Книга «Что я знаю о группе АББА»

Последние совместные записи 1982 год (Глава 32)



Оглавление

Возрастные ограничения 18+



Последняя песня альбома называется Like An Angel Passing Through My Room. Руне Сёдерквист, работая над обложкой, решил взять за основу сюжет именно этой песни. Поэтому съёмка проходила в студии художника Юлиуса Кронберга, который часто рисовал ангелов, и этими портретами были украшены стены его студии. На дворе стоял ноябрь, для Швеции вполне уже зимний месяц, а студия оказалась неотапливаемой. Холод, стоящий во время фотографирования АББА, вполне соответствовал и содержанию альбома, и отношениям внутри группы.
В поддержку альбома не был сделан ни один рекламный тур, не было ни одного выступления по радио и ТВ. Правда, для журналистов, приехавших ради такого случая в Стокгольм, было сделано исключение в виде пресс-конференции. Ещё был совсем короткий полуминутный ролик, информирующий о выходе альбома The Visitors, и это всё.
В ноябре 1981 года вышел в свет альбом Агнеты и её дочери Линды Nu Tandas Tusan Juleljus. Это был альбом рождественских песен, записанных, как видно из названия, на шведском языке. Агнета была очень привязана к детям, так что всё выглядело логично и понятно. Никакой коммерческой выгоды Агнета от выхода альбома не извлекла, а вот моральное удовлетворение получило огромное. Она к записям пластинки никого из АББА не привлекла, отсюда такой долгий путь к слушателям, весь материал был записан ещё осенью 1980 года.
Помимо выхода сольного альбома, Агнета попыталась устроить свою личную жизнь, встречаясь с полицейским, её роман начался с того, что в дверь ночью стал стучать один сумасшедший фанат. Агнета не открыла ему, но и не сообщила в полицию. Но, увидев этого фаната у Polar Studios, вынуждена была принять меры безопасности. Дело Агнеты было передано инспектору Торнбьёрну Брандеру. Через пару месяцев Торбьёрн стал жить у Агнеты. Так сказать, совмещал работу с личной жизнью.
Плотно занимался личной жизнью и Бенни. 26 ноября 1981 года он развёлся с Фридой, а уже 3 декабря женился на Моне. Формальности соблюсти требовали обстоятельства – Мона была беременна, и в феврале 1982 должна была родить. Её опередила Лена, жена Бьёрна. У них родилась 3 января дочка Эмма. Через неделю родила и Мона, на месяц раньше срока. Сына назвали Людвигом.
Видя, как её партнёры по бизнесу или налаживают свою личную жизнь, или с детьми записывают пластинки, решила выпустить сольный альбом и Фрида. Окончательно она приняла это решение летом 1981 года. Будущее АББА стало туманным, а заканчивать карьеру певицы Фрида не собиралась. Лиса-Лотта, дочь Фриды, постоянно слушала сингл In The Air Tonight с сольного альбома Фила Коллинза. Эта песня настолько понравилась Фриде, что она без сомнений решила предложить Филу стать продюсером её нового альбома. Фил принял это предложение. Первые сеансы записи состоялись 15 февраля 1982 года.
Первые дни записи давались Фриде с трудом. Одно дело петь по-английски, и совсем другое постоянно на нём говорить, поскольку и новые музыканты, и новый звукорежиссёр, как и новый продюсер, никто не говорил на шведском языке. Фил Коллинз постоянно пил виски, что никак не отражалось на его работе, но постоянно смущало Фриду. Но самое важно было в том, что теперь Фриде самой приходилось принимать решения, которые Бьёрн и Бенни оставляли за собой. Фрида по привычке обращалась к Филу насчёт того или иного вопроса, а он ей тактично напоминал, что они записывают её альбом, а не его, так что последнее слово за ней. В такой обстановке прошли первые две недели.
Выбор подходящего для Фриды материала оказался непростым. Прослышав не одну сотню километров плёнок, Фрида отвергла многих известных авторов. Фил записал с ней дуэт Here We`ll Say, но запретил выпускать песню на сингле, ему не понравился достигнутый результат. Слишком разная тональность была, на взгляд Фила между его голосом, и голосом Фриды. Специально для сингла Фрида записала Here We`ll Say одна, но песня ни в какие хит-парады не попала.
Самого большого успеха достиг сингл с песней I Know There`s Something Going On. Он стал первым в Швеции, попал в 15 лучших песен США, и в 20 Британии. Общий тираж копий, реализованных по всему миру, равнялся 1500000.
Альбом получил название по этой песне, но в несколько укороченном варианте — Something Going On. На нём нет ни одной песни, которую написали бы Бьёрн и Бенни. Для Фриды это было принципиально. Хотя такое предложение было, но делала его не Фрида, и не Фил Коллинз, а Стиг. Ему казалось, что коммерчески так будет выгодно. Но Бьёрн и Бенни и сами не стремились написать песню для сольного альбома Фриды. У них были совсем другие планы.
Они решили записать двойной альбом АББА, первая половина которого будет из новых студийных песен, а вторая из лучших концертных номеров из турне по странам Европы. Но, прослушав концертные записи, быстро пришли к выводу, что их качество никуда не годится. Так что от выпуска двойного альбома Бьёрн и Бенни отказались. Однако и работа над новым материалом зашла в тупик.
Сочинив несколько песен, Бьёрн и Бенни вдруг осознали, что они перестали получать удовольствие от процесса. Записав три песни и посовещавшись, АББА приняли решение в 1982 году нового альбома не выпускать. You Owe Me One была выпущена на сингле, а две другие песни – I Am The City и Just Like That для будущего альбома были отложены в долгий ящик.
