Книга «Что я знаю о группе АББА»
Waterloo (Глава 19)
Оглавление
- Стиг Андерсон холостой (Глава 1)
- Стиг Андерсон женатый (Глава 2)
- Бьёрн Ульвеус (Глава 3)
- Анни-Фрид Люнгстад (Глава 4)
- Фрида (Глава 5)
- Hootenanny Singers (Глава 6)
- Бенни Андерссон (Глава 7)
- Hep Stars (Глава 8)
- Hep House (Глава 9)
- Знакомство Бьёрна и Бенни (Глава 10)
- Фрида. Начало карьеры (Глава 11)
- Агнета Фальтског (Глава 12)
- Agnetha Faltskog (Глава 13)
- Бьёрн и Бенни (Глава 14)
- Агнета, Бьёрн, Бенни и Фрида (Глава 15)
- Свадьба Бьёрна и Агнеты & Eurovision (Глава 16)
- People Need Love (Глава 17)
- Ring Ring (Глава 18)
- Waterloo (Глава 19)
- Победа на Eurovision (Глава 20)
- Новая жизнь после победы на Eurovision (Глава 21)
- Альбом АВВА год 1975 (Глава 22)
- Fernando (Глава 23)
- Arrival (Глава 24)
- Европейское турне 1977 года (Глава 25)
Возрастные ограничения 18+
Несмотря на то, что альбом Ring Ring показал перспективность работы именно вчетвером, Агнета не собиралась отказываться от сольной карьеры. Правда, её новый сингл En Sang Om Sorg Och Gladje оказался кавером, а не оригинальной композицией. Свои новые песни Агнета собиралась издать только на альбоме. Наравне с женой и Бьёрн не собирался отказываться от работы с Hootenanny Singers. На май и июнь 1973 года была запланирована запись нового альбома. Бьёрн считал, что для Hootenanny Singers он будет писать фолк-песни, и это никак не будет мешать его работе с Бенни. Даже если летом они в очередной раз отправятся в тур по народным паркам.
Свой альбом в стиле фолк хотела записать и Фрида, надеясь, что Бенни станет её продюсером. Но у Бенни было много работы на студии с другими певцами, и он не мог работать с Фридой именно сейчас. Так что у Фриды появилось время, которое Стиг решил использовать с толком. Он свозил Фриду и Лену Андерссон на песенный конкурс в Венесуэлу. Агнета была в этот момент беременной, на неё Стиг не мог рассчитывать. Из поездки Фрида вернулась с одной мыслью, что будет теперь принимать участие исключительно в проекте Bjorn & Benny, Agnetha & Frida.
Всей четвёркой они отправились давать концерты в народных парках с 15 июня. График оказался достаточно плотным. Последний день выступлений пришёлся на 9 сентября. За этот промежуток времени было дано 80 концертов. Поскольку все выступления проходили исключительно в выходные дни, то в один день приходилось выходить на сцену дважды, а то и трижды. Правда, длилось одно выступление недолго, около получаса.
Самые большие споры возникали вокруг репертуара. Новые песни с альбома Ring Ring никак не гармонировали с номерами кабаре или с песнями альбомов Агнеты и Фриды. Но они вынуждены были исполнять их, поскольку так была составлена программа организаторами тура. В ней даже было попурри детских песен на шведском языке. Всё вместе никак не походило концерт поп-музыки. Во время этого гастрольного тура Бьёрн и Бенни пришли к выводу, что пора заканчивать с выходами на сцену.
По рабочим дням они возвращались к своей рутинной работе продюсеров. Их ждали детские хоры, танцевальные коллективы, фольк-группы, и т.д. Это было совсем не то, чем им хотелось бы заниматься, но они обязаны были это делать. Их боссу Стигу было всё равно, как именно Бьёрн и Бенни приносят его фирме доход. Главное, чтобы он всё время рос. Так что по будням Бьёрн и Бенни были продюсерами, а по выходным – исполнителями.
