Книга «Акварельный образ»

Акварельный образ (Глава 3)



Возрастные ограничения 12+



По узкоколейке они ехали часа три. Это были неширокие вагоны, два ряда скамеек по два сиденья на скамейке, а не по три, как в обычных электричках. Поезд ходил два раза в неделю, рельсовый путь был один, в конце паровозик разворачивался по кольцу и снова выезжал на тот же путь. Все было интересно. На железнодорожной станции, куда они приехали, Зиновий купил ему билет, купил бутерброды с колбасой и с сыром, лимонаду, и дождавшись поезда посадил его в вагон, договорившись с проводницей, чтоб она присмотрела за ним. Они обнялись, Леньке хотелось поплакать, но он сдержался. Все-таки это был его единственный теперь родной человек — крестный, это даже больше, чем родной. Утром он был уже на месте. Придуманная версия сработала, все непредвиденные вопросы он просто игнорировал, опустив голову и сопя носом. В конце концов от него отстали и послали на занятия в свой класс. На переменке к нему подбежал Алешка.

— Ленька! Привет. Ты вернулся! Вот здорово! Больше не убежишь?
— Привет. Не убегу. Мне учиться надо. Каникулы то кончились.
— Ага. А я твой альбом сохранил. Я тебя никому не выдал.
— Ты настоящий друг, Алешка.
— А то! А ты где был?
— У добрых людей. А у тебя какие дела?
— Да все нормально. Видишь, подрос немного. Мышцы смотри…, — он согнул руку в локте, показывая бицепс.
— Ого! Правда подрос. Молодец… Слушай, Алешка, мне твоя помощь нужна…, — он заговорщически заглянул ему в глаза, — знаешь, мне один сон приснился. Такой необычный. Я его не могу рассказать, мне его нарисовать надо. Поможешь?
— Помогу конечно. Только рисовать то я так не умею, — он незадачливо почесал голову.
— Да нет, — Ленька улыбнулся, — ты только покарауль. Я в дровянике спрячусь и буду там рисовать, а ты недалеко погуляй и, если кто пойдет, ты мне свистни. Чтобы я все спрятать успел.
— Ага, понял. А ты долго рисовать будешь?
— Вообще-то долго, но не за один день. Выдержишь?
— Выдержу.
— Но только это тайна. Ты никому не скажешь?
— Ты же знаешь, Ленька, что я не болтун.
— Ну все, тогда завтра после обеда начнем, пока все гуляют.

Ленька решил делать все основательно. У него было немного денег, крестный нарочно дал ему для этого. Он сбегал в канцтовары, купил новый хороший набор толстой бумаги специально для акварели, новые акварельные краски и новые карандаши. Все это он с молитвой спрятал в дровянике в корзинке за старой сломанной дверью, прислоненной к стене, загораживая все это снаружи деревянным ящиком. Приготовил вместо мольберта кусок фанеры, приладил его на стене. Он вспоминал все уроки иконописи, которые давал ему Зиновий, и каждый раз молился. Рисовал он больше двух недель урывками во время прогулок. Видно и старец и крестный молились за него. Никто его ни разу не потревожил. Наконец он понял, что все, икона готова. Он написал где полагалось греческие буквы и сделал то, что наказал ему батюшка, окропил ее святой водой с молитвой. Освятил. И дал ей просохнуть. А потом позвал Алешку.

— Покажешь, Лень? Уже можно, да?
— На, смотри, — он отошел в сторону пропуская друга.
— Мама!!! Моя мама!.. Это… твой сон?! – мальчик не мог оторвать взгляда от иконы.
— Да, это мой сон.
— Ты видел во сне мою маму?!
— Это Богородица Дева со Младенцем.
— Она похожа на мою маму. Лень, а можно мне Ее поцеловать?
— Можно. Иконы всегда целуют, только внизу, в уголочке. В лицо, то есть в лик нельзя целовать.
— Я помню маму. У нее очень доброе и красивое лицо. Ты очень похоже нарисовал, — он осторожно поцеловал икону.
— Это Дева Мария.
— А как зовут Ее Младенца?
— Иисус. Он Сын Божий.
— Он очень красивый и похож на Нее. А зачем ты брызгал водой? Я видел, ты брызгал и что-то говорил.
— Освящал. Теперь Ей можно молиться.
— Как это молиться?
— Говорить с Ней. Здесь нарисован Ее образ, а Сама Она там, — он показал глазами на небо. Можно попросить Ее о чем-нибудь, и Она поможет.
— С Ней можно разговаривать? Я научусь говорить с Ней. Я Ее люблю, — он не отрываясь смотрел на лик.
— И Она любит тебя.
— Да, она меня любит. Видишь, как Она на меня смотрит?.. Ленька..., подари Ее мне. Что хочешь у меня возьми. Только подари, — он умоляюще смотрел на друга.
— Ничего я у тебя не возьму. Бери так.
— И тебе не жалко?! — ему не верилось, что все это на самом деле.
— Для тебя не жалко.
— Спасибо. Знаешь, Ленька, вот теперь у меня счастье.
— И у меня тоже. Только нужно спрятать Ее, а то отберут.
— А где спрячем?
— Положим там же, где лежала. Здесь никто не найдет. Мы ее в папку вложим с листами. Я и альбом свой сюда же положил. Здесь не помнется и никто не найдет.
— Давай, я сам положу.

Они спрятали икону, замаскировали корзинку и довольные, и радостные пошли в корпус. Прошло несколько дней. Они прибегали в сарай, посмотреть икону, Ленька молился серьезно и сосредоточенно, Алешка тоже учился молиться, даже выучил Богородице Дево. Но он молился совершенно необычно. Он именно разговаривал, ласково и нежно. Даже малопонятные слова молитвы он произносил так, словно говорил с живым человеком. Они не знали, что на днях должны привезти дрова.
Тетя Аня ковыляла к сараю, две девчонки скучали на площадке, скакалка надоела, и не знали, чем заняться.

— Тетя Аня, а вы куда идете?
— Да в дровяник, милые мои. Дрова завтра привезут, уж пора. А там у нас немного завалено, нужно бы разобраться.
— А давайте мы вам поможем.
— Помогите, дорогие мои. Я-то уже у вас старенькая.

