Портрет с аукциона



Возрастные ограничения 18+



Посвящается памяти художника В. Стрельникова.

1.
— А сейчас, дамы и господа, будет представлен заключительный лот! Автопортрет с лемуром – картина французского художника шестнадцатого века Франсуа Ломбера. Размеры полотна – 1м20см на 80 см, холст масло, позолота. Картина из коллекции графа Флингстоуна. Начальная цена — 100.000$.
По залу пронеслась шумовая волна.
Сидящая в середине пятого ряда женщина в пёстром меховом манто, вытянув шею, уставилась на портрет. Её муж сидел рядом с безразличной миной манекена.
Цена поползла вверх.
Женщина что-то шепнула благоверному на ухо. Брови его возмущённо подпрыгнули.
— Ты с ума сошла! Даже не мечтай, — процедил он сквозь зубы.
Когда цена поднялась до 200.000$, женщина в пёстром манто заёрзала в кресле. Не удержавшись, она подняла руку, голосуя карточкой аукциона. Но какой-то мужчина перебил её, назвав цену 250.000$.Он нервно крикнула:
— 260.000$.
Муж шипел рядом, как разъярённая змея, но это не помогало.
Распорядитель аукциона стукнул молоточком и объявил:
— Три. Картина продана госпоже…
— Галия Мосс! – выкрикнула женщина в манто.
— Госпоже Галии Мосс за 260.000$. Вы можете оформить покупку на первом этаже. Спасибо за внимание. Аукцион окончен.
Распорядитель собрал со стола бумаги, деловито сложил их в папку и поспешно удалился.

2.
Супруги Мосс доехали до дома в напряжённом молчании, поднялись в лифте, а когда вошли в коридор, муж разразился многоступенчатым ругательством, но было поздно, чек отдан в кассу. Жена ликовала молча. Через некоторое время, увидев, что супруг успокоился, она обняла его и с нежностью сказала:
— Дорогой, ты такой щедрый, спасибо, милый! Надо выбрать место для картины. Думаю поместить её в спальне. Портрет восхитительный, не правда ли, дорогой? Как ты считаешь? – спросила она сладким голосом, чмокнув благоверного в щёку.
— Ты – настоящая расточительница, вот что я считаю! Можно было купить за такие деньги что-то более существенное, например, тот спальный гарнитур, инкрустированный перламутром. Посуди сама: двуспальная кровать, трюмо, ширма из японского шёлка и сандалового дерева, две тумбочки, а… и пуфик! Всё это за ту же сумму, что ты заставила потратить на какой-то портрет… Нет, в голове не укладывается! Как можно так транжирить деньги? Если б ты знала, как тяжело их зарабатывать, научилась бы тратить с умом! Жалеть не будешь?
— Оставь! Деньги для того, чтобы их тратить. А ты с возрастом становишься брюзгой! – с ехидством заметила Галия. И тут же изменила тон. – Я уверена, дорогой, эта картина со временем возрастёт в цене, вот увидишь!
— Хм, как же! – недовольно ответил муж.

3.
Женщина входит в комнату. Услышав в темноте шорох, она включает фонарик. Жёлтый круг мечется в полумраке. Мелькают освещённые лучом фонарика предметы. На противоположной стене круг замирает, выхватывая из темноты картину. Женщина подходит ближе. Она долго всматривается в лицо, изображённое на портрете.
С полотна на неё смотрит молодой повеса в нарядном костюме, украшенном вышивкой и жемчугом. Молодой человек выглядит богато и празднично. Шляпа с перьями придаёт герою вальяжность, прикрывает широкими полями одну бровь. В глазах играет озорной огонёк дамского угодника. Кажется, что в следующую минуту на лице молодого волокиты появится улыбка, но художник пожелал оставить этот момент за пределами полотна. На руках героя сидит тропический зверёк. Тонкие пальцы ласкают мягкую шёрстку лемура. Экзотический зверёк, словно кошка, от удовольствия изогнул спину и вытянул шею. Он как бы иллюстрирует переменчивый характер хозяина.
Галия не может оторвать глаз от гипнотического взора шаловливого повесы.
А, впрочем, может ей захотелось пофантазировать в темноте вместе с художником, вообразившем себя в роли Дон Жуана?..
В комнату неожиданно вошёл муж.
— Дорогая, зачем сидеть в темноте? – громко спросил супруг и включил свет.
Ничего не ответив, Галия гордо вышла из комнаты.

