Секрет гениальности



Возрастные ограничения 12+



Не будем тратить время на разглагольствования. Не сейчас. Прежде всего вам следует познакомиться с главным героем, но мы сделаем это кратко – большего вам знать и не надо, это рассказ все же. Эрик – художник-неудачник, страдающий от неразделенной любви. После 6 месяцев, проведенных в Риме, он вернулся оттуда совершенно разбитым, к своему деду в загородный дом. Мысли о суициде, гениальности и жалости к себе роились в голове Эрика постоянно и не давали ему покоя. С одной стороны, ему хотелось пустить себе пулю в голову, как это сделал Ван Гог под палящим солнцем Прованса, с другой стороны изобразить красоту Кэтрин на полотне. Пожалуй, это все что стоит знать вам о персонаже для понимания сути повествования.
Когда Эрик поехал к деду он не оповестил его об этом, да и связи, находясь, в Риме не поддерживал, так что приехав родной дом он внезапно узнал о смерти деда. Впрочем, он находился в том состоянии, когда быть ближе к суициду уже нельзя и оттого этот факт не сыграл для его состояния никакой роли. Пару слов автор скажет вам и о деде Эрика, его звали Рудольф, он также был художником, его сын (отец Эрика) умер, когда молодой художник был мальчиком и дед воспитывал его сам (мать же их сбежала после рождения сына, оставив его отцу). Дед никогда в жизни не написал ни одного шедевра и не был известен, как художник, но прослыл хорошим искусствоведом.
Этого введения вам вполне хватит.

Эрик получил ключи и документы от дома и вошел через ветхую, белую, дверь в гостиную. Пахло здесь, как и всегда – старым домом, картинами и красками. Употребив в пищу полуфабрикат, купленный в ближайшем магазинчике, Эрик отправился исследовать дом. В целом все оставалось также, но внимание художника привлекла картина, стоящая в комнате для творчества. На картине был изображен мужчина, сидевший на стуле посреди улицы и читающий блокнот с желтыми страницами. Разобрать текст, написанный на блокноте было практически невозможно. Рядом с книгой лежала тетрадь, именно её содержание и вызвало интерес Эрика к картине. Вот, что в ней было написано:
«Дорогой внук, я специально оставил эту записку для тебя, потому что чувствую, что конец мой близок, оттого хочу поделиться с тобою найденной мною ценностью. Я купил эту картину на местном аукционе за полторы тысячи франков. Она называется «Секрет гениальности», написана неизвестным художником в начале 19 века. В описании к ней говорилось, что эта картина имеет интересную историю, после встречи с ней Август Ренуар написал свои лучшие работы, а Поль Гоген, увидев её на выставке, написал «Борьба Иакова с ангелом». Я считаю, на строчках блокнота есть нечто, что способно пролить свет на гениальность многих людей. Только представь – что, если гениальность не врожденный аспект; что, если её можно выработать. Сложно поверить, но вдруг такое возможно. Вдруг одно предложение способно раскрыть в тебе невероятные таланты, о которых ты мог только мечтать. Я не могу понять смысла этих загадочных строчек. Увы, я умру так и не узнав было ли это правдой или домыслом. Но ты можешь попробовать. Что если это действительно так, к тому же Ренуар и Гоген писали в своих дневниках об этой картине. Я надеюсь на тебя и желаю удачи в этом нелегком деле, если решишь, что я все-таки не сошел сума и возьмёшься за это»
Эрик дочитал записку, составленную дедом и задумчиво, удалился в другую комнату, где погрузился в кресло. Он сидел так какое-то время в раздумье. Затем резко вскочив с места кинулся к картине, разглядеть текст, написанный на блокноте в руках у мужчины. Но текст был слишком мал. Впрочем, читаем и найдя лупу молодой художник смог разглядеть символы.
Вот что переписал Эрик:
«Patawarin ang iyong apong lalaki, ngunit kailangan kong alagaan ka ng isang bagay upang hindi ka magpakamatay. Walang lihim, inimbento ko ito at pininturahan ang larawan sa sarili ko kapag natutunan ko ang tungkol sa iyong pagkabigo kay Catherine, alam ang iyong sensitibong katangian. Umaasa ako na pinanatili kita sa mundong ito upang makita niya ang iyong mga masterpieces, na tiyak na isulat mo.»
Поразмыслив художник пришел к выводу, что – либо это какой-то шифр, либо какой-то необычный язык.
Два месяца безуспешных исследований прошли абсолютно не замечено. Где только не оставлял свой след этот молодой художник – множество книг были прочитаны в библиотеках его города, две поездки совершены в Париж – одна с целью поговорить с криптографом, другая с целью посетить национальный лингвистический университет. Все это совершенно безуспешно – ни единой зацепки не было найдено о том, что значат эти странные слова на латыни. В период своих изысканий Эрик совершенно не думал ни о суициде, ни о Кэтрин, лишь вечерами, когда он ложился спать, он вспоминал, что все-таки ищет и тогда чертоги его разума наполнялись яркими красками – он воображал будто бы стал гением изобразительного искусства, его картины стали стоить миллионы, а лучшие искусствоведы говорили о нем, как о Прометее современного общества, несущем «огонь правды» своим современникам в работах. Со этими приятными мыслями и улыбкой на лице Эрик погружался в крепкий сон.
Но секрет этой картины не мог скрываться долго, ведь его разгадка была у Эрика буквально под носом. Однажды блуждая по дому в поисках новой идеи, художник остановился у книжного шкафа. Вдруг в глаза попался словарь. Это была необычная книга, этим она и зацепила его, это был Франко-Филиппинский и Филиппино-Французский словарь. Человек очень загадочное и удивительное существо и то, как он может проявить себя в некоторых ситуациях часто предсказать невозможно. Поведение человека в некоторых случаях столь уникально, что многие писатели и художники могли бы много дать за то, чтобы наблюдать его. Неповторимо было и выражение лица Эрика, когда он открыл книгу. С первой же страницы он понял, что текст на картине написан на филлипинском. Это вызвало невероятную амальгаму эмоций, а выражение лица художника на секунды изменилось до неузнаваемости и стало просто неописуемым и, наверное, очень интересным, для исследователей мимики человека. Уже через полминуты он, трясущимися от волнения и радости, руками перелистывал страницы словаря в поисках нужных слов.
Наконец он отыскал все слова, и, хотя в процессе поиска они уже его смутили, он был сконфужен ещё больше увидев получившееся:
«Прости своего внука, но я должен о чем-то позаботиться, чтобы ты не убивал. Никаких секретов. Надеюсь, я буду держать вас в этом мире, чтобы увидеть ваши шедевры, которые вы обязательно напишете.»
Какое-то время он не понимал смысла слов, но его привыкший, за последние два месяца, к мышлению, мозг быстро выдал ответ. Теперь Эрику все стало ясно – дед сам написал книгу, чтобы удержать его от суицида, на время, пока его психика не окрепнет, и он не забудет эти мысли. Но текст такой непонятный, поскольку исходник был искажен в связи неоднозначностью многих филлипинских слов. Амальгама чувств в Эрике стала гораздо разнообразнее, чем была десять минут назад. Рассказывать, что творилось у него на душе – это все равно, что рассказывать очевидные и непостижимые вещи одновременно. Поэтому предложу читателю самому представить его реакцию на этот неожиданный поворот событий.
Дед Эрика идеально выполнил задуманное – он смог удержать в жизни неуравновешенного художника на пару месяцев подольше, пока страсти в душе этой чувственной натуры не утихнут. Рудольф всегда признавал во внуке талант и действительно верил в то, что тот станет известен и напишет выдающиеся картины.
Так и произошло – Эрик умер только через двадцать лет. Он прожил не долгую, но плодотворную жизнь. За это время ему удалось написать несколько достойных картин, самая дорогая из них была оценена в 300 000$ и продана в аукционном доме Hôtel Drouot, в Париже. За всю оставшуюся жизнь ему не удалось найти своей любви, хотя у него и возникало несколько страстных романов, заканчивающихся довольно быстро. На этом я, с вашего позволения, закончу повествование.

