Альтовый звук
Возрастные ограничения 0+
Рассказ.
Посвящается известному альтисту Юрию Башмету.
Отзвучала последняя нота концерта Губайдуллиной для альта с оркестром.
Публика замерла. И… шквал аплодисментов обрушился на солиста. На сцену Филармонического зала Тель-Авива посыпались цветы и оглушительные крики «браво».
Объявили антракт.
У подмостков стояла юная шатенка. Она застыла как изваяние, задумчиво глядя на сцену, под впечатлением услышанной музыки. Мимо проходили люди, но она их не замечала. Пожилой мужчина из толпы кивнул ей.
— А как насчёт поздравления звезды?
Она вопросительно взглянула на него.
— Вы – мне?
— Не хотите ли пройти со мной за кулисы, не желаете поздравить солиста? -повторил приглашение седой незнакомец.
Девушка машинально кивнула головой и, словно под гипнозом, последовала за ним.
По дороге за кулисы она лихорадочно перебирала в голове фразы, не зная как обратиться к Маэстро. Ведь он – Самый, Самый, Самый. О чём спросить, чего пожелать, как разговаривать со Светилом музыкального мира. Он не просто – баловень судьбы.
Когда она слушала его игру, окружающая жизнь остановилась, её мысли и желания потеряли значение. Существовала только музыка, заполняющая зал и
душу.
Девушка не заметила как оказалась в гримёрной. Маэстро во фраке стоял, окружённый поклонниками. Седой провожатый окликнул солиста по имени, подошёл
и похлопал его по плечу, словно старый знакомый.
— Смотри, кого я к тебе привёл! Не правда ли хороша! — радостно объявил он.
Девушка покраснела от всеобщего внимания.
— Спасибо, удивил,- удовлетворённо заметил Маэстро.- А вы, девушка, не смущайтесь, будьте смелее.
Молодая гостья огляделась, поправила волосы и подошла ближе.
— Поздравляю, Маэстро. Очарована звучанием вашего инструмента!- робко произнесла она.
Когда толпа рассеялась, исполнитель заметил, что девушка стоит на том же месте. Он пододвинул стул.
— Присаживайтесь, пожалуйста. Перед выступлением я попросил Александра Зиновьевича, друга детства, привести из зала самую красивую девушку. Я дарю вам
фотографию с автографом.
Он взял со стола фото и отдал девушке.
— Большое спасибо, — дрожащим голосом поблагодарила она. Её зелёные глаза блеснули от слёз. Она отвела взгляд и спрятала фото в сумочку.
«Что-то вдруг принцесса растрогалась»,- подумал Маэстро.«Моя фотография ещё ни у кого не вызывала слёз».
— А теперь, если вы не торопитесь, расскажите о себе,- как можно мягче произнёс он.
— Вообще-то был звонок на второе отделение, но я лучше останусь. С вами интересно. Меня зовут Лаура. Приехала из Ташкента. Я тоже, в какой-то степени, имела отношение к музыке, — она отвела глаза. — К моему сожалению, я только сегодня поняла что такое играть «по-настоящему». Но теперь мне это открытие не пригодится, — грустно сказала Лаура.
— Вы говорите загадками, -вмешался Александр Зиновьевич.- Но несмотря на это, чувствуется, что вы любите музыку.
— Да, мне особенно нравится слушать в живом исполнении симфонические про-
изведения Чайковского. Его увертюра «Ромео и Джульедта» мне ближе всего.
С каждым предложением голос Лауры становился уверенее, звонче.
— Замечательно! — воскликнул Маэстро. — А теперь пора чего-нибудь перекусить. Пойдёмте в буфет.«Соловья баснями не кормят».
Они поднимались на второй этаж. Разговор зашёл о моде.
— А ты смогла бы надеть платье с открытой спиной и пойти в нём на концерт? — непринуждённо спросил Маэстро.
— Если б оно у меня было в наличии, почему нет! Но в непристойно коротком платье, я бы не осмелилась, — ответила Лаура.
— Ничего постыдного не нахожу.
— Правильно, Зинович, разделяю твоё мнение, — подтвердил Маэстро. И вслед за этим подумал: «С такими ножками — не грех носить короткое. Эх, был бы я по- моложе...»
На мгновение в его памяти всплыл прохладный осенний вечер, в жарких объятьях хрупкая однокурсница. Поцелуи, обещания. Куда теперь подевались
те чувства? Она – в далёкой холодной Москве, неизвестно с кем… Они давно развелись.
