Россия. Далекое и близкое


  Эссе
118
45 минут на чтение
1

Возрастные ограничения 18+



Истоки

Первоосновой образовавшегося позднее русского народа являются племена славян, которые первоначально жили в центральной Европе на придунайских территориях, которые теперь занимает Венгрии. Под давлением германских племен и пришедших с востока венгров славянские племена были оттеснены на северо-восток (западные славяне, в последствии чехи, поляки, словаки, лужичане), на юг (южные славяне, в последствии сербы, хорваты, словенцы, македонцы, болгары) и на восток в предгорья Карпат (восточные славяне). В дальнейшем восточные славяне расселились по бассейну Днепра (Славутича) и Волхова. В предгорьях Карпат, видимо, с этих времен и до сих пор сохранился восточнославянский народ – русины (лемки, бойки, гуцулы …). Они сохранили старославянский язык, более близкий к русскому, чем к украинскому языку, и живут на территориях Закарпатья, Словакии, Польши, Румынии, Молдавии и Сербии.

Территория, занимаемая восточными славянами, позволяла вести интенсивное хозяйство и обеспечивала возможность ведения торговли по Волхову, Днепру и их притокам, как между отдельными пленами, так и с соседями: Византией, Кавказом на юге и Скандинавией на севере.

Следует отметить, что славяне объединены в единую группу по языковому принципу. По расовым, антропологическим признакам славяне разнородны. Это легко заметить, сравнивая, например, русских и южных славян (сербов, болгар, македонцев). Русские, как правило, светлые, с прямыми без горбин носами, в то время как южные славяне черноволосы, горбоносы и т.д. Это результат различного антропологического происхождения. По антропологическим признакам предками русских были нордическая раса (скандинавы, северные германцы), балтидная раса (поляки, прибалты), и лаппоидная раса (карелы, коми, удмурты. Значительную примесь в русском типе, особенно среди живущих в волго-уральском регионе, составляет монголоидная раса.

Вообще говоря, каждый народ имеет три этногенетических корня: языковой, биологический и культурный. Биологические (антропологические) корни довольно устойчивы, и, если пришлого населения на территорию, занимаемую каким-либо народом, было мало, то и биологически население изменяется незначительно.

В настоящее время профессором биохимии Гарвардского университета А. А. Клёсовым разработана теория происхождения народов на основе анализа Y-хромосом. Y-хромосома – единственная из 23-х хромосом, которые несет сперматозоид, передающаяся от отца к сыну, и далее к каждому очередному сыну по цепочке времен длиной в десятки тысяч лет. Сын получает Y-хромосому от отца точно такую же, какую тот получил от своего отца. В Y-хромосоме, имеются определенные участки, в которых постепенно, раз в несколько поколений, накапливаются мутации. По числу мутаций можно рассчитывать, когда жил общий предок группы людей. Чем больше мутаций – тем древнее общий предок группы. А поскольку мутации происходят статистически неупорядоченно, с определенной средней скоростью (примерно раз в 550 лет), то время жизни общего предка группы людей, принадлежащих к одному роду, вычисляется достаточно надежно.

Анализ ДНК наших современников показывают, что самые древние корни ариев (индоевропейцев, праславян) давностью 12 тысяч лет, находятся на Балканах – в Сербии, Косово, Боснии, Македонии. Через 6 тысяч лет этот род расширится на северо-восток, на Северные Карпаты. Далее 5500-4500 лет назад (по мере развития сельского хозяйства и перехода к его экстенсивным формам) арии продвинулись на запад, до Атлантики и Британских островов, а 4000-4200 назад на север, в Скандинавию. Этот же род 4500 лет назад пришел на ближний север и восток – на земли современных Польши, Чехии, Словакии, Украины, Белоруссии, России. 3800 лет назад арии построили городище Аркаим и «страну городов» на Южном Урале. 3600 лет назад арии покинули Аркаим, и перешли в Индию. Они принесли в Индию и Иран свой язык. В Индии он трудами великого Панини был отшлифован в санскрит примерно 2400 лет назад, а в Персии-Иране арийские языки стали основой группы иранских языков.

В настоящее время доля ариев (праславян) в Литве 38%, в Латвии 41%, в Белоруссии 40%, на Украине от 45% до 54%. В России — в среднем 48%, за счет высокой доли угро-финнов на севере России, но на юге и в центре России доля ариев достигает 60-75% и выше, у жителей Индии – 16%.

