Глава 3. На вершине русского могущества
Возрастные ограничения 16+
Чем дальше уходят от нас «дела давно минувших дней», тем больше они становятся похожи в нашем восприятии на сказку или притчу, которым мы не придаём значения в силу слабости нашей веры.
А теперь я хочу рассказать малоизвестную историю, которая объясняет, почему стало возможным царение Александра III, а вслед за ним и св. Царя Николая II. Воистину ничего не происходит без Божией воли!
У Царя Александра II было шестеро Сыновей. Старшего из них, Наследника Престола, звали Николаем, его очень любили не только в Царской Семье, но и во всём русском обществе, на него возлагались большие надежды, когда бы он стал Царём Николаем II, приняв Самодержавную Власть из рук Отца. Со своим младшим Братом Великим Князем Александром, будущим нежданным Монархом, у Царевича Николая были не просто хорошие братские отношения, но и крепкая, искренняя дружба. Александр никогда не завидовал Николаю, прекрасно понимая, что по «Учреждению об Императорской Фамилии», введённому ещё Павлом I, быть Царём должен Николай. Но летом 1864 года, на военных учениях в Красном Селе под Петербургом, с Царевичем Николаем случился первый – кратковременный – приступ болезни почек, сопровождавшийся сильной болью в области поясницы. Царевич не придал этому значения, однако в ноябре того же года, когда он был в Италии, с ним случился второй и такой тяжёлый приступ, что Царевича с трудом перевезли в Ниццу, где врачи предписали ему постельный режим, считая открывшуюся болезнь почек следствием простуды. Императрица Мария Александровна, жившая в Ницце с остальными Детьми зиму 1864/65 года, неотлучно находилась при Николае. Его Невеста, принцесса Датская Мария София Фредерика Дагмар, хотела приехать к Жениху в феврале 1865 года, но её Родители, получив из Петербурга известие об улучшении здоровья Николая, сочли этот визит «неудобным».
С конца марта 1865 года болезнь Цесаревича прогрессировала, и к началу апреля положение стало угрожающим. Из Копенгагена прибыла вместе с королевой Дании принцесса Дагмар. 11 (24) апреля её позвали к умирающему. Она была безутешна, и Цесаревич Николай, желая хоть немного успокоить Невесту, взял её за руку, а другую его руку держал Брат Александр, который, конечно, не помышлял, что впервые видит свою будущую Супругу, Императрицу Марию Феодоровну. Позднее они не раз вспоминали эту горькую первую встречу, видели в ней Промысел Божий, но всё это было позднее.
Причастившись Святых Христовых Таин, Цесаревич Николай отошёл ко Господу скоро после полуночи. 12 (25) апреля в России с утра был объявлен траур. Великий Князь Александр стал Наследником Престола. Александр II и Мария Александровна, несмотря на большое горе, трогательно опекали Дагмар, которую давно любили и считали родной. Цесаревич Александр чувствовал симпатию и жалость к ней. Горе их сблизило, а затем Александр II высказал пожелание, чтобы Дагмар навсегда осталась в его Семье, что дало повод к весьма нелестным великосветским отзывам в адрес Дагмар, но на её стороне были Божия воля, Царь Александр II и время. Цесаревич Александр колебался, Дагмар тоже медлила: память об умершем Николае стояла между ними. Всё же они постепенно привязывались друг к другу, а их Родители прокладывали им путь к брачному венцу. К этим обстоятельствам примешалась и политическая проблема – поражение Дании в войне с Пруссией и Австрией в 1864 году, заставлявшее Данию искать сильного союзника в лице России. Решающее объяснение между Дагмар и Цесаревичем Александром состоялось 11 (24) июня 1866 года. Потом объявили о помолвке. Браковенчание было назначено на май 1867 года.
Цесаревич Александр вернулся в Россию 1 (14) июля 1866 года. В разлуке он скоро понял, что его чувства к Дагмар не нуждаются в столь долгой проверке и решил попросить Родителей приблизить срок браковенчания. Об этом Александр написал Дагмар, не скрыв, что его любовь к ней есть главная причина такого нетерпения. Дагмар ответила согласием, и 10 (23) июля в Петергофском дворце «Коттедж» состоялось объяснение Цесаревича Александра с Родителями. По душевной своей доброте Александр II не стал неволить Сына, а Царица Мария Александровна по просьбе Цесаревича написала соответствующее письмо королеве Дании Луизе Гессен-Кассельской, т.к. препятствие могло возникнуть не со стороны короля Кристиана IX, а со стороны королевы из-за её внимания к формальностям. Было также решено, что Дагмар могла бы приехать в сентябре 1866 года, чтобы браковенчание совершилось в октябре того же года. Через три недели из Копенгагена пришло официальное известие, что Дагмар и её Родители согласны, а 17 (30) сентября 1866 года, солнечным и тёплым днём, принцесса въехала в Петербург как Невеста Наследника Цесаревича. Народ радостно приветствовал её, она была вполне счастлива. Только потом в одном из писем к болевшему чахоткой Сыну Георгию Александровичу она писала: «Это всё милость Божия, что будущее сокрыто от нас, и мы не знаем заранее о будущих… несчастьях и испытаниях; тогда мы не смогли бы наслаждаться настоящим и жизнь была бы лишь длительной пыткой». А пока 12 (25) октября 1866 года совершили Чин Миропомазания, и принцесса Дагмар стала благоверной Великой Княгиней Марией Феодоровной. Назавтра был совершён обряд обручения, а 28 октября (10 ноября) 1866 года состоялось браковенчание. Александр Александрович и Мария Феодоровна решили, что если у них первым родится Сын, то они нарекут его Николаем в память об умершем Царевиче Николае.
И вот в Царском Селе 6 (19) мая 1868 года, в 2 часа ночи – почти в то же время, в какое три года назад умер Царевич Николай,- у Великокняжеской Четы родился Сын, первый Внук Царя Александра II, будущий св. Царь Николай II. В честь его прихода в мир гремел традиционный артиллерийский салют Петропавловской крепости, щедро сыпались Царские милости, а Дед-Император до самой своей страшной кончины, словно что-то чувствуя сердцем, называл Николая Александровича лучом света.
Рождение будущего св. Царя Николая II совпало с днём памяти праведного Иова Многострадального. Это обстоятельство трактовалось и самим Николаем Александровичем, когда он вырос, и провидцами как некое предопределение его судьбы, Иову Многострадальному подобной.
7 (20) мая 1868 года во всех храмах России зачитали Высочайший Манифест, гласивший, что новорождённый Великий Князь, когда настанет срок, посвятит свою жизнь благу русского народа, как и все его Предки-Цари. Продолжая традицию Дома Романовых ознаменовывать значительные события в государстве Монаршей милостью, Александр II отметил крестины Высочайшего Внука большой амнистией заключённым, в том числе и политическим. Главное событие в правлении Александра II, — подготовленная Александром I и Николаем I отмена крепостного права без гражданской усобицы (февраль 1861 года) – после чего его стали называть Царём-Освободителем. В его царствование были проведены также земская, судебная, военная и другие реформы. В стране веял ветер перемен. Была снята цензура, и политические споры переместились со страниц газет и журналов в университетские аудитории, на улицы, даже в светские салоны. Студенты рядились в крестьянскую одежду и «шли в народ» просвещать его или попросту мутить воду. Рабочие стачки принимали всё более устрашающий характер. Началось брожение национальных и религиозных меньшинств. В этой обстановке всеобщей смуты Царь решился издать Манифест – некое подобие конституции, но и эта мера не остановила масонских краснобаев-террористов. Они постановили убить Александра II, остававшегося оплотом Монархии. После нескольких неудачных покушений они всё же совершили это дьявольское преступление. Так сбылось предсказание московского юродивого Фёдора: когда в Москве 17 (30) апреля 1818 года у Великого Князя Николая Павловича и его Супруги Александры Феодоровны родился Сын-первенец Александр, Её Высочество приказала спросить Фёдора о будущем новорождённого, и юродивый сказал: «Будет могуч, славен и силён, будет одним из величайших Государей мира, но всё-таки,- добавил он с ужасом,- умрёт в красных сапогах». Трудно было представить, что Фёдор говорил о раздробленных бомбой ногах Царя-Освободителя.
