“Удивления Сочи-2016, май, остобранник”



Возрастные ограничения 18+



…Вот и новый наш майский отпуск подошёл к концу, мы в очередной раз возвращаемся из южной столицы нашей “великой и необъятной” страны домой…

Честно говоря, в этот раз очень хотелось не ввязываться в обобщение своих отпускных удивлений в отдельные путевые записки, ограничившись лишь случайно вырвавшимися рифмованными репликами о них – ведь столько всего накопилось в черновиках к сериям рассказов “Курсантские байки”, “Антилопа”, “Неслучайные странности”! – да всё, видно, тщетно. Так, как-то само выходит – стоит лишь записать одну строчку, пусть даже и рифмованную, как мысль взрывается целым фейерверком последующих за ней, что удержать их в себе никак невозможно. Нет с ними слада, а всё видно из-за того, что…
…люблю по жизни просто удивляться,
всему и вся… по много-много раз
а, удивляясь, глупо улыбаться
тому, что видим, слышим здесь сейчас,
ходить люблю с любимой рука в руку
везде и всюду, над землей парить,
и, не страшась путей, Ему, как другу,
про всё на свете, молча, говорить.

…и, вновь, собираем остатки своих впечатлений прошедшей поездкой в новые “Удивления Сочи…”.
С чего б начать их?
Видимо, как и всегда, вспомнив прошлые, кстати, тоже майские – чудесный месяц для путешествия на юг – “Удивления Сочи…”, где завершая их неожиданно пришли к этой безрадостной мысли:
“…с возрастом мы все становимся немного суеверными, пугливыми, осторожными, начинаем опасаться точных определений, резких суждений, жестких высказываний. Вот поэтому пусть это удивление будет не последним, а просто крайним. Но при всем при том суть его не меняется – тема наших с женой и младшей дочерью удивлений городом Сочи в мае 2015 года действительно исчерпана. …Впрочем, кто знает, может уже завтра (ну, или послезавтра), очередное “новое-старое” удивление Сочи вновь блеснёт где-то в недрах нашей памяти, и погонит невесть куда неугомонные болтающиеся, где вздумается МЫСЛИ. И тогда, тогда, забытое было удивление, вновь захватит нас в свой ураганный вихрь всевозрастающего водоворота событий и рассуждений, а нам останется лишь наблюдать за ним со стороны и удивляться его неторопливой метаморфозе в нематериальном пространстве…”.
Почему в нематериальном?..
Так ведь мысли, хотя, безусловно, и материальны, просто наука о том пока ещё не знает, да проистекают-то они точно не здесь…
— Здесь вам не тут!
— Вот-вот, и я о том.
…а где-то в другом, неземном измерение, соединяя нас всех, материально смертных, вне времени и материального пространства воедино.
И вот, новые, а вместе с ними и прошлогодние удивления, найдя друг друга, снова готовы рвануть “…в свой ураганный вихрь всевозрастающего водоворота событий и рассуждений…” в новой серии “Удивлений Сочи…”, потому как они неисчерпаемы, где бы мы не находились, пусть даже и в том же месте и тем же составом.
Почему?
А всё очень просто – неожиданно обрушивающийся на нас отдых, в плане появившееся свободное время от обыденности, да ещё сдобренное настоящей литературой, которую мы всегда берём с собой в путь, способствует к размышлению, философствованию, удивлению, требующего обязательного выхода наружу. Так и вышло и на этот раз: в первый же наш поход к морю с книгой в руке нахлынувшие из неё мысли незнакомого до этого автора взрывают наше благостно-спокойное состояние.
Первые прочитанные строчки в открытом наугад, как оказалось классическом английском бестселлере 1891 года Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея”, заставляют оставить свои мечтания о не вникании ни во что. В своём предисловие к книге (имею такую глупую привычку читать эпиграфы, анонсы, послесловия, комментарии в произведениях) автор утверждает: “Нет книг нравственных или безнравственных. Книги написаны или хорошо, или плохо. И в этом вся разница”. Получив такую оплеуху от знаменитого классика собственного понимания значения печатного Слова, честно скажу, не без интереса в течение получаса проглатываю первые и последние (так легче справиться с эмоциями) пятьдесят страниц текста и, задохнувшись от возмущения, с отвращением отбрасываю классика от себя. А в наш походный “гадкий гаджет” – старенькая Нокиа – влетает первая рифмованная записка экспромтом:
Уайльд писал: нет нравственных начал,
все в Мире затмевает гениальность…
На что мой разум, возмутившись, прорычал:
да это ж, батенька, всего лишь заурядность,
у гения слова начало всех начал,
они на крыльях поднимают жизни,
они зовут, поют, кричат
и согревают светом наши мысли.
Слова не дОлжно просто говорить,
ронять в болото, пусть и гениально,
их, мучаясь, приходится творить
и, выпуская в Мир, холить реально.
Вообще-то такая реакция читателя на прочитанное произведение и есть показатель гениальности текста, книга, действительно, никого не должна оставлять равнодушным, пусть даже и возмущённым. Всё это так, конечно, но разве поражающая воображение гениальность мысли и красота её изложения текста главное в книге. Книга, да что там Книга, простой рассказ, сочинение, записка, пусть даже сделанная для себя, должна звать, побуждать, вести мысль читателя, последователя автора к… добру, созиданию, Свету. Ну да ведь сказано же: “… не бойся того, что входит в тебя, страшись того, что выходит” (по памяти).
Помнится, когда-то в школе, по непонятным для себя причинам, никак не удавалось заставить прочитать целиком “Евгения Онегина” и “Героя нашего времени”. Безусловная гениальность данных произведений не только никак не хотело приникнуть внутрь, но хотя б даже зародить интерес к жизни и мыслям Онегина и Печорина.
Ну, не интересны они были тогда, особенно Печорин, противны, что ли, и всё!
Удивительно, но с возрастом ничего не поменялось – не интересны и теперь, да и не только они. До сих пор никак не могу заставить себя читать очередной шедевр литературного творчества про какого-нибудь эксклюзивного “мерзавца”, хотя и понимаю, что автор, вероятно, осуждает его, выпячивая негатив наружу.
Хотя, кто знает его?
Чертоги мышления, рождённые в недрах смертельной схватки между сознанием и рассудком, темны и непредсказуемы.
Как бы то ни было, пожалуй, это открытие – с возрастом восприятие Мира вокруг не меняется!– которое, вообще-то, никакого отношения к самим удивлениям Сочи не имеет, и становится нашим первым удивлением в мае 2016 года в Сочи…

Боже, почти десять лет уже кануло с тех пор. Остановись мгновение ты, как, впрочем, и всё, о чём идёт речь в этом тексте, прекрасны!