Дети любили нянечку. Она никогда не ругала их, как воспитатели. Не воспитывала, могла подойти молча и вытереть малышу сопли, поднять упавшего шалуна и отряхнуть, или взять в раздевалке чье-то пальтишко и пришить оторванную пуговицу. Когда кто-то плакал, она подходила и гладила по голове, прижимала к себе ласково и что-то бормотала успокоительное. Она не читала им нотации, не делала замечаний и вообще походила на бабушку, которая любит и немного балует внуков. Она была им преданна. Иногда они даже секретничали с ней, высказывали свои ребячьи горести, и она находила какие-то слова утешения и надежды. Они ей доверяли. Никто не видел, чтобы она смеялась, или болтала с другими сотрудниками. Вообще она была немногословна. Взрослые ее немного сторонились, она казалась им старомодной и необщительной. И вот сейчас дети пошли с нею к дровянику, рассказывая на ходу новости. Девочки первые заглянули внутрь.

— А где будут дрова складывать?
— У задней стены вначале, потом здесь поближе. Нужно все лишнее вынести. Вот эти ведра, девочки, унесите в сарай, — она показала им на ведра, стоящие в углу одно в другом.
— А лейку куда, тетя Аня?
— Лейку туда же. А веники, девочки нужно в кладовку убрать в корпусе за дверью. Метелку можно в подсобку, где лопаты стоят. Ящик можно тоже в сарай, еще пригодится. Вот эти корзинки в чулан.
— Тут еще одна лежит за сломанной дверью. А в ней альбом какой-то и папка, — Ира достала заветную корзинку.
— Ну, что не нужно выбросить. А корзинку туда же в чулан – она тоже пригодится.
— Но это не старый альбом, смотрите, что это? — Иринка разглядывала содержимое.

— Правда. Какие-то рисунки, портреты, кто же это рисовал? — Наташа с любопытством заглянула в альбом.
— Ничего себе! — подружка искренне удивилась.
— Ой, смотри, Иришка, это же я сама! Правда на меня похоже? Здорово. А тут вот Алешка Тарасов, прямо копия. А вот здесь еще один цветной рисунок в папке. Кто же это? Мама с ребенком. Так красиво нарисовано, — девочки рассматривали икону.
— Постойте, я посмотрю. Пресвятая Дева! — Анна перекрестилась, — Это же Богородица. Откуда Она здесь? Это же икона. Икона Знамение. Кто-то нарисовал. Да какая красивая! Господи, помилуй! — она снова перекрестилась машинально.
— У меня бабушка так крестилась, — Наташа внимательно наблюдала за нянечкой, — И меня учила, когда я совсем маленькой была. А учительница сказала, что Бога нет.
— А она может и не знает. А ты молчи. Как это Бога нет? А Кто же все это создал? — она повела рукой вокруг.
— Меня бабушка учила молитве «Отче наш». Я ее еще помню, — Наташа серьезно смотрела на икону. Нотка печали слышалась в голосе, она помнила свою бабушку, добрую, заботливую.
— Вот и молодец. И молись потихоньку, да никому не говори. А Господь тебе и поможет.
— А меня бабушка учила «Богородице Дево, радуйся». Я тоже ее помню, — Ирочка тоже немного загрустила, подумав о своих родных, которых больше нет.
— Вот и молитесь потихонечку. Никто и знать не будет. А Она защитит и поможет. А какое сегодня число-то, знаете?
— Двадцать первое сентября.
— Вот. День-то особенный. Сегодня Рождество Пресвятой Богородицы, вот Она и явилась нам! — она перешла на шепот, — А ну-ка идите-ка сюда, да поцелуйте Ее. Да запомните самую короткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Девочки подошли к иконе, перекрестились неловко и поцеловали образ. Эта икона как-то связывала их с ушедшими родными людьми. Она стала вдруг близкой им.

Тут подошли Ленька с Алешей. Они гоняли футбол за корпусом, Ленька побежал за мечом и увидел движение около дровяника. Они с другом моментально прибежали, и не знали, что теперь делать, и что сказать.

— Это моя мама, — Алешка первый насмелился подойти.
— Она нам всем — Мама, — тетя Аня немного удивилась словам мальчика.
— Она на мою маму похожа, — он взял осторожно икону в руки, прижал к груди, — это мое. Это я здесь спрятал, а вы нашли.
— Откуда Она у тебя? Кто это рисовал? — Наташа изумленно смотрела на друзей.
— Это я рисовал, — Ленька неуверенно подошел поближе.
— Ты?! — девочки воскликнули с удивлением. Такого поворота никто не ожидал.
— Что правда, что ли? Ты сам? А ты не врешь? — Иринка высказала откровенное сомнение.
— Это он рисовал. Я знаю, — Алеша вступился за товарища.
— Так. Что здесь происходит? Линейка через десять минут, быстро в корпус. Чье это? — незаметно и неожиданно для всех подошла Галина Макаровна.
— Это мое.
— Это мое, — оба друга сказали почти одновременно.
— Пошли за мной, сейчас разберемся, — воспитательница бесцеремонно взяла под мышку альбом, папку, икону и пошла в корпус.

Ребята здорово расстроились. На другой день Леньку вызвали к директору. Нина Петровна долго беседовала с ним, спрашивала почему он прятал рисунки, не учился ли он прежде еще до детдома в художественной школе. Про икону спросила, с чего он срисовывал, где он это видел раньше, почему решил нарисовать. Ленька честно ответил, что это ему приснилось во сне. Даже сказал какого числа видел сон — двадцать восьмого августа. Он нарисовал на бумаге свой сон. И это было правдой, и говорил он очень правдиво, с совершенно честными глазами. Нина Петровна ему верила. Она любила и понимала детей, и будучи одинокой, посвятила свою жизнь детскому дому. Сочувствуя горю детей, их сиротству, жалея их, она всю теплоту своей души посвящала им. И дети ее любили, они чувствовали ее искренность и справедливость. А на следующий день состоялось очередное заседание педсовета. В самом конце директор объявила:

— Товарищи, на повестке дня еще один вопрос: у нас объявился художник — Леня Соколов. И мы должны решить, как поступить: стоит ли подать его документы в художественную школу или нет. Вот посмотрите. Полагаюсь на ваше мнение. Рисунки, портреты, — она передала присутствующим альбом.

