«Ларуня с Юрковского»
Возрастные ограничения 18+
Рассказ: «Ларуня с Юрковского»
тринадцатый эпизод в сборник рассказов на Литресе: «Привет, Питония»
…Середина восьмидесятых. Конец весны.
Во всех высших военно-морских училищах начинаются завершающие пятилетний срок обучения курсантов корабельные практики.
Где-то на Балтике. Минная гавань…
Морской тральщик «Контр-адмирал Юрковский» грустно переваливается с борта на борт на провисших от безветрия швартовых концах чуть в сторонке от кораблей Бригады. Ласковая волна нежно гладит его повидавшие виды боевые борта.
Увы, боевому славному пути корабля, построенного в далёкие ещё довоенные годы и вскрывшего ни одно минное поле противника, пришёл свой неминуемый конец.
Что тут поделаешь?
Всё когда-то заканчивается, хотя в это и не верится порой, особенно в юности. Да и то здорово, – почти пятьдесят лет в строю. Небывалый, надо прямо сказать, срок для любого корабля!
А и славный, однако, был проект: крепкий, надёжный, маневренный, устойчивый на любой волне, да и в быту удивительно удобный. Впрочем, все эти очевидно положительные качества делали его и довольно-таки уязвимым, как тральщика, по уровню физических и магнитных полей. Да это и понятно – он полностью железный, словно крейсер прошлой эпохи! – современные корабли давно уже используют совершенно иные композитные материалы. Вот и оказался Юрковский в славные для флота Российского восьмидесятые годы последним действующим кораблем довоенной постройки.
Как раз в один из таких безрадостных для тральщика день группа курсантов пятого курса старейшего ленинградского военно-морского училища в дневной «мертвый час» – послеобеденный сон! – прибывает к кораблю. Грустное, однако, предстаёт перед ними зрелище: главная мачта морского тральщика-великана завалена, артиллерийские установки сняты, вьюшка и кран-балка демонтированы, а многочисленные «медяшки» на давно некрашеной верхней палубе тусклы и не чищены. На корабле от экипажа осталась лишь дежурная команда утилизации из полутора-двух десятков человек, которому меж тем удаётся содержать аварийный корабль в чистоте и относительном порядке.
— Падайте на свободные койки в носовом кубрике, — выслушав доклад курсантов, выдаёт вахтенный матрос у трапа. — После подъема доложу о вашем прибытии старпому.
Ни на одном корабле мира нет ни одной более важной должности, чем должность старшего помощника командира корабля (капитана). Всё материально-финансовое хозяйство любой «посудины» именно на нём, а оно, нужно прямо признать, на всех даже самых небольших кораблях весьма немалое и беспокойное. Успешность выполнения экипажем поставленной боевой задачи всегда на 50 процентов зависит исключительно от старпома, отсюда и такое трепетное отношение к нему: уважение и… страх!..
Свободных мест в кубрике оказывается много – весь кубрик.
Личный состав Юрковского, похоже, расположился в дальнем кормовом жилом отсеке, как говорится: поближе к камбузу (корабельной кухне) и подальше от начальства (офицерские каюты, располагают поблизости с ходовой рубкой).
Аккуратно заправленные койки тремя тесными ярусами от потолочной переборки до палубы спадают вниз.
Курсанты после суточного переезда сюда устали и с удовольствием, не раздеваясь, валятся на нижний ярус, живо и громко обсуждая последние – то есть, крайние, как говорят в училище – события дня. Лишь курсант Стариков, любитель всего возвышенного романтичного по привычке лезет на верхние этажи коек, где, устроившись, тут же проваливается в сморивший его сон. Впрочем, выспаться-то ему как раз и не удаётся: во сне он всё время бегал по какому-то нескончаемому полю с высокой шершавой травой, надоедливо забирающейся ему, то за шиворот, то в рукава.
Знал бы он, что это за трава!
— Экипаж, подъем! – на самом интересном месте, когда он уже было, смирился с неудобствами, влетает в его сознание команда вахтенного у трапа. — Личному составу «Большой сбор»!
Курсанты вслед за экипажем выскакивают на верхнюю палубу, занимая, как и положено в таких случаях, своё место в конце строя на юте.
— О-о-о, кто к нам пожаловал? — с сарказмом разводит руками коренастый моряк, старшина первой статьи с залихватски заломанным на затылок тёмно-синим рабочим беретом, по-видимому, самый опытный среди оставленного экипажа. — Каким это ветром к нам на списанную посудину небожителей занесло?
— Восточным, восточным вестимо, — поддержав шутливый тон, отзывается Стариков. – Направлены на самый прославленный боевой тральщик Балтики для прохождения практики из стольного града… Питера.
— У-у-у, земляки, — расплывается старшина в улыбке, — я ж тоже из Ленинграда, с Петроградки, почти три года дома не был, — тянет руку. — Ну, как, как там мои родные островочки: Заячий, Елагин, Крестовский? И идут ли по-прежнему на Гроте баталии гардемаринов с кадетами?
— Идут-идут! — улыбаются в ответ курсанты, окружив неожиданно объявившегося земляка. — Куда ж им деваться-то?.. Да и всё остальное, слава Богу, на месте, ждут тебя в целости и сохранности.
— Главный старшина Белкин, — первым жмёт протянутую руку и представляет, как и положено, невысокий весь в рыжих веснушках старший по званию и должности – парторг роты – среди вновь прибывших курсантов.
— Проще Билл, — весело поправляет товарища другой, плотный чернявый, снимая некоторый официоз с разговора, — а я… просто Макар.
— Очень приятно, просто… Макар, просто Билл, — весело отзывается моряк, — а я Сергей Дмитриев, проще Сир Питерский, для вас… просто Серый.
— Очень приятно Сир Серый, — вслед за друзьями помпезно жмёт руку Павел Конев, — а я… просто Пашка.
— Просто… Феликс, — подхватывает шутливый тон и Стариков.
— Ой, погоди-ка, погоди, — отдернув руку, неожиданно останавливает его бывалый моряк. — Что это у тебя там? — округлив глаза, смотрит на протянутую руку. — Да это ж, кажись, Африканка к тебе в рукав забралась.
