Книга «Кто вы, Иван Барков?»
Детство (Глава 2)
Оглавление
Возрастные ограничения 16+
Слоны
9 октября 1741 года. Санкт-Петербург.
— Ванятко! Выходь! Веду-у-ут! – раздаётся с улицы звонкий мальчишеский голос, — Нагоняй нас!
И поднимая тучи брызг из осенних луж, десяток мальцов восьми-десяти лет с криками и улюлюканьем мчатся по дворцовой мызе Лигово, что на Петергофской дороге, в сторону урочища Пеньки сверх Лиговского канала (район гостиницы «Октябрьская»).
— Ку-у-уда?! А поснедать?! – матушка Софья ловит руками пустоту на стуле, где только что сидел её младший сын Ваня, девяти лет от роду.
Всё! Поздно! Короткий перестук голых пяток по деревянной лестнице со второго этажа церковного дома, где находится небольшая трапезная и опочивальни, и входная дверь церковного дома хлопает. Ушёл молодчик!
— Вот ведь вострик (устар. — резвый, проворный)! – незлобливо ворчит матушка Софья, но так, чтобы слышали сидящие за обеденным столом три старшие дочери-погодки, пятнадцати, шестнадцати и семнадцати лет, — Ужо я пожалоблюсь отцу, он Ванюшке-то ухи надерёт! Опять до ночи будет слоняться с дружками.
Ох-х, не ведает матушка Софья, как она сейчас права… Именно «слоняться» собираются Лиговские мальчишки, так как на сегодня назначен «переезд» 15 индийских слонов со старого на Фонтанке (совр. – Манежная пл.) в заново выстроенный для них слоновник. И пропустить такое важное событие согласитесь, ну никак невозможно!
Сёстры Барковы
Все три девушки за столом красавицы, как на подбор. В отличие от младшего брата – вострика, которого однако все любят и с которым дружны, девушки послушны, скромны, поют в церковном хоре, вышивают и пробуют себя в иконописи. Вскорости рукополагаемые в священный сан семинаристы-выпускники, кто не желает постригаться в монахи или принимать целебат, на поповских дочек — сестёр Барковых, засматриваются и неловко, но настойчиво ведут переговоры со своими, а те с родителями девушек, насчёт женитьбы. Особенно интересуются относительно старшей – семнадцатилетней Анастасии.
Ну а что такого?! Это жизнь. Да и время поджимает! Ведь ехать молодому «батюшке» по месту службы без «матушки» никак нельзя. И крайне желательно, что бы «матушка» оная была из семьи священника. Красивая, кроткая. И ещё чтобы тебя, дурака, любила! А потому, что второго шанса нет. Разводы и повторные браки у православного клира запрещены. Бывают конечно исключения по слабости человечьей, но они только твердят правило.
А ту сестру, если которая вдруг останется при отце с матерью, выдадут замуж так…
Возьмут ей мужа из семинарии под обязательство главы семейства — отца Симеона Баркова, что при уходе на покой или по своей смерти, тот оставит ему приход в настоятельство. Сделка?! В общем, да! Но в среде «белого» приходского священства так принято и никого это не удивляет, а правящим епископатом даже приветствуется. Ибо семейственность на управляемой территории сродни стабильности.
Отец Симеон Барков
Отец Симеон Барков — сын дьячка из Московской губернии, пришедшего на северные земли ещё с Петром. Он протоиерей и настоятель этого небольшого прихода на Лиговке.
Сегодня он служит в церкви новой женской обители города, поэтому семейство обедает без него. Так положено, ибо в православии женщина не может быть священником. И в церквях женских монастырей службы всегда ведут мирские священники-мужчины из города или ближайших селитьб. Иногда монахини так и говорят:
— Мы заказываем священника из города!
А это значит, что служит отец Симеон у монахинь за договорное мздовоздаяние, что немаловажно для небогатой поповской семьи Барковых с дочерями на выданье.
Церковь
В Петербурге ещё мало церквей. И оная в дворцовой мызе Лигово, вписанная вместе с церковным домом в новую городскую застройку, где настоятелем прихода служит отец Симеон Барков — деревянная, сколоченная кое-как, низкая, невзрачная, сырая и холодная. На стенах мелкие иконы. Перед каждою горит свечка, а то и две-три…. От этого духота в церкви бывает невообразимая. Да ещё и дьякон, тать этакий, кладёт в кадильницу ладан, подделанный из воска и смолы. И тогда к духоте примешивается угар.