Доля ариев среди других народов Европы такова: в Германии в среднем 18%, но в некоторых районах достигает трети (большинство остального населения Германии принадлежат балтийской — 24% и кельтской -39% группам), Норвегия – от 18 до 25%, Швеция –17%, в Англии от 2% до 9% по всем островам. (Там доминируют кельтская — 71% и балтийская — 16% группы.)

Язык изменчив, так как сохраняется, как правило, тот язык, который более легок и приносит больше удобств, как, например, тюркский или арабский языки. Иногда язык двигается как эстафета без перемещения населения. Культура зачастую формирует характер народа. В древности и в средние века вся культура несла на себе печать религии народа, которому принадлежала. Влияние религии на характер народа огромно. Например, мусульманские народы имеют много общих национальных черт, несмотря на разное языковое и биологическое происхождение.

Возможно, языки различных восточнословянских племен (полян, новгородских словен, дреговичей, вятичей, кривичей и т.д.) отличались друг от друга, что заложило основу для образования в дальнейшем русского, украинского и белорусского языков.

Антропологические признаки сложились в результате адаптации к климато-географическим условиям, типу питания и т.д. В дальнейшем язык и антропологические признаки формировались в результате миграции, расселения племен на новые территории и ассимиляции, смешения расселяющихся племен с народами, жившими на этих территориях. Вероятно, первоначально праславяне занимали сравнительно небольшую территорию и имели общий язык и близкие антропологические признаки. Восточные славяне, двигаясь на восток, ассимилировали балтийские и финские племена (возможно, скифов) и, смешиваясь с ними, приобретали новые антропологические черты. Язык тоже обогащался, но в основном сохранял славянскую основу. В формировании антропологического типа русских принимали участие также варяги и, возможно, готы, а позднее и татары, привнесшие в русский тип моголоидные черты.

В IX –м веке на территорию, занимаемую восточными славянами, стали проникать варяжские дружины, которые постепенно стали оседать в славянских городах, образуя властную и военную элиту славянских племен. К XI-му веку русская народность еще не сложилась и части населения Русской земли механически связывались княжеской (варяжской) администрацией с ее дружиной, посадниками, данями и пошлинами. Во главе этой администрации стоял великий князь киевский, вышедший из среды варягов.

Обычно под термином варяги понимают норманнов (шведов), но в отличие от викингов, нападавших на побережье западной Европы, варяжские дружины, а, вероятно, и князья были не только норманнами, но и западными славянами, прежде всего, бодричами (ободритами). Бодричи жили на территории нынешней Германии и Польши, на южном побережье Балтийского моря, которое в те времена называлось Варяжским. Возможно, что и Рюрик был бодричем, его имя созвучно западнославянскому названию сокола – рорик. Известно, что на находящемся вблизи от берега Германии острове Рюген были (и остаются ныне) святилища западных славян, почитавших Перуна и других славянских богов.

К первой половине XII-го века в результате тесного общения и все большего проникновения славян в административную элиту, многочисленных связей внутри общества и сильнейшего влияния христианской церкви начала складываться древнерусская народность. Однако уже ко второй половине XII-го века напор с юга степных народов (печенеги, половцы) становится настолько сильным, что оказывается трудно удерживать в своих руках торговые пути, пролегающие через степь. Степь начинает давить на близлежащие территории и, прежде всего, на сам Киев. В результате этого начинается отлив населения Киевской Руси на запад в Галицию, Волынь и Польшу, что приводит к усилению Галицкого и Волынского княжеств и на восток в «залесскую» Русь, где усиливается Суздальско-Владимирская земля.

Татаро-монгольское нашествие привело к окончательному запустению Киевской Руси и к возникновению трех народов: великорусского, украинского и белорусского. Вероятно, если бы не случилось татаро-монгольского нашествия, племенные особенности восточных славян постепенно стирались, и Киевская Русь сохранилась как единое государство всех восточных славян с единым русским населением. Это было бы такое же мононациональное государство, как, например, Германия или Франция. (Заметим, что в Германии есть большие языковые и культурные различия между баварцами, швабами, саксонцами, пруссаками и т.д. Так, остальные немцы не понимают баварский язык — передачи на ТВ, идущие на баварском языке, сопровождаются субтитрами).