…Именно оно в первый день путешествия нарушает нашу идеалистическую мечту ничему не удивляться и ничего никуда не записывать для памяти. Ну, а уж когда в руки попадает следующий шедевр – рассказы “В мгновение ока” светлейшего из светлых Рея Брэдбери – приходится окончательно отказаться от этой своей “глупой затеи”…

Брэдбери один из самых любимых наших авторов! И как не любить его? Всё о чем пишет он – близко и понятно: “Я не создаю эти рассказы: наоборот, они создают меня, моё повседневное существование, заряжают меня безграничным воодушевлением, которое … требует… дружить с музами, доводить начатое дело до конца и радоваться ощущению, что ты, скорее всего, никогда не умрешь. Мне не приходится ждать вдохновения. Оно каждое утро толкает меня в бок… Нужно срочно вскакивать… Скорость – это всё. Кто бежит к пишущей машинке со скоростью 90 миль в час, тот убегает от житейских тягот и надвигающейся смерти. Спешите жить. Вот, пожалуй, и всё. Жить. И писать. Не теряя ни минуты…” – читаю в послесловии к его сборнику и от себя добавляю – и удивляться, всему и вся вокруг.

…получив неожиданно второе открытие: “удивление – вот истинный источник вдохновения!..”.
В общем, именно эти два великих писателя не позволили нам оставить это своё майское путешествие без очередной порции “Удивлений…”, отправив со скорость в 90 миль в час нас к компьютеру, чтоб вновь узреть “…ураганный вихрь всевозрастающего водоворота событий и рассуждений”, ускользающих, было, во времени…

…Итак: мы в Сочи!
Ура, лето началось! И началось оно, что для нас питерцев особенно отрадно, на полмесяца раньше календарного.
Это ль не счастье?
Так и хочется, перефразируя известную птицу-тройку Н.В. Гоголя, воскликнуть: “И какой же русский не любит лето, ласковое солнце, бесконечное море, запах горных луговых трав, шум вольного ветра и всепоглощающий простор настежь распахнутого неба”.
Лето не может ни радовать, не может надоесть, наскучить, а значит наше путешествие в Сочи, несмотря на то, что здесь мы второй год подряд (и третий раз вообще), суждено было быть не менее увлекательным и удивительным, чем в прошлом году. Но главным удивлением в этот раз стало не всепоглощающая гордость его Олимпийскими и прочими новенькими строительные гигантами (дороги, тоннели, гостиницы, вокзалы), а то, что здесь за прошедший поистине эпохальный год для всех нас не стало хуже!
А ведь должно было, должно было стать!
Во всяком случае, нам так думалось, казалось.
Почему?
Ну-у, как почему?! Ещё один целый год после блистательной Олимпиады позади, вся огромная инфраструктура города больше не является первостепенной для федерального бюджета, для бизнеса страны, для экономики, к тому же кризис, санкции, прочие напасти. Да, и вообще, во второй, а уж тем более в третий раз всегда кажется, что всё вокруг не то и не так, как в первый раз. Но, несмотря на всё это, настаиваю, в Сочи спустя год не стало хуже! Пожалуй, стало даже лучше.
Чем?
Ну-у, так сразу и не скажешь, всё вроде бы также, да не так!
Город и горожане словно бы успокоились после “взрыва” олимпийских страстей, эмоций, всеобщего внимания и… вовсе ненужного ему официоза, вошли в обыденный ритм, в привычную прежде жизнь. В этот раз Сочи предстал перед нами не величественно-недоступным, а степенно-уравновешенным, уверенным в себе, спокойным. От этого он стал, пожалуй, интересней, милей, ближе, родней и как-то домашней, что ли. В нем появилось ощущение тепла, уюта, покоя, практически исчезли всевозможные уличные торговые приставалы (возможно, мы примелькались здесь, стали своими), больше стало привычной предсезонной курортной суеты по подготовке пляжей, ларьков, кафешек. С улиц и дорог исчезли всевозможные жизнеутверждающие плакаты, лозунги, фотографии, меньше (хотя по-прежнему необычно много) стало и сотрудников всевозможных силовых структур. В парках и садах – много цветов (хотя это возможно потому, что в этом году мы были в Сочи на две недели ближе к лету), в магазинах – Кубанских и Абхазских овощей и фруктов, в ларьках – отечественной сувенирной, парфюмерной и прочей “ширпотребной” продукции.
В общем, на наш взгляд, Сочи успешно пережил оглушительный блеск Олимпиады и, будто приняв от неё эстафетную палочку, засверкал всеми своими домашними красками и достоинствами.
Какими?
Разными, да хотя б и такими, как посчастливилось нам услышать и подсмотреть ранним утром, стоя на перроне железнодорожного вокзала Сочи, ожидая электричку на Роза Хутор (о ней чуть позже). Там, в самом центре города, на вокзале, мы вдруг отчётливо услышали хор лягушек, распевающих свою неподражаемую серенаду весне. Эти неподражаемые трели не особо лицеприятных созданий звучали так явно и отчетливо, что перепутать их с чем-то другим было совершенно невозможно. А вечером, прогуливаясь в сумерках по городской набережной в районе морского порта, среди шума прибоя и вечерних звуков прибрежных ресторанов, лягушечий гимн любви вновь настиг нас.
Удивительно! Откуда здесь в многолюдном месте, да ещё на берегу соленого моря появилась пресноводная певунья?
Каково же было наше удивление, когда в поисках глазами рукотворного изделия, издающего такие необычные звуки, мы под ногами вдруг обнаружили решетчатый люк, в котором в направление моря весело бежал вполне себе приличный ручеёк. А в нем повсеместно на островках и камешках восседали знакомые с детства темно-зеленые силуэты “квакушек”, старательно надувающие огромные белые мешки в районе “шеи” где-то глубоко за “ушами” (если конечно они там у них есть).
Мы и раньше знали, а теперь ещё раз убедились в том, что Сочи весь изрезан множеством невидимых больших и малых рек, речушек и ручейков, стремительно стекающих со стороны гор и образующих на пути своего движения многочисленные большие и малые водоемы. Как правило, их не видно – большинство ручьев убраны под асфальт, в трубы, а прудики и канавы, где в огромном количестве селятся водоплавающие певуньи, прячутся в овражках под склонами густых деревьев…
Неожиданно, почему-то вспоминается, как когда-то давно (в начале семидесятых) по весне все детские сады города Ломоносова выводили на прогулку в парк к верхнему водопаду на реке Караста. Снег и лед к тому времени, как правило, успевал растаять и в водопаде, падающем в глубокий овраг из Красного пруда, всегда было много воды. Это зрелище сильно впечатляло, будоражило, манило и, несмотря на запрет, притягивало нас. Детишки, не отдавая себе отчета, рано или поздно, но таки оказывались у бурного потока воды и с неподдельным восторгом просто глядели в него, не отрывая глаз. И вот однажды (почему-то ни в одну другую весну раньше и позже не удавалось разглядеть этого) в воде мы отчетливо увидели несущие тысячи слипшихся “растопыренных” пар лягушек. Они плыли невесть откуда и неведомо куда, словно крепко обнявшиеся человечки, подхваченные крепким непредсказуемым потоком “реки жизни”.
А ещё, тут же, из чертогов памяти всплывает картинка, как однажды мы с родителями остановились на ночлег рядом с большой канавой на проселочной дороге где-то под Новоржевом – ехали в деревню папиного детства – у нас пробило колесо. И там сквозь стекла нашего старенького Москвича мы всю ночь слушали трескучую незнакомую нам колыбельную болот. А под утро нам предстало неподражаемое зрелище – вся поверхность канавы была заполнена счастливыми, сидящими друг на друге, парами лягушек. Они, как настоящие музыканты духовых инструментов в Мариинском театре, без устали и печали надували свои меха-щеки, распевая свой незабвенный весенний гимн любви, счастья, радости.
Это незабываемо!
Э-эх…
…как хорошо по жизни удивляться
Всему и Вся по много-много раз
а, удивляясь просто улыбаться
тому, что радостно теперь, сейчас…
“Улыбайтесь господа, улыбайтесь…” – помнится, так или примерно так, прозорливо говорил незабвенный барон Мюнхгаузен, – “…я знаю, в чем ваша беда, у вас слишком серьезные лица, но все самые большие глупости в мире делаются именно с эти лицом...”.

