Книга «Что я знаю о группе АББА»
Бьёрн Ульвеус (Глава 3)
Оглавление
- Стиг Андерсон холостой (Глава 1)
- Стиг Андерсон женатый (Глава 2)
- Бьёрн Ульвеус (Глава 3)
- Анни-Фрид Люнгстад (Глава 4)
- Фрида (Глава 5)
- Hootenanny Singers (Глава 6)
- Бенни Андерссон (Глава 7)
- Hep Stars (Глава 8)
- Hep House (Глава 9)
- Знакомство Бьёрна и Бенни (Глава 10)
- Фрида. Начало карьеры (Глава 11)
- Агнета Фальтског (Глава 12)
- Agnetha Faltskog (Глава 13)
- Бьёрн и Бенни (Глава 14)
- Агнета, Бьёрн, Бенни и Фрида (Глава 15)
- Свадьба Бьёрна и Агнеты & Eurovision (Глава 16)
- People Need Love (Глава 17)
- Ring Ring (Глава 18)
- Waterloo (Глава 19)
- Победа на Eurovision (Глава 20)
- Новая жизнь после победы на Eurovision (Глава 21)
- Альбом АВВА год 1975 (Глава 22)
- Fernando (Глава 23)
- Arrival (Глава 24)
- Европейское турне 1977 года (Глава 25)
- Турне по Австралии (Глава 26)
- The Album (Глава 27)
- Развод Бьёрна и Агнеты, свадьба Бенни и Фриды (Глава 28)
- Альбом Voulez-Vous и гастроли по США (Глава 29)
- Альбом Super Trouper и записи на испанском языке (Глава 30)
Возрастные ограничения 18+
Дедушка Бьёрна носил самую популярную шведскую фамилию Андерссон, и было у него три сына. Так что быть бы Бьёрну ещё одним Андерссоном, если бы не одно обстоятельство. Все три брата пришли к выводу, что Андерссонов слишком много, надо было как-то выделиться. Поэтому они решили сменить фамилию, что и сделали, как только покинули отчий дом. Эсбьерн выбрал себе фамилию Ульфсетер, а Леннарт и Гуннар стали Ульвеусами. Бьёрн родился 25 апреля 1945 года в семье Гуннара и Айны на острове Хисинген.
Больше всего на свете Гуннар Ульвеус любил читать. Прочитать за один день том из собрания сочинений для него не оставляло никакого труда. Также охотно Гуннар читал и поэтические сборники. Со своей женой Айвой он познакомился во время второй мировой войны. Айва работала в магазине бытовой химии, а Гкннар проходил срочную военную службу. После рождения сына Ульвеусы сменили место жительства, выбрав рыбацкое поселение Хуннебостранд. Гуннар занимался строительством судов, Айна была домохозяйкой. В 1948 году у них родилась дочь Ева.
Бизнес Гуннара дал трещину в начале пятидесятых годов. В экономике Швеции наступил очередной спад, и фирма Гуннара стала банкротом. Чтобы прокормить семью Гуннар был вынужден уехать на заработки в Гётеборг. Там он устроился рабочим на завод по производству стекла. Терпеть моральное унижение долго Гуннару не пришлось. На выручку пришёл старший брат Эсбьерн.
Эсбьерн являлся единовластным хозяином бумажной фабрики, расположенной в Вестервике. Ему не стоило большого труда дать младшему брату должность менеджера. Гуннар не стал раздумывать ни секунды и в 1951 году перебрался с семьёй в Вестервик.
Неудача в бизнесе повлияло на отношение Гуннара Ульвеуса к жизни. Глядя на успешных братьев, ему хотелось, чтобы его сын добился большего. А для этого необходимо было получить отличное образование. Так что, когда Бьёрн начал ходить в школу, отец строго спрашивал его за каждую отметку, если это было не отлично. А Бьёрн рос обычным шведским мальчишкой, которому хоккей и футбол намного интереснее математики. Впрочем, гуманитарные предметы ему нравились. Особенно языковые, шведский и английский. Отчасти это перешло к нему по наследству от отца, отчасти в этом виновата учительница Бьёрна. Эта эксцентричная дама заставляла учеников заниматься сочинительством, и, пока учащийся декламировал созданное дома произведение, чистила рыбу на своём столе. Бьёрну нравилось и сочинять, и выступать перед всем классом.