— Да это же Ольга Николаевна! — педагоги удивленно смотрели на рисунок.
— Это он меня́ так нарисовал? Слушайте, ну похоже, — Ольга Николаевна медсестра искренне удивилась, увидев свой портрет.
— А вот Кузнецова. Ну вылитая Наташа. А еще Тарасов Алеша! Сразу можно узнать, — Татьяна Ивановна воспитатель не верила своим глазам. Это Соколов, мальчик из ее группы, кто бы мог подумать, что у него талант, а это явно талант. Да, он всегда неплохо рисовал машинки, самолетики, но, чтобы портреты…
— Художничек! — язвительно добавила Галина Макаровна, она кипела каким-то непонятным негодованием.
— Но ведь действительно похоже нарисовано, Галина Макаровна. Чем вам не нравится? – учитель биологии недоуменно смотрела на воспитательницу.
— Вы дальше смотрите..., — та с ехидством кивнула головой.
— Ой, Татьяна Ивановна, да это же вы! Сходство поразительное! — учителя продолжали листать альбом.
— Нина Петровна, вы его новые художества покажите, — это снова Галина Макаровна. Ей не терпелось что-то доказать.
— Товарищи, Галина Макаровна поднимает вопрос о допустимости пребывания в стенах нашего детского дома, вот этого произведения, — Нина Петровна показала икону. Мне трудно его как-то назвать. Я выношу это на рассмотрение педагогического совета.
— А Кто это? Похоже на икону, — это учитель математики, после непродолжительной паузы высказала свое предположение.
— Вот именно. Здесь дали правильное определение. Это — икона. Я как член коммунистической партии категорически заявляю, что это нельзя оставлять в детском доме, — торжествующе заявила Галина.
— А где он мог научиться рисовать иконы? — учитель физики недоуменно смотрела на рисунок.
— А где он вообще пропадал эти три месяца? Лучше бы он курил и дрался, и был бы на виду, и мы бы знали, как его воспитывать. А теперь я должна буду доложить партийному бюро, о том, что в детском доме процветает религиозный дурман, — Галина Макаровна решительно взмахнула рукой.
— Галина Макаровна, вот как раз вам, как человеку партийному, я и поручаю провести с детьми занятие по атеистическому воспитанию. Сколько времени вам нужно на подготовку? Недели хватит? Значит через неделю. Соберете всех в актовом зале и проводите, — директор устало села на свое место.
— Послушайте-ка. Ко мне приходит сегодня Тарасов Алеша и говорит, что у него болит голова. Просит таблетку. Глаза красные. Спросила его не плакал ли он. Так он разрыдался, я его успокоить не могла. Стала спрашивать, еле допросилась. Говорит, что у него отняли мамин портрет. Какой портрет? Я ничего понять не могла, — медсестра озадаченно покачала головой.
— В том то и дело, Ольга Николаевна, что этот портрет похож на его маму, — Нина Петровна машинально перебирала документы на столе. На самом деле она была в растерянности. Эта Галина дело так не оставит. Но в душе директор была на стороне детей.
— Подождите, товарищи. Как мог Соколов написать портрет Алешиной мамы, если он никогда в жизни ее не видел? Соколов у нас совсем недавно, а Тарасов вообще иногородний и родители у него погибли при аварии два года назад? — воспитатель старшей группы решила внести ясность.
— Вот именно! Это все детские фантазии. Настыдить, отругать, дать успокоительное и через неделю все забудет, — Галина решительно отстаивала свою позицию.
— Ну да, а потом сбежит, — это добавила учитель начальных классов.
— Нина Петровна, а есть в личном деле у Тарасова фотография его родителей? — учительница по физике подумала, что ответ будет сразу ясен, если сравнить фото и рисунок.
— Фотография есть. Вот она, — директор уже проверяла, сопоставляла, и именно поэтому боялась сделать ошибку.
— Действительно похожа. Это она. Одно лицо. Как это могло получиться? Может быть он лазил в архив? — учительница математики задумчиво разглядывала лицо на документе и икону.
— Да нет, это исключено. Я спрашивала его, он сказал, что видел этот образ во сне.
— Ну прямо мистика какая-то! — Галина снова отреагировала с сарказмом.
— Вы знаете, может быть не писать в протоколе, что это икона. Ну портрет и все. Это всего лишь акварель, к тому же это действительно портрет, — воспитателю старшей группы пришла на ум удачная мысль.
— Да, можно ведь и не писать, — Татьяна Ивановна с готовностью согласилась. Она была на стороне директора.
— Акварельный образ? — Нина Петровна задумчиво посмотрела на нее, — А давайте спросим Тарасова, как он сам трактует эту картину? Это же ему́ подарили. Что он скажет? И тогда мы решим, отражать в протоколе слово икона или нет. Вы согласны? — все закивали головами кроме Галины, — Ольга Николаевна, сходите за Алешей.

Медсестра вышла, все молчали, каждый думал о своем, но напряжение как-то висело в воздухе. Фотография и икона переходили из одних рук в другие. Женщины сравнивали, сопоставляли, смотрели на фотографию, на икону, а икона смотрела на них. Глаза Богородицы были материнскими, добрыми, спокойными и немного печальными, с какой-то даже едва уловимой укоризной. Они смотрели прямо в глаза того, кто держал икону. Невозможно было отвести взор. А Младенец Христос благословлял. Ох сколько воспоминаний нахлынуло на всех за этим столом. Кто-то вспомнил детство и причастие в храме, а кому-то привиделась мать, клавшая поклоны перед образом Пречистой дома, на коленях. Кто-то вспомнил, как забирали отца, увозили навсегда из дома, как он в последний момент благословлял детей. Самая старшая из всех женщин едва не перекрестилась машинально, но удержалась испуганно, виновато глядя на лик. Каждая из них понимала, что держит в руках чудо. Как мог ребенок написать образ Богоматери, да еще скопировать не виданный им ранее облик женщины, передать такое сходство в чертах, и такое непостижимое выражение глаз Богородицы. Одно то, что он увидел этот образ во сне, само по себе было чудом.
Наконец Ольга вернулась с мальчиком. Все повернулись к двери, в ожидании.

