Книга «Пустынники или песня о первой любви»

Глава третья (Глава 3)



Возрастные ограничения 16+



Пелагея родилась в богатой купеческой семье. Отец ее несмотря на свое торговое занятие, интересовался очень библейским учением. Он о сыне мечтал, обучал бы его богословским наукам, а родилась дочка. Утешением было то, что она с большим прилежанием изучала Священное Писание и рукописи. Она обучалась грамоте и выучилась с учителем читать на древних языках. У них был еврейский, славянский и греческий Ветхий Завет, Евангелия на греческом и славянском, Апостол. Были жития святых и творения отцев Церкви и многое другое. Книги пергаментные, дорогие, в кожаных переплетах с застежками. Ее не интересовали наряды, гулянья, украшения. О замужестве и слушать не желала. А читать она любила. Вникала в Божественные откровения, размышляла. Но вот случилось какое-то поветрие, и родители ее умерли. Многих тогда схоронили. А ее не коснулось. Родственники конечно же старались ее пристроить замуж, жениха найти хорошего, ну как, богатая невеста, красивая, хоть и засиделась в девках. Но ей всегда хотелось уйти в монастырь. После смерти родных, она раздала часть имущества, постриглась в монахини и взяла благословение уйти в затвор. Ей выстроили келью в глухом лесу недалеко от монастыря, подсобные постройки, перевезли иконы, книги и кой-какое самое необходимое имущество, запас сделали, какой надо. Все оставшиеся деньги, весьма много, а также все золотые украшения с драгоценными камнями, которых тоже было немало, она отдала в монастырь, просила только, чтобы привозили ей иногда крупу, муку и иное что для пропитания и прочих нужд. Так она прожила много лет в диком лесу, проводя время в молитве, чтении, и в труде. И прозвали это место, где она жила Пелагеевой пустынью. А ее пустынницей.

Жизнь ее была радостной. Она непрестанно благодарила Господа. За то, что проснулась, за новый день, за дождь, за птичек, за лесных зверушек, за житие свое затворническое. Синодиков берестяных у нее было много, кого за здравие, кого за упокой поминала. Ей новые подавали. За князей молилась, за ратников, за города русские. Да еще монашеское правило, каноны. Времени праздного оставалось мало. Рукодельничала. Кудель привозили, а она пряла, да ткала холсты, их потом увозили в монастырь, это было ее послушание, и кросна у нее стояли в избушке. Было и хозяйство небольшое, огород, колоды в лесу для пчел и прочее по отшельническому житью. Радовала ее вся природа вокруг. Звери ее не трогали. Непременно садилась днем к окошечку, пока светло читать Святое Писание, книги. Дни и годы летели незаметно. Состарилась монахиня, к иной жизни готовилась. Знала, что там встречи ее ждут, и сама ожидала. Жаль только было место здесь в лесу просто так оставлять, хотелось бы, чтоб молитвы не прекращались.

Однажды по осени услышала она голоса в лесу. Гостей не ждала, кто бы это мог быть. Вышли на поляну трое: старый монах, парень и девица. Поклонились ей, поприветствовали.
—Мир тебе, матушка.
— Добро пожаловать. Откуда будете, с чем пришли? Не ждала я гостей то нынче. Однако самовар у меня горячий. Садитесь, чайком напою.
Лавочка у нее стояла на полянке под сосной, да столик небольшой, видать из лиственницы сколочены.
— Ступайте ко, ребятки, пособите старице, — Ворсонофий сел на скамейку, осмотрелся.
Федюнька принес самовар, Арина чашечки для чая, старая монахиня туесок с медом, да оладушки. Помолились, сели трапезничать.
— Вот, привел тебе келейницу, матушка. Примешь али нет?
— Господи помилуй! Да как не принять то? Я об этом молилась даже. Старая уж, сам видишь. Как звать то тебя, милая?
— Ариной.
— Рада я тебе, деточка. Только видать горе какое случилось у вас, что по лесу приходится скитаться.
— Случилось, матушка. Кочевники их разграбили да осиротили. Вот они и пришли ко мне, — Ворсонофий вздохнул тяжело, — ты уж ее не обидь. Она вон какая славная, — он улыбнулся девочке, та слабо улыбнулась в ответ.
— Да ну что ты говоришь такое, как я ее обижу. Спаси Господи. Тебя то самого как звать величать?
— Ворсонофием.
— А я ведь про тебя наслышана, батюшка. Ты где-то у черной пещеры обитаешь?
— В ней самой и живу.
— И не холодно зимой-то?
— Так печка у меня, и дверь сколотил.
— Темно поди. Как без окошек то?
— Почто же? Я возле двери и окошко изладил. Там и сижу читаю, али рукомеслом занимаюсь.
— Больша пещера то?
— Места хватит, даже и троим. Вишь нам с тобой Бог помощников послал на старости лет.
— Дивен Господь. Только жалко деток то. Натерпелись бедные.
— У нас им безопасно. Сюда изверги не придут, грабить здесь нечего.
— Далече только ходить то. Верст поди сорок.
— Да нет, помене будет, мы вон с утра вышли, да уж здесь. Остаться придется на ночь то, а завтра уйдем. У тебя есть где в сарае переночевать?
— И переночевать есть где, сена полно в сарае, вас-то двоих уложим, а мы с Аринушкой в келье. И покормить есть чем. Оставайтесь.

