Талант это дар или наказание?
Возрастные ограничения 12+
«Не давайте взаймы, а дарите…», — так, кажется, звучала седая мудрость, подсмотренная мной в далекие восьмидесятые у Владимира Леви в его книгах по занимательной психологии. Помнится, я долго всматривался в эту метафору, представляя то деньги, то вещи, то книги, то просто конспекты лекций, которыми мы обменивались друг с другом. Тогда мы легко давали и брали взаймы, менялись одеждой, одалживали фотоаппараты, магнитофоны, прочую «дребедень», часто забывая, кому должны, а кто должен нам. Вот и получалось, что не давали взаймы, а дарили. А эта красивая цитата психологически точно говорила нам о справедливости такой забывчивости, даря тем самым свободу, беспечность, счастье, жизнь. Впрочем, мне всегда казалось, что не всё так просто, и что эта мысль не совсем об этом, а о чем-то более существенном, важном. Спустя годы мне было трудно не заметить, как зачастую самые желанные подарки Судьбы губили неокрепшие души тем явственнее и неотвратимей, чем легче они доставались. И наоборот, как самые нежеланные потери и беды, закаляли и возвышали, тем сильнее и явственнее, чем сложнее и неотвратимее они обрушивались.
Говорят, что прежде чем появиться на свет прекрасной бабочке, в коконе её куколки появляется узенькая щель, сквозь которую та должна вылезти наружу. На преодоление этого препятствия бабочке требуется много времени и усилий, не все справляются с этим и часто гибнут, оставшись в коконе. Но если жалостливый человек вдруг решит помочь ей и расширит щель, то одаренная тем самым бабочка немедленно вырвется на свет божий, но расправив крылья, никогда не полетит. Усилие прохода сквозь узкую щель было необходимо ей для того чтоб вся жидкость, ещё находящаяся в её теле, перешла к крыльям и наполнила их необходимой влагой. Преодоление трудностей даёт нам силы, решение проблем – мудрости, общение с окружающими – любовь и человеколюбие, несправедливость – надежду и веру, ограниченность – мечту. Усилие – вот истинный источник жизни (из «Большой книги восточной мудрости» по памяти).
«Однажды старый монах спросил юношу, часто молившего Бога о помощи и поддержке, мол, не пора ли тому самому встать на ноги и перестать опираться на Господа. На что юноша удивленно молвил в ответ, мол, ты сам учил видеть в Боге отца нашего. Тогда старый монах огорчился и с грустью сказал молодому человеку: Когда ж ты усвоишь, наконец, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой необходимости» (из Христианской притчи по памяти)».
Но так уж вышло, хотим мы того или нет, но все мы с рождения получили некий дар, способность, талант, отличающий нас друг от друга и заставляющий по-особому видеть наш земной мир. Для чего он нам? Что это – дар или наказание?
Но для начала давай примем (как в математической аксиоме) за понятие таланта некую единицу, выражающую способность делать что-то, бесспорно хорошо, лучше всех, ну или многих окружающих. Не важно, что это будет на самом деле: поэзия, музыка, философия или просто умение сопереживать, дружить, любить. Главное чтобы это было именно то, что выделяло нас от других, то, что можно считать бесспорным достоинством. Конечно, каждый оценивая достоинства другого, может на одно и то же смотреть совершенно по-разному, но в целом исключительную способность индивида нельзя не заметить, можно лишь не признаться в этом.
Во-вторых, без споров и возражений примем, что талант есть у всех. Впрочем, свой талант и талант близких людей трудно признать, даже если он очевиден (ну, «… нет пророков в своем отечестве»), но все-равно, запомни, талант есть у всех. И у тебя конечно!
И, в-третьих, допустим, что все мы ныне живущие (современники, то есть) на земле взаимосвязаны между собой не только временем пребывания, но и неким общим нематериальным Сознанием, Разумом, Духом, который живет в нас во всех.
В конце концов, кто сказал, что это не так?
Если непредвзято и внимательно, как говорится с карандашом в руках, поразмыслить над Великими Мыслями мира (из Иудаизма, Даосизма, Буддизма, Конфуцианства, Христианства, Индуизма, Ислама), трудно не заметить общность их ценностей и абсолютных истин. И, что интересно, все Они (Мысли) материализованы, ну то есть, записаны в Святых Писаниях, думаю, это никто не станет оспаривать, конкретными людьми. Но здесь не об этом, просто допустим, что вся ныне существующая наша Цивилизация, со времен сотворения первого человека (не важно, как и Кем), объединена общим Единым Разумом, которому присуще Всё и Вся.
И что тогда?