Иногда подвыпившие по случаю очередного церковного праздника прихожане прямо во время службы заводят между собою разговоры, нередко оканчивающиеся криком, руганью и дракой. Случается, что во время службы раздаётся лай собак, забегающих в церковь. Бывает и доски с потолка падают.
Но, всё это ерунда! Так, мелкие неудобства.
Ведь ещё и года не прошло, как Анна Иоановна в своём кровавом правлении всех попов, казавшихся ей опасными и даже архиереев, жестоко репрессировала. А одного священника по её приказу посадили на кол. Доносы. Казни. Но, семью Барковых это всё чудом не касается. Бог спасает!
Слоны на Першпективной
Хорошо мальчишкам жить на Лиговке, рядом с Першпективной. На главной улице города всё время что-нибудь происходит и всегда интересное и на всё это можно смотреть. То драка, то пожар, то колодников ведут, а то воз перевернётся.
В 1736 году, когда Ване Баркову всего четыре года, но он всё помнит… в Петербург из Персии присылают первого слона. И с ним надо гулять. Естественно, по Першпективной. Это, вроде как, делается не напоказ, а для слоновьего здоровья. Но, толпы народа сбегаются на слона поглазеть и ведут себя аки дикари — бросают в бедное животное каменьями, а сопровождающего его персиянина избивают палками. И особенно агрессивно ведут себя солдаты лейб-гвардии Семеновского и Преображенского полков. По сему случаю им даже доводят приказание «О неучинении помешательства слоновщику в провожании слона».
В 1739 году, зимою, когда Ване уже 7 лет, все вокруг сбегаются поглазеть на необыкновенное рукотворное зрелище посередине Невы, между Адмиралтейством и Зимним дворцом – «Ледяной Дом», построенный для шутовской свадьбы князя Михаила Голицына и придворной шутихи Авдотьи Бужениновой.
И изумляются, глядя на ледяные пирамиды и пушки, на ледяных дельфинов и огромного ледяного слона. Днем из хобота слона изливается фонтан воды, а ночью — огненный фонтан горящей нефти. Рядом шесть ледяных пушек, из которых можно стрелять настоящими ядрами. Но только в присутствии императрицы, что и делается. Кроме оного ледяной слон с помощью человека, находящегося внутри, производит громкие звуки. Рядом баня из брёвен. В ней даже парятся.
В сентябре же 1741, когда Ване Баркову уже девять лет, по Першпективной торжественно проезжает посольство от персидского шаха Надира. С дарами, среди которых аж 14 слонов. Ах-х, какая же это красота! Мальчишки в восторге!
Однако слоны бунтуют. Причиной становится банальный дележ слоних. И трое сбегают из Слоновьего двора, что ещё на Фонтанке. И если двух вскоре ловят, то третий, как сообщают «Санкт-Петербургские ведомости» за № 80 от 1741 года:
«… пошел через сад и изломал деревянную изгородь и прошел на Васильевский остров и там изломал Сенат и чухонскую деревню и только здесь был пойман»
Как этот слон попадает на Васильевский остров без моста, переплывает Неву, что ли? И где находится та чухонская деревня? Можно только вообразить, сколько разговоров в городе об этом происшествии, после которого слонам и строят новый дом — побольше, покрепче… В который они сегодня и «переезжают».
Ах-х, какое же это удовольствие мальчишкам… Всё же это происходит на их глазах.
Латынь
Вообще детство у Вани самое обычное, не злое. Бесконечные гуляния с ровесниками на Лиговке и Першпективной, летом — короткие заплывы в холодной Неве и Фонтанке, грибы и ягоды в ближайшем лесу, зимою — снежки, катание с горок на санках, снежные бабы и городки и т.д.
В дружной и любящей поповской семье Барковых конечно же все соблюдают посты и отмечают церковные праздники, исправно молятся. Ваня всегда помогает отцу в церкви, даже иногда поёт на клиросе. Голосок у него тоненький, но вполне уверенный и чистый, слух и чувство ритма есть.
Отец Симеон обучает Ваню грамоте. Сначала ребенок запоминает буквы в Азбуке, читает по складам. Потом Часослов и Псалтырь. А сейчас уже и Новый Завет с его христовыми притчами на церковно-славянском. Причём бегло и внимая смыслу!
