Я бы сегодня сделала то же самое



Возрастные ограничения 18+



Надя сидела в пустой Учительской, пила горячий чай и грелась. Осень выдалась мрачная, холодная, промозглая, ветер норовил сбить с ног, валил деревья к земле. Прозвенел звонок. Школа наполнилась привычным шумом. Уютная учительская комната оживилась, дверь то и дело открывалась и в комнату заходили коллеги Нади. Вот Мария Ивановна, учитель математики, полная, уютная, домашняя, с кучей разных линеек, испачканных в белом мелу. Наде почему то особенно нравились эти линейки, — всегда в мелу, всегда нужные. За Марией Ивановной тут же задорно прошел почти пробежал к шкафу с классными журналами физрук в синем спортивном костюме, весело мигнул ей. Вошла особенно уважаемая в школе учитель истории, ее подруга и тезка, Надежда Константиновна, поставила на стол тяжелую сумку, вздохнула… Годы. А затем появилась изящная, вся какая-то тонкая и невесомая Анжелика Геннадьевна. Наверное, учитель английского языка должен быть вот таким, слегка чудаковатым, но притягательным. Так притягательным, чтобы тут же оказаться во власти внимания физрука. Такие вечно спешащие, в своих мелочах, проблемах, делах, новых шутках и забавных историях от учеников, ее коллеги-учителя ей нравились.

Она продолжила пить чай, прислушиваясь к шуму голосов. Проблемы образования, безграмотности, школьная форма, новые реформы, хамство одних и ответственность других, невыполненные домашние задания, сорванные уроки, телефоны… Все непросто было в их работе…

Слышали? Какой-то ужас! Как же так?! Да сколько же можно так!

В кабинет влетела завуч.

Что??
Что случилось?
Что такое?

Все затихло, а атмосфера их учительского бытия сменилась более тревожными красками.

Ну не томите! Ну? В чем дело? Что? Сердце же, Тамара Степановна!

В кабинет заходили еще учителя и весь энтузиазм их постепенно растворялся, разбивался словами завуча.

Застрелил! Прямо во время уроков?! Били его! Никто не замечал! Как же так? Что происходит? Ужас!
Что!? Что такое?
Вы что еще не знаете?!
На другом конце страны студент… Сейчас… Это…

Нервы давали свое, в глазах Тамары Степановны были видны слезы.

Это… это уму непостижимо! Да где же это… Читаю статью.

Открыв в браузере статью на новостном сайте, Тамара Степановна стала быстро читать содержимое со старенького смартфона. Коллеги быстро окружили ее, чтобы ничего не пропустить из ужасной новости о том, что студент открыл стрельбу, что кто-то убит, что причины не установлены, что его унижали, гнобили, никто не разговаривал с ним…Зазвучали позорные «голосовые», сообщения, подтверждающие что-то еще более ужасное и в которых в то же время мало что было понятно…

Постепенно оживленная комната наполнилась молчанием, затем — слезами, восклицаниями, вопросами и ответами. Надя, вся в слезах и отставив кружку в сторону, постепенно погружалась в свои мысли, сквозь слезы пыталась успокоить себя, но не могла, — проснулось, каким-то странным ощущением в груди отозвалось, вспомнилось ей прошлое.

«На данный момент причины не установлены. Возможно, причина содеянного в том, что одноклассники постоянно издевались над ним»…

Я бы сегодня сделала то же самое. Я бы убила их всех.

Эти жестокие, особенно для учителя мысли вырвались из глубины ее души, но остались внутри нее, остались некоторой тайной, понятной только ей. Понимала ли она произошедшее? Мыслями она ушла в далекое прошлое, в непростую жизнь в неполной семье, в жестокостях в школе. Ее, девочку, били постоянно, унижали, толкали в стороны, плевали в спину. И никто из класса никогда не пытался ее защитить, никто не пытался остановить это, все молчали, а затем никогда не разговаривали с ней, убрав ее в сторону, не замечали, не сопереживали, ненавидели. За что? За бедность в неполной семье? За то, что не было телефона, игрушек, денег? Она никому не рассказывала об этом, ей было стыдно, она считала, что это позор, ведь этого ни с кем больше не происходило. Даже девочки в классе год от года молчали, наблюдали то, что происходило, росли, менялись, влюблялись, но не могли помочь ей. Даже ее первая школьная любовь, так сильно отозвавшаяся в их сердцах, не смогла защитить ее и переключилась на девочку из параллельного класса.

