Книга «Что я знаю о группе АББА»
Европейское турне 1977 года (Глава 25)
Оглавление
- Стиг Андерсон холостой (Глава 1)
- Стиг Андерсон женатый (Глава 2)
- Бьёрн Ульвеус (Глава 3)
- Анни-Фрид Люнгстад (Глава 4)
- Фрида (Глава 5)
- Hootenanny Singers (Глава 6)
- Бенни Андерссон (Глава 7)
- Hep Stars (Глава 8)
- Hep House (Глава 9)
- Знакомство Бьёрна и Бенни (Глава 10)
- Фрида. Начало карьеры (Глава 11)
- Агнета Фальтског (Глава 12)
- Agnetha Faltskog (Глава 13)
- Бьёрн и Бенни (Глава 14)
- Агнета, Бьёрн, Бенни и Фрида (Глава 15)
- Свадьба Бьёрна и Агнеты & Eurovision (Глава 16)
- People Need Love (Глава 17)
- Ring Ring (Глава 18)
- Waterloo (Глава 19)
- Победа на Eurovision (Глава 20)
- Новая жизнь после победы на Eurovision (Глава 21)
- Альбом АВВА год 1975 (Глава 22)
- Fernando (Глава 23)
- Arrival (Глава 24)
- Европейское турне 1977 года (Глава 25)
- Турне по Австралии (Глава 26)
- The Album (Глава 27)
- Развод Бьёрна и Агнеты, свадьба Бенни и Фриды (Глава 28)
- Альбом Voulez-Vous и гастроли по США (Глава 29)
Возрастные ограничения 18+
За последний год отношение англичан к АББА изменилась в лучшую сторону. На вершине местного хит-парада по очереди побывали три песни группы, а их альбом Greatest Hits был продан в количестве 1250000 экземпляров, что было больше любого номерного альбома АББА.
Чтобы усилить эффект на британцев от выхода нового альбома Arrival, была придумана красивая рекламная акция. На обложке альбома АББА находятся в вертолёте, одетые в комбинезоны. И вот на пресс-конференцию, проходившую на борту корабля The Mayflower, АББА должны были прилететь на вертолёте, одетые те самые комбинезоны. Подвела английская погода, было туманно до такой степени, что пришлось до корабля добираться на автомобиле.
Arrival 10 недель находился на первом месте британского хит-парада. Местные фанаты поп-музыки смирились с тем, что Бьёрн и Бенни сочиняют песни лучше, чем англичане, а Агнета и Фрида лучше англичанок поют. Как заметил один из критиков, это происходило потому, что АББА относились в лёгкой популярной музыке серьёзно, и заботились о качестве звучания. В то время как из британцев за качеством звука мало кто следил, если речь идёт о поп-исполнителях. Разве что Элтон Джон, да Пол Маккартни.
В тоже время АББА не следовали общепринятому правилу, которое гласило, что после выхода альбома необходимо отправляться в рекламный концертный тур. Им хватало съёмок клипов и участие в ТВ шоу программах. Поэтому АББА возненавидели те британские журналисты, которые писали о рок-музыке. Дело в том, что английские рок-музыканты, если не любили АББА, то относились к ним с уважением именно за такую музыку, которую АББА и сочиняли, и записывали. Глэн Метлок. Элвис Костелло, Пит Таушенд использовали в своих песнях музыкальные приёмы АББА.
После возвращения из Англии было принято решение снять полнометражный фильм о гастролях АББА в Австралии. Не художественный, а документальный. Режиссёром оставался автор клипов Лассе Халльстрём. Грешно было не снять мировой триумф группы, и не показать его в Швеции. Там по-прежнему к АББА относились холодно со стороны государственных органов.
Главный редактор молодёжных программ шведского ТВ Кристер Эклунд назвал песни АББА бездушными, лишёнными эмоций, чисто коммерческими, а тексты фантастическими. К музыкантам, которые или участвовали в записях альбомов, или выступали вместе на сцене, были применены санкции. Ян Шаффер получил отказ от выступлений на ряде площадок, а Ульф Андерссон, игравший с АББА на саксофоне, не смог выступить вместо со своей группой Egba.
Но чтобы не предпринимали в отношении АББА организации и личности, они отправились в своё первое мировое турне. Оно началось 28 января 1977 года. В планах значились такие страны, как Швеция, Норвегия. Дания, ФРГ, Бельгия, Голландия и Англия. Первый концерт прошёл в Осло. Всего за 17 дней было дано 17 концертов, продано 84000 билетов. Причём все они были раскуплены за месяц до начала гастролей. Кроме АББА, на сцене присутствовали сессионные музыканты, три бэк-вокалистки, и в помощь Бенни ещё два клавишника.
