Книга «Что я знаю о группе АББА»
Альбом АВВА год 1975 (Глава 22)
Оглавление
- Стиг Андерсон холостой (Глава 1)
- Стиг Андерсон женатый (Глава 2)
- Бьёрн Ульвеус (Глава 3)
- Анни-Фрид Люнгстад (Глава 4)
- Фрида (Глава 5)
- Hootenanny Singers (Глава 6)
- Бенни Андерссон (Глава 7)
- Hep Stars (Глава 8)
- Hep House (Глава 9)
- Знакомство Бьёрна и Бенни (Глава 10)
- Фрида. Начало карьеры (Глава 11)
- Агнета Фальтског (Глава 12)
- Agnetha Faltskog (Глава 13)
- Бьёрн и Бенни (Глава 14)
- Агнета, Бьёрн, Бенни и Фрида (Глава 15)
- Свадьба Бьёрна и Агнеты & Eurovision (Глава 16)
- People Need Love (Глава 17)
- Ring Ring (Глава 18)
- Waterloo (Глава 19)
- Победа на Eurovision (Глава 20)
- Новая жизнь после победы на Eurovision (Глава 21)
- Альбом АВВА год 1975 (Глава 22)
- Fernando (Глава 23)
Возрастные ограничения 18+
Не всем была понятна та стратегия, которую выбрал Стиг для покорения мира музыки представителями Швеции. Казалось, что проще заключить соглашение на право издание песен с одной крупной компанией, у которой есть свои агенты в большинстве стран. Но Стиг рассуждал иначе. По его мнению, во всех странах одновременно одна компания не сможет лидировать по числу продаж. Каждый регион имеет своего лидера, и такая конкуренция только на руку для такой группы, как АББА. Такой путь занимает больше времени, но он приносит и другое количество доходов. Стиг предпочитал работать с теми компаниями, которым песни АББА нравились с точки зрения творчества, а не коммерческого расчёта. Обратная сторона такого подхода – многочисленное тиражирование копий записей. Но оно того стоило.
Как пример, можно разобрать альбом Waterloo. Права на издания двух песен были у компании United Artists, ещё две песни купили Bocu Music. Остальные шесть песен разобрали другие шесть фирм. Honey Honey досталась ATV Music, которая выпустила сингл с дуэтом Sweet Music. Стиг заключал договор сразу на 10 лет, и не брал аванса. Покупающая сторона оценивала такой шаг.
Продвигая АББА, Стиг не забывал и о других клиентах Polar Music – Свенне и Лотта. Для австралийского рынка они записали каверы песен АББА Dance и He Is Your Brother. А также этот дуэт записал новую песню Бьёрна и Бении Bang-A-Boomerang для нового отборочного конкурса Eurovision. Финал прошёл 15 февраля 1975 года. Свенне и Лотта заняли только третье место. Тогда Бьёрн и Бенни решили записать эту песню для нового альбома АББА, чем сорвали выход сингла Bang-A-Boomerang дуэта Свенне и Лотта за границей. Разве что в Скандинавии это сингл стал популярным.
Турне по Скандинавии АББА начали 10 января 1975 года в Осло. Здесь проблем с заполняемостью залов не было, все билеты на выступления были раскуплены. Что в Норвегии, что в Швеции. За выступлениями группы внимательно смотрел Сид Бернстайн, он не оставлял попыток уговорить АББА прибыть в США со своей новой концертной программой. Стиг не возражал, но даже он обалдел от планов на лето 1975 года, с которыми его ознакомила группа. Они хотели вновь дать серию выступлений в Народных парках. Но сначала они закончат работу над альбомом.
Майкл Третов ушёл из Metronome Studio в Glen Studio. В новой студии у него было больше самостоятельности, а АББА могла располагать его рабочим временем по своему усмотрению. Выбор материала теперь проходил более тщательную проверку, чем до выхода Waterloo. Бьёрн и Бенни надеялись, что новые песни станут шагом вперёд, а не топтанием на месте. Вышел альбом 21 апреля 1975 года, ему было дано скромное название ABBA.
Открывала альбом Mamma Mia – песня, которая была придумана и записана последней. Она задаёт настроение всему альбому. Майк Третов в новой студии добился нужной тональности от Агнеты, что тщетно пытался сделать на двух первых альбомах. По его словам, Агнета никак не могла выйти за узкие рамки шлягерности. Плюс в новой студии Майкл сумел получить эффект эха. Стены были выложены плиткой, и, пропустив звук через гитарный усилитель, нужный эффект был достигнут. Таким образом был записал голос Бьёрна в песне Man In The Middle.
