Книга «Что я знаю о группе АББА»
Развод Бьёрна и Агнеты, свадьба Бенни и Фриды (Глава 28)
Оглавление
- Стиг Андерсон холостой (Глава 1)
- Стиг Андерсон женатый (Глава 2)
- Бьёрн Ульвеус (Глава 3)
- Анни-Фрид Люнгстад (Глава 4)
- Фрида (Глава 5)
- Hootenanny Singers (Глава 6)
- Бенни Андерссон (Глава 7)
- Hep Stars (Глава 8)
- Hep House (Глава 9)
- Знакомство Бьёрна и Бенни (Глава 10)
- Фрида. Начало карьеры (Глава 11)
- Агнета Фальтског (Глава 12)
- Agnetha Faltskog (Глава 13)
- Бьёрн и Бенни (Глава 14)
- Агнета, Бьёрн, Бенни и Фрида (Глава 15)
- Свадьба Бьёрна и Агнеты & Eurovision (Глава 16)
- People Need Love (Глава 17)
- Ring Ring (Глава 18)
- Waterloo (Глава 19)
- Победа на Eurovision (Глава 20)
- Новая жизнь после победы на Eurovision (Глава 21)
- Альбом АВВА год 1975 (Глава 22)
- Fernando (Глава 23)
- Arrival (Глава 24)
- Европейское турне 1977 года (Глава 25)
- Турне по Австралии (Глава 26)
- The Album (Глава 27)
- Развод Бьёрна и Агнеты, свадьба Бенни и Фриды (Глава 28)
- Альбом Voulez-Vous и гастроли по США (Глава 29)
- Альбом Super Trouper и записи на испанском языке (Глава 30)
- Альбом The Visitors & развод Бенни и Фриды (Глава 31)
- Последние совместные записи 1982 год (Глава 32)
- Конец карьеры Фриды (Глава 33)
- Начало сольной карьеры Бенни (Глава 34)
- Суды со Стигом и другие события девяностых годов (Глава 35)
- Смерть Стига Андерсона (Глава 36)
- Mamma Mia & Benny Anderssons Orkester (Глава 37)
- The Museum (Глава 38)
Раскрыть оглавление
Возрастные ограничения 18+
15 декабря 1977 года в Сиднее состоялась премьера фильма ABBA – The Movie. Специально для просмотра на месте событий в Сидней прилетел Стиг, а через 11 дней состоялся первый показ фильма в Стокгольме. Критики не пришли к единому мнению по поводу картины, хотя хвалебных статей было немного. Как большой, растянутый во времени клип на песни АББА, или как снятое турне по Австралии фильм вполне смотрится, но не более.
С финансовой точки зрения это был успешный проект, права на показ купила не одна страна в том числе СССР. Всего за год без учёта США его посмотрели не менее пяти миллионов зрителей. Кто остался недоволен финансовой стороной проекта, так это Роберт Хьюз. Он получил только зарплату за съёмочные дни, а от вырученных в прокате сумм не получил ни цента. Остальные участники были довольные полученным результатом. Только Агнета назвала самым важным событием 1977 года не выход фильма, или альбома, а рождение ребёнка. Что касается Бьёрна и Бенни, то они по-прежнему хотели написать и поставить мюзикл, но не могли найти подходящий материал. И отложили эту свою идею на потом.
В начале 1978 года АББА в рекламных целях раскрутки фильма посетили сначала Британию, потом Германию. В Британии сингл Take A Chance On Me занял первое место в хит-параде. Это была уже шестая песня АББА, ставшая первой на туманном Альбионе. Только Money Money Money не смогла занять первое место, оставшись третьей.
После поездок по Европе Бьёрн и Бенни вернулись в Швецию, и сели писать материал для нового альбома. Через несколько дней бесплодных попыток они пришли к неутешительному выводу – их поразил творческий кризис. Надо было что-то поменять в привычном ритме жизни. Шесть лет они занимались одним и тем же ремеслом в практически одном и том же месте. Юношеский романтизм уже ушёл, а опытная зрелость ещё не наступила. Кризис среднего возраста поражает многих людей, и не обязательно творческих. Бьёрн и Бенни не стали приятным исключением. Повозившись в середине марта с мелодией Dr. Claus Von Hamlet, они бросили её, не доведя до конца. Надо было срочно что-то менять в жизни, к которой они привыкли.