Тяжело приходилось не только Бенни и Бьёрну. Фрида похудела на 5 кг за этот гастрольный тур. Тяжело переживала расставание с дочерью Агнета. 6 июля, в день её бракосочетания с Бьёрном, был проведён обряд крещения Линды в той самой церкви, что и венчание, тем же самым викарием. Был выходной день, так что отмечать событие было некогда. Вечером все четверо снова стояли на сцене.
Группу сопровождали толпы журналистов. Растущая реализация альбома Ring Ring давала свои плоды. Несмотря на то, что этот концертный тут вовсе не был акцией в поддержку альбома, группу ассоциировали именно с ним. И тут Стиг принял решение о компактном названии коллектива. Ему банально надоело раз за разом произносить длинное Bjorn & Benny, Agnetha & Frida. И он сократил его до минимума, взяв за основу первые буквы имён участников. Получилось АББА. Фрида – это всё-таки псевдоним, её настоящее имя – Анни-Фрид.
Но тут же дотошные журналисты выяснили, что в Швеции существует фирма с таким названием, которая занимается выпуском рыбных консервов. Пришлось Стигу звонить управляющему директору с просьбой использовать название. Тот дал согласие при условии, что группа АББА своими песнями на станет позорить деятельность фирмы. Стиг пообещал. Бьёрн и Бенни не приняли название сразу, им казалось, что можно назвать как-то иначе. Газета Goteborgs Tidningen даже объявляла конкурс на лучшее название. Участникам группы понравились три из всех предложенных – Alibaba, BABA, и Friends & Neighbours. Но точка зрения Стига взяла верх. АББА легко произнести на любом языке мира, а популярность во всём мире это было именно то, к чему стремились все.
Стиг привык говорить правду в глаза, и там самым наживал себе врагов там, где этого не хотелось бы. Это была обратная сторона его бурной деятельности. В интервью газете Expressen он высказался о низком интеллектуальном уровне слушателей. Дословно его слова звучали так – «люди не так глупы, чем ты о них думаешь, они намного глупее». И всё из-за того, что песни с умными текстами Стига проваливаются в хит-парадах, тогда как песни с примитивными словами лидируют по числу продаж.
Такое публичное обвинение в плохом вкусе Стигу не простили многие. Стига и так не любили и за его стиль жизни, за работоспособность, за успешность. Стиг выходил за рамки поведения типичного шведского предпринимателя. А если говорить о музыке, то в начале семидесятых в Швеции стало распространяться движение progressive music, или, сокращённо – progg. Если во всём мире оно означало симфонические эксперименты в рок-музыке, то в Швеции оно значило «играй как можешь». В принципе, корни этого движения исходят из шведской фолк-музыки, с поправкой на время. Бьёрн и Бенни сами вышли из фолка, но они выросли из неё, и хотели идти дальше, а фанаты progg не хотели расти ни в музыкальном плане, ни в коммерческом. Для них ходить по улицам и выступать в одной и той же одежде было нормой. Стиг и АББА не собирались жить по таким правилам.
У Стига вышел конфликт с лидером группы Hoola Bandoola Band Микаэлом Вихе. Группа была одной из лучших в progg движении, и выпуск пластинки был коммерчески выгоден. Микаэл приехал на поезде в Стокгольм, где провёл встречу с Бьёрном, и передал тому демозаписи. Потом Микаэл отправился на встречу с представителями фирмы MNW в Мальмё. После чего принял решение не подписывать договор с Polar Mustc. Качество звука ему не понравилось, оно было для него слишком напыщенным. Всё бы ничего, но Микаэл выставил счёт Стигу за проезд на поезде, что привело Стига в бешенство. Он стал угрожать Микаэлу, говоря о том, что его песня не возьмут ни одна радиостанция, что MNW ожидают серьёзные последствия, но ни ничего не произошло. Стиг не обладал такими возможностями, чтобы кому-то помешать. А вот его нрав мог стать в дальнейшем препятствием в работе.