Помня неудачу предыдущих выступлений, когда залы оказывались пустыми на треть или даже половину, АББА арендовали помещения не самых больших размерах, что тут же сказалось на стоимости билетов. Спекулянты взвинчивали цены в 10 раз, и всё равно находили покупателей. Перед началом гастролей Стиг отказался давать интервью, чем расстроил многих репортёров. Во время отдыха группу повезли кататься на санах. Одни сани опрокинулись, но никто не пострадал, а вот Лена Андерссон, взятая на бэк-вокал, умудрилась простудиться и потеряла голос. Пришлось срочно вызывать врача из Стокгольма в Осло. На первом концерте присутствовали первые лица Норвегии – принц Харальд и принцесса Соня.
Длительность выступления составляла порядка двух часов, в течение которых АББА исполняла 25 песен. Подавляющее большинство было взято из последних двух альбомов, а из первых двух только три песни. Но были и номера, которые раньше изданы не были. Бьёрн и Бенни хотели написать полноценный мюзикл, и во время подготовки к гастролям сочинили мини-мюзикл из четырёх песен под названием The Girl With The Golden Hair. Он завершал выступление АББА.
Агнета и Фрида выходили в этот момент на сцену в светлых париках, и на них были одеты одинаковые костюмы. Тем самым девушки говорили о том, что обе они будут петь от лица одного персонажа, девушки со светлыми волосами.
Сначала песню Thank You For The Music сольно исполняла Агнета. Затем Фрида одна пела I Wonder. И уже потом дуэтом они исполняли I`m A Marionette и Get On The Carousel. Если само шоу вызывало в целом положительные эмоции, то вот мини-мюзикл публика не приняла. Отчасти и по той причине, что песни эти никто раньше не слышал, и потом, опыта постановок у АББА не было, зато был опыт работы в кабаре. А кабаре и поп-музыка вещи не совместимые.
Следующей точкой проведения концертов после Осло был Гётеборг. Проблемы начались ещё в Осло. Сломался лифт, когда в нём находились АББА, и им там пришлось 25 минут ждать, пока не он не продолжит движение. В аэропорту им сказали, что из-за плохой погоды все рейсы на Гётеборг отменены. Рейс АББА должен был назначен на 13.50. В 14.40 они должны были быть в Гётеборге, в 18.00 настраивать аппаратуру, а в 19.00 начать выступление. Войдя в положение группы, руководство аэропорта дало добро на вылет, но только АББА и членам делегации. При этом Гётеборг согласие на посадку не давал.
Зоны Гётеборга самолёт достиг по расписанию, в 14.30, но разрешения на посадку не было дано. Пришлось кружить в небе, надеясь на работу наземной службы аэропорта Torslanda, что они сумеют приготовить посадочную полосу в надлежащий вид. На борту никто не нервничал, а Стиг пил шампанское. Пилот вёл переговоры с другими аэропортами на тот случай, если в Гётеборге сесть будет нельзя. Но тогда концерт АББА будет отменён. Однако полосу сумели привести в норму, и посадка произошла в 15.40, то есть всего на час позже. Все члены АББА прошли в кабину пилота и лично отблагодарили экипаж. Ни один самолёт не взлетал, и не приземлялся в Гётеборге ещё несколько часов.
На этом приключения не закончились. АББА на лимузинах уехали первыми, а автобус с бэк-вокалистками на скользкой дороге съехал в кювет. Пришлось девушкам из подпевки на другом транспорте добираться сразу в концертный зал. Эти перипетии никак не сказались на выступлении. Всё прошло отлично. В Гётеборге АББА дали два концерта за два дня, после чего отбыли в Копенгаген. Туда техническая группа отправлялась на автобусе, но у того вышли из строя тормоза, и 15 человек добирались остаток пути на такси. Лететь из Швеции в Данию не позволяли погодные условия, на этот раз туман, поэтому о чартере не могло быть и речи. Пришлось АББА добираться на лимузинах, так что время, по плану отведённое на отдых, вышло. Хорошо, что концерт задержался всего на полчаса.
