Технично слабенькое технично улучшаем.


  Для обсуждения
202
10 минут на чтение
2

Возрастные ограничения 18+



АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ВОРОНЫ

Задача этой статьи прежде всего в том, чтобы доказать господам
литераторам необходимость именно в черновой технической работе.
Не нужно в каждом труде стараться решать изобразительно – художественные задачи.

Вороны летели над землей холодной,
Где когда-то пели соловьи.
Увидал голубку их вожак голодный
И решил с собою унести.

Тихо подлетели вороны к голубке,
Заслонили крылья солнца свет.
Жертву окружили злые душегубы,
И от их речей спасенья нет!

Милая голубка, как же ты прекрасна,
С нами свет не хочешь повидать?
С нами, воронами, в стае безопасно,
Ты забудешь и отца, и мать!

Юная голубка крыльями взмахнула,
С черной стай полетела прочь…
И душа голубки мраку присягнула,
И напрасно мать искала дочь!

Страшную победу ворон торжествует:
Мы насадим тьму средь голубей!
И воронья стая землю завоюет,
Ведь они командуют: «Убей!»

Вы летите, птицы, с храбрыми орлами,
Уничтожьте же вороний гнет!
И взмахнет голубка белыми крылами
И свободы песню запоет!

Вот такое слабенькое сочинение поступило на коллективный анализ. Автор этого сочинения обращался за помощью уже не раз. Но всевозможные благие советы не шли впрок юной
девице.
Действительно, тут во многом нужен конкретный пример. Необходимо было на собственном примере продемонстрировать, как именно следует улучшать сочинение, в каком направлении
нужно вести работу.

Вороны летели над землей холодной
Где когда то пели соловьи
Увидал голубку их вожак голодный
И решил…

Третья строка никуда не годится. И не только из за неудовлетворительной рифмы.
Разберем, однако, прежде всего особенности этой самой рифмы.
Почему я отнеслась к ней так высокомерно?
Холодной = голодный.
Самая что ни на есть обыкновенная рифма. Как говорится, из
тех, которые напрашиваются сами собою. В самом деле, в этой
рифме разнятся едва начальные фонемы и последние гласные.
Но незначительно.
Увы, в том то дело что эта рифма, на первый взгляд такая удобная,
на самом деле выглядит крайне бедной. Она продолжает
мысль в том же направлении.

В выраженном смысловом контенте заключена видимая погрешность.
Вот какая.
Неужели бедную голубку злой вожак решил оставить на обед — или ужин? Полакомиться? Это первое, что приходит на ум, но, как следует из этого балладного сюжета, по замыслу автора, он всего лишь искал ее общества.
Это место следовало прописать с употреблением хороших рифм. То
есть таких, которые позволяют повернуть, представить назревающий
смысл в несколько ином варианте, как бы с другой стороны.
Холодной = удобной? Стоило бы попробовать, но еще лучше выглядит
созвучие: холодной = пригодной.
Если бы автор последовал такому построению текста, слово « соловьи »
следовало рифмовать с хорошей рифмой « свои »
Применимо к данному месту потребовалось бы: соловьи = к своим.
Применив простую технику стихосложения, приходим к следующей конструкции:

Вороны летели над землей холодной
Где когда то пели соловьи
Белую голубку к черноте пригодной
Находя, причислили к своим.

Нам довелось пожертвовать злобным вожаком, но в результате получился более вразумительный и технически более лучший текст.
Анализируем далее:

Тихо подлетели вороны к голубке,
Заслонили крылья белый свет

Наверняка я бы к слову голубке, искала бы рифму: глюк на глюке!
Такая рифмовка позволяет выразить необычную мысль.
Витающая в атмосфере сознания парадоксальная мысль вполне
созвучна данному сюжету, и применима к этому месту.
Пока фантазия еще не воплотилась в какие то реальные очертания.
Она размыта и зыбка, она невидима, но мы угадываем ее присутствие.
Пока сознание неопределенно ворожит, руки уже это что — то делают.
Применимо к данному сюжету отмечаем, что при реализации нашего парадоксального замысла, есть возможность оживить образность современным
определением, добавкой такой симпатичной интеллектуальной
изюминки.
Но чтобы донести ее, опять же нужна техника и техника.