…Итак, напомню, мы в полном составе своей устойчивой туристической группы (мы с женой и наша Младшенькая) в Сочи, точней вернулись из него и прямо “здесь и сейчас” пишем эти свои “Удивления…” им в мае 2016 года.
— И какое же будет наше следующее после серенады весны удивление?
— Зимний, — кивает жена на заставку нашего монитора, куда программа компьютера неожиданно выводит монументальную колоннаду необычно-помпезного здания.
— Зимний?— дивлюсь я.
— Да-да, Зимний, — поддакивает дочь, — театр, ты в прошлый раз про него почти ничего не написали.
— Ну-у, что ж, — немного теряюсь, как скажите, давайте поговорим о театре… Зимнем! Звучит н плохо, почти как Зимний дворец в Питере, и он того стоит.
А ведь и вправду, Зимний театр в Сочи – это поистине уникальное здание, по периметру опоясанное высоченными, на римско-византийский манер, колонными. Оно по своему масштабу и архитектуре напоминает Биржу (бывший музей военно-морского флота) на стрелке Васильевского острова и даже немного Римский Колизей в учебнике истории за 5-ый класс…
Читаю в справочнике: “С сентября 1934 года по ноябрь 1937 года по проекту архитектора К. Н. Чернопятова велось строительство сочинского театра, получившего название “Зимний”. Крыша первоначально была покрыта керамической черепицей, которая позднее во время капитальных ремонтов здания была заменена металлической кровлей красного цвета. Восемьдесят восемь колонн, опоясывающие здание, создают одну из самых прекрасных архитектурных композиций – коринфскую. Портик венчается фронтоном, на котором установлены три женские фигуры, олицетворяющие живопись, архитектуру и скульптуру, созданные известным скульптором В. И. Мухиной. Зрительный зал рассчитан на 946 мест. В зале преобладают три цвета – золотистый, белый и синий. Потолок украшен огромной люстрой с хрустальными подвесками, в которой более 300 ламп. С любого места в зрительном зале хорошо видна сцена. Портал её равен 16 м, глубина − 18 м., высота от пола сцены до колосников, с которых спускаются декорации, – 25 м. Зрительный зал защищен от служебных помещений огнестойким железным занавесом в 22 тонны весом, который во время спектаклей находится в верхней части сцены. Открытие театра состоялось 15 мая 1938 оперой Николая Римского-Корсакова “Царская невеста” в постановке московского государственного театра оперы и балета им. К. С. Станиславского. Зимний театр – памятник архитектуры федерального значения. На подмостках театра выступали прославленные мастера сцены и эстрады: В. Качалов, В. Барсова, С. Лемешев, Д. Ойстрах, Е. Гоголева, И. Ильинский, С. Рихтер, А. Райкин, 3. Долуханова, Б. Штоколов, К. Шульженко и другие. Под крышей Зимнего театра располагается также Сочинская государственная филармония, основанная 4 января 1968 – старейшая концертная организация города. Сейчас в филармонии работает 10 творческих коллективов, среди них Лауреат Всесоюзного конкурса Струнный квартет имени Рахманинова, оркестр русских народных инструментов “Русский сувенир”, ансамбль казачьей песни “Любо” и квартет “Сочи-Сюрприз”.
…В общем, девчонки правы, не удивиться им, Зимним театром, просто… невозможно! Неподражаемая колоннада его ещё в прошлом году неизменно притягивала наш любопытный взгляд, когда б только мы не проходили мимо. А проходить приходилось часто по несколько раз в день (отель наш был прямо напротив). И каждый раз, жадно обшарив глазами привычную для жителя Питера его монументальную классическую архитектуру, мы непременно натыкались взглядом на одну из его красочных афиш, удобно устроенных здесь же на всех тротуарах и дорожках.
Дома, в Питере, мы почти каждую пятницу или субботу бываем в театре Акимова, либо в Мариинском, Выборгском, Буфф. Некоторые спектакли мы просматриваем несколько раз.
В прошлом году, нам не довелось побывать в Зимнем театре. Возможно поэтому, нереализованное прошлогоднее желание, как только на глаза попадает афиша известного московского театра давно намеченной для просмотра оперетты “Веселая вдова”, уже не отпускает нас до полной его реализации. Повод наконец-то попасть внутрь этого помпезного строения (кстати, напомню, что все “Кинотавры” проходят именно в нём) нашелся, и театр не обманет нашего ожидания!
Жаль вот только, что после первого отделения пришлось уйти, хотя нам там всё очень понравилось!
Это и прекрасный большой зал, и удобные места во втором ряду, и просторные фае, плотно увешенные живыми картинами. Это и вполне приличный (хотя явно не первый) состав театральной труппы, и великолепная декорация на сцене, это и роскошные голоса артистов, и их в принципе вполне хорошая игра. Это, конечно же, и сама оперетта, её общее содержание, замысел, ироничный подтекст.
А ушли спонтанно, не задумываясь и не сговариваясь, как только прозвенел первый звонок, приглашающий нас обратно на свои места в зал ко второму отделению. В этот момент мои девчонки почему-то вдруг затравленно переглянулись, и дочь скучным голосом просто сказала (обычно – она очень любит оперы и оперетты, не то, что я):
— Может в бассейн, или к морю?
— Я “за”, — обрадовано подхватила жена.
— Решено, — только и осталось резюмировать мне.
Что произошло?
Честно говоря, не знаю.
Да, ладно! Как так?
Правда-правда, не знаю!
Мы долго не говорили на эту тему, а когда через неделю вернулись к ней, то не смогли себе ответить на этот простенький, казалось бы, вопрос. И хотя от нашего придирчивого взгляда (всё-таки мы театралы с опытом) не ускользнуло то, что уникальная занавесь, мягко говоря, требует реконструкции, кресла замены, уникальная лепнина побелки, хрустальная люстра чистки, буфет и туалет ремонта, – всё это никогда и ни за что не выгнало бы нас из любого самого “захудалого” театра. Ну, а уж тем более из такого!
Но, что ж тогда?
Да, говорю же – не знаю!!!
Пока не знаю, но обязательно узнаю и… скажу.
Ну, а пока о другом: вчера на “мейл” жене пришла июньская афиша Мариинского театра с приглашением забронировать любимую левую ложу над оркестровой ямой (всё видно и по цене сносно) на ряд новых постановок. На самом деле мы не особые знатоки тонкостей балетного и оперного искусства, это нашей младшенькой по программе музыкальной школы положено регулярно бывать там, вот мы и тянемся вслед за ней к прекрасному. Но замечу, что масштабность действия разворачивающего на сцене и в оркестре там, в Мариинке, никого не может оставить равнодушным. Помню свои первые ощущения, когда в опере “Князь Игорь” за спиной скачущих по сцене настоящих живых лошадей и бегущих в полной амуниции воинов, вдруг под рёв сотни инструментов одновременно заголосила целая рота артистов. Тогда мне мысленно пришлось признать дочкино утверждение, что опера есть верх театрального искусства. Это поистине неподражаемо и восхитительно, даже для меня полного дилетанта классической музыки и вокала. Зал в тот момент вместе со мной замер, словно оказавшись в гуще событий.
А, вот и он, кстати, ответ на вопрос: почему мы ушли из Зимнего театра? Он пришёл сам собой. Всё оказывается банально просто – причина тому зал, ну, сами зрители, то есть, уважаемая публика, проще говоря. Да-да, именно публика, такие же, как и мы, туристы, съехавшиеся сюда со всех уголков нашей “великой и необъятной” страны, случайно зашедшие сюда в зрительный зал красивого театра посмотреть на него, словно в музей, а не на оперетту. И дело даже не в том, что многие из нас, сидящих в зале, во время спектакля в полной темноте продолжали “копаться” в своих жалких (с точки зрения спектакля конечно) “гаджетах”. И, конечно же, не в том, что эти “электронные машинки” издавали неуместные булькающие и позвякивающие звуки. И не в том, что кто-то за спиной всё время шуршал пакетиками, жевал и чмокал, распространяя далеко не самые лучшие запахи еды, перешептываясь с соседями. А в том, что зрители абсолютно не принимали никакого участия в развернувшемся перед ними “действом”. Артисты и зрители жили в разных измерениях, одни были не “здесь”, другие не “сейчас”. Страсти, разгоревшиеся на сцене, разбивались вдребезги о глухую безучастную стену молчания зала, а так смотреть спектакль, особенно оперу, просто невозможно.
Вообще-то мы, зрители Питера часто слышали слова благодарности в свой адрес от артистов, приезжающих к нам в город на гастроли. Многие из них утверждали, что в нашем городе как нигде благодарная публика. Но лично мне всегда казалось, что это они так из вежливости говорят, хотя теперь так уже и не думается.
Видимо, было б здорово, если б в сочинском Зимнем театре появилась своя драматическая труппа (в афише не было заявлено собственных спектаклей, филармония ни в счет, это для избранных), на которую пойдут, прежде всего, сами горожане, а не случайные приезжающие “зеваки”. Тогда здесь будет костяк своей собственной Мельпомены, которая своим вниманием заразит всех остальных, попавших сюда случайно, как минимум будет вовремя аплодировать и приходить в зал к началу представления…