После провала отборочного тура на Eurovision 1973 года Стиг не стал делать ставку исключительно на этот конкурс, но от планов получить международное признание отходить и не думал. Внутренний рынок и так был за группой АББА. За песню Ring Ring проголосовали 80% позвонивших в студию зрителей, песня прочно занимала первые места в хит-парадах страны. Песня, которую отобрало жюри, сумела добраться только до 12 места. Выход из положения предложила Агнета. По её словам, надо просто поменять правила отбора. Но даже Стиг с его связями не мог самостоятельно принять такое решение.
Кому именно пришло в голову послушаться Агнету, точно не известно, на отбор проходил опять по новым правилам. Теперь решение принималось на основе 11 областных жюри, в составе каждого входило по 15 человек, причём это были не специалисты из мира шоу-бизнеса, а обычные граждане, выбранные по методу статистики.
14 ноября 1973 года был опубликован список авторов, которым было высланы предложения для участия в отборочном туре. В их числе были Бьёрн, Бенни, и Стиг. Стиг первым делом провёл консультации со своими партнёрами из других стран, чтобы понять, в каком стиле лучше написать песню, которая, даже если и не победит, то будет хорошо продаваться по всему миру. В результате долгого обсуждения Стиг вместе с Бьёрном и Бенни пришли к выводу, что нужна бодрая счастливая песня.
К моменту принятия такого решения Бьёрн и Бенни уже написала 6 новых песен для следующего альбома, но среди них не было такой, которая подходила бы по необходимым критериям. Обычно песни Бьёрн и Бенни сочиняли так: Бьёрн на гитаре, а Бенни за фортепьяно исполняли всё, что приходило в голову. Вместо текста они просто произносили набор английских слов в произвольном порядке, пока мелодия не обретала свой ритм и размер. В таком виде её позже играли в студии, находя подходящую аранжировку. И только после этого писался текст.
За вторую половину ноября 1973 года Бьёрн и Бенни сочинили ещё 4 мелодии, среди которых была бодрая и счастливая. Её показали Стигу. Тот одобрил ритм и сел писать красивый текст. Надо было придумать слово из трёх слогов, такое, чтобы могли во всём мире понять его без перевода. Вот как было с названием Ring Ring. За неделю Стиг предложил не один вариант названия, и ни одно не подошло. Например, Honey Pie уже было использовано в своё время Beatles.
Нужное слово пришло Стигу на ум в середине декабря, когда он читал книгу Пелле Хольма «Знакомые Изречения». Три слога Wa-ter-loo означали Ватерлоо, город в Бельгии, рядом с которым союзные англо-прусские войска разобьют войска Наполеона 18 июня 1815 года. Разумеется, писать песню о той битве Стиг не собирался, он использовал название, как метафору. Текст повествует о девушке, которая в конце концов сдаётся домогательствам своего парня. Стиг говорил, что написал его быстро, за один день. Сама же песня была записана два дня спустя.
После записи Waterloo для альбома оставалось записать ещё две песни. У одной уже было оригинальное название Sitting In The Palmtree, другая пока называлась Who`s Gonna Love You, и текст для неё еще не был написан. Мелодия настолько понравилась Бьёрну и Бенни, что они дали плёнку Стигу, когда тот улетал на Рождество в Испанию с просьбой написать текст не хуже, чем Waterloo. Стиг привык работать во время отдыха, так что дважды уговаривать его не пришлось. Помогло ему в этом местное радио, которое каждый день заканчивало вещание одними и теми же словами – Hasta Manana, что значит до завтра.
Телефонная связь между Канарскими островами и Швецией оставляла желать лучшего, и Стигу пришлось чуть ли не кричать текст песни в трубку, вызывая недовольство окружающих. На этом проблемы с песней не закончились. Никак не находилась нужная тональность при записи, пока Агнета не спела её в стиле Конни Франсис. После чего встал вопрос, какую песню выбрать для Eurovision,
Waterloo или Hasta Manana?