— Какая ещё… Африканка? — вскидывает брови Феликс и тут сам с удивлением, проследив за взглядом Сергея, замечает, как из его широкого правого рукава «робы», действительно, выглядывает, плавно покачиваясь на ветру, симпотичнейший лысенький розовый хвостик с маленькой кисточкой на кончике.
Нужно отдать должное – ни один мускул при скоплении вокруг почти всего экипажа корабля и его товарищей не дрогнул у… «железного» Феликса на лице. Не суетясь, будто повидавший виды «морской волк», каждый день, вытаскивающий из своих рукавов всякого рода корабельную живность, он уверенным резким движением руки сверху вниз вышвыривает незваную гостью из своей одежды. Вот только направление полета для незваной гостьи он почему-то выбрал ни в морскую пучину за борт, что было бы вполне логичным и правильным в данной ситуации, а куда-то вверх, в сторону надстройки Юрковского.
Жалко, видать, стало животинку!
Впрочем, как выяснится позже, крысы в большинстве своем великолепные пловцы и ещё неизвестно, чтобы для неё оказалось бы более приятным спросонья: приземлиться на жесткую металлическую палубу корабля или приводнится в ласковые теплые воды июньской Балтики.
Африканка же, пролетев около полутора десятков метров, удивительным образом легко и ловко, словно кошка, умудряется сгруппироваться и, мягко приземлившись, точнее прибортившись к переборке, ловко залезть по отвесной металлической стенке одного из многочисленных строений корабля куда-то наверх, в сторону корабельной мачты.
— Вот… это… да-а! — поражённо разводит руками Пашка.
— Африка-анка, — с уважением тянет Серый. — Мы этих тушканчиков, два года назад в дальнем походе, где-то в портах Атлантики подхватили. Они хоть и небольшие по размеру, но шустрые, жуть, всю нашу отечественную популяцию серых грызунов с корабля выжили.
— Весело тут у вас, однако, — брезгливо глядя вслед исчезнувшей крысы, нервно сглатывает Макар. — Такую бестию голыми руками не возьмешь, да и цвет у неё какой-то необычный.
— Кажись черный, — отзывается Билл, также заворожено следя, как грызун грациозно лезет по абсолютно скользкой вертикальной стене.
— Тёмно-коричневый, — поправляет, ухмыляющийся Серый, — а ещё у неё белая грудка и кисточка на хвостике.
— Да ты, Сир Серый, прямо ботаник, — язвит Макар.
— А у моей Ларуни Африкановны, — кивает в её сторону Феликс, — ещё и белое пятнышко… на задней лапке.
— Вот кто настоящий ботаник, — скалится Пашка, — точней, зоолог. Твоя Ларуня сразу это поняла, вот и забралась именно к тебе погреться. Так и знай, что скоро она опять к тебе явится, в трюмах-то тут, небось, не сахар сидеть – холодно.
— Это мы ещё поглядим, к кому она явится, — язвит в ответ Стариков.
— Поглядим-поглядим, – а как же? – ты только койку не меняй, что б она нас с тобой не перепутала.
— Равняйсь, — прерывает их веселье команда дежурного по кораблю. — Смирно!..
Старпом на разводе личного состава, как и положено, распределяет курсантов по постам и сменам экипажа Юрковского. Вместе со всеми они попадают в бурный водоворот бесконечных событий: занятия, мероприятия, регламенты, ремонты и прочие строго запланированные распорядком дня работы, коих на корабле всегда пруд пруди. Про весёлое курсантское происшествие в кубрике до самого отбоя никто не вспоминает – рутинные события корабельного расписания захлёстывают вновь прибывших на корабль стажеров с головой. Лишь вечером, перед сном, вновь оказавшись в злополучном кубрике, они вспоминают о веселом происшествии.
Умудренные опытом Феликса, случайно забравшегося в тихий час на верхнюю койку прямо под кабель-трассы, разбегающиеся по всему кораблю под потолочными переборками и являющиеся, тем самым, живыми крысиными магистралями, они принимают некоторые меры.
Первым делом по наущению Сира Питерского курсанты прячут все свои съестные припасы в верхнюю железную тумбочку. Во-вторых, устраиваются на ночь на средний труднодоступный для крыс, как сверху, так и снизу, ярус. Ну, а в-третьих, сняв, как и положено, с себя верхнюю одежду, способную привлечь внимание грызунов, с головой забираются под одеяло, плотно подвернув его со всех сторон под матрас.
Одним словом, на этот раз, курсанты, кажется, подготовились к встрече с Ларуней, как следует, и та, похоже, почувствовав эту напряжённость в их покоях, решила, не торопиться возвращаться к ним, дав им спокойно уснуть.
— Ты что-о-о… с ума сошёл? — возмущенно на весь кубрик в кромешной темноте сквозь зубы цедит Макар, проснувшись, видимо, от нечаянного толчка в спину.
— Да ничего я не сошел, — обиженно трёт быстро надувающуюся шишку на лбу от удара при вскакивании о верхнюю койку Стариков. — По мне, кажись, опять кто-то бегает.
— Кажись, кажись, — несколько успокоившись, ворчит тот.
— Креститься нужно, когда… кажется, — в шутку подхватывает Билл, спускающийся в этот момент в кубрик по трапу из офицерской кают-компании, где долго-долго не мог оторваться от финских развлекательных передач, принимаемых здесь на корабле на специально сконструированную местными умельцами антенну.
— Сам крестись, — сердито огрызается в ответ Феликс, — и вообще…
— Да, тихо ж вы все… — вдруг неожиданно воинственно включается в разговор Пашка и, бойко выбравшись из своего укрытия, с фонарём и ботинком в руках подскакивает к Старикову, — лежи смирно, не спугни!
Спустя секунду «вооружённые до зубов» ботинками курсанты в боевом весёлом возбуждении окружают Старикова.
— Да вы что… с ума сошли? – непроизвольно вжимается в скрипучий пружинный матрац. — Вы на кого охоту устроили?
— Да не дрейф, казак, — подбадривает его Билл, — атаманом будешь.
— Сейчас мы с твоей Африканкой живо разберёмся, — шепчет из-за его плеча Макар. — Она, похоже, и впрямь тебя полюбила.
