христом. А говорят так: «Царь царствующих и Господь господствующих был положен здесь для трехдневного сна».
Кувуклия невелика. Ее размеры примерно 8х6 метров. Так же, как и прежде, она разделена на два помещения: придел и ароксалий. Но теперь придел получил название и называется Приделом Ангела.Именно там сидел Ангел Господень, который пришедшим для помазания Тела Господнего женщинам возвестил о том, что Христос воскрес и ожидает всех в Галилее.
Что касается современного Храма Гроба Господня, то это не просто храм, как мы бы могли себе его представить. Это, если можно так выразиться, огромный архитектурный комплекс. В ее составе Голгофа и место Распятия, Ротонда (архитектурное сооружение с огромнейшим куполом, под которым и находится Кувуклия), Кафоликон (соборный храм, который является кафедральным для Патриархов Иерусалимских), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены, а также несколько небольших приделов, то есть храмов со своими собственными престолами.
Кроме того, на территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.Трёхэтажное здание монастыря Авраама расположено с правой стороны двора Храма Гроба Господня и является главным представительством Иерусалимской Православной Церкви в храме. Место, где располагается монастырь Авраама, ассоциируется с горой Мориа, на которой Авраам должен был принести в качестве жертвоприношения своего сына Исаака. Монастырский храм очень интересен и необычен. В нем три престола. Первый из них находится на том самом месте, где во время распятия Спасителя стоял апостол Иоанн Богослов. Второй престол посвящен Страстям Господним, и здесь хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы. А третий престол, как уже было сказано, посвящен жертвоприношению Авраама.
Прямо напротив входа в Кувуклию стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли». Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.
«Все конфессии сосуществуют здесь в благожелательстве и уважении друг к другу»
Храм поделен на определенные части, которые принадлежат разным конфессиям, разным христианским вероисповеданиям. Его разделили между собой армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви.
Чудо схождения Благодатного огня.
Огонь этот волшебен.
Прибежав ко Гробу после известия о том, что Господь Иисус Христос воскрес, апостол Петр, кроме погребальных пелен, которые лежали на скамье (которую, как мы теперь знаем, именуют аркосалий), увидел волшебный свет. Святитель Григорий Нисский писал в своих трудах:
«Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света».
Благодатный Огонь сходит в непосредственном присутствии трех групп участников-свидетелей этого чуда.
Первая группа – немногочисленна. А точнее, это всего два человека. Первый из них – Патриарх Иерусалимской Православной Церкви. А второй – один из архиереев Иерусалимского Патриархата. Только по молитвам Патриарха Иерусалимского совершается чудо схождения Благодатного огня. Это, кстати, проверено многовековой практикой.
Вторая группа – это игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного. Эта лавра находится примерно в 15-17 километрах от Иерусалима. И из всех лавр, созданных когда-то подвижниками, лишь она сохранилась в первозданном виде. В современном монастыре пребывают в посте и молитве 14 иноков, среди которых есть и русскоязычные. Цифра 14 неслучайна. В 614 году, во время нашествия хана Хасроя, персы перебили на территории лавры и к ней прилегающих 14 тысяч иноков, подвизавшихся в разных монастырях и кельях. С тех пор число 14 здесь свято и неизменно в веках.
И наконец, третья группа. Она огромная, очень шумная, колоритная и разномастная. Это – местные арабы-христиане.Эта группа людей с криками, топаньем, гоготом, с барабанами и свистульками, взобравшись друг другу на плечи, устраивает пляски и гуляния на пороге Храма Гроба Господня! Причем всё это происходит под распевы древних молитв, которые обращены ко Христу и Богородице. В основном так ведет себя молодежь, хотя, воодушевленные ожиданием чуда, и люди среднего возраста нередко примыкают к этому гомону.
Почему, им это позволено?