Ваня читает всё подряд. Однако, кроме церковных книг в их доме есть и небольшая светская библиотека. Всего один небольшой шкаф с книгами – детские сказки, стихи, романы, географические атласы, труды философов древности, самоучители языков.
И именно здесь и сейчас с ребёнком случается настоящее чудо — в жизнь Вани Баркова входит его самая большая любовь – латынь! Без преподавателей и репетиторов, по старинному самоучителю, он довольно быстро осваивает правила чтения и произношения, самые нужные грамматические темы и основные времена.
И тогда отец Симеон, видя похвальное рвение сына к чтению и ученью, выспрашивает для него разрешение пользоваться прекрасной библиотекой Александро-Невского монастыря, будущей Лавры. В библиотеке хранятся книги на греческом, латинском и других языках, многие собрания сочинений классических писателей.
Каждую субботу в десять часов утра в читальном зале библиотеки монастыря проходят диспуты. Собираются все ученики и учителя духовной семинарии при монастыре. Ваню из зала не выгоняют и он забивается в угол и внимательно слушает, не пропуская ни одного слова. На диспутах присутствует ректор – иеромонах Гавриил (Кременецкий). С кафедры произносятся речи на русском и латинском языках. Обращаясь к воспитанникам, ректор говорит:
«… о пользе наук, о союзе наук с добродетелью и что всякая наука красна только добродетелью…»
Кабаки
Но за пышными фасадами Першпективной и Александро-Невского монастыря для маленького Вани Баркова открываются не только добродетели мира. Вернее, совсем не они.
А открывается Ване будничный Санкт-Петербург с его рынками, амбарами, богадельнями, аптеками, гостиными дворами, гаванями, верфями, конторами, кабаками, банями и прочая, и прочая, и прочая. Одних только питейных заведений в городе:
«Кабаки или Питейные Домы — «кружалы», «фартины», на которых продается в мелкия чарки вино, водка, пиво, и мед для подлаго народу:
а. На Санкт-Петербургской Стороне – тридцать кабаков.
б. На Адмиралтейской Стороне — сорок восемь кабаков.
в. На Литейной стороне — девятнадцать кабаков.
г. На Выборгской стороне — десять кабаков.
д. На Васильевском Острову — четырнадцать кабаков.
Всего при Санкт-Петербурге — сто двадцать один кабак».
В это время население Санкт-Петербурга составляет 95 тысяч человек. Так что 121 кабак, и это при наличии других многочисленных подобных заведений, не так уж и мало. Народу, у которого «трубы горят», есть куда направить стопы для утоления алкоголической жажды. Также есть трактиры и питейные погреба:
«…питейных погребов имеется всех шестьдесят пять».
И еще:
«…премножество по знатным улицам и перекресткам всюду харчевен и лавочек. И ещё маркитантские торги в разноску для всяких рабочих людей и для скудных: щи с мясом, уха с рыбой, пироги, блины, грешневики, колачи простые и здобные, хлебы ржаные и ситные, квасы и збитень вместо чаю».
И во всех этих заведениях и рядом с ними люди разговаривают отнюдь не на латыни или старославянском языке. А если поют, то русские народные песни и частушки. Причём исключительно матерные. А если рассказывают сказки, то обязательно «заветные», про «это».
А что дети? А они всё это видят и слышат, чай, не глухие и не слепые.
Из ближайших лиговских кабаков мальчишек и девчонок не гонят. Там же пьют их отцы и старшие братья. С ними им можно.
Полутемные помещения с деревянными столами и лавками. Всегда многолюдно, стоит гул, слышен бой разбитой посуды, ругань, смех. По углам сметены осколки мутных зеленых стаканов, глиняных мисок, рыбные кости. Меж столов шатаются постоянные клиенты с просьбами помочь копеечкой. Пропившиеся в пух и прах ищут спонсоров. В углу висит икона Николая Чудотворца. В любой момент могут залезть в карман. Драки явление повсеместное. Пол усеян оторванными пуговицами и клочками одежды.
Время работы кабаков ничем не регламентируется, кроме запрета торговать вином в ночные часы. У завсегдатаев всегда можно получить совет:
«Воли вам пошалить нет, бьют вас и держат в колодках. Лучше вам хозяина своего убить и фабрику его выжечь. От оного была бы вам воля».