А Бенни требовал от Агнеты и Фриды петь как можно выше. После очередного дубля, казалось бы, записанного идеально, он просил спеть ещё раз, чем сильно раздражал обоих солисток. Бывало, в адрес Бенни звучали и нецензурные слова на шведском языке. Но, когда сравнивали дубли после окончания записи, Бенни наглядно демонстрировал свою правоту.
При этом самое большое время во время записи ушло на хоровой бэк-вокал. Ему придавалось особое значение, и он записывался раньше основных партий. Эта фишка стала одной из основных узнаваемых, на которых основывался успех АББА во всём мире. Ещё одна важная вещь, касающаяся вокала, заключалась в том, что теперь женский вокал стал доминирующим. Бьёрн солирует всего в 2 песнях. Кроме Man In The Middle, это Rock Me, в которой Бёьрн попытался петь голосом Нодди Холдера, солиста группы Slade.
Tropical Loveland спела одна Фрида, Агнета сольно записала I`ve Been Waiting For You и SOS. Последнюю критики назвали самой сильной песней альбома. На ней слышен «плачущий» голос Агнеты, по словам Майкла Третова. Мелодия украшена яркой игрой Бенни на фортепьяно, где он музыкальный проигрыш исполняет в классической манере.
Классическая музыка представлена на альбоме и в чисто инструментальной композиции Intermezzo №1. Точнее, это вкусный коктейль классической музыки и рок-н-ролла. Бенни сумел объединить их в одно произведение, что говорило о его музыкальном таланте, способном писать не только простые танцевальные шлягеры.
Шлягеру тоже нашлось место на альбоме. Уже само название I Do, I Do, I Do, I Do, I Do говорит об этом. Украсило и без того красивую мелодию звучание саксофона. Бенни и Бьёрн таким образом отдали дань уважения американскому музыканту Билли Вогану, чьи песни нравились им в детстве. Несмотря на это, сингл в хит-парадах Британии занял всего лишь 38 место, тогда как So Long попал в десятку.
Для раскрутки альбома ABBA было принято решение снять несколько клипов. Отобрали четыре песни – Mamma Mia, I Do, I Do, I Do, I Do, I Do, So Long и Bang-A-Boomerang. Режиссёр остался прежним – Лассе Хальмстрём. Работал он быстро, снимая по два клипа в день. С другой стороны, та сумма, которую ему выделил Стиг – 50000 крон, и не предполагала долгих съёмок.
В студии Лассе нашёл фирменный стиль АББА, который позже использовался не раз. Снимая в кадре пару, он просил одного участника смотреть в камеру, в то время как другой смотрел на первого. Получалось изображение в профиль и фас. Пары всё время менялись местами, работая на контрасте. Клипы снимались не только для местного ТВ, но и для других стран, в частности для Австралии и Новой Зеландии.
Планы на лето 1975 года у Стига и АББА были разными. Стиг хотел, чтобы велась студийная работа над новыми песнями, как для АББА, так и для других исполнителей. АББА хотели отправится с концертами по Народным паркам. На этот раз гастролировать всё лето не было желания ни у кого. С 21 июня по 7 июля планировалось объехать все регионы Швеции, чтобы никого не обидеть. Репертуар остался таким же, как и во время предыдущих концертов по Европе, менять программу не имело смысла.
Публика охотно покупала билеты, которые не продавались заранее, их можно было купить при входе в парк. Из-за этого кое-где возникла давка. В столице был установлен рекорд посещаемости одного концерта – 19200 зрителей. А общее число зрителей за все выступления перевалило за 100000.
Стиг запросил за выступления и рекордный процент от выручки – 60. Раньше в Швеции никогда никому не отчисляли так много. Но Стиг умел торговаться и настоял на своём. Таким образом за полмесяца АББА заработала 500000 крон, но половина из них ушла на расходы. В любом случае, по мнению Стига, самые большие деньги во время гастролей можно было заработать только в США, ну, или в Австралии, поскольку только там были большие концертные площадки.
