Книга «»

Подворные прозвища (Глава 2)



Возрастные ограничения 12+



Вопрос крестьян д. Мамоново, Островской волости, Подольского уезда редакции московского губернского земского журнала.

— У нас в деревне одна чайно-колониальная лавка. Крестьяне берут товар на книжку, т.е. в долг, до известного числа. Хозяин лавки, пользуясь этим случаем, товар держит почти-что самый низший, а цены берет высшие. Всем, конечно, не нравится, но делать нечего, приходится брать некоторые товары и с душком. Но вот нашлись люди в лице И.Н. Свешникова, В.Г. Давыдова, И.М. Винокурова и Е.И. Кабанова, которые и предложили крестьянам открыть у нас в деревне общественную потребительскую лавку. Крестьяне изъявили согласие и попросили вышеупомянутых лиц, как организаторов, выхлопотать разрешение на оную. Теперь, как слышно, разрешение получено, но где оно — мы не знаем. Справлялись в губернском присутс-твии и нам сказали, что бумаги переданы на руки организаторам; а организаторы говорят, что оне у В.Г. Давыдова, а В.Г. говорит, что у него их нет и оне в губернском присутствии. Теперь мы не знаем, как нам поступить и где найти бумаги на разрешение общест¬венной потребительской лавки? (с. 62-63) Известия Московской Губернской Земской Управы. Вып. 3. Март 1915 г.

Выше упомянутые фамилии имеют место быть сейчас и судя по содержанию письма, представители этих фамилий были весьма активными гражданами дер. Мамоново.

Любопытно, что приезжие в 90 процентах случаев ошибаются при произношении названий деревень Дроздово и Мильково, с их точки зрения логично, что птичка дрозд дала название деревне и ставят ударение на второй слог. Местные жители ставят ударение на первые слоги. Специалисты, изучающие происхождение названий или профессора лингвисты дадут нам свое суждение по этому поводу, но я как абориген настаиваю на ударении на первый слог.

Приезжего гостя или вновь поселившегося на землях «Островской волости» господина (или басурманина) удивит, пожалуй, тот факт, что местные аборигены имеют две фамилии. Одна записана в паспорте, по другой определяют «чьих будешь».

Встретив пожилого человека, на вопрос: «Чей ты будешь сынок?» Нужно отвечать: «Нюшки Губиновой внук» и очевидно тогда всем аборигенам, чей ты внук. А если ответить: «Анны Артамоновой внук» то не очевидно, чей же ты внук, потому как Артамоновых в нашем крае видимо, не видимо.

Оказывается, это явление не уникально для русского села и имеет свое название «.… внутри каждой фамилии существуют так называемые подворные прозвища, которые давались главам семей. Эти прозвища пережили несколько поколений».

В 1899 году в деревне проживало 346 человек. (согласно википедии). Из этих 346 человек жители носили фамилию Артамоновы, Детинкины, Винокуровы, Свешниковы, Давыдовы, и пр. Дворов с фамилией Артамоновы можно было насчитать с десяток. Необходимо было научиться делить дворы по прозвищам.

Фамилия: Артамоновы – Подворные прозвища: Губиновы, Комары, Зарубины
Фамилия: Детинкины – Подворные прозвища: Рыжовы, Матрюшины.
Подворные прозвища Маланины, Чуркины, Святые… В соседних деревнях; Слободе, Дроздове, Милькове, Ащерино, селах Остров и Беседы есть свои подворные прозвища.

В 70-е будучи 10 летним мальчишкой я с лежанки русской печи, слушал сплетни сестер Артамоновых (Губиновых). Женщины 40-50 лет, определяя личность, никогда не употребляли фамилии. Только подворные прозвища. И я выучил, кого из Артамоновых зовут Губиновыми, а кого Зарубиными. Про женщин в русском селении надо сказать отдельно. Скорее именно женщины придумали эти прозвища. Они очень охотно ими пользовались. Женщин в первую очередь «записывают» в «уставщицы».

«Если бы вы захотели спросить о каком-нибудь обычае, или узнать мнение о каком-нибудь предмете из бытовой жизни, то спросите женщину и она вам обстоятельно расскажет: как, что и почему; спросите мужчину о том же самом предмете — он вам не скажет ничего положительного. Он вам наговорит с три короба, но дела не скажет; потому что он сам его плохо знает и понимает. Чаще от него вы выслушаете такой ответ: спроси бабу — это ихнее дело, они у нас уставщицы. И, действительно, мужчине здесь некогда заниматься подобными вопросами (вопросами бытовой жизни)»

Из исследования Анны Кушковой «Деревенские прозвища: к вопросу о характере, бытовании и социальных функциях» http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/011online/11_online_02_kus…

Для селян подворные прозвища являются и средством «политики деревенской репутации». Автор выше приведенного исследования показывает на примере жителей Белозерского района Вологодской области, что «Ершоеды» — о жителях Белозерска, «Белозерах» получили такое прозвище не столько за приписываемые им пищевые предпочтения, сколько за то, что обменивали рыбу на различные товары. В этой связи возникает вопрос относящийся к некоторым особенностям природы и функционированию наших подворных прозвищ. Почему Губиновы? Были ли у основателя подворья большие губы, или основатель подворья кого-то загубил, или губил неоднократно, может его приглашали на дворы скотину резать. Ответ на этот вопрос любопытен и касательно других подворных прозвищ.

В настоящее время на территориях расположения упомянутых деревень и сел «Островской волости», и на территориях прилегающих к ним ведется большая застройка. Большое количество приезжих, в том числе и из ближнего зарубежья привозят и хранят за высокими заборами свои традиции, свой уклад. Подворные прозвища потеряли смысл и значимость.

К слову сказать, посвященные горожане называют пос. Развилка и окружающие его деревни Армянским поселком и армянским округом соответственно, из-за обилия приезжих именно из этой республики.

Поселок Развилка образован в нашей «волости» в 1947 году. При строительстве крупного газопровода к Москве рядом с разветвлением «трубы» был заложен поселок, его так и назвали Развилка. Здесь же были построены градообразующие предприятия ВНИИГАЗ и МГПЗ. И конечно ошибочно думать, что название связано с развилкой дорог в центре поселка.

Не могу сказать, чем пришелся по вкусу армянам этот поселок, но могу заметить, что не всем жителям пришелся по вкусу наплыв «пришельцев». И однажды, таки, один из пришельцев получил в «бубен» от развилковского боксера за вопрос – «Как доехать до армянского поселка».

Свидетельство о публикации (PSBN) 18829

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 01 Июня 2019 года
Геннадий Федин
Автор
Профессия - художник. В своем оригинальном стиле делаю наброски. Считаю, что набросок может быть самостоятельным жанром в изобразительном искусстве...
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Глава заключительная 4 +1
    Заблудившийся лыжник 0 0
    Глава вторая 0 0
    Сказка «Ё» 8 0
    Глава третья 0 0