К слову, Стиг к этому времени совсем отошёл в сторону от творчества. Если к первым песням АББА он писал тексты, то постепенно за ним оставались только названия песен, да и то не всегда. Пластинка The Album стала для Стига последней, в записи которой он принял участие в качества автора. И без этого работы у Стига было очень много. Его привычка работать, но при этом самому всё контролировать имела и обратную сторону. Если молодой организм легко переносил нагрузки, связанные со сменой часовых поясов и недостатком сна, то к пятидесяти годам приходилось принимать допинг под названием виски. Это скоро войдёт в привычку, и начнёт медленно, но верно убивать Стига.
Бьёрн и Бенни сумели всё-таки в середине весны 1978 года написать две новые песни – Lovers и Lovelight. Первая появится на новом альбоме, а вторая будет издана только на сингле. На весну 1979 года в планах АББА значилось турне по Америке. Необходимо было провести грамотную рекламную кампанию. Но вся загвоздка была в том, что Polar Music не проводила таких мероприятий, потому что пластинки АББА и так хорошо продавались, без дополнительной рекламы. Само название АББА говорило само за себя. Так было в Европе, но в Америке с продажей музыкальных альбомов дела обстояли иначе.
Polar Music и Atlantic Records совместно вложили полмиллиона долларов в проект под названием «Месяц АББА». На самом деле вся рекламная кампания растянулась с марта 1978 года по август, а сами АББА пробыли в США всего две недели. В Лос-Анжелесе появился плакат, расхваливавший АББА, где среди прочих достижений говорилось о том, что именно они продали самое большое количество пластинок в мире.
Глядя на этот плакат, можно было легко составить мнение о том, что рекламная кампания будет провалена. Да, пластинки АББА продавались по всему миру, но как раз в США их альбомы уступали по продажам синглам. Даже не заглядывая в Книгу Рекордов Гиннеса было известно, что больше всего пластинок продали Beatles. Стало ясно, что поддержки среди американских СМИ такому тезису не будет.
Однако АББА записали программу, которую вела их старая знакомая Оливия Ньютон-Джон. В эфир шоу вышло 24 мая 1978 года. Оливия в этот момент была на пике своей популярности после выхода фильма Grease. Вместе с Оливией в студии находился Энди Джибб, тот самый брат семейства Джиббов, который не входил в группу Bee Gees. Оливия и Энди вели себя с АББА на равных, и это вскоре сказалось на продаже пластинок. Сингл с песней Take A Chance On Me занял третье место в хит-параде США, а долгоиграющий диск The Album смог стать 14, преодолев цифру 1000000 копий продаж на территории Америки. На этой оптимистичной ноте АББА вернулись в Швецию.
В мае 1978 года наконец-то открылась студия звукозаписи АББА Polar Music Studio, а первой записанной песней стала Summer Night City. В августе она была издана на сингле, а вскоре заняла первое место в хит-параде, продержавшись там две недели. Американская сторона, услышав песню, тут же отреагировала в своём коммерческом стиле. Их интересовало, успеют ли АББА к ноябрю издать новый альбом, состоящих их песен, записанный в таком же стиле. Ответ был отрицательным. На июнь и июль 1978 года АББА взяли отпуск. Так что сингл Summer Night City в США не был выпущен.
Даже если АББА не записывали песни, работа в студии не останавливалась. Так, известная рок-группа Led Zeppelin на студии АББА работала над альбомом In Through The Out Door. А между тем, к ноябрю было записано всего две песни, и ещё не факт, что обе могли попасть в альбом. Творческий кризис, начавшийся весной, осенью никак не хотел заканчиваться. Одна из проблем, которая никак не лежала в музыкальной плоскости, касалась семейный отношений Бьёрна и Агнеты. Их брак трещал по швам и рождение второго ребёнка на это не влияло.