День 1 (14) марта 1881 года стал днём серьёзного потрясения для Великого Князя Николая Александровича: ему ведь ещё не исполнилось и тринадцати лет, а его детство закончилось, когда он вместе с Отцом поднимался по залитой кровью Деда лестнице в спальню, где тот мучительно умирал. Николай впервые увидел страдания дорогого ему человека, бесполезно суетившихся врачей, плачущих придворных и своих безутешных родных. Получая последнее благословение Деда, он пролил много слёз.
Конечно, в этот страшный день Великий Князь Николай Александрович не думал, что стал вторым лицом в России – Наследником Престола, но он впервые убедился в бренности всего земного, в том числе и жизни Помазанника Божия. Более того, впервые – и сразу так ужасно! – на него дохнула бурлившая за стенами дворца очень неспокойная жизнь России, словно Бог заранее показывал Своему святому его мученический венец.
1 (14) марта 1881 года воцарился Александр III и вернул России спокойствие дорогой, но единственно возможной ценой: торможением реформ и укреплением власти Самодержца. Он отправил в отставку либеральных соратников Александра II – Великого Князя Константина Николаевича и графа Лорис-Меликова. Наряду с этим ближайшим соратником Царя-Миротворца стал его детский наставник и один из учителей Цесаревича Николая Александровича обер-прокурор Священного Синода К.П.Победоносцев (1827-1907); вышло фабричное законодательство, положившее конец рабочим стачкам; усилилось влияние Церкви, армии, жандармерии, полиции, была восстановлена цензура. Результаты не замедлили сказаться: примолкла пресса, поутихли политические дискуссии, а главное, почти совсем прекратился террор. «Народную Волю» уничтожили, её главари попали под суд и на эшафот. Среди казнённых оказался главарь «Террористической Фракции» «Народной Воли» Александр Ульянов (1866-1887), старший брат Владимира Ульянова (Ленина), повешенный в Шлиссельбургской крепости за подготовку покушения на Александра III 1 (14) марта 1887 года.
Кроме этих необходимых мер, правильно ввели церковный надзор за университетами и церковные ограничения в отношении смешанных браков (например, православных с католиками). Таким образом, сектантам и религиозным меньшинствам вышел суровый укорот, а евреи, участвовавшие в разжигании беспорядков, получили запрет жить вне определённых местностей, большие ограничения в покупке земли и лишение права торговать спиртным, т.к. считалось, что они со свойственным им исстари плутовством спаивают доверчивых русских крестьян, извлекая из этого немалые барыши. В деревне усилилось земское управление, но вот техническое развитие приостановилось. Ни о какой конституции также речи не было.
Царь-Миротворец направил жизнь страны в обычное русло, и мирный труд стал увеличивать народное благосостояние. Значение России среди европейских держав быстро поднялось на недосягаемую высоту. К слову Самодержца Всероссийского, как к высшему закону, прислушивался весь мир. Твёрдая политика Александра III во внешних и внутренних делах дала России тринадцать необходимых лет непрерывного мира и благоденствия.
Управление огромным государством не исключало постоянного внимания Александра III и Марии Феодоровны к воспитанию их Детей. Ещё будучи Цесаревичем Александр Александрович сформулировал требования к воспитателям и учителям Сыновей: «Ни я, ни Великая Княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, повадки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Повторяю, …мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся – пожалуйста. Но доказчику – первый кнут».
Первая воспитательница св. Николая II А.Олленгрэн (вдова капитана К.Олленгрэна, классная дама Коломенской женской гимназии) вспоминала, что уже в детские годы Цесаревич проявлял достаточно сильный характер, знал к чему стремился, чего хотел. Чисто детских забав и шумных игр ему, как и его Братьям и Сёстрам, было дозволено не так уж много. Условия жизни – спартанские, воспитатели – строгие, учёба – каждый день. Это свидетельство развенчивает созданный советскими историками миф, что в детстве св. Николай II был инертным, маменькиным сынком, учившимся с таким трудом, что учителя даже не требовали от него делать уроки, не говоря уже о сдаче необходимых экзаменов. На самом деле он получил разностороннее среднее и высшее образование, включавшее общеобразовательные, юридические и военные науки, знал французский, английский, немецкий и, разумеется, русский языки. Он принял за аксиому, что воспитание не кончается в юности, что для достойного продолжения жизненного пути надо постоянно работать над собой, что борьба со своими недостатками и развитие природных талантов – нравственный долг каждого человека, какое бы положение в обществе он ни занимал.
Вот как вспоминал воспитатель св. Николая II К.Хис: «Бывало, во время крупной ссоры с Братьями или товарищами детских игр Николай Александрович, чтобы удержаться от резкого слова или движения, молча уходил в другую комнату, брался за книгу и, …успокоившись, возвращался к обидчикам и снова принимался за игру, как будто ничего не было». Много лет спустя, в беседе с одним из приближённых, когда речь зашла о свойственной некоторым людям раздражительности, св. Царь, улыбнувшись, сказал: «О, эту чёрточку я уже давно подавил в себе». Он подавил в себе и другие «чёрточки», свойственные людям заурядным. Кроме того, с детства окружённый придворными и стеснённый в поведении и общении жёстким дворцовым этикетом, св. Николай II развил и сохранил на всю жизнь искреннюю непосредственность и скромность в обращении с людьми разных сословий, что видно из дневника, который он вёл с детства и до последних дней своей земной жизни.
Эта простота была свойственна всей Семье Императора Александра III. Вот что писал в мемуарах полковник В.Олленгрэн (сын А.Олленгрэн), воспитывавшийся вместе с Царскими Детьми: «Вспоминаю, как иногда, выезжая, например, в театр, родители заходили к нам прощаться. В те времена была мода на длинные шлейфы, и Мария Феодоровна обязана была покатать нас всех на шлейфе и всегда начинала с меня. Я теперь понимаю, какая это была деликатность – и как всё вообще было невероятно деликатно в этой очаровательной и простой семье. И потому я горько плакал, когда прочитал, что Николай Второй записал в своём… дневнике: «Кругом – трусость и измена». Но… этого нужно было ожидать (дальнейшее повествование это подтвердит.- Е.М.).
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы…».
Николай Александрович прилежно воспринимал необходимые Наследнику Престола знания и наставления, которые давали ему неординарные учителя и воспитатели, заслужившие своими глубокими познаниями, жизненным опытом и неравнодушием доверие Императора. Постижение Цесаревичем военных наук начиналось с простого обучения строю и небольших маневров, похожих на военные игры. Он проходил обучение рядовым 1-й роты Сводно-Гвардейского батальона (она состояла из солдат Лейб-Гвардии Преображенского полка, Августейшим Шефом которого был Николай Александрович) под непосредственным началом крестьянина А.Волкова, прошедшего в Лейб-Гвардии Павловском полку путь от рядового до старшего унтер-офицера, позднее ставшего личным камердинером св. Царицы Александры Феодоровны.
