«Пересказки, часть 71-яя, о Знамени Мира…
Возрастные ограничения 18+
«Пересказки, часть 71-яя, о Знамени Мира…
…или том, что «…чем больше мы знаем, тем яснее наше незнание» в поиске Н.К. Рериха».
из сборника: «Записная книжка»
Часть №71
— Почему?.. Ну, вот скажи честно, почему после прочтения очередного шедевра ты всегда пишешь эти свои «Пересказки…»? Неужели нельзя просто промолчать или, уж если совсем невмоготу, написать обычный отзыв?
— Во-первых, не всегда!
— Что не всегда?
— Ну-у, — тяну неуверенно, — пишу, то есть, не всегда.
— А, во-вторых что? — снисходительно ухмыляется в ответ.
— А, во-вторых, спроси лучше не почему нельзя промолчать или написать просто отзыв, а зачем или для кого пишу свои потрясения от соприкосновения с шедевром?
— Да, пожалуйста, — смеётся. — Как скажешь: так для кого ты снова пишешь эти свои «Пересказки»?..
— Прежде всего, для себя…
— Для себя? — вспыхивает возмущённо.
— Ну, и тебя, конечно — спешу добавить, — раз уж и ты невольно становишься к ним причастным.
— Понятно, — кивает. — Вот, а теперь скажи зачем?
— Затем, чтоб было куда заглянуть – видишь ли, у меня плохая память! – если вдруг понадобится отыскать ускользнувшие в бездонном пространстве времени мысли великих предшественников…
— Это ж какие, например?
— Да хотя б вот эту: «…люди незаметно привыкают к темноте. Мало знания! Мало искусства!..»
— Интересно! — кивает задумавшись.
— Или вот эту: «Чем больше мы знаем, тем яснее наше незнание…», или, может быть, вот эту…
— Ну, что ж, с тобой, дружище, всё ясно – ты не исправим, — приязненно кивает мне. — Но кого будем пересказывать на этот раз?
— Мысли Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947) в сборнике «Избранное», 2021 года, издательского центра «Россазия», купленного в прошлом году как-то по случаю в его музее на Василевском острове…
— Через призму собственного восприятия увиденных сомнений, поиска и мечтаний великого философа, — снова не дав договорить, цитирует наши с ним пояснения к прежним нашим «Пересказкам…».
— Вот именно, — радуюсь. — Ты ж сам понимаешь, что любое цитирование коротеньких фраз, выбранных из контекста огромных книг, это всегда собственное восприятие заданной автором темы.
— По-ни-ма-ю, — задумавшись, тянет по слогам. — Видимо это и есть твое собственное виденье триединого знака Знамени Мира?
— Не знаю, — тут же парирую, почему-то испугавшись его мысли, — никогда не думал об этом. Мне кажется, так считать будет слишком самонадеянно. Но, если вдуматься, разве наше с тобой искание сути через собственное «сомнение, поиск и мечтание», как и его триединое созерцание «религии, знания и искусства», не подходят под толкование триединства «прошлого, настоящего и будущего»…
— В ореоле кольца Вечности, — улыбается.
— Или Культуры, — киваю, — что, в сущности…
— Одно и то же, — в очередной раз, перебив, срывает с языка.
Итак, цитирую:
«Очевидно, каждое великое достижение должно пройти через горнило отрицания и глумления».
«…наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники».
«Восток вообще является понятием относительным. Во всяком случае, оно не географическое».
«Не застраивайте памятников доходными домами; не заслоняйте их казармами и сараями; не допускайте в них современные нам предметы – и многие с большей охотой будут рваться к памятнику, нежели в музей».
«… «Скажи, кто твои враги, и я скажу, кто ты есть», — давно сказано. Народ русский может представить такой послужной список, в котором даже слепые прозреют красоту русского сознания».
«Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала – « Не замай!»…»
«В грозе и молнии куёт нард русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию Земли Русской… Сам народ сказал: «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло» … Когда ударит набатный колокол, все спешат помогать. Уже поняли, что не «моя хата с краю», а «на людях и смерть красна». В грозе и молнии рожаются герои». …Подвиг созидает, собирает благо, движет добро, совершенствует жизнь, учит именно человечности».
«Культура едина. Она – вне классовых и расовых перегородок».
«Честь художникам, запечатлевшим победу великого Народа Русского!.. Русское художество, избежав всякого фюмизма и блеффизма, идёт широкой здоровой стезёю героического реализма… Победа! Победа! И сколько побед впереди».
«Люди привыкли не только думать, но и бесстыдно говорить о предметах, которые они явно не знают. …Люди незаметно привыкают к темноте. Мало знания! Мало искусства! В жизни мало тех устоев, которые единственно могут привести к золотому веку единства. Чем больше мы знаем, тем яснее наше незнание. Но если мы вообще не знаем, то даже ощущения незнания нет. И двигаться нечем. И двигаться некуда. …Откуда же придёт познание сущности вещей? …Единственная опора жизни – искусство и знание… ».
«Великая мудрость всех веков и народов о чём говорит? О человеческом духе. …Он, ваш руководитель покажет вам лучшие пути. Он поведёт вас к радости и победе. Но и к победе он поведёт вас вышним путём, степени которого скованы лишь знанием и красотой…».
«Искусство объединит человечество. …И когда утверждаем: Любовь, Красота и действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. …Мир всего мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли путников. …Неисповедимы пути, не людям предрешать, как, где и когда осуществится идеализм. …Идеализм породит и стремление к честному неограниченному знанию как одному из самых спасительных решений».
«…потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительности, в негармонии, в борьбе, то есть когда наиболее живёт, потому что человек наиболее живёт именно в то время, когда чего-нибудь ищет и добивается… Красота есть нормальность, здоровье. …Потому и радостна пашня Культуры. Радостна даже в самых крайних трудах».
«…Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других… это религия, знание и искусство в кольце Культуры. …При всём… разнообразии толкований знак так таковой утвердился по всему миру. …Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. …Распространённость знака Знамени Мира настолько велика и неожиданно, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным…».
«Библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания».
«…пути знания должны процветать в обмене мнений. …Ужасно видеть окаменелые мозги, которые не допускают новых достижений. …Борьба с невежеством есть борьба с хаосом. …Знание есть путь к радости, но радость есть особая мудрость. …Всякое отрицание истины невежественно и вредно не только самому отрицанию, но и пространственно. Противоборство против истины заражает пространство, но бывает ещё более отвратительное действие, когда люди, однажды познав Истину, потом от неё отступают. Безумно такое отступление во тьму!.. Поистине… каждый может и обязан внести свою лепту в дело борьбы с невежеством».
«Всякое отрицание уже противоположно творчеству».
«Безразличие уже будет омертвение»
«Нетерпимость есть не что иное, как дикость».
«После излишеств материализма человечество опять придёт к справедливой оценке гуманизма и всех тех высших областей, с ними всегда связанных».
«Кто сказал, что … понятия (материя и дух) различны и даже противоположны? Из давних времён звучит простейшее и убедительное доказательство единства материи и её трансмутации. Лёд, вода и пар! Разве это не очевидно?..».
«Печально, что так долго не отличали натурализм от реализма. …реализм отображает сущность вещей. …новизна должна быть здоровой, бодрой, строительной. Упаси от абстрактных закоулков».
«Без радости нет счастья».
Блок «…знал, что мы азиаты, и мудро претворял это утверждение. В Азии или, лучше сказать, к Востоку тянулся и Врубель».
«Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию».
«…по счастью, кроме языка словесного человеку дан и язык сердца».
«Свет один, так же как и тьма одна, и при внесении Света тьма рассеивается».
«Любить – значит прощать. Прощать – значит понять. Понять – значит знать. Знать – значит приблизиться к порогу Мудрости. …Каждый творящий рано или поздно чувствует, что осуждение и отрицание будут знаками неуспешности. Каждый истинный творец… в своих постоянно растущих трудах даже не имеет времени для осуждений».