Необходимо заметить, что Бьёрн и Агнета были разными как по социальному положению, так и по мировосприятию. И, когда они были молоды и голодные до завоевания мира, эти разногласия объединяли их. Бьёрн приучал Агнету к чтению книг, Агнета приучала Бьёрна к порядку в доме. Так они строили свой новый общий мир, но постепенно, с годами, разница в менталитете стала давать о себе знать. Возможно, если бы Бьёрн и Агнета познакомились позже, то их отношения складывались бы совсем иначе. Но получилось то, что получилось, пока молодые старались найти себя в жизни, в доме царила гармония, но как только жизненный уровень был поднят на ступень выше, то находиться рядом становилось всё тяжелее.
Они даже посещали семейного психолога Хокана Леннквиста. Но тот только подтвердил тот диагноз, который и Бьёрн, и Агнета вынесли своему браку, но отказывались произнести это вслух. Ситуация зашла слишком далеко, и кроме как расстаться, другого выхода не было. Но в тот самый день, когда Бьёрн хотел сообщить Бенни о своём разводе с Агнетой, Бенни опередил его сообщением о том, что они с Фридой приняли решение пожениться. Церемония прошла тайно 6 октября 1978 года в ближайшей от дома Бенни церкви Лидинге. Кроме самих АББА, на бракосочетании присутствовал священник и экономка Бенни Битте. На следующий день была назначена вечеринка для 25 самых близких друзей. О том, что Бенни и Фрида поженились, никому не было сообщено, но пресса всё же раздобыла эту информацию, и друзья прибыли с подарками для молодых. На самом деле Бенни и Фрида жили вместе уже 9 лет.
Свадьба никак не повлияла на дальнейшие планы АББА. Стиг, который всё знал заранее, спланировал десятидневный марш-бросок на территорию Японии. До сих пор японский музыкальный рынок оставался в стороне от песен АББА, и Стиг решил ликвидировать этот пробел. Было дано много интервью для газет и радиопрограмм, была снята специальная программа для ТВ шоу, и уже через неделю сингл Summer Night City занял первое место в японском хит-параде. А всего через пять месяцев общий объём продаж пластинок АББА достиг полтора миллиона копий.
После Японии АББА 10 дней работали дома над новыми песнями, после чего отправились в Британию для участия в местных ТВ шоу. Но была одна причина, по которой Бьёрн и Бенни ненавидели выступать на английском телевидении. Местные правила гласили, что музыкальное сопровождение должно быть либо записано местными музыкантами, либо сыграно вживую. И тогда АББА решили схитрить.
Для Mike Yarwood Christmas Show были приготовлены две песни – Thank You For The Music и совсем новая If It Wash`t For The Nights. В судии, кроме АББА, находились специально приглашённые музыканты из Швеции – гитарист Янне Шаффер, ударник Ула Брункерт, и басист Кристиан Вельтман. Но когда все они оказались в лондонской студии, выяснилось, что ничего записывать АББА не будет. Когда в студию заглянул проверяющий из Союза Музыкантов, то все тут же сделали вид, что играют. На самом деле АББА просто сделали миксы записей того аккомпанемента, который был сделан ещё в Стокгольме. На шоу никто ничего не заметил.
В Лондоне Агнета и Бьёрн жили уже в разных номерах, а в Стокгольме пока что вместе. Но скрывать конец своих отношений они больше не могли. Первыми об этом узнали родители, затем Фрида и Бенни, потом Стиг. Стига в этой ситуации волновало только одно – что дальше будет с АББА? Поэтому он срочно собрал весь коллектив, чтобы прояснить ситуацию. На его счастье, Бьёрн и Агнета не возражали работать дальше вместе. Проблема их взаимоотношений работы не касалась. Как к профессионалам, они друг другу претензий не предъявляли.
Этот подход проявился в середине декабря, когда была закончена работа над очередной песней нового альбома. Первоначально она имела длинное название In The Arms For Rosalita, первый вариант был записан как раз между вылетами в Японию и Англию. В таком варианте Агнета и Фрида пели песню дуэтом. Но после переработки текста песня стала называться Chiquitita, и ведущий вокал отошёл к Агнете.