— Алеша, скажи нам, Кто это? — Нина Петровна по-доброму посмотрела на ребенка.
— Мама, — губы у него кривились, видно было, что он сейчас заплачет.
— Чья Мама? — директор хотела уточнить для присутствующих.
— Моя… — он опустил голову и шепотом, чуть слышно, добавил, — наша.
— Так. Возьми, Алеша. Иди, — она спокойно и решительно отдала мальчику икону, — тему по поводу этой акварели считаю закрытой, по высказанному ранее мнению большинства, и по имеющимся документам. Думаю, что в протоколе это можно вообще не отражать, поскольку это прения по вопросу, не входящему в повестку дня. А что будем решать по поводу художественной школы?

— Конечно, нужно хлопотать. Пусть учится, — Татьяна была рада, что все обошлось так удачно.
— Я тоже так считаю, — учитель химии вполне разделяла мнение директора.
— Подать документы.
— Мальчик должен учиться.
— Ну что ж, большинством голосов. Буду подавать документы. Вопросы есть? Нет? Все свободны.
— Ну я этого так не оставлю. Тоже мне — акварельный образ! — Галина поджала губы, и вышла первая, хлопнув дверью.

В детдоме наступило затишье. Алеша очень радовался тому, что ему вернули его сокровище. Он вложил икону между листами в папку для акварели, чтобы не испачкалась, или не смялась, и положил в свою тумбочку около кровати. Он даже был рад, что теперь не нужно прятать ее в дровянике, а что можно хранить у себя на законных основаниях.

Совет ангелов был тревожным, в воздухе висела угроза. Колокольня словно гудела от ветра. Где-то внизу обсыпалась штукатурка, обвалился кусок кладки. Ангелы молчали. Савва смотрел на запад, стоя на самом краю, его платьице билось на ветру, меч зажат в руке. Керен ходил взад и вперед по стене, опустив голову. Давар стоял на верхних перилах, оставшихся от сломанной лестницы внутри башни, прислушиваясь к чему-то внизу. Шамуэль машинально играл мечом направляя отраженные от него лучи солнца на окна бывшей трапезной, и о чем-то сосредоточенно думал. Ангелы готовились к битве. К битве с духами лжи. Это страшные, опасные духи, им ничего не стоило сломать нежные ростки веры. Это сильные духи, древние, коварные, искусные в убийстве, искусные в войне. Время пошло на счет. Пошел счет дням и часам до сражения.

— Икона осталась в детском доме. Это победа, — Савва говорил утвердительно, — Все, кто видел ее сегодня на педсовете, задумались о вере. Они ушли оттуда совсем другими, нежели, когда пришли…
— Значит у нас есть союзники, — Керен перестал ходить и посмотрел на Савву.
— Но этого недостаточно, — Давар поднялся на стену, — они все младенцы в вере, почти как дети, нужна еще помощь.
— Нянечка пока ничего не знает про атеистическое занятие, — Шамуэль перестал играть с мечом и присоединился к остальным, — Галина повесит сегодня объявление, и Анна начнет об этом молиться.
— А икона получилась хорошая, — Савва взглянул на него, — у всех иконописцев, кому ты помогал, лики выходили необыкновенными, особенно глаза.
— Я старался.
— Но нужны еще молитвенники. Слишком жестокая битва. Давар, полетишь в скит, известишь Спиридона, скажешь, что нужна сугубая молитва всех их троих.
— Да, конечно, полечу прямо сейчас, — Давар перехватил меч, расправил крылья, и повернув на восток, поднялся в небо.
— А я созову ангельский собор. Всех Ангелов хранителей, а вы оберегайте детей, — Савва тоже поднялся в воздух.

Было уже поздно. Старец окончил молитвы, загасил свечу, повернулся к окну и замер. На стуле сидел мальчик. Ему было лет семь. Ребенок сидел, опустив голову и глядя вниз, ноги его не доставали до пола, руками он опирался на края стула. Видно он давно уже сидел в келье и ждал, когда окончится молитва. Откуда он здесь? В этом лесу, в скиту? Он узнал его сразу. Лицо было знакомым. Он видел его раньше, давно. Тогда давно он думал, что это сон. Это когда его бросили на холодный каменный пол в камеру одиночку после очередного допроса. Углы камеры были покрыты инеем. Сил, чтобы подняться и лечь на нары не было. Боль не давала пошевелиться. Он замерзал в каком-то предсмертном оцепенении, закрыв глаза. Вот тогда кто-то положил ему на лоб ладонь, возможно это уже снилось ему, но боль стала уходить. У него очевидно было сотрясение мозга, потому что его подташнивало. Но вот и тошнота отступила. Губы, разбитые в кровь, распухли. К ним приложили что-то влажное и теплое. И стало легче. Потом дали попить. Питье было горячее, согревающее, и совершенно ни на что не похожее, оно словно разливалось по телу, согревая его и успокаивая боль. Он пил, и ему становилось все лучше. Он открыл глаза, и увидел вот этого мальчика. Тот с состраданием смотрел на него. Потом положил руку ему на грудь, туда, где болело и ныло ребро, сломанное еще на прошлом допросе. Он чувствовал, что там что-то происходит внутри и стало легко, не давило больше и не ныло. Он снова закрыл глаза и уснул. Утром он проснулся совершенно здоровым. Странно, но инея на стенах не было, а он лежал на нарах. Так он и решил, что все ему приснилось. И вот теперь.