Но самая главная проблема, с которой столкнулись АББА во время этого турне была вовсе не усталость, а популярность. Теперь они узнали на своей шкуре, что такое быть поп-звездой. Фанаты не давали им прохода. Приходилось всё время сидеть в номере, а уж если и выходить на улицу, то через чёрный ход, или подвал, прося помощи у работающего в отелях персонала. Персонал, который работал с АББА, никогда не останавливался в тех же отелях, уж слишком яркой была раскраска фургонов, она тут же привлекала к себе внимание.
В Берлине одновременно с прибытием АББА вышел свежий номер британской газеты Sun, в котором была заметка о группе. В ней о музыке не было написано ни слова, зато говорилось о том, что Агнета и Фрида ненавидят другу друга. Из всего написанного правдой, и то отчасти, были информация о том, что Фрида быстрее запоминает тексты песен. Фрида жила с Бенни, и ей было проще учить новый музыкальный материал.
Первыми на заметку натолкнулись Бьёрн и Бенни, ещё до первого выступления в Германии. Они разумно решили не показывать Агнете и Фриде её. Но заметка всё равно попалась девушкам на глаза. Анета разрыдалась, её было обидно от того, что о ней теперь плохо могут подумать поклонники. А вот Фрида только громко расхохоталась. Её эта бульварная писанина ничуть не обидела.
Поклонники АББА, живущие в Германии, охотно раскупали новую пластинку группы. 14 недель Arrival занимал первое место местного хит-парада, чего смог добиться и сингл Knowing Me, Knowing You.
Последние концерты европейского турне пришлись на Британию. Агнета долго не могла обходиться без дочери, и Линду привезли в Лондон. Группа в столице заканчивала концерты на английской земле. Бирмингем и Манчестер составили Лондону приятную компанию. Неприятность поджидала в Бирмингеме, там в двух пабах ИРА накануне устроила серию взрывов, так что каждого слушателя пришлось тщательно обыскивать. А свой заключительный концерт АББА дала в Royal Albert Hall. Единственным шведом, выступавшим в нём ранее, оказалась оперная певица Дженни Линд.
Это были первые настоящие гастроли АББА по странам Европы. Первый блин, как известно, всегда в коме, так что без накладок нигде не обошлось. АББА ещё тем отличались от других групп, гастролировавших по миру, что исполняли только собственные произведения. Кавер-версия – это однозначно не про них. В своих ранних и сольных проектах они исполняли песни других авторов, но вот АББА этого не делали. Им и своего материала было достаточно. Конечно, на сцене невозможно исполнить песню так, как в студии, и это обстоятельство в начале гастролей раздражало. Но со временем АББА свыклись с концертным звучанием своих песен.
Весьма доволен был прошедшим туром Стиг. Он рассматривал выступления как рекламу выходившим альбомам, никак иначе. Но продажи росли по всему миру, даже в СССР, что было большой редкостью. Обычно музыкальные альбомы из зарубежных стран у нас не издавались АББА была редким, но весьма приятным исключением. Половина номерных альбомов группы было издано в Советском Союзе.
Ну, а после европейского турне АББА стала готовиться к турне по Австралии. И если гастроли по Европе показались, хоть и не простыми, но приемлемыми, то после посещения Австралии концерты в Европе встали наравне с концертами в шведских народных парках.
Чтобы усилить эффект на британцев от выхода нового альбома Arrival, была придумана красивая рекламная акция. На обложке альбома АББА находятся в вертолёте, одетые в комбинезоны. И вот на пресс-конференцию, проходившую на борту корабля The Mayflower, АББА должны были прилететь на вертолёте, одетые те самые комбинезоны. Подвела английская погода, было туманно до такой степени, что пришлось до корабля добираться на автомобиле.
Arrival 10 недель находился на первом месте британского хит-парада. Местные фанаты поп-музыки смирились с тем, что Бьёрн и Бенни сочиняют песни лучше, чем англичане, а Агнета и Фрида лучше англичанок поют. Как заметил один из критиков, это происходило потому, что АББА относились в лёгкой популярной музыке серьёзно, и заботились о качестве звучания. В то время как из британцев за качеством звука мало кто следил, если речь идёт о поп-исполнителях. Разве что Элтон Джон, да Пол Маккартни.
В тоже время АББА не следовали общепринятому правилу, которое гласило, что после выхода альбома необходимо отправляться в рекламный концертный тур. Им хватало съёмок клипов и участие в ТВ шоу программах. Поэтому АББА возненавидели те британские журналисты, которые писали о рок-музыке. Дело в том, что английские рок-музыканты, если не любили АББА, то относились к ним с уважением именно за такую музыку, которую АББА и сочиняли, и записывали. Глэн Метлок. Элвис Костелло, Пит Таушенд использовали в своих песнях музыкальные приёмы АББА.