А как только прибывает полицейский, то у завсегдатаев тут же начинаются провалы в памяти:
«…все из-за змия зелёного, чтоб его!… и жаловался ли на земского, чтоб его повесить, оного всего по нечувствительному в тогдашнее время пьянству, показать в точности не упомню».
Нравственность
А ещё есть общественные бани, где мужчины и женщины моются вместе и где всё бесстыдно и напоказ — от лечения мокрицами до свального греха. Уж кого, кого, а распутных девок в городе хватает. Петровские реформы целомудрия России совсем не прибавляют.
Анна Иоанновна даже издаёт указ, согласно которому:
«…непотребных женок и девок, содержимых у себя вольнодумцами и трактирщиками, оных опрося, буде не беглые окажутся, тех высечь кошками и из тех домов ж выбить вон».
И сменившая её на троне Елизавета Петровна тоже следит за нравственностью: она повелевает, чтобы мужчины и женщины в банях вместе не мылись. Повеление императрицы касается и борьбы с содержателями борделей. Вот ей донесение в оном:
«По Высочайшему Вашего Величества указу непотребная Дрезденша по прибытии моем на другой день к ночи в наемной ее квартире на Васильевском острову через употребленного через меня полицейского асессора Бекетова сыскана и взята в крепость. При ней две девки иностранных. Одна вынута из сундука. А при допросе ее из доброй воли через немалое увещание под пристрастием батогов ни в чем непотребном не признавалась, а потом под кошками многие гнезда непотребных открыла. Каких через три ночи поныне сыскано сводниц и блудниц больше пятидесяти человек в разных местах, дворах и трактирах, в шкапах и под кроватями… А по росписям надеюся нарочитое стадо собраться их может, ибо как слышу многие места на Адмиралтейской, и на Литейной стороне, и на Васильевском острову наполнены, да и в Миллионной есть».
Выводы
И всю эту тёмную сторону мироздания вокруг себя, от природы любознательный Ваня Барков впитывает аки губка:
Что винопитие всеобще, а значит хорошо;
Что женщина, это товар для удовлетворения похоти и ничего более;
Что без мата нет русского языка и т.д.
Но ещё есть и беспредел и унижение людей со стороны власти. Так Василий Тредиаковский, будучи придворным поэтом, вынужден от дверей тронного зала на коленях ползти к престолу «императрис» Анны Иоанновны, чтобы вручить оной очередное похвальное слово или торжественную оду, сочиненную в ее честь. И в благодарность получить палкой по голове. И у него тоже будет учиться юный Ваня Барков.
Вот и скажите, где же тут хоть одна добродетель?! Вот они, будущие герои «срамных» од и поэм Ивана Баркова. Во всей красе. Как на ладони.
Время Елизаветы
В апреле 1742 году на трон восходит Елизавета Петровна, красавица с идеальным почерком. И на 20 лет в России наступает совсем другая эпоха. В сравнение с эпохой правления безумной и кровавой Анны Иоановны довольно либеральная. Даже смертная казнь запрещается.
И в 1744 году Ваню Баркова в возрасте одиннадцати, почти двенадцати, лет, отдают в обучение в Славяно-Греко-Латинскую семинарию Александро-Невского монастыря, в которой:
«…обучаются дети здешняго Санкт-Петербурга священнаго чина по латыни, по гречески и по еврейски, также философии и богословии, которые, обучаясь, производятся в священный чин»
Здесь Ваня проведёт 5 лет, но так и не станет православным священником.
. К этому времени он уже хорошо читает и пишет на русском, на старославянском и очень прилично — на латыни и греческом. Увлекается каллиграфией. При всём этом, зачислению Вани в семинарию весьма способствует давнее и близкое знакомство отца Симеона Баркова с ректором семинарии иеромонахом Гавриилом (Кременецким).
Однако:
… ещё Ваня Барков виртуозно матерится, отчаянно дерётся со сверстниками, грубит чужим старшим, ориентируется в вопросах взаимоотношений мужчин и женщин на уровне грязного борделя, уже пробует вино и выучивает сотни матерных частушек и прибауток, исполняемых по кабакам местными «менестрелями». И даже сам их может исполнить, подыгрывая себе на балалайке.
Можно ли последнее считать творчеством? Пока нет, мальчик просто это всё запоминает.
Сейчас Ваня есть маленькая Вселенная — в нём уже всё, и мерзость земного сущего, и уверенность в послесмертии, и свет, издаваемый внутренними сокровищами. Но, ничего из оного им ещё не отброшено и ему не мешает.