— Это снова ты?
— Да, — мальчик кивнул.
— Значит тогда, в камере это был не сон?
Ребенок покачал головой.
— Спасибо. Ты спас меня тогда. У тебя есть имя? Как тебя звать?
— Давар.
— Давар. Твое имя имеет смысл. Это слово или дело. Наверное, ты не просто так появился. Ты принес какое-нибудь известие? Что-то случилось?
— В детском доме беда. Готовится погубление детских душ. Меня послали сообщить, что нужна сугубая молитва всех вас троих. Осталось семь дней. Через неделю будет атеистическое занятие с детьми. Нужно их уберечь. Нужно спасти.
— Господи помилуй! — старец даже застонал, — Да что же им неймется. Конечно же, будем молиться, и пост наложим. Только хорошо бы поименно, знать бы имена.
— Вот здесь и дети, и взрослые, — у мальчика оказался свиток со списком имен, он подал его.

Старец наклонился над бумагой. На ней красивым почерком были выведены имена. Много имен. Он поднял глаза, в келье больше никого нет. Он остался один. Можно бы все это снова посчитать сном, если бы не этот список.

Татьяна Ивановна и Ольга Николаевна были подружками. На самом деле они были самими молодыми из всего коллектива, и это их объединяло. Они были веселыми и беззаботными. Еще не замужем, не уставшие от жизни, не обремененными семейными заботами. Им была свойственна, как и всем молодым задорность и даже озорство. С детьми они обращались больше как старшие сестры, чем как педагоги. Нину Петровну они поддерживали всей душой, она вообще всем нравилась. А Галину Макаровну в детдоме недолюбливали за характер не только взрослые, но и дети. На другой день после пресловутого атеистического урока подруги встретились обсудить событие.

— Слушай, Оль, спрашиваю вчера ребят в своей группе, как у них прошло занятие по атеизму. Рассказываю. Галина Макаровна сказала, что человек произошел от обезьяны. Соколов Леня руку поднимает, она его спрашивает: «Что тебе Соколов?», а он говорит: «Галина Макаровна, значит вы тоже от обезьяны произошли?». Она говорит: «Да», — девушки засмеялись, — а он отвечает: «А я от людей произошел. От Адама и Евы, которых Бог сотворил». Сказал и сел на место. А она вся покраснела, представляешь. Ребята кто хихикает, кто шепчется.
— Ой, Ленька! Во дает!
— Слушай дальше. В это время Алеша Тарасов руку поднял, она говорит: «Что еще, Тарасов?». А он отвечает: «Галина Макаровна, а я не верю, что моя мама от обезьяны произошла. Получается, что я тоже от людей произошел, как Ленька.»
— Это еще что́!.. А я сегодня шла в столовую, мальчишки из восьмого класса в коридоре стоят, треплются. Вдруг слышу: «Эй, парни, гляньте, вон обезьяна идет», и загоготали. А кто-то сказал: «Ага, Горилла Макаковна», и ржут, я оглянулась, а в конце коридора позади меня Галина Макаровна идет, они смотрят на нее и смеются. Она то конечно не слышала. Вообще кошмар!
—Слушай, ужас какой! Горилла Макаковна. Это они ее имя так переделали? Представляешь себе кличка! С ума сойти!
— Постой, Тань. А если они нас спросят от кого мы произошли?
— Кто спросит? Ребята?
— Ну да. Мы ведь комсомолки.
— Ну и что?
— Я не знаю, что отвечать.
— И я не знаю. Но я не хочу, чтобы меня обезьяной дразнили.

На самом деле все было так. Когда Соколов спросил про обезьяну, Галина Макаровна совершенно смешалась и не могла ничего возразить. Она не могла ни спрашивать, ни отвечать на вопросы. Что-то внутри словно остановилось. Не было даже нужных мыслей. А после Алешкиного заявления над залом повисла напряженная тишина. Мертвая тишина. Воспитатель не знала, что среди детей поселилась тайна, которую ни за что нельзя открывать взрослым. Эта круговая порука объединяла всех детей. Тайна была такая: у них в детском доме есть Мама, Которая любит их всех. Кто не верил, тому давали в руки икону, он встречался взглядом с глазами Девы Марии, Которая смотрела прямо на него с непостижимой материнской любовью, и сам убеждался в том, что Она его любит. Это был бальзам на сиротские души. Потому что они были раненные, эти детдомовские дети, раненные в сердце, и этих ран никто не видел, а Она видела и исцеляла эти раны. А взрослые были непричастны к этой тайне. Они не смогли бы вместить ее в себя. Ленька под большим секретом научил их молитве, да еще сказал, что Она всегда слышит их. Даже самый хулиганистый парень из 8 А как-то притих за эту неделю. Они знали уже, что это Богородица и Младенец Христос. И это нужно держать под строгим секретом, иначе отнимут икону. Поэтому они все замерли, ожидая, что скажет Галина. Наконец она словно очнулась, откашлялась и начала читать материал по конспекту. Дети стали шептаться сперва тихо, потом громче, и через пару минут в аудитории стоял гвалт, никто ее не слушал, каждый разговаривал с соседом. Она механически зачитала содержимое лекции, не поднимая глаз и затем всех отпустила. Вот такое получилось занятие. Скомканное. Дома она жаловалась маме, что у нее кошмарный день, что она устала и расстроилась. Объяснять причину не стала. Она очень сильно подозревала, что мама у нее верующая в душе. Сама Галина воспитывалась в советской школе в духе атеизма, и потому презирала религию. Как-то случайно она натолкнулась на старый альбом с фотографиями, там была ее бабушка рядом с человеком в священническом облачении. Бабушку она узнала, а вот этого человека нет. Про дедушку она знала только то, что он сидел в тюрьме, и видно там умер, сама она его никогда не видела. А альбом этот куда-то исчез. Мама вообще не любила говорить на эту тему. Вот после этого занятия, она сама начала думать обо всем этом. Что-то у нее внутри стало меняться. А тут еще сынишка заболел. Да не как-нибудь, а тяжелая и опасная болезнь. Сказать правильнее смертельная. Галина вообще голову потеряла. Забыла про все свои партийные дела и все свободное время проводила с ребенком. Бесконечные анализы, поликлиники, обследования. Они с мамой жили вдвоем. Отец погиб на фронте. С мужем как-то не сложилось, у него появилась другая семья. А мальчиком своим она очень дорожила. Это была вся ее любовь, вся ее надежда. И вот такое несчастье. Она все глаза выплакала. Прошла зима, весна бушевала, вся природа радовалась жизни, а она осунулась, постарела даже. Занозистость ее исчезла. Она как-то затихла, замолчала, погрузилась сама в себя. Однажды она сидела на скамейке во дворе детдома, тихая как обычно в последнее время.