Русский народ сложился в результате тесного общения и практически слияния пришедших из Приднепровья славян и живших в бассейне Волги финских племен (чуди). Фактически произошло поглощение чуди русью. Однако в типе русского народа сохранились и финские черты: скуластость, темный цвет волос, широкий у основания нос. Произошло изменение говора, в топонимике сохранились финские названия рек, сохранились финские поверья.
На западе Галиция, Волынь и Белоруссия оказываются под властью Литвы и Польши, а опустевшие днепровские земли становятся юго-восточной окраиной соединенного Польско-литовского государства. С XV–го века начинается вторичное заселение этих пустующих земель крестьянским населением из Галиции и Польши. Это стало возможным, во-первых, в связи распадом Орды и ослаблением татарского давления, во-вторых, со стремлением крестьян уйти от закрепощения польскими помещиками на более вольные земли.

Руководителями этой колонизации являлись богатые польские вельможи (Конецпольские, Потоцкие, Вишневецкие), приобретшие на этой украйне обширные вотчины. Заселяющая эти земли масса оказалась в основном древнерусского происхождения, то есть это были потомки населения, ранее ушедшего на запад. Таким образом, украинская народность образовалась из бывшего населения Киевской Руси, которое за время жизни в Польше приобрело некоторые польские черты, в том числе языковые. Видимо, в этногенезе украинского народа участвовали также степные кочевники: половцы, печенеги, берендеи, торки и другие, которые во времена запустения земель здесь селились.
На формирование белорусского народа оказало влияние достаточно долгая жизнь в составе польско-литовского государства.

О происхождении названия Россия

Происхождение названия нашего государства — Россия и народа – русские является достаточно темным местом нашей истории. Как правило, историки пытаются найти упоминание о народе или племени русь (рос). Где только этот народ не ищут: в Скандинавии, среди славянских племен, среди литовских племен (пруссы) и т.д.

В некоторых документах VIII — IX веков среди славянских племен упоминается племя русь, которое характеризуется как кочевое и двуязычное. Представляется, что это варяги, которые уже тогда ходили на своих лодках по рекам, берега которых населяли славяне. Поскольку эти варяги там постоянно кочевали — передвигались, то кроме своего языка знали и славянский язык. Рюрик со своей дружиной появился в Ладоге и Новгороде позднее. Во времена князей Игоря и Святослава русью называлось городское население и дружина. Затем, когда племенные названия (поляне, древляне, вятичи и т.д.) перестали отражать реальное различие племен друг от друга, это название – русь перешло на все славянское население. Таким образом, с одной стороны, варяги-русь, как главенствующий класс, передал свое имя всем славянским племенам, а, с другой стороны, поскольку этот класс составлял меньшинство населения, то он ославянился и принял язык славян. (Уже внук Рюрика получил славянское имя – Святослав. Также славянские имена носили последующие Рюриковичи: Владимир, Ярослав, Святополк, Вячеслав, Изяслав, Всеволод,…).

Однако, возможно, название Русь произошло не от названия народа, а от названия территории (земли).

Корень «рус» во всех европейских языках связан с территорией. Это те новые земли, которые находятся на переднем крае продвижения вперед авангарда цивилизации. В разные времена истории этот край находился в различных местах, поэтому корень «рус» так часто встречается в Европе: Пруссия, Боруссия, Руссенборг, Русе, Русцион, Руссильон. Рус есть в Андалусии, Галиции, Румынии, Польше, Австрии, Франции. В немецком языке Ross – конь, на латыни «rus» – «обследовать» (обследовать новые земли).

По моему мнению, Русской землей называлась территория по течению Днепра выше притока Рось. Путь «из варяг в греки» проходил по Днепру и, когда варяжско-славянские дружины спускались по реке ниже притока Рось, они оставляли за спиной земли, населенные племенами восточных славян, и оказывались на степных территориях, населенных кочевниками. Об этом свидетельствуют и слова: «Русская земля, ты уже за кормой».

Название варяги, скорее всего, было собирательным. Так назывались ватаги, занимавшиеся грабежом и состоящие из норманнов и живших в те времена на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря от Эльбы до Одера западных (полабских) славян, прежде всего, бодричей и лютичей. Рюрик тоже, по-видимому, был бодричем. Есть такая версия, что Рюрик – внук новгородского князя Гостомысла (сын его дочери), который, умирая и не имея прямых наследников, хотел видеть во главе новгородских земель своего внука. Предполагается, что до прихода в Ладогу Рюрик некоторое время был на острове Руян (Рюген), жившие на котором западные славяне именовались руянами (иногда их называют русами).