Свидетельство о публикации (PSBN) 15286

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 13 Января 2019 года
Иван Гестанк
Автор
Автор не рассказал о себе
0






Рецензии и комментарии 2


  1. Светлана Рожкова Светлана Рожкова 15 января 2019, 13:31 #
    Доброго дня, Иван! Прочитала ваш рассказ. Несколько мыслей по поводу: интересно раскрученная вечная и горячая тема стремления и желаний человека, цепляет уже на стадии постановки проблемы. Вам удаётся удержаться в рамках заявленной темы, чётко и лаконично излагая суть обстоятельств. И две дилеммы, очерченные во вступлении, как любовь и творчество, жизнь и смерть держат и границы темы, и добавляют остроты ощущений, и вычерчивают точку апогея накала собственных чувств героя рассказа. Завязка вполне подходящая для раскручивания гораздо более широкого и детективного сюжета, даже многосерийного показа раскручивания нити истории странствий, поиска и расследования частой жизни и творческого пути внука искусствоведа (некоего «Шлимана», открывающего свою «Трою»). Вы могли бы запросто повести читателя по лабиринту великолепной задумки, через нити обстоятельств, искусно вами заданных; и здесь приходиться только сожалеть о добровольном ограничении. наложенном на себя автором; и закончившим своё расследование письма на картине столь быстро. что хочется добавить, так и начав его; лишь упомянув о прошедших месяцах, а ведь допустить, что это были на самом деле годы жизни, также легко; прежде чем он прочитает письмо на картине и поймёт. что оно от деда, предназначено ему, как и картина, принадлежащая кисти старшего и мудрого отца рода. Кстати многие повести и романы начинались с рассказов, кроме главной мысли, что хотелось бы более подробного повествования о жизни и творчестве, путях и открытиях внука, прозрениях и приключениях его; попенять автору по мелочи, чтобы автор не говорил о себе в третьем лице: «Пару слов автор скажет вам». На мой взгляд, когда автор не выпячивает свою наличность в повествовании самое лучшее. Но когда он начинает говорить о себе в третьем лице это уже попахивает нарцисцизмом. Автор представляет произведение, а кто представляет автора — сам бог? «Амальгама чувств» образ странный — сплав ртути с другими металлами, может гамма чувств, палитра — художнику ближе. Но в целом спасибо, за очень умненькое и интересное сочетание темы труда и гениальности, с творческим детективным замесом на эмоциональных взлётах и падениях.
    1. Иван Гестанк Иван Гестанк 15 января 2019, 19:47 #
      Спасибо. Я не ожидал ни такого размера комментария, ни такой оценки. Разумеется я постараюсь искоренить третье лицо и нарциссизм. Что касательно развития рассказа в полноценное произведение, то это весьма неожиданная мысль. Но, боюсь, мне не хватит мастерства на такое дело. «Амальгама чувств» — это именно гамма чувств. В словаре Сергея Ивановича Ожегова одно из значений — это совмещение разнородных вещей между собой, т.е. противоречивых чувств персонажа, в рассказе.

    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Глупость 0 0