На радостном лице Маэстро промелькнула тень печали, густые чёрные брови насупились. Лаура заметила перемену его мимики. Но когда его взгляд обратился
к ней, в нём снова заиграли озорные искорки.
В буфете Маэстро заказал каждому кофе с эклерами, а на десерт — мороженое с орехами и малиной. Когда официант обслужил их, Маэстро скомандовал:
— Прошу, приступим! Лакомства уничтожать неспеша, дабы получить максимум удовольствия! — торжественно произнёс он и поднял вверх указательный палец.
Зинович и Лаура от души рассмеялись.
— Знаешь, девочка, наш Маэстро страсть как любит сладкое.
— Я — тоже. Однажды, когда я ещё училась в школе, мы с мамой и её подругой путешествовали летом по Волге на теплоходе. Рано утром прибыли в Куйбышев. Очень хотелось есть, а магазины ещё не открылись. От нечего делать мы бродили по улицам и набрели на огромную кондитерскую.
Пирожных всевозможных — море: на прилавке, в витринах посреди зала. А вокруг уютные столики, даже небольшой бассейн с рыбками, в который набирается вода, стекая по внутренней стороне вертикального стекла огромной витрины.
Очень необычно. Конечно, особенно аппетитно выглядели пирожные. До открытия оставалось целых три часа. Мы облизнулись и пошли дальше, даже не обратив внимания на название улицы. Долго ходили в поисках чего-то
съестного. Потом нашли какую-то забегаловку, позавтракали и решили полакомиться пирожными, но нам так и не посчастливилось найти ту желанную кондитерскую. Наши сладкие мечты ни чем не увенчались. А я до сих пор с досадой вспоминаю прилавок той кондитерской.
— Ты образно рассказываешь,- подметил Маэстро, уплетая одно пирожное за другим.
— Удивляюсь, куда всё это идёт, явно «не в коня корм» -пошутил Александр Зиновьевич, доедая порцию мороженого.
— Маэстро, а вы не боитесь растолстеть?- поинтересовалась Лаура.
— Нет. А что?
— Жена разлюбит, — предположила девушка.
— Уже разлюбила, мы давно в разводе, как теперь принято говорить -«остались друзьями».Ну, принцесса, я вас не разочаровал?
Лаура помолчав, ответила:
— А я-то думала, что у вас большая семья.
— Конечно, большая – целый оркестр.
— Как! У вас есть оркестр?
— Да, в Москве. Я обычно выступаю со своим оркестром. Так получилось, согласился на сольный выезд.
— Они там без тебя уже наверное соскучились, — добавил друг.
— А вы тоже в том коллективе? — обратилась она к Александру Зиновьевичу.
— Нет, дорогая. Я — сам по себе, живу здесь, в пригороде столицы. Вот, приехал с другом повидаться. Я ведь тоже музыкант- виолончелист. Мы с ним учились на одном курсе, только я поступил в консерваторию после армии.
Вдруг к Александру Зиновьевичу подошёл официант и позвал его к телефону.
Маэстро и Лаура остались сидеть за столом. Девушка забеспокоилась.
— Ой, который час?
— Начало четвёртого.
— В четыре мне нужно быть у автобуса, а иначе придётся добираться до Арада своим ходом.
— Может останешься до вечера, мы тебя посадим на такси.
— Ну что вы, спасибо, не стоит. Я так счастлива, что познакомилась с вами! Теперь я точно переменю своё решение.
— О чём ты говоришь?
Лаура незаметно перевела разговор на другую тему.
— Расскажите, как вам удаётся извлекать из инструмента по истине волшебные звуки? — спросила она воодушевлённо.
— Не задумывался над этим. Я играю как чувствую.
— Звук вашего инструмента преображает душу, обогащает внутренний мир и даёт то наслаждение, которого нельзя получить ни от какого другого занятия. Поэтому вас стремятся услышать массы. Ведь среди них есть люди ничего не смыслящие в музыке.
— Конечно. Они даже не подозревают, что музыка – это озвученные эмоции, — уточнил Маэстро.
— Но такие люди тоже получают наслаждение. Как они могут чувствовать то, чего
не понимают? — спросила Лаура, заглядывая в лукавые карие глаза Маэстро.
— Однако, озадачила ты меня своим не простым вопросом.
Вернулся Александр Зиновьевич.
— Признавайтесь, о чём вы тут секретничаете?