Hasta Manana была похожа на предыдущие песни-победительницы конкурса, в это был её плюс. Но с точки зрения раскрутки группы, демонстрации вокальных возможностей Агнеты и Фриды, шансы исполнить Waterloo было намного выше. Последнее слово осталось за Стигом. Он однозначно высказался в пользу Waterloo.
Отборочный тур в Швеции состоялся 9 февраля 1974 года. Всего было 10 песен. Когда на сцену вышли АББА, то дирижёр оркестра Свен-Олаф Валлдофф одел на себя костюм Наполеона. Остальные участники одели костюмы с эполетами. Запись выступления шла днём, по ТВ её показали вечером. Жюри отдало АББА 302 балла, это на 100 больше, чем второе место. Праздновали победу в доме Стига. Всего на вечеринке было более 50 гостей, все они, так или иначе, имели отношение к фирме Polar Music. Waterloo включали на полную громкость бессчётное число раз. Разошлись только в 5 часов утра воскресенья. С началом новой рабочей недели у всех начиналась новая беспокойная жизнь.
Свой альбом в стиле фолк хотела записать и Фрида, надеясь, что Бенни станет её продюсером. Но у Бенни было много работы на студии с другими певцами, и он не мог работать с Фридой именно сейчас. Так что у Фриды появилось время, которое Стиг решил использовать с толком. Он свозил Фриду и Лену Андерссон на песенный конкурс в Венесуэлу. Агнета была в этот момент беременной, на неё Стиг не мог рассчитывать. Из поездки Фрида вернулась с одной мыслью, что будет теперь принимать участие исключительно в проекте Bjorn & Benny, Agnetha & Frida.
Всей четвёркой они отправились давать концерты в народных парках с 15 июня. График оказался достаточно плотным. Последний день выступлений пришёлся на 9 сентября. За этот промежуток времени было дано 80 концертов. Поскольку все выступления проходили исключительно в выходные дни, то в один день приходилось выходить на сцену дважды, а то и трижды. Правда, длилось одно выступление недолго, около получаса.
Самые большие споры возникали вокруг репертуара. Новые песни с альбома Ring Ring никак не гармонировали с номерами кабаре или с песнями альбомов Агнеты и Фриды. Но они вынуждены были исполнять их, поскольку так была составлена программа организаторами тура. В ней даже было попурри детских песен на шведском языке. Всё вместе никак не походило концерт поп-музыки. Во время этого гастрольного тура Бьёрн и Бенни пришли к выводу, что пора заканчивать с выходами на сцену.
По рабочим дням они возвращались к своей рутинной работе продюсеров. Их ждали детские хоры, танцевальные коллективы, фольк-группы, и т.д. Это было совсем не то, чем им хотелось бы заниматься, но они обязаны были это делать. Их боссу Стигу было всё равно, как именно Бьёрн и Бенни приносят его фирме доход. Главное, чтобы он всё время рос. Так что по будням Бьёрн и Бенни были продюсерами, а по выходным – исполнителями.
Тяжело приходилось не только Бенни и Бьёрну. Фрида похудела на 5 кг за этот гастрольный тур. Тяжело переживала расставание с дочерью Агнета. 6 июля, в день её бракосочетания с Бьёрном, был проведён обряд крещения Линды в той самой церкви, что и венчание, тем же самым викарием. Был выходной день, так что отмечать событие было некогда. Вечером все четверо снова стояли на сцене.
Группу сопровождали толпы журналистов. Растущая реализация альбома Ring Ring давала свои плоды. Несмотря на то, что этот концертный тут вовсе не был акцией в поддержку альбома, группу ассоциировали именно с ним. И тут Стиг принял решение о компактном названии коллектива. Ему банально надоело раз за разом произносить длинное Bjorn & Benny, Agnetha & Frida. И он сократил его до минимума, взяв за основу первые буквы имён участников. Получилось АББА. Фрида – это всё-таки псевдоним, её настоящее имя – Анни-Фрид.