«За пределами целого ряда императоров, разве не судим мы Китай по Лао-цзы и Конфуцию? …Ведь не по торговле греческой воссоздаём мы достоинство матери классических стран, но по Аристотелю, Пифагору, Платону, по Фидию, по Сократу? …И разве великое имя царя Соломона не является символом целой огромнейшей психологии?..».
«Конечно, не знающий прошлое не может мыслить о будущем».
«…зло в основе своей активно. …Значит и противовес прежде всего должен быть активен».
«Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость. …Нетерпимый человек, прежде всего, и не милосерден, значит, и не великодушен, и не знает доверия…».
«Ничто не мешает мне посвящать себя проповеди истины, даже если кто-то не нуждается в том, что я говорю».
«Каждое достойное действие должно иметь врагов. …Из давних веков отмечена борьба в основе жизни». …Борьба за правду есть посев блага. …Давно сказано: «Если устал, начни ещё. Если изнемог, начни ещё и ещё»…».
«Искусство – венец жизни».
«…мысль безвременна».
«…мозг человеческий костенеет, если не дадите ему совершенствоваться неутомимо».
«…в творчестве …и отдых, и обновление, и радость».
«…любите Родину! …Если только возлюбит русский Россию, возлюбит всё, что ни есть в России… Любите все народы на всех необъятностях Родины. …Чтобы полюбить Родину, надо познать её. Пусть познание чужих стран лишь приведёт к Родине, ко всем её несказуемым сокровищам. …Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!..».
29.12.2024г.
Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения скрупулезными лингвистами за возможные стилистические и орфографические ошибки, допущенные в черновике-рукописи, написанной на ходу по горячим следам прочтения замечательной книги, при нахождении которых предлагает просто направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля» на любой удобной платформе (ВК, ОК, ТМ), либо оставить их прямо под текстом.
Спасибо за внимание и… сопереживание.
…или том, что «…чем больше мы знаем, тем яснее наше незнание» в поиске Н.К. Рериха».
из сборника: «Записная книжка»
Часть №71
— Почему?.. Ну, вот скажи честно, почему после прочтения очередного шедевра ты всегда пишешь эти свои «Пересказки…»? Неужели нельзя просто промолчать или, уж если совсем невмоготу, написать обычный отзыв?
— Во-первых, не всегда!
— Что не всегда?
— Ну-у, — тяну неуверенно, — пишу, то есть, не всегда.
— А, во-вторых что? — снисходительно ухмыляется в ответ.
— А, во-вторых, спроси лучше не почему нельзя промолчать или написать просто отзыв, а зачем или для кого пишу свои потрясения от соприкосновения с шедевром?
— Да, пожалуйста, — смеётся. — Как скажешь: так для кого ты снова пишешь эти свои «Пересказки»?..
— Прежде всего, для себя…
— Для себя? — вспыхивает возмущённо.
— Ну, и тебя, конечно — спешу добавить, — раз уж и ты невольно становишься к ним причастным.
— Понятно, — кивает. — Вот, а теперь скажи зачем?
— Затем, чтоб было куда заглянуть – видишь ли, у меня плохая память! – если вдруг понадобится отыскать ускользнувшие в бездонном пространстве времени мысли великих предшественников…
— Это ж какие, например?
— Да хотя б вот эту: «…люди незаметно привыкают к темноте. Мало знания! Мало искусства!..»
— Интересно! — кивает задумавшись.
— Или вот эту: «Чем больше мы знаем, тем яснее наше незнание…», или, может быть, вот эту…
— Ну, что ж, с тобой, дружище, всё ясно – ты не исправим, — приязненно кивает мне. — Но кого будем пересказывать на этот раз?