Музыка в жизнь Бьёрна проникла через радиопередачи. Там транслировали популярные шведские песни в стиле фолк. Айна не умела играть ни на одном музыкальном инструменте, а Гуннар иногда мог извлекать звуки из мандолины. Но его игра никого из семьи не впечатляла. Бьёрна в школе учили играть на фортепьяно, но уроки были ужасно скучными, ученики искали любой повод, только бы сбежать из школы во время занятий. А вот игра двоюродного брата Йона на фортепьяно Бьёрну очень даже нравилась. Йон увлекался английской музыкой, ему нравился скиффл, а его любимым певцом был Лонни Донеган.
Играя в 1957 году вместе с братом на фортепьяно в четыре руки, Бьёрн понял, что музицировать в своё удовольствие ему даже очень нравится. После чего он дома стал донимать родителей просьбой купить ему какой-нибудь музыкальный инструмент. Так на своё тринадцатилетие Бьёрн получил в подарок гитару. Йон предложил брату создать скиффл группу. Как и случае с Джоном Ленноном, в группе, кроме гитар, играли ещё на стиральной доске и на ящике из-под чая.
Чайный ящик заменял бас-гитару. На нём играл Тони Рут, одноклассник Йона. Бьёрн и Тони подружились за время репетиций, которые проходили в подвале дома родителей Йона. Репертуар группы первое время составляли песни из коллекции пластинок, которые Йон покупал в местном музыкальном магазине. С текстами песен были сложности. На конвертах их не публиковали, а знания английского языка у подростков не были столь глубоки, чтобы понять каждое слово. Слова в шведских каверах на песни зарубежных исполнителей также не отличались высокой чёткостью произношения. Тогда Бьёрн впервые задумался о важности текста для написания песен.
Если говорить о музыкальных стилях, то скиффл в качестве народной музыке на шведской земле прижился быстро. А вот рок-н-ролл, который вытеснил скиффл из культурной жизни подростков Англии, в Швеции не вызвал ажиотажа. Одна из причин – отношение государства к подобной музыке. На радио рок-н-ролл не то, чтобы не ругали, но не восхваляли точно. Некоторые критики называли его новой разновидностью джаза, но в целом рок-н-ролл на территории Швеции в конце 50-х годов считался музыкой для рабочей молодёжи, то есть даже не для детей из семей среднего достатка.
Бьёрн Ульвеус для себя не видел никакой разницы между скиффлом, джазом и рок-н-роллом. Ему просто нравилось играть на гитаре. Правда, поначалу, когда Бьёрн учился играть на гитаре у себя дома, его мама одевалась и выходила на улицу. Слушать эти душераздирающие звуки было выше её сил. Но постепенно Бьёрн освоил инструмент, и его родители успокоились, тем более, что музыка не мешал Бьёрну хорошо учиться. Кстати, освоил Бьёрн не только гитару, но и банджо. Это была отчасти вынужденная мера, так как Йон решил сменить музыкальное направление группы. Вместо скиффла он предложил играть диксиленд.
И всё-таки, несмотря на все старания государственных структур Швеции, рок-н-ролл достиг ушей подростков. Бьёрну стукнуло 14 лет, он стал интересоваться девушками, а привлечь их внимание исполнением песен было легко. Во время летних каникул он с удовольствием распевал под собственный аккомпанемент песни Элвиса Пресли и Пола Анки.
А летом 1959 года дядя Эсбьерн сделал Бьёрну подарок, отправив того на три недели в Лондон. Правда не в туристическую поездку, а на работу. В Лондон Бьёрн отправился один, без родителей, хотя ему было тогда всего 14 лет. Его игра на гитаре произвела впечатление на попутчиков. Это была совсем другая публика, и Бьёрн стал чувствовать себя намного увереннее. После поездки за границу он повзрослел.
Гуннар и Айна видели в сыне будущего судостроителя. А у сына проснулся в старших классах, помимо музыки, серьёзный интерес к поэзии. Точнее сказать, этот интерес к нему вернулся. Только в начальной школе Бьёрн стихи любил читать, то теперь он стал их писать. Ему нравилось сочинять длинные баллады о любви и посвящать их своим знакомым девушкам, недостатка в которых не было. Бьёрн был молод, красив, талантлив, и трудолюбив.
Группа, в которой он играл уже на электрогитаре, выступала не только в клубах и танцевальных площадках, но и на вечеринках для влиятельных персон. Допуск на такие мероприятия обеспечивал дядя Бьёрна, отец Йона. Группа продолжала играть диксиленд, в то время как его популярность в Швеции падала. В моду стал входить фолк. В Вестервике самой популярной группой была Maskie`s Skiffle Group. Они брали пример с американской группы Kingston Trio. Бьёрну с приятелями надо было что-то делать с репертуаром, иначе от них могли со временем отвернуться поклонники. Но всё вышло иначе. Йон Ульфсетер уехал учиться в другой город, и группа автоматически прекратила существование. На тот момент Бьёрну Ульвеусу исполнилось 16 лет.