Но тут же дотошные журналисты выяснили, что в Швеции существует фирма с таким названием, которая занимается выпуском рыбных консервов. Пришлось Стигу звонить управляющему директору с просьбой использовать название. Тот дал согласие при условии, что группа АББА своими песнями на станет позорить деятельность фирмы. Стиг пообещал. Бьёрн и Бенни не приняли название сразу, им казалось, что можно назвать как-то иначе. Газета Goteborgs Tidningen даже объявляла конкурс на лучшее название. Участникам группы понравились три из всех предложенных – Alibaba, BABA, и Friends & Neighbours. Но точка зрения Стига взяла верх. АББА легко произнести на любом языке мира, а популярность во всём мире это было именно то, к чему стремились все.
Стиг привык говорить правду в глаза, и там самым наживал себе врагов там, где этого не хотелось бы. Это была обратная сторона его бурной деятельности. В интервью газете Expressen он высказался о низком интеллектуальном уровне слушателей. Дословно его слова звучали так – «люди не так глупы, чем ты о них думаешь, они намного глупее». И всё из-за того, что песни с умными текстами Стига проваливаются в хит-парадах, тогда как песни с примитивными словами лидируют по числу продаж.
Такое публичное обвинение в плохом вкусе Стигу не простили многие. Стига и так не любили и за его стиль жизни, за работоспособность, за успешность. Стиг выходил за рамки поведения типичного шведского предпринимателя. А если говорить о музыке, то в начале семидесятых в Швеции стало распространяться движение progressive music, или, сокращённо – progg. Если во всём мире оно означало симфонические эксперименты в рок-музыке, то в Швеции оно значило «играй как можешь». В принципе, корни этого движения исходят из шведской фолк-музыки, с поправкой на время. Бьёрн и Бенни сами вышли из фолка, но они выросли из неё, и хотели идти дальше, а фанаты progg не хотели расти ни в музыкальном плане, ни в коммерческом. Для них ходить по улицам и выступать в одной и той же одежде было нормой. Стиг и АББА не собирались жить по таким правилам.
У Стига вышел конфликт с лидером группы Hoola Bandoola Band Микаэлом Вихе. Группа была одной из лучших в progg движении, и выпуск пластинки был коммерчески выгоден. Микаэл приехал на поезде в Стокгольм, где провёл встречу с Бьёрном, и передал тому демозаписи. Потом Микаэл отправился на встречу с представителями фирмы MNW в Мальмё. После чего принял решение не подписывать договор с Polar Mustc. Качество звука ему не понравилось, оно было для него слишком напыщенным. Всё бы ничего, но Микаэл выставил счёт Стигу за проезд на поезде, что привело Стига в бешенство. Он стал угрожать Микаэлу, говоря о том, что его песня не возьмут ни одна радиостанция, что MNW ожидают серьёзные последствия, но ни ничего не произошло. Стиг не обладал такими возможностями, чтобы кому-то помешать. А вот его нрав мог стать в дальнейшем препятствием в работе.
После провала отборочного тура на Eurovision 1973 года Стиг не стал делать ставку исключительно на этот конкурс, но от планов получить международное признание отходить и не думал. Внутренний рынок и так был за группой АББА. За песню Ring Ring проголосовали 80% позвонивших в студию зрителей, песня прочно занимала первые места в хит-парадах страны. Песня, которую отобрало жюри, сумела добраться только до 12 места. Выход из положения предложила Агнета. По её словам, надо просто поменять правила отбора. Но даже Стиг с его связями не мог самостоятельно принять такое решение.
Кому именно пришло в голову послушаться Агнету, точно не известно, на отбор проходил опять по новым правилам. Теперь решение принималось на основе 11 областных жюри, в составе каждого входило по 15 человек, причём это были не специалисты из мира шоу-бизнеса, а обычные граждане, выбранные по методу статистики.