4.
В Черихилл-таун, где жили супруги Мосс, дома часто посещали агенты страховых и других компаний, предлагая всякие услуги. Однажды на пороги их шикарной квартиры появился некий художник с увесистой кожаной сумкой через плечо. Галия любезно предложила войти и разложить картины для просмотра. Ему показалось, женщина очень странно на него смотрела. Гость заволновался, недоумевая, в чём собственно причина такого интереса. Он внимательно оглядел свой костюм, туфли. Всё было в порядке: туфли начищены до блеска, костюм нигде не запачкан.
— Почему вы так смотрите на меня? – поинтересовался художник. – Что-нибудь не так?
— Нет, нет, — опомнилась хозяйка. – Всё нормально. Просто мне кажется, я вас где-то видела.
Галия выбрала натюрморт с графином воды, тут же расплатилась и попрощавшись, проводила художника к выходу. Перед уходом он вручил её визитку.
Как только художник ушёл, Галию охватило волнение. Она поспешила в спальню, где висел портрет. Распахнув дверь, она остановилась на пороге как вкопанная: с картины Франсуа Ломбера смотрели глаза художника, у которого она только что купила натюрморт…
Некий живописец как две капли воды был похож на Франсуа Ломбера… А может, несколько минут назад француз собственной персоной почтил визитом её «скромное» жилище!?

5.
Муж заметил, что настроение Галии уже несколько дней не улучшается. Она почти не выходит из своей комнаты.
— Драгоценная моя, твоя подавленность угнетает! Ну, выговорись, наконец! Нельзя целыми днями молчать и дуться из-за пустяка. Ну, если я обидел тебя невзначай, прости! – уговаривал муж, стоя у закрытой двери в комнату жены.
Она решила покончить с затворничеством и позвонить художнику, продавшему ей натюрморт. Галия отыскала его визитку и набрала номер телефона.
— Здравствуйте, можно поговорить с Иманом Хантоном?
Галия назначила ему встречу у себя дома, сказала, что хочет приобрести картину для подруги.
Не молодая, но ещё привлекательная женщина встретила художника чересчур оживлённо: безумолку щебетала, вспоминала друзей юности. С интересом рассматривая картины, она выбрала красочный натюрморт с фруктами и цветами, временами загадочно поглядывала на привлекательного живописца. Закончив с покупкой, она обратилась к художнику.
— А теперь, Иман, только вы поможете разрешить мучающий меня нонсенс. «Это» находится в моей спальне.
— Простите, не понял. Не уж то вы предлагаете мне…
— А что, если так и есть… Разве вы в состоянии отказать красивой женщине?
Художник открыл рот, чтобы ответить, но хозяйка его перебила:
— Поторопитесь! «Это» меня очень волнует.
Они вошли в спальню. Просторная кровать, затемнённая комната… Обстановка располагала…
— Приготовьтесь!
— Как, уже можно? – шёпотом уточнил гость.
Но в самый интересный момент в комнате вспыхнула люстра. Художник в замешательстве ахнул.
— Посмотрите туда! – неожиданно скомандовала дама.
Не успев опомниться, на противоположной стене Иман увидел собственный портрет в образе Дон Жуана. Конечно же, он узнал своё детище. На автопортрет Иман потратил почти год. Изучал манеру письма малоизвестного художника, выискивал материалы о нём. Досконально изучал репродукции французского живописца.
Этот портрет нельзя назвать «копией», скорее «стилизация» под Франсуа Ломбера.
Краски, холст, материал для рамы были искусно подобранны и подделаны под временной период жизни французского художника. Даже подпись на картина – изощрённая подделка.
Картина прошла серьёзные проверки и ни один из опытнейших реставраторов и судебных экспертов не усомнился в подлинности полотна. Вероятно причина в том, что другого изображения внешности или описания портрета и личности Франсуа Ломбера в мире не существовало. Ни в одном музее мира не было обнаружено ни описаний, ни зарисовок, ни набросков портрета художника. Ни малейшего представления об облике французского живописца найдено не было. Таким образом «Автопортрет с лемуром» был признан работой кисти Франсуа Ломбера.