В 1884 году Николай Александрович начал брать уроки у профессоров Академии Генерального Штаба полковника Леера и генерала Пузыревского. Вообще же Наследник Престола получил всестороннюю теоретическую и строевую подготовку по всем родам войск – пехоте, кавалерии, артиллерии, флоту. Ежедневно у Наследника Престола было тридцать уроков уже в пятнадцать лет. В следующие пять лет, благодаря своим врождённым способностям, он получил высшее юридическое и экономическое образование, а военную практику прошёл в рядах Лейб-Гвардии Его Императорского Величества Гусарского, Преображенского полков и в 1-й батарее Его Императорского Величества Гвардейской конной артиллерии бригады обычным офицером без каких бы то ни было привилегий. Он ещё в детстве удивлял всех памятью на лица, имена, факты из биографий людей, с которыми ему приходилось встречаться, на прочитанные книги. Религиозным образованием Цесаревича занимался духовник Царской Семьи протоиерей Иоанн (Янышев). 6 (19) мая 1884 года, в день своего восемнадцатилетия, Николай Александрович принёс присягу на верность Престолу и Отечеству. Александр III мудро решил на практике подготовить его к государственному правлению, расширить политический кругозор Сына, и в 1890 году отправил его в путешествие, занявшее почти девять месяцев, по Австрии, Греции (в Афинах к нему присоединился греческий Царевич Георг, родной Брат Марии Феодоровны), Египту, Индии, Китаю и Японии.
В Японии с Николаем Александровичем произошло событие, в какой-то степени связанное с его уже не столь далёкой святой миссией на русской земле. Вот что, в частности, сказал об этом епископ Митрофан (Зноско-Боровский) в своей проповеди в день Тезоименитства св. Царя Николая II: «…Да благословит меня Господь поведать вам, мои дорогие, об… интересной и исключительно важной, но мало кому известной странице из жизни Царя-Мученика прежде, чем приступим к молитве о нём. Во время этого путешествия,- говорит историк, участник путешествия,- общее внимание привлекли те особые знаки почитания и чести, которые оказывались Наследнику Цесаревичу буддийскими священнослужителями при посещении им буддийских храмов. Это не были… почести, оказываемые Наследнику Престола великой державы,- в лице их как бы весь буддизм склонялся перед Цесаревичем. …В Японии… Цесаревичу угодно было посетить… кладбище наших моряков с фрегата «Аскольд», который совершил в 1860-х годах кругосветное плавание под командой выдающегося Унковского и долго находился в ремонте… В Свите Цесаревича находились сыновья двух офицеров с «Аскольда» — Ухтомский и Эристов. Наследник обворожил своей лаской и вниманием старого японца, хранителя могил наших моряков. Во время угощения в чисто японском духе и вкусе он попросил Наследника о милости дать ему совет, на что получил Высочайшее Разрешение.
– Высокий Гость собирается посетить нашу священную древнюю столицу Киото,- начал японец..,- недалеко… подвизается наш известный отшельник, монах Теракуто, взору которого открыты тайны мира и судьбы людей. Для него нет времени, и он даёт только признаки сроков. Он не любит прерывать своего созерцательного уединения и редко к кому выходит. Если Царственный путник пожелает его видеть, он к нему выйдет, если на то будет благословение Неба.
В штатском платье, в сопровождении Принца Греческого Георгия и переводчика – маркиза Ито, видного деятеля Японии, Наследник Цесаревич пешком направился к Теракуто, жившему в одной из рощ вблизи Киото. Уже издали подходящие увидели распростёртую фигуру затворника… Наследник… бережно поднял его с земли. Никто не произнёс ни слова, ожидая, что скажет затворник. Смотря невидящими глазами, как бы оторванный от всего земного, Теракуто заговорил:
— О, ты, Небесный Избранник, о, великий искупитель, мне ли проречь тайну земного бытия твоего? Ты выше всех. Нет лукавства, ни лести в устах моих пред Всевышним. И вот тому знамение: опасность витает над твоей главой, но смерть отступит, и трость будет сильнее меча, и трость засияет… Два венца суждены тебе, Царевич: земной и небесный. Играют самоцветные камни на Короне твоей, Владыка могущественной державы, но слава мира проходит, и померкнут камни на земном венце, сияние же венца небесного пребудет вовеки. Наследие предков твоих зовёт тебя к священному долгу. Их голос в твоей крови. Они живы в тебе, много из них великих и любимых, но из них всех ты будешь величайшим и любимейшим. Великие скорби и потрясения ждут тебя и страну твою. Ты будешь бороться за ВСЕХ, а ВСЕ будут против тебя. …Блажен, кто кладёт душу свою за други своя. Трижды блаженней, кто положит её за врагов своих. Но нет блаженней жертвы твоей за весь народ твой. Настанет, что ты жив, а народ мёртв, но сбудется: народ спасён, а ты свят и бессмертен. Оружие твоё против злобы – кротость, против обиды – прощение. И друзья и враги преклонятся пред тобою, враги же народа твоего истребятся. Вижу огненные языки над главой твоей и семьи твоей. Это посвящение. Вижу бесчисленные священные огни в алтарях пред вами. Это исполнение. Да принесётся чистая жертва и совершится искупление. Станешь ты осиянной преградой Злу в мире. Теракуто сказал тебе, что было открыто ему из Книги Судеб. Здесь мудрость и часть тайны Создателя. Начало и конец. Смерть и бессмертие, миг и вечность. Будь же благословен день и час, в который пришёл ты к старому Теракуто.
Коснувшись земли, Теракуто, не поворачиваясь, стал отходить, пока не скрылся. Цесаревич стоял, склонив голову. Его спутники – тоже. Взволнованный возвращался Цесаревич и просил не рассказывать о предсказании Теракуто. Через несколько дней в Киото состоялось покушение на жизнь… Цесаревича. Фанатик-японец ударил его саблей по голове, но удар лишь скользнул, причинив неопасное ранение. Принц Георгий… изо всей силы ударил преступника бамбуковой тростью, чем спас жизнь Цесаревичу. По возвращении Цесаревича в Петербург, беседуя с Принцем Георгием, Император Александр Третий (узнав о покушении, он приказал Сыну прервать путешествие.- Е.М.) выразил желание получить на время трость. Император вернул её Принцу Георгию уже в оправе тончайшей ювелирной работы, …осыпанную бриллиантами. Сбылось знамение, первое предсказание …Теракуто: трость оказалась сильнее меча и… засияла».
В роще, где подвизался Теракуто, произошло сретение (встреча) двух религий, Русского Православия и буддизма, показавшее, что Бог для всех один, что Он беспристрастен ко всем религиям и народам и выбирает Своих святых, как избрал св. Николая II и его Семью, не сию минуту, а задолго до их прихода в мир для исполнения воли Божией во славу Его и для свершения непостижимого земным разумом милосердного и вселюбивого завета спасения людей, скреплённого искупительным подвигом Христа Спасителя и великого множества явных и прикровенных избранников Его, в числе которых оказался и Николай Александрович, его Семья, их верные слуги. Предсказание Теракуто явилось первым, но далеко не последним общением со Всевышним св. Царя, истинного избранника Божия, сопричастного тайне Промысла Божия, о которой грешный язык человеческий не просто не смеет, но «не знает сказать».
В жизни св. Николая II ничего не происходило просто, всё требовало немалого нравственного напряжения, постоянного душевного труда. Вот и личное счастье тоже потребовало от него подвижнических усилий, в результате которых наша Православная Церковь и весь христианский мир обрели сразу нескольких угодников Божиих. Правда, мы ещё далеко не вполне осознали это великое обретение.