А тогда легко можно предположить, что каждый из нас имеет своё и только ему присущее предназначение в Нем (ну в Сознании этом, то есть). И что дарованный нам природой матушкой талант — это не что иное, как наша связующая «нить», что ли, с это самой Природой, Сознанием, Разумом, Всевышним (наконец), сидящим, в том числе и в нас внутри в районе головного мозга неким фильтром между органами чувств и органами реакции. (Читай «Где живет Всевышний»). Трудно представить, что наше собственное сознание является неким продуктом химических реакций головного мозга. Ведь из физики нам давно известно, что «… ничто не образует из ничего и не исчезает в ни что». А наша мысль зачастую возникает вдруг, внезапно, совершенно не связанно с окружающей средой и органами наших чувств. Но простая мысль, вдруг свалившаяся ниоткуда, заставляет нас мерзнуть в жару, изнывать от жары в холод, пугаться без причины прямо посередине многочисленной улицы, видеть несуществующее, или даже любить неизведанное.
Но тогда талант приобретает совершенно другое смысловое значение, из личного качества, оно превращается в общественную возможность и даже достояние, как связующая «нить» между материей и Разумом, и не использовать его (талант, то есть) уже теперь точно нельзя!
Но, многие не используют свой дар и даже прячут его.
Почему?
Иногда потому, что не знают его, не замечают («… нет пророков в своем отечестве»). Иногда – лень, ну типа: «Суета сует, всё – суета … и томленье духа!» (записано по памяти из Екклесиаста). Ну, а чаще всего потому, что не хотят его знать, уютно, знаешь ли, быть незамеченным внутри махины, называемой «цивилизация» и не высовываться со своим даром «куда не попади»: вдруг не поймут, позавидуют и станут мстить.
Но талант дан не затем, чтоб таиться от него, бояться его и лениться использовать. Ведь не пользуясь своим талантом, не даря его окружающим, ты просто хоронишь его внутри своего замкнутого сознания (небытия то есть), тем самым не даешь ему стать достоянием всех, как материи, а значит, не выполняешь главного своего предназначения на Земле…
И в результате получается, ты не проходишь главного испытания своего, ниспосланного тебе, Им, подарившим этот талант, на весь земной Путь (впрочем, может и дальше). Ты не пролезаешь в узкое отверстие «кокона земного». Увы!
Ты обязан дарить его, а не держать у себя, лишь, изредка давая свой талант взаймы, когда ему таки удаётся вырваться из-под твоего контроля.
Но есть и другая опасность, ещё более важная. Ты должен суметь вольно, иль невольно, неразумением своей гордыни не оттолкнуть талантом своим окружающих тебя, не имеющих этой «нити» с Ним! Талант – это сила, им надо осторожно распорядиться, не пряча его в себе от «греха подальше».
В чем твой дар?
Найди его в себе, как предназначение своё что ли и поделись им, но не отделись им, хотя бы с близкими тебе людьми для начала!
Сможешь?
Куда ты денешься! Конечно, сможешь!
Всё потому, что талант – это тебе не случайность какая-то, да если и случайность, то «…случайности не случайны».
И еще потому, что талант – это не награда тебе какая-то, а обязанность, испытание и даже в каком-то смысле наказание, в смысле наказ.
Нет тебе покоя в нем.
Не просто с ним, понимаешь?
Автор благодарит своего критика и корректора (ЕМЮ) за её удивительный и безграничный талант к правописанию и красоте языка, недостающего мне, который и вдохновил меня на эти размышления и на надежу того, что она и впредь будет легко и безропотно одаривать мои неумелые записки им, как бы трудно это ей не было.
20.03.2014 года.
Говорят, что прежде чем появиться на свет прекрасной бабочке, в коконе её куколки появляется узенькая щель, сквозь которую та должна вылезти наружу. На преодоление этого препятствия бабочке требуется много времени и усилий, не все справляются с этим и часто гибнут, оставшись в коконе. Но если жалостливый человек вдруг решит помочь ей и расширит щель, то одаренная тем самым бабочка немедленно вырвется на свет божий, но расправив крылья, никогда не полетит. Усилие прохода сквозь узкую щель было необходимо ей для того чтоб вся жидкость, ещё находящаяся в её теле, перешла к крыльям и наполнила их необходимой влагой. Преодоление трудностей даёт нам силы, решение проблем – мудрости, общение с окружающими – любовь и человеколюбие, несправедливость – надежду и веру, ограниченность – мечту. Усилие – вот истинный источник жизни (из «Большой книги восточной мудрости» по памяти).
«Однажды старый монах спросил юношу, часто молившего Бога о помощи и поддержке, мол, не пора ли тому самому встать на ноги и перестать опираться на Господа. На что юноша удивленно молвил в ответ, мол, ты сам учил видеть в Боге отца нашего. Тогда старый монах огорчился и с грустью сказал молодому человеку: Когда ж ты усвоишь, наконец, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой необходимости» (из Христианской притчи по памяти)».
Но так уж вышло, хотим мы того или нет, но все мы с рождения получили некий дар, способность, талант, отличающий нас друг от друга и заставляющий по-особому видеть наш земной мир. Для чего он нам? Что это – дар или наказание?
Но для начала давай примем (как в математической аксиоме) за понятие таланта некую единицу, выражающую способность делать что-то, бесспорно хорошо, лучше всех, ну или многих окружающих. Не важно, что это будет на самом деле: поэзия, музыка, философия или просто умение сопереживать, дружить, любить. Главное чтобы это было именно то, что выделяло нас от других, то, что можно считать бесспорным достоинством. Конечно, каждый оценивая достоинства другого, может на одно и то же смотреть совершенно по-разному, но в целом исключительную способность индивида нельзя не заметить, можно лишь не признаться в этом.