9 октября 1741 года. Санкт-Петербург.
— Ванятко! Выходь! Веду-у-ут! – раздаётся с улицы звонкий мальчишеский голос, — Нагоняй нас!
И поднимая тучи брызг из осенних луж, десяток мальцов восьми-десяти лет с криками и улюлюканьем мчатся по дворцовой мызе Лигово, что на Петергофской дороге, в сторону урочища Пеньки сверх Лиговского канала (район гостиницы «Октябрьская»).
— Ку-у-уда?! А поснедать?! – матушка Софья ловит руками пустоту на стуле, где только что сидел её младший сын Ваня, девяти лет от роду.
Всё! Поздно! Короткий перестук голых пяток по деревянной лестнице со второго этажа церковного дома, где находится небольшая трапезная и опочивальни, и входная дверь церковного дома хлопает. Ушёл молодчик!
— Вот ведь вострик (устар. — резвый, проворный)! – незлобливо ворчит матушка Софья, но так, чтобы слышали сидящие за обеденным столом три старшие дочери-погодки, пятнадцати, шестнадцати и семнадцати лет, — Ужо я пожалоблюсь отцу, он Ванюшке-то ухи надерёт! Опять до ночи будет слоняться с дружками.
Ох-х, не ведает матушка Софья, как она сейчас права… Именно «слоняться» собираются Лиговские мальчишки, так как на сегодня назначен «переезд» 15 индийских слонов со старого на Фонтанке (совр. – Манежная пл.) в заново выстроенный для них слоновник. И пропустить такое важное событие согласитесь, ну никак невозможно!
Сёстры Барковы
Все три девушки за столом красавицы, как на подбор. В отличие от младшего брата – вострика, которого однако все любят и с которым дружны, девушки послушны, скромны, поют в церковном хоре, вышивают и пробуют себя в иконописи. Вскорости рукополагаемые в священный сан семинаристы-выпускники, кто не желает постригаться в монахи или принимать целебат, на поповских дочек — сестёр Барковых, засматриваются и неловко, но настойчиво ведут переговоры со своими, а те с родителями девушек, насчёт женитьбы. Особенно интересуются относительно старшей – семнадцатилетней Анастасии.
Ну а что такого?! Это жизнь. Да и время поджимает! Ведь ехать молодому «батюшке» по месту службы без «матушки» никак нельзя. И крайне желательно, что бы «матушка» оная была из семьи священника. Красивая, кроткая. И ещё чтобы тебя, дурака, любила! А потому, что второго шанса нет. Разводы и повторные браки у православного клира запрещены. Бывают конечно исключения по слабости человечьей, но они только твердят правило.
А ту сестру, если которая вдруг останется при отце с матерью, выдадут замуж так…
Возьмут ей мужа из семинарии под обязательство главы семейства — отца Симеона Баркова, что при уходе на покой или по своей смерти, тот оставит ему приход в настоятельство. Сделка?! В общем, да! Но в среде «белого» приходского священства так принято и никого это не удивляет, а правящим епископатом даже приветствуется. Ибо семейственность на управляемой территории сродни стабильности.
Отец Симеон Барков
Отец Симеон Барков — сын дьячка из Московской губернии, пришедшего на северные земли ещё с Петром. Он протоиерей и настоятель этого небольшого прихода на Лиговке.
Сегодня он служит в церкви новой женской обители города, поэтому семейство обедает без него. Так положено, ибо в православии женщина не может быть священником. И в церквях женских монастырей службы всегда ведут мирские священники-мужчины из города или ближайших селитьб. Иногда монахини так и говорят:
— Мы заказываем священника из города!
А это значит, что служит отец Симеон у монахинь за договорное мздовоздаяние, что немаловажно для небогатой поповской семьи Барковых с дочерями на выданье.
Церковь
В Петербурге ещё мало церквей. И оная в дворцовой мызе Лигово, вписанная вместе с церковным домом в новую городскую застройку, где настоятелем прихода служит отец Симеон Барков — деревянная, сколоченная кое-как, низкая, невзрачная, сырая и холодная. На стенах мелкие иконы. Перед каждою горит свечка, а то и две-три…. От этого духота в церкви бывает невообразимая. Да ещё и дьякон, тать этакий, кладёт в кадильницу ладан, подделанный из воска и смолы. И тогда к духоте примешивается угар.
