Черные, как смоль


  Сентиментальная
508
12 минут на чтение
12

Возрастные ограничения 16+



Егорка был непоседливым мальчишкой. И немного шкодливым. Именно поэтому, когда они с мамой приезжали на могилку к бабушке, ему было трудно усидеть на месте, пока мама зачем-то выдирала траву и говорила быстро-быстро что-то непонятное и тягучее. Егорка оставлял маму одну с её неинтересными занятиями, а сам убегал в лесок, который был в двух-трёх прыжках от могилки. Если мама ругалась за это, он бежал на поле, которое было в другой стороне и там гонял бабочек.

***

В этот раз Егорке некуда было убегать, да и не хотелось. Он стал старше и ему уже не нравилось, что мать называет его Егорка. С последнего их приезда многое изменилось на кладбище. Не стало леса, который был совсем рядом — от него осталась только небольшая береза и пара кустов. Вместо поля выросли небольшие холмы и бугры свежей земли с белыми камнями и деревянными крестами. Вокруг появились новые могилы — ухоженные и не очень. Большие и маленькие. Странные и неприметные. Про те могилы, которые выглядели хуже других — камни с именами на них, покосились, а некоторые и вовсе свалились, — мать говорила: “Это могилы плохих и неблагодарных людей. Они про своих родственников забыли, а сами небось глупостями всякими занимаются...”. Егор не слушал, потому что могила их бабушки не сильно отличалась от тех, с покосившимися камнями, но он не чувствовал себя неблагодарным или плохим от того, что редко приезжал сюда. Но с матерью не спорил. Просто слушал и кивал головой. Несколько лет прошло с тех пор, как он был здесь в последний раз. Могила бабушки сильно заросла и сорняки приходилось выкапывать небольшой садовой лопаткой — так глубоко они успели пустить корни. Управившись с сорняками, Егор терпеливо ждал, пока мать посадит привезенные цветы и прочтет молитву. Она прерывалась каждый раз, когда каркали вороны, крестилась и начинала снова. Егор достал ванильную самокрутку, закурил и стал смотреть вглубь кладбища, куда еще не добрались холмы свежевырытой земли. Видно было далеко — раньше обзор загораживал лес, о котором теперь напоминала только небольшая береза. От въезда на кладбище послышалось чуть слышное тарахтение — кто-то въезжал на машине. Затянувшись, Егор стал наблюдать за подъезжавшими машинами. Колонна из девяти иномарок блестела на солнце черными отполированными боками и медленно переваливалась через рытвины кладбищенской дороги. Егор решил, что должно быть хоронят какого-то авторитета. Иначе зачем тут взяться девяти дорогущим иномаркам? Мать Егора, увидев машины, снова прервала молитву, стала поспешно креститься и засуетилась, засовывая садовую лопатку в сумку с горшками из под цветов. В это время машины подъехали к небольшой березе и остановились. Из двух автомобилей, ехавших первыми, выскочили семеро молодцев в черных костюмах. Обступив две неприметные могилки, поставили небольшой раскладной стул рядом с надгробиями и очертив широкий круг, встали к ним спиной. Это выглядело так, будто бы они собрались защищать от кого-то черные камни. Из машины, ехавшей в середине колонны, вышел мужчина с бородой и волосами, черными как смоль. Глядя на него, мать Егора выдохнула, — “Снова этот джентльмен элегантный!”, — и отвернулась. Она сразу потеряла интерес, положила сумку на землю и стала читать свою молитву с самого сначала. “Элегантный джентльмен с бородой и волосами черными как смоль” открыл багажник самой большой из машин и вытащил что-то похожее на стремянку. Потом еще одну. Взял их под мышку и отнес к надгробиям. Поставил на землю и присев у могилок, отряхнул с камней листья. “С березы нападало” — подумал Егор. Мужчина встал и разложил стремянки, которые оказались какими-то подобиями высоких стульев. “Детские стулья..” — сообразил Егор и закурил еще одну самокрутку, продолжая наблюдать за происходящим. Вернувшись к машине, мужчина достал из багажника большого плюшевого медведя и лысую куклу, после чего вернулся к могилам и усадил их в стулья. Егор посмотрел на мать, но та, казалось, не замечала происходящего, смотрела в землю и тихо-тихо говорила что-то непонятное и тягучее. “Джентльмен с бородой и волосами черными как смоль” подсел к медведю и лысой кукле, достал из внутреннего кармана ложку и стал подносить её к головам сидевших в детских стульях игрушек. Он что-то говорил и улыбался. Егор чертыхнулся, обжегшись самокруткой, которая стлела до самых губ. Отбросив окурок, Егор потянулся за новой самокруткой. В портсигаре было пусто. Мужчина уже давно перестал кормить игрушки. Он что-то говорил, присев к могилам. Потом замолчал. Встал. И простоял молча какое-то время. Не долго. Точно не больше пяти минут. Затем взял в охапку игрушки и сел в машину. Семеро молодцев, как по команде, схватили стулья и запрыгнули в иномарки. Колонна из автомобилей сразу же тронулась и не спеша покатилась к выходу с кладбища. Егор посмотрел на мать — она закончила читать свою молитву и подняла авоську с садовой лопатой и горшками из под цветов. Закаркали вороны и порывистый ветер взлохматил волосы Егора. “Ну, пойдем” — мать взяла Егора под руку. Егор, сказав что догонит её, направился к двум неприметным камням-надгробиям у небольшой березы. “Какие бедные могилы” — подумал Егор подходя и разглядев их получше, про себя добавил — “Уж мог бы и раскошелиться”. Встав напротив черных камней, на то место, где недавно сидел “элегантный джентльмен с бородой и волосами черными как смоль” Егор прочитал: “Танюша” и “Ванюша”. Слева была могилка девочки, а справа — мальчика.