— Я хочу знать, вам знакома эта картина? – теребила художника за рукав Галия, возвращая его в реальность.
— Конечно, конечно, — после некоторой заминки ответил художник. – «Автопортрет с Лемуром» – работа Франсуа Ломбера, Франция, 16–й век. Откуда у вас такая роскошь?
Он подошёл ближе, начал разглядывать полотно.
— Я приобрела картину недавно на аукционе. Иман, у меня к вам ещё один вопрос!
— Пожалуйста, сколько хотите.
— Талантливый красавчик, изображённый на портрете, очень похож на вас! Да, да, не смущайтесь, это факт.
Гость сделал удивлённую мину.
— А я тут причём?
— Чем объяснить ваше сходство с портретом?
— А почему вы решили, что я компетентен в этом вопросе? – сказал Иман с некоторым раздражением в голосе.
— Вы шокированы? – спросила Галия и заглянула в глаза собеседнику.
— Ну, что вы, напротив, мне, несомненно, льстит сходство с великим живописцем, — ответил Иман, а сам подумал: «Главное, вида не подавать, что я имею к „сходству“ прямое отношение. Чертовка, близка к истине».
Через минуту Иман продолжил беседу тоном профессора, читающего лекцию:
— Да-а-а!? – протянул он. –А вы слышали, что в науке существует гипотеза о разновременных близнецах?
— Что это значит?
Иман сделал умное лицо и продолжил:
— Учёные утверждают, что каждый из нас имеет двойника во временном пространстве. Внешний облик человека может повториться в настоящем, прошлом и будущем времени. Двойники иногда живут в одно и то же время, иногда даже встречаясь друг с другом. Помните, как в произведении Марка Твена «Принц и нищий»? Двойники жили при дворе, как в романе Б. Пруса «Фараон».
— Знаю, конечно. Такие популярные книги должен читать каждый, уважающий себя интеллигент. Классика!..
— Вы хотели сказать «литература о людских пороках»!

6.
Неделя прошла в полной прострации. Иман был в растерянности. После посещения Галии, он часто думал о том портрете. Мысли об этом отгонял: то ли влюбился, то ли боялся разоблачения. Ему казалось, что-то не ладится, испытывал творческий кризис. Ко всему прочему, Галия преследовала его назойливыми звонками, приглашая то в ресторан, то на какую-нибудь выставку. Он отнекивался, как мог. А потом, всё взвесив, решил согласиться на свидание.
«Моложавая, неглупая, к тому же красивая женщина так настойчиво добивается встречи. Дурак, я что ли, отказываться от удовольствия!»
Встретились вечером в ресторане. Строгое поведение Галии никак не вязалось с её откровенным нарядом: вечернее платье с золотой нитью, обтягивало её приятные упругие округлости. Сексуальность подчёркивало глубокое декольте, полуоткрытая спина, сбоку манящий разрез. Макияж гармонировал с соломенным цветом её волос и светло-карими глазами, с мягкой поволокой.
«Ни женщина, а картинка», — подумал художник, глядя на неё.
После ужина Галия пригласила Имана в отель.
— Надо обсудить один важный вопрос, — сказала она тоном, не предполагающим отказа.
Иман не ожидал такого крутого предложения, но согласился.
В номере они беседовали об искусстве, выпили шампанское. Держа недопитый бокал, Иман приблизился к её влажным губам, но она остановила его, прошептав на ухо:
— Я знаю твою тайну.
— О чём ты? Разве могут быть секреты от неотразимых женщин? – невозмутимо парировал он.
— Я вовсе не шучу и не спешу. Утром поговорим. Помоги раздеться! – шёпотом скомандовала она.
И страсть заключила их в свои объятья…