Вечерком то еще походили отроки по бережку, побеседовали, погрустили немного, а утром рано расстались. Федюнька держал ее за руки, не было слов, они молчали, просто смотрели друг на друга. Потом он еще останавливался, оглядывался, махал ей, а она провожала его, долго-долго стояла еще, уж когда их и не видно было.

Первые дни Пелагея ничего Аринке делать не давала. Ухаживала за ней.
— Ты у меня гостья пока, отдохни малость, осмотрись. Как я живу, чем занимаюсь.
Она ей все показывала, и рукоделье свое, и огород, и все хозяйство. Книги показала, объяснила какие. Она видела, что девочка печалится, не мешала ей одной посидеть на пенечке у реки. Потом стала просить в том или другом помочь. Не приказывала, а просила. Арина расположилась к ней сердцем. Стали беседовать иногда. Предложила монахиня научить ее читать, да и стали они заниматься понемногу. И дела делались, и молитвы приносились вовремя, и Слово Божие читали. Это было совсем новым для Аринушки. Понравилось ей. Разумной она оказалась, понятливой. Грамоту славянскую осилила, да и читала вслух. Пелагея еще скажет, дескать, плохо уж вижу, почитай. А та и рада стараться. Одна прядет, другая читает. Потом и за греческую грамматику взялись. Спешить то им некуда. Учи да занимайся. День длинный, на все времени хватает. Понемногу и до еврейского алфавита дошли. Монахиня объясняла, как читать огласовки, как сравнивать переводы. Память у девочки оказалась хорошая. Постепенно она всю трудную для старицы работу взяла на себя. У матери ее строго воспитывали, к труду приучали, так что ей было не в тягость. А учение ей нравилось, ждала, когда сядут за уроки. Очень интересны были для нее сами буквы. Красивые. Другой раз камешком маленьким и начертит где-нибудь на земле, или на березке нацарапает слова славянские, еврейские или греческие и любо ей. Прямо как узор какой, да еще смысл в них. Просто чудо какое-то. Монахиня радовалась на нее. Словно дитя у нее появилось. Всю свою любовь к Библии, к вере, к молитве она старалась вложить в нее. Раз беседовали они около речки. Аринушка стирала и полоскала одежку, а Пелагея сидела на пенечке и рукодельничала.

— Бог тебя, милая, послал. Недалече уж мой исход из мира сего тленного. Немочи одолели. Спаси тебя Господи.
— Живите, матушка, подольше. А то как я тута одна то останусь? И идти мне некуда. Басурман одолел землю нашу.
— Незачем тебе никуды идти, голубка моя. Вместо меня и останешься. Молиться будешь за Русь нашу, за воинов ея. За люди русския, за полоненных твоих родичей. Авось Господь о них и попечется.
— Что это вы молвите такое? Как может отроковица да за всю Русь молитвы возносить? Я чай грешница вон какая. Господь то и разгневается на меня.
— Где это ты безгрешных то видела, чадушко? Один Господь безгрешен, да Матерь Его Пречистая. А мы-то все грешники. А молиться все равно надо. Как же без молитвы-то, без нея и врага не одолеть. Помру я и что же? И молитва прекратится? Не затем тебя Бог сюды прислал, чтобы ты такие мысли держала. Даже и выкинь их из головы.
— Что ли я монашкой стану, матушка?
— Неужто и сомневаешься? Оно конечно, жизнь эта суровая. Так ить она и в миру не сладкая. Да и ты не в тереме княжеском росла. Ко всякой работе сподручная. Вон как ладно справляешься. Поди и снедью не избалована. Тебе это не трудно покажется. А я тебе так скажу. Самое это светлое и радостное житие, в монашестве да в молитве. Как сойдет умиление на сердце, так прямо и птичкам то небесным хочется рассказать, какую радость Господь послал.
— Как же радоваться по убиенным то? Мученики они. Агаряне вон и храм сожгли, и отца Никиту замучили.
— Кабы ты видела, кои те мученики венцы получили и коей радости достигли, и какой на сем месте храм то поставят. Писано в Евангелии: «… созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». Читала поди. Сокрыто это от тебя ноне до срока, не дано пока. Да ничто, всего ты достигнешь, я за тебя так уж молиться буду, сердце мое.
— Благодарствую вам, матушка Пелагея. Что ли я и замуж никогда не выйду?
— Нельзя тебе, милая, замуж, — она печально вздохнула, — время щас негодное. Коли замуж выйдешь, так раньше времени от горя поседеешь. Мне так про тебя открыто было. Сама небось видела, что вороги творят. А здесь ты во благодати проживешь и ох как многим поможешь.