— Ты что это, милая? Лица на тебе нет. Случилось что? — это нянечка вышла развешивать белье на заднем дворе, и увидев Галину, ласково ее окликнула.
— Не спрашивай, теть Ань. Беда у меня.
— Что такое, деточка?
— Вовочка мой болеет. Еще осенью заболел. Уже полгода. Лейкемию признали. Тает на глазах. Сама не своя хожу.
—Ой, правда беда. Это плохая болезнь, — она помолчала, повздыхала, потом спросила шепотом,
— А он хоть крещеный у тебя?
— Свекровушка его тайком окрестила, уж потом мне сказали, — тоже шепотом ответила та.
— Это тебе повезло. А сама-то крещеная?
— Крещеная.
— Ну и не плачь. Видишь, как тебя Бог любит. Все крещеные.
— Я не переживу, если что, — она вытерла платочком глаза.
— Ты чем плакать, лучше молилась бы.
— Если бы я умела, теть Ань. И молиться бы стала. Только бы все было хорошо.
— Да, ни одной церкви в городе не осталось, ни причаститься, ни молебен заказать. Все порушили. Иконку и то не сыщешь. Ты Отче наш читай, знаешь молитву-то?
— Нет, не помню. С бабушкой учила когда-то. Забыла.
— Я тебе спишу тихонечко. Ты уж меня не выдавай.
— Да может не надо, теть Ань, а то проблемы у меня будут.
— Так они у тебя уже́ начались, проблемы-то. Неужто не поняла? Богу все можно рассказать. В телефон же вон в трубку говоришь, а там тебя слышат. А тут еще лучше. Господь то и видит, и слышит. И поможет. А я за тебя́ помолюсь.
— Помолись, теть Ань.

У Галины выпадали периодически ночные дежурства, как и у всех воспитателей. Теперь, когда она укладывала вечером детей, и когда те засыпали, она уходила в комнатку к тете Ане, которая жила при детском доме. Там они беседовали и молились. Она списала себе несколько молитв и выучила их наизусть, а листочки с молитвами на всякий случай сожгла. Вот тетя Аня ей и рассказала, что здесь был монастырь, пока в начале тридцатых не взорвали храм, и не обвалилась при этом самая верхушка колокольни. В корпусе сестринских келий и трапезной устроили детский дом. А дед Галины был настоятелем храма. Это ему один из прихожан сообщил, что готовится погром монастыря, и он благословил сестер заблаговременно покинуть обитель. Монастырь разграбили, батюшку посадили. Так она узнала историю своего деда. Дежурства выпадали не часто, и она приучилась молиться дома вечерами одна, закрывшись в комнате и погасив свет. А когда Вовочку положили в больницу, она стала часто отпрашиваться с работы, проводя время у кроватки сына. Когда мальчик перестал кушать, она поняла, что нужно сделать. Она поняла, за что наказана, и Кто может ей помочь. Как-то раз утром, когда дети были в школьном корпусе на уроках, Галина взяла ключи от мальчиковой спальни, закрылась изнутри на ключ, подошла к Алешиной кровати, и достала из тумбочки икону. Поставила ее на тумбочку, упала на колени и долго-долго молчала, глядя на Лик Богородицы. Не было слов, даже слез не было. Потом стала просить прощения, вздыхать и молиться своими словами. Сколько времени прошло, она не знала. Но стало как-то спокойно на сердце, давящая тоска ушла. Женщина положила все на место, вышла из спальни и поехала в больницу. Ее уже знал весь персонал. Как-то странно они ее все избегали сегодня. Когда пришла в отделение, медсестра сказала, что он без сознания. Мать вошла в палату, села около него, ребенок лежал, закрыв глаза. Она уже понимала, что если он даже уйдет, то уйдет на небо. Но вот мальчик открыл глазки, посмотрел на нее и слабо улыбнулся.

— Мама, я выздоровею.
— Конечно выздоровеешь, мой милый.
— Я видел во сне красивую тетю и мальчика с ней, они сказали мне, что я поправлюсь. Мама, я кушать хочу.

Галина всполошилась, засуетилась, у нее и слезы лились, и радость трепетала в сердце. Она сбегала на кухню, выпросила манной каши, и начала понемногу кормить ребенка. Он вскоре сказал, что сыт и устал, и что хочет спать. Галина уложила его поудобнее, закрыла получше одеялом и понеслась домой варить бульон. И вот она снова в палате, ожидая пробуждения Вовочки. Он проснулся радостный, опять попросил кушать, она его накормила, переодела, а сама не могла даже говорить и не верила своему счастью. Все время в душе у нее звучали молитвы благодарности. Утром она с утра прибежала в больницу. Врач ее удивил, у ребенка оказались хорошие анализы.
Она еще два раза таким же образом приходила к иконе с благодарностью и с молитвами. И скоро сына выписали из больницы.