7.
Утром художник проснулся в одиночестве.
«Вроде бы много не пил, а голова гудит как колокол,» – подумал Иман, и нехотя пошёл в ванную.
Глядя на своё осоловевшее отражение в зеркале, во время бритья, Иман вспомнил слова Галии.
«О какой тайне она говорила? Не уж то пронюхала!?»
Иман занервничал, торопливо оделся и поехал на поиски Галии.Он неоднократно пытался связаться с ней по сотовому, звонил домой, но включался автоответчик. Иман знал, где работает муж Галии, позвонил к нему в фирму. Там ответили, что господин Мосс спешно уехал куда-то. Имана охватила необъяснимая тревога.
Вечером Иман дозвонился до мужа Галии. На вопрос «где жена», её благоверный ответил коротко: «Не ваше дело!» И бросил трубку.
Ночью Иман почти не спал. Утром встал совершенно разбитый. Только закурил последнюю сигарету, как зазвонил телефон. В трубке зазвучал тревожный голос Галии:
— Здравствуй, мне надо тебя увидеть. Приезжай в отель, в номер где мы расстались. Вечером в восемь. Я жду.
— Куда ты пропала? Вчера я весь день искал тебя. Что-то случилось?
— Ничего особенного. Нам надо встретиться, — твердила она.
Вечером Иман поехал в отель «Палас» на встречу с Галией.

8.
Прошёл год после таинственного исчезновения Галии. Иман готовил несколько картин к новому аукциону – копии трёх пейзажей того же Франсуа Ломбера. Иману снова предстоял экзамен по художественному мастерству. Но в отличии от «Автопортрета с лемуром» новые пейзажи он подписал своим именем, решил не рисковать. Через несколько месяцев пейзажи будут представлены на аукционе как копии. И безусловно, цена их будет гораздо ниже.
Следующие два месяца Иман провёл в напряжённой работе. Художественное училище заканчивали два его лучших студента. Работа над картинами была завершена.
Приближался день аукциона. Иман закончил с формальностями по представлению своих работ за два дня до аукциона. После напряжённого дня решил немного развлечься, вечером заехал в ресторан. Заказав ужин, он сидел за столиком и курил.
Звучала тихая музыка. Неожиданно он вспомнил слова Галии. Глядя на кольца дыма, она часто говорила ему: «Ты неотразим, когда куришь! Дым окутывает тебя и делает загадочным и молчаливым. Ты становишься похожим на Сфинкса».
«Хм, пусть его тайнами занимаются другие. О них помнят теперь только камни...» – усмехнулся он, загасил сигарету и с аппетитом принялся за ужин.