Последний семейный ужин прошёл на рождество, дети получили подарки, а на следующий день Агнета вместе с детьми переехала на новое место жительства. От дома Бьёрна всего семь минут езды на машине. Сам дом принадлежал Polar Music. В нём Агнета проживёт 10 лет. Ситуация очень напоминала ту, которую описал Бьёрн в песне Knowing Me, Knowing You.
Бьёрн, кстати, совсем не долго оставался один. Уже в новогодний вечер у него завязались романтические отношения с Леной Каллершё. Произошло это дома у Бенни, куда он пригласил своего холостого друга. Лена давно была знакома со всеми из АББА, но ближе всех общалась с Фридой. Так что счастливый случай тут не причём, всё закончилось вполне логично.
В прессе информация о разводе Бьёрна и Агнеты появилась только в январе, и то потому, что скрывать разрыв больше было нельзя. Для большинства людей, которые считали себя поклонниками группы, АББА всегда была союзом двух счастливых семей, и вот этот союз дал трещину. На самом деле, был развенчан миф о том, что две семьи живут, не имея внутренних проблем. Не более того. А что касается записей песен и выпуска пластинок, то в этом отношении все были спокойны. Никто из АББА не собирался смешивать работу и личную жизнь.
С финансовой точки зрения это был успешный проект, права на показ купила не одна страна в том числе СССР. Всего за год без учёта США его посмотрели не менее пяти миллионов зрителей. Кто остался недоволен финансовой стороной проекта, так это Роберт Хьюз. Он получил только зарплату за съёмочные дни, а от вырученных в прокате сумм не получил ни цента. Остальные участники были довольные полученным результатом. Только Агнета назвала самым важным событием 1977 года не выход фильма, или альбома, а рождение ребёнка. Что касается Бьёрна и Бенни, то они по-прежнему хотели написать и поставить мюзикл, но не могли найти подходящий материал. И отложили эту свою идею на потом.
В начале 1978 года АББА в рекламных целях раскрутки фильма посетили сначала Британию, потом Германию. В Британии сингл Take A Chance On Me занял первое место в хит-параде. Это была уже шестая песня АББА, ставшая первой на туманном Альбионе. Только Money Money Money не смогла занять первое место, оставшись третьей.
После поездок по Европе Бьёрн и Бенни вернулись в Швецию, и сели писать материал для нового альбома. Через несколько дней бесплодных попыток они пришли к неутешительному выводу – их поразил творческий кризис. Надо было что-то поменять в привычном ритме жизни. Шесть лет они занимались одним и тем же ремеслом в практически одном и том же месте. Юношеский романтизм уже ушёл, а опытная зрелость ещё не наступила. Кризис среднего возраста поражает многих людей, и не обязательно творческих. Бьёрн и Бенни не стали приятным исключением. Повозившись в середине марта с мелодией Dr. Claus Von Hamlet, они бросили её, не доведя до конца. Надо было срочно что-то менять в жизни, к которой они привыкли.
К слову, Стиг к этому времени совсем отошёл в сторону от творчества. Если к первым песням АББА он писал тексты, то постепенно за ним оставались только названия песен, да и то не всегда. Пластинка The Album стала для Стига последней, в записи которой он принял участие в качества автора. И без этого работы у Стига было очень много. Его привычка работать, но при этом самому всё контролировать имела и обратную сторону. Если молодой организм легко переносил нагрузки, связанные со сменой часовых поясов и недостатком сна, то к пятидесяти годам приходилось принимать допинг под названием виски. Это скоро войдёт в привычку, и начнёт медленно, но верно убивать Стига.
Бьёрн и Бенни сумели всё-таки в середине весны 1978 года написать две новые песни – Lovers и Lovelight. Первая появится на новом альбоме, а вторая будет издана только на сингле. На весну 1979 года в планах АББА значилось турне по Америке. Необходимо было провести грамотную рекламную кампанию. Но вся загвоздка была в том, что Polar Music не проводила таких мероприятий, потому что пластинки АББА и так хорошо продавались, без дополнительной рекламы. Само название АББА говорило само за себя. Так было в Европе, но в Америке с продажей музыкальных альбомов дела обстояли иначе.