После возвращения из Англии было принято решение снять полнометражный фильм о гастролях АББА в Австралии. Не художественный, а документальный. Режиссёром оставался автор клипов Лассе Халльстрём. Грешно было не снять мировой триумф группы, и не показать его в Швеции. Там по-прежнему к АББА относились холодно со стороны государственных органов.
Главный редактор молодёжных программ шведского ТВ Кристер Эклунд назвал песни АББА бездушными, лишёнными эмоций, чисто коммерческими, а тексты фантастическими. К музыкантам, которые или участвовали в записях альбомов, или выступали вместе на сцене, были применены санкции. Ян Шаффер получил отказ от выступлений на ряде площадок, а Ульф Андерссон, игравший с АББА на саксофоне, не смог выступить вместо со своей группой Egba.
Но чтобы не предпринимали в отношении АББА организации и личности, они отправились в своё первое мировое турне. Оно началось 28 января 1977 года. В планах значились такие страны, как Швеция, Норвегия. Дания, ФРГ, Бельгия, Голландия и Англия. Первый концерт прошёл в Осло. Всего за 17 дней было дано 17 концертов, продано 84000 билетов. Причём все они были раскуплены за месяц до начала гастролей. Кроме АББА, на сцене присутствовали сессионные музыканты, три бэк-вокалистки, и в помощь Бенни ещё два клавишника.
Помня неудачу предыдущих выступлений, когда залы оказывались пустыми на треть или даже половину, АББА арендовали помещения не самых больших размерах, что тут же сказалось на стоимости билетов. Спекулянты взвинчивали цены в 10 раз, и всё равно находили покупателей. Перед началом гастролей Стиг отказался давать интервью, чем расстроил многих репортёров. Во время отдыха группу повезли кататься на санах. Одни сани опрокинулись, но никто не пострадал, а вот Лена Андерссон, взятая на бэк-вокал, умудрилась простудиться и потеряла голос. Пришлось срочно вызывать врача из Стокгольма в Осло. На первом концерте присутствовали первые лица Норвегии – принц Харальд и принцесса Соня.
Длительность выступления составляла порядка двух часов, в течение которых АББА исполняла 25 песен. Подавляющее большинство было взято из последних двух альбомов, а из первых двух только три песни. Но были и номера, которые раньше изданы не были. Бьёрн и Бенни хотели написать полноценный мюзикл, и во время подготовки к гастролям сочинили мини-мюзикл из четырёх песен под названием The Girl With The Golden Hair. Он завершал выступление АББА.
Агнета и Фрида выходили в этот момент на сцену в светлых париках, и на них были одеты одинаковые костюмы. Тем самым девушки говорили о том, что обе они будут петь от лица одного персонажа, девушки со светлыми волосами.
Сначала песню Thank You For The Music сольно исполняла Агнета. Затем Фрида одна пела I Wonder. И уже потом дуэтом они исполняли I`m A Marionette и Get On The Carousel. Если само шоу вызывало в целом положительные эмоции, то вот мини-мюзикл публика не приняла. Отчасти и по той причине, что песни эти никто раньше не слышал, и потом, опыта постановок у АББА не было, зато был опыт работы в кабаре. А кабаре и поп-музыка вещи не совместимые.
Следующей точкой проведения концертов после Осло был Гётеборг. Проблемы начались ещё в Осло. Сломался лифт, когда в нём находились АББА, и им там пришлось 25 минут ждать, пока не он не продолжит движение. В аэропорту им сказали, что из-за плохой погоды все рейсы на Гётеборг отменены. Рейс АББА должен был назначен на 13.50. В 14.40 они должны были быть в Гётеборге, в 18.00 настраивать аппаратуру, а в 19.00 начать выступление. Войдя в положение группы, руководство аэропорта дало добро на вылет, но только АББА и членам делегации. При этом Гётеборг согласие на посадку не давал.
Зоны Гётеборга самолёт достиг по расписанию, в 14.30, но разрешения на посадку не было дано. Пришлось кружить в небе, надеясь на работу наземной службы аэропорта Torslanda, что они сумеют приготовить посадочную полосу в надлежащий вид. На борту никто не нервничал, а Стиг пил шампанское. Пилот вёл переговоры с другими аэропортами на тот случай, если в Гётеборге сесть будет нельзя. Но тогда концерт АББА будет отменён. Однако полосу сумели привести в норму, и посадка произошла в 15.40, то есть всего на час позже. Все члены АББА прошли в кабину пилота и лично отблагодарили экипаж. Ни один самолёт не взлетал, и не приземлялся в Гётеборге ещё несколько часов.