Включив свет, Билл одним рывком срывает с обезумевшего от страха Феликса одеяло, и три пары толстых каучуковых каблука матросских «гадов» зависают прямо над ним. К счастью для последнего в койке у него никого, кроме него самого, естественно, не обнаруживается.
— Феликс, да ты… просто лунатик? — суетливо ощупывая каждую складку простыни, наволочки, матраса, а заодно и его безразмерных трусов-парашютов, выдыхает Макар.
— Да сам ты… лунатик, — беззлобно огрызается Феликс.
— Да тихо ж вы… — снова, на этот раз по-настоящему тревожно, прерывает веселье боевой Пашка. — Слышите? — прикладывает к уху рупором ладонь. — А ведь и действительно что-то шебуршит где-то тут, рядом.
Курсанты разом умолкают, столбенея от ужаса – прямо под самыми их ногами, кажется, действительно, кто-то явно и отчетливо чем-то хрустит, царапает и… попискивает.
Перепуганный Феликс, словно ужаленный, снова подскакивает на своем ложе и опять врезается любимой шишкой в верхнюю железную койку.
— Да угомонись ты, — сердито шипит на него перепуганный Билл, указывая своим дрожащим пальцем в сторону герметичного железного рундука с припрятанными в нём их продуктовыми припасами. – Кажись, там…
— Лунатик, лунатик, — с досадой на друзей шепчет, передразнивая Пашку, обиженный Феликс. – Креститься надо, крестится, — это он уже в сторону Билла, — а сами туда же – кажись, кажись…
Продолжая ворчать, он вслед за остальными бесшумно ныряет с койки на палубу и на автомате, подхватив свои ботинки-гады, также встает в боевую позицию напротив злосчастной тумбочки позади друзей.
— От-кры-вай, – командует Билл, и Пашка резко распахивает дверку.
Семь тяжелых матросских «гадов» двумя практически одновременными залпами влетают внутрь рундука, с грохотом врезаясь друг в друга, а заодно и в припрятанные там ими съестные припасы. Последний, восьмой ботинок, готовый к немедленному завершению боя, беспомощно за ненадобностью – внутри никого нет! – повисает в руке вечно витающего в облаках своих мыслей Феликса. Охотники с некоторым трепетом и сомнением опасливо окружают поле битвы, всматриваясь в развороченный под ударами судьбы сейф-тумбу.
Пашка, брезгливо поморщившись, первым тянет свой башмак из железного ящика и вдруг… по-девчоночьи противно визжит, роняя его прямо на ногу стоящего чуть позади Билла, и молниеносно бросается в сторону трапа на выход. Билл же, рыча и отплёвываясь от боли, непроизвольно нервно подскакивает на своем месте и, больно врезавшись головой в кабель-трассы, неуклюже валится вниз, всплеснув руками и случайно «топчет фазу»…
Весьма невысокий, внешне рыхлый, круглый и на самом деле очень добродушный Билл – мастер спорта по рукопашному бою. Взмах его руки равен удару молота. Никакая «фаза» – корабельный выключатель-рубильник, то есть! – не выдержит такого взмаха.
…Макар же, метнувшийся было вслед за Пашкой на выход, в темноте спотыкается об упавшего Билла и, по инерции выставив вперед руки, цепляется ими, по-видимому, за спину уносящегося в сторону трапа товарища, не давая тому убраться в проём тускло проникающего сюда света.
Буквально за мгновение до этого и погружения кубрика в темноту из рундука что-то, кажется, мелькнуло в их сторону, производя при этом странный неистовый боевой клич на ультразвуке.
Ещё секунда и… всё стихает!..
Переполох в курсантском кубрике чудесным образом достигнет ушей дежурного по кораблю, который, естественно, спешит на поиски источника. Увиденное им, после аварийного включения разбитого Биллом пакетника, станет главной новостью следующего дня для всего экипажа, да и не только для него.
…Пашка, стоя на четвереньках у нижней ступеньки трапа, усердно таранит головой косяк чуть приоткрытой входной «броняшки» – двери кубрика, то есть.
Билл, с воинственно намотанным на руку, Бог-весть, откуда взявшимся у него ремнём, затравленно выглядывает с нижней койки в дальнем углу кубрика, а Макар, к удивлению всех, плотно укутанный своим и Феликса одеялами, лежит поперек их коек в среднем ярусе неподалёку от открытой тумбочки.
Феликс же, брошенный и забытый всеми, стоит один одинёшенек посреди кубрика с высокоподнятым ботинком над головой и с ужасом взирает на свои не по размеру огромные синие форменные трусы, повисшие на его почему-то глубоко втянутом внутрь и без того дохлом животе. Там, на самом интересном месте с внешней стороны, намертво вцепившись лапами в хлопчатобумажную ткань, с любопытством озираясь по сторонам, висит их замечательная приятельница с белой правой задней лапкой. При этом, несмотря на её небольшой вес, его семейные парашюты медленно, но неуклонно по закону всемирного тяготения ползут вниз. Ощущая полную свою беспомощность – не лупить же себя ботинком по сокровенным местам! – курсант в какой-то критический момент времени с обреченным воплем подпрыгивает и, вывалившись из своей «набедренной повязки», зависает, в чем мать родила, на ручках аварийного люка на потолочной переборке. Ларуня же, ощутив твердую поверхность под собой, как истинная хозяйка ситуации, неспешно следует к злосчастному рундуку, где издевательски неспешно и легко пролезает в незамеченную никем малюсенькую щель в его основании.
Остаток ночи свет в кубрике курсанты не гасят вовсе. Всё это время они посвящают тщательнейшему исследованию кубрика в поисках других возможных входов и выходов в него.
После бессонной ночи весельчак Пашка перестаёт хохмить по поводу пришествий зверя, решив, видимо, что это он «накаркал» появление Ларуни своим глупым спором. В связи с этим он всю следующую неделю по мудрым советам моряков посвящает установке везде и всюду на подходах к кубрику специальных петель-ловушек.
Феликс же, напротив, по-своему расценив свою популярность у грызуна, каждый раз перед сном незаметно стал засовывать небольшой кусочек мякиша хлеба, дабы задобрить свою незваную гостью, в подмеченную им щель, после чего непрестанно плотно затыкая её корабельной ветошью.
