Смекалка
Возрастные ограничения 18+
Во время перекура, наш бригадир кивнул головой на валявшийся на земле двухметровый кусок кабеля и сказал:
— А после войны, за такой кусок можно было огрести кучу проблем.
— Всё было так строго? – съязвил извечный оппонент Петровича.
— Да уж, но были отдельные смельчаки и проявляли смекалку! – загадочно ответил Петрович и посмотрел вдаль.
Мы прекрасно знали, что Петрович уже ждал повода, чтобы рассказать очередную историю из своей богатой трудовой биографии. Нужен был импульс в виде вопроса, и он прозвучал:
— А смекалка – это как?
— А как всегда, — усмехнулся Петрович, — вроде нельзя, а очень надо. Вот мы в 1947 году цех восстанавливали. Когда привезли из Германии трофейное оборудование, с ним приехали наладчики.
— Немцы?
— Нет, папуасы! Конечно немцы, кто ещё с их оборудованием разберётся! Оборудование было демонтировано аккуратно, каждая гайка была завёрнута в промасленную бумажку, на которой было написано откуда она была откручена.
— Холуи! Я бы так демонтировал оборудование для немцев, что его бы только в металлолом можно было сдать! – вставил оппонент.
— Да ты бы и для своих бы так сделал! Короче, работали они аккуратно, гайку уронят – обязательно поднимут, промоют и смажут. Мы освещение в цехе прокладывали, а кабель немцы привезли с собой. Мы уже обрадовались, в городе было много желающих свет в домах наладить, а кабель не достать – дефицит! Уже и как через проходную вынести придумали, но немцев видимо проинструктировали, и кабель нам на руки они не отдавали. Вцепился в бухту, отмерит длину от и до, и режет кусачками. Ни сантиметра на запас! В общем, прощай калым!
— А поить не пробовали? – оживился оппонент.
— Так они под охраной. Ели отдельно, как тут напоишь? Долго мы облизывались, а тут меня осенило: когда начали прокладывать вертикальные участки, немец наверх не лез, стоял внизу и ждал, когда сверху крикнут «генуг». А кричал – то наш!
— И что? – спросил оппонент.
— Ты часом не немец? – усмехнулся Петрович. Когда я полез наверх, то всякий раз вытягивал лишних три метра кабеля, и наматывал вокруг себя под спецовку. Немец этого не замечал, а я не лишковал. Когда закончилась последняя бухта, на немца было жалко смотреть. Он наверно всё просчитал, а тут не хватило!
— Немца расстреляли? – съязвил оппонент.
— Нет, главный инженер всё понял. Составили акт, что одну бухту потеряли в дороге. Через пару дней привезли новую. Немца загнали наверх, а бухту кабеля держал солдатик из конвоя.
— И много ты накалымил? – поинтересовался оппонент.
— Достаточно, только скруток было много…
— А после войны, за такой кусок можно было огрести кучу проблем.
— Всё было так строго? – съязвил извечный оппонент Петровича.
— Да уж, но были отдельные смельчаки и проявляли смекалку! – загадочно ответил Петрович и посмотрел вдаль.
Мы прекрасно знали, что Петрович уже ждал повода, чтобы рассказать очередную историю из своей богатой трудовой биографии. Нужен был импульс в виде вопроса, и он прозвучал:
— А смекалка – это как?
— А как всегда, — усмехнулся Петрович, — вроде нельзя, а очень надо. Вот мы в 1947 году цех восстанавливали. Когда привезли из Германии трофейное оборудование, с ним приехали наладчики.
— Немцы?
— Нет, папуасы! Конечно немцы, кто ещё с их оборудованием разберётся! Оборудование было демонтировано аккуратно, каждая гайка была завёрнута в промасленную бумажку, на которой было написано откуда она была откручена.
— Холуи! Я бы так демонтировал оборудование для немцев, что его бы только в металлолом можно было сдать! – вставил оппонент.
— Да ты бы и для своих бы так сделал! Короче, работали они аккуратно, гайку уронят – обязательно поднимут, промоют и смажут. Мы освещение в цехе прокладывали, а кабель немцы привезли с собой. Мы уже обрадовались, в городе было много желающих свет в домах наладить, а кабель не достать – дефицит! Уже и как через проходную вынести придумали, но немцев видимо проинструктировали, и кабель нам на руки они не отдавали. Вцепился в бухту, отмерит длину от и до, и режет кусачками. Ни сантиметра на запас! В общем, прощай калым!
— А поить не пробовали? – оживился оппонент.
— Так они под охраной. Ели отдельно, как тут напоишь? Долго мы облизывались, а тут меня осенило: когда начали прокладывать вертикальные участки, немец наверх не лез, стоял внизу и ждал, когда сверху крикнут «генуг». А кричал – то наш!
— И что? – спросил оппонент.
— Ты часом не немец? – усмехнулся Петрович. Когда я полез наверх, то всякий раз вытягивал лишних три метра кабеля, и наматывал вокруг себя под спецовку. Немец этого не замечал, а я не лишковал. Когда закончилась последняя бухта, на немца было жалко смотреть. Он наверно всё просчитал, а тут не хватило!
— Немца расстреляли? – съязвил оппонент.
— Нет, главный инженер всё понял. Составили акт, что одну бухту потеряли в дороге. Через пару дней привезли новую. Немца загнали наверх, а бухту кабеля держал солдатик из конвоя.
— И много ты накалымил? – поинтересовался оппонент.
— Достаточно, только скруток было много…
С литературной стороны написано грамотно и гладко, но вот тема… Впрочем, об этом уже писал. Надо было по-другому написать.
Это не хорошо и не плохо. У каждого времени свои герои и антигерои. Просто каждая тема хороша тогда, когда она необходима Поверьте. ваша тема о несунах, которых вы ласково называете «смекалистыми» — это предания старины глубокой. Умер соц.строй, умерло и то, что его наполняло. Вот если бы вы расширили рассказ, накидали в него исторических реалий, объяснили (прямо-таки на пальцах) почему это делалось — тогда да, возможно, было бы интересно. В противном случае вырванная из исторического контекста малюсеньская история не вызывает сочувствия. Скорее — уважаешь немца (по тем временам врага), что честно относился к порученному делу. Его так воспитали, а ваш «герой» — вызывает отрицательные эмоции.
Давно замечено, что литература создается не для того, чтобы чему-то учить и поучать, а для развлечения и хорошего проведения времени. В сов.школе на уроках лит-ры в прямом смысле «убивали» худ.произведения, их не читали, чтобы ими наслаждаться, а устраивали художественный разбор произведения — что тем или этим хотел сказать автор. К слову, автор даже и не задумывался на эту тему. он писал, потому что чувствовал «горячую» тему, к-рая в тот момент волновала общество.
Не мне давать вам советы. Просто хочу сказать, что худ.произведение выигрывает, когда оно пишется обстоятельно и глубоко погружено в исторические или современные реалии.
По поводу Сталина могу сказать, что в то время действовал «драконовский» УК, и его нарушители «летели» по этапу. Впрочем, на эту тему много написано, не буду повторяться.