Закончив школу, 9 класс, она в спешке уехала из села, оставив позади это затхлое место и черное прошлое. Для того, чтобы что-то изменить в себе. Теперь она — учитель, теперь она учит добру, пониманию, взаимопомощи…

Конечно, она обращалась к матери за помощью, а один раз, преследуемая одноклассниками, в слезах вбежала в Учительскую со словами «Меня бьют», но и это не помогло. Через время они снова стали бить ее, еще и караулили за школой. В такие моменты на нее опускался особый ужас и казалось, что если она попадет в «их руки», то они не остановятся, ведь убьют ее, ведь пропадет она навсегда, так жестоки были их действия…

Думала ли она «об этом»? Да, конечно, «это» не раз приближалось к ней. Она хотела не раз перестать дышать, утопиться, повеситься. Сжимая руками горло в шестом классе, не смогла «это» сделать, ведь есть что-то еще, кроме «этого», ведь она хочет другого, ведь за «это» не простят, осудят…

Злилась ли она сейчас на них всех из прошлого? Нет, она давно простила их, посчитав это испытанием для себя. И боль, пронесенная сквозь школьные годы, помогла ей открыть себя внутри — большую любовь, богатство души, силу, готовность откликнуться на помощь, умение ценить прекрасное.

Сейчас, пока Учительская наполнялась восклицаниями, слезами, вопросами и ответами, она, тоже вся в слезах, застыв в одной позе, слегка касаясь спинки стула, задумалась о другом, о том, что ее беспокоило давно: почему мы такие жестокие? Почему «русские бьют русских» и не только, почему мерило нормы и нормальности в этом обществе заключено в наличии айфонов, одинаковых интересов, дорогих машин, постоянных денег и неестественных губ? Почему одни вправе лишать жизни других и должны жить спокойно будто ничего и не произошло после того, как поиздеваются над другими — непохожими, слабыми, бедными?

Я бы сегодня сделала то же самое. Я бы убила их всех.

Почему сегодня, в более развитом обществе, сытом, одетом, обутом, больше жестокости, чем когда-либо? Почему на второе место отходят нравственность, глубина, красота, прекрасное, вечное? Почему важным становятся «хайп», похожесть, пустота, бренды, шмотки, губы, размер достоинства и денег на счете? Почему мы не слышим друг друга и почему так тупы, что не видим кроме себя ничего?

Я бы сегодня сделала то же самое. Я бы убила… И сама бы убилась, чтобы меня не пытались уничтожить. Пусть никто бы не понял и не простил, зато Бог простит. Когда было страшно и больно, только молитва… В мирное время, внутри ребенка. Потому что есть что-то выше, что-то прекраснее и возвышеннее, чем современное варварство в великой стране. Потому что заслуживают…

В голове крутились тяжелые мысли, одна сменялась другой и все это приводило ее в смятение и наполняло ужасом. Один голос задавал вопрос, а другой тут же давал ответ, один заставлял еще больше погружаться в эту пустую и несправедливую жизнь, а другой пытался найти выход…

Никто не имеет права лишать жизни!
А это разве жизнь, когда так гнобят, унижают, уничтожают всякое подобие жизни?

Никто не защищен от действий больных и общество сегодня заболело. Такие ситуации — это ли не есть доказательство постепенной гибели великой страны, которая столько вытерпела? Не в первый раз Надя узнает новости, от которых становится не по себе, от которых хочется кричать, орать, плакать в подушку, но найти способ остановить нравственное разложение общества, уничтожить его болезни. Все эти новости, все эти покалеченные жизни как маленькие сигналы о проблемах в жизни граждан страны беспокоили ее, давили на раны прошлого, которые снова кровоточили, отзываясь тупой болью.

Как так можно? Быть гражданами одной великой страны с великой историей и не знать этой истории, не читать эту литературу, не думать о культуре, населяя улицы с историческими названиями в городах, поселках, в том числе городского типа, селах, деревнях? Как можно вообще ни о чем не думать, проходя мимо храмов, памятников, наших русских берез, проезжая бесконечные поля, просто ходя по земле, пропитанной историей? И как мы допустили то, что история и наше прошлое попрали и осудили те, у кого еще «на губах молоко не обсохло», те, кто и понятия не имеет о том, что такое «история» и как она давалась нам?