***

Мать Егора старела и уже не могла ездить одна на могилу к бабушке. Егор, сопровождая её, стал приезжать чаще — три-четыре раза в год. Каждый раз, когда они с мамой задерживались у могилы, он видел девять черных машин, которые приезжали к простым черным камням у небольшой березы и “элегантного джентльмена с бородой и волосами черными как смоль”. Он кормил игрушки в детских стульчиках, а после что-то ласково говорил могилам вслух.

***

Прошло много лет и Егорка стал уважаемым многими Егором Петровичем. Сколько всего изменилось в его жизни, сколько повидал и пережил он! Но что бы не случалось, каждую третью субботу каждого третьего месяца он приезжал на могилку к бабушке. И к маме. Посидев немного, он принимался за сорняки, которые изредка вылезали тут и там. Приведя все в порядок, Егор Петрович смотрел дальше, в сторону большой березы, отбрасывавшей тень на небольшие надгробия из простого черного камня. Егорка больше не встречал того элегантного джентльмена. Изредка, на неприметные могилки с черными надгробиями приезжали разные люди на дорогих машинах, молча стояли и уезжали, не оставляя цветов. Когда никого не было, Егор Петрович сам подходил к этим могилкам и стоял напротив них несколько минут, но никогда не больше пяти. Он всегда привозил с собой, надо сказать — специально для них, скромные цветы. Не потому, что они были дешевые, а потому, что Егор Петрович не хотел обидеть простые черные камни излишней вычурностью дорогих цветов. Иногда он покупал ромашки, а иногда — свежие гвоздики алого цвета. Если была весна — он покупал ландыши у старушек возле станций метро. Постояв молча, Егор Петрович делил цветы на три равные части и аккуратно укладывал их на надгробия из простого черного камня. Сначала Танюше, потом — Ванюше. А оставшиеся цветы — на такую же простую могилку элегантного джентльмена, с бородой и волосами, черными как смоль.

Свидетельство о публикации (PSBN) 412

Все права на произведение принадлежат автору. Опубликовано 26 Ноября 2015 года
В
Автор
Хочу писАть.
2






Рецензии и комментарии 12


  1. Глубоко. Черные, как смоль…
    1. День День 30 января 2017, 10:05 #
      1) Выражение «черные как смоль» является фразеологизмом, устойчивым сочетанием. Запятая здесь не нужна.
      2) "… убегал в лесок, который был в двух-трех прыжках от могилки". Как правило, кладбища огорожены забором. Если нет, то прописать.
      3) «поле, которое было в другой стороне и там гонял бабочек». Пропущена запятая.
      4) «Он стал старше и ему не нравилось» пропущена запятая.
      5) «осталАСЬ только небольшая береза И пара кустов». Речь идет о нескольких объектах, следовательно «остались».
      6) «камни с именами на них, покосились» лишняя запятая.
      7) Точка после слов матери «занимаются...» не нужна.
      8) Кивают только головой. Слово «голова» лишнее.
      9) «Могила заросла И сорняки приходилось» пропущена запятая.
      10) «вернулся к могилам и усадил их в стулья». Обычно глагол, местоимение или описание соотносится с последним встреченным в тексте существительным. То есть воспринимается это так, будто бы он могилы попытался усадить. Не совсем техническая ошибка, но глаз режет.