…ну вот, пожалуй, про театр все “Удивления…” исчерпаны. Пора теперь просто, как и в прошлом году, немного “побрюзжать” по поводу ПОГОДЫ, правильней сказать непогоды, что совершенно типично для любого петербуржца, ведь нам всякая погода нехороша. На юге летом (а мы все едим на юг летом) нам всегда жарко, у себя на севере – холодно, на западе – душно, на востоке – пыльно. Давно заметил, что летний сезон нам, северянам, лучше всего открывать на юге не в сезон, как, впрочем, и закрывать его там же также, где-нибудь в октябре.
И вот мы в Сочи снова не в сезон – в мае!
И он, дружище, не обманул наши ожидания. Майская природа здесь, особенно рано утром, когда широко распахнутое над безбрежным выпуклым морем небо, расцветая, заглядывает через огромное прозрачное окно-стену к тебе в номер, дарит поистине незабываемые впечатления. Они будят, манят, звенят, шипят, шепчут, пугают, но неизменно зовут и каким-то удивительным образом слагают песню увиденному. Думаю, нет смысла теперь, спустя время, пытаться повторить все эти впечатления скучной “неумелой прозой”, поясняя и описывая источник и следствие их появления, просто перепишу-ка их сюда, как есть, в несовершенной рифме-экспромте в той последовательности, которой они явились ко мне из старенькой Нокии.
Итак, что видел там, в окно, то и пою теперь:
Сегодня в Сочи
погода не очень:
и море хохочет,
и мысли бормочут,
но впрочем,
а впрочем,
вдруг, как заклокочут,
и сердце щекочет,
и хочет,
И… хочет!..