Со своей будущей Супругой и св. Царицей Александрой Феодоровной (принцессой Алисой Викторией Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской) Его Высочество познакомился ещё в 1884 году на бракосочетании своего Дяди Великого Князя Сергея Александровича и старшей Сестры принцессы Алисы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Между Цесаревичем и принцессой Алисой сначала завязалась просто дружба, которая затем переросла во взаимную и беззаветную любовь. В 1889 году, став совершеннолетним по тогдашним законам России, Николай Александрович испросил у своих Родителей благословения на брак с принцессой Алисой, но встретил отказ со стороны Отца-Императора, который никогда не обижал своих Детей ни резким словом, ни даже повышенным тоном, поэтому, не благословив Сына, сказал ему, словно извиняясь: «Ты… молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты Наследник Российского Престола, ты обручён России, а жену мы ещё успеем найти». Цесаревич Николай безропотно повиновался.
К этому, наверное, нужно добавить, что в семье принцессы Алисы тоже не вызывала одобрения перспектива её брака с Наследником Российского Престола: принцесса Алиса в шестилетнем возрасте потеряла мать и воспитывалась в семье своей Бабушки, королевы Англии Виктории, которая очень любила Внучку, но имела весьма натянутые отношения с Императором Александром III. Потребовалось ещё пять лет ожидания и горячих молитв, прежде чем разрешение на брак было получено. Но главной причиной прошения Цесаревичем Божией помощи стало, конечно, не само разрешение на брак, а необходимый переход в Православие принцессы Алисы, которая была убеждена, что изменит Богу, если откажется от своей религии (протестантизма), поэтому только Бог мог дать Николаю Александровичу нужные для переубеждения Алисы слова, тем более, что она была не только глубоко верующей, но и хорошо образованной – доктором философии Оксфордского университета.
Казалось, многотрудные обязанности Наследника Престола заставят Николая Александровича принцессу Алису, а она, в свою очередь, забудет о нём (она заслуженно пользовалась вниманием всех коронованных женихов и Наследников Престолов Европы). Но забвения не случилось. Когда Александр III и Мария Феодоровна благословили Цесаревича Николая на брак с принцессой Алисой, она потеряла в 1890 г. отца и получила благословение на брак от своей Бабушки королевы Виктории. Оставалось последнее препятствие,- переход Алисы в Православие – в преодолении которого Николай Александрович не имел помощников, кроме Бога, Которорму он неустанно молился. Трудность положения подтверждает письмо Цесаревича к Марии Феодоровне из Кобурга, куда он ездил делать официальное предложение принцессе Алисе: «Говорили до 12 часов, но безуспешно, она всё противится перемене религии. Она, бедная, много плакала. Она плакала всё время и только от времени до времени произносила шёпотом: «Нет, я не могу…». Однако Николай Александрович верил в слова Спасителя: «Всё, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог». И он не прекращал молитв, чтобы обрести нужные Алисе слова для убеждения её, что Православие – не отступничество, не измена Богу, а приближение к Нему. И Бог дал просимое, чтобы он не просто выполнил предначертанное ему, но достиг долгожданного счастья силой своей воли и веры, прославления Православия и принятия в лоно Русской Православной Церкви ещё одной прекрасной души, которая даже перед лицом страшных испытаний и смерти (это всё случится потом) не предала ни Православия, ни России, ни русского народа. Там же, в Кобурге, в апреле 1894 года, когда Цесаревич Николай и принцесса Алиса гостили у Великой Княгини Марии Павловны, Николай Александрович увидел по глазам Алисы, что его любовь разделена, но счастья не будет, если у него не хватит душевных сил, чтобы убедить её принять Православие. И вдруг (он ведь не был богословом) нужные слова явились из самой глубины сердца, и он сказал: «Аликс, я понимаю ваши религиозные чувства и благоговею перед ними. Но ведь мы веруем в одного Христа; другого Христа нет. Бог, сотворивший мир, дал нам душу и сердце. И моё сердце и ваше Он наполнил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой жизни. Без Его воли нет ничего. Пусть не тревожит вас совесть о том, что моя вера станет вашей верой. Когда вы узнаете.., как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как величественны и великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения,- вы их полюбите, Аликс, и ничто не будет нас разлучать».
Взволнованный Николай Александрович не удержался от слёз умиления, а принцесса Алиса восприняла сердцем его убеждение, его волнение и умиление, она как-то вся преобразилась и шепнула с ответными слезами: «Я согласна». Об их помолвке было официально объявлено в тот же день, 8 (21) апреля 1894 года Только в полночь Цесаревич остался один и написал Марии Феодоровне: «Милая, дорогая, бесценная Мама. Ты не можешь себе представить, как я несказанно счастлив. Свершилось, я жених Аликс. …Что касается меня, то в течение этих трёх дней я всё время находился в самом тревожном состоянии. Одному Богу известно, что произошло со мной. Я плакал, как ребёнок, и она тоже. Но лицо её выражало полное довольство. Нет, дорогая Мама, я не могу выразить, как я счастлив, и в то же время как мне жаль, что я не могу прижать к моему сердцу тебя и моего дорогого Папа. Весь мир сразу изменился для меня: природа, люди, всё; и все мне кажутся добрыми, милыми и счастливыми. …Хотелось страшно посидеть в уголку одному с моей милой невестой. Она совсем стала другой: весёлою, и забавной, и разговорчивой, и нежной. Я не знаю, как благодарить Бога за такое благодеяние. …Прощай, моя дорогая Мама. Крепко тебя обнимаю. Христос с тобою. Горячо и от всей души вас любящий Ники».
По словам игумена Серафима (Кузнецова), о будущей русской св. Царице газеты Европы и России писали много лестного и справедливого, воздавая дань её природной внешней красоте и талантам. «Правда,- писал игумен Серафим,- она была скромная, но вместе с сим властная и малодоступная для людей праздных и бездельных. Она сама не любила пустой праздности и не выносила праздных людей». Наверное, нам никогда не понять, как после всего этого славословия та же самая пресса стала искажать чуть ли не каждый поступок св. Царской Семьи ещё при её земной жизни и совершенно беспочвенно клеветать и очернять её. Но таков удел истинных святых, а клевета – излюбленное оружие масонов…
Также не секрет, что многие наши современники легко приносили в жертву своим далеко не Божеским интересам любую веру и даже некоторые так называемые убеждения и принципы. Но не такова была принцесса Алиса, чуждая гордыни и самомнения, с детства приученная к скромности, ответственности за свои поступки и посильным делам милосердия. Ни то, что в пятнадцать лет она хорошо изучила историю, географию, литературу (одной из её воспитательниц была лично знавшая Гёте А.Текстон), искусство, естественные науки, математику, три языка (немецкий, французский, английский), ни классический и серьёзный круг чтения по истории и литературе, ни блестящее умение музицировать, ни степень доктора философии, словом, ничто не было для неё финишем. Решив стать Российской Императрицей и принять Православие, принцесса Алиса усердно занималась русским языком, а к учению нашей Церкви отнеслась так серьёзно, что своими трудными, глубинными вопросами ставила в тупик наставлявшего её священника Иоанна (Янышева), известного преподавателя нравственного богословия Петербургской Духовной Академии. Он говорил, что даже от богословов не слышал таких вдумчивых и глубоких слов о Вере Истинной, которые услышал от принцессы Алисы.
Ей ли, неосетованной нашей искупительнице, не быть примером для наших женщин, опьянённых ведущей в пропасть «свободой» неведомо от чего (уж не от Бога ли?)!..