9.
Аукцион проходил в здании Реставрационного института живописи и ваяния. В тот день с раннего утра у главного входа толпилась публика. Каждую минуту к зданию Реставрации подъезжали машины. Для парковки не хватало места. Колонный зал был переполнен. Аукцион начался ровно в десять. Иман сидел на галёрке одного из боковых балконов и внимательно следил за процессом торговли, что-то записывал в блокнот. В перерыве вышел перекусить. Разряженные дамы в немыслимо дорогих украшениях разгуливали по просторным холлам здания, нисколько не опасаясь за свои богатые аксессуары.
«Надо же, они ещё успевают стрелять глазами, им и в голову не приходило, сколько денег выброшено на охрану и сигнализацию объекта», — думал Иман, глядя на изысканные женские туалеты.
После перерыва Иман вышел на балкон, хотел пройти на своё место. Случайно, бросив взгляд в партер, увидел подругу Галии, для которой, как потом выяснилось, она приобрела у художника яркий натюрморт. Сабелла беседовала с каким-то мужчиной во фраке, рядом, «на поводке», стоял муж Галии. Иман сделал безразличное лицо, и громко хмыкнув, плюхнулся в кресло. Он немного волновался: через несколько минут четыре его детища предстанут перед взыскательной публикой.
Наступил решающий момент – вынесли три очередных лота – копии пейзажей Франсуа Ломбера.
«К сожалению, разрушенные подлинники французского художника восстановить невозможно. На первом полотне изображён полуразрушенный старый замок. У ворот на коленях стоит рыцарь, опираясь на меч. Доспехи его погнуты в военных баталиях. Рядом с изгнанником бьёт копытом верный конь. Картина выдержана в пасмурных, тревожных тонах. Лишь из-за тучи на горизонте пробивается солнечный свет. Эту картину художник так и назвал — »Луч надежды". Ломбер, написавший её в молодости, вложил в полотно все свои надежды.
На втором пейзаже изображена лесная поляна, залитая бледным светом полной луны. Картина выполнена в призрачных серебристых тонах. Художник находит необыкновенные краски лунной ночи, передаёт их зрителю с необычайным мастерством. Картина обрамлена в изящную резную раму, покрытую серебром – необычная работа художника Имана Хантона, выполнившего эти копии.
На третьем холсте изображён водопад. В глубине, под бурным потоком, вырисовывается силуэт нимфы. Она прячется от глаз людских под сверкающими хрустальными струями. Хранительница водопада словно притаилась в танце водной стихии. Картина выдержана в тёплых светлых жизнерадостных тонах.
Эти три полотна — «Луч надежды», «Водяная гостья» и «Лунный свет» – представляют разные творческие периоды жизни французского живописца 16-го века", — так описывались картины Франсуа Ломбера в проспектах, каталоге и буклетах аукциона.
Вынесли на сцену последний лот. Распорядитель объявил:
— Представляется последний лот — ещё одна картина работы Имана Хантона. И так, «Обнажённая богиня» – размер полотна два на полтора метра. Холст, масло, позолота. Прошу внимания – картина выставляется впервые. Начальная цена – 500.000$.
«На картине изображена нагая женщина, лежащая под прозрачным балдахином. Шёлковое покрывало скомкано телом богини. Оно наполовину соскользнуло с кровати и вот-вот упадёт на пол. Богиня придерживает его одной рукой. На её лице играет блаженная улыбка. Глаза богини полузакрыты. Под потолком комнаты парит ангелочек с лирой в руках. На полу разбросаны разноцветные лепестки роз. В правом углу картины, лежат увядшие цветы». (Выдержка из проспекта аукциона.)
Иман посмотрел вниз. Он почувствовал прилив сил, и гордыня его воспарила.
Вдруг, он увидел, как в партере вскочила подруга Галии с криком:
— Это она! Боже, это она!.. Я знала, он убил её! Хватайте же его! Вон он там, наверху…
Сабелла плакала и размахивала кулаками.
В зале начался переполох. Но к Сабелле подбежали полицейские и с трудом вывели обезумевшую женщину из зала. После инцидента торги продолжились.
А Иман восседал как на троне, ликуя в своём триумфе.
29.06.2001г.

Свидетельство о публикации (PSBN) 43211

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 21 Марта 2021 года
К
Автор
Мне 63 года.Живу в Израиле. До этого жила в г. Ташкенте. По профессии музыкант - скрипачка. Пишу прозу со школьной скамьи. В Израиле публикуюсь в различных..
0






Рецензии и комментарии 0



    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Исповедь музыканта 1 +1
    Чужая фотография 0 0
    Чурбан неотёсанный 0 0
    Шарла-бурла (сказка для взрослых) 0 0
    Шизофрения 0 0