…и это хорошо, когда сердце чего-то хочет, нужно ещё уметь заставить его чего-то хотеть, если без желаний жить, то жить не станет желания:

А Сочи – плакса, ноет словно Питер
с утра до вечера, ну вроде б тут не юг,
на море холодно и ветер,
а небо, будто выгладил утюг
в сплошное серое густое покрывало
без швов, бугров и рваных ран…
Эй, Солнце, где ты? Подними свое забрало
и дуй на город, прямо на таран.

И, тут же, читаю забавный диалог, записанный, по-видимому, несколько времени спустя:

— Ну, здравствуй, Солнце! Ты вернулось? Ждал!
Почти два дня не виделись с тобой.
— Что делал?.. Ездил в горы, спал,
писал стихи, ругался…
— Вот, смешной!
— Да-да, ругался, даже очень, на тебя!
— И как теперь, уже прошло?
— Прошло, ведь ты со мной, всё из себя,
с тобой на этом Свете хорошо…

…а ещё, чуть погодя, появляется такая ностальгическая запись:

Как странно, здесь на юге снова дождь
такой же серый, словно невский,
как зарядил вчера, всю ночь
стучал в окно, противный, мерзкий.
Признаюсь, я его не ждал
увидеть в Сочи в конце мая,
а впрочем, может, это я его позвал
сюда, по Питеру… уже скучая.

И такая, хотя и невесёлая, но лирическая рифма:

А в Сочи ветер западный волну
на берег наш восточный нагоняет,
а вместе с ней и тучи на ходу
в попутчики попутно предлагает.
Прогноз погоды не сулит добра
по всем “провайдерам” дожди и грозы,
но это, право, просто ерунда,
вот только, жаль, здесь не растут березы…
Так хочется в дождливый день
прильнуть к стволу на белый лист похожий
и, глядя в небо, сквозь седую сень
вдруг улыбнуться миру и прохожим…

…есть даже и философская заметка:

И снова ветер, ветер перемен
по небу тучи с моря гонит,
а из-за гор ему взамен
седое солнце медленно восходит.
Здесь в Сочи меж застывших гор
и непроглядной вечной воли моря
два южных бога свой извечный разговор
ведут друг с другом, непременно споря…

…и тут же ещё:

Промокшая ива на крыши грибков
“кафешки” у моря упала,
средь роз и самшита, да прочих кустов
она здесь одна устояла
пред шквалом морским и ночной суетой,
что небо всю ночь изливало,
но утром устала, легла на покой,
зелёным сплошным одеялом…

…жалко её, но тут же читаю жизнеутверждающее:

Меж мокрых ив, огромных тополей,
Сакральных сосен и мохнатых тисов
Упрямый дуб, склонившись до камней,
На самой круче просто взял, да вырос,
Бесстрашно под прямым углом к горе
Два с лишним века там произрастает,
Деревья ж остальные в стороне
За ним с восторгом молча наблюдают.
Теперь и наш уже пришёл черёд
Дивиться сочинскому чуду Света
С окна отеля, слушать, как поёт
Волна и ветер в хоре с ним, при этом…
Что удивительно, вокруг него
Сидят «учёные» коты нередко –
Всё, как у Пушкина: уютно и светло,
Лишь, разве что, цепи там нет на ветках.

А далее даже шуточные оптимистичные строчки:

Вернулось солнце на курорт,
загар прилип к лицу,
растет, похоже, мой живот,
а тур ползёт к концу,
и, как же так, ведь только, вот
все стало хорошо,
с утра услышал, как поет
баклан в моё окно,
и ветер вроде б веселей
завыл с утра в ушах,
и море, кажется, теплей,
теперь у нас в руках…
Жаль, тур закончился почти,
и мой живот подрос,
приедем снова мы, учти,
пусть шелушится нос…

… и тут же снова ностальгическое, лирическое о доме:

А Черное море, что Финский залив
из окон отеля под вечер,
такие же тучи, такой же отлив,
такой же изменчивый ветер,
и волны, то вдруг побегут веселей,
а то неожиданно встанут,
но, знаешь, у моря нет моря огней,
глаза в ночь смотреть не устанут.
Здесь, как не гляди, не увидишь Кронштадт,
Елагин, Крестовский и Ваську,
и здесь не такой бесконечный закат,
как будто забыл кто-то краску.

И уже в самом конце рифмованных путевых записок в телефонной трубке вдруг находятся такие, почти прощальные, строки:

Ну, вот и всё, закончилась фиеста,
хотя волна еще зовёт,
и не изведана Мацеста,
и Хутор Роза ещё ждет,
и вновь погода нежно шепчет,
а дома, говорят, жара…
Эх, жаль, что отпуск наш не вечен,
лишь дочь ликует, что пора.