14 ноября 1973 года был опубликован список авторов, которым было высланы предложения для участия в отборочном туре. В их числе были Бьёрн, Бенни, и Стиг. Стиг первым делом провёл консультации со своими партнёрами из других стран, чтобы понять, в каком стиле лучше написать песню, которая, даже если и не победит, то будет хорошо продаваться по всему миру. В результате долгого обсуждения Стиг вместе с Бьёрном и Бенни пришли к выводу, что нужна бодрая счастливая песня.
К моменту принятия такого решения Бьёрн и Бенни уже написала 6 новых песен для следующего альбома, но среди них не было такой, которая подходила бы по необходимым критериям. Обычно песни Бьёрн и Бенни сочиняли так: Бьёрн на гитаре, а Бенни за фортепьяно исполняли всё, что приходило в голову. Вместо текста они просто произносили набор английских слов в произвольном порядке, пока мелодия не обретала свой ритм и размер. В таком виде её позже играли в студии, находя подходящую аранжировку. И только после этого писался текст.
За вторую половину ноября 1973 года Бьёрн и Бенни сочинили ещё 4 мелодии, среди которых была бодрая и счастливая. Её показали Стигу. Тот одобрил ритм и сел писать красивый текст. Надо было придумать слово из трёх слогов, такое, чтобы могли во всём мире понять его без перевода. Вот как было с названием Ring Ring. За неделю Стиг предложил не один вариант названия, и ни одно не подошло. Например, Honey Pie уже было использовано в своё время Beatles.
Нужное слово пришло Стигу на ум в середине декабря, когда он читал книгу Пелле Хольма «Знакомые Изречения». Три слога Wa-ter-loo означали Ватерлоо, город в Бельгии, рядом с которым союзные англо-прусские войска разобьют войска Наполеона 18 июня 1815 года. Разумеется, писать песню о той битве Стиг не собирался, он использовал название, как метафору. Текст повествует о девушке, которая в конце концов сдаётся домогательствам своего парня. Стиг говорил, что написал его быстро, за один день. Сама же песня была записана два дня спустя.
После записи Waterloo для альбома оставалось записать ещё две песни. У одной уже было оригинальное название Sitting In The Palmtree, другая пока называлась Who`s Gonna Love You, и текст для неё еще не был написан. Мелодия настолько понравилась Бьёрну и Бенни, что они дали плёнку Стигу, когда тот улетал на Рождество в Испанию с просьбой написать текст не хуже, чем Waterloo. Стиг привык работать во время отдыха, так что дважды уговаривать его не пришлось. Помогло ему в этом местное радио, которое каждый день заканчивало вещание одними и теми же словами – Hasta Manana, что значит до завтра.
Телефонная связь между Канарскими островами и Швецией оставляла желать лучшего, и Стигу пришлось чуть ли не кричать текст песни в трубку, вызывая недовольство окружающих. На этом проблемы с песней не закончились. Никак не находилась нужная тональность при записи, пока Агнета не спела её в стиле Конни Франсис. После чего встал вопрос, какую песню выбрать для Eurovision,
Waterloo или Hasta Manana?
Hasta Manana была похожа на предыдущие песни-победительницы конкурса, в это был её плюс. Но с точки зрения раскрутки группы, демонстрации вокальных возможностей Агнеты и Фриды, шансы исполнить Waterloo было намного выше. Последнее слово осталось за Стигом. Он однозначно высказался в пользу Waterloo.
Отборочный тур в Швеции состоялся 9 февраля 1974 года. Всего было 10 песен. Когда на сцену вышли АББА, то дирижёр оркестра Свен-Олаф Валлдофф одел на себя костюм Наполеона. Остальные участники одели костюмы с эполетами. Запись выступления шла днём, по ТВ её показали вечером. Жюри отдало АББА 302 балла, это на 100 больше, чем второе место. Праздновали победу в доме Стига. Всего на вечеринке было более 50 гостей, все они, так или иначе, имели отношение к фирме Polar Music. Waterloo включали на полную громкость бессчётное число раз. Разошлись только в 5 часов утра воскресенья. С началом новой рабочей недели у всех начиналась новая беспокойная жизнь.
Рецензии и комментарии 0