Суровые шведские критики отнеслись к концертным номерам АББА достаточно холодно. Для шведского музыкального рынка такие шоу-номера были весьма непривычными, хотя и красивыми. АББА шла по пути англоязычной музыки, в которой упор делался на мелодию и голос, тогда как шведское народное пение подразумевало в первую очередь текст. Главный упор критики сводился к тому, что слова песен пустые, или в них спрятан обман. В словах I Love You нет тех чувств, которые испытывают при настоящей любви. АББА любят деньги, судя по их гонорарам – приблизительно так можно перевести смысл самых резких статей.
АББА не читали подобную критику, им было не того. К концу турне заболела Агнета. Температура поднялась до 40 градусов, болело горло. Пришлось лечь в больницу, и лечащий врач категорически запретил Агнете петь неделю. Однако через два дня Агнета уже стояла на сцене в Мальмё. За кулисами дежурил местный врач на всякий пожарный случай. После окончания гастролей АББА взяли недельную паузу на отдых.
Как раз в последний день концертов АББА, 7 июля, в Австралии, песня I Do, I Do, I Do, I Do, I Do. занимала скромное 83 место хит-парада. Но с каждым днём поднималась всё выше. Годом ранее на ТВ канала АВС вышла шоу программа Countdown, в которой демонстрировались клипы песен, которые лидировали в хит-параде Австралии. I Do, I Do, I Do, I Do, I Do поднялась так высоко, что её не показать стало невозможно.
Оказалось, что в распоряжении RCA Australia есть четыре клипа АББА, которые лежали без дела на полке. Плёнки были переданы руководству АВС, и те для себя отметили, что песня Mamma Mia ещё более привлекательная, чем I Do, I Do, I Do, I Do, I Do. Но показывать необходимо было клин уже известной песни.
3 августа 1975 года клип I Do, I Do, I Do, I Do, I Do вышел в эфир на АВС. А ещё через неделю дошла очередь до клипа Mamma Mia. После первого показа редакция была завалена письмами благодарных зрителей с просьбой повторить показ. И это при том, что сингл Mamma Mia в Австралии нигде не звучал. Через неделю показ клипа повторили.
Молодёжь Австралии ринулась в магазины покупать сингл Mamma Mia группы АББА. Но продавцы разводили руками, такого сингла в Австралии не издавали. Тогда руководство RCA Australia обратилось к Стигу с просьбой издать сингл, но Стиг отказал им в категорической форме. Он думал, что выпуск синглов будет мешать продажам нового альбома АВВА. Но всё-таки Стиг уступил настойчивым просьбам, и сингл Mamma Mia начал продаваться в Австралии.
Осенью синглы с альбома заняли первые места в австралийском хит-параде. Одна из причин лежит на поверхности – в течение пяти месяцев песни АББА постоянно транслировались в эфирах радио и ТВ. Если по ТВ могли показывать только клипы, то по радио звучали песни с альбома, независимо от того, был ли снят клип на песню, или нет.
При этом информации о группе не было практически никакой. Только название песен и фотографии. Дошло до того, что по стране стали ходить слухи, что те, кого зрители видят в клипах – это нанятые модели, которые открывают рты под фонограмму. Такую ситуацию необходимо было исправлять. Самое простое решение – устроить гастрольный тур по Австралии. Но Стиг пока не мог турне и по США организовать, а договорённость об этом уже была достигнута.
Как пример, можно разобрать альбом Waterloo. Права на издания двух песен были у компании United Artists, ещё две песни купили Bocu Music. Остальные шесть песен разобрали другие шесть фирм. Honey Honey досталась ATV Music, которая выпустила сингл с дуэтом Sweet Music. Стиг заключал договор сразу на 10 лет, и не брал аванса. Покупающая сторона оценивала такой шаг.
Продвигая АББА, Стиг не забывал и о других клиентах Polar Music – Свенне и Лотта. Для австралийского рынка они записали каверы песен АББА Dance и He Is Your Brother. А также этот дуэт записал новую песню Бьёрна и Бении Bang-A-Boomerang для нового отборочного конкурса Eurovision. Финал прошёл 15 февраля 1975 года. Свенне и Лотта заняли только третье место. Тогда Бьёрн и Бенни решили записать эту песню для нового альбома АББА, чем сорвали выход сингла Bang-A-Boomerang дуэта Свенне и Лотта за границей. Разве что в Скандинавии это сингл стал популярным.