К счастью, ни в эту, ни в следующую, ни в какую другую ночь в течение всей их практики Ларуня больше ни разу не попалась им на глаза, по-своему, похоже, оценив труды курсантов. В результате к концу практики про неё все несколько позабыли, во всяком случае, перестали думать и говорить постоянно, а, если и вспоминали, то больше с беззаботным хохотом и даже приязнью.
Так, незаметно пришло время прощаться с Минной гаванью и замечательным, хотя уже и списанным с плавсостава, славным боевым тральщиком. Наступает крайний, как говорят моряки, а попросту последний день практики. Личный состав корабля по случаю выходного воскресного дня практически весь убывает в увольнение. На корабле остаются лишь дежурная вахта, да занятые сбором домой курсанты. Погода стоит на редкость отменная: солнце сквозь белоснежные перьевые облака богато одаривает верхнюю палубу приятным мягким тёплым светом. Ни жарко, ни холодно – что ещё нужно для полного счастья? – самое время напоследок позагорать подальше от посторонних придирчивых глаз командования на ходовом мостике давно забытой всеми посудине в кругу друзей.
Сразу смекнув благоприятность момента, вездесущий Пашка каким-то чудесным образом достает полулитровую бутылку замечательного прибалтийского ликера «Ванна Таллин», скрытно притащив её в широком рукаве робы на корабль, дабы сотворить небольшой пикничок, так сказать, отвальную на «клотике мачты» по случаю завтрашнего убытия домой.
Ну, кто ж откажется от вполне пристойного, а главного заслуженного пиршества?
Недолго думая, курсанты с радостью соглашаются и, пригласив к себе на пир подружившегося с ними земляка, быстро накрывают на давно непосещаемом никем местечке хлебосольную «поляну», дополнительно «сгоняв» ещё за докторской колбасой, нарезным батоном и газировкой в «чепок» – гарнизонную чайную.
И тут, в самый разгар прощального веселья, когда в руках Пашки появляется гитара, Ларуня напоминает о себе, незвано пожаловав в центр их импровизированного столика, раскинутого прямо на чистейшей, кстати, палубе. Неспешно просеменив, издевательски мелькая белым пятнышком на задней лапке, крыса уселась прямо на приготовленном артистом бутерброде.
Курсанты же, поглощенные пением и музыкой товарища, естественно, прихода их недоброй старой знакомки не замечают.
Разгоряченный Пашка, допев и доиграв свой очередной шедевральный куплет, под одобрительные возгласы присутствующих, не глядя, хватает со скатерти приготовленное им снадобье и… тащит его в рот.
Все, кроме него, мысленно принимающего ещё овации в свой адрес, сразу замечают бесстрастно сидящего на колбасе бутерброда зверя, похоже, не собирающегося его делить ещё с кем-то, но, как и в прошлый раз, от неожиданности и природной брезгливости к грызунам замирают парализованные.
Ларуня же, не желая быть укушенной, перед самым носом артиста издает громкий воинственный писк и, кажется, как и в прошлый раз с Феликсом, прыгает прямо ему в лицо.
Пашка в ответ точно так, как и тогда ночью, в кубрике, издает свой страшный душераздирающий… визг в диапазоне девичьего сопрано – ну, настоящий певец, что тут скажешь! – и ретиво бросается прочь со всех ног, куда глядят глаза.
Вслед за ним, преимущественно, правда, молча, стиснув от напряжения зубы, в разные стороны, сломя голову, мчатся наутёк… и все остальные.
Впрочем, спустя минуту, они образумятся и вновь соберутся тут для осмысления случившегося. И хотя байки присутствующих о происшедшем сильно разойдутся, в том, что спустя пару секунд после прыжка Ларуни, им буквально чудом удалось поймать на леерах, готового сигануть с высоты примерно пятого этажа вслед за гитарой и бутербродом за борт, обезумевшего Пашку, они будут едины. Но, как и почему, недоеденный кусок колбасы с того самого сэндвича окажется в десяти метрах от места их баталии рядом с характерной едва заметной щелью в переборке, а главное, куда исчезла только-только открытая полулитровая бутылка сладкого ликера, толком объяснить никто не сможет. Правда, позже, вернувшись к жизни, артист станет утверждать, что он, лихо разделавшись с чудо-крысой, запустив в запарке вслед за ней с бутербродом и гитарой, и той злополучной бутылкой, просто собирался нырнуть за ними, да его, кажется, кто-то стащил с лееров.
Кто знает, может, всё так и было на самом деле, никто не станет с ними спорить, но как бы, то ни было, своим третьим пришествием Ларуня восстановила-таки статус-кво в споре курсантов, отобрав у Пашки, на два своих предыдущих посещения Феликса, две его дорогие ему вещи.
…Морской тральщик «Контр-адмирал Юрковский».
Минная гавань. Где-то на Балтике.
Пожалуй, уже июнь, но всё-таки ещё не конец восьмидесятых, в который курсанты попадут уже через пару месяцев спустя после возвращения в училище и сдачи своих госэкзамнов, получив первые лейтенантские назначения, в том числе и сюда, в эту Бригаду…
Автор, как обычно, приносит извинения за возможные совпадения имен и ситуаций, дабы не желает обидеть кого-либо своим невинным желанием слегка приукрасить некогда запавшие в его памяти обычные, в сущности, житейские корабельные события. Всё, описанное здесь, безусловно, является вымышленным, потому как рассказ является художественным и ни в коем случае не претендует на документальность, хотя основа сюжета и взята из дневников и воспоминаний друзей и товарищей периода 1980-1987гг.
Автор, благодарит критика (ЕМЮ) за оказанную помощь и терпение всё это выслушать в сто двадцать первый раз, а также напоминает, что эта миниатюра-черновик всего лишь рукопись, набросок. Здесь, вероятно, масса стилистических и орфографических ошибок, при нахождении которых автор, принеся свои извинения за неудобство перед скрупулезными лингвистами, просит направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля», на любой удобной Вам платформе (ВК, ОК, ТМ), для исправления, либо оставить их прямо под текстом.
Спасибо за внимание и… сопереживание.