Затосковало сердечко у Аринушки. И мысли разные забились в голове. Какие беды выпадут ей, если останется с Федюнькой? Ведь она чудом спаслась и избежала страшных рук кочевников. А ну как в другой раз так не повезет. А коли деток отнимут или убьют? Каково ее маменьке там в плену? Ведь мать о дочери ничего не знает, что с ней. Каково будет Федору узнать о том, что она не выйдет за него никогда, а может и не увидит больше? Другую себе найдет? Ах как захолонуло сердце, даже в виски ударило. Всякие мысли теснились и перебивали одна другую. А может старица права, и ей нужно остаться здесь и забыть своего друга, забыть обо всем? Не знала она, что ответить монахине.

— Заскучаю я одна-то.
— Нет, радость моя, не заскучаешь. Я тебе обещаю. Делов у тебя полно: и грибов на зиму насушить и снытки и всяких трав, и ягоду заготовить и орехи, и меду, и лыка, и бересты. И огород обиходить, и дров припасти, и рыбки наловить. А в зиму то рукоделие всякое. Помощник у тебя будет — Ангел Хранитель. А уж Господь-то всегда с нами и Матерь Божия и все святые. Книги читать будешь, в Слово вникать. А молиться научишься, так времечко то побежит и не заметишь. Уж поверь старухе, столько годков я на сем месте прожила, а скуки не ведала.
— А как же дикие звери? Страшно поди.
— Да почто же? Здесь знаешь какой страж приставлен — ни един хищный зверь не подойдет.
— Смеетесь вы надо мной, тетенька. Какой такой страж?
— Я тебе его покажу. Он приходит иногда и объявляется. Угостишь его сушеной малинкой, али рыбкой вяленой, он и опять уйдет.
— Вот и видать, что вы надо мной потешаетесь. Как с маленькой со мной.
— Вовсе нет. Это медведь. Огромный такой, матерый. Уж как его Господь надоумил, не знаю. А только он тут на много верст округ удел свой медвежий видно застолбил, так что ни один волк не подойдет, ни рысь. Как же я-то столько годов целая тута живу и зимой, и летом. Ты только не робей.
— Ах матушка. А как же Федюнька? Мы сызмальства вместе играли, а теперь уж и вовсе сговорились, что как в пору войдем, так и поженимся.
— А я тебе другое скажу, — она посмотрела на нее внимательно. — Ты за него молись крепко. И утром, как проснешься, и в полдень, и вечером. И это тебе большим утешением станет, потому как по всему видать, что люб он тебе.
— Люб, матушка. А как же он то?
— Так и он станет молиться. Он там, ты здесь. Вот вы и вместе в молитве. Это и радость вам. Не всем такое дается.
Снова задумалась Арина. Про молитву, пожалуй, и правда. Сколько раз она, как запечалится, так начинает о нем молиться. И печаль уходила, становилось тихо и радостно на душе.
— Уж не знаю, разве и правда согласиться. Больно складно вы сказываете.
— Соглашайся, девонька. Твоя это судьба — отшельницей быть. Мне Господь это показал. Ты никогда об этом не пожалеешь. Поверь мне.
— Только вы молитесь за меня. Чтобы не ослабнуть мне.
— Не сумневайся, деточка. Аще я могу за тебя не молиться? Грех мне это будет.

Вот так и порешили. В монастырь дали знать через послушниц, которые припасы привозили, да и отправила ее Пелагея на телеге в монастырь на послушание. А затем выпросила ее себе в келейницы, и вернулась Аринушка в монашеском одеянии, тихая, просветленная, радостная. Еще ближе они дружка дружке стали. Правило келейное вместе читали, Псалмы. Научила ее старица петь. Голос у нее был хороший, распевы красивые. И у Аринушки голос оказался сильный, ровный и схватывала она мелодию сразу. Уж как запоют какой Псалом, так и душа улетает. Научилась и подголоском петь. Когда звучал греческий Пасхальный тропарь с исоном, так весь лес вокруг превращался в храм Божий. Птички замирали. Все на свете забывалось и исчезало, кроме этого звучания. Стала еще Арина на память тексты из Писания учить. Они словно сами в сердце ложились. Раз два повторит и помнит. И хотелось ей их другой раз вслух произнести. Просто в лесу, у речки. Они особо звучали эти слова среди творения Божьего. А то еще напишет на кусочках бересты какой текст, любимый, да и повесит на стенку в келье рядом с иконами. Пелагея ей не запрещала. Подойдет днем, да и прочитает, и на сердце радостно.