Турне по Скандинавии АББА начали 10 января 1975 года в Осло. Здесь проблем с заполняемостью залов не было, все билеты на выступления были раскуплены. Что в Норвегии, что в Швеции. За выступлениями группы внимательно смотрел Сид Бернстайн, он не оставлял попыток уговорить АББА прибыть в США со своей новой концертной программой. Стиг не возражал, но даже он обалдел от планов на лето 1975 года, с которыми его ознакомила группа. Они хотели вновь дать серию выступлений в Народных парках. Но сначала они закончат работу над альбомом.
Майкл Третов ушёл из Metronome Studio в Glen Studio. В новой студии у него было больше самостоятельности, а АББА могла располагать его рабочим временем по своему усмотрению. Выбор материала теперь проходил более тщательную проверку, чем до выхода Waterloo. Бьёрн и Бенни надеялись, что новые песни станут шагом вперёд, а не топтанием на месте. Вышел альбом 21 апреля 1975 года, ему было дано скромное название ABBA.
Открывала альбом Mamma Mia – песня, которая была придумана и записана последней. Она задаёт настроение всему альбому. Майк Третов в новой студии добился нужной тональности от Агнеты, что тщетно пытался сделать на двух первых альбомах. По его словам, Агнета никак не могла выйти за узкие рамки шлягерности. Плюс в новой студии Майкл сумел получить эффект эха. Стены были выложены плиткой, и, пропустив звук через гитарный усилитель, нужный эффект был достигнут. Таким образом был записал голос Бьёрна в песне Man In The Middle.
А Бенни требовал от Агнеты и Фриды петь как можно выше. После очередного дубля, казалось бы, записанного идеально, он просил спеть ещё раз, чем сильно раздражал обоих солисток. Бывало, в адрес Бенни звучали и нецензурные слова на шведском языке. Но, когда сравнивали дубли после окончания записи, Бенни наглядно демонстрировал свою правоту.
При этом самое большое время во время записи ушло на хоровой бэк-вокал. Ему придавалось особое значение, и он записывался раньше основных партий. Эта фишка стала одной из основных узнаваемых, на которых основывался успех АББА во всём мире. Ещё одна важная вещь, касающаяся вокала, заключалась в том, что теперь женский вокал стал доминирующим. Бьёрн солирует всего в 2 песнях. Кроме Man In The Middle, это Rock Me, в которой Бёьрн попытался петь голосом Нодди Холдера, солиста группы Slade.
Tropical Loveland спела одна Фрида, Агнета сольно записала I`ve Been Waiting For You и SOS. Последнюю критики назвали самой сильной песней альбома. На ней слышен «плачущий» голос Агнеты, по словам Майкла Третова. Мелодия украшена яркой игрой Бенни на фортепьяно, где он музыкальный проигрыш исполняет в классической манере.
Классическая музыка представлена на альбоме и в чисто инструментальной композиции Intermezzo №1. Точнее, это вкусный коктейль классической музыки и рок-н-ролла. Бенни сумел объединить их в одно произведение, что говорило о его музыкальном таланте, способном писать не только простые танцевальные шлягеры.
Шлягеру тоже нашлось место на альбоме. Уже само название I Do, I Do, I Do, I Do, I Do говорит об этом. Украсило и без того красивую мелодию звучание саксофона. Бенни и Бьёрн таким образом отдали дань уважения американскому музыканту Билли Вогану, чьи песни нравились им в детстве. Несмотря на это, сингл в хит-парадах Британии занял всего лишь 38 место, тогда как So Long попал в десятку.
Для раскрутки альбома ABBA было принято решение снять несколько клипов. Отобрали четыре песни – Mamma Mia, I Do, I Do, I Do, I Do, I Do, So Long и Bang-A-Boomerang. Режиссёр остался прежним – Лассе Хальмстрём. Работал он быстро, снимая по два клипа в день. С другой стороны, та сумма, которую ему выделил Стиг – 50000 крон, и не предполагала долгих съёмок.
В студии Лассе нашёл фирменный стиль АББА, который позже использовался не раз. Снимая в кадре пару, он просил одного участника смотреть в камеру, в то время как другой смотрел на первого. Получалось изображение в профиль и фас. Пары всё время менялись местами, работая на контрасте. Клипы снимались не только для местного ТВ, но и для других стран, в частности для Австралии и Новой Зеландии.