В тоже время Maskie`s Skiffle Group решили укоротить название группы, после чего стали называться Partners. А заодно избавиться от самого слабого звена – басиста. Тот так толком не научился играть на бас-гитаре. Попутно замечу, что эта проблема касалась многих групп в мире. Так вот, на вакантную должность в коллектив был приглашён Тони Рут, который за 4 года стал хорошим басистом. Тони выдвинул встречное условие – он перейдёт только вместе со своим другом Бьёрном Ульвеусом. Ещё один гитарист Partners был не нужен. Однако Тони на своём стоял твёрдо, и его условие было принято. Таким образом, Бьёрн оказался в новом коллективе, играя на гитаре и банджо.
В 1961 году состав Partners был таким: Ханси Шварц, Бьёрн Ульвеус, Тони Рут, Хокан Вен, и Юхан Карлберг. Они играли традиционную американскую фолк музыку. Репетиции проходили в двухкомнатной квартире, которую снимали Ханси и Хокан. Теперь их кумирами были Everly Brothers. Выступали Partners в основном на танцевальных вечерах, но всё время стремились попасть на какой-нибудь конкурс молодых талантов. Иногда им улыбалась удача, и они попадали в число участников. Однако занять первое место им никак не удавалось. Только второе или третье.
Попутно они узнали о том, что в Швеции есть коллектив с таким же названием. Пришлось Partners переименовывать. Вернулись к идее с тремя словами. Город Вестервик по-английски звучит как West Bay, то есть Западная Бухта. Теперь группа носила гордое название West Bay Singers.
В 1963 году произошли два важных события в жизни группы. Во-первых, квинтет стал квартетом. Хокан Вен был призван на военную службу. Сам он проявлял большой интерес к учёбе, так что возвращение его в коллектив было мало вероятно. Во-вторых, West Bay Singers решили отправится на гастроли по Европе. Поскольку поездка стоила денег, парни отправились на заработки. 1000 крон на карманные расходы каждому оказалось вполне приемлемой суммой. А на еду и проживание они зарабатывали выступлениями.
Осенью парни вернулись за парты выпускного класса. Заниматься музыкой профессионально никто из них не собирался. По крайней мере, вслух об этом они не говорили. Они все были музыкантами – любителями, одно дело петь на каникулах, в своё удовольствие, и совсем другое заниматься музыкой всерьёз. И как сложилась бы дальнейшая судьба West Bay Singers, никто никогда не узнал бы, не вмешайся счастливый случай по имени Айна. Это мама Бьёрна услышала объявление по радио о конкурсе для любительских групп. Профессиональные группы объявили в это время забастовку.
13 сентября 1963 года West Bay Singers выступили в Норрчёпинге на местном радио. После чего про них вышла заметка в газете Expressen, которую прочитал Бенгт Берхаг. Бенгт посоветовал связаться с группой Стигом Андерсоном, что тот и сделал. После чего переманил группу под своё крыло, переименовав West Bay Singers в Hootenanny Singers. Что касается самого конкурса, то West Bay Singers были объявлены победителями, а одним из шести финалистов стала семнадцатилетняя девушка Анни-Фрид Люнгстад. Тогда, в 1963 году, Бьёрн и Анни-Фрид не обратили друг на друга никакого внимания.
Больше всего на свете Гуннар Ульвеус любил читать. Прочитать за один день том из собрания сочинений для него не оставляло никакого труда. Также охотно Гуннар читал и поэтические сборники. Со своей женой Айвой он познакомился во время второй мировой войны. Айва работала в магазине бытовой химии, а Гкннар проходил срочную военную службу. После рождения сына Ульвеусы сменили место жительства, выбрав рыбацкое поселение Хуннебостранд. Гуннар занимался строительством судов, Айна была домохозяйкой. В 1948 году у них родилась дочь Ева.
Бизнес Гуннара дал трещину в начале пятидесятых годов. В экономике Швеции наступил очередной спад, и фирма Гуннара стала банкротом. Чтобы прокормить семью Гуннар был вынужден уехать на заработки в Гётеборг. Там он устроился рабочим на завод по производству стекла. Терпеть моральное унижение долго Гуннару не пришлось. На выручку пришёл старший брат Эсбьерн.
Эсбьерн являлся единовластным хозяином бумажной фабрики, расположенной в Вестервике. Ему не стоило большого труда дать младшему брату должность менеджера. Гуннар не стал раздумывать ни секунды и в 1951 году перебрался с семьёй в Вестервик.