…Но для этой серии «Удивлений…» ещё совсем даже не пора, есть чем удивиться и о чём… поговорить.
Итак, напомню, мы в полном составе своей устойчивой туристической группы в Сочи, точней вернулись из него и прямо “здесь и сейчас” пишем эти свои “Удивления…” им в мае 2016 года. Теперь самое время удивиться красотой и размахом любимого нами и, к сожалению, ныне заброшенного, дворцово-паркового ансамбля в Сочи-Хосте пансионата им Серго Орджоникидзе. В сравнении с прошлым годом его состояние ничуть, увы, не улучшилось: многие замечательные аллеи ещё больше заросли, дворцы-корпуса по-прежнему закрыты, замечательные скульптуры и фонтаны потемнели, некогда многочисленные посетители (парк всегда был открыт для свободного посещения) исчезли. Значит, инвесторов для проведения реконструкции пансионата за прошедший год так и не нашлось.
Жаль.
Но не будем в очередной раз долго и нудно сокрушаться по этому поводу, лишь тихо вздохнём, напомнив, что даже на фоне супер новых неподражаемых Олимпийских парков, главной достопримечательностью Сочи для нас, поколения пятидесятых-семидесятых, навсегда останется именно этот комплекс старенького пансионата. И мы всегда-всегда, когда бы ни приехали сюда, всё равно найдём время, чтобы съездить к своему фонтану Хоттабыча родом из нашего милого детства. Сейчас, думаю, нет никакого смысла и в очередной раз вспоминать прошлогодний разговор с охранником бывшего приемного покоя этого санатория об исчезновение восковой фигуры Хоттабыча из его проходной. Тем более что в этом году состоялся не менее колоритный разговор с администратором ресторана “Плакучая ива” (о нём чуть позже) из фильма “Брильянтовая рука”. Лучше мы просто пожелаем скорейшего выздоровления нашему любимому дворцово-парковому шедевру прошлой эпохи, неспешно пройдя по его ещё более волшебным и загадочным заросшим аллеям и сводам дворцов…

Не могу не отметить, что спустя пару лет этот парк полностью закроют для посещения, а ещё через шесть – в списке предлагаемых экскурсий туристам одной из самых востребованных станет поездка именно сюда в парк бывшего пансионата Орджоникидзе. Даст Бог, ещё через пару десятков лет найдутся и технологии и инвестора, которые смогут реставрировать безвозвратно треснувший фундамент под главным корпусом комплекса без потери чудесного дворца.

…которые в своей запущенности и дикости от наступления субтропической природы, просто ещё краше и чудеснее.
Что ж, идём дальше к новым удивлениям!
Нельзя не вспомнить здесь, на сей раз в хорошем смысле этого слова, работе общественного транспорта, на котором мы разъезжаем тут, на курорте, везде и всюду, да хотя б даже при возвращении назад в “Жемчужину” из любимого пансионата в Хосте.
Где б мы не выходили на остановки автобуса на улицах города, там всегда было полно рейсовых и маршрутных автобусов. Возникало даже ощущение, что каждый второй проезжающий мимо автомобиль это общественный транспорт. На улицах города практически совсем нет большегрузных автомобилей, их, похоже, вообще пускают в курортную зону только по ночам. А что совсем впечатляет, так это цена проезда, во всяком случае, по центральным районам города, – всего девятнадцать рублей, причем, как у рейсового автобуса, так и у простой “маршрутки”. В результате, автобусы в Сочи не бывают как пустыми, так и переполненными. Забавно наблюдать за их “столпотворением” в центре, когда они пытаются обогнать друг друга на городских остановках, дабы быстрее выпустить привезённых туристов и забрать подошедших пассажиров.
Интересно, с чего б такая “прыть”?
А-а-а, неважно!.. Нам понравилось, вот бы и у нас так было.
В общем, перемещаться по городу здесь очень удобно и экономически привлекательно, а раз так, то и не стану пытаться осмыслить другие (возможно “щепетильные”) вопросы типа: как безналичными деньгами оплатить проезд и… прочие. Здесь важно помнить принцип “не навреди” и “баланса интересов”…