На этом приключения не закончились. АББА на лимузинах уехали первыми, а автобус с бэк-вокалистками на скользкой дороге съехал в кювет. Пришлось девушкам из подпевки на другом транспорте добираться сразу в концертный зал. Эти перипетии никак не сказались на выступлении. Всё прошло отлично. В Гётеборге АББА дали два концерта за два дня, после чего отбыли в Копенгаген. Туда техническая группа отправлялась на автобусе, но у того вышли из строя тормоза, и 15 человек добирались остаток пути на такси. Лететь из Швеции в Данию не позволяли погодные условия, на этот раз туман, поэтому о чартере не могло быть и речи. Пришлось АББА добираться на лимузинах, так что время, по плану отведённое на отдых, вышло. Хорошо, что концерт задержался всего на полчаса.
Но самая главная проблема, с которой столкнулись АББА во время этого турне была вовсе не усталость, а популярность. Теперь они узнали на своей шкуре, что такое быть поп-звездой. Фанаты не давали им прохода. Приходилось всё время сидеть в номере, а уж если и выходить на улицу, то через чёрный ход, или подвал, прося помощи у работающего в отелях персонала. Персонал, который работал с АББА, никогда не останавливался в тех же отелях, уж слишком яркой была раскраска фургонов, она тут же привлекала к себе внимание.
В Берлине одновременно с прибытием АББА вышел свежий номер британской газеты Sun, в котором была заметка о группе. В ней о музыке не было написано ни слова, зато говорилось о том, что Агнета и Фрида ненавидят другу друга. Из всего написанного правдой, и то отчасти, были информация о том, что Фрида быстрее запоминает тексты песен. Фрида жила с Бенни, и ей было проще учить новый музыкальный материал.
Первыми на заметку натолкнулись Бьёрн и Бенни, ещё до первого выступления в Германии. Они разумно решили не показывать Агнете и Фриде её. Но заметка всё равно попалась девушкам на глаза. Анета разрыдалась, её было обидно от того, что о ней теперь плохо могут подумать поклонники. А вот Фрида только громко расхохоталась. Её эта бульварная писанина ничуть не обидела.
Поклонники АББА, живущие в Германии, охотно раскупали новую пластинку группы. 14 недель Arrival занимал первое место местного хит-парада, чего смог добиться и сингл Knowing Me, Knowing You.
Последние концерты европейского турне пришлись на Британию. Агнета долго не могла обходиться без дочери, и Линду привезли в Лондон. Группа в столице заканчивала концерты на английской земле. Бирмингем и Манчестер составили Лондону приятную компанию. Неприятность поджидала в Бирмингеме, там в двух пабах ИРА накануне устроила серию взрывов, так что каждого слушателя пришлось тщательно обыскивать. А свой заключительный концерт АББА дала в Royal Albert Hall. Единственным шведом, выступавшим в нём ранее, оказалась оперная певица Дженни Линд.
Это были первые настоящие гастроли АББА по странам Европы. Первый блин, как известно, всегда в коме, так что без накладок нигде не обошлось. АББА ещё тем отличались от других групп, гастролировавших по миру, что исполняли только собственные произведения. Кавер-версия – это однозначно не про них. В своих ранних и сольных проектах они исполняли песни других авторов, но вот АББА этого не делали. Им и своего материала было достаточно. Конечно, на сцене невозможно исполнить песню так, как в студии, и это обстоятельство в начале гастролей раздражало. Но со временем АББА свыклись с концертным звучанием своих песен.
Весьма доволен был прошедшим туром Стиг. Он рассматривал выступления как рекламу выходившим альбомам, никак иначе. Но продажи росли по всему миру, даже в СССР, что было большой редкостью. Обычно музыкальные альбомы из зарубежных стран у нас не издавались АББА была редким, но весьма приятным исключением. Половина номерных альбомов группы было издано в Советском Союзе.
Ну, а после европейского турне АББА стала готовиться к турне по Австралии. И если гастроли по Европе показались, хоть и не простыми, но приемлемыми, то после посещения Австралии концерты в Европе встали наравне с концертами в шведских народных парках.
Рецензии и комментарии 0