Неосуществимой пока что мечтой Бьёрна и Бенни оставался мюзикл. В конце 1981 года был сделан важный шаг к её осуществлению. В Стокгольм прилетел Тим Райс, автор либретто к мюзиклу Jesus Christ Superstar. Переговорив с Бенни и Бьёрном, Тим убедил их написать мюзикл на шахматную тему. Но не о самой игре, её истории, а о том, что любовь – это такая шахматная партия, во-первых, а, во-вторых, это история холодной войны между странами Запада и Востока.
Теперь, когда идея мюзикла вышла для Бьёрна и Бенни на первый план, проект АББА отошёл на второй. Если для самих участников группы это практически уже ничего не значило, то для Стига оказалось неприятным сюрпризом. Тогда он решил выпустить свой вариант двойного альбома АББА – собрать под одной обложкой все ранее выпущенные синглы, плюс два новых. Это был верный ход, можно было смело писать на обложке, что на пластинке есть новые песни, то есть весь альбом типа новинка. И продать ранее изданные песни ещё раз.
2 августа 1982 года Бьёрн и Бенни записали две композиции – Under Attack и Cassandra. Сами по себе композиции были неплохими, но Бьёрн и Бенни хотели напоследок сочинить нечто более грандиозное. В течение часа Бенни наиграл мелодию, которая получила промежуточное название Den Lidande Fageln. Для окончательной записи было принято решение не приглашать музыкантов, время поджимало. Бенни на синтезаторе сыграл партии всех инструментов, ударной установки в том числе. Майкл Третов за пультом поколдовал со звуком так, чтобы слушатели не заметили разницы между звучанием синтезатора и живым звуком. Правда, пришлось отдельно записать гитару Бьёрна и перкуссию Оке Сундвиста.
Текст песни Бёьрн сочинял намного дольше, чем шла запись музыки. Хотелось написать текст о трудной женской судьбе, как банальная рутина мешает личной жизни. Было заранее известно, что петь будет Агнета. Бьёрн и Бенни попросили её спеть голосом обычной женщины, а не профессиональной вокалистки. Для полноты ощущений во время записи в студии выключили свет. Агнета пела в полной темноте. Так на свет появилась последняя песня АББА The Day Before You Came. На двое стоял сентябрь 1982 года.
Сингл The Day Before You Came ни в одной стране мира не занял первое место, но попадал в пятёрку лучших песен Скандинавии, Швейцарии и Голландии. В Британии скромное 32 место. Позже был снят клип, но снимал его не Лассе Халльстрём, а Челле Сундваль. Челле посоветовала Бьёрну жена Лена, которая знала его по совместной рекламной деятельности. Челле, работающий с АББА впервые, а, значит, смотревший на отношения внутри коллектива со стороны, сделал вывод, что перед ним не группа единомышленников, а четыре, ничем не связанные между собой личности.
В ноябре Стиг организовал рекламную кампанию сборного альбома АББА The Singles – The First Ten Years. Были съёмки на шведском ТВ, затем в Британии и Германии. Затем был снят клип на песню Under Attack. Его концовка виделась вполне символичной, все четверо уходили вдаль. Under Attack повторил судьбу The Day Before You Came. Только пятое место в Голландии и Бельгии.
Последний раз АББА в полном составе появились 11 декабря в программе The Late Late Breakfast Show на канале ВВС. Из студии в Стокгольме они ответили на несколько вопросов ведущего, после чего под фонограмму исполнили Under Attack и I Have A Dream.
То, что АББА больше не будет единым коллективом, никого из четвёрки совсем не волновало. Они никогда не стремились организоваться в таком составе, это скорее всего, дело случая. В своих личных отношениях они дали друг другу всё, что могли, дальше у каждого была своя личная жизнь. Что касается творчества, то Бьёрн и Бенни собирались продолжить работать вместе, тогда как Агнета и Фрида петь дуэтом никогда не хотели и не пробовали. У каждой был свой путь в искусстве. И только Стиг хотел, чтобы всё продолжалось по-прежнему, ему до сих пор продолжало казаться, что он и АББА одно целое. Но это было далеко не так.
За десять лет совместной работы с АББА Стиг полностью отошёл от творческой деятельности, и стал заниматься исключительно коммерцией, иногда позволяя себе делать публичные заявления от имени группы. После чего журналисты досаждали Агнету, Бьёрна, Бенни и Фриду с просьбой прокомментировать то, или иное высказывание Стига. Плюс в прессе любили смаковать подробности личной жизни членов коллектива. Мужская половина стойко переносила такое отношение со стороны репортёров, а вот женщины были не один раз на грани истерики. Так что лишнее упоминание своих имён в прессе или на ТВ никто из АББА не хотел слышать или читать. А вот Стигу для своих спекулятивных махинаций название АББА давало больше возможностей, правда далеко не все из них были успешными.
Первой не выдержала напряжения Фрида. Спустя полтора года после развода с Бенни она переехала жить в Лондон. Свою долю акций Polar Music она продала Стигу и остальным членам АББА. И в это же время она прекращает общение со своим отцом. Он так и не стал для неё родным человеком, хотя они и общались, когда им позволяли свободные минуты. Всё-таки Фрида не поверила в то, что её отец не знал о беременности матери. Тётушка Оливия сумела ей навязать своё мнение. Женская солидарность взяла верх над суровой действительностью.

Свидетельство о публикации (PSBN) 73514

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 05 Января 2025 года
Андрей Макаров
Автор
Пишу стихи, тексты песен, прозу, киносценарии
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    День второй 2 +1
    День пятый 0 +1
    День четвёртый 0 +1
    День первый часть вторая 0 +1
    Жизнь без военного билета 2 +1