…далее нельзя не удивиться экскурсиями, ныне широко предлагаемым в многочисленных туристических ларьках, установленных в Сочи на каждом шагу. Кое-где в городе они стоят по две-три штуки к ряду (видно различные туристические агентства), впрочем, это не особенно удивительно, даже удобно, есть выбор, хотя конечно предложения в них почти одни и те же. Но вот что действительно интересно в этом году (в прошлом году как-то не бросилось это в глаза), так это цена на ряд очень привлекательных маршрутов. Так, обзорная экскурсия в Абхазию, к примеру, в некоторых ларьках (не везде) стоила неприлично “прилично”, всего 300 рублей.
И-и-и, “памятуя” про удивительные цены “маршруток”, почему-то очень хочется им верить.
Но мы в позапрошлом 2014 году были в Абхазии и всё вдоль и поперек объехали там, поэтому проверять, правдива ли это цена в рекламном стенде или нет, на этот раз не стали, решив поэкспериментировать на поездке в “Роза Хутор”, куда также предлагаются весьма дешёвые билеты.
Сразу хочется отметить, что эта экскурсия оказалась весьма интересная: наконец-то нам встретился умный, интеллигентный, неравнодушный, а главное глубоко влюбленный в свой край гид Карэн. Он без устали и печали, хорошо поставленным голосом и дикцией всю дорогу туда и обратно сыпал на нас интереснейшую информацию. От него мы узнали, что Роза Хутор назван так из-за реально когда-то существовавшего эстонского хутора, хозяин которого выращивал в этих местах особые породы роз. На Северном Кавказе оказывается много старинных эстонских поселений. Впрочем, кого здесь только нет, даже замкнутые сами в себе поселения потомков Хазарского Каганата, сумевшие сохранить в семьях и иудейский язык, и иудейскую культуру. А ещё он рассказал, что коренными жителями мест вокруг Красной Поляны являются Убыхи, язык которых, насчитывая в себе 84 согласных звука и всего три гласных, при этом, звуки они произносят ни как мы на выдохе, а на вдохе. И это очень удивительно и… интересно.
Но, несмотря на это, а также незабываемые виды многочисленных снежных пиков Кавказских хребтов Аибга и Ачишхо, нельзя не заметить, что сервисный уровень данной экскурсии всё-таки окажется далек от приемлемо нормального. Как не крути, но длительная поездка (около восьми часов) в микроавтобусе никак не может сравниться (по удобству) с путешествием в солидном большом экскурсионном автобусе. При этом водитель и гид ну никак не должен выступать в одном лице, качество работы от этого либо одного направления, либо другого, но обязательно пострадает, а не хотелось бы, особенно первого. Кроме того, везде и всюду, где мы бывали прежде, в стоимость экскурсии закладываются все расходы за тур сразу: и входные билеты (кстати, со скидкой за групповую покупку) в заявленные для посещения места, и стоимость запланированного по пути приема пищи, и прочие непредвиденные расходы на непогоду. Так, никогда не возникнет недопонимания между партнерами (гидом и туристами) и конфузов (мало ли у кого денег в нужном объеме не оказалось), да и турагентства не станут слыть “обманщиками” со своей “заманчиво-хитрой ценой”. Впрочем, конкретно нас (всё-таки опыт большой) не сильно удивило, когда общая сумма дополнительных, но обязательных затрат в течение экскурсии выросла примерно в четыре раза. Многих наших попутчиков в группе это просто шокировало. Как мы и предполагали, заявленная цена путевки в экскурсионном “ларечке” – это цена лишь за трансфер (так пояснил Карэн) до заданной точки. Видно, в случае с Абхазией, на рекламном стенде указана цена лишь за трансфер до границы, всё-таки и до неё надо доехать, а дальше как скажет водитель-гид.
Вот так!
Э-эх, братцы “экскурсиошники”, не знаю, как правильно вас назвать, эта ваша маленькая рекламная хитрость, на мой взгляд, и не хитрость вовсе, а большая глупость. Помню, как когда-то давно (в 90-е годы) при ознакомлении с некоторыми законами ведения менеджмента в известных западных учебниках, чтобы грамотно перестроиться с плановой экономики на рыночную, нас сильно удивило правило, где утверждалось, что излишне заниженная цена любого “сегмента рынка” отталкивает потенциального покупателя больше, чем завышенная. Ну, вы-то это должны знать как никто другой. Да к тому ж, любое лукавство в сфере обслуживания быстро становится явью для потребителей, мы ведь все в конечном итоге потребители и вы в том числе, а “дураков” среди нас нет! Впрочем, думается, всё это всего лишь издержки нового кризисного времени в турбизнесе, слишком много теперь нас, туристов, стало в Сочи и в результате к ним, то есть, к нам, соответствующее отношение, типа: “куда они денутся”. Но, увы, или нет, пожалуй “ах”, “так будет не всегда”!
Услуга, предоставляемая фирмой честно, солидно, основательно, пусть даже в соответствующую приличную цену, в конечном итоге всегда привлечет куда как больше клиентов, чем некая чья-то “хитрая полу халтурка”.
Но в целом, повторю, экскурсия нам понравилась, а посему, надеюсь, и эта записка не пропадет даром, как не пропали и те, предыдущие, прошлогодние, всё-таки так много о чем мы там сокрушались, теперь уже реализовалось и это очень приятно…

…Идём дальше!
Пора, видно, кратко удивиться “Ласточкой” – современной скоростной сочинской электричкой.
Почему кратко?
Да потому, что мы прокатились на ней всего ничего, лишь от Сочи до Адлера.
Так вышло!
Ласточка, в отличие от “маршруток”, которые как минимум в три раза дешевле Питерских, оказалась примерно во столько же раз дороже наших пригородных электричек. А к такому развороту событий мы оказались не очень-то и готовы, к тому же, в отличие от “маршруток”, плотность их движения настолько редка, что передвигаться на них не слишком удобно. На наш вопрос гиду, почему так происходит, Карэн безапелляционно отвечал, мол, «Ласточка» убыточна и чуть было вообще не закрылась в этом году.
Жаль, если так!
А нам-то, как раз, несмотря на цену, очень понравилось в ней путешествовать по Сочинским курортным местам. Понравился и новенький современный вокзал Адлера, удобно расположившийся рядом с Олимпийским парком и Олимпийской деревней.
Путешествие на «Ласточке» выглядит по-настоящему солидно, торжественно – просто, “круто”! И мне думается, что чья-то мысль об убыточности этого проекта, кем-то из местных транспортников искусственно выдумана.
Зачем?
Ну, как же? Чем лучше и экономически привлекательней электричка РЖД, тем менее привлекательны перевозки частных такси, “маршруток” и… конечно самих экскурсионных трансферов.
“Это же ясно, ясно, ясно”,– как говорил известный персонаж в любимом фильме “Место встречи изменить нельзя”.
И что же делать?
Ах, до чего ж хороший вопрос, особенно, если вспомнить и следующий за ним – “кто виноват”.
Но… не станем здесь искать виновных, тем более что и делать тут нечего не надо, ведь теория и практика естественным образом часто не совпадают друг с другом. Тут главное, повторюсь, использовать принцип “не навредить” и “баланса интересов”, ну то есть, просто не мешать им, по-настоящему конкурировать друг с другом и каждому найти свою нишу в сегменте массовых перевозок людей. А выиграют в итоге все и, в первую очередь, мы, туристы.
И ещё, пока мы ехали на «Ласточке», нам пришла в голову замечательная идея о том, что было бы очень здорово экскурсионным компаниям совместно с РЖД запустить специальную экскурсионную “Ласточку” с гидами и обедами прямо на её “борту”, как на специальных экскурсионных маршрутных пароходиках вдоль побережья в Испании. По пути её следования согласовать время прибытия небольших экскурсионных автобусов на разные маршруты для перевозки туристов к местам осмотра достопримечательностей поблизости. Это бы стало неким “Ноу-хау” в сфере экскурсионного бизнеса Сочи.
В общем, дарим идею и искренне желаем, пусть все будут при деле, с работой, то есть, ну и, конечно же, счастливы!..