(Продолжение следует).
А теперь я хочу рассказать малоизвестную историю, которая объясняет, почему стало возможным царение Александра III, а вслед за ним и св. Царя Николая II. Воистину ничего не происходит без Божией воли!
У Царя Александра II было шестеро Сыновей. Старшего из них, Наследника Престола, звали Николаем, его очень любили не только в Царской Семье, но и во всём русском обществе, на него возлагались большие надежды, когда бы он стал Царём Николаем II, приняв Самодержавную Власть из рук Отца. Со своим младшим Братом Великим Князем Александром, будущим нежданным Монархом, у Царевича Николая были не просто хорошие братские отношения, но и крепкая, искренняя дружба. Александр никогда не завидовал Николаю, прекрасно понимая, что по «Учреждению об Императорской Фамилии», введённому ещё Павлом I, быть Царём должен Николай. Но летом 1864 года, на военных учениях в Красном Селе под Петербургом, с Царевичем Николаем случился первый – кратковременный – приступ болезни почек, сопровождавшийся сильной болью в области поясницы. Царевич не придал этому значения, однако в ноябре того же года, когда он был в Италии, с ним случился второй и такой тяжёлый приступ, что Царевича с трудом перевезли в Ниццу, где врачи предписали ему постельный режим, считая открывшуюся болезнь почек следствием простуды. Императрица Мария Александровна, жившая в Ницце с остальными Детьми зиму 1864/65 года, неотлучно находилась при Николае. Его Невеста, принцесса Датская Мария София Фредерика Дагмар, хотела приехать к Жениху в феврале 1865 года, но её Родители, получив из Петербурга известие об улучшении здоровья Николая, сочли этот визит «неудобным».
С конца марта 1865 года болезнь Цесаревича прогрессировала, и к началу апреля положение стало угрожающим. Из Копенгагена прибыла вместе с королевой Дании принцесса Дагмар. 11 (24) апреля её позвали к умирающему. Она была безутешна, и Цесаревич Николай, желая хоть немного успокоить Невесту, взял её за руку, а другую его руку держал Брат Александр, который, конечно, не помышлял, что впервые видит свою будущую Супругу, Императрицу Марию Феодоровну. Позднее они не раз вспоминали эту горькую первую встречу, видели в ней Промысел Божий, но всё это было позднее.
Причастившись Святых Христовых Таин, Цесаревич Николай отошёл ко Господу скоро после полуночи. 12 (25) апреля в России с утра был объявлен траур. Великий Князь Александр стал Наследником Престола. Александр II и Мария Александровна, несмотря на большое горе, трогательно опекали Дагмар, которую давно любили и считали родной. Цесаревич Александр чувствовал симпатию и жалость к ней. Горе их сблизило, а затем Александр II высказал пожелание, чтобы Дагмар навсегда осталась в его Семье, что дало повод к весьма нелестным великосветским отзывам в адрес Дагмар, но на её стороне были Божия воля, Царь Александр II и время. Цесаревич Александр колебался, Дагмар тоже медлила: память об умершем Николае стояла между ними. Всё же они постепенно привязывались друг к другу, а их Родители прокладывали им путь к брачному венцу. К этим обстоятельствам примешалась и политическая проблема – поражение Дании в войне с Пруссией и Австрией в 1864 году, заставлявшее Данию искать сильного союзника в лице России. Решающее объяснение между Дагмар и Цесаревичем Александром состоялось 11 (24) июня 1866 года. Потом объявили о помолвке. Браковенчание было назначено на май 1867 года.
Цесаревич Александр вернулся в Россию 1 (14) июля 1866 года. В разлуке он скоро понял, что его чувства к Дагмар не нуждаются в столь долгой проверке и решил попросить Родителей приблизить срок браковенчания. Об этом Александр написал Дагмар, не скрыв, что его любовь к ней есть главная причина такого нетерпения. Дагмар ответила согласием, и 10 (23) июля в Петергофском дворце «Коттедж» состоялось объяснение Цесаревича Александра с Родителями. По душевной своей доброте Александр II не стал неволить Сына, а Царица Мария Александровна по просьбе Цесаревича написала соответствующее письмо королеве Дании Луизе Гессен-Кассельской, т.к. препятствие могло возникнуть не со стороны короля Кристиана IX, а со стороны королевы из-за её внимания к формальностям. Было также решено, что Дагмар могла бы приехать в сентябре 1866 года, чтобы браковенчание совершилось в октябре того же года. Через три недели из Копенгагена пришло официальное известие, что Дагмар и её Родители согласны, а 17 (30) сентября 1866 года, солнечным и тёплым днём, принцесса въехала в Петербург как Невеста Наследника Цесаревича. Народ радостно приветствовал её, она была вполне счастлива. Только потом в одном из писем к болевшему чахоткой Сыну Георгию Александровичу она писала: «Это всё милость Божия, что будущее сокрыто от нас, и мы не знаем заранее о будущих… несчастьях и испытаниях; тогда мы не смогли бы наслаждаться настоящим и жизнь была бы лишь длительной пыткой». А пока 12 (25) октября 1866 года совершили Чин Миропомазания, и принцесса Дагмар стала благоверной Великой Княгиней Марией Феодоровной. Назавтра был совершён обряд обручения, а 28 октября (10 ноября) 1866 года состоялось браковенчание. Александр Александрович и Мария Феодоровна решили, что если у них первым родится Сын, то они нарекут его Николаем в память об умершем Царевиче Николае.
И вот в Царском Селе 6 (19) мая 1868 года, в 2 часа ночи – почти в то же время, в какое три года назад умер Царевич Николай,- у Великокняжеской Четы родился Сын, первый Внук Царя Александра II, будущий св. Царь Николай II. В честь его прихода в мир гремел традиционный артиллерийский салют Петропавловской крепости, щедро сыпались Царские милости, а Дед-Император до самой своей страшной кончины, словно что-то чувствуя сердцем, называл Николая Александровича лучом света.
Рождение будущего св. Царя Николая II совпало с днём памяти праведного Иова Многострадального. Это обстоятельство трактовалось и самим Николаем Александровичем, когда он вырос, и провидцами как некое предопределение его судьбы, Иову Многострадальному подобной.
7 (20) мая 1868 года во всех храмах России зачитали Высочайший Манифест, гласивший, что новорождённый Великий Князь, когда настанет срок, посвятит свою жизнь благу русского народа, как и все его Предки-Цари. Продолжая традицию Дома Романовых ознаменовывать значительные события в государстве Монаршей милостью, Александр II отметил крестины Высочайшего Внука большой амнистией заключённым, в том числе и политическим. Главное событие в правлении Александра II, — подготовленная Александром I и Николаем I отмена крепостного права без гражданской усобицы (февраль 1861 года) – после чего его стали называть Царём-Освободителем. В его царствование были проведены также земская, судебная, военная и другие реформы. В стране веял ветер перемен. Была снята цензура, и политические споры переместились со страниц газет и журналов в университетские аудитории, на улицы, даже в светские салоны. Студенты рядились в крестьянскую одежду и «шли в народ» просвещать его или попросту мутить воду. Рабочие стачки принимали всё более устрашающий характер. Началось брожение национальных и религиозных меньшинств. В этой обстановке всеобщей смуты Царь решился издать Манифест – некое подобие конституции, но и эта мера не остановила масонских краснобаев-террористов. Они постановили убить Александра II, остававшегося оплотом Монархии. После нескольких неудачных покушений они всё же совершили это дьявольское преступление. Так сбылось предсказание московского юродивого Фёдора: когда в Москве 17 (30) апреля 1818 года у Великого Князя Николая Павловича и его Супруги Александры Феодоровны родился Сын-первенец Александр, Её Высочество приказала спросить Фёдора о будущем новорождённого, и юродивый сказал: «Будет могуч, славен и силён, будет одним из величайших Государей мира, но всё-таки,- добавил он с ужасом,- умрёт в красных сапогах». Трудно было представить, что Фёдор говорил о раздробленных бомбой ногах Царя-Освободителя.