Polar Music и Atlantic Records совместно вложили полмиллиона долларов в проект под названием «Месяц АББА». На самом деле вся рекламная кампания растянулась с марта 1978 года по август, а сами АББА пробыли в США всего две недели. В Лос-Анжелесе появился плакат, расхваливавший АББА, где среди прочих достижений говорилось о том, что именно они продали самое большое количество пластинок в мире.
Глядя на этот плакат, можно было легко составить мнение о том, что рекламная кампания будет провалена. Да, пластинки АББА продавались по всему миру, но как раз в США их альбомы уступали по продажам синглам. Даже не заглядывая в Книгу Рекордов Гиннеса было известно, что больше всего пластинок продали Beatles. Стало ясно, что поддержки среди американских СМИ такому тезису не будет.
Однако АББА записали программу, которую вела их старая знакомая Оливия Ньютон-Джон. В эфир шоу вышло 24 мая 1978 года. Оливия в этот момент была на пике своей популярности после выхода фильма Grease. Вместе с Оливией в студии находился Энди Джибб, тот самый брат семейства Джиббов, который не входил в группу Bee Gees. Оливия и Энди вели себя с АББА на равных, и это вскоре сказалось на продаже пластинок. Сингл с песней Take A Chance On Me занял третье место в хит-параде США, а долгоиграющий диск The Album смог стать 14, преодолев цифру 1000000 копий продаж на территории Америки. На этой оптимистичной ноте АББА вернулись в Швецию.
В мае 1978 года наконец-то открылась студия звукозаписи АББА Polar Music Studio, а первой записанной песней стала Summer Night City. В августе она была издана на сингле, а вскоре заняла первое место в хит-параде, продержавшись там две недели. Американская сторона, услышав песню, тут же отреагировала в своём коммерческом стиле. Их интересовало, успеют ли АББА к ноябрю издать новый альбом, состоящих их песен, записанный в таком же стиле. Ответ был отрицательным. На июнь и июль 1978 года АББА взяли отпуск. Так что сингл Summer Night City в США не был выпущен.
Даже если АББА не записывали песни, работа в студии не останавливалась. Так, известная рок-группа Led Zeppelin на студии АББА работала над альбомом In Through The Out Door. А между тем, к ноябрю было записано всего две песни, и ещё не факт, что обе могли попасть в альбом. Творческий кризис, начавшийся весной, осенью никак не хотел заканчиваться. Одна из проблем, которая никак не лежала в музыкальной плоскости, касалась семейный отношений Бьёрна и Агнеты. Их брак трещал по швам и рождение второго ребёнка на это не влияло.
Необходимо заметить, что Бьёрн и Агнета были разными как по социальному положению, так и по мировосприятию. И, когда они были молоды и голодные до завоевания мира, эти разногласия объединяли их. Бьёрн приучал Агнету к чтению книг, Агнета приучала Бьёрна к порядку в доме. Так они строили свой новый общий мир, но постепенно, с годами, разница в менталитете стала давать о себе знать. Возможно, если бы Бьёрн и Агнета познакомились позже, то их отношения складывались бы совсем иначе. Но получилось то, что получилось, пока молодые старались найти себя в жизни, в доме царила гармония, но как только жизненный уровень был поднят на ступень выше, то находиться рядом становилось всё тяжелее.
Они даже посещали семейного психолога Хокана Леннквиста. Но тот только подтвердил тот диагноз, который и Бьёрн, и Агнета вынесли своему браку, но отказывались произнести это вслух. Ситуация зашла слишком далеко, и кроме как расстаться, другого выхода не было. Но в тот самый день, когда Бьёрн хотел сообщить Бенни о своём разводе с Агнетой, Бенни опередил его сообщением о том, что они с Фридой приняли решение пожениться. Церемония прошла тайно 6 октября 1978 года в ближайшей от дома Бенни церкви Лидинге. Кроме самих АББА, на бракосочетании присутствовал священник и экономка Бенни Битте. На следующий день была назначена вечеринка для 25 самых близких друзей. О том, что Бенни и Фрида поженились, никому не было сообщено, но пресса всё же раздобыла эту информацию, и друзья прибыли с подарками для молодых. На самом деле Бенни и Фрида жили вместе уже 9 лет.