Тихо подлетели вороны к голубке
Заслонили крылья белый свет
Черное кружилось — глюк на глюке
От таких речей спасенья нет

Как видим, это определение прекрасно зашло в строфу тематически,
и всё стало на свои места.
Итак, к чему я все эту статью затеяла.
Технически грамотная работа над четверостишием должна заключаться в
состоянии мыслить комплексно, то есть сразу собирать все строчки
вашего куплета, или же строфы, в один зажатый кулак. В таком случае
ваши строчки никуда не разбегутся, это не то, когда они сбегают
с ладони. Владение техникой — это тот уровень, когда все уже поставлено,
крепко у человека. Почерк каллиграфический, а не так, как бывает, невнятный.
Подстраиваем рифму к первой строчке, и сразу же, мысленно, примеряем
и следующую пару. Она, разумеется, будет нечеткой, но мы пока только ее
намечаем.
Техника — это когда человек работает, а не теряется перед задачей.
Итак, отправляю вас к инструкциям такого поэта, как Илья Сельвинский.
Вот какие советы и рекомендации в отношении техники стихотворного
сочинения он давал своим студентам во время литературных семинаров:

« Четверостишие. Первую и вторую строчку пишешь как хочешь,
как задумал сам. Третью диктует талант … Четвертая: ищешь ее
порой в отчаянье, прорываешься к открытию, а если не вытянешь
ее – инертная, безвольная, она разрушит всю строфу … А ведь в
первой строке уже спрятана четвертая. Значит, нужно раскрыть их
внутреннюю связь ».
Вот так, господа сочинители. Четвертая, заключительная строчка куплета — особенная, она обязана подводить итоги.

Ну и так далее, в отношении нашего учебного образца. То есть в таком плане стоило доработать и все остальные строчки.
Переместимся в конец сочинения.
Видим очень невыразительный финал, так как требовалось прояснить, какие именно птицы решили быть соратниками храбрых орлов.

Приведенный автором первоначальный вариант очень сырой и эскизный, и требовалась его элементарная проработка.
Мои коллеги аналитики утверждали, что невозможно из кого то
сделать поэта. Для этого, по их соображениям, необходимо нечто
такое, что заставило бы личность, именно автора, типа заново родиться.
Задача не в том, чтоб сделать из кого то поэта, для этого нужны природные данные, но научить человека писать приемлемо, так, чтобы текст не выглядел таким беспомощным, и человек не чувствовал бы себя калекой, вполне в силах любой грамотной, доброжелательной
аудитории. Чуточку терпения, чуточку внимания, чуточку желания — в таких
оранжерейных условиях автором не станет разве что чересчур ленивый
и тупой.
Благодарю за внимание.

Свидетельство о публикации (PSBN) 39017

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 14 Ноября 2020 года
Балерина
Автор
От добра добра не ищут.
0






Рецензии и комментарии 2


  1. Мамука Зельбердойч Мамука Зельбердойч 16 ноября 2020, 23:57 #
    Достаточно глубокая информативная статья. Безусловно мы все только учимся, и грамотный анализ будет полезен каждому. Я тоже осознаю о некой безграмотности и слабости своих работ, поэтому да здравствует работа над собой и совершенствование языка.
    1. Балерина Балерина 03 декабря 2020, 14:38 #
      Извиняюсь, я долго отсутствовала.
      Да, все мы должны пройти этот путь вместе. Я тоже учусь анализировать,
      и назревает необходимость вносить поправки и уточнения.
      В конце концов, человек, не рождается со стилем.

      Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

      Войти Зарегистрироваться
      О творчестве популярной российской поэтессы. 8 +2
      Искусство рифмовки 2 +2
      Рассуждения о природе поэзии. 2 +1
      Компромат на Бориса Рыжего. 4 +1
      Наваждение 0 +1