Книга «Что я знаю о группе АББА»

Суды со Стигом и другие события девяностых годов (Глава 35)



Оглавление

Раскрыть оглавление
Возрастные ограничения 18+



К концу 80-х годов здоровье Стига Андесона сильно пошатнулось. Он много пил, его менеджерская деятельность потихоньку сходила на нет, доходы Polar Music падали с каждым годом. Расчёт на то, что дети продолжат дело отца, не оправдался. Дочь Мари вышла замуж за певца Томаса Ледина и основала свою компанию, после чего Стиг принял решение продать Polar Music. Он мог делать это самостоятельно, поскольку члены АББА продали ему свою доли акций. В мае 1989 года Polar Music была куплена фирмой PolyGram.
Надо сказать, что отношения между Стигом и АББА после выхода последнего альбома с каждым годом всё ухудшались. В основном это касалось авторских гонораров, дело даже дошло до суда. Иск был подан 5 июня 1990 года. Против Стига выступили представители 4 европейских компаний, каждая из которых вела дела одного из членов АББА. В отношениях между Стигом и АББА была поставлена жирная точка.
Важно заметить, что попытки примирения предпринимались годами ранее. Так, 16 января 1986 года АББА собрались в студии Бенни, и записали исполнение песни Tivedshambo для программы Har Ar Ditt Liv, которая была посвящена 55-летию Стига. Это было последнее появление АББА вместе в ХХ веке. Программа вышла 25 января, в день рождения Стига. Фрида после съёмки улетела домой в Швейцарию. Агнету тоже ждали неотложные дела. На прямой эфир в Мальме приехали только Бьёрн и Бенни.
Доброй беседы не получилось. Вместо приятных воспоминаний о совместной работе и констатации заслуг Стига, Бенни высказал предположение о том, что если бы Бьёрн и Бенни не стали работать вместе, то Стиг точно бы сейчас не сидел на этом месте в студии. На вечеринку, устроенную Стигом для гостей и работников студии, Бьёрн и Бенни не остались.
Ещё один конфликт случился в январе 1989 года. Бьёрн, слушая в автомобиле песню Bring Me Edelweiss австрийской группы Edelweiss, внезапно обнаружил, что припев с первой до последней ноты копирует припев песни АББА SOS. У Бьёрна не было сомнений, что это плагиат. Но когда он увидел обложку диска, то не поверил своим глазам, поскольку авторами музыки значились Ульвеус и оба Андерссона, Бенни и Стиг. Тут-то и выяснилось, что разрешение Edelweiss получили от Стига. Его аргумент поразил Бьёрна и Бенни, Стиг утверждал, что тот музыкальный фрагмент припева сочинил именно он.
Это была неправда, Стиг не принимал участие в сочинении музыки, он только придумывал слова и названия, и то на ранней стадии развития группы. Бьёрн и Бенни могли бы пройти мимо малоизвестной австрийской команды, но Bring Me Edelweiss стала ежедневно звучать из каждого шведского утюга, поэтому Бьёрн обратился в суд. Даже если Стиг и написал бы этот музыкальный кусок, то он не имел права давать разрешение без учёта мнений соавторов. Суд обязал Стига выплатить Бьёрну и Бенни по 300000 крон. Они перечислили деньги на благотворительность, и больше без их разрешения ни одна мелодия АББА не была использована.
Что касается иска от 5 июня, то разбирательство длилось больше года до июля 1991 года, когда было вынесено внесудебное решение. АББА получили, если верить биографу Агнеты Брите Оман, 13000000 крон, хотя рассчитывали на сумму, как минимум, в два раза больше. Стиг был зол на АББА, так как они фактически обвинили его в мошенничестве. Личный интерес в ходе процесса не затрагивал только дела Фриды. Она со Стигом в дальнейшем смогла общаться по-приятельски, а вот Бьёрн, Бенни и Агнета уже нет.
Как показало время, интерес к песням АББА в девяностые годы не стал падать, а, наоборот, стал расти. И всё это благодаря кавер-версиям, которые исполняли Erasure и Bjorn Again. Аранжировки были современными, такое новое звучание всемирно известных песен подарило им вторую жизнь. Руководство PolyGram задумалось о выпуске всех хитов АББА, им просто необходимо было дождаться того момента, когда истечёт срок договоров Polar Music. Пока шло время, было проведено маркетинговое исследование на предмет обложки будущего альбома. Выяснилось, что цветные фото не популярны, а лучше всего будет смотреться тёмный одноцветный фон. В результате в сентябре 1992 года вышел сборник CD ABBA Gold. Название было напечатано золотыми буквами на чёрном фоне. Всего было продано более 20000000 копий по всему миру. Через год вышел ещё один сборник More ABBA Gold, в который вошли другие популярные песни. Он раскупался в 10 раз хуже, всего 2000000 копий. Наконец, в 1994 году появился сборник Thank You For The Music. Он состоял из 4 CD и включал в себя кроме всем известных песен неизданные, плюс фрагменты репетиций. Для всех членов АББА такой рост популярности после 10 лет равнодушия стало откровением.
Бьёрн вернулся в Швецию на постоянное место жительства ещё в 1990 году, ещё до начала возрождения популярности творчества АББА. И вот теперь, когда интерес к группе стал расти во всём мире, Бьёрн и Бенни решили написать ещё один мюзикл на основе серии книг писателя Вильгельма Муберга Emigrants. На страницах четырёх романов рассказаны судьбы эмигрантов из Швеции в США. Действие происходит во второй половине XIX века. Фолк-музыка идеально подходила для описания исторических событий того времени. Работа в общей сложности продолжалась 5 лет, и была закончена в 1995 году. Мюзикл получил название Kristina Fran Duvemala.