2014-27.09.2023г.
тринадцатый эпизод в сборник рассказов на Литресе: «Привет, Питония»
…Середина восьмидесятых. Конец весны.
Во всех высших военно-морских училищах начинаются завершающие пятилетний срок обучения курсантов корабельные практики.
Где-то на Балтике. Минная гавань…
Морской тральщик «Контр-адмирал Юрковский» грустно переваливается с борта на борт на провисших от безветрия швартовых концах чуть в сторонке от кораблей Бригады. Ласковая волна нежно гладит его повидавшие виды боевые борта.
Увы, боевому славному пути корабля, построенного в далёкие ещё довоенные годы и вскрывшего ни одно минное поле противника, пришёл свой неминуемый конец.
Что тут поделаешь?
Всё когда-то заканчивается, хотя в это и не верится порой, особенно в юности. Да и то здорово, – почти пятьдесят лет в строю. Небывалый, надо прямо сказать, срок для любого корабля!
А и славный, однако, был проект: крепкий, надёжный, маневренный, устойчивый на любой волне, да и в быту удивительно удобный. Впрочем, все эти очевидно положительные качества делали его и довольно-таки уязвимым, как тральщика, по уровню физических и магнитных полей. Да это и понятно – он полностью железный, словно крейсер прошлой эпохи! – современные корабли давно уже используют совершенно иные композитные материалы. Вот и оказался Юрковский в славные для флота Российского восьмидесятые годы последним действующим кораблем довоенной постройки.
Как раз в один из таких безрадостных для тральщика день группа курсантов пятого курса старейшего ленинградского военно-морского училища в дневной «мертвый час» – послеобеденный сон! – прибывает к кораблю. Грустное, однако, предстаёт перед ними зрелище: главная мачта морского тральщика-великана завалена, артиллерийские установки сняты, вьюшка и кран-балка демонтированы, а многочисленные «медяшки» на давно некрашеной верхней палубе тусклы и не чищены. На корабле от экипажа осталась лишь дежурная команда утилизации из полутора-двух десятков человек, которому меж тем удаётся содержать аварийный корабль в чистоте и относительном порядке.
— Падайте на свободные койки в носовом кубрике, — выслушав доклад курсантов, выдаёт вахтенный матрос у трапа. — После подъема доложу о вашем прибытии старпому.
Ни на одном корабле мира нет ни одной более важной должности, чем должность старшего помощника командира корабля (капитана). Всё материально-финансовое хозяйство любой «посудины» именно на нём, а оно, нужно прямо признать, на всех даже самых небольших кораблях весьма немалое и беспокойное. Успешность выполнения экипажем поставленной боевой задачи всегда на 50 процентов зависит исключительно от старпома, отсюда и такое трепетное отношение к нему: уважение и… страх!..
Свободных мест в кубрике оказывается много – весь кубрик.
Личный состав Юрковского, похоже, расположился в дальнем кормовом жилом отсеке, как говорится: поближе к камбузу (корабельной кухне) и подальше от начальства (офицерские каюты, располагают поблизости с ходовой рубкой).
Аккуратно заправленные койки тремя тесными ярусами от потолочной переборки до палубы спадают вниз.
Курсанты после суточного переезда сюда устали и с удовольствием, не раздеваясь, валятся на нижний ярус, живо и громко обсуждая последние – то есть, крайние, как говорят в училище – события дня. Лишь курсант Стариков, любитель всего возвышенного романтичного по привычке лезет на верхние этажи коек, где, устроившись, тут же проваливается в сморивший его сон. Впрочем, выспаться-то ему как раз и не удаётся: во сне он всё время бегал по какому-то нескончаемому полю с высокой шершавой травой, надоедливо забирающейся ему, то за шиворот, то в рукава.
Знал бы он, что это за трава!
— Экипаж, подъем! – на самом интересном месте, когда он уже было, смирился с неудобствами, влетает в его сознание команда вахтенного у трапа. — Личному составу «Большой сбор»!
Курсанты вслед за экипажем выскакивают на верхнюю палубу, занимая, как и положено в таких случаях, своё место в конце строя на юте.
— О-о-о, кто к нам пожаловал? — с сарказмом разводит руками коренастый моряк, старшина первой статьи с залихватски заломанным на затылок тёмно-синим рабочим беретом, по-видимому, самый опытный среди оставленного экипажа. — Каким это ветром к нам на списанную посудину небожителей занесло?
— Восточным, восточным вестимо, — поддержав шутливый тон, отзывается Стариков. – Направлены на самый прославленный боевой тральщик Балтики для прохождения практики из стольного града… Питера.
— У-у-у, земляки, — расплывается старшина в улыбке, — я ж тоже из Ленинграда, с Петроградки, почти три года дома не был, — тянет руку. — Ну, как, как там мои родные островочки: Заячий, Елагин, Крестовский? И идут ли по-прежнему на Гроте баталии гардемаринов с кадетами?
— Идут-идут! — улыбаются в ответ курсанты, окружив неожиданно объявившегося земляка. — Куда ж им деваться-то?.. Да и всё остальное, слава Богу, на месте, ждут тебя в целости и сохранности.
— Главный старшина Белкин, — первым жмёт протянутую руку и представляет, как и положено, невысокий весь в рыжих веснушках старший по званию и должности – парторг роты – среди вновь прибывших курсантов.
— Проще Билл, — весело поправляет товарища другой, плотный чернявый, снимая некоторый официоз с разговора, — а я… просто Макар.
— Очень приятно, просто… Макар, просто Билл, — весело отзывается моряк, — а я Сергей Дмитриев, проще Сир Питерский, для вас… просто Серый.
— Очень приятно Сир Серый, — вслед за друзьями помпезно жмёт руку Павел Конев, — а я… просто Пашка.
— Просто… Феликс, — подхватывает шутливый тон и Стариков.
— Ой, погоди-ка, погоди, — отдернув руку, неожиданно останавливает его бывалый моряк. — Что это у тебя там? — округлив глаза, смотрит на протянутую руку. — Да это ж, кажись, Африканка к тебе в рукав забралась.