      В общем: мысли персонажа тоже должны быть обособлены.
      Запятые после восклицательного знака и кавычек, закрывающих речь, не нужны.
      "… подсел к медведю и кукле" — хорошо прозвучало, живой образ. И то, что мать героя крестилась каждый раз, как каркали вороны и начинала молитву сначала — интересная деталь, выделяет образ матери. И сильная вышла последняя фраза.
      1. Славик и Димон Славик и Димон 05 декабря 2018, 18:54 #
        Офигеееееть! А я читал и даже внимания не обратил на это всё! Строго вы его! Мне очень понравился смысл. Ставлю плюс!
      2. Владимир Алексеев Владимир Алексеев 04 марта 2017, 14:59 #
        У цыганских баронов свои причуды (никак иначе «со своей колокольни» не могу истолковать виденное Егором).
        Относительно оград у кладбищ (пункт 2 предыдущего рецензента) — огороженными бывают только погребения вблизи церквей и монастырей, и то не везде. Либо там, где церковь при кладбище порушена, а могилы остались. В целом всё написано узнаваемо, зримо. У нас повсеместно именно такие кладбища. Наблюдение в наблюдении, порождающее у каждого из читающих собственные мысли, почему бы и нет?
        «Он кормил игрушки...» в предпоследнем блоке текста, полагаю, стоит начать указательно-уточнительным словом «тот», а не местоимением «он», так как в предыдущих предложениях идёт речь о двух разных лицах мужского пола.
        1. Геннадий Федин Геннадий Федин 21 января 2019, 18:07 #
          Относительно оград кладбищ согласен с Алексеевым. Не огорожено.
          1. Я до конца произведения ждала, что он подойдёт к этому человеку и спросит об этих маленьких детях. Так интересно, какая у них была судьба и где их мать?? Что же случилось с детьми, автокатастрофе, болезнь, либо может пожар?? Но ответа нет, к сожалению. А так очень понравилось, отношение героя к могила, к памяти, к ритуала можно сказать. В душе кажется он не хотел быть плохим человеком, просто слова матери так сильно засели у него в голове, мама единственный авторитет, так как он рос без отца, и во всем я полагаю её слушался. И поэтому он приходил, чистил, не забывал. Может даже жил прошлым.
          2. Иван Ревяко Иван Ревяко 31 мая 2017, 20:52 #
            Печально-меланхоличное произведение. не скажу, что сильно, но тронуло. слегка простовато, но идея хорошая. продолжайте в том же духе! с наилучшими пожеланиями!
            1. Тильда Тильда 04 декабря 2018, 00:44 #
              Мне понравилось. Оказывается и о кладбище можно интересно написать
              1. Васси Васси 04 декабря 2018, 14:30 #
                Благодарю! ;)
              2. Анна Анна 07 июня 2019, 11:15 #
                Интересное начало повествования истории, читать продолжу, но хотелось ы прокомментировать момент, когда Егорка остановился и почувствовал эту безысходность — некуда бежать, остались лишь могилы. Здесь очевидно отсылка на явление хищничества нашего общества в отношении людей, которых оно считает бесполезными, а это далеко не так… Нет этих бесполезных людей, это плацебо, плацебо в которое мы верим и издеваемся просто так, просто помому что от нас будто больше пользы, но задумайтесь — жизнь может прижать любого, но я пока не вижу в прозе автора осуждения или хотя бы его противоборства этому моменту в нашем обществе, если есть, я обязательно оценю, однако мне понравилось хотя бы то, что он рискнул этот момент в этом символе отразить как мальчика, стоящего на кладбище с этим чувством. Спасибо, если прочитали моё первое впечатление, БУДУ ЕЩЁ КРИТИКОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ. оСТАЛЬНЫМ ПРОКОМЕНТИРОВАВШИМ ОТМЕЧУ, ЧТО АВТОР СТАРАЛСЯ и он хотел бы, чтобы вы поняли то, что он хочет передать в произведении а не видеть вашу отписку про запятые. Кого они волнуют? Надо читать произведение, хотя да, запятые тоже имеют скрытый смысл, может он их специально пропустил для оригинальности пунктуации произведения? Вы будете критиковать нарисованную картину, если художник решил нарисовать солнце фиолетовым? Нет — не будете и тут тоже самое, лучше бы написали о том, что вам понравилось, чтобы автор понял что ему развивать, а что можно игнорировать…
                1. Вячеслав Вячеслав 07 июня 2019, 13:16 #
                  Кладбище… Огораживать его или нет — сугубо авторское явление. В сёлах и деревнях никаких оградок там нет, только могильные.