Премьера состоялась в октябре 1995 года в Мальмё. Публике он понравился так, что три года шёл с аншлагами, и это несмотря на то, что длится три с половиной часа. Правда, показывали его только в Мальмё и Гётеборге. Только в 1999 году мюзикл был представлен на Стокгольмской сцене и шёл там ещё год. Данные статистики говорят, что Kristina Fran Duvemala посмотрело, как минимум, более миллиона зрителей. Бьёрн и Бенни были признаны национальными народными композиторами, слава исключительно поп-музыкантов осталась в прошлом. Но на самом деле, музыку написал только Бенни, а Бьёрн тексты песен. Их столько времени привыкли называть авторами в тандеме — Андерссон & Ульвеус, что у обывателя автоматически всплывала ассоциация с другим тандемом – Lennon & McCartney. А Джон и Пол песни могли писать, как каждый по отдельности, так и вместе.
Надо сказать, что Бьёрн критически отнёсся к своей работе над текстами для Kristina Fran Duvemala и ожидал наплыва критики. Поэтому он заранее заказал билеты на самолёт, чтобы после премьеры вместе с женой улететь отдыхать на тёплые моря. Однако, на следующее утро он сдал билеты, поскольку прятаться от критики не было никакой необходимости. Работа Бьёрна и Бенни заслужила овации стоя.
Во второй половине девяностых трое из четырёх членов АББА перешагнули 50-летний рубеж, что не могло не сказаться ни на собственной жизни, ни на отношении со стороны окружающих. Агнета была моложе, но после 1987 года вела затворнический образ жизни, далёкий от музыки. Ей не хотелось вернуться к жизни поп-звезды. Бьёрн и Бенни стали признанными классиками шведской музыки, а Фрида, пожив жизнью светской дамы, вернулась к роли певицы, но уже в совершенно другом качестве.
Теперь она носила строгие костюмы и платья в тёмных тонах, и её волновали проблемы экологии. Для начала Фрида пришла к руководителям организации Der Naturliga Steget и предложила создать на их базе другую – Artister For Miljo. Конечная цель состояла в том, чтобы привлекать внимание общественности к экологическим проблемам своими концертами. Попутно заниматься выпуском альбомом или синглов, доходы от продаж которых пойдут на помощь в борьбе за чистоту планеты. Первый сингл вышел в 1992 году. На нём было две песни – Anglamark и Saltwater. Первую записали все участники Artister For Miljo, Фрида вторую. Её автором был Джулиан Леннон, и это была первая песня, записанная Фридой за 8 лет.
А ещё через месяц Фрида вышла и на сцену. Это произошло во время концерта, который проходил в Королевском дворце Стокгольма. Король не смог отказать Фриде провести благотворительное мероприятие на своей территории. Фрида спела не только Saltwater, но и хит Луи Армстронга What A Wonderful World. Ей в этом помогла солистка Roxette Мари Фредрикссон.
Прошло 12 дней после концерта, и Фрида стала княгиней, выйдя замуж за Руззо в датском местечке Херсхольм. На свадьбе были только самые близкие друзья, то есть никого из АББА не было. Свой титул Фрида никогда не использовала в корыстных целях, да и целей таких у неё никогда не было. Теперь она музыкой занималась по велению души, а не для того, чтобы самоутвердиться. В отличие от Агнеты, Фрида своё семейное счастья всё-таки нашла.
Отметив юбилей, Фрида решилась всё-таки записать свой очередной номерной альбом. Продюсером стал Андреас Гленмарк с условием, что он будет автором песен. Фрида согласилась, но попросила в текстах учитывать историю её жизни. Сама она написала только один текст для песни Kvinnor Som Springer. Альбом записывался на шведском языке. Одна из песен — Alla Mina Basta Ar – стояла в плане на запись дуэтом. Фрида хотела записать её вместе с Агнетой. Вообще, мысль выпустить альбом вдвоём у женской половины АББА появилась ещё в начале восьмидесятых годов. Но пятнадцать лет спустя Агнета не была готова чисто в психологическом плане. Фрида записала дуэт с Мари Фредрикссон.
Альбом Djupa Andetag появился в продаже в сентябре 1996 года. Он был издан фирмой Anderson Records, которую организовала Мари Ледин, дочь Стига. Он сумел подняться на первое место в хит-парадах Швеции, его в общей сложности купили более 100000 копий. Но по сравнению с альбомами АББА Djupa Andetag явно проигрывал по энергетике, в нём не было такого разнообразия. Да и тексты были более философскими, молодому поколению они были просто скучны.
Возвращение Фриды в стан исполнительниц взбудоражило журналистов, они наперебой бросились брать у неё интервью. После восьмилетнего молчания ей было что рассказать и по радио, и по ТВ. О её жизни в Швейцарии в Швеции практически ничего не было известно. Фрида свободно рассказала о том, как ей посчастливилось пройти путь от девочки пролетарского происхождения до княжеского титула. При этом никакой звёздной болезни у Фриды никто не смог заметить, а о планах на будущее вопросов не было. И так было ясно, что Фрида не собирается возвращаться на мировую поп-сцену. Альбом на шведском языке был записан явно для коммерческих целей. Просто Фрида хотела показать себя такой, какой она стала, используя тот приём, которым владела лучше всего, а именно пение.

Свидетельство о публикации (PSBN) 74002

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 26 Января 2025 года
Андрей Макаров
Автор
Пишу стихи, тексты песен, прозу, киносценарии
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    День второй 2 +1
    День пятый 0 +1
    День четвёртый 0 +1
    День первый часть вторая 0 +1
    Жизнь без военного билета 2 +1