…Что там у нас по плану дальше?
Точнее о чём?
А дальше, как и планировали ещё в начале этого «Удивления», о “Плакучей иве”. Той самой, где под дичь “трапезничал” Сеня (Семен Семенович Горбунков) со своим случайным товарищем Гешей (Геннадием Петровичем Козодоевым) в неподражаемом фильме Леонида Гайдая “Брильянтовая рука”, снятым в 1968 году здесь, в Сочи?
И мы, безусловно, его очень хорошо помним и до сих пор любим.
Бронзовые фигуры семьи Сени и Надежды Горбунковых (артистов Юрия Никулина и Нины Гребешковой) с детьми, а также Геши и его напарника Лелика (артистов Андрея Миронова и Анатолия Папанова) теперь стоят на площади перед речным вокзалом Сочи. Многочисленные туристы и жители города, проходя мимо них, считают своим первостепенным долгом непременно сфотографироваться с ними. Руки и бока фигур, как у бронзовой фигуры Петра Первого в Петропавловке, блестят золотом от многочисленного касания их людей. Все гиды на экскурсионных маршрутах, проезжающие по улице Черноморская, обязательно, указав на невзрачное серое строение напротив Летнего театра, скажут, что здесь некогда стоял тот самый ресторан “Плакучая ива”, где снималась известная всем сценка. Именно здесь Юрий Никулин спел свой знаменитый на всю страну “шлягер” про зайцев:
“…А нам всё равно,
а нам всё равно,
пусть боимся мы волка и сову,
дела есть у нас
в самый жуткий час
мы волшебную косим трын-траву…” (записал по памяти).
Правда, после своего ностальгического рассказа о “Плакучей иве” наши гиды непременно грустно добавляли, что ресторан в настоящее время существенно реконструирован новыми владельцами и лишь отдалённо напоминает о тех днях.
Ну и, естественно, мы не смогли не проверить, насколько это отдаленно… напоминает.
Итак: внутренние и уличные “ресторанные убранства” выглядят очень, очень, даже “вполне”: современно, изящно, торжественно, чисто и уютно. Кухня, обслуживание, охрана, интерьер, музыкальное сопровождение на должном уровне! Но от “Плакучей ивы”, увы, действительно, почти ничего не осталось, к тому же цены прилично “кусачие”. Впрочем, всё это вовсе не удивительно, удивительно другое:
— Скажите, пожалуйста, за каким столиком под дичь пил пиво Сеня с Гешей из фильма “Брильянтовая рука”? — спрашиваем у молодой “шустрой” официантки.
— Извините, я только-только пришла на смену и никого ещё не видела, – выслушав наш вопрос, вежливо отвечает та.
— За каким столиком в фильме Гайдая пил пиво под дичь Никулин с Мироновым? — интересуемся мы у бравого вида охранника стоящего у дверей.
— Опишите их внешность и время пребывания в нашем ресторане, — выслушав наш вопрос, в свою очередь строго произносит тот.
— Скажите, за каким столиком артисты Юрий Никулин и Андрей Миронов сидели здесь во время съемки фильма “Брильянтовая рука! — спрашиваем у немолодого администратора за высокой стойкой в зале.
— Оставьте ваши пожелания в книге отзывов и свой телефон для связи, мы что-нибудь обязательно сделаем для вас, — отвечает официально-вежливый голос. Правда, затем, внимательно посмотрев на нас, вдруг смягчается и, широко улыбнувшись, интересуется, — это те, что на морском вокзале.
— Ну, конечно же, — радуется наша Младшенькая, внимательно следившая за нашими с женой “потугами”, сама не особенно помнившая этот фильм, который мы, естественно, смотрели с ней ни раз.
— А почему здесь, а не где-нибудь там? — дивится администратор.
— Так ведь ресторан “Плакучая ива” был именно тут, у вас,— поясняет жена, — во всяком случае, так говорят все сочинские гиды, проезжая на экскурсионных автобусах мимо вашего ресторана.
— Ну, вообще-то, я что-то такое слышал, — неуверенно кивает тот. — Хотя мне это точно неизвестно, — растерянно тянет, — но вы знаете, я обязательно спрошу, у нас есть в ресторане местные старожилы, вон старший повар… к примеру.
—А знаете, — нетерпеливо перебиваю, — передайте, пожалуйста, директору вашего заведения наше искреннее пожелание, что было бы очень даже неплохо найти тот самый столик, как-то обозначить его, или, хотя бы, поставить перед рестораном двадцать первую Волгу-такси тех лет, на которой они разъезжали в фильме.
— И иву, иву плакучую посадить у входа, — добавляет жена.
— А под ней фигуру Лелика поставить, — смеётся дочь.
— Хорошо-хорошо, обязательно передам, — улыбаясь, заверят нас администратор.
Мы уходим.
Но на следующий год обязательно вернемся, чтобы снова удивиться произошедшим здесь переменам. Надеюсь, они будут! Да нет же, нет, не надеюсь, а точно знаю, они обязательно будут, потому как это правильно и логично.
В Питере на Мойке, неподалеку от музея-квартиры Пушкина есть кафе, где персонал много лет сменяя друг друга, бережно хранит книгу, в которой рукой великого поэта оставлены долговые расписки за неоплаченные им завтраки и обеды. В этом кафе все от посудомойки до последнего посетителя точно знают, где в кафе было любимое место поэта. И совершенно неважно, что при повторном посещении кафе тот же самый официант (в надежде на ваши повышенные чаевые) совершенно невпопад предложит присесть на любимое место Александра Сергеевича, которое окажется, к вашему удивлению, совершенно в ином углу зала.
В общем, нам было очень грустно, примерно так же как в прошлом году, когда администратор бывшей приемной дворцово-паркового ансамбля “Пансионата им С. Орджоникидзе” также не смог вспомнить Хоттабыча (читай “Удивление Сочи-2015г”). Ну, да ладно, как говорится, проехали, главное, что это помним мы, значит, помнят и другие, будут помнить и впредь! К тому же, теперь спустя много лет после того нашего разговора, не могу не отметить, что та самая двадцать первая Волга-такси и вновь посаженная ива перед рестораном таки появились, и мы каждый свой приезд сюда теперь хотя б разочек заходим к ним, чтоб сфотографироваться…
29.07.2016г.

Свидетельство о публикации (PSBN) 70164

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 01 Августа 2024 года
Еквалпе Тимов-Маринушкин
Автор
...все сказано в прозе, но больше в рифме - она не управляема...
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Родительское собрание 3 +3
    Потерянные 4 +2
    Сатисфакция 2 +2
    Солдафон 6 +2
    «Морские байки ложь, да в них намек, командирам всем урок» 8 +2