— Какая ещё… Африканка? — вскидывает брови Феликс и тут сам с удивлением, проследив за взглядом Сергея, замечает, как из его широкого правого рукава «робы», действительно, выглядывает, плавно покачиваясь на ветру, симпотичнейший лысенький розовый хвостик с маленькой кисточкой на кончике.
Нужно отдать должное – ни один мускул при скоплении вокруг почти всего экипажа корабля и его товарищей не дрогнул у… «железного» Феликса на лице. Не суетясь, будто повидавший виды «морской волк», каждый день, вытаскивающий из своих рукавов всякого рода корабельную живность, он уверенным резким движением руки сверху вниз вышвыривает незваную гостью из своей одежды. Вот только направление полета для незваной гостьи он почему-то выбрал ни в морскую пучину за борт, что было бы вполне логичным и правильным в данной ситуации, а куда-то вверх, в сторону надстройки Юрковского.
Жалко, видать, стало животинку!
Впрочем, как выяснится позже, крысы в большинстве своем великолепные пловцы и ещё неизвестно, чтобы для неё оказалось бы более приятным спросонья: приземлиться на жесткую металлическую палубу корабля или приводнится в ласковые теплые воды июньской Балтики.
Африканка же, пролетев около полутора десятков метров, удивительным образом легко и ловко, словно кошка, умудряется сгруппироваться и, мягко приземлившись, точнее прибортившись к переборке, ловко залезть по отвесной металлической стенке одного из многочисленных строений корабля куда-то наверх, в сторону корабельной мачты.
— Вот… это… да-а! — поражённо разводит руками Пашка.
— Африка-анка, — с уважением тянет Серый. — Мы этих тушканчиков, два года назад в дальнем походе, где-то в портах Атлантики подхватили. Они хоть и небольшие по размеру, но шустрые, жуть, всю нашу отечественную популяцию серых грызунов с корабля выжили.
— Весело тут у вас, однако, — брезгливо глядя вслед исчезнувшей крысы, нервно сглатывает Макар. — Такую бестию голыми руками не возьмешь, да и цвет у неё какой-то необычный.
— Кажись черный, — отзывается Билл, также заворожено следя, как грызун грациозно лезет по абсолютно скользкой вертикальной стене.
— Тёмно-коричневый, — поправляет, ухмыляющийся Серый, — а ещё у неё белая грудка и кисточка на хвостике.
— Да ты, Сир Серый, прямо ботаник, — язвит Макар.
— А у моей Ларуни Африкановны, — кивает в её сторону Феликс, — ещё и белое пятнышко… на задней лапке.
— Вот кто настоящий ботаник, — скалится Пашка, — точней, зоолог. Твоя Ларуня сразу это поняла, вот и забралась именно к тебе погреться. Так и знай, что скоро она опять к тебе явится, в трюмах-то тут, небось, не сахар сидеть – холодно.
— Это мы ещё поглядим, к кому она явится, — язвит в ответ Стариков.
— Поглядим-поглядим, – а как же? – ты только койку не меняй, что б она нас с тобой не перепутала.
— Равняйсь, — прерывает их веселье команда дежурного по кораблю. — Смирно!..
Старпом на разводе личного состава, как и положено, распределяет курсантов по постам и сменам экипажа Юрковского. Вместе со всеми они попадают в бурный водоворот бесконечных событий: занятия, мероприятия, регламенты, ремонты и прочие строго запланированные распорядком дня работы, коих на корабле всегда пруд пруди. Про весёлое курсантское происшествие в кубрике до самого отбоя никто не вспоминает – рутинные события корабельного расписания захлёстывают вновь прибывших на корабль стажеров с головой. Лишь вечером, перед сном, вновь оказавшись в злополучном кубрике, они вспоминают о веселом происшествии.
Умудренные опытом Феликса, случайно забравшегося в тихий час на верхнюю койку прямо под кабель-трассы, разбегающиеся по всему кораблю под потолочными переборками и являющиеся, тем самым, живыми крысиными магистралями, они принимают некоторые меры.
Первым делом по наущению Сира Питерского курсанты прячут все свои съестные припасы в верхнюю железную тумбочку. Во-вторых, устраиваются на ночь на средний труднодоступный для крыс, как сверху, так и снизу, ярус. Ну, а в-третьих, сняв, как и положено, с себя верхнюю одежду, способную привлечь внимание грызунов, с головой забираются под одеяло, плотно подвернув его со всех сторон под матрас.
Одним словом, на этот раз, курсанты, кажется, подготовились к встрече с Ларуней, как следует, и та, похоже, почувствовав эту напряжённость в их покоях, решила, не торопиться возвращаться к ним, дав им спокойно уснуть.
— Ты что-о-о… с ума сошёл? — возмущенно на весь кубрик в кромешной темноте сквозь зубы цедит Макар, проснувшись, видимо, от нечаянного толчка в спину.
— Да ничего я не сошел, — обиженно трёт быстро надувающуюся шишку на лбу от удара при вскакивании о верхнюю койку Стариков. — По мне, кажись, опять кто-то бегает.
— Кажись, кажись, — несколько успокоившись, ворчит тот.
— Креститься нужно, когда… кажется, — в шутку подхватывает Билл, спускающийся в этот момент в кубрик по трапу из офицерской кают-компании, где долго-долго не мог оторваться от финских развлекательных передач, принимаемых здесь на корабле на специально сконструированную местными умельцами антенну.
— Сам крестись, — сердито огрызается в ответ Феликс, — и вообще…
— Да, тихо ж вы все… — вдруг неожиданно воинственно включается в разговор Пашка и, бойко выбравшись из своего укрытия, с фонарём и ботинком в руках подскакивает к Старикову, — лежи смирно, не спугни!
Спустя секунду «вооружённые до зубов» ботинками курсанты в боевом весёлом возбуждении окружают Старикова.
— Да вы что… с ума сошли? – непроизвольно вжимается в скрипучий пружинный матрац. — Вы на кого охоту устроили?
— Да не дрейф, казак, — подбадривает его Билл, — атаманом будешь.
— Сейчас мы с твоей Африканкой живо разберёмся, — шепчет из-за его плеча Макар. — Она, похоже, и впрямь тебя полюбила.