Неудача в бизнесе повлияло на отношение Гуннара Ульвеуса к жизни. Глядя на успешных братьев, ему хотелось, чтобы его сын добился большего. А для этого необходимо было получить отличное образование. Так что, когда Бьёрн начал ходить в школу, отец строго спрашивал его за каждую отметку, если это было не отлично. А Бьёрн рос обычным шведским мальчишкой, которому хоккей и футбол намного интереснее математики. Впрочем, гуманитарные предметы ему нравились. Особенно языковые, шведский и английский. Отчасти это перешло к нему по наследству от отца, отчасти в этом виновата учительница Бьёрна. Эта эксцентричная дама заставляла учеников заниматься сочинительством, и, пока учащийся декламировал созданное дома произведение, чистила рыбу на своём столе. Бьёрну нравилось и сочинять, и выступать перед всем классом.
Музыка в жизнь Бьёрна проникла через радиопередачи. Там транслировали популярные шведские песни в стиле фолк. Айна не умела играть ни на одном музыкальном инструменте, а Гуннар иногда мог извлекать звуки из мандолины. Но его игра никого из семьи не впечатляла. Бьёрна в школе учили играть на фортепьяно, но уроки были ужасно скучными, ученики искали любой повод, только бы сбежать из школы во время занятий. А вот игра двоюродного брата Йона на фортепьяно Бьёрну очень даже нравилась. Йон увлекался английской музыкой, ему нравился скиффл, а его любимым певцом был Лонни Донеган.
Играя в 1957 году вместе с братом на фортепьяно в четыре руки, Бьёрн понял, что музицировать в своё удовольствие ему даже очень нравится. После чего он дома стал донимать родителей просьбой купить ему какой-нибудь музыкальный инструмент. Так на своё тринадцатилетие Бьёрн получил в подарок гитару. Йон предложил брату создать скиффл группу. Как и случае с Джоном Ленноном, в группе, кроме гитар, играли ещё на стиральной доске и на ящике из-под чая.
Чайный ящик заменял бас-гитару. На нём играл Тони Рут, одноклассник Йона. Бьёрн и Тони подружились за время репетиций, которые проходили в подвале дома родителей Йона. Репертуар группы первое время составляли песни из коллекции пластинок, которые Йон покупал в местном музыкальном магазине. С текстами песен были сложности. На конвертах их не публиковали, а знания английского языка у подростков не были столь глубоки, чтобы понять каждое слово. Слова в шведских каверах на песни зарубежных исполнителей также не отличались высокой чёткостью произношения. Тогда Бьёрн впервые задумался о важности текста для написания песен.
Если говорить о музыкальных стилях, то скиффл в качестве народной музыке на шведской земле прижился быстро. А вот рок-н-ролл, который вытеснил скиффл из культурной жизни подростков Англии, в Швеции не вызвал ажиотажа. Одна из причин – отношение государства к подобной музыке. На радио рок-н-ролл не то, чтобы не ругали, но не восхваляли точно. Некоторые критики называли его новой разновидностью джаза, но в целом рок-н-ролл на территории Швеции в конце 50-х годов считался музыкой для рабочей молодёжи, то есть даже не для детей из семей среднего достатка.
Бьёрн Ульвеус для себя не видел никакой разницы между скиффлом, джазом и рок-н-роллом. Ему просто нравилось играть на гитаре. Правда, поначалу, когда Бьёрн учился играть на гитаре у себя дома, его мама одевалась и выходила на улицу. Слушать эти душераздирающие звуки было выше её сил. Но постепенно Бьёрн освоил инструмент, и его родители успокоились, тем более, что музыка не мешал Бьёрну хорошо учиться. Кстати, освоил Бьёрн не только гитару, но и банджо. Это была отчасти вынужденная мера, так как Йон решил сменить музыкальное направление группы. Вместо скиффла он предложил играть диксиленд.
И всё-таки, несмотря на все старания государственных структур Швеции, рок-н-ролл достиг ушей подростков. Бьёрну стукнуло 14 лет, он стал интересоваться девушками, а привлечь их внимание исполнением песен было легко. Во время летних каникул он с удовольствием распевал под собственный аккомпанемент песни Элвиса Пресли и Пола Анки.
А летом 1959 года дядя Эсбьерн сделал Бьёрну подарок, отправив того на три недели в Лондон. Правда не в туристическую поездку, а на работу. В Лондон Бьёрн отправился один, без родителей, хотя ему было тогда всего 14 лет. Его игра на гитаре произвела впечатление на попутчиков. Это была совсем другая публика, и Бьёрн стал чувствовать себя намного увереннее. После поездки за границу он повзрослел.