Пасхальное утро было ярким и теплым. Ленька бродил по двору, смотрел задрав голову на облака, вспоминал прошлые летние каникулы, своего крестного, отца Спиридона и даже Георгия.
— Лень, смотри какая погода. Солнце, как летом, и уроков сегодня нет — воскресение! — Алешка подошел к другу.
— Алеш, сегодня праздник большой.
— Какой праздник?
— Тише. Сегодня Пасха. Сегодня Иисус Христос воскрес. Его убили, а Он смерть победил и воскрес.
— Младенец, который на иконе?!
— Да, Он, когда вырос, то много чудес совершал, даже слепых исцелял и мертвых воскрешал.
— Правда?
— Конечно правда. А потом Его убили из зависти. А Он смерти не боится, Он ее победил и воскрес. И нас всех воскресит, когда умрем.
— И мою маму, и моего папу воскресит?!
— Ну конечно. Будет такой день — воскресение мертвых. Тогда все умершие воскреснут, и твои родители тоже. Поэтому такой праздник сегодня — победа над смертью. Знаешь, как нужно говорить? Вот я скажу тебе: «Христос воскрес! », а ты отвечай: «Воистину воскрес!»
— А если я тебе скажу?
— Говори, только тихо.
— Христос воскрес! – Алешка произнес заговорщицким шепотом.
— Воистину воскрес!
— Пойдем, девчонок поздравим. Вдруг они тоже знают.
— Пойдем, только тихо, не шуми. Наташку позови, — шепотом попросил Ленька, глядя на девочек, играющих в стороне.
— Эй, Кузнецова, поди сюда, — Алеша, состроив загадочную гримасу, махнул ей рукой.
— Чего тебе, Тарасов? — Наташа подошла улыбаясь.
— Христос воскрес! — он сказал тихо-тихо, но девочка услышала.
— Воистину воскрес. А что сегодня разве Пасха? — она ответила немного растерянно.
— Пасха, Наташа. Пасха. А ты откуда знаешь, как нужно отвечать? — Ленька даже удивился.
— Бабушка так всегда говорила на Пасху. А можно я Иринке скажу?
— Говори, только тихо.
Девочка отошла к подруге, они о чем-то пошептались.
— Слушайте, давайте заберемся на монастырскую стену, — Алешка вдруг загорелся идеей.
— Или на колокольню залезем, — Ленька поддержал друга.
— Давайте! — девочки тоже согласились, всем хотелось как-то особо отметить праздник.

Они добежали до колокольни, пролезли по обломкам через пустой проем внутрь и подошли к лестнице, ведущей наверх. Она была засыпана строительным мусором, перила шатались, некоторых ступени обвалились, кое-где росла трава. Когда они обсуждали, как лучше и безопаснее подняться, их вдруг окликнул чей-то голос.

— Эй, пацан, не нужно по лестнице. Ступеньки вверху сломаны, — это сказал какой-то незнакомый парнишка лет девяти. Он, как оказалось, стоял около стены, хотя вначале его никто и не заметил.
— Откуда ты знаешь? И вообще ты кто? Откуда ты взялся? — Ленька недоверчиво посмотрел на незнакомца, — ты из поселка что ли?
— Кира я. Я тут давно хожу. Сам чуть не упал.
— Мы хотели на колокольню залезть. На самый верх, — Ленька показал рукой на верхушку обрушившейся башни.
— Нет, — мальчик покачал головой, — нельзя, разобьетесь.
— Жалко. Так хотелось посмотреть, — Алешка вздохнул с досадой.
— Мне бабушка говорила, что там на стене наверху была написана икона, — Наташа с сожалением посмотрела вверх.
— Там есть икона, точно. Только очень опасно подниматься. А икону можно и внизу посмотреть.
— Врешь! — Алешка вытаращил глаза. Где это внизу могут быть иконы. Они с другом тут давно все исследовали, все облазили, все камешки знают. Здесь одни обломки, которые сверху упали, и крапива растет.
— Да здесь вход есть в подземелье.
— Куда?! – ребята с удивлением смотрели на Киру.
— В подземелье. Здесь под колокольней есть подземелье, там подземный храм, Кира показал на низкую дверь у самой земли.
— Да ты что? Разве туда можно войти? Ты попробуй ее сначала открыть, — Ленька усмехнулся, он не верил ему. Эта дверь вообще не открывается. Она, наверное, заколочена. Уж он-то знает. Как будто он не пробовал сто раз с Алешкой вдвоем, даже камнем пытались стучать. Эта дверь была ужасно загадочной и абсолютно неприступной. Он даже нарисовал ее однажды в альбоме, такой она казалась таинственной и притягательной. Наверное, когда ломали храм ее не заметили, или забыли про нее.
— Конечно можно войти. Тем более сегодня. Пойдем, — Кира уверенно подошел к дверце. Он легко толкнул ее вперед, и дверь со скрипом отворилась.

Ребята в недоумении смотрели на дверь и на мальчика. Как это он ее открыл? Вполне обычно. Толкнул, и она открылась. Кира прошел вперед, они, наклонившись за ним. Было совершенно темно. Ничего не видно.

— Стойте. Здесь ступеньки вниз. Давайте я вперед пройду, — Кира оказался где-то впереди, — сейчас я свет зажгу.

Ленька пожалел, что не взял с собой фонарик. Хотя, сказать честно, батарейки давно сели и светил он кое-как. Он не успел подумать о том, есть ли у этого мальца спички, а если есть, то откуда, как Кира уже зажег свечу, и помещение озарилось теплым мягким светом. Они увидели ступеньки и осторожно спустились вниз. Это и правда был подземный храм. Здесь был иконостас, за ним очевидно алтарь, перед иконостасом солея, на стенах были фрески. Ребята стояли как завороженные, осматриваясь вокруг. Потом Алеша воскликнул:
— Смотрите! Какая икона! — он удивленно рассматривал огромную икону на стене.
— Это Христос! Вон, видите, буквы около Лика — о́микрон, оме́га и ню. Это настенная фреска. Очень красиво, — Ленька вспоминал то, что рассказывал ему Зиновий про иконографию.
Дети рассматривали икону Спасителя и неуверенно крестились.
—А вон там еще проход есть. Там что-то лежит, — Наташа прошла немного вперед, разглядывая помещение.
— Там какая-то пещера и ящики. Похожи на гробы.
— Здесь монахов хоронили. Это подземные пещеры. Я слышала про них. Эти пещеры и подземный храм — все, что уцелело от монастыря. Мне еще бабушка рассказывала, как ее маленькую мама водила сюда на Пасху.
—А вот здесь, смотрите свечи лежат, — Иринка увидела свечи на выступе стены.
— А можно мы зажжем и будем праздновать? — Леня почему-то спросил у Киры, как будто он был здесь главный, тот кивнул молча и раздал всем по свечке, они зажгли их от первой свечи.
Когда подняли свет повыше, Наташа воскликнула:
— Смотрите, смотрите — Алешкина икона, только большая!
— Моя икона?.. — он был изумлен, впрочем, как и все остальные.