Иногда подвыпившие по случаю очередного церковного праздника прихожане прямо во время службы заводят между собою разговоры, нередко оканчивающиеся криком, руганью и дракой. Случается, что во время службы раздаётся лай собак, забегающих в церковь. Бывает и доски с потолка падают.
Но, всё это ерунда! Так, мелкие неудобства.
Ведь ещё и года не прошло, как Анна Иоановна в своём кровавом правлении всех попов, казавшихся ей опасными и даже архиереев, жестоко репрессировала. А одного священника по её приказу посадили на кол. Доносы. Казни. Но, семью Барковых это всё чудом не касается. Бог спасает!
Слоны на Першпективной
Хорошо мальчишкам жить на Лиговке, рядом с Першпективной. На главной улице города всё время что-нибудь происходит и всегда интересное и на всё это можно смотреть. То драка, то пожар, то колодников ведут, а то воз перевернётся.
В 1736 году, когда Ване Баркову всего четыре года, но он всё помнит… в Петербург из Персии присылают первого слона. И с ним надо гулять. Естественно, по Першпективной. Это, вроде как, делается не напоказ, а для слоновьего здоровья. Но, толпы народа сбегаются на слона поглазеть и ведут себя аки дикари — бросают в бедное животное каменьями, а сопровождающего его персиянина избивают палками. И особенно агрессивно ведут себя солдаты лейб-гвардии Семеновского и Преображенского полков. По сему случаю им даже доводят приказание «О неучинении помешательства слоновщику в провожании слона».
В 1739 году, зимою, когда Ване уже 7 лет, все вокруг сбегаются поглазеть на необыкновенное рукотворное зрелище посередине Невы, между Адмиралтейством и Зимним дворцом – «Ледяной Дом», построенный для шутовской свадьбы князя Михаила Голицына и придворной шутихи Авдотьи Бужениновой.
И изумляются, глядя на ледяные пирамиды и пушки, на ледяных дельфинов и огромного ледяного слона. Днем из хобота слона изливается фонтан воды, а ночью — огненный фонтан горящей нефти. Рядом шесть ледяных пушек, из которых можно стрелять настоящими ядрами. Но только в присутствии императрицы, что и делается. Кроме оного ледяной слон с помощью человека, находящегося внутри, производит громкие звуки. Рядом баня из брёвен. В ней даже парятся.
В сентябре же 1741, когда Ване Баркову уже девять лет, по Першпективной торжественно проезжает посольство от персидского шаха Надира. С дарами, среди которых аж 14 слонов. Ах-х, какая же это красота! Мальчишки в восторге!
Однако слоны бунтуют. Причиной становится банальный дележ слоних. И трое сбегают из Слоновьего двора, что ещё на Фонтанке. И если двух вскоре ловят, то третий, как сообщают «Санкт-Петербургские ведомости» за № 80 от 1741 года:
«… пошел через сад и изломал деревянную изгородь и прошел на Васильевский остров и там изломал Сенат и чухонскую деревню и только здесь был пойман»
Как этот слон попадает на Васильевский остров без моста, переплывает Неву, что ли? И где находится та чухонская деревня? Можно только вообразить, сколько разговоров в городе об этом происшествии, после которого слонам и строят новый дом — побольше, покрепче… В который они сегодня и «переезжают».
Ах-х, какое же это удовольствие мальчишкам… Всё же это происходит на их глазах.
Латынь
Вообще детство у Вани самое обычное, не злое. Бесконечные гуляния с ровесниками на Лиговке и Першпективной, летом — короткие заплывы в холодной Неве и Фонтанке, грибы и ягоды в ближайшем лесу, зимою — снежки, катание с горок на санках, снежные бабы и городки и т.д.
В дружной и любящей поповской семье Барковых конечно же все соблюдают посты и отмечают церковные праздники, исправно молятся. Ваня всегда помогает отцу в церкви, даже иногда поёт на клиросе. Голосок у него тоненький, но вполне уверенный и чистый, слух и чувство ритма есть.
Отец Симеон обучает Ваню грамоте. Сначала ребенок запоминает буквы в Азбуке, читает по складам. Потом Часослов и Псалтырь. А сейчас уже и Новый Завет с его христовыми притчами на церковно-славянском. Причём бегло и внимая смыслу!