                  Описанная картина живая — сразу вспоминаю свои походы на кладбище, как в детские годы, так и в нынешние. Знакомо, близко, и немного грустно (совсем щущуть). Хорошо проработаны панорама и образы.

                  По поводу пунктуационных замечаний правильно, в общем и целом. Я бы еще добавил такие моменты, как повторение с садовой лопаткой и цветочными горшками — если один раз уже показали это, смысл повторного уточнения; и еще «большая береза и небольшие надгробья» — оставьте просто надгробья.

                  Пунктуация — один из самых сложных разделов русского языка, и пишущему человеку нужно в нем разбираться, иначе, это просто неуважение к родному языку. Правила можно нарушать, но делать это надо умеючи, чтобы только самый въедливый глаз мог их заметь, и так, чтобы возникали сомнения — правильно ли тут запятая стоит или нет? (думающий самйлик) Это как с ПДД — опытные водители нарушения делают грамотно, чтобы их никто не видел.

                  Про фиолетовое солнце — разбирался бы я в живописи, есснно, осуждал бы. Ясное дело, если художник какой-нибудь абстракционист (не путать с эксгибиционистом!) или психоделик, пусть хоть черное солнце рисует. Пикассо, до того, как стал кубистом, рисовал обыкновенные пейзажи, набивал руку. И в прозе нужно делать точно так же — набивать руку и учить «мат.часть», строго следовать правилам орфографии и пунктуации. А когда все выучено, изучено и вжилось в подкорку, автор добился маломальской известности — тогда и можно правила нарушать, и кубистом становиться, и в гонщики идти.

                  Писательство — занятие трудное. Нужно уметь и образ красивый сделать, и предложения по правилам составить. Не один редактор или корректор никогда не порекомендует безграмотно написанный текст с идеальным сюжетом и персонажами в печать, потому что попросту не увидит всей этой красоты за банальными школьными ошибками. На одном таланте без фундаментальных знаний грамматики далеко не уедешь, максимум, выкладывать тексты в свободном доступе на сайтах, подобных этому. Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом!

                  Удачи!
                  Работаем.

                  П.С. попробуйте ресурс «свежий взгляд».
                  1. Анна Анна 08 июня 2019, 10:14 #
                    Если только с акцентом на то, что солдат должен стремиться стать генералом в его случае, я с вами соглашусь. Но в целом чёткая пунктуация не всегда уместна, потому что запятая как знак препинания придумана, как элемент осмысленной паузы. Может автор специально их не поставил, чтобы не делать эту паузу? Вы об этом не задумывались? Видно же, что человек грамотный да и на печать его не пустят с ошибками наши параноики, но я не могу сказать, что написано бездарно или плохо, тут не солдат а лейтенант писал, которотко и столько общественных проблем обусловлено. В кратце описана жизнь обычного мужчины, который был мальчиком и посещал могилу его бабушки. Так же тут поднимается проблема предрассудков в вере, поднимается проблема смертей детей и слабых, поднимается проблема смерти основ семьи как таковых и смерти добра, как этих двух детей, могилы которых посещают богатые люди. Очень сильно написал, но хочется продолжение, хочется это видеть более развёрнуто, видно автор скромный человек, который совершил маленький моральный подвиг. Я его искренне поздравляю.

                  Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

                  Войти Зарегистрироваться
                  Снова этот день 4 +5
                  Сознание доставить живым 3 +2