Во-вторых, без споров и возражений примем, что талант есть у всех. Впрочем, свой талант и талант близких людей трудно признать, даже если он очевиден (ну, «… нет пророков в своем отечестве»), но все-равно, запомни, талант есть у всех. И у тебя конечно!
И, в-третьих, допустим, что все мы ныне живущие (современники, то есть) на земле взаимосвязаны между собой не только временем пребывания, но и неким общим нематериальным Сознанием, Разумом, Духом, который живет в нас во всех.
В конце концов, кто сказал, что это не так?
Если непредвзято и внимательно, как говорится с карандашом в руках, поразмыслить над Великими Мыслями мира (из Иудаизма, Даосизма, Буддизма, Конфуцианства, Христианства, Индуизма, Ислама), трудно не заметить общность их ценностей и абсолютных истин. И, что интересно, все Они (Мысли) материализованы, ну то есть, записаны в Святых Писаниях, думаю, это никто не станет оспаривать, конкретными людьми. Но здесь не об этом, просто допустим, что вся ныне существующая наша Цивилизация, со времен сотворения первого человека (не важно, как и Кем), объединена общим Единым Разумом, которому присуще Всё и Вся.
И что тогда?
А тогда легко можно предположить, что каждый из нас имеет своё и только ему присущее предназначение в Нем (ну в Сознании этом, то есть). И что дарованный нам природой матушкой талант — это не что иное, как наша связующая «нить», что ли, с это самой Природой, Сознанием, Разумом, Всевышним (наконец), сидящим, в том числе и в нас внутри в районе головного мозга неким фильтром между органами чувств и органами реакции. (Читай «Где живет Всевышний»). Трудно представить, что наше собственное сознание является неким продуктом химических реакций головного мозга. Ведь из физики нам давно известно, что «… ничто не образует из ничего и не исчезает в ни что». А наша мысль зачастую возникает вдруг, внезапно, совершенно не связанно с окружающей средой и органами наших чувств. Но простая мысль, вдруг свалившаяся ниоткуда, заставляет нас мерзнуть в жару, изнывать от жары в холод, пугаться без причины прямо посередине многочисленной улицы, видеть несуществующее, или даже любить неизведанное.
Но тогда талант приобретает совершенно другое смысловое значение, из личного качества, оно превращается в общественную возможность и даже достояние, как связующая «нить» между материей и Разумом, и не использовать его (талант, то есть) уже теперь точно нельзя!
Но, многие не используют свой дар и даже прячут его.
Почему?
Иногда потому, что не знают его, не замечают («… нет пророков в своем отечестве»). Иногда – лень, ну типа: «Суета сует, всё – суета … и томленье духа!» (записано по памяти из Екклесиаста). Ну, а чаще всего потому, что не хотят его знать, уютно, знаешь ли, быть незамеченным внутри махины, называемой «цивилизация» и не высовываться со своим даром «куда не попади»: вдруг не поймут, позавидуют и станут мстить.
Но талант дан не затем, чтоб таиться от него, бояться его и лениться использовать. Ведь не пользуясь своим талантом, не даря его окружающим, ты просто хоронишь его внутри своего замкнутого сознания (небытия то есть), тем самым не даешь ему стать достоянием всех, как материи, а значит, не выполняешь главного своего предназначения на Земле…
И в результате получается, ты не проходишь главного испытания своего, ниспосланного тебе, Им, подарившим этот талант, на весь земной Путь (впрочем, может и дальше). Ты не пролезаешь в узкое отверстие «кокона земного». Увы!
Ты обязан дарить его, а не держать у себя, лишь, изредка давая свой талант взаймы, когда ему таки удаётся вырваться из-под твоего контроля.
Но есть и другая опасность, ещё более важная. Ты должен суметь вольно, иль невольно, неразумением своей гордыни не оттолкнуть талантом своим окружающих тебя, не имеющих этой «нити» с Ним! Талант – это сила, им надо осторожно распорядиться, не пряча его в себе от «греха подальше».
В чем твой дар?
Найди его в себе, как предназначение своё что ли и поделись им, но не отделись им, хотя бы с близкими тебе людьми для начала!
Сможешь?
Куда ты денешься! Конечно, сможешь!
Всё потому, что талант – это тебе не случайность какая-то, да если и случайность, то «…случайности не случайны».
И еще потому, что талант – это не награда тебе какая-то, а обязанность, испытание и даже в каком-то смысле наказание, в смысле наказ.
Нет тебе покоя в нем.
Не просто с ним, понимаешь?
Автор благодарит своего критика и корректора (ЕМЮ) за её удивительный и безграничный талант к правописанию и красоте языка, недостающего мне, который и вдохновил меня на эти размышления и на надежу того, что она и впредь будет легко и безропотно одаривать мои неумелые записки им, как бы трудно это ей не было.
20.03.2014 года.
Рецензии и комментарии 2