Ваня читает всё подряд. Однако, кроме церковных книг в их доме есть и небольшая светская библиотека. Всего один небольшой шкаф с книгами – детские сказки, стихи, романы, географические атласы, труды философов древности, самоучители языков.
И именно здесь и сейчас с ребёнком случается настоящее чудо — в жизнь Вани Баркова входит его самая большая любовь – латынь! Без преподавателей и репетиторов, по старинному самоучителю, он довольно быстро осваивает правила чтения и произношения, самые нужные грамматические темы и основные времена.
И тогда отец Симеон, видя похвальное рвение сына к чтению и ученью, выспрашивает для него разрешение пользоваться прекрасной библиотекой Александро-Невского монастыря, будущей Лавры. В библиотеке хранятся книги на греческом, латинском и других языках, многие собрания сочинений классических писателей.
Каждую субботу в десять часов утра в читальном зале библиотеки монастыря проходят диспуты. Собираются все ученики и учителя духовной семинарии при монастыре. Ваню из зала не выгоняют и он забивается в угол и внимательно слушает, не пропуская ни одного слова. На диспутах присутствует ректор – иеромонах Гавриил (Кременецкий). С кафедры произносятся речи на русском и латинском языках. Обращаясь к воспитанникам, ректор говорит:
«… о пользе наук, о союзе наук с добродетелью и что всякая наука красна только добродетелью…»
Кабаки
Но за пышными фасадами Першпективной и Александро-Невского монастыря для маленького Вани Баркова открываются не только добродетели мира. Вернее, совсем не они.
А открывается Ване будничный Санкт-Петербург с его рынками, амбарами, богадельнями, аптеками, гостиными дворами, гаванями, верфями, конторами, кабаками, банями и прочая, и прочая, и прочая. Одних только питейных заведений в городе:
«Кабаки или Питейные Домы — «кружалы», «фартины», на которых продается в мелкия чарки вино, водка, пиво, и мед для подлаго народу:
а. На Санкт-Петербургской Стороне – тридцать кабаков.
б. На Адмиралтейской Стороне — сорок восемь кабаков.
в. На Литейной стороне — девятнадцать кабаков.
г. На Выборгской стороне — десять кабаков.
д. На Васильевском Острову — четырнадцать кабаков.
Всего при Санкт-Петербурге — сто двадцать один кабак».
В это время население Санкт-Петербурга составляет 95 тысяч человек. Так что 121 кабак, и это при наличии других многочисленных подобных заведений, не так уж и мало. Народу, у которого «трубы горят», есть куда направить стопы для утоления алкоголической жажды. Также есть трактиры и питейные погреба:
«…питейных погребов имеется всех шестьдесят пять».
И еще:
«…премножество по знатным улицам и перекресткам всюду харчевен и лавочек. И ещё маркитантские торги в разноску для всяких рабочих людей и для скудных: щи с мясом, уха с рыбой, пироги, блины, грешневики, колачи простые и здобные, хлебы ржаные и ситные, квасы и збитень вместо чаю».
И во всех этих заведениях и рядом с ними люди разговаривают отнюдь не на латыни или старославянском языке. А если поют, то русские народные песни и частушки. Причём исключительно матерные. А если рассказывают сказки, то обязательно «заветные», про «это».
А что дети? А они всё это видят и слышат, чай, не глухие и не слепые.
Из ближайших лиговских кабаков мальчишек и девчонок не гонят. Там же пьют их отцы и старшие братья. С ними им можно.
Полутемные помещения с деревянными столами и лавками. Всегда многолюдно, стоит гул, слышен бой разбитой посуды, ругань, смех. По углам сметены осколки мутных зеленых стаканов, глиняных мисок, рыбные кости. Меж столов шатаются постоянные клиенты с просьбами помочь копеечкой. Пропившиеся в пух и прах ищут спонсоров. В углу висит икона Николая Чудотворца. В любой момент могут залезть в карман. Драки явление повсеместное. Пол усеян оторванными пуговицами и клочками одежды.
Время работы кабаков ничем не регламентируется, кроме запрета торговать вином в ночные часы. У завсегдатаев всегда можно получить совет:
«Воли вам пошалить нет, бьют вас и держат в колодках. Лучше вам хозяина своего убить и фабрику его выжечь. От оного была бы вам воля».
А как только прибывает полицейский, то у завсегдатаев тут же начинаются провалы в памяти:
«…все из-за змия зелёного, чтоб его!… и жаловался ли на земского, чтоб его повесить, оного всего по нечувствительному в тогдашнее время пьянству, показать в точности не упомню».