Первые князья из Рюриковичей не являлись предводителями русских (как предводители франков или германцев), они рассматривали себя как владетели Русской земли, населенной различными племенами славян. Сами князья отдельных княжеств рассматривали всю Русскую земля как свое общее владение, что позволяло им по старшинству постоянно переходить из одного княжества в другое, имевшее более высокий статус. Только спустя около сотни лет, когда варяжские князья и их дружины были ассимилированы восточными славянами, название земли перешло на ее население. (Внук Рюрика уже получил славянское имя Святослав — возможно, его бабушка мать Игоря была славянкой.) Восточные славяне перестали ощущать себя как представители племен (полян, древлян, кривичей, вятичей и др.) и стали единым русским народом, населявшим отдельные княжества Русской земли. «Повесть временных лет» была составлена спустя 250 лет после начала княжения Рюрика, когда племена восточных славян были уже объединены в единый народ – русь. (Именно, русь по аналогии с водь, чудь, весь.)

Россия далеко не единственное государство, название которого и название его народа произошло от названия территории проживания. Так название Норвегия и ее жителей — норвежцев произошло от названия территории «Путь на север», Дании и датчан – от «Лесная страна», Суоми – от «Страна болот». В более поздние времена от названия территории Украина (окраина) произошло название украинцы, от Боливии – боливийцы, от Колумбии – колумбийцы, от Венесуэлы – венесуэльцы. Американцы – от названия государства Соединенные Штаты Америки, а римляне – от города Рим, хотя племя, построившее город, называлось латины. Вероятно, подобных примеров множество.

Формирование этноса русь

Возникновение этноса русь происходило в VIII веке на южном побережье Балтийского моря в зоне контакта скандинавских, балтских и славянских этнических групп. Этнос русь вобрал в себя некоторые обычаи и религиозные представления этих этносов. С середины VIII века началось движение выходцев с побережья Балтики на восток в земли, населенные славянами и финно-угорами с образованием городов.

Волга, Двина и Днепр с древнейших времен служили торговыми путями, но лишь к X веку они были объединены в единую систему торговых путей, по которым, русь продвигалась на восток. Главным экономическим фактором в становлении народа русь на протяжении VIII — начала XI вв. была транзитная торговля, процветавшая на путях от Скандинавии до Константинополя и Багдада. Русь занималась торговлей на этих путях, проходивших через земли восточных славян. Естественно, имели место и столкновения с местным населением, а, вероятно, и грабительские набеги.

Контроль за торговыми путями требовал от руси содержания значительной наемной дружины, что в свою очередь требовало сбора дани с подвластных племен и расширение подвластной территории. Так как размеры дани со славян были невелики, то в подданство вовлекались всё большие и большие территории. Кроме того, мех, мед и славянские рабы (прежде всего — рабыни) стали основой экспорта Руси не только в Византию и арабские страны, но и в Скандинавию.

В конце 830-х — начале 840-х гг. во главе руси уже стоял единый правитель, который по аналогии с хазарским правителем носил титул кагана, претендуя на верховную власть над другими народами и землями. Русь ещё была тесно связана с Балтийским морем и контролировала лишь северную часть территории будущего Древнерусского государства.

В 860—864 гг. произошло призвание на княжение Рюрика. Среди руси произошёл раскол, связанный с установлением жесткой иерархии во главе с великим князем. Разрозненность удалось преодолеть новому великому князю Олегу в конце IX — начале X века. К 907 году численный состав руси резко вырос. Если в 860 году русь была представлена в походе двумя сотнями ладей (не более 8000 человек), то Олег смог привести под стены Византии 2000 ладей (80 000 человек). Такое количество воинов, по оценкам историков, не могла собрать даже вся Скандинавия. О количественном преобладании руси над варягами говорят размеры дани, которую Новгородцы выплачивали вплоть до начала XI века: варягам они платили 300 гривен, а Киеву, то есть великому князю, — 3000. Окружение великого князя называлось в IX — X веке «вся русь» («все росы»), что говорит о перемещении значительной части первичного этноса на восток, в земли славян и их соседей.

В правление Олега сложилась иерархия городов и племён. Русь известна как городской этнос. Это жители «градов русских», в которых правили подчиненные великому князю правители. Главная задача этих городов — обеспечить транзитную торговлю между Балтикой и Ближним Востоком. Гарнизоны этих городов контролировали окрестные территории, из которых начала формироваться Русская земля. Столица постепенно перемещалась из Ладоги в Новгород, из Новгорода — в Киев, из Киева — в Переяславец. Покоренные племена платили дань, на которую содержалась наемная варяжская дружина, а также составлялось ополчение.