А что у нас в школе? Куда ни глянь, — не выучил, не успел, на секции задержали, свет выключили. Уроки не готовят, учителей ни во что не ставят, ценности у знания нет и оно не нужно, ведь школа — просто этап и его надо пройти максимально комфортно, а родители или не замечают проблем у ребенка, или диктуют свои правила школе. Да и что может школа против технологии и проблем в семье? Но ведь может и гораздо больше.

А этот образцовый 11 «А»? Насколько они далеки от «такого» и как уберечь их от «такого» и «этого»? Только дай в руки ружье и каждая пуля найдет применение и получит обоснование, и будет оправданна всеми. Дети — наше все, все для детей… Эта только и делает что красится, зеркало еле забираешь у нее на уроке — так бы и оторвала руки, ведь не нужны ей. А этот орет постоянно, дерется на уроках, а что творит на переменах, задирается, кидается на других — что с ним будет дальше? А нужен ли он такой? И мать не заметит, что его нет дома, пьет постоянно. А та со своими любовными похождениями? И это в 15 лет! Лучше бы книгу хоть одну прочла, прежде чем принимать любовные записки на уроках, прогуливать и врать и матери, и учителю — даже не знаю, что бы сделала с ней… В голову лезли, возникали бесконечным потоком одна за другой ужасные картинки… И здесь же, в комнате, присмотревшись, она увидела того самого Миху, которого боялась с детства, потому что всегда пинал ее ногами, Диму, который плевал ей в спину, спину Андрея, который постоянно рвал тетради, знакомую зеленую кофту Насти, плевки, окурки, пыль, мразь, это слово в русском языке, которое было наполнено необоснованной ненавистью и обращено к ней…

И опять внутри все кипело. Перед глазами была красная комната, в которой встретились прошлое и настоящее. Осталось навсегда зачеркнуть это и… может быть, стоит избавиться от себя, и где-то наверху в спокойном небе только Бог простит. Курок взведен, текст дописан и отправлен всем. Всем.

Резко зазвонил звонок на урок. Сидя все в той же позе, мокрая от слез, она чуть пошатнулась, содрогнулась, словно после самого тяжелого сна, от этих ужасных уничтожающих мыслей, рожденных произошедшим где-то далеко на окраине одной страны, рожденных новым горем, маленьким сигналом внутри болезненного организма этой страны…

Что она может сделать? Она, обычный человек и просто учитель, хороший и добрый учитель с открытым сердцем не смотря ни на что произошедшее в прошлом, который изо дня в день учит детей, пробираясь внутрь них к неокрепшим душам сквозь гаджеты-соцсети-игрушки-проблемы в семье-нечего кушать-мама била, делает, все-таки делает их достойными. Делает их людьми. Радоваться и свободно дышать в том месте, где когда-то было больно находиться, где ей не хотелось жить, хотелось сделать «это» лишь бы не существовать, где над ней издевались из года в год… Снова ворох мыслей унес ее куда-то в прошлое, когда еще ребенком она узнала, что такое не кушать долгое время…

Но тут же осознав, что где-то в школе на втором этаже одиноко и без присмотра шалит без нее шестой класс, ее совсем еще малыши, которых нужно учить, она как-то всем телом мягко упала на спинку стула, быстро стала поправлять волосы, блузку, вытирать горячие слезы. Пора. Пора идти на урок, пора собрать всю волю в кулак и выйти на этот учительский ринг, чтобы выслушивать их ответы, иногда неверные, подсказать им решения, гордиться их «Здравствуйте, Надежда Ивановна», любить их всем сердцем и принимать их подарки-сладости, подводить их к выводам, удерживать на обрыве их жизни, но учить грамоте, видеть и ценить чужую жизнь, прекрасное, пытаться делать их сильными, открытыми, готовыми помочь, отрицающими ненависть, черноту, пустоту. Почему пустота?

Свидетельство о публикации (PSBN) 22857

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 15 Ноября 2019 года
С
Автор
Хочу писать
0