Нравственность
А ещё есть общественные бани, где мужчины и женщины моются вместе и где всё бесстыдно и напоказ — от лечения мокрицами до свального греха. Уж кого, кого, а распутных девок в городе хватает. Петровские реформы целомудрия России совсем не прибавляют.
Анна Иоанновна даже издаёт указ, согласно которому:
«…непотребных женок и девок, содержимых у себя вольнодумцами и трактирщиками, оных опрося, буде не беглые окажутся, тех высечь кошками и из тех домов ж выбить вон».
И сменившая её на троне Елизавета Петровна тоже следит за нравственностью: она повелевает, чтобы мужчины и женщины в банях вместе не мылись. Повеление императрицы касается и борьбы с содержателями борделей. Вот ей донесение в оном:
«По Высочайшему Вашего Величества указу непотребная Дрезденша по прибытии моем на другой день к ночи в наемной ее квартире на Васильевском острову через употребленного через меня полицейского асессора Бекетова сыскана и взята в крепость. При ней две девки иностранных. Одна вынута из сундука. А при допросе ее из доброй воли через немалое увещание под пристрастием батогов ни в чем непотребном не признавалась, а потом под кошками многие гнезда непотребных открыла. Каких через три ночи поныне сыскано сводниц и блудниц больше пятидесяти человек в разных местах, дворах и трактирах, в шкапах и под кроватями… А по росписям надеюся нарочитое стадо собраться их может, ибо как слышу многие места на Адмиралтейской, и на Литейной стороне, и на Васильевском острову наполнены, да и в Миллионной есть».
Выводы
И всю эту тёмную сторону мироздания вокруг себя, от природы любознательный Ваня Барков впитывает аки губка:
Что винопитие всеобще, а значит хорошо;
Что женщина, это товар для удовлетворения похоти и ничего более;
Что без мата нет русского языка и т.д.
Но ещё есть и беспредел и унижение людей со стороны власти. Так Василий Тредиаковский, будучи придворным поэтом, вынужден от дверей тронного зала на коленях ползти к престолу «императрис» Анны Иоанновны, чтобы вручить оной очередное похвальное слово или торжественную оду, сочиненную в ее честь. И в благодарность получить палкой по голове. И у него тоже будет учиться юный Ваня Барков.
Вот и скажите, где же тут хоть одна добродетель?! Вот они, будущие герои «срамных» од и поэм Ивана Баркова. Во всей красе. Как на ладони.
Время Елизаветы
В апреле 1742 году на трон восходит Елизавета Петровна, красавица с идеальным почерком. И на 20 лет в России наступает совсем другая эпоха. В сравнение с эпохой правления безумной и кровавой Анны Иоановны довольно либеральная. Даже смертная казнь запрещается.
И в 1744 году Ваню Баркова в возрасте одиннадцати, почти двенадцати, лет, отдают в обучение в Славяно-Греко-Латинскую семинарию Александро-Невского монастыря, в которой:
«…обучаются дети здешняго Санкт-Петербурга священнаго чина по латыни, по гречески и по еврейски, также философии и богословии, которые, обучаясь, производятся в священный чин»
Здесь Ваня проведёт 5 лет, но так и не станет православным священником.
. К этому времени он уже хорошо читает и пишет на русском, на старославянском и очень прилично — на латыни и греческом. Увлекается каллиграфией. При всём этом, зачислению Вани в семинарию весьма способствует давнее и близкое знакомство отца Симеона Баркова с ректором семинарии иеромонахом Гавриилом (Кременецким).
Однако:
… ещё Ваня Барков виртуозно матерится, отчаянно дерётся со сверстниками, грубит чужим старшим, ориентируется в вопросах взаимоотношений мужчин и женщин на уровне грязного борделя, уже пробует вино и выучивает сотни матерных частушек и прибауток, исполняемых по кабакам местными «менестрелями». И даже сам их может исполнить, подыгрывая себе на балалайке.
Можно ли последнее считать творчеством? Пока нет, мальчик просто это всё запоминает.
Сейчас Ваня есть маленькая Вселенная — в нём уже всё, и мерзость земного сущего, и уверенность в послесмертии, и свет, издаваемый внутренними сокровищами. Но, ничего из оного им ещё не отброшено и ему не мешает.
Рецензии и комментарии 0