Население государства Русская земля делилось на две категории — русь (русины) и словене (словенины). К словенам относились все племена-данники, как славянского, так и финно-угорского происхождения. В первой половине X века русь и словене ещё четко противопоставляются друг другу. Но уже в 960-е гг., когда Святослав, пытался перенести столицу на Дунай, наименование русь становится общим для всего населения Русской земли. Исключение составляют вятичи, которые вплоть до XIII века воспринимались летописцами как отдельный народ.

При объединении населения под властью руси, славянский язык оказался преобладающим, что способствовало вхождению в состав руси различных славянских племен. Уже в начале X века двуязычность варяжско-русских дружин уступает место славянскому языку (договор Руси и Византии 911 года, заключенный послами Олега со скандинавскими именами, записан на славянском языке). К началу X века богослужебным языком на Руси становится церковнославянский. На славянском языке писались государственные документы X века. К концу X века упоминаются книги руси, в которых излагалась история X века, в частности, эпизод крещения княгини Ольги.
Взаимоотношения руси и варягов остаются тесными, но варяги всё меньше влияют на этнические процессы. Наемные варяги, которые возвращались через некоторое время в Скандинавию, составляли сравнительно небольшой процент от населения русских городов, по подсчётам археологов лишь 25 % восточного серебра оседало в Скандинавии, на Русь приходилось около 75 % поступавшего в ходе торговли серебра. Варяги, достигавшие при князе значительных высот, оставались на Руси на всю жизнь, принимая местные славянские обычаи. При Владимире и Ярославе варяги, прибывшие из Скандинавии, и в Киеве и в Новгороде уже выступают как чуждые и враждебные элементы по отношению к населению городов.

Русь обретает сравнительно единые письменность и литературный язык, единое летоисчисление и календарь, но самое главное — единую веру и церковь. Если в X веке русь делилась на языческую, христианскую и даже мусульманскую группировки, то теперь всё городское население было крещено. С крещением утверждается единая династия, восходящая как к Рюрику, так и к древлянскому Малу (Малку).
Появляется письменная история, единая русская историческая память. С конца X по начало XII века формируется текст Повести временных лет. В этом тексте русь признается исключительно славянским народом, его история идентифицируется с историей славян, и, в частности, с полянской историей. Имя руси постепенно закрепилось за населением Поднепровья.
Большую роль в формировании политонима русь, обозначавшего всё население Руси, играл фактор родового наследования земель в княжеской династии. С увеличением числа князей, росло число городов (до нескольких десятков, а затем — сотен «градов»). Княжеская дружина («вся русь») также оседала на землю, получая вотчины с местным населением. Русь как бы осваивала Русскую землю, разнося общую городскую христианскую культуру.

В «Слове о полку Игореве» (ок. 1185 г.), в котором перечисляются многочисленные народы, в том числе и отдельные половецкие роды, не упоминаются уже славянские племена, а все участники событий названы «русичами», различающимся по названиями городов, а не по племенной принадлежности.

В XI — XII транзитная торговля приходит в упадок и главным экономическим фактором становится развитие феодальных отношений, так как происходит замена наемной дружины на феодальную. Открытые торгово-ремесленные поселения уступают место феодальным городам.

Не всё население Руси было интегрировано в русский суперэтнос, прибалтийские племена, подчиненные Руси почти одновременно с подчинением вятичей, оказались вне русского этноса, хотя на государственном уровне литовцы заимствовали часть русской культуры (язык, право, княжеский знак). Не оказалась интегрированной в русь и часть финно-угорского населения (чудь). Причинами этому были языковые, религиозные и антропологические различия, а также начавшееся формирование литовского государства.

Духовное обнищание населения России.

Крайне низкий уровень жизни и обнищание духа жителей нашей страны два взаимосвязанных явления, длящихся на протяжении почти всей истории России. Важен не только собственно низкий уровень жизни отдельной семьи, но и само сопоставление этого уровня с уровнем богатых слоев населения и безысходность положения. Безысходность наряду со своим униженным положением относительно богатого и властного меньшинства и вызывает либо уход в наркотическое забвение (любым способом), либо ненависть к власть и богатство имущим, что чревато бунтом, восстанием, революцией.