Включив свет, Билл одним рывком срывает с обезумевшего от страха Феликса одеяло, и три пары толстых каучуковых каблука матросских «гадов» зависают прямо над ним. К счастью для последнего в койке у него никого, кроме него самого, естественно, не обнаруживается.
— Феликс, да ты… просто лунатик? — суетливо ощупывая каждую складку простыни, наволочки, матраса, а заодно и его безразмерных трусов-парашютов, выдыхает Макар.
— Да сам ты… лунатик, — беззлобно огрызается Феликс.
— Да тихо ж вы… — снова, на этот раз по-настоящему тревожно, прерывает веселье боевой Пашка. — Слышите? — прикладывает к уху рупором ладонь. — А ведь и действительно что-то шебуршит где-то тут, рядом.
Курсанты разом умолкают, столбенея от ужаса – прямо под самыми их ногами, кажется, действительно, кто-то явно и отчетливо чем-то хрустит, царапает и… попискивает.
Перепуганный Феликс, словно ужаленный, снова подскакивает на своем ложе и опять врезается любимой шишкой в верхнюю железную койку.
— Да угомонись ты, — сердито шипит на него перепуганный Билл, указывая своим дрожащим пальцем в сторону герметичного железного рундука с припрятанными в нём их продуктовыми припасами. – Кажись, там…
— Лунатик, лунатик, — с досадой на друзей шепчет, передразнивая Пашку, обиженный Феликс. – Креститься надо, крестится, — это он уже в сторону Билла, — а сами туда же – кажись, кажись…
Продолжая ворчать, он вслед за остальными бесшумно ныряет с койки на палубу и на автомате, подхватив свои ботинки-гады, также встает в боевую позицию напротив злосчастной тумбочки позади друзей.
— От-кры-вай, – командует Билл, и Пашка резко распахивает дверку.
Семь тяжелых матросских «гадов» двумя практически одновременными залпами влетают внутрь рундука, с грохотом врезаясь друг в друга, а заодно и в припрятанные там ими съестные припасы. Последний, восьмой ботинок, готовый к немедленному завершению боя, беспомощно за ненадобностью – внутри никого нет! – повисает в руке вечно витающего в облаках своих мыслей Феликса. Охотники с некоторым трепетом и сомнением опасливо окружают поле битвы, всматриваясь в развороченный под ударами судьбы сейф-тумбу.
Пашка, брезгливо поморщившись, первым тянет свой башмак из железного ящика и вдруг… по-девчоночьи противно визжит, роняя его прямо на ногу стоящего чуть позади Билла, и молниеносно бросается в сторону трапа на выход. Билл же, рыча и отплёвываясь от боли, непроизвольно нервно подскакивает на своем месте и, больно врезавшись головой в кабель-трассы, неуклюже валится вниз, всплеснув руками и случайно «топчет фазу»…
Весьма невысокий, внешне рыхлый, круглый и на самом деле очень добродушный Билл – мастер спорта по рукопашному бою. Взмах его руки равен удару молота. Никакая «фаза» – корабельный выключатель-рубильник, то есть! – не выдержит такого взмаха.
…Макар же, метнувшийся было вслед за Пашкой на выход, в темноте спотыкается об упавшего Билла и, по инерции выставив вперед руки, цепляется ими, по-видимому, за спину уносящегося в сторону трапа товарища, не давая тому убраться в проём тускло проникающего сюда света.
Буквально за мгновение до этого и погружения кубрика в темноту из рундука что-то, кажется, мелькнуло в их сторону, производя при этом странный неистовый боевой клич на ультразвуке.
Ещё секунда и… всё стихает!..
Переполох в курсантском кубрике чудесным образом достигнет ушей дежурного по кораблю, который, естественно, спешит на поиски источника. Увиденное им, после аварийного включения разбитого Биллом пакетника, станет главной новостью следующего дня для всего экипажа, да и не только для него.
…Пашка, стоя на четвереньках у нижней ступеньки трапа, усердно таранит головой косяк чуть приоткрытой входной «броняшки» – двери кубрика, то есть.
Билл, с воинственно намотанным на руку, Бог-весть, откуда взявшимся у него ремнём, затравленно выглядывает с нижней койки в дальнем углу кубрика, а Макар, к удивлению всех, плотно укутанный своим и Феликса одеялами, лежит поперек их коек в среднем ярусе неподалёку от открытой тумбочки.
Феликс же, брошенный и забытый всеми, стоит один одинёшенек посреди кубрика с высокоподнятым ботинком над головой и с ужасом взирает на свои не по размеру огромные синие форменные трусы, повисшие на его почему-то глубоко втянутом внутрь и без того дохлом животе. Там, на самом интересном месте с внешней стороны, намертво вцепившись лапами в хлопчатобумажную ткань, с любопытством озираясь по сторонам, висит их замечательная приятельница с белой правой задней лапкой. При этом, несмотря на её небольшой вес, его семейные парашюты медленно, но неуклонно по закону всемирного тяготения ползут вниз. Ощущая полную свою беспомощность – не лупить же себя ботинком по сокровенным местам! – курсант в какой-то критический момент времени с обреченным воплем подпрыгивает и, вывалившись из своей «набедренной повязки», зависает, в чем мать родила, на ручках аварийного люка на потолочной переборке. Ларуня же, ощутив твердую поверхность под собой, как истинная хозяйка ситуации, неспешно следует к злосчастному рундуку, где издевательски неспешно и легко пролезает в незамеченную никем малюсенькую щель в его основании.
Остаток ночи свет в кубрике курсанты не гасят вовсе. Всё это время они посвящают тщательнейшему исследованию кубрика в поисках других возможных входов и выходов в него.
После бессонной ночи весельчак Пашка перестаёт хохмить по поводу пришествий зверя, решив, видимо, что это он «накаркал» появление Ларуни своим глупым спором. В связи с этим он всю следующую неделю по мудрым советам моряков посвящает установке везде и всюду на подходах к кубрику специальных петель-ловушек.
Феликс же, напротив, по-своему расценив свою популярность у грызуна, каждый раз перед сном незаметно стал засовывать небольшой кусочек мякиша хлеба, дабы задобрить свою незваную гостью, в подмеченную им щель, после чего непрестанно плотно затыкая её корабельной ветошью.