Где-то в тридцатых годах прошлого века, в годы британского владычества над Иерусалимом, английский губернатор, очень спокойный и чопорный, как и все англичане, в очень строгой форме запретил эту вакханалию в канун схождения Благодатного огня. И что Вы думаете? Иерусалимский Патриарх молился до неистовства, устав, обессилев… Но Огонь не сходил.
Силы старца были на исходе, и он на свой страх и риск силой своего положения распорядился пустить «буянов» на территорию Кувуклии. Ворвалась молодежь, с криками, песнями, трубами и барабанами.
Патриарх вновь стал на молитву. Но не успев ее закончить, был остановлен голосом архиерея, который провозгласил, что Благодатный огонь сошел!
С тех пор присутствие такой колоритной и гомонящей группы населения стало ритуалом или традицией.
Благодатный огонь сходит в обеденное время Великой Субботы, ориентировочно между 13 и 15 часами по Иерусалимскому времени. Утром в Субботу тушатся все свечи и лампады во всем комплексе храма, во всех церквях, монастырях, приделах его. После этого опечатывается вход в Кувуклию. Именно опечатывается. На запертую дверь накладывается огромная восковая печать. А на этой восковой печати свои личные печати ставят представители иерусалимской мэрии, турецкой стражи и израильской полиции.И пустослов тот, кто говорит о том, что Благодатный огонь – это фикция, что его от спички зажигает входящий Патриарх. Всё здесь
по-настоящему!
Народ с нетерпением стоит у входа в Кувуклию. И несмотря на голосящую местную молодежь, всех нас, стоящих в ожидании чуда, охватывает волнение и трепет! Вот, совсем скоро чудо станет реальностью! Реальностью, которую каждый из нас будет держать в своих руках, трогать своими пальцами, созерцать!
Сначала изредка, а затем всё сильнее и сильнее воздух вокруг Кувуклии пронизывают вспышки света! Они небесно-голубого цвета! Постепенно они становятся ярче, сильнее, четче!
И в это время начинается Литания. Это крестный ход от алтаря Кафоликона, через весь Храм, с выходом к Ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Впереди несут 12 хоругвей, затем идут отроки с рипидами, за ними – клирик-крестоносец и, наконец, пред очами людей возникает сам Патриарх Иерусалимский. За ним следуют игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного.
Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в Храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа заушали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, и Камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению.
Перед самым входом в Кувуклию Патриарх останавливается. С него снимают праздничные ризы, и он заходит в Кувуклию только в белом подризнике. Рассказывают, что были случаи, когда представители полиции обыскивали Патриарха на предмет, зажигалок или прочих предметов, которыми можно разжечь огонь.
Через некоторое время в Кувуклии появляется свет, в Храме раздается колокольный звон! Всё! Чудо свершилось! Благодатный огонь сошел!
Из окошек Кувуклии появляются пучки горящих свечей, которые подает Патриарх. Эти свечи помощники, которые служат в эту ночь в Храме, разносят по всем его уголкам, разжигая лампады. Наконец сияет сама Кувуклия, и на Гроб Господень с неба опускается вертикальный широкий столб света!
Патриарх выходит к людям, неся в каждой руке по пучку свечей, светом которых благословляет всех собравшихся в Храме Гроба Господня людей. Потом от этих свечей возжигают свои свечи все священнослужители.
«Он теплый, приятный, люди им умываются, славя Господа и не стыдясь слез радости!»
После этого Патриарх обходит всех собравшихся, давая возможность каждому возжечь свою свечу от его пучков. Первые несколько минут Благодатный огонь горит синеватым пламенем. Он теплый, приятный, люди им умываются, славя Господа и не стыдясь слез радости!
Капельки воска, падающие от свечей, здесь именуют Благодатной росой.
И если они попали на одежду, то они не отстирываются, оставаясь на ней навсегда, как память о чуде Господнем.
Скоро, совсем скоро в Иерусалиме в очередной раз сойдет Благодатный огонь. Сойдет Святой Свет, возвещающий нам Пасху Господню!
Рецензии и комментарии 0