Свадьба никак не повлияла на дальнейшие планы АББА. Стиг, который всё знал заранее, спланировал десятидневный марш-бросок на территорию Японии. До сих пор японский музыкальный рынок оставался в стороне от песен АББА, и Стиг решил ликвидировать этот пробел. Было дано много интервью для газет и радиопрограмм, была снята специальная программа для ТВ шоу, и уже через неделю сингл Summer Night City занял первое место в японском хит-параде. А всего через пять месяцев общий объём продаж пластинок АББА достиг полтора миллиона копий.
После Японии АББА 10 дней работали дома над новыми песнями, после чего отправились в Британию для участия в местных ТВ шоу. Но была одна причина, по которой Бьёрн и Бенни ненавидели выступать на английском телевидении. Местные правила гласили, что музыкальное сопровождение должно быть либо записано местными музыкантами, либо сыграно вживую. И тогда АББА решили схитрить.
Для Mike Yarwood Christmas Show были приготовлены две песни – Thank You For The Music и совсем новая If It Wash`t For The Nights. В судии, кроме АББА, находились специально приглашённые музыканты из Швеции – гитарист Янне Шаффер, ударник Ула Брункерт, и басист Кристиан Вельтман. Но когда все они оказались в лондонской студии, выяснилось, что ничего записывать АББА не будет. Когда в студию заглянул проверяющий из Союза Музыкантов, то все тут же сделали вид, что играют. На самом деле АББА просто сделали миксы записей того аккомпанемента, который был сделан ещё в Стокгольме. На шоу никто ничего не заметил.
В Лондоне Агнета и Бьёрн жили уже в разных номерах, а в Стокгольме пока что вместе. Но скрывать конец своих отношений они больше не могли. Первыми об этом узнали родители, затем Фрида и Бенни, потом Стиг. Стига в этой ситуации волновало только одно – что дальше будет с АББА? Поэтому он срочно собрал весь коллектив, чтобы прояснить ситуацию. На его счастье, Бьёрн и Агнета не возражали работать дальше вместе. Проблема их взаимоотношений работы не касалась. Как к профессионалам, они друг другу претензий не предъявляли.
Этот подход проявился в середине декабря, когда была закончена работа над очередной песней нового альбома. Первоначально она имела длинное название In The Arms For Rosalita, первый вариант был записан как раз между вылетами в Японию и Англию. В таком варианте Агнета и Фрида пели песню дуэтом. Но после переработки текста песня стала называться Chiquitita, и ведущий вокал отошёл к Агнете.
Последний семейный ужин прошёл на рождество, дети получили подарки, а на следующий день Агнета вместе с детьми переехала на новое место жительства. От дома Бьёрна всего семь минут езды на машине. Сам дом принадлежал Polar Music. В нём Агнета проживёт 10 лет. Ситуация очень напоминала ту, которую описал Бьёрн в песне Knowing Me, Knowing You.
Бьёрн, кстати, совсем не долго оставался один. Уже в новогодний вечер у него завязались романтические отношения с Леной Каллершё. Произошло это дома у Бенни, куда он пригласил своего холостого друга. Лена давно была знакома со всеми из АББА, но ближе всех общалась с Фридой. Так что счастливый случай тут не причём, всё закончилось вполне логично.
В прессе информация о разводе Бьёрна и Агнеты появилась только в январе, и то потому, что скрывать разрыв больше было нельзя. Для большинства людей, которые считали себя поклонниками группы, АББА всегда была союзом двух счастливых семей, и вот этот союз дал трещину. На самом деле, был развенчан миф о том, что две семьи живут, не имея внутренних проблем. Не более того. А что касается записей песен и выпуска пластинок, то в этом отношении все были спокойны. Никто из АББА не собирался смешивать работу и личную жизнь.
Рецензии и комментарии 0