К счастью, ни в эту, ни в следующую, ни в какую другую ночь в течение всей их практики Ларуня больше ни разу не попалась им на глаза, по-своему, похоже, оценив труды курсантов. В результате к концу практики про неё все несколько позабыли, во всяком случае, перестали думать и говорить постоянно, а, если и вспоминали, то больше с беззаботным хохотом и даже приязнью.
Так, незаметно пришло время прощаться с Минной гаванью и замечательным, хотя уже и списанным с плавсостава, славным боевым тральщиком. Наступает крайний, как говорят моряки, а попросту последний день практики. Личный состав корабля по случаю выходного воскресного дня практически весь убывает в увольнение. На корабле остаются лишь дежурная вахта, да занятые сбором домой курсанты. Погода стоит на редкость отменная: солнце сквозь белоснежные перьевые облака богато одаривает верхнюю палубу приятным мягким тёплым светом. Ни жарко, ни холодно – что ещё нужно для полного счастья? – самое время напоследок позагорать подальше от посторонних придирчивых глаз командования на ходовом мостике давно забытой всеми посудине в кругу друзей.
Сразу смекнув благоприятность момента, вездесущий Пашка каким-то чудесным образом достает полулитровую бутылку замечательного прибалтийского ликера «Ванна Таллин», скрытно притащив её в широком рукаве робы на корабль, дабы сотворить небольшой пикничок, так сказать, отвальную на «клотике мачты» по случаю завтрашнего убытия домой.
Ну, кто ж откажется от вполне пристойного, а главного заслуженного пиршества?
Недолго думая, курсанты с радостью соглашаются и, пригласив к себе на пир подружившегося с ними земляка, быстро накрывают на давно непосещаемом никем местечке хлебосольную «поляну», дополнительно «сгоняв» ещё за докторской колбасой, нарезным батоном и газировкой в «чепок» – гарнизонную чайную.
И тут, в самый разгар прощального веселья, когда в руках Пашки появляется гитара, Ларуня напоминает о себе, незвано пожаловав в центр их импровизированного столика, раскинутого прямо на чистейшей, кстати, палубе. Неспешно просеменив, издевательски мелькая белым пятнышком на задней лапке, крыса уселась прямо на приготовленном артистом бутерброде.
Курсанты же, поглощенные пением и музыкой товарища, естественно, прихода их недоброй старой знакомки не замечают.
Разгоряченный Пашка, допев и доиграв свой очередной шедевральный куплет, под одобрительные возгласы присутствующих, не глядя, хватает со скатерти приготовленное им снадобье и… тащит его в рот.
Все, кроме него, мысленно принимающего ещё овации в свой адрес, сразу замечают бесстрастно сидящего на колбасе бутерброда зверя, похоже, не собирающегося его делить ещё с кем-то, но, как и в прошлый раз, от неожиданности и природной брезгливости к грызунам замирают парализованные.
Ларуня же, не желая быть укушенной, перед самым носом артиста издает громкий воинственный писк и, кажется, как и в прошлый раз с Феликсом, прыгает прямо ему в лицо.
Пашка в ответ точно так, как и тогда ночью, в кубрике, издает свой страшный душераздирающий… визг в диапазоне девичьего сопрано – ну, настоящий певец, что тут скажешь! – и ретиво бросается прочь со всех ног, куда глядят глаза.
Вслед за ним, преимущественно, правда, молча, стиснув от напряжения зубы, в разные стороны, сломя голову, мчатся наутёк… и все остальные.
Впрочем, спустя минуту, они образумятся и вновь соберутся тут для осмысления случившегося. И хотя байки присутствующих о происшедшем сильно разойдутся, в том, что спустя пару секунд после прыжка Ларуни, им буквально чудом удалось поймать на леерах, готового сигануть с высоты примерно пятого этажа вслед за гитарой и бутербродом за борт, обезумевшего Пашку, они будут едины. Но, как и почему, недоеденный кусок колбасы с того самого сэндвича окажется в десяти метрах от места их баталии рядом с характерной едва заметной щелью в переборке, а главное, куда исчезла только-только открытая полулитровая бутылка сладкого ликера, толком объяснить никто не сможет. Правда, позже, вернувшись к жизни, артист станет утверждать, что он, лихо разделавшись с чудо-крысой, запустив в запарке вслед за ней с бутербродом и гитарой, и той злополучной бутылкой, просто собирался нырнуть за ними, да его, кажется, кто-то стащил с лееров.
Кто знает, может, всё так и было на самом деле, никто не станет с ними спорить, но как бы, то ни было, своим третьим пришествием Ларуня восстановила-таки статус-кво в споре курсантов, отобрав у Пашки, на два своих предыдущих посещения Феликса, две его дорогие ему вещи.
…Морской тральщик «Контр-адмирал Юрковский».
Минная гавань. Где-то на Балтике.
Пожалуй, уже июнь, но всё-таки ещё не конец восьмидесятых, в который курсанты попадут уже через пару месяцев спустя после возвращения в училище и сдачи своих госэкзамнов, получив первые лейтенантские назначения, в том числе и сюда, в эту Бригаду…
Автор, как обычно, приносит извинения за возможные совпадения имен и ситуаций, дабы не желает обидеть кого-либо своим невинным желанием слегка приукрасить некогда запавшие в его памяти обычные, в сущности, житейские корабельные события. Всё, описанное здесь, безусловно, является вымышленным, потому как рассказ является художественным и ни в коем случае не претендует на документальность, хотя основа сюжета и взята из дневников и воспоминаний друзей и товарищей периода 1980-1987гг.
Автор, благодарит критика (ЕМЮ) за оказанную помощь и терпение всё это выслушать в сто двадцать первый раз, а также напоминает, что эта миниатюра-черновик всего лишь рукопись, набросок. Здесь, вероятно, масса стилистических и орфографических ошибок, при нахождении которых автор, принеся свои извинения за неудобство перед скрупулезными лингвистами, просит направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля», на любой удобной Вам платформе (ВК, ОК, ТМ), для исправления, либо оставить их прямо под текстом.
Спасибо за внимание и… сопереживание.
2014-27.09.2023г.
Рецензии и комментарии 0