— О маках на поляне, — съязвил Маэстро, кисло улыбаясь.
— Прошу прощения если помешал,- пробормотал друг.
— Что ты, что ты. Не обижайся, просто пошутил. Мне тут молодая Фемида дифирамбы поёт.
— О-о-о, это польстительно! Не мудрено, девочка! У него – породистый инструмент. Сам Аматти для него расстарался.
— Да, правда, ваш инструмент – работа самого Аматти?-открыла рот Лаура, в ожидании ответа.
— Да, мой друг не шутит,- подтвердил Маэстро.
— Звук его инструмента олицетворяет ту невидимую грань, разделяющую нас с миром теней, законы которого нам не подвластны, миром непостижимом человеческому сознанию. Живым, о нём могут поведать только звуки, — произнёс друг с видом пастыря, читающего молитву.
— Потрясающе! Не знал, что ты так поэтичен, — улыбнулся Маэстро.
Лаура заёрзала на стуле.
— Спасибо, мне пора. С вами действительно было интересно. Как жаль, что не увижу вашего прославленного Аматти.
— Ты нас так быстро покидаешь!
— Увы, мне надо бежать, осталось пятнадцать минут.
Лаура засуетилась. Встала, расправила складки на брюках.
— Ты оставишь мне свой телефон?
-Конечно.
Девушка торопливо записала номер на лежащей салфетке.
— Спасибо вам, Маэстро, вы сами не подозреваете, как вы мне помогли! Теперь я обязательно снова увижу вас. Дайте мне знать, когда решите ещё раз навестить
нашу гостеприимную страну. Где бы вы ни были, я к вам приеду. Но в следующий раз, я буду со своей скрипкой, у меня Штайнер. Буду играть для вас. Обещаю, наверстать упущенное! Теперь я чётко представляю свой путь!
Лаура направилась к выходу. Она повернулась, в последний раз помахав рукой. Улыбнулась на прощание и исчезла за дверью.
7.06.2003г.
Напечатано альманах «хронометр» № 8, издательство Марка Котлярского, Израиль, г.Тель-Авив.
Посвящается известному альтисту Юрию Башмету.
Отзвучала последняя нота концерта Губайдуллиной для альта с оркестром.
Публика замерла. И… шквал аплодисментов обрушился на солиста. На сцену Филармонического зала Тель-Авива посыпались цветы и оглушительные крики «браво».
Объявили антракт.
У подмостков стояла юная шатенка. Она застыла как изваяние, задумчиво глядя на сцену, под впечатлением услышанной музыки. Мимо проходили люди, но она их не замечала. Пожилой мужчина из толпы кивнул ей.
— А как насчёт поздравления звезды?
Она вопросительно взглянула на него.
— Вы – мне?
— Не хотите ли пройти со мной за кулисы, не желаете поздравить солиста? -повторил приглашение седой незнакомец.
Девушка машинально кивнула головой и, словно под гипнозом, последовала за ним.
По дороге за кулисы она лихорадочно перебирала в голове фразы, не зная как обратиться к Маэстро. Ведь он – Самый, Самый, Самый. О чём спросить, чего пожелать, как разговаривать со Светилом музыкального мира. Он не просто – баловень судьбы.
Когда она слушала его игру, окружающая жизнь остановилась, её мысли и желания потеряли значение. Существовала только музыка, заполняющая зал и
душу.
Девушка не заметила как оказалась в гримёрной. Маэстро во фраке стоял, окружённый поклонниками. Седой провожатый окликнул солиста по имени, подошёл
и похлопал его по плечу, словно старый знакомый.
— Смотри, кого я к тебе привёл! Не правда ли хороша! — радостно объявил он.
Девушка покраснела от всеобщего внимания.
— Спасибо, удивил,- удовлетворённо заметил Маэстро.- А вы, девушка, не смущайтесь, будьте смелее.
Молодая гостья огляделась, поправила волосы и подошла ближе.
— Поздравляю, Маэстро. Очарована звучанием вашего инструмента!- робко произнесла она.
Когда толпа рассеялась, исполнитель заметил, что девушка стоит на том же месте. Он пододвинул стул.
— Присаживайтесь, пожалуйста. Перед выступлением я попросил Александра Зиновьевича, друга детства, привести из зала самую красивую девушку. Я дарю вам
фотографию с автографом.
Он взял со стола фото и отдал девушке.