Рецензии и комментарии 8


  1. Галина Бадалова Галина Бадалова 04 июля 2024, 09:27 #
    это совсем не похоже на художественное произведение, такой распространенный в предложениях вопль ненависти девочки, у которой синдром жертвы, и то что она пошла в учителя это лишний раз доказывает, что процесс перешел в хроническую вялотекущую стадию, а данное событие стало толчком к обострению процесса (у психически нестабильных людей такое бывает): агрессия по отношению к ученикам 6 класса, как бы все у этой Нади не закончилось яркой манифестацией, просто переживаю за тех учеников. Какой-то отрывок из учебника по общей психиатрии с примерами.
    1. Дмитрий Игнатов Дмитрий Игнатов 04 июля 2024, 11:31 #
      Ничего вы не поняли! Это «экспериментальная проза». Написано же русским по белому… В общем, добро пожаловать в писательский ад. Оставь надежду, всяк сюда входящий :))
      1. Галина Бадалова Галина Бадалова 04 июля 2024, 15:57 #
        Знаете, я с интересом читаю ваши такие детальные разборы, вы тут единственный, кто так ловко «конструктивно критикует». Я на подобное даже не претендую, все мои познания в филологии: 10 классов СОШ советского периода. И я думаю, таких как я тут большинство. И судя по тому, как меня «осадила» дорогая редакция, то такой на детальный разбор никто и не покусится. но я все равно не могу остаться в стороне, потому что я читатель, в конце концов. я могу не понять, что имеется какая-то ошибка: орфографическая, стилистическая и т.д., но мне, как читателю, это может понравится или нет. зацепить, или наоборот захочется сказать: «ну и гадость». И вот если я начинаю читать через строчку и наискосок, то значит с этим произведением все не очень хорошо. Поэтому мне нравятся ваши разборы. вы раскладываете все по полочкам. Поэтому: «Да. я ничего не поняла из этой экспериментальной прозы».
        1. Дмитрий Игнатов Дмитрий Игнатов 04 июля 2024, 16:44 #
          И вот если я начинаю читать через строчку и наискосок, то значит с этим произведением все не очень хорошо.
          И это, кстати, абсолютно верный подход (безо всякого сарказма на этот раз). Это тот самый критерий, который позволяет быстро определиться — читать дальше или нет — и не тратить время.

          Не возникло интереса, возникло отторжение или трудность восприятия — значит, автор формально уже не справился с задачей. С сугубо ремесленной точки зрения не справился, даже если не касаться содержания.

          Всецело согласен.
    2. Дмитрий Игнатов Дмитрий Игнатов 04 июля 2024, 13:00 #
      Размещение своего произведения в раздел «экспериментальная проза» в какой-то мере действительно должно обезопашивать. Автора — от излишней критики. Читателя — от возможных непоправимых психических потрясений.

      Скользкие темы. Душевный стриптиз. Бесструктурность и постструктурализм. Всё прощается. Всё допустимо. Даже диалоги, оформленные без ведущего тире. Поднимаю руку и резко бросаю по нисходящей глиссаде: «Да и… хер с ним!»

      Но текст, тем не менее, предназначен для того, что бы его читать… С какими трудностями столкнётся читатель? Какие круги ада пройдёт?

      1. Перегруженность прилагательными
      Если осень, то непременно сразу «мрачная, холодная, промозглая». Хотя довольно сложно представить, что можно быть промозглой и при этом не быть холодной и мрачной.

      2. Непоследовательность описаний
      «Ветер норовил сбить с ног, валил деревья к земле», хотя Надя давно не на улице, ведь она уже «сидела в пустой учительской, пила горячий чай и грелась». В окно она не смотрит. О своей дороге на работу сквозь весь этот непрогладный мрач и сляк (это уже я экспериментирую) героиня тоже не вспоминает. Так зачем же описание осенней погоды в середине описания учительской?

      Тут можно парировать — это же та самая бесструктурность, эксперимент! Но чего он достигает? Что передаёт? Нервозность? Спутанность мыслей героини? Нет, дальше мы увидим, что она довольно последовательна в изложении своей истории. Вполе классична флешбэками… Нет, это не героиня. Это авторская мысль скачет, как наши глаза по строчкам.

      3. Ошибки стилистики…
      … к которым приводит всё та же любовь к обилию прилагательных, как способу достижения некой «красивости» текста.
      Уютная учительская комната оживилась
      Ничего не настораживает? Оживиться может нечто мёртвое. Пустое- заполниться народом. Холодное — наполниться теплом. Т.е. некий процесс переводит простраство из одного состояния в другое — противоположное. Но как может оживиться комната, которая была уютной? Била уютной, а стала живой. Дискомфортно живой. Заполнилась раздражающе омерзительными людьми…

      Впрочем, возможно, так героиня всё и воспринимает. Ведь дальше мы переходим к описанию коллег, в которых проявляется…

      4. Патологическая обстоятельность.
      Ивановна, учитель математики, полная, уютная, домашняя, с кучей разных линеек, испачканных в белом мелу…
      … тут же задорно прошел почти пробежал к шкафу с классными журналами физрук в синем спортивном костюме…
      … появилась изящная, вся какая-то тонкая и невесомая Анжелика Геннадьевна…
      Знаете, что объединяет всех этих по-настоящему разных персонажей, кроме того, что все они учителя и коллеги героини? То, что ни один из них больше ни разу не появится и не сыграет в повествовании никакой значимой роли!