Гуннар и Айна видели в сыне будущего судостроителя. А у сына проснулся в старших классах, помимо музыки, серьёзный интерес к поэзии. Точнее сказать, этот интерес к нему вернулся. Только в начальной школе Бьёрн стихи любил читать, то теперь он стал их писать. Ему нравилось сочинять длинные баллады о любви и посвящать их своим знакомым девушкам, недостатка в которых не было. Бьёрн был молод, красив, талантлив, и трудолюбив.
Группа, в которой он играл уже на электрогитаре, выступала не только в клубах и танцевальных площадках, но и на вечеринках для влиятельных персон. Допуск на такие мероприятия обеспечивал дядя Бьёрна, отец Йона. Группа продолжала играть диксиленд, в то время как его популярность в Швеции падала. В моду стал входить фолк. В Вестервике самой популярной группой была Maskie`s Skiffle Group. Они брали пример с американской группы Kingston Trio. Бьёрну с приятелями надо было что-то делать с репертуаром, иначе от них могли со временем отвернуться поклонники. Но всё вышло иначе. Йон Ульфсетер уехал учиться в другой город, и группа автоматически прекратила существование. На тот момент Бьёрну Ульвеусу исполнилось 16 лет.
В тоже время Maskie`s Skiffle Group решили укоротить название группы, после чего стали называться Partners. А заодно избавиться от самого слабого звена – басиста. Тот так толком не научился играть на бас-гитаре. Попутно замечу, что эта проблема касалась многих групп в мире. Так вот, на вакантную должность в коллектив был приглашён Тони Рут, который за 4 года стал хорошим басистом. Тони выдвинул встречное условие – он перейдёт только вместе со своим другом Бьёрном Ульвеусом. Ещё один гитарист Partners был не нужен. Однако Тони на своём стоял твёрдо, и его условие было принято. Таким образом, Бьёрн оказался в новом коллективе, играя на гитаре и банджо.
В 1961 году состав Partners был таким: Ханси Шварц, Бьёрн Ульвеус, Тони Рут, Хокан Вен, и Юхан Карлберг. Они играли традиционную американскую фолк музыку. Репетиции проходили в двухкомнатной квартире, которую снимали Ханси и Хокан. Теперь их кумирами были Everly Brothers. Выступали Partners в основном на танцевальных вечерах, но всё время стремились попасть на какой-нибудь конкурс молодых талантов. Иногда им улыбалась удача, и они попадали в число участников. Однако занять первое место им никак не удавалось. Только второе или третье.
Попутно они узнали о том, что в Швеции есть коллектив с таким же названием. Пришлось Partners переименовывать. Вернулись к идее с тремя словами. Город Вестервик по-английски звучит как West Bay, то есть Западная Бухта. Теперь группа носила гордое название West Bay Singers.
В 1963 году произошли два важных события в жизни группы. Во-первых, квинтет стал квартетом. Хокан Вен был призван на военную службу. Сам он проявлял большой интерес к учёбе, так что возвращение его в коллектив было мало вероятно. Во-вторых, West Bay Singers решили отправится на гастроли по Европе. Поскольку поездка стоила денег, парни отправились на заработки. 1000 крон на карманные расходы каждому оказалось вполне приемлемой суммой. А на еду и проживание они зарабатывали выступлениями.
Осенью парни вернулись за парты выпускного класса. Заниматься музыкой профессионально никто из них не собирался. По крайней мере, вслух об этом они не говорили. Они все были музыкантами – любителями, одно дело петь на каникулах, в своё удовольствие, и совсем другое заниматься музыкой всерьёз. И как сложилась бы дальнейшая судьба West Bay Singers, никто никогда не узнал бы, не вмешайся счастливый случай по имени Айна. Это мама Бьёрна услышала объявление по радио о конкурсе для любительских групп. Профессиональные группы объявили в это время забастовку.
13 сентября 1963 года West Bay Singers выступили в Норрчёпинге на местном радио. После чего про них вышла заметка в газете Expressen, которую прочитал Бенгт Берхаг. Бенгт посоветовал связаться с группой Стигом Андерсоном, что тот и сделал. После чего переманил группу под своё крыло, переименовав West Bay Singers в Hootenanny Singers. Что касается самого конкурса, то West Bay Singers были объявлены победителями, а одним из шести финалистов стала семнадцатилетняя девушка Анни-Фрид Люнгстад. Тогда, в 1963 году, Бьёрн и Анни-Фрид не обратили друг на друга никакого внимания.
Рецензии и комментарии 0