День 1 (14) марта 1881 года стал днём серьёзного потрясения для Великого Князя Николая Александровича: ему ведь ещё не исполнилось и тринадцати лет, а его детство закончилось, когда он вместе с Отцом поднимался по залитой кровью Деда лестнице в спальню, где тот мучительно умирал. Николай впервые увидел страдания дорогого ему человека, бесполезно суетившихся врачей, плачущих придворных и своих безутешных родных. Получая последнее благословение Деда, он пролил много слёз.
Конечно, в этот страшный день Великий Князь Николай Александрович не думал, что стал вторым лицом в России – Наследником Престола, но он впервые убедился в бренности всего земного, в том числе и жизни Помазанника Божия. Более того, впервые – и сразу так ужасно! – на него дохнула бурлившая за стенами дворца очень неспокойная жизнь России, словно Бог заранее показывал Своему святому его мученический венец.
1 (14) марта 1881 года воцарился Александр III и вернул России спокойствие дорогой, но единственно возможной ценой: торможением реформ и укреплением власти Самодержца. Он отправил в отставку либеральных соратников Александра II – Великого Князя Константина Николаевича и графа Лорис-Меликова. Наряду с этим ближайшим соратником Царя-Миротворца стал его детский наставник и один из учителей Цесаревича Николая Александровича обер-прокурор Священного Синода К.П.Победоносцев (1827-1907); вышло фабричное законодательство, положившее конец рабочим стачкам; усилилось влияние Церкви, армии, жандармерии, полиции, была восстановлена цензура. Результаты не замедлили сказаться: примолкла пресса, поутихли политические дискуссии, а главное, почти совсем прекратился террор. «Народную Волю» уничтожили, её главари попали под суд и на эшафот. Среди казнённых оказался главарь «Террористической Фракции» «Народной Воли» Александр Ульянов (1866-1887), старший брат Владимира Ульянова (Ленина), повешенный в Шлиссельбургской крепости за подготовку покушения на Александра III 1 (14) марта 1887 года.
Кроме этих необходимых мер, правильно ввели церковный надзор за университетами и церковные ограничения в отношении смешанных браков (например, православных с католиками). Таким образом, сектантам и религиозным меньшинствам вышел суровый укорот, а евреи, участвовавшие в разжигании беспорядков, получили запрет жить вне определённых местностей, большие ограничения в покупке земли и лишение права торговать спиртным, т.к. считалось, что они со свойственным им исстари плутовством спаивают доверчивых русских крестьян, извлекая из этого немалые барыши. В деревне усилилось земское управление, но вот техническое развитие приостановилось. Ни о какой конституции также речи не было.
Царь-Миротворец направил жизнь страны в обычное русло, и мирный труд стал увеличивать народное благосостояние. Значение России среди европейских держав быстро поднялось на недосягаемую высоту. К слову Самодержца Всероссийского, как к высшему закону, прислушивался весь мир. Твёрдая политика Александра III во внешних и внутренних делах дала России тринадцать необходимых лет непрерывного мира и благоденствия.
Управление огромным государством не исключало постоянного внимания Александра III и Марии Феодоровны к воспитанию их Детей. Ещё будучи Цесаревичем Александр Александрович сформулировал требования к воспитателям и учителям Сыновей: «Ни я, ни Великая Княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, повадки не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Повторяю, …мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся – пожалуйста. Но доказчику – первый кнут».
Первая воспитательница св. Николая II А.Олленгрэн (вдова капитана К.Олленгрэна, классная дама Коломенской женской гимназии) вспоминала, что уже в детские годы Цесаревич проявлял достаточно сильный характер, знал к чему стремился, чего хотел. Чисто детских забав и шумных игр ему, как и его Братьям и Сёстрам, было дозволено не так уж много. Условия жизни – спартанские, воспитатели – строгие, учёба – каждый день. Это свидетельство развенчивает созданный советскими историками миф, что в детстве св. Николай II был инертным, маменькиным сынком, учившимся с таким трудом, что учителя даже не требовали от него делать уроки, не говоря уже о сдаче необходимых экзаменов. На самом деле он получил разностороннее среднее и высшее образование, включавшее общеобразовательные, юридические и военные науки, знал французский, английский, немецкий и, разумеется, русский языки. Он принял за аксиому, что воспитание не кончается в юности, что для достойного продолжения жизненного пути надо постоянно работать над собой, что борьба со своими недостатками и развитие природных талантов – нравственный долг каждого человека, какое бы положение в обществе он ни занимал.
Вот как вспоминал воспитатель св. Николая II К.Хис: «Бывало, во время крупной ссоры с Братьями или товарищами детских игр Николай Александрович, чтобы удержаться от резкого слова или движения, молча уходил в другую комнату, брался за книгу и, …успокоившись, возвращался к обидчикам и снова принимался за игру, как будто ничего не было». Много лет спустя, в беседе с одним из приближённых, когда речь зашла о свойственной некоторым людям раздражительности, св. Царь, улыбнувшись, сказал: «О, эту чёрточку я уже давно подавил в себе». Он подавил в себе и другие «чёрточки», свойственные людям заурядным. Кроме того, с детства окружённый придворными и стеснённый в поведении и общении жёстким дворцовым этикетом, св. Николай II развил и сохранил на всю жизнь искреннюю непосредственность и скромность в обращении с людьми разных сословий, что видно из дневника, который он вёл с детства и до последних дней своей земной жизни.
Эта простота была свойственна всей Семье Императора Александра III. Вот что писал в мемуарах полковник В.Олленгрэн (сын А.Олленгрэн), воспитывавшийся вместе с Царскими Детьми: «Вспоминаю, как иногда, выезжая, например, в театр, родители заходили к нам прощаться. В те времена была мода на длинные шлейфы, и Мария Феодоровна обязана была покатать нас всех на шлейфе и всегда начинала с меня. Я теперь понимаю, какая это была деликатность – и как всё вообще было невероятно деликатно в этой очаровательной и простой семье. И потому я горько плакал, когда прочитал, что Николай Второй записал в своём… дневнике: «Кругом – трусость и измена». Но… этого нужно было ожидать (дальнейшее повествование это подтвердит.- Е.М.).
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы…».
Николай Александрович прилежно воспринимал необходимые Наследнику Престола знания и наставления, которые давали ему неординарные учителя и воспитатели, заслужившие своими глубокими познаниями, жизненным опытом и неравнодушием доверие Императора. Постижение Цесаревичем военных наук начиналось с простого обучения строю и небольших маневров, похожих на военные игры. Он проходил обучение рядовым 1-й роты Сводно-Гвардейского батальона (она состояла из солдат Лейб-Гвардии Преображенского полка, Августейшим Шефом которого был Николай Александрович) под непосредственным началом крестьянина А.Волкова, прошедшего в Лейб-Гвардии Павловском полку путь от рядового до старшего унтер-офицера, позднее ставшего личным камердинером св. Царицы Александры Феодоровны.