      5. Откровенные ляпы
      Хотя это тоже стилистика, но я выделили их отдельно, потому что… эксперимент! И ещё, наверное, потому что комментировать их излишне. Всё и так понятно…
      … атмосфера их учительского бытия сменилась более тревожными красками...
      Атмосфера сменилась красками. Чего непонятного? Или вот…
      тут же оказаться во власти внимания физрука
      Оказаться во власти внимания! Что ещё может пожелать скромная незамужняя учительница за 30? Разве что привлечь внимание властей…
      Нервы давали свое
      У кого-то сдают нервы… У кого-то дают о себе знать старые травмы… Но здесь нервы дают своё.

      Мы же плавно переходим к содержательной части истории… А содержание, как и удивительно, выражается через внутреннюю динамику истории, а в данном случае…

      6. Отсутствие внутренней динамики.
      О чём бы мы ни рассказывали, будь то эпическая битва, увлекательное путешествие, расследование или просто уединённые воспоминания за чашкой чая, повествование строится на движении. Той самой перемене состояний, о которой мы говорили выше, применительно к комнате. Нечто должно меняться. Происходить.

      Кажется, что вот же… Комната наполняется. Учителя суетятся. Что-то говорят. Некоторые даже пускают неубедительную слезу. Звенит звонок на перемену, на урок… Но… Ничего не происходит. Всё это просто некая смена декораций, которые можно переставить в произвольном порядке, как осенний ветер и горячий чай в первых предложениях. Они никак не связаны ни с воспоминаниями героини, ни с её переживаниями… Всё просто делается. А она просто вспоминает. Могла вспоминать не там и не так. И ничего бы не изменилось.

      По итогу, вместо закономерного движения по сюжету, мы просто пробираемся через чащу ненужных деталей, описаний и подробностей. Вязнем в них. И даже появляется неосознанное желание кого-нибудь перестрелять…

      7. Спекулятивность и достоверность
      Это, кстати, для любого произведения даже хорошо! Взять актуальную или наоборот старую, но болезненную тему. Как здесь — буллинг и школьное насилие со стрельбой. Поковырять палочкой. Развернуть новой стороной. Приподнять… А там уже червячки…

      Но проблема в том, насколько достоверно это делается. Насколько глубоко автор копает в поисках этого трупика. Если всё сводится к завязшему в зубах причитанию «такая страна — такой народ…»
      современное варварство в великой стране…
      внутри болезненного организма этой страны…
      … то весь психологизм и глубина теряется. Остаётся только…

      8. Невнятный персонаж.
      В центре любого литературного произведения всегда есть персонаж (хотя бы один). И прелесть в том, что его можно сделать любым. Можно создать обаятельного мерзавца, притягательного злодея, добряка, весельчака, склочника… Хорошо, когда герой противоречив. В таком случае он ещё более достоверен, объёмен.

      Но в данном случае героиня не объёмная, и не плоская… Она просто никакая. Это и не жестокий мститель и не страдающая жертва. Это нытик. Она пытается рассказать нам о пережитом, некую трагедию маленького человека, но ей не веришь.

      От истории остаётся самое страшное…

      9. Пустота
      Героиня или автор (а может даже сразу обе две) сами задаются этим вопросом в самом конце.
      Почему пустота?
      Я постарался ответить на это. Но после прочтения у меня есть другой и куда более вечный вопрос. Зачем пустота? И ответа на него я не знаю.
      1. Галина Бадалова Галина Бадалова 04 июля 2024, 16:01 #
        «Зачем пустота?» да зачем возвращаться снова и снова туда, где тебе плохо!
        1. Дмитрий Игнатов Дмитрий Игнатов 04 июля 2024, 16:49 #
          А если углубиться в эти раздумья, то и вовсе ницшеанская бездна заглядывает в душу…

          Зачем это написано?
          Зачем я это прочитал?
          Зачем я написал разбор на то, что прочитал зачем-то?..

          И смех сквозь слёзы… :))
          1. Галина Бадалова Галина Бадалова 04 июля 2024, 19:59 #
            занавес…

        Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

        Войти Зарегистрироваться
        Социальная аптека 4 +1
        А у меня эта вкладка не сохранена… 0 +1