— Мысли Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947) в сборнике «Избранное», 2021 года, издательского центра «Россазия», купленного в прошлом году как-то по случаю в его музее на Василевском острове…
— Через призму собственного восприятия увиденных сомнений, поиска и мечтаний великого философа, — снова не дав договорить, цитирует наши с ним пояснения к прежним нашим «Пересказкам…».
— Вот именно, — радуюсь. — Ты ж сам понимаешь, что любое цитирование коротеньких фраз, выбранных из контекста огромных книг, это всегда собственное восприятие заданной автором темы.
— По-ни-ма-ю, — задумавшись, тянет по слогам. — Видимо это и есть твое собственное виденье триединого знака Знамени Мира?
— Не знаю, — тут же парирую, почему-то испугавшись его мысли, — никогда не думал об этом. Мне кажется, так считать будет слишком самонадеянно. Но, если вдуматься, разве наше с тобой искание сути через собственное «сомнение, поиск и мечтание», как и его триединое созерцание «религии, знания и искусства», не подходят под толкование триединства «прошлого, настоящего и будущего»…
— В ореоле кольца Вечности, — улыбается.
— Или Культуры, — киваю, — что, в сущности…
— Одно и то же, — в очередной раз, перебив, срывает с языка.
Итак, цитирую:
«Очевидно, каждое великое достижение должно пройти через горнило отрицания и глумления».
«…наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники».
«Восток вообще является понятием относительным. Во всяком случае, оно не географическое».
«Не застраивайте памятников доходными домами; не заслоняйте их казармами и сараями; не допускайте в них современные нам предметы – и многие с большей охотой будут рваться к памятнику, нежели в музей».
«… «Скажи, кто твои враги, и я скажу, кто ты есть», — давно сказано. Народ русский может представить такой послужной список, в котором даже слепые прозреют красоту русского сознания».
«Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала – « Не замай!»…»
«В грозе и молнии куёт нард русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию Земли Русской… Сам народ сказал: «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло» … Когда ударит набатный колокол, все спешат помогать. Уже поняли, что не «моя хата с краю», а «на людях и смерть красна». В грозе и молнии рожаются герои». …Подвиг созидает, собирает благо, движет добро, совершенствует жизнь, учит именно человечности».
«Культура едина. Она – вне классовых и расовых перегородок».
«Честь художникам, запечатлевшим победу великого Народа Русского!.. Русское художество, избежав всякого фюмизма и блеффизма, идёт широкой здоровой стезёю героического реализма… Победа! Победа! И сколько побед впереди».
«Люди привыкли не только думать, но и бесстыдно говорить о предметах, которые они явно не знают. …Люди незаметно привыкают к темноте. Мало знания! Мало искусства! В жизни мало тех устоев, которые единственно могут привести к золотому веку единства. Чем больше мы знаем, тем яснее наше незнание. Но если мы вообще не знаем, то даже ощущения незнания нет. И двигаться нечем. И двигаться некуда. …Откуда же придёт познание сущности вещей? …Единственная опора жизни – искусство и знание… ».
«Великая мудрость всех веков и народов о чём говорит? О человеческом духе. …Он, ваш руководитель покажет вам лучшие пути. Он поведёт вас к радости и победе. Но и к победе он поведёт вас вышним путём, степени которого скованы лишь знанием и красотой…».
«Искусство объединит человечество. …И когда утверждаем: Любовь, Красота и действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. …Мир всего мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли путников. …Неисповедимы пути, не людям предрешать, как, где и когда осуществится идеализм. …Идеализм породит и стремление к честному неограниченному знанию как одному из самых спасительных решений».
«…потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительности, в негармонии, в борьбе, то есть когда наиболее живёт, потому что человек наиболее живёт именно в то время, когда чего-нибудь ищет и добивается… Красота есть нормальность, здоровье. …Потому и радостна пашня Культуры. Радостна даже в самых крайних трудах».
«…Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других… это религия, знание и искусство в кольце Культуры. …При всём… разнообразии толкований знак так таковой утвердился по всему миру. …Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. …Распространённость знака Знамени Мира настолько велика и неожиданно, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным…».
«Библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания».
«…пути знания должны процветать в обмене мнений. …Ужасно видеть окаменелые мозги, которые не допускают новых достижений. …Борьба с невежеством есть борьба с хаосом. …Знание есть путь к радости, но радость есть особая мудрость. …Всякое отрицание истины невежественно и вредно не только самому отрицанию, но и пространственно. Противоборство против истины заражает пространство, но бывает ещё более отвратительное действие, когда люди, однажды познав Истину, потом от неё отступают. Безумно такое отступление во тьму!.. Поистине… каждый может и обязан внести свою лепту в дело борьбы с невежеством».
«Всякое отрицание уже противоположно творчеству».
«Безразличие уже будет омертвение»
«Нетерпимость есть не что иное, как дикость».
«После излишеств материализма человечество опять придёт к справедливой оценке гуманизма и всех тех высших областей, с ними всегда связанных».
«Кто сказал, что … понятия (материя и дух) различны и даже противоположны? Из давних времён звучит простейшее и убедительное доказательство единства материи и её трансмутации. Лёд, вода и пар! Разве это не очевидно?..».
«Печально, что так долго не отличали натурализм от реализма. …реализм отображает сущность вещей. …новизна должна быть здоровой, бодрой, строительной. Упаси от абстрактных закоулков».
«Без радости нет счастья».
Блок «…знал, что мы азиаты, и мудро претворял это утверждение. В Азии или, лучше сказать, к Востоку тянулся и Врубель».
«Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию».
«…по счастью, кроме языка словесного человеку дан и язык сердца».
«Свет один, так же как и тьма одна, и при внесении Света тьма рассеивается».
«Любить – значит прощать. Прощать – значит понять. Понять – значит знать. Знать – значит приблизиться к порогу Мудрости. …Каждый творящий рано или поздно чувствует, что осуждение и отрицание будут знаками неуспешности. Каждый истинный творец… в своих постоянно растущих трудах даже не имеет времени для осуждений».
«За пределами целого ряда императоров, разве не судим мы Китай по Лао-цзы и Конфуцию? …Ведь не по торговле греческой воссоздаём мы достоинство матери классических стран, но по Аристотелю, Пифагору, Платону, по Фидию, по Сократу? …И разве великое имя царя Соломона не является символом целой огромнейшей психологии?..».
«Конечно, не знающий прошлое не может мыслить о будущем».
«…зло в основе своей активно. …Значит и противовес прежде всего должен быть активен».
«Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость. …Нетерпимый человек, прежде всего, и не милосерден, значит, и не великодушен, и не знает доверия…».
«Ничто не мешает мне посвящать себя проповеди истины, даже если кто-то не нуждается в том, что я говорю».
«Каждое достойное действие должно иметь врагов. …Из давних веков отмечена борьба в основе жизни». …Борьба за правду есть посев блага. …Давно сказано: «Если устал, начни ещё. Если изнемог, начни ещё и ещё»…».
«Искусство – венец жизни».
«…мысль безвременна».
«…мозг человеческий костенеет, если не дадите ему совершенствоваться неутомимо».
«…в творчестве …и отдых, и обновление, и радость».
«…любите Родину! …Если только возлюбит русский Россию, возлюбит всё, что ни есть в России… Любите все народы на всех необъятностях Родины. …Чтобы полюбить Родину, надо познать её. Пусть познание чужих стран лишь приведёт к Родине, ко всем её несказуемым сокровищам. …Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!..».
29.12.2024г.
Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь, а также приносит свои извинения скрупулезными лингвистами за возможные стилистические и орфографические ошибки, допущенные в черновике-рукописи, написанной на ходу по горячим следам прочтения замечательной книги, при нахождении которых предлагает просто направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля» на любой удобной платформе (ВК, ОК, ТМ), либо оставить их прямо под текстом.
Спасибо за внимание и… сопереживание.
Рецензии и комментарии 0