— Большое спасибо, — дрожащим голосом поблагодарила она. Её зелёные глаза блеснули от слёз. Она отвела взгляд и спрятала фото в сумочку.
«Что-то вдруг принцесса растрогалась»,- подумал Маэстро.«Моя фотография ещё ни у кого не вызывала слёз».
— А теперь, если вы не торопитесь, расскажите о себе,- как можно мягче произнёс он.
— Вообще-то был звонок на второе отделение, но я лучше останусь. С вами интересно. Меня зовут Лаура. Приехала из Ташкента. Я тоже, в какой-то степени, имела отношение к музыке, — она отвела глаза. — К моему сожалению, я только сегодня поняла что такое играть «по-настоящему». Но теперь мне это открытие не пригодится, — грустно сказала Лаура.
— Вы говорите загадками, -вмешался Александр Зиновьевич.- Но несмотря на это, чувствуется, что вы любите музыку.
— Да, мне особенно нравится слушать в живом исполнении симфонические про-
изведения Чайковского. Его увертюра «Ромео и Джульедта» мне ближе всего.
С каждым предложением голос Лауры становился уверенее, звонче.
— Замечательно! — воскликнул Маэстро. — А теперь пора чего-нибудь перекусить. Пойдёмте в буфет.«Соловья баснями не кормят».
Они поднимались на второй этаж. Разговор зашёл о моде.
— А ты смогла бы надеть платье с открытой спиной и пойти в нём на концерт? — непринуждённо спросил Маэстро.
— Если б оно у меня было в наличии, почему нет! Но в непристойно коротком платье, я бы не осмелилась, — ответила Лаура.
— Ничего постыдного не нахожу.
— Правильно, Зинович, разделяю твоё мнение, — подтвердил Маэстро. И вслед за этим подумал: «С такими ножками — не грех носить короткое. Эх, был бы я по- моложе...»
На мгновение в его памяти всплыл прохладный осенний вечер, в жарких объятьях хрупкая однокурсница. Поцелуи, обещания. Куда теперь подевались
те чувства? Она – в далёкой холодной Москве, неизвестно с кем… Они давно развелись.
На радостном лице Маэстро промелькнула тень печали, густые чёрные брови насупились. Лаура заметила перемену его мимики. Но когда его взгляд обратился
к ней, в нём снова заиграли озорные искорки.
В буфете Маэстро заказал каждому кофе с эклерами, а на десерт — мороженое с орехами и малиной. Когда официант обслужил их, Маэстро скомандовал:
— Прошу, приступим! Лакомства уничтожать неспеша, дабы получить максимум удовольствия! — торжественно произнёс он и поднял вверх указательный палец.
Зинович и Лаура от души рассмеялись.
— Знаешь, девочка, наш Маэстро страсть как любит сладкое.
— Я — тоже. Однажды, когда я ещё училась в школе, мы с мамой и её подругой путешествовали летом по Волге на теплоходе. Рано утром прибыли в Куйбышев. Очень хотелось есть, а магазины ещё не открылись. От нечего делать мы бродили по улицам и набрели на огромную кондитерскую.
Пирожных всевозможных — море: на прилавке, в витринах посреди зала. А вокруг уютные столики, даже небольшой бассейн с рыбками, в который набирается вода, стекая по внутренней стороне вертикального стекла огромной витрины.
Очень необычно. Конечно, особенно аппетитно выглядели пирожные. До открытия оставалось целых три часа. Мы облизнулись и пошли дальше, даже не обратив внимания на название улицы. Долго ходили в поисках чего-то
съестного. Потом нашли какую-то забегаловку, позавтракали и решили полакомиться пирожными, но нам так и не посчастливилось найти ту желанную кондитерскую. Наши сладкие мечты ни чем не увенчались. А я до сих пор с досадой вспоминаю прилавок той кондитерской.
— Ты образно рассказываешь,- подметил Маэстро, уплетая одно пирожное за другим.
— Удивляюсь, куда всё это идёт, явно «не в коня корм» -пошутил Александр Зиновьевич, доедая порцию мороженого.
— Маэстро, а вы не боитесь растолстеть?- поинтересовалась Лаура.
— Нет. А что?
— Жена разлюбит, — предположила девушка.
— Уже разлюбила, мы давно в разводе, как теперь принято говорить -«остались друзьями».Ну, принцесса, я вас не разочаровал?
Лаура помолчав, ответила:
— А я-то думала, что у вас большая семья.
— Конечно, большая – целый оркестр.