Только 150 лет назад отменено крепостное право, это всего 5 поколений для подавляющего большинства населения страны. Получившие личную свободу без земли крестьяне и после отмены крепостного права оставались на чрезвычайно низком уровне жизни. Основное развлечение, отдушина – кабак. Попытка Столыпина реформировать и капитализировать сельское хозяйство почти ни к чему не привела: община отчаянно сопротивлялась расслоению крестьянской массы, а уехавшие на новые земли в Сибирь в значительной массе вернулись назад. Об уровне культуры и нравственности дореволюционной России хорошо известно по русской литературе, достаточно прочесть хотя бы «Власть тьмы» Толстого, «Нравы Растеряевой улицы» Глеба Успенского, Лескова, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Горького, Коцюбинского. Правда, вряд ли кто-то нынче это читает. Интеллигенция, как всегда, копается в себе.

Революция, гражданская война привели к еще большему упадку жизни и культуры. А коллективизация полностью вымела все зерно у крестьянства, которое до 50-х годов 20-го века все еще составляло большинство населения. Правда, следует иметь в виду, что индустриализация страны без валюты, полученной за зерно, была бы невозможна. Разразившийся в 1929 г мировой экономический кризис не позволял получить что-то от Запада за что-нибудь другое кроме зерна. А без индустриализации 30-х годов, без Магнитки, Горьковского автомобильного завода, тракторных заводов Харькова, Сталинграда, Чебоксар, Днапогэса, Турксиба и т.д. СССР прекратил бы свое существование не в 1991 г, а в 1941 г. И подумать страшно, что было бы, если бы фашистская Германия в 1941 г без больших потерь присоединила бы Россию с ее природными ресурсами. Мы бы жили теперь в совершенно другом мире, да и многих бы из нас, скорее всего, не было.

После коллективизации были еще массовые репрессии 37 – 38 гг, война и послевоенная разруха, метание власти от Сталина к Хрущеву, от Хрущева к Брежневу и, наконец, полный развал страны в 1991 г с крайним экономическим и нравственным падением ее населения.
В России почти не было периода, когда бы основная масса ее населения жила хорошо. От полного нравственного падения народ как-то удерживали традиции, религии, просветительство образованных слоев. Такая длительная ущербная жизнь ряда поколений привела к генетической и психической ущербности значительной части населения России. И, чтобы выйти из этой ямы, нужны десятилетия, а может и столетие.

Наши лидеры хотели и хотят все решить в одночасье: Хрущев провозглашал, что «наше поколение будет жить при коммунизме», Горбачев и Ельцин все хотели переделать в несколько лет. А между тем нужна систематическая, постепенная, упорная, долгая работа.
К великому сожалению деградация нации продолжается и ныне. Как сказал в интервью «Литературной газете» известный писатель и публицист О.М. Попцов: «Мы переживаем процесс настоящего вырождения». А писатель Д.А. Гранин дополняет: «Вопросы морали, этики возникают на почве культуры, а культура у нас не является приоритетом. … Совестливым быть невыгодно». Нет настоящей элиты — нынешняя сама присвоила себе это звание. Нужна подлинная интеллигенция, а не гламурные персонажи.

Много пишут, что Ленин выслал заграницу часть интеллигенции на трех пароходах и тем самым подорвал культуру страны. Да, это скверно. Но не более ли скверно, что в одном Нью-Йорке 100 тысяч российских ученых, а во всем мире приблизительно миллион. Это – катастрофа не только для нашей науки, но и для культуры в целом.

Для поднятия в стране культурного уровня, а с ним морали, этики, справедливости нужны огромная работа. В этой работе решающая роль принадлежит:
— всем уровням власти;
— средствам массовой информации (особенно телевидению);
— школе и учительству;
— медицине и врачам;
— всем религиям.
Если не «сеять разумное, доброе, вечное», а считать основным критерием всего деньги, то надежды на нравственное излечение народов России тщетны. Правда, тот же поэт сказал: «И по громче нас были витии, Да не сделали правды пером. Дураков не убавим в России, А на умных тоску наведем».

Свидетельство о публикации (PSBN) 16773

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 17 Марта 2019 года
З
Автор
Автор не рассказал о себе
0






Рецензии и комментарии 1


  1. Мамука Зельбердойч Мамука Зельбердойч 17 марта 2019, 21:48 #
    Интересный, глубокий и познавательный рассказ. Люблю документалистику опирающуюся на исторические факты. Мне нравится.

    Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

    Войти Зарегистрироваться
    Что произошло в России в 90-е годы 0 +2
    Рождение мифов 2 +2
    Размышления о вере в Бога, религии и церкви 0 0
    Перспективы развития науки 0 0
    О возникновении жизни и мироздании 0 0