В 1884 году Николай Александрович начал брать уроки у профессоров Академии Генерального Штаба полковника Леера и генерала Пузыревского. Вообще же Наследник Престола получил всестороннюю теоретическую и строевую подготовку по всем родам войск – пехоте, кавалерии, артиллерии, флоту. Ежедневно у Наследника Престола было тридцать уроков уже в пятнадцать лет. В следующие пять лет, благодаря своим врождённым способностям, он получил высшее юридическое и экономическое образование, а военную практику прошёл в рядах Лейб-Гвардии Его Императорского Величества Гусарского, Преображенского полков и в 1-й батарее Его Императорского Величества Гвардейской конной артиллерии бригады обычным офицером без каких бы то ни было привилегий. Он ещё в детстве удивлял всех памятью на лица, имена, факты из биографий людей, с которыми ему приходилось встречаться, на прочитанные книги. Религиозным образованием Цесаревича занимался духовник Царской Семьи протоиерей Иоанн (Янышев). 6 (19) мая 1884 года, в день своего восемнадцатилетия, Николай Александрович принёс присягу на верность Престолу и Отечеству. Александр III мудро решил на практике подготовить его к государственному правлению, расширить политический кругозор Сына, и в 1890 году отправил его в путешествие, занявшее почти девять месяцев, по Австрии, Греции (в Афинах к нему присоединился греческий Царевич Георг, родной Брат Марии Феодоровны), Египту, Индии, Китаю и Японии.
В Японии с Николаем Александровичем произошло событие, в какой-то степени связанное с его уже не столь далёкой святой миссией на русской земле. Вот что, в частности, сказал об этом епископ Митрофан (Зноско-Боровский) в своей проповеди в день Тезоименитства св. Царя Николая II: «…Да благословит меня Господь поведать вам, мои дорогие, об… интересной и исключительно важной, но мало кому известной странице из жизни Царя-Мученика прежде, чем приступим к молитве о нём. Во время этого путешествия,- говорит историк, участник путешествия,- общее внимание привлекли те особые знаки почитания и чести, которые оказывались Наследнику Цесаревичу буддийскими священнослужителями при посещении им буддийских храмов. Это не были… почести, оказываемые Наследнику Престола великой державы,- в лице их как бы весь буддизм склонялся перед Цесаревичем. …В Японии… Цесаревичу угодно было посетить… кладбище наших моряков с фрегата «Аскольд», который совершил в 1860-х годах кругосветное плавание под командой выдающегося Унковского и долго находился в ремонте… В Свите Цесаревича находились сыновья двух офицеров с «Аскольда» — Ухтомский и Эристов. Наследник обворожил своей лаской и вниманием старого японца, хранителя могил наших моряков. Во время угощения в чисто японском духе и вкусе он попросил Наследника о милости дать ему совет, на что получил Высочайшее Разрешение.
– Высокий Гость собирается посетить нашу священную древнюю столицу Киото,- начал японец..,- недалеко… подвизается наш известный отшельник, монах Теракуто, взору которого открыты тайны мира и судьбы людей. Для него нет времени, и он даёт только признаки сроков. Он не любит прерывать своего созерцательного уединения и редко к кому выходит. Если Царственный путник пожелает его видеть, он к нему выйдет, если на то будет благословение Неба.
В штатском платье, в сопровождении Принца Греческого Георгия и переводчика – маркиза Ито, видного деятеля Японии, Наследник Цесаревич пешком направился к Теракуто, жившему в одной из рощ вблизи Киото. Уже издали подходящие увидели распростёртую фигуру затворника… Наследник… бережно поднял его с земли. Никто не произнёс ни слова, ожидая, что скажет затворник. Смотря невидящими глазами, как бы оторванный от всего земного, Теракуто заговорил:
— О, ты, Небесный Избранник, о, великий искупитель, мне ли проречь тайну земного бытия твоего? Ты выше всех. Нет лукавства, ни лести в устах моих пред Всевышним. И вот тому знамение: опасность витает над твоей главой, но смерть отступит, и трость будет сильнее меча, и трость засияет… Два венца суждены тебе, Царевич: земной и небесный. Играют самоцветные камни на Короне твоей, Владыка могущественной державы, но слава мира проходит, и померкнут камни на земном венце, сияние же венца небесного пребудет вовеки. Наследие предков твоих зовёт тебя к священному долгу. Их голос в твоей крови. Они живы в тебе, много из них великих и любимых, но из них всех ты будешь величайшим и любимейшим. Великие скорби и потрясения ждут тебя и страну твою. Ты будешь бороться за ВСЕХ, а ВСЕ будут против тебя. …Блажен, кто кладёт душу свою за други своя. Трижды блаженней, кто положит её за врагов своих. Но нет блаженней жертвы твоей за весь народ твой. Настанет, что ты жив, а народ мёртв, но сбудется: народ спасён, а ты свят и бессмертен. Оружие твоё против злобы – кротость, против обиды – прощение. И друзья и враги преклонятся пред тобою, враги же народа твоего истребятся. Вижу огненные языки над главой твоей и семьи твоей. Это посвящение. Вижу бесчисленные священные огни в алтарях пред вами. Это исполнение. Да принесётся чистая жертва и совершится искупление. Станешь ты осиянной преградой Злу в мире. Теракуто сказал тебе, что было открыто ему из Книги Судеб. Здесь мудрость и часть тайны Создателя. Начало и конец. Смерть и бессмертие, миг и вечность. Будь же благословен день и час, в который пришёл ты к старому Теракуто.
Коснувшись земли, Теракуто, не поворачиваясь, стал отходить, пока не скрылся. Цесаревич стоял, склонив голову. Его спутники – тоже. Взволнованный возвращался Цесаревич и просил не рассказывать о предсказании Теракуто. Через несколько дней в Киото состоялось покушение на жизнь… Цесаревича. Фанатик-японец ударил его саблей по голове, но удар лишь скользнул, причинив неопасное ранение. Принц Георгий… изо всей силы ударил преступника бамбуковой тростью, чем спас жизнь Цесаревичу. По возвращении Цесаревича в Петербург, беседуя с Принцем Георгием, Император Александр Третий (узнав о покушении, он приказал Сыну прервать путешествие.- Е.М.) выразил желание получить на время трость. Император вернул её Принцу Георгию уже в оправе тончайшей ювелирной работы, …осыпанную бриллиантами. Сбылось знамение, первое предсказание …Теракуто: трость оказалась сильнее меча и… засияла».
В роще, где подвизался Теракуто, произошло сретение (встреча) двух религий, Русского Православия и буддизма, показавшее, что Бог для всех один, что Он беспристрастен ко всем религиям и народам и выбирает Своих святых, как избрал св. Николая II и его Семью, не сию минуту, а задолго до их прихода в мир для исполнения воли Божией во славу Его и для свершения непостижимого земным разумом милосердного и вселюбивого завета спасения людей, скреплённого искупительным подвигом Христа Спасителя и великого множества явных и прикровенных избранников Его, в числе которых оказался и Николай Александрович, его Семья, их верные слуги. Предсказание Теракуто явилось первым, но далеко не последним общением со Всевышним св. Царя, истинного избранника Божия, сопричастного тайне Промысла Божия, о которой грешный язык человеческий не просто не смеет, но «не знает сказать».
В жизни св. Николая II ничего не происходило просто, всё требовало немалого нравственного напряжения, постоянного душевного труда. Вот и личное счастье тоже потребовало от него подвижнических усилий, в результате которых наша Православная Церковь и весь христианский мир обрели сразу нескольких угодников Божиих. Правда, мы ещё далеко не вполне осознали это великое обретение.