Учила ее старица и незаученными словами молиться, от сердца, разговаривать с Богом. Все, что на душе открывать Ему. Другой раз встанут на колени рядышком перед образами, да и начнут по очереди своими словами молиться. У них ровно и голос то менялся, когда они с Господом разговаривали. Так и не вставали бы. Пелагея и за Федюньку искренне молилась вслух, а Аринке это было по сердцу, благодарна она ей была за эти молитвы. Да и правильные они были, эти молитвы пустынницы — примером были для девочки.

Молилась она и о родных. О маменьке, о братцах. Так хотелось весточку получить, узнать, как они там. Вот однажды видит она сон: невольничий рынок где-то на юге, жара, рабы стоят связанные около столбов и у стен. Ходят покупатели, присматриваются, выбирают, спорят. И матушка ее стоит со связанными руками, мальчики оба около нее стоят, солнце их печет. Подходит человек богато одетый, иноземец, и спрашивает цену женщины. Продавец азиат назвал цифру, они начали торговаться. Говорили на чужом языке, но Арина почему-то все понимала. Он сказал, что мальчики ему не нужны, он возьмет одну женщину. А маменька ее красивой была, это в нее Аринушка уродилась. Они очень похожи. Захолонуло сердце у дочки. Как же братики ее? Кому достанутся? Маленькие они еще. Да и покупатель ей не понравился, глаза у него были сальные, неприятные. Прижала мать детей к себе, затравленно смотрит на богача, в глазах ужас. Горячо-горячо начала Аринушка молиться во сне, чтобы не разлучалась маменька с детьми. И подходит вдруг богато одетая женщина с приятным лицом. Она спросила у торговца: «Русская?». Тот ответил утвердительно. Сколько возьмешь за нее и детей? Он назвал цену. «Я беру их», — женщина достала деньги из красивого шелкового мешочка, расшитого бисером, который висел у нее на запястье, отсчитала монеты и отдала торговцу. Потом приказала слуге, и он повел мать с детьми за своей госпожой. Тут Аринушка проснулась. Такой яркий, такой ясный и запоминающийся был сон, что она поверила, так оно и произошло. Маменька с братиками попали в рабство к этой богатой женщине. Это ее немного успокоило. Она понимала, что молитвы нужно продолжать. И за эту незнакомую госпожу тоже. И вдруг она осознала, что эта женщина говорила по-русски.

Молилась она и за Федора. Часто молилась. Раз приснился он ей. Вот идут они по траве и гонят гусей. А гуси белые-белые, вышагивают впереди, а после побежали и вдруг раскинув крылья поднялись вверх и полетели. Крылья у них широкие-широкие, белоснежные, сильные, а они с Федюнькой стали их догонять, раскинули руки как крылья, и тоже полетели вверх к небу, а земля осталась позади внизу, отдаляясь все дальше и дальше. А белые птицы вдруг превратились в ангелов, и летят впереди и показывают им дорогу. Проснулась Аринушка, сердце у нее зашлось от волнения. Такой прекрасный, такой радостный сон. Рассказала она старице, спросила, не грех ли это, что ей такое приснилось. Но та ответила: «Это тебе весточка сердцу твоему, чтобы ты не сомневалась и не прекращала молитвы». И прилежнее молилась она о нем.

Свидетельство о публикации (PSBN) 66463

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 23 Января 2024 года
Л
Автор
Автор не рассказал о себе
0






Рецензии и комментарии 1


  1. Волченко Татьяна Волченко Татьяна 26 января 2024, 11:57 #
    Очень-очень хорошо. Читать приятно. Светло на душе становится. Так подробно описан быт пустынницы и Аринушки, очень интересно. Ещё и эти образы-символы, например радостный сон, составляют более полную картину происходящего. То, либо и нибудь всегда присоединяются к другим словам с помощью дефиса. Здесь очень много частиц то, но не везде есть дефис. Это, конечно, вообще никак не влияет на качество работы и приятность прочтения.

    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Поиск Истины 2 +1
    Огонь 4 +1
    Рождественская история 2 +1
    Пугливая овечка 3 +1
    Сновидение перед Рождеством 1 +1