Планы на лето 1975 года у Стига и АББА были разными. Стиг хотел, чтобы велась студийная работа над новыми песнями, как для АББА, так и для других исполнителей. АББА хотели отправится с концертами по Народным паркам. На этот раз гастролировать всё лето не было желания ни у кого. С 21 июня по 7 июля планировалось объехать все регионы Швеции, чтобы никого не обидеть. Репертуар остался таким же, как и во время предыдущих концертов по Европе, менять программу не имело смысла.
Публика охотно покупала билеты, которые не продавались заранее, их можно было купить при входе в парк. Из-за этого кое-где возникла давка. В столице был установлен рекорд посещаемости одного концерта – 19200 зрителей. А общее число зрителей за все выступления перевалило за 100000.
Стиг запросил за выступления и рекордный процент от выручки – 60. Раньше в Швеции никогда никому не отчисляли так много. Но Стиг умел торговаться и настоял на своём. Таким образом за полмесяца АББА заработала 500000 крон, но половина из них ушла на расходы. В любом случае, по мнению Стига, самые большие деньги во время гастролей можно было заработать только в США, ну, или в Австралии, поскольку только там были большие концертные площадки.
Суровые шведские критики отнеслись к концертным номерам АББА достаточно холодно. Для шведского музыкального рынка такие шоу-номера были весьма непривычными, хотя и красивыми. АББА шла по пути англоязычной музыки, в которой упор делался на мелодию и голос, тогда как шведское народное пение подразумевало в первую очередь текст. Главный упор критики сводился к тому, что слова песен пустые, или в них спрятан обман. В словах I Love You нет тех чувств, которые испытывают при настоящей любви. АББА любят деньги, судя по их гонорарам – приблизительно так можно перевести смысл самых резких статей.
АББА не читали подобную критику, им было не того. К концу турне заболела Агнета. Температура поднялась до 40 градусов, болело горло. Пришлось лечь в больницу, и лечащий врач категорически запретил Агнете петь неделю. Однако через два дня Агнета уже стояла на сцене в Мальмё. За кулисами дежурил местный врач на всякий пожарный случай. После окончания гастролей АББА взяли недельную паузу на отдых.
Как раз в последний день концертов АББА, 7 июля, в Австралии, песня I Do, I Do, I Do, I Do, I Do. занимала скромное 83 место хит-парада. Но с каждым днём поднималась всё выше. Годом ранее на ТВ канала АВС вышла шоу программа Countdown, в которой демонстрировались клипы песен, которые лидировали в хит-параде Австралии. I Do, I Do, I Do, I Do, I Do поднялась так высоко, что её не показать стало невозможно.
Оказалось, что в распоряжении RCA Australia есть четыре клипа АББА, которые лежали без дела на полке. Плёнки были переданы руководству АВС, и те для себя отметили, что песня Mamma Mia ещё более привлекательная, чем I Do, I Do, I Do, I Do, I Do. Но показывать необходимо было клин уже известной песни.
3 августа 1975 года клип I Do, I Do, I Do, I Do, I Do вышел в эфир на АВС. А ещё через неделю дошла очередь до клипа Mamma Mia. После первого показа редакция была завалена письмами благодарных зрителей с просьбой повторить показ. И это при том, что сингл Mamma Mia в Австралии нигде не звучал. Через неделю показ клипа повторили.
Молодёжь Австралии ринулась в магазины покупать сингл Mamma Mia группы АББА. Но продавцы разводили руками, такого сингла в Австралии не издавали. Тогда руководство RCA Australia обратилось к Стигу с просьбой издать сингл, но Стиг отказал им в категорической форме. Он думал, что выпуск синглов будет мешать продажам нового альбома АВВА. Но всё-таки Стиг уступил настойчивым просьбам, и сингл Mamma Mia начал продаваться в Австралии.
Осенью синглы с альбома заняли первые места в австралийском хит-параде. Одна из причин лежит на поверхности – в течение пяти месяцев песни АББА постоянно транслировались в эфирах радио и ТВ. Если по ТВ могли показывать только клипы, то по радио звучали песни с альбома, независимо от того, был ли снят клип на песню, или нет.
При этом информации о группе не было практически никакой. Только название песен и фотографии. Дошло до того, что по стране стали ходить слухи, что те, кого зрители видят в клипах – это нанятые модели, которые открывают рты под фонограмму. Такую ситуацию необходимо было исправлять. Самое простое решение – устроить гастрольный тур по Австралии. Но Стиг пока не мог турне и по США организовать, а договорённость об этом уже была достигнута.
Рецензии и комментарии 0