Экскурсия в прошлое



Возрастные ограничения 18+



Рассказ-быль

Автобус «Турист» мчался от Крепости по горному серпантину Грузинской дороги. Яркое солнце играло на стёклах встречных машин.
В салоне стоял гомон. Экскурсовод оживлённо вёл беседу об истории древнего Тбилиси, о памятнике основателю города – Горгосалу, который гордо возвышается на берегу бурной Куры. Пассажиры интересовались строительством легендарного памятника «Матери Грузии», исполинской громады на Комсомольских горах, видимой в любом районе города. Гигантская статуя из металла – эмблема гостеприимства и патриотизма грузинского народа: чаша с вином – друзьям, меч – врагам.
Соседи делились друг с другом впечатлениями о красочном убранстве дворика известного во всей Грузии садовника Габиашвили, о своеобразном макете Крепости из мха, о многообразии цветов и растений его оранжереи. Вспоминали дивные композиции из цветов, листьев и веток. Лучше созданных им венков не найти во всей округе.
— Скоро мы подъезжаем к христианской церкви. В святой обители прекрасные фрески, великолепный золочёный алтарь, удивительная икона Христа, но есть ещё нечто более захватывающее…
Экскурсовод приготовился ещё что-то сказать, но внезапно машина резко притормозила у поворота с главного шоссе. Дорога перекрыта.
— Ну что ж, придётся пройтись пешком. Погода прекрасная. Здесь недалеко, — сказал экскурсовод.
Все вышли из автобуса. Шли не спеша. По обеим сторонам дороги — аккуратные домики, окружённые садами. Кое-где двухэтажные дачи с приусадебными участками. Через полчаса взору предстал каменный, выложенный из тёсаного булыжника высокий забор. Рядом — привязанный осёл. Он боязливо оглядывался по сторонам, забеспокоился, увидев сразу столько людей, повёл ушами, заупрямился.
— Дурень, хворостину тебе и только, — бросил кто-то из группы.
Ишак дико завопил, завёл долгую заунывную песню.
— Возмущается, — усмехнулся экскурсовод.
Вход в просторный, пустынный, чисто выметенный двор, открывала высокая арка из камня. Рядом с церковью, у дверей росло развесистое дерево. Под ним сидел лысый богомолец, просящий милостыню, худой и грязный.
— Обратите внимание на надпись над входом. Она гласит:«Да убоись Всевышнего! Господь милостив!»
Из святилища пахнуло вековым холодом. Входящих внутрь, охватило ощущение бренности всего живого, приниженности человека, ничтожности бытия. Насколько поражает величие древнего сооружения! Великолепно внутреннее убранство алтаря и высоких сводов. На центральном плафоне – изображение Богоматери и ангелов хранителей, парящих вокруг неё. На стенах – фрески из Евангелия.«Мать Христа на святом осле» — огромная фреска, почти во всю стену. Глаза божественного животного, с какой стороны не подойдёшь, будто бы следят за наблюдателем. Придуманный эффект достигнут живописцем хитро
— зрачки животного посажены в середину глаза и выпуклы. Переливаются цветные стёкла в окошечках у самых сводов купола.
— Посмотрите наверх. Вы видите редчайшую икону «Голова Христа» неизвестного автора.
Перед главным входом, напротив открытого квадратного отверстия в своде, все увидели икону. Голова выписана настолько художественно, что чувствуешь на себе горящий взгляд мученика. Но стоит отойти на шаг назад, глаза иконы закрываются. Смерть, оцепенение в лице человека-бога. Ещё шаг назад – глаза снова открываются, на лице играет румянец.
Видимо, создателем иконы вычислен угол падения и отражения света, учтены угол зрения и время суток. Современный человек, увидев такое чудо, не может не восхищаться. Какое же рабское чувство вызывал храм божий в сердцах тёмных наших предков! Они забывали, что храм сей – творение рук человеческих, плод живого воображения, полёт фантазии.
— Справа фреска «Предательство Иуды», далее — «Суд двенадцати апостолов».Ступенью выше – «Распятие Христа». А сейчас, попрошу общее внимание. Посмотрите туда! Вы видите дом с плоской крышей? Вокруг него – люди с искажёнными ужасом лицами. Они руками закрывают уши и смотрят на крышу дома. Клубы дыма. Огонь… Вы ещё что-нибудь заметили? По-моему, хвост ракеты! – с восторгом закончил экскурсовод.
— Да, да. Вы правы. Явно – хвост ракеты. Выше, у самого цоколя, фреска стёрта. В небе — крылатые ангелы с воплями затыкают уши, уточнил пожилой мужчина с театральным биноклем в руке.
— Посмотрите, прошу вас! – обратился он к группе.
В бинокль заглянули все по очереди.
— Невозможно! Непостижимо! Потрясающе! – восклицал каждый.
— Надо позвать священника. Как он объяснит подобное, — предложил мужчина в очках.
— Уже поинтересовался, — скромно заметил экскурсовод.- Служители культа отвечают коротко, без разъяснений — «Вознёсся в небо».
— И это у них считается «вознесением»?.. Вот так история! – изумлённо воскликнула женщина, стоящая рядом с колонной.
— Чудеса в решете! – тихо вздохнула стоящая поодаль набожная старушка в лёгкой белой косыночке.
— Ракета в церкви? Ишь, куда занесло! – ещё тише, почти шёпотом сказала прихожанка.
— Нехристи!
И пошла, осеняя дорогу крестом.
25.02.1987г.

Опубликован в альманахе «Роза ветров» № 7, издательство Марка Котлярского, Израиль, г. Тель-Авив.
Этот рассказ «ЭКСКУРСИЯ В ПРОШЛОЕ И ЧУДО ВРЕМЕНИ» 25.01. 2015г. удостоен памятного диплома в совместном эксклюзивном конкурсе «Грузия — любовь моя», проводившимся Литературным Альянсом Международная гильдия писателей МГП ПС — Планета Рать на сайте Проза ру. Имя автора и название этого произведения будут занесены в КНИГУ ЛАУРЕАТОВ и КНИГУ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИПЛОМОВ Планеты Рать, а также на АЛЛЕЮ СЛАВЫ МГП ПС.

Свидетельство о публикации (PSBN) 43273

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 21 Марта 2021 года
К
Автор
Мне 63 года.Живу в Израиле. До этого жила в г. Ташкенте. По профессии музыкант - скрипачка. Пишу прозу со школьной скамьи. В Израиле публикуюсь в различных..
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Исповедь музыканта 1 +1
    Чужая фотография 0 0
    Чурбан неотёсанный 0 0
    Шарла-бурла (сказка для взрослых) 0 0
    Шизофрения 0 0