На стене была большая фреска — икона Знамение. Она очень походила на акварельную икону, даже черты ликов похожи, только она была потемневшей от времени, а местами краска осыпалась. Они стояли как завороженные и смотрели на нее.

— Ну, Алешка, быть тебе священником! — почему-то решила Ирина.
— А я может и буду, когда вырасту, — мальчик задумчиво смотрел на Богородицу и на Младенца.
— А мне кем? — Ленька вдруг захотелось, чтобы ему тоже сказали что-нибудь.
— А тебе – иконописцем.
Они стояли, задумавшись перед Ликом Богоматери, когда дверь отворилась и вошли трое мальчиков.
— Христос воскресе!
— Воистину воскресе! — Кира поприветствовал вошедших, — это мои друзья.
— Сёма! — Ленька бросился к младшему, — ты как здесь оказался?
— Я же говорил, что еще увидимся, вот и увиделись.
— Как ты меня нашел?
— Это секрет. А это вот знакомься — Савва и Давар. Мы вместе. И Кира тоже с нами.

Ленька так радовался встречи с ним, что и спутников его посчитал такими же друзьями. Они все четверо казались чем-то неуловимо похожими между собой.
В это время снова открылась дверь и снова вошли трое, это были монахи: Спиридон, Зиновий и Георгий.

— Христос воскресе!
— Воистину воскресе! — ответили все хором и дети, и ангелы.
Наташа, увидев Георгия испугалась, она прошептала Иринке:
— Смотри! Это ведь Юрчик!
— Ты что?! Юрчика же убили… еще летом. Это совсем не он, ну похож, конечно.
— Правда похож, только одет по-другому, и глаза другие.

Ленька подошел под благословение к отцу Спиридону, потом обнялся со своим крестным и с Георгием. Тут снова открылась дверь, и вошла тетя Аня, нянечка. Дети застыли от удивления, они не сразу узнали ее в иноческом одеянии. Отец Спиридон сам подошел к ней и благословил ее. Они о чем-то поговорили, и всем показалось, что он ей поклонился, потом он отошел, облачился и приготовился к службе. Георгий и Савва вошли в алтарь вслед за священником. Зиновий уже стоял на клиросе, а рядом с ним встали Сёма Кира и Давар. В алтаре трижды пропели стихиру Пасхи: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», хор подхватил, и началась Пасхальная служба. Пение было бесподобным. Время летело незаметно. Когда зазвучала Херувимская песнь, казалось души взлетели ввысь. Лица были просветленные каким-то неземным светом. Все дети причастились.

Потом, много лет спустя, будучи уже взрослыми, они будут вспоминать эту первую свою Пасху. Никогда больше они не услышат такого хора. Никогда больше Пасхальное богослужение не пролетит для них, как одно мгновение. И для девочек, и для Леонида, и для будущего иерея Алексея. Ленька в этот день твердо решил, что будет писать иконы, фрески, расписывать стены в храмах. Он знал, что это невозможно, но он решил об этом молиться уже сейчас, и верил, что Бог ответит. Мальчик даже стал мечтать о том, как отстроится заново монастырь, храм, как зазвонят колокола, а он будет работать художником и распишет иконами и орнаментом церковные своды высоко над головой.

А вот когда, и в какой именно момент исчезли ангелы, никто не заметил. Их просто не стало видно. Ленька понял, что никогда, никогда их больше не увидит. И было грустно и жалко до слез, и в то же время радостно. Он догадался кто они и знал, что невидимо они где-то есть.

Вечер был тихий. Вдали виднелись огни города. Солнце уходило за горизонт. Последние лучи освещали маленькое деревце на вершине разбитой колокольни. Шамуэль смотрел на уходящее солнце, Керен сидел на краю башни около самой березки, Савва с Даваром о чем-то негромко говорили в стороне. Внизу на крылечке бывшей трапезной щелкнул замок, это закрыли входную дверь. Все прислушались. И в это время послышалась первая молитва. Тихая, короткая. Потом вторая, третья, потом еще. Молитвы разные. Совсем простые короткие детские, и другие. Звучала и молитва Галины, со слезами и вздохами. Дольше всех слышалась молитва Анны. Она вычитывала монашеское келейное правило, читала Псалтырь, Акафист и долго-долго о чем-то просила. Наконец и она затихла. Савва взмахнул крылом, они поднялись в воздух и замерли над колокольней. На высокой монастырской стене, окружающей всю территорию, все корпуса детского дома, вдруг появились другие ангелы, высокие светлые юноши, опоясанные мечами, это были хранители. Их было много, они стояли по всему периметру крепости, словно на страже и провожали тех, которые уходили в небо. Среди них был один отличавшийся от всех. Выше ростом, в огненных доспехах и с огненным мечом. Он командовал воинством. Это был Ангел Хранитель старицы Анны. И все исчезло. Просто звезды, просто тихая ночь. А вдали на северо-востоке уже светлело, это приближалась утренняя заря.

Свидетельство о публикации (PSBN) 66523

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 26 Января 2024 года
Л
Автор
Автор не рассказал о себе
0






Рецензии и комментарии 1


  1. Волченко Татьяна Волченко Татьяна 27 января 2024, 23:29 #
    Торжественно, чарующе и прекрасно. Произведение, дающие надежду. С большим чувством было описано, как маленький Алёшка впервые увидел портрет своей мамы. И как этот портрет впоследствии стал важной частью жизни всех детдомовских детей, и даже Галины Макаровны. Просто чудо. Видно, сделано с большой любовью. И все события и персонажи переплетаются, все связаны друг с другом невидимой и неосязаемой нитью. Интересен сон Лёньки, без которого это всё не случилось бы. Это был вещий сон, пророческий, и мальчик сам воплотил его в жизнь в акте творения. Мне тоже всегда казалось, что Богородица на иконах похожа на мою маму… Это так странно.

    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Поиск Истины 2 +1
    Огонь 4 +1
    Рождественская история 2 +1
    Пугливая овечка 3 +1
    Сновидение перед Рождеством 1 +1