Со своей будущей Супругой и св. Царицей Александрой Феодоровной (принцессой Алисой Викторией Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской) Его Высочество познакомился ещё в 1884 году на бракосочетании своего Дяди Великого Князя Сергея Александровича и старшей Сестры принцессы Алисы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Между Цесаревичем и принцессой Алисой сначала завязалась просто дружба, которая затем переросла во взаимную и беззаветную любовь. В 1889 году, став совершеннолетним по тогдашним законам России, Николай Александрович испросил у своих Родителей благословения на брак с принцессой Алисой, но встретил отказ со стороны Отца-Императора, который никогда не обижал своих Детей ни резким словом, ни даже повышенным тоном, поэтому, не благословив Сына, сказал ему, словно извиняясь: «Ты… молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты Наследник Российского Престола, ты обручён России, а жену мы ещё успеем найти». Цесаревич Николай безропотно повиновался.
К этому, наверное, нужно добавить, что в семье принцессы Алисы тоже не вызывала одобрения перспектива её брака с Наследником Российского Престола: принцесса Алиса в шестилетнем возрасте потеряла мать и воспитывалась в семье своей Бабушки, королевы Англии Виктории, которая очень любила Внучку, но имела весьма натянутые отношения с Императором Александром III. Потребовалось ещё пять лет ожидания и горячих молитв, прежде чем разрешение на брак было получено. Но главной причиной прошения Цесаревичем Божией помощи стало, конечно, не само разрешение на брак, а необходимый переход в Православие принцессы Алисы, которая была убеждена, что изменит Богу, если откажется от своей религии (протестантизма), поэтому только Бог мог дать Николаю Александровичу нужные для переубеждения Алисы слова, тем более, что она была не только глубоко верующей, но и хорошо образованной – доктором философии Оксфордского университета.
Казалось, многотрудные обязанности Наследника Престола заставят Николая Александровича принцессу Алису, а она, в свою очередь, забудет о нём (она заслуженно пользовалась вниманием всех коронованных женихов и Наследников Престолов Европы). Но забвения не случилось. Когда Александр III и Мария Феодоровна благословили Цесаревича Николая на брак с принцессой Алисой, она потеряла в 1890 г. отца и получила благословение на брак от своей Бабушки королевы Виктории. Оставалось последнее препятствие,- переход Алисы в Православие – в преодолении которого Николай Александрович не имел помощников, кроме Бога, Которорму он неустанно молился. Трудность положения подтверждает письмо Цесаревича к Марии Феодоровне из Кобурга, куда он ездил делать официальное предложение принцессе Алисе: «Говорили до 12 часов, но безуспешно, она всё противится перемене религии. Она, бедная, много плакала. Она плакала всё время и только от времени до времени произносила шёпотом: «Нет, я не могу…». Однако Николай Александрович верил в слова Спасителя: «Всё, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог». И он не прекращал молитв, чтобы обрести нужные Алисе слова для убеждения её, что Православие – не отступничество, не измена Богу, а приближение к Нему. И Бог дал просимое, чтобы он не просто выполнил предначертанное ему, но достиг долгожданного счастья силой своей воли и веры, прославления Православия и принятия в лоно Русской Православной Церкви ещё одной прекрасной души, которая даже перед лицом страшных испытаний и смерти (это всё случится потом) не предала ни Православия, ни России, ни русского народа. Там же, в Кобурге, в апреле 1894 года, когда Цесаревич Николай и принцесса Алиса гостили у Великой Княгини Марии Павловны, Николай Александрович увидел по глазам Алисы, что его любовь разделена, но счастья не будет, если у него не хватит душевных сил, чтобы убедить её принять Православие. И вдруг (он ведь не был богословом) нужные слова явились из самой глубины сердца, и он сказал: «Аликс, я понимаю ваши религиозные чувства и благоговею перед ними. Но ведь мы веруем в одного Христа; другого Христа нет. Бог, сотворивший мир, дал нам душу и сердце. И моё сердце и ваше Он наполнил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой жизни. Без Его воли нет ничего. Пусть не тревожит вас совесть о том, что моя вера станет вашей верой. Когда вы узнаете.., как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как величественны и великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения,- вы их полюбите, Аликс, и ничто не будет нас разлучать».
Взволнованный Николай Александрович не удержался от слёз умиления, а принцесса Алиса восприняла сердцем его убеждение, его волнение и умиление, она как-то вся преобразилась и шепнула с ответными слезами: «Я согласна». Об их помолвке было официально объявлено в тот же день, 8 (21) апреля 1894 года Только в полночь Цесаревич остался один и написал Марии Феодоровне: «Милая, дорогая, бесценная Мама. Ты не можешь себе представить, как я несказанно счастлив. Свершилось, я жених Аликс. …Что касается меня, то в течение этих трёх дней я всё время находился в самом тревожном состоянии. Одному Богу известно, что произошло со мной. Я плакал, как ребёнок, и она тоже. Но лицо её выражало полное довольство. Нет, дорогая Мама, я не могу выразить, как я счастлив, и в то же время как мне жаль, что я не могу прижать к моему сердцу тебя и моего дорогого Папа. Весь мир сразу изменился для меня: природа, люди, всё; и все мне кажутся добрыми, милыми и счастливыми. …Хотелось страшно посидеть в уголку одному с моей милой невестой. Она совсем стала другой: весёлою, и забавной, и разговорчивой, и нежной. Я не знаю, как благодарить Бога за такое благодеяние. …Прощай, моя дорогая Мама. Крепко тебя обнимаю. Христос с тобою. Горячо и от всей души вас любящий Ники».
По словам игумена Серафима (Кузнецова), о будущей русской св. Царице газеты Европы и России писали много лестного и справедливого, воздавая дань её природной внешней красоте и талантам. «Правда,- писал игумен Серафим,- она была скромная, но вместе с сим властная и малодоступная для людей праздных и бездельных. Она сама не любила пустой праздности и не выносила праздных людей». Наверное, нам никогда не понять, как после всего этого славословия та же самая пресса стала искажать чуть ли не каждый поступок св. Царской Семьи ещё при её земной жизни и совершенно беспочвенно клеветать и очернять её. Но таков удел истинных святых, а клевета – излюбленное оружие масонов…
Также не секрет, что многие наши современники легко приносили в жертву своим далеко не Божеским интересам любую веру и даже некоторые так называемые убеждения и принципы. Но не такова была принцесса Алиса, чуждая гордыни и самомнения, с детства приученная к скромности, ответственности за свои поступки и посильным делам милосердия. Ни то, что в пятнадцать лет она хорошо изучила историю, географию, литературу (одной из её воспитательниц была лично знавшая Гёте А.Текстон), искусство, естественные науки, математику, три языка (немецкий, французский, английский), ни классический и серьёзный круг чтения по истории и литературе, ни блестящее умение музицировать, ни степень доктора философии, словом, ничто не было для неё финишем. Решив стать Российской Императрицей и принять Православие, принцесса Алиса усердно занималась русским языком, а к учению нашей Церкви отнеслась так серьёзно, что своими трудными, глубинными вопросами ставила в тупик наставлявшего её священника Иоанна (Янышева), известного преподавателя нравственного богословия Петербургской Духовной Академии. Он говорил, что даже от богословов не слышал таких вдумчивых и глубоких слов о Вере Истинной, которые услышал от принцессы Алисы.
Ей ли, неосетованной нашей искупительнице, не быть примером для наших женщин, опьянённых ведущей в пропасть «свободой» неведомо от чего (уж не от Бога ли?)!..
(Продолжение следует).
Рецензии и комментарии 1