— Как! У вас есть оркестр?
— Да, в Москве. Я обычно выступаю со своим оркестром. Так получилось, согласился на сольный выезд.
— Они там без тебя уже наверное соскучились, — добавил друг.
— А вы тоже в том коллективе? — обратилась она к Александру Зиновьевичу.
— Нет, дорогая. Я — сам по себе, живу здесь, в пригороде столицы. Вот, приехал с другом повидаться. Я ведь тоже музыкант- виолончелист. Мы с ним учились на одном курсе, только я поступил в консерваторию после армии.
Вдруг к Александру Зиновьевичу подошёл официант и позвал его к телефону.
Маэстро и Лаура остались сидеть за столом. Девушка забеспокоилась.
— Ой, который час?
— Начало четвёртого.
— В четыре мне нужно быть у автобуса, а иначе придётся добираться до Арада своим ходом.
— Может останешься до вечера, мы тебя посадим на такси.
— Ну что вы, спасибо, не стоит. Я так счастлива, что познакомилась с вами! Теперь я точно переменю своё решение.
— О чём ты говоришь?
Лаура незаметно перевела разговор на другую тему.
— Расскажите, как вам удаётся извлекать из инструмента по истине волшебные звуки? — спросила она воодушевлённо.
— Не задумывался над этим. Я играю как чувствую.
— Звук вашего инструмента преображает душу, обогащает внутренний мир и даёт то наслаждение, которого нельзя получить ни от какого другого занятия. Поэтому вас стремятся услышать массы. Ведь среди них есть люди ничего не смыслящие в музыке.
— Конечно. Они даже не подозревают, что музыка – это озвученные эмоции, — уточнил Маэстро.
— Но такие люди тоже получают наслаждение. Как они могут чувствовать то, чего
не понимают? — спросила Лаура, заглядывая в лукавые карие глаза Маэстро.
— Однако, озадачила ты меня своим не простым вопросом.
Вернулся Александр Зиновьевич.
— Признавайтесь, о чём вы тут секретничаете?
— О маках на поляне, — съязвил Маэстро, кисло улыбаясь.
— Прошу прощения если помешал,- пробормотал друг.
— Что ты, что ты. Не обижайся, просто пошутил. Мне тут молодая Фемида дифирамбы поёт.
— О-о-о, это польстительно! Не мудрено, девочка! У него – породистый инструмент. Сам Аматти для него расстарался.
— Да, правда, ваш инструмент – работа самого Аматти?-открыла рот Лаура, в ожидании ответа.
— Да, мой друг не шутит,- подтвердил Маэстро.
— Звук его инструмента олицетворяет ту невидимую грань, разделяющую нас с миром теней, законы которого нам не подвластны, миром непостижимом человеческому сознанию. Живым, о нём могут поведать только звуки, — произнёс друг с видом пастыря, читающего молитву.
— Потрясающе! Не знал, что ты так поэтичен, — улыбнулся Маэстро.
Лаура заёрзала на стуле.
— Спасибо, мне пора. С вами действительно было интересно. Как жаль, что не увижу вашего прославленного Аматти.
— Ты нас так быстро покидаешь!
— Увы, мне надо бежать, осталось пятнадцать минут.
Лаура засуетилась. Встала, расправила складки на брюках.
— Ты оставишь мне свой телефон?
-Конечно.
Девушка торопливо записала номер на лежащей салфетке.
— Спасибо вам, Маэстро, вы сами не подозреваете, как вы мне помогли! Теперь я обязательно снова увижу вас. Дайте мне знать, когда решите ещё раз навестить
нашу гостеприимную страну. Где бы вы ни были, я к вам приеду. Но в следующий раз, я буду со своей скрипкой, у меня Штайнер. Буду играть для вас. Обещаю, наверстать упущенное! Теперь я чётко представляю свой путь!
Лаура направилась к выходу. Она повернулась, в последний раз помахав рукой. Улыбнулась на прощание и исчезла за дверью.
7.06.2003г.
Напечатано альманах «хронометр» № 8, издательство Марка Котлярского, Израиль, г.Тель-Авив.
Свидетельство о публикации (PSBN) 43096
Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 20 Марта 2021 года
К
Автор
Мне 63 года.Живу в Израиле. До этого жила в г. Ташкенте. По профессии музыкант - скрипачка. Пишу прозу со школьной скамьи. В Израиле